МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ И СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЕЁ РАЗВИТИЯ
методическая разработка по информатике и икт по теме

Киселева Юлия Владимировна

МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ

И СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЕЁ РАЗВИТИЯ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon anketa.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ

И СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЕЁ РАЗВИТИЯ

КОМПЛЕКС МЕТОДИК

Цель: выявить уровень мотивации деятельности и наметить пути формирования условий, способствующих её повышению.

МИКРОИССЛЕДОВАНИЕ 1

Цель: изучить уровень сформированности основных мотивов деятельности учащихся 9-11 классов.

АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ1

«Как вы относитесь к учебе по отдельным предметам»

2 – всегда, 1 – иногда, 0 – никогда

(укажи профиль, в котором ты учишься)

Отношение к предмету

Математика

Физика

Русский

Литература

Другие

А

  1. На уроке бывает интересно

  1. Нравится учитель

  1. Нравится получать хорошие отметки

Б

  1. Родители заставляют учиться

  1. Учусь, т.к. это мой долг

  1. Предмет полезен для жизни

В

  1. Узнаю много нового

  1. Заставляют думать

  1. Получаю удовольствие, работая на уроке

Г

  1. Легко дается

  1. С нетерпением жду урока

  1. Стремлюсь узнать больше, чем требует учитель

1 – Третьяков, П.И. Технология модульного обучения в школе. - М.: - Новая школа, 2001. – С.145.

МИКРОИССЛЕДОВАНИЕ 2

Цель: изучить уровень отношений к предмету.

Рекомендовано для Х-ХI классов

АНКЕТА ИЗУЧЕНИЯ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ

ОСНОВНЫХ МОТИВОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ2

________________________________________________________________________________________

(++) – очень подходит; (+) – подходит; (+-) – когда как.

Отношение к предмету

Математика

Физика

Русский

Литература

Другие

А

  1. Проявляю интерес к отдельным фактам

Б

2.   Стараюсь добросовестно выполнять программу

В

3.   Получаю интеллектуальное удовольствие от решения задач

4.   Проявляю интерес к обобщениям и законам

Г

5.   Мне интересны не только знания, но и способы их добывания

6.   Испытываю интерес к самообразованию

А – ситуативный интерес; Б – учение по необходимости; В – интерес к предмету;

Г – повышенный познавательный интерес.

Ценность микроисследования в том, что использование поуровневой диагностики позволит осуществлять оперативное регулирование уровня мотивации УД(е).

2 – Третьяков, П.И. Технология модульного обучения в школе. - М.: - Новая школа, 2001. – С.146.

МЕТОДИКА

«МОТИВЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

(«Психологические аспекты деятельности классного руководителя». – М., 1996)

Цель: выявить мотивы учебной деятельности школьника методом анкетирования.

Ход работы: учитель ставит перед учеником задачу: «Внимательно прочитай анкету и подчеркни те пункты, которые соответствуют Вашим стремлениям и желаниям».

АНКЕТА

  1. Учусь потому, что на уроках (по такому-то предмету) интересно.
  2. Учусь потому, что заставляют родители.
  3. Учусь потому, что хочу получать хорошие отметки.
  4. Учусь для того, чтобы подготовиться к будущей профессии.
  5. Учусь потому, что в наше время учатся все, незнайкой быть нельзя.
  6. Учусь потому, что хочу завоевать авторитет среди товарищей по учебе.
  7. Учусь потому, что нравится узнавать новое.
  8. Учусь потому, что нравится учитель (по такому-то предмету).
  9. Учусь потому, что хочу избежать плохих отметок и неприятностей.
  10. Учусь потому, что хочу больше знать.
  11. Учусь потому, что люблю мыслить, думать, соображать.
  12. Учусь потому, что хочу быть первым учеником.

Обработка и анализ результатов:

1. Проведите классификацию мотивов, их можно разделить на следующие группы:

а) широкие социальные мотивы – 4, 5

б) мотивация благополучия – 1, 11

в) престижная мотивация – 6, 12

г) мотивация содержания – 7, 10

д) мотивация процессом – 2, 9

е) узкие социальные мотивы – 3, 8.

2. Выделите ведущие мотивы учебной деятельности школьника, проведите качественный анализ и соответствие критериям:

               а) богатство и разнообразие мотивов;

               б) социальная ценность мотивов;

               в) присутствие в структуре мотивации познавательных процессов.

       


ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЙ ТЕСТ «МОТИВАЦИОННОЕ ПОЛЕ»

Карта рекомендуется для IX – XI классов.

Цель: изучить стремления учащихся к каждому учебному предмету.

МОТИВАЦИОННОЕ ПОЛЕ

Ученика(цы)____________________класс____________профиль_______________________

Инструкция: укажите точкой, где находится ваше стремление к каждому учебному предмету и обозначьте стрелкой откуда оно пришло в эту точку и куда направлено. Одна точка может иметь несколько направлений.


      Возраст 10, и особенно 11-12, характеризуется как период резкого возрастания познавательной активности и любознательности, отсутствием связи их со школьной программой, сензитивности для возникновения познавательных интересов, где школьные интересы уступают своё место внеучебным.

      13-15 лет – период, когда потребность в общении со сверстниками становится одной из центральных потребностей, период, благоприятный для развития средств общения и формирования воли. Поэтому формирование мотивов УД(е) необходимо строить через потребность общения и формирование воли.

Воля – способность человека достигать сознательно поставленной цели.

        16-17 лет – период определения жизненных планов; прояснения изначальных установок школьника на профессиональные и личностные перспективы; профессионального и личностного самоопределения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Мотивация деятельности учащихся на уроке и создание условий для ее реализации"

"Нет и не может быть детей, которые не хотели бы учиться с самого начала учения". В.А.Сухомлинский...

Мотивация деятельности учащихся на уроке и создание условий для ее реализации

Тема педсовета: "Мотивация деятельности учащихся на уроке и создание условий для ее реализации".  Выступление учителя математики: "Применение ИКТ на уроках математики как один из способов повышен...

Мотивация учебной деятельности учащихся на уроке и создание условий для ее реализации

Презентация исследований по данной теме представлена  на педсовете.Задачи:1.Исследовать особенности мотивации учебной деятельности учащихся начального, среднего и старшего звена школы как фактора...

Педагогический совет "Мотивация деятельности учащихся на уроке и создание условий для ее реализации"

Здесь размещены материалы по проведённому мной педагогическому совету о мотивации деятельности учащихся: есть все необходимые диаграммы, бланки опросников и т.д....

МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ И СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ И СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ...