Мудрость старца. ("Песнь о вещем Олеге" А. С. Пушкина)
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме
Художественный смысл баллады Пушкина о могучем князе Олеге, о его верном коне и о мудром «вдохновенном кудеснике», как и поэтическое содержание многих других пушкинских шедевров, многогранен. Раскрыть его во всей полноте на одном-двух уроках, - да еще на относительно ранней стадии эстетического развития школьников, - вряд ли осуществимая задача. Поэтому я, педагог-практик, предпочитаю сосредоточить внимание учащихся преимущественно на какой-либо одной стороне этого смысла, открывающей возможности для того, чтобы увлечь их сопереживающим размышлением над вопросами, особенно значимыми как для собственных интересов детей, так и для перспектив их духовного роста. Некоторые другие грани идейно-художественного богатства текста затрагиваются попутно – и таким образом, чтобы оставить след в душе школьников, побудить к самостоятельному периодическому перечитыванию произведения и к раздумьям над «недоговоренным» на уроках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mudrost_starca.docx | 42.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Андреева Алла Юрьевна,
преподаватель ГБОУ СОШ № 353
им. А.С. Пушкина г. Москвы
Тема урока: Мудрость старца. («Песнь о вещем Олеге» А. С. Пушкина
Цели урока:
развивающие:
-пробуждать активность каждого ученика, создавая на уроке проблемные ситуации, актуализирующие изучаемый материал;
-формировать навыки исследовательской работы: умение работать над художественным образом и средствами его создания;
- уметь делать выводы об авторской мысли и быть готовым высказать свою точку зрения по этому поводу;
воспитательные:
-способствовать пониманию того, что дружба и верность друзей – главные достоинства человека;
-побуждать учеников вникать в субъективные и объективные причины тех или иных поступков людей, попадающих в ситуацию нравственного выбора;
-воспитание культуры дискуссионной беседы: уважительного отношения к собеседникам, толерантности в решении проблем.
образовательные:
-обеспечить знание текста, композиции и системы образов пушкинской баллады;
-обеспечить знание историко-культурных сведений о времени, описанном в «Песне о вещем Олеге» - периоде Средневековья конца IX – начала X века;
-обеспечить понимание особенностей мышления и ценностей людей того времени;
осмысление того, что вопросы, поднимаемые русской классикой, поднятые Пушкиным в его балладе, актуальны до сих пор.
-обеспечить в ходе урока повторение и закрепление литературоведческих понятий: строфа, эпитет, частотность словоупотребления.
Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений, навыков.
Методы обучения: работа с поэтическим текстом: беседа по проблемным вопросам, комментированное чтение и элементы поисково-исследовательской деятельности учащихся.
Методическое оснащение урока: презентация, подготовленная учителем.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение баллады наизусть (по частям). Опрос 2-3 учащихся
II. Осмысление названия темы «Мудрость старца» по проблемным вопросам. (Слайд 2)
-Какой вопрос возникает у вас при осмыслении названия темы урока?
-Мудрость – к а к о г о старца?
- Естественно – кудесника.
-Но в балладе появляется (не случайно – уже поседевший!) ещё один старик . Кто он?
-Сам князь Олег. Прозревший, запоздало раскаявшийся.
Вопрос (по ситуации – от самих учеников или от учителя), уточняющий основные проблемы урока.
– В чём именно состоит «мудрость старца»? Если это о волхве, то в том ли только его мудрость, что он предсказал, какая смерть постигнет князя? А если речь идёт о самом князе, то в том ли его мудрость, что он решил обезопасить себя, расставшись с конем, от которого ему была предсказана гибель?
Размышления над житейскими этическими ситуациями. (Слайд 3)
Ситуация первая:
– Вам сказал сторонний человек, что ваш давний друг способен вам навредить. Ваша реакция?
Ситуация вторая:
– Не исключено, что ваша прочная дружба с кем-то может стать для вас источником какой-либо угрозы для вас. Ваше поведение?
Доверительная беседа: обдумывание, обсуждение, сомнения…
Экспресс-анкетирование с целью выявление некоторых сторон первичного восприятия пушкинского творения. ( Записать ответы максимально сжато.) (Слайд 4)
1. Назовите положительных героев «Песни…».
2. Кратко охарактеризуйте решение Олега выделить коню отборное зерно, княжеские луга, дорогие попоны и другие блага.
3. Как вы думаете: почему кудесник изрек князю такое пророчество?
Заслушивание трех-четырех ответов.
Углубленная работа с текстом баллады
(Работа ведется поэтапно: сначала – над первой частью баллады, потом – над второй и третьей. Но отдельные детали извлекаются, если нужно, из всего текста баллады).
I этап
Каков он, «вещий Олег»? ( Слайд 5)
-Большинство назвали положительным героем самого князя Олега. Попробуем убедиться, так ли это? Какими изобразительными средствами создается его образ?
Целевое перечитывание текста.
– Образ создаётся описанием. Портретом. Речевой характеристикой. Словами кудесника. Поступками. Взаимоотношением с окружающими…
Уяснение способов создания поэтического образа.
– Начнём характеристику князя с портрета и его деталей.
Поисковое повторное перечитывание.
– «Могучий Олег» – воин, во всеоружии. Одет в грозную цареградскую броню…
– Рядом – дружина, под ним – крепкий конь. Вид устрашающий! «Не бойся меня», – говорит он старику.
–А теперь попробуйте найти некоторые слова-ключи, приоткрывающие авторское отношение к герою.
– «Чело», « взор» – так говорят об очень уважаемом, достойном человеке.
–Иногда автор описывает его и как обыкновенного человека, с понятными любому смертному сомнениями, растерянностью, переживанием: «усмехнулся», «омрачился думой», «угрюмый», «гладит коня прощальной рукой»…
Речевая характеристика героя
Учителю на заметку: учащиеся должны почувствовать легкую иронию, таящуюся в словах «На радость соседей-врагов»; снисходительность и в то же время уважительное отношение к собеседнику: «любимец богов»; щедрость Олега. «Скажи мне всю правду», – просит князь. Дети слышат за этой фразой и то, что князь, видно, привык к лести и подобострастию, а от кудесника он ждет иного - искренности. Когда он говорит о кудеснике «Ты лживый, безумный старик», он несправедлив, потому что пытается свою вину переложить на другого, а он когда-то сам сделал свой выбор.
Задание: дать предварительную характеристику героя баллады.
– Этот властный воитель обласкан судьбой. Им покорены народы, города, его щит – «на вратах Цареграда». В принятии решений смел, решителен, даже жесток. Сёла и нивы непокорных недругов «обрек он мечам и пожарам». Но он – патриот, он всегда думает о своем княжестве, защищает его от «соседей-врагов», храбро сражается за его честь и славу.
Историко-культурные факты. Информация для учителя и учеников
Княжение Олега относится к концу IX – началу X века. Средневековье. Славянские племена исповедуют язычество. Люди верят в то, что волхвы, колдуны умеют угадывать судьбу, волю богов, могут управлять силами природы.
Внимание – афоризм!
Обращаем внимание учащихся на крылатое выражение – «Щит на вратах Цареграда» (чтобы ученики поняли эту аллюзию). Во времена Пушкина, когда только что вышла «История государства Российского» Н. М. Карамзина, запечатлевшая и «бытие могущественное» князя Олега, основоположника древнерусского государства, объединителя, покорителя, защитника, одна эта строка заменяла для любого образованного человека целую главу полулегендарного сказания.
Историческая справка
Константинополь (Царьград, впоследствии - Стамбул), столица Византии, в 907 году впервые признал поражение от варваров. Это был победоносный поход Киевского князя Олега. Греки были признательны князю Олегу за рыцарское отношение к ним. Город не был разрушен, а храмы не были осквернены. Словенский князь был истинным рыцарем, чего не скажешь о "рыцарях" Запада, осквернивших святую Софию в 1204 году. Олег прибивает свой щит на Золотые Врата Царьграда. В то время это означало триумф победителя и право собственности на добычу в городе, взятом "на щит". Но князь Олег, объявляя город своим трофеем, избавляет Царьград от разграбления.
Словарная работа.
*Хазары – кочевой народ, обитавший тогда на юге Руси, их набеги не раз отражал могучий князь Олег.
Ключевой эпитет в характеристике.
-Вспомним, что Олега Пушкин называет … ( учащимся самим необходимо выделить и произнести пушкинское определение.)
– …вещий!
Учительское дополнение к сказанному: летописные источники говорят о том, что так почётно его поименовали уже после смерти…
– Ваше понимание слова «вещий» в контексте первой части баллады?
– Вещий – предвидящий будущее. Да, Олег как воин именно вещий. Он, явно предвидя результаты, принимает победоносные решения.
–Здесь вещий – еще и мудрый, хитрый, проницательный.
–Он побеждает только благодаря этому? Приведите факты текста.
– У него хорошая поддержка – могучая дружина. И верный конь…
– Мы еще поговорим о коне. А пока обратимся ко второму герою баллады…
Вдохновенный кудесник (Слайд 6)
-Охарактеризуйте его.
– Кудесник стар. Уйдя от мирской суеты в отшельничество, он живет напряженной духовной жизнью, насыщенной размышлениями о высоких богоугодных истинах. Он хорошо знает людей. Удалившись от них, он думает о них, о превратностях их судеб. Он знает весь доблестный путь князя Олега.
-Случайна или нет встреча кудесника с Олегом?
Перечитать текст и ответить аргументировано.
-Скорее всего, встреча не случайна. Кудесник идет «навстречу ему». Идет вдохновенный. То есть, скорее всего, уже настроенный на разговор с князем.
Вслед за выразительным эпитетом!
- Людей каких профессий Пушкин мог охарактеризовать таким эпитетом?
-Поэта… Певца… Художника… Композитора… Артиста….
-Вслушаемся еще раз в первые строки речи кудесника, обращенной к князю:
«Волхвы не боятся могучих владык,
И княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен…»
Интригующая документальная справка (пытливым на заметку!)
В рукописи, предназначенной для типографического набора, Пушкин сделал указание: «В «Песни о вещем Олеге» строфа «Волхвы не боятся…» и пр. <очее> должна быть означена «-» <знаком тире>. Это ответ кудесника, а не мои рассуждения».
- Что вы думаете по этому поводу? Почему Пушкин уточнил пунктуацию?
Скорее всего, придётся ответить самому учителю:
-Конечно, на самом деле слова кудесника выражали мысли и чувства, близкие самому Пушкину. Он считал, что настоящий, вдохновенный поэт, такой, как он сам, тоже не боится «могучих владык». И язык поэта – тоже правдивый, свободный и вещий. А примечание он сделал «для отвода глаз». Например, для жандармов, которые за ним следили, для цензуры, которая могла снова уличить автора в вольнолюбии. Ведь «Песнь о вещем Олеге» написана Пушкиным в 1822 году – в ссылке…
-Дополните характеристику кудесника.
-Это мудрый и вдохновенный старец. Он смел и независим, не боится «могучих владык» и говорит всё им прямо в лицо. Покорен он только верховному божеству – Перуну; а перед земными властителями он стоит, как сам Пушкин, с высоко поднятой «главою непокорной». Он чувствует и осознаёт свое духовное величие («с волей небесною дружен»).
-Свой язык он называет «вещим»… Смысл?
-Он знает судьбу наперед…
-Откуда у него это знание? (Слайд 7)
-От Бога…
-А может быть, он глубоко знает людскую психологию? И то, что испытание славой – «каверзная» вещь. Её ослепительный блеск порой способен затмить многое жизненно важное для человека. Не на этом ли знании строится предвидение им человеческих поступков и возможной судьбы, зависящей от этих поступков?
II этап
(От слов «Олег усмехнулся…» до слов «…князю другого коня подвели».)
Главное испытание (Слайд 8)
-Почему тогда мудрый старец произносит хвалебные слова княжеским победам?
-Потому что это реальность, историческая заслуга князя неоспорима. Кудесник не кривит душой.
-Внимание! Тогда почему же, воздав должное славному князю, волхв перешел к хвале его коню?
-Чтобы ещё раз напомнить князю, какой у него верный товарищ! Своей хвалой верности коня волхв как бы готовит князя к испытанию, возможно, предостерегает его от неверного решения.
-Какому именно испытанию?
Дискуссия о том, что же было делать князю?
Обычно происходит размежевание на сторонников «самосохранения» князя и на не допускающих таких поступков подобной ценой.
Вопрос, рассчитанный на сотворческое воображение: (Слайд 9)
-А как князь представлял себе ту смерть, которую он будто бы мог «принять от коня своего»?
-В разгаре битвы конь так рванулся, что князь не удержался и упал под его копыта…
-Князь ранен, упал на землю, а конь по инерции продолжал свой бег, оставив хозяина на поле битвы…
-Во время ночлега князь подошел к коню, но тот в темноте не узнал его и нанёс копытом смертельный удар…
Третий – центральный – герой баллады
-Во многих предложенных вами вариантах судьба князя целиком зависит от решения одного вопроса – каким же был его конь? На вопрос - какой? - в языке отвечают прилагательные-определения, а в художественной литературе , в поэтической речи, они становятся эпитетами. В «Песни о вещем Олеге» чаще всего, пожалуй, характеризуется эпитетами именно конь князя Олега! Найдите сначала те «его» эпитеты, которые встречаются в стихотворении по одному разу.
Результаты поиска:
-«Смирный». «Ретивый». «Бурный». «Игривый». «Одинокий».
- И даже о костях коня сказано автором – «благородные»…
-Какой эпитет, характеризующий коня вещего Олега, повторяется несколько раз?
-Верный!
Работа с текстом. Привести строки с этим эпитетом. Где они встретились?
-В начале баллады: «Князь по полю едет на верном коне».
-В момент прощания князя с конем: «И верного друга прощальной рукой / И гладит, и треплет по шее крутой».
-В прощальном обращении князя к коню: «Прощай, мой товарищ, мой верный слуга, Расстаться настало нам время…»
Обобщение учителя.
-Да, это очень точный эпитет. В русском фольклоре у коня обычно был другой постоянный эпитет: добрый конь. И в балладе о князе Олеге эпитет верный появился не сразу. Сначала, в черновике, у Пушкина было: «Он по полю едет на смирном коне». А найденное потом слово верный стало сквозным мотивом всего стихотворения.
На это стоит обратить внимание!
Историко-культурный комментарий
Пушкин показал особую роль коня в жизни кочевого воинствующего народа. Воина хоронили с конем – верным спутником воинской жизни, большую часть которой воин древней Руси проводил в седле (обряд этот упомянут в «Песне…»). В речи князя, обращённой к волхву, конь выступает как высшая ценность в сознании людей того времени, как мера высочайшей княжеской щедрости! А затем он вообще оказывается в самом центре сюжета: от него, от его качеств, от его судьбы, от отношения князя к своему «верному товарищу» зависит разрешение конфликта, жизнь или смерть самого князя.
III этап
Трудное – и роковое – решение… (Слайд 10)
-Удовлетворён ли князь тем решением, которое, как ему кажется, он вынужден принять?
-Нет. Ему это сделать очень трудно. Он угрюм, говорит другу трогательные слова, гладит друга прощальной рукой! (Слайд 11)
Дополнительная информация:
Привязанность князя к коню действительно была свойственна пушкинскому Олегу. Поэт писал А. Бестужеву: «Тебе, кажется, Олег не нравится; напрасно. Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия…»
-Но насколько глубока привязанность князя к своему «верному товарищу»? Нет ли уже в первой части намека на то, что он внутренне готов расстаться со своим конем?
- Обещание кудеснику: «В награду любого возьмешь ты коня».
-Наверное, в этот момент князь и не подумал о с в о е м коне. Но «любой» - значит и этот тоже. Княжеское слово не произносится необдуманно…
-А теперь вернёмся к тем вариантам возможной гибели от коня, которые могли промелькнуть в сознании князя Олега? Мог ли бы так поступить т а к о й конь в подобных ситуациях?
-Нет, «верный товарищ» так поступить не мог…
-А как вы думаете: отчего умер конь князя Олега?
-От старости?..
-Нет. «Мой конь и доныне носил бы меня», - сожалеет князь. Конь умер от бездействия, а главное – от тоски по хозяину, другу.
В творческой лаборатории поэта
-У Пушкина в черновике прямо сказано: «Тоскуя заснул непробудным он сном». Потом автор изменил строку «Давно уж почил….». Видимо – в расчёте на то, что читатель задумается о судьбе «верного друга» князя и сам догадается о причинах смерти коня.
-Имел ли князь основания для того, чтобы усомниться в друге?
-Нет! Никогда. Сам князь называет его неоднократно верным другом: сначала – товарищ, а уж потом – «мой верный слуга». И вот, по первому навету…
К выводам (Слайд 12)
-Итак, прощание было сердечным, а память стала сердечной болью…Подумаем: почему убелённый сединой князь в минуту торжественных воспоминаний вновь спрашивает о коне?
-Он стар. Рядом нет боевого друга. Торжество боевых побед не заменили товарища. Место коня в судьбе князя, видно, было значительно. Грех предательства мучил его до старости…
-Пришло время старости, подведения итогов прожитой жизни. Пора вести счет её потерям.
-Представим себе душевную трагедию князя, когда он узнаёт о смерти своего коня. Какие слова, может быть, находит он, чтобы осудить свой поступок?
- Откупился. Предал друга…
Новое смысловое наполнение эпитета «вещий». (Вывод делается сообща)
В свое время князь оказался очень недальновидным, усомнился в очевидной верности друга. Но позже, с возрастной мудростью, пришло покаяние. Он опять произносит «вещие» слова, но направленные не на предвиденье будущего, а на прозрение прошлого. И словно за предательство дружбы князь наказан роковой смертью: не в бою, а бесславной - от укуса змеи.
Сформулируйте основную художественную идею баллады.
-Пушкин утверждает ценность дружбы во всех проявлениях: будь то дружба человека с его четвероногим товарищем…
-Автор утверждает: нет прощения и оправдания неверности в дружбе, предательству…
-Хотя слава - отрада великим людям, но она не заменяет истинно человеческих чувств.
Обобщение учителя:
-Это нравственный урок седой истории, запечатленный навек древними летописями и поэтически преображенный вдохновением великого художника слова…
-Проверим по тексту справедливость наших суждений. Вдумаемся в смысл последней строфы. (Слайд 13)
Мы вновь встречаемся на похоронной тризне Олега с его друзьями, дружинниками, верность которым князь сумел сохранить. Обратим внимание на то, что не его одного поминают бойцы, а «битвы, где ВМЕСТЕ рубились ОНИ»
Память сподвижников сохраняет его как верного друга. А его поступок учит и сверстников его и потомков.
Дом. зад.: написать эссе «Испытание верности»
Методическая разработка участвовала
во Всероссийском фестивале педагогических идей
«Открытый урок» 2013 года
(сайт Первое сентября)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
А.С.Пушкин "Песнь о Вещем Олеге"
Читаем, думаем, спорим – действия, составляющие основу урока литературы. Урок по теме «А.С.Пушкин «Песнь о Вещем Олеге » и её летописный источник» является одним из уроков в изучении творчества велик...
Инновационные подходы к изучению баллады А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» в сравнении с летописными источниками из « Повести временных лет» (урок- исследовательская лаборатория «Черты истории и славянской древности в балла
Данная статья написана на основе урока литературы по изучению баллады А.С.Пушкина "Песнь о вещем Олеге",проведённого в 7 классе в форме исследовательской лаборатории....
Презентация по литературе А.С. Пушкин " Песнь о вещем Олеге".
Презентация по литературе А.С.Пушкин " Песнь о вещем Олеге",в коррекционной (специальной) общеобразовательной школе-интернат I,II вида....
Тема судьбы в балладе А.С.Пушкина "Песнь о вещем Олеге"
Урок литературы(с презентацией) в 7 классе.Рассчитан на 2 ч....
Презентация. "Песнь о вещем Олеге" А. С. Пушкина в 7 классе. Приложение к конспекту урока "Мудрость старца".
В ряду многих задач, которые я ставила перед собой, готовясь к учебному освоению «Песни о вещем Олеге» в седьмом классе, решила особо выделить углубленное рассмотрение нравственных вопросо...
План- конспект урока по литературе"Поэтическое мастерство А.С. Пушкина." Песнь о вещем Олеге".
План- конспект урока по литературе " Поэтическое мастерство А.С. Пушкина."Песнь о вещем Олеге"....