Работа социального педагога с детьми «группа риска» в условиях инновационного развития системы образования.
методическая разработка на тему

Волкова Наталья Владимировна

Наряду с формированием Универсальных учебных действий особое внимание начинают играть личностные результаты. Они включают готовность и способность учащихся  к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки учащихся, социальные компетенции, личностные качества. В широком смысле-это умение учиться.

Но, к сожалению, в каждой школе есть дети дезадаптированные или  проще говоря так называемые дети  «группы риска».

Стадиями социальной дезадаптации, с которыми чаще всего приходится иметь дело социальному педагогу, являются школьная и социальная дезадаптация. Методы и формы работы с дезадаптированными детьми.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работа социального педагога с детьми «группа риска» в условиях инновационного развития системы образования. Соц. педагог МАОУ «Лицей № 37» Волкова Наталья Владимировна

Слайд 2

Дезадаптация Стадии социальной дезадаптации учащегося: - школьная; социальная. Школьная дезадаптация — несоответствие социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям школьного обучения, овладение которыми становится затруднительным или в крайних случаях невозможным . Социальная дезадаптация — более высокая степень дезадаптации , характеризующаяся асоциальными проявлениями (сквернословие, курение, дерзкие выходки) и отчуждением от основных институтов социализации — семьи и школы.

Слайд 3

МАОУ «Лицей №37» 20____/20____ учебный год. Карточка учащегося. Фамилия, имя учащегося _____________________________________________ Класс ________ Классный руководитель ________________________________ Сведения об учащемся. 1.Ф.И.О. матери ______________________________________________________ 2.Ф.И.О. отца ______________________________________________________ 3.Домашний адрес ____________________________________________________ 4.Домашний телефон (мобильный)______________________________________ Характеристика учащегося. 1.Обучается в данной школе с _______ года. 2.Проблемы в освоении учебных программ по предметам Не успевает по предметам 3.Проблемы с посещаемостью учебных занятий 4.Проблемы с поведением на уроках 5.Отношение к учебной работе на уроках 6.Отношение к выполнению домашних заданий 7.Увлечения, дополнительные занятия 8.Контроль за успеваемостью и посещаемостью занятий учащимся осуществляет 9.Посещение родителями родительских собраний, дней открытых дверей 10.Наличие контакта родителей с классным руководителем Классный руководитель ___________

Слайд 4

МАОУ «Лицей №37» 20______/20________ учебный год Аналитическая справка классного руководителя по работе с неуспевающим учащимся. Класс___________ Классный руководитель _______________________________________ Фамилия, имя учащегося________________________________________________________ Предмет, по которому учащийся не успевает ____________________________________ Мероприятия по преодолению неуспеваемости Беседы классного руководителя с учителями-предметниками Посещение дополнительных занятий учащимся (проводился ли контроль за посещением дополнительных занятий учащимся) Беседы классного руководителя с родителями Работа со школьным психологом (обращались ли за консультацией к школьному психологу, по каким вопросам, какие получили рекомендации) Работа с соц. педагогом (какая работа проводилась с соц. педагогом) Вызов учащегося к администрации школы Организации и специалисты за пределами школы, к которым обращались

Слайд 5

МАОУ «Лицей №37» 20____-20_____ учебный год. График занятий с учащимся. Фамилия, имя учащегося_____________________________________Класс _______ Учитель ___________________________________ Предмет _____________________ Результаты обучения за год . Выставление оценок за каждую контрольную работу. Выставление оценок за каждую четверть и год. Выводы по итогам года. График занятий с учащимся (план занятий прилагается). Подпись учителя ____________________

Слайд 6

МАОУ «Лицей №37» 20______/20________учебный год Аналитическая справка учителя-предметника по работе с неуспевающим учащимся. Фамилия, имя учащегося___________________________________________ Класс______________ Дата рождения _________________________________ Предмет, по которому учащийся не успевает _____________________________________________ Учитель_____________________________________________________________________________ Неуспеваемость/ неаттестация : Оценки текущие за четверть; Оценки за контрольные работы; Количество пропусков и по каким причинам. Причины неуспеваемости Мероприятия по преодолению неуспеваемости: Посещение дополнительных занятий (организованы или нет, регулярность проведения, посещение занятий учащимся ): указываются даты занятий и отрабатываемые темы. Работа учителя с классным руководителем (проводились ли беседы, регулярность, вопросы бесед ). Работа учителя с соц. педагогом (обследование жилищно-бытовых условий семьи) Вызов учащегося к администрации школы (обращались ли за помощью к администрации, как часто, по каким проблемам, результаты ). Беседы учителя с родителями План работы учителя по преодолению неуспеваемости

Слайд 7

Личное дело учащегося, стоящего на внутришкольном учете Карточка несовершеннолетнего стоящего на учете. Журнал работы с несовершеннолетним. Программа реабилитации семьи несовершеннолетнего. Акты обследования жилищно-бытовых условий семьи. Характеристики на учащегося Табель успеваемости Уведомление родителей о том, что ребенок поставлен на внутришкольный учет. Выписка из протокола о постановке (или снятия с учета) Документы на учащегося (если есть) из КДН, милиции и других организаций.

Слайд 8

Основными направлениями профилактики дезадаптивного поведения в деятельности социального педагога являются: - ранняя диагностика детей «группы риска »; - консультационно-разъяснительная работа с родителями, педагогами ; - индивидуальные собеседования и учащимся, с его родителями; - привлечение в кружки и секции как в школе, так и по месту жительства ; - организация коррекционно-реабилитационной деятельности в зависимости от уровня дезадаптации , привлечение необходимых специалистов, обращение к помощи специализированных учреждений, центров, служб ; - патронаж дезадаптированных несовершеннолетних ; - разработка и реализация целевых программ и технологий, направленных на профилактику и коррекцию нарушений поведения.

Слайд 9

Современные педагогические технологии Гуманно - личностная технология Технологии использования Интернета в учебно-воспитательном процессе, технология социального консультирования и посредничества Технологию социальной адаптации.

Слайд 10

БОЛЬШОЕ СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

Работа социального педагога с детьми «группа риска» в условиях инновационного развития системы образования.

Современная школа работает  по новым образовательным стандартам, стандартам второго поколения.

Не может остаться в стороне от изменений в образовании и социальный педагог, ведь новые стандарты, по словам разработчиков, «особенно социальны» и требуют при реализации обновленной роли социального педагога в школе.

Наряду с формированием Универсальных учебных действий особое внимание начинают играть личностные результаты. Они включают готовность и способность учащихся  к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки учащихся, социальные компетенции, личностные качества. В широком смысле-это умение учиться.

Но, к сожалению, в каждой школе есть дети дезадаптированные или  проще говоря так называемые дети  «группы риска».

Стадиями социальной дезадаптации, с которыми чаще всего приходится иметь дело социальному педагогу, являются школьная и социальная дезадаптация.
Школьная дезадаптация — несоответствие социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям школьного обучения, овладение которыми становится затруднительным или в крайних случаях невозможным. В результате появляются «педагогически запущенные» несовершеннолетние, неуспевающие и склонные к конфликтам. Как правило, различные поступки и асоциальные проявления у них объясняются не незнанием, непониманием или неприятием общепринятых моральных и правовых норм, а неспособностью тормозить свои аффективные вспышки или противостоять влиянию окружающих.

Педагогически запущенные несовершеннолетние при соответствующей психолого-педагогической поддержке могут быть реабилитированы в условиях школьного учебно-воспитательного процесса.

Социальная дезадаптация — более высокая степень дезадаптации, характеризующаяся асоциальными проявлениями (сквернословие, курение, дерзкие выходки) и отчуждением от основных институтов социализации — семьи и школы. Отчуждение социально запущенных несовершеннолетних от семьи и школы приводит к затруднениям в профессиональном самоопределении, заметно снижает усвоение ценностно-нормативных представлений, норм морали и права, способность оценивать себя и других с этих позиций, руководствоваться ими в своем поведении. Такие подростки нуждаются в более серьезной социально-педагогической и социально-психологической помощи.

Реабилитация:

- работа с классным руководителем и завучами (выявления причин неуспеваемости, плохого поведения и т.д.), ведение соответствующей документации: индивидуальный план работы с учащимся, карточка учащегося, аналитическая справка классного руководителя по работе с неуспевающими учащимися, аналитическая справка учителя-предметника с неуспевающим учащимся, график занятия с учащимся, выполнение обучающимся домашнего задания.  

- работа с родителями и семьёй (посещение на дому, приглашаем на школьный профилактический совет)  документация: акт обследования и протокол заседания комиссии по профилактике)


Ключевыми факторами реабилитации детей школьной дезадоптации должны стать доверие, опора на полезные интересы, связанные не столько с учебной деятельностью, сколько с будущими профессиональными планами и намерениями, а также перестройка на более эмоционально теплые отношения с учителями и одноклассниками.


Учащиеся имеющие социальную дезадаптацию, как правила попадают на внутришкольный контроль или на учет в ПДН.

Заводится личное дело на каждого учащегося, в котором отражается документально пошаговая работа с данным учеником:  составляется индивидуальный план работы на каждого ребенка, фиксируется количество проводимых бесед, пишется характеристика, представление на родителей в КДН, акт обследования жилищно-бытовых условий семьи, уведомления для родителе на постановке на учет, протоколы с заседания на районной КДН и др.  

Основными направлениями профилактики дезадаптивного поведения в деятельности социального педагога являются:
- ранняя диагностика детей «группы риска»;
- консультационно-разъяснительная работа с родителями, педагогами;
- индивидуальные собеседования и обучающимся, с его родителями;

- привлечение в кружки и секции как в школе, так и по месту жительства;
- организация коррекционно-реабилитационной деятельности в зависимости от уровня дезадаптации, привлечение необходимых специалистов, обращение к помощи специализированных учреждений, центров, служб;
- патронаж дезадаптированных несовершеннолетних;
- разработка и реализация целевых программ и технологий, направленных на профилактику и коррекцию нарушений поведения.

В целом хотелось бы добавить, что в условиях современной работы социальному  педагогу можно применять в  образовательной деятельности современные педагогические технологии:

  1. Гуманно - личностную технологию:

При применении данной технологии можно использовать:

- гуманистические методы воспитания, индивидуальный подход к каждому ребенку, мастерство педагогического общения и резервы семейной педагогики, реализовать право ребенка на получение образования не зависимо от его соц. статуса, здоровья и обстановке в семье.

Применение данной технологии раскрывается через следующие методы:

- гуманизм: искусство любви к детям, детское счастье, свобода выбора, радость познания;

- индивидуальный подход: изучение личности, развитие способностей, углубление в себя, педагогика успеха;

- мастерство общения: закон взаимности, гласность, уважение личности ребенка в вопросе самовыражения;

- резервы семейной педагогики, родительские субботы (если у семьи имеются данные резервы);

- учебная деятельность: контроль за посещением учебных занятий, реализовать право ребенка на получение образование независимо от его социального статуса, состояния здоровья, обстановки в семье;

2. Технологии использования Интернета в учебно-воспитательном процессе, технологию социального консультирования и посредничества:

Использование возможностей сайта школы с целью повышения правовой и педагогической культуры родителей, а также в качестве инструмента социального консультирования детей по различным вопросам. Также следует активно использовать Интернет для собственного саморазвития как специалиста и повышения уровня своих профессиональных знаний и умений через участие в сетевых конкурсах, видеоконференциях.

  1. Технологию социальной адаптации:

Для реализации данной технологии социально-психологическая служба проводит раннюю профилактику и коррекцию детско-родительских отношений, а также привлекает административные ресурсы системы профилактики для защиты прав и свобод ребенка или его семьи. В данном случае к административным ресурсам можно отнести: заседания школьного Совета профилактики, взаимодействие со школьным инспектором по делам несовершеннолетних, Комиссия по делам несовершеннолетних.

Все направления воспитания и социализации важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций. Образовательное учреждение, в том числе и социальный педагог, может отдавать приоритет тому или иному направлению духовно-нравственного развития, воспитания и социализации личности гражданина России, конкретизировать в соответствии с указанными основными направлениями и системой ценностей задачи, виды и формы деятельности.

Взаимодействие социально-психологической службы школы с родителями и детьми. Каждый участник образовательного процесса является равноправным партнёрам с целью сохранения, восстановления и поддержания социального статуса семьи и ребенка. Для реализации данной технологии социально-психологическая служба проводит раннюю профилактику и коррекцию детско-родительских отношений, а также привлекает административные ресурсы системы профилактики для защиты прав и свобод ребенка или его семьи. В данном случае к административным ресурсам можно отнести: заседания школьного Совета профилактики, взаимодействие со школьным инспектором по делам несовершеннолетних, Комиссия по делам несовершеннолетних.

К направлениям деятельности по социализации учащихся относится:

воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, социальная солидарность, мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов);

воспитание социальной ответственности и компетентности (ценности: правовое государство, демократическое государство, социальное государство, закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны);

воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания (ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения, формируемое на основе межконфессионального диалога; духовно-нравственное развитие личности);

воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни (ценности: жизнь во всех её проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность; физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье; экологическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая этика; экологическая ответственность; социальное партнёрство для улучшения экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с природой);

воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии (ценности: научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, выбор профессии);

воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание (ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности).

Все направления воспитания и социализации важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций. Образовательное учреждение, в том числе и социальный педагог, может отдавать приоритет тому или иному направлению духовно-нравственного развития, воспитания и социализации личности гражданина России, конкретизировать в соответствии с указанными основными направлениями и системой ценностей задачи, виды и формы деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально- педагогические технологии работы социального педагога с детьми «группы риска»

Одним из самых важных и в тоже время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности социального педагога является социально-педагогическая работа с детьми, которая так или иначе всегда выд...

Работа социального педагога с детьми группы риска

В презентации указаны все направления в работе с деть группы риска....

Социально - педагогические технологии работы социального педагога с детьми «группы риска»

Одним из самых важных и в тоже время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности социального педагога является социально-педагогическая работа с детьми, которая так или иначе всегда выд...

"Работа социального педагога с детьми "группы риска"

Выступление на августовской конференции работников образования Тазовского района ...

Программа работы социального педагога с детьми «группы риска»

В настоящее время мы все чаще употребляем понятие «трудный ребенок». Многие огрехи семейного воспитания можно списать на то, что ребенок относится к так называемой «группе риска&raqu...

Программа работы социального педагога с детьми «группы риска»

Программа работы социального педагога с детьми «группы риска»...

Социально- педагогические технологии работы социального педагога с детьми «группы риска»

Одним из самых важных и в тоже время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности социального педагога является социально-педагогическая работа с детьми, которая так или иначе всегда выд...