Инновационные технологии обучения на уроках биологии в условиях реализации ФГОС общего образования.
статья по биологии
Статья содержит теоретическую информацию по теме "Информационные технологии на уроках биологии в условиях реализации ФГОС общего образования"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад выступление | 39.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационные технологии обучения на уроках биологии
в условиях реализации ФГОС общего образования
Сведений науки не следует сообщать учащемуся готовыми, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, сам ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий…» А.Дистервег
Характерной чертой новых стандартов является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Ученик сам открывает знания через содержание учебно-методического комплекса, его способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, означает умение учиться, это универсальные учебные действия.
Чему учить сегодняшних школьников? Какую сумму знаний в них вложить, чтобы им хватило на всю оставшуюся жизнь? Мы не сможем ответить на эти вопросы. Единственное, чем мы здесь и сейчас можем помочь нашим детям – это научить их самостоятельно добывать необходимые знания, оценивать ситуацию, выявлять проблемы и находить адекватные пути их решения, самосовершенствоваться.
Поэтому приоритетная задача педагогов — переформатировать традиционный порядок школьного обучения, направленный исключительно на формирование понятийной базы и расширение знаний детей об окружающем мире, в поступательный процесс развития личности школьников, что можно осуществить посредством применения широкого круга современных образовательных технологий, способствующих достижению ряда приоритетных педагогических задач:
1. Повышению эффективности использования учебного времени за счет снижения доли репродуктивной деятельности учащихся в пользу активных рассуждений, анализа данных, обсуждения проблемных ситуаций.
2. Обеспечение индивидуализации, вариативности и обучения.
3. Возрастанию академической мобильности школьников.
4. Активизации познавательной активности, мотивированности детей за счет систематического проектирования ситуаций успеха и ведения непрерывного учебного поиска
Именно такие требования к обучающимся предъявляют Федеральные государственные образовательные стандарты. Пока для большинства школ характерна ситуация нехватки организационных и методических ресурсов, способствующих внедрению инновационных моделей обучения. Ввиду того, что педагог обязан уделять достаточное количество времени всем учащимся, а также выполнять другие должностные обязанности, говорить о повсеместном использовании передовых идей не приходится. Впрочем, это не останавливает учителей на пути профессионального поиска и способствует последовательному опробованию различных организационных систем
Мы в своей работе предлагаем ребенку различные технологии обучения предмета биологии. Ведь развитие качеств личности человека зависят от разнообразия видов деятельности. Разнообразные технологии способствуют повышению интереса учащихся к предмету биология, что отражается на качестве успеваемости. У обучающихся развиваются познавательные, коммуникативные, регулятивные и личностные учебные действия. Эти универсальные учебные действия, являющиеся основой образовательного и воспитательного процесса, которые пригодятся не только в учебной деятельности, но и в дальнейшей жизни.
Все мы в своей практике используем:
- технологии дифференциации и индивидуализации;
- проектные технологии, предполагающие, организацию урока в форме самостоятельного проектирования учебного материала, который в дальнейшем структурируется и моделируется в определенной форме: графической, знаковой или символической;
- технологии проблемного обучения;
- интерактивные технологии;
- информационные технологии:
- мультимедиа-уроки, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ; уроки на основе электронных учебников;
Все эти технологии направлены, в первую очередь, на то, чтобы не только давать знания, но и формировать у ребенка активное к ним отношение. Детей мы должны учить развивать умению самому добывать нужную информацию, четко ориентируясь в изменчивом окружающем мире и информационном пространстве.
Например: интерактивные технологии завоевывают сегодня всё большее признание и используются при преподавании различных учебных дисциплин. Учитывая специфику преподавания предмета биологии, возрастные и психологические особенности учащихся, на уроке должