Деятельность учащихся на уроке музыки в условиях инновационного развития общего образования.
статья по музыке на тему
доклад "Деятельность учащихся на уроке музыки в условиях инновационного развития общего образования"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Деятельность учащихся на уроке музыки в условияхинновационного развитияобщего образования. | 28.54 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Деятельность учащихся на уроке музыки в условиях инновационного развития общего образования.
Учитель музыки МОУ СОШ№3 Бедарева Н.Б.
Инновационная деятельность рассматривается как преобразование содержания образовательного процесса, направленного на повышение качества знаний учащихся, обеспечение их всестороннего личностного развития. Сегодня обществу нужна творческая личность, умеющая планировать будущие действия для достижения целей, понимающая высокую ценность образования и обучения, с развитым творческим мышлением. Важнейшая задача эстетического воспитания в школе – развитие в учащихся творческого потенциала.
Основной задачей предмета “Музыка” является формирование и развитие эстетических и духовно-нравственных качеств личности, музыкально-творческих способностей. Музыкальная педагогика призвана решать задачу “приближения к переживаниям” общественно значимых событий и процессов как первейшую среди многих других задач. Именно эти задачи и выводят урок музыки на особое место в учебном процессе, как важнейший урок по воспитанию нравственно-духовных ценностей современного школьника. Поэтому, чрезвычайно важно, чтобы каждый урок музыки проходил плодотворно и эффективно.
Чтобы творческие проявления детей на занятиях имели целенаправленный, активный и эмоциональный характер, необходимо следующее:
- отбирать такой музыкальный материал для урока, который может явится основой формирования конкретных творческих навыков и в то же время отвечать дидактическим требованиям;
- использовать приёмы, методы и формы работы, способствующие созданию на уроке атмосферы творческой активности, заинтересованности, непринужденности;
- выбирать приёмы показа образцов творчества в различных видах музыкальной деятельности учащихся;
- различным образом импровизировать;
- разрабатывать и внедрять серии творческих заданий;
- устанавливать наиболее рациональные пути взаимодействия видов деятельности на каждом уроке, исходя из темы;
Эффективность урока во многом зависит от использования учителем разнообразных видов деятельности. К ним можно отнести: слушание музыки, интонационно-образный анализ; исполнение произведений; пластическое интонирование; “перевод” (умение перенести художественный образ, смысл произведения с одного вида искусства на другой); игра; моделирование; проектная деятельность; участие в концертах, конкурсах, фестивалях. Все перечисленные виды деятельности стараюсь использовать на своих уроках и внеурочной деятельности.
В основе слушания музыки лежит интонационно-образный анализ, который ведет к осмыслению произведения, пониманию его содержания, основной мысли произведения.
“Интонация – зерно произведения” (Д.Б.Кабалевский). На основе интонации рождается музыкальный образ. Соответственно, задача учителя музыки состоит не только в развитии вокально-хоровых данных учащихся, а, прежде всего, воспитать подготовленного активного слушателя. Учиться слушать музыку учащиеся должны непрерывно на протяжении всего урока: и во время пения, и во время игры на инструментах, и в моменты, требующие наибольшего внимания, сосредоточенности и напряжения душевных сил, когда они выступают в роли слушателя.
Понимая проблему развития музыкального восприятия, я на протяжении всего занятия побуждаю детей прислушиваться к звучащей музыке. Только тогда, когда дети будут чувствовать и осознавать характер музыки, выражать его в своей творческой деятельности, приобретённые навыки и умения пойдут на пользу музыкальному развитию.
Творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Слушая музыку, ребёнок всегда слышит не только то, что в ней самой содержится, что заложено в ней композитором (и, конечно, исполнителем), но и то, что под её влиянием рождается в его душе, в его сознании, то есть то, что создаёт уже его собственное творческое воображение. Так, прослушанное произведение рождает в нём сложный сплав объективного содержания музыки и субъективного её восприятия. К творчеству композитора и творчеству исполнителя присоединяется творчество слушателя!
Воображение у ребят, особенно младшего школьного возраста, как правило, яркое, живое, и «музыкальные картинки» они слушают с удовольствием.
Иногда я прошу их слушать с закрытыми глазами, чтобы не отвлекаться, а увидеть музыку в своём воображении. Вот, например, при прослушивании произведения «Три подружки» Д.Б. Кабалевского предлагаю детям по музыкальному характеру придумать имена трём девочкам.
После прослушивания 1-го фрагмента дети определяют характер музыки, темп, приём звуковедения, динамику, регистр и придумывают имя этой девочке. Ребята почти всегда сразу называют имя – «Плакса»; иногда «Грустинка», «Рёва».
Прослушав и разобрав музыку 2-го фрагмента, придумывают такие названия, как «Веселушка», «Хохотушка», «Смешинка», «Резвушка».
