ФОЛЬКЛОР – НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ. РАЗЫГРАЙ ПЕСНЮ.
методическая разработка по музыке на тему

Бедарева Наталья Борисовна

конспект урока "Фольклор - народная мудрость. Разыграй песню"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklor._razygray_pesnyu.docx18.85 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока:

ФОЛЬКЛОР – НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ. РАЗЫГРАЙ ПЕСНЮ.

Цель: Расширение и углубление знаний о русском фольклоре.

Задачи:

личностные:

- развитие музыкально-образного мышления;

-развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективной работы;

образовательные:

-умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе познавательных мотивов и интересов;

-освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства.

развивающие:

- развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти, слуха), ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения.

воспитательные:

-воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира.

коммуникативные:

- умение выражать свои мысли;

-умение слушать и понимать собеседника;

- продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении различных творческих задач.

Ход урока:

1. Организационный момент.  Музыкальное приветствие.

2. Актуализация знаний учащихся на уроке по теме.

- Слушание песни «Волшебный цветок».

- Волшебный цветок. Есть у русского народа «живой цветок», который сказки сказывает, потешает, поёт, развлекает, веселит и учит. У этого цветка вместо лепестков – сказки, загадки, потешки, песни, пословицы, были и небылицы, сказки.

- А может, кто из вас знает, что это за чудесный цветок? (фольклор)

3. Изучение нового материала. Понятие «фольклор». В переводе с английского «фольклор» - народная мудрость.  

-Почему мы называем фольклор устным народным творчеством?

1. Первый лепесток. Загадки.

2. Второй лепесток. Заклички.

Заклички – песенные обращения к силам природы: солнцу, дождю, радуге. Заклички тесно связаны с соответствующими обрядами, к ним относят и новогодние пожелания, и рождественские  колядки, и песни-веснянки: каждая такая закличка содержит конкретную просьбу, это попытка с помощью песенки воздействовать на силы природы, от которых во многом зависело благополучие и детей, и взрослых в крестьянских семьях.

Эти произведения – своеобразный способ общения с окружающим миром, в частности, с миром природы.

- К кому обращаются в закличках? ( солнцу, дождю, радуге.)

Распевание. Исполнение закличек – «Осень», «Веснянка».

3. Третий лепесток. Пословицы.

- среди древнейших по происхождению жанров устного народного творчества – пословицы и поговорки. В течении многих веков накапливались в языке народа образные выражения. Что такое пословица? Пословицы – произведения фольклора, в котором выражена народная мудрость.

- Отгадайте, какие пословицы спрятались на экране?

4. Четвертый лепесток. Приговорки.

 - к закличкам примыкают приговорки – короткие стихотворения обращения к животным, птицам, растениям.

 - к приговоркам относят и всем известное обращение к кукушке: « Кукушка-кукушка, сколько мне жить?» По своему происхождению заклички и приговорки восходят к древним заклинаниям и заговорам, с помощью которых наши предки пытались повлиять на силы природы.

5. Пятый лепесток. Считалки.

В старину очень любили играть в самые разные игры. Счетом решали кому водить. Считалку отличает четкий ритм.

6. Шестой лепесток. Песни.

Много у народа разных песен- колыбельных, свадебных, хороводных и др. Их поют на праздники и в дни печали. Какие колыбельные вы знаете?

 - исполнение песни « Колыбельная медведицы»

 - хороводные песни : А мы просо сеяли», « Бояре, а мы к вам пришли»

 - слушание и разучивание песни « Со вьюном я хожу».

 - Итог урока. Фольклор – народная мудрость, передаваемая из поколения в поколения, народная ценность и традиция. На уроке мы познакомились с примерами фольклора.

 - Домашнее задание: подобрать примеры произведений фольклора.

 - Выставление оценок.

- Выход из класса под музыку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мудрость старца. ("Песнь о вещем Олеге" А. С. Пушкина)

Художественный смысл баллады Пушкина о могучем князе Олеге, о его верном коне и о мудром «вдохновенном кудеснике», как и поэтическое содержание многих других пушкинских шедевров, многогранен. Ра...

Фольклор. 8 класс.ЛИРИЧЕСКАЯ ПЕСНЯ. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ.

Разработка урока о народных песнях.Сопоставительный разбор  лирических  песен. Самостоятельная  работа  над анализом исторических песен....

Технологическая карта урока по предмету "Музыка" во 2 классе. Раздел "Гори, гори ясно, чтобы не погасло". Тема "Фольклор - народная мудрость".

Данная публикация представляет собой технологическую карту открытого урока, в которой последовательно изложены разделы урока и соответствующие им УУД. Урок знакомит учащихся с народным тврочеством, на...

Игра - викторина "Народная мудрость в фольклоре разных стран".

Игра предназначена для среднего и старшего школьного возраста. Всегда воспринимается учениками с большим интересом, проходит энергично, весело. Очень полезна для повторения русского и английского фоль...

Викторина "Народное творчество и народная мудрость"

Приобщение детей к народному творчеству, освоение народных ценностей...

Методический паспорт проекта урока на тему: «Разыграй песню»

Паспорт методической разработки проекта урока "Разыграй песню", в рамках реализации ФГОС в начальной школе. Метапредметность на уроках музыки....