А 3-й фрагмент создаёт в воображении ребят образ девочки – «Злючки», «Сердючки», «Драчуньи». Затем они с удовольствием рисуют придуманный ими образ. В 3-м классе ребята выполняют творческие работы после прослушивания фрагментов из балета «Конёк-Горбунок» Р.К. Щедрина. Сначала они дают названия фрагментам, разобрав средства музыкальной выразительности в музыке, затем создают свои творческие «шедевры». Это могут быть не только рисунки, но и аппликации. Так, например произведение «Утро» Э. Грига из сюиты «Пер Гюнт». Ребята по-разному называли его: «Весна», «Восход солнца», «Цветы распускаются», «Утро в лесу». Я постепенно подвожу их к правильному названию. Чуткая «подсказка» может оживить творческое воображение, интеллект и память ребёнка.
К сожалению, многие дети, особенно в средней школе, не всегда понимают задачи и цель нашего предмета и зачастую ставят в приоритет исполнительскую (вокально-хоровую) деятельность, а не музыкально-аналитическую. Поэтому, мы должны уметь объяснять и обосновывать детям необходимость той или иной деятельности на уроке.
Пример интонационно-образного анализа на уроке в 1 классе по теме “Музыкальные портреты”. Учитель предлагает детям послушать три музыкальных примера (П. Чайковский “Баба Яга”, Л. Моцарт “Менуэт”, С. Прокофьев “Болтунья”) и в игровой форме с помощью наводящих вопросов о характере музыки (интонация, темп, лад, ритм и т.д.) определить, кто пришел на урок.
На уроках музыки, слушая и анализируя то или иное музыкальное произведение, мы очень часто проводим параллели с другими видами искусства, такими как живопись, скульптура, литература, и т.д. Особенно подробно этому уделяется внимание в 5 классе в темах “Музыка и ИЗО”, “Музыка и литература”.
Рассмотрим один из таких примеров “переноса” художественного образа с одного вида искусства на другой в теме “Богатырская тема в русском искусстве”. Учащимся предложены репродукции картин В.Васнецова “Богытыри”, “Богатырский скок”, “И один в поле воин”, П. Корина “Александр Невский”. Затем, после просмотра и визуального анализа картин, учащимся задается вопрос: какая музыка созвучна этим картинам и почему? Высказав и обсудив ответы, ребята слушают фрагмент I части “Богатырской” симфонии А.Бородина. Далее идет разбор музыкального образа, обращая при этом внимание на звучание оркестра, особенности интонации мелодии.
Большое значение для развития творческого мышления на уроке имеет технология интегрированного обучения.
Интегрированные уроки в большей степени способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы. Форма этих уроков нестандартна, интересна. Интеграция даёт возможность для самореализации, самовыражения, творчества. Ученики становятся соавторами урока.
Широко на интегрированных уроках можно использовать разные виды творческих работ: написание мини сочинений, стихов, сравнительной характеристики по картине, музыкальному произведению.
Пример: урок 5 класс « Можем ли мы услышать живопись? »
Музыкальный материал: С.Рахманинов «Прелюдия соль-диез минор»; «Прелюдия соль мажор». Дополнительный материал: репродукция картин «Февральская лазурь» Э.Грабарь, «Цугом» Степанова; А.Пушкин «Зимнее утро», «Зимняя дорога» ; муз. И сл. Т.Мухаметшиной «Возьмите в руки краски» (исполнение).
Начало: песня Г.Гладкова на стихи Ю.Энтина «Песня о картинах», беседа о живописи ( пейзаж, портрет, натюрморт) ; проблема урока - можем ли мы услышать живопись?
Беседа-сравнение картин и стихотворений.
1.перед вами репродукции картин Э.Грабаря «Февральская лазурь» и Стапанова «Цугом». Опишите настроение каждой картины.
( «Февральская лазурь2 – яркое солнечное зимнее утро, искрящийся в солнечных лучах снег.
«Цугом» - тоскливая зимняя дорога, низкое серое небо, возможно, монотонная песня ямщика, одинокий звон колокольчика).
2. Я прочитаю 2 отрывка из стихотворений А.Пушкина. Какое из них по настроению подходит к каждой из картин? Почему? Чем отличаются зимние картины, нарисованные А.Пушкиным?
ЗИМНЕЕ УТРО.
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
ЗИМНЯЯ ДОРОГА.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска…
3. Если бы вы были композиторами, то какие музыкальные краски подобрали бы, чтобы передать настроение стихов (ладовые, динамические, темповые, регистровые)?
4. В музыке какого стихотворения вам хотелось бы применить изобразительные интонации? Какие? Каким словам А.Пушкина они бы соответствовали?
5. Слушание и анализ произведений С.Рахманинова.
Звучит «прелюдия соль-диез минор» и « прелюдия соль мажор»
1.Какая прелюдия какой картине (стихам) созвучна?
2.Какое настроение вызывает у вас Прелюдия соль-диез минор?
3.Какие ладовые, динамические, регистровые, темповые красеи использовал композитор? Совпадают ли они с вашими представлениями?
4. Что могут передать интонации аккомпанимента?
5.Найдите в стихах А.Пушкина слова, которыми можно описать мелодию и аккомпанемент «прелюдии соль-диез минор»
6. Отличаются ли прелюдии по настроению и музыкальным краскам?
7.Какие произведения С. Рахманинова вы знаете?
8. Что характерно для творчества этого композитора? (связь с народной песенностью,широта, светлая грусть, напевность, неторопливость).
Так же я даю возможность ребятам проявить себя в творческой работе по написанию небольших докладов, сообщений о композиторах, об их творчестве, о современных эстрадных исполнителях, группах, стилях музыки. Ребята с удовольствием выполняют такие задания, черпая информацию из телевизионных передач, журналов, Интернета, книг, энциклопедий, делают презентации.
Активным средством развития творческой деятельности учащихся являются творческие задания. Для активизации инициативы школьников я предлагаю им творческие задания в форме игр. Игра создаёт на уроке атмосферу непринуждённости, эмоциональной отзывчивости. Это очень важно, потому что в таких условиях наиболее полно раскрываются творческие возможности детей.
Игровые творческие задания я использую в разных видах музыкальной деятельности: при слушании музыки, пении, игре на детских музыкальных инструментах, в музыкально-ритмических движениях. Разнообразные по сложности и видам деятельности творческие задания я стараюсь включать в свои уроки со 1-го класса. Учащиеся должны испытывать радость творчества, которое развивает эмоциональную отзывчивость на музыку.
Очень ярко творческое воображение ребят начальных классов проявляется в игре «Замри». Ребята произвольно расходятся по классу. По команде «замри» дети стоят неподвижно. Как только зазвучала музыка – дети начинают двигаться, изображая в движении придуманный образ (бабочка, птичка, мышка и т.д.). Музыка заканчивается, дети снова стоят неподвижно и каждый из ребят по очереди называет, кого или что он изображал. Меняется музыка– игра продолжается. Для этой игры я использую яркую, образную музыку.
Игра “Угадай-ка”. Звучат музыкальные фрагменты пройденных произведений, а дети должны поднять таблички с правильным названием произведения и композитора.
Игра “Оркестр”. Учитель предлагает детям отгадать загадки о музыкальных инструментах. При правильном ответе учащиеся слушают звучание того или иного инструмента.
Среди разнообразных творческих заданий в вокально-хоровом музицировании я использую следующее:
- выразительное произнесение текста разучиваемой песни, приближающееся к музыкальному интонированию;
- сочинение подголосков;
- импровизировать окончания музыкальных фраз;
- сочинить характерный мотив марша, колыбельной.
- сочинение небольших песенок, частушек.
Четвероклассники с удовольствием сочиняют частушки на заданный мотив, а иногда придумывают и свою мелодию к частушкам и поют их перед классом. Некоторые ученики очень интересно оформляют свои работы.
Импровизация – это один из путей развития творческих способностей ученика. Она пронизывает весь урок, всю музыкальную деятельность школьников:
в ответе на поставленный вопрос, в пластическом интонировании, в инструментальном музицировании, вокальная импровизация.
Занятия импровизацией могут преследовать две взаимосвязанные цели:
выработку интонационного и ладового слуха,
развитие творческой фантазии.
В импровизации я использую такие творческие задания как:
- продолжить начатую учителем мелодию и завершить её в тонике заданной тональности;
- придумать ритмический рисунок и передать его другому; (учитель хлопает или стучит несложный ритмический рисунок и адресует его одному из учеников. Ученик повторяет этот ритм и придумывает свой, адресуя его другому ученику и т.д.)
- исполнить одну и ту же музыкальную фразу с разной интонацией;
- исполнить произведение «мы сперва пойдём направо» с движениями в разном темпе;
- инсценировать песню.
Творческое начало, как способность ребёнка создавать своё, новое, оригинальное, лучшее – формируется наиболее активно, когда музыкальная деятельность из «внешнего предмета» творчества переходит во внутреннее состояние и становится содержательным выявлением детского «Я».
«Если в раннем детстве», - писал В. А. Сухомлинский - «донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребёнок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимается на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребёнком собственную красоту - маленький человек осознаёт своё достоинство».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ И ЭОР НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Чтобы процесс введения новых образовательных стандартов протекал максимально успешно, учитель должен непрерывно работать над повышением своего профессионального уровня.Полноценная познавательная деяте...
МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ И СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЕЁ РАЗВИТИЯ
МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕИ СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЕЁ РАЗВИТИЯ...
Работа социального педагога с детьми «группа риска» в условиях инновационного развития системы образования.
Наряду с формированием Универсальных учебных действий особое внимание начинают играть личностные результаты. Они включают готовность и способность учащихся к саморазвитию, мотивации к обучению и...
Организация рефлексии на уроках технологии в условиях ФГОС основного общего образования
Сегодня рефлексия является не дополнительной частью урока, а её полноправной составляющей, совершенствующей учебный процесс и выделяющей личность ученика на уроке....
Учебно-исследовательская деятельность учащихся как одно из направлений реализации ФГОС основного общего образования
Цель исследовательской деятельности в рамках ФГОС : формирование универсальных учебных действий в процессе проектно -исследовательской деятельности учащихся....
Использование системно-деятельностного подхода на уроках биологии в условиях реализации ФГОС общего образования
Программа самообразования учителя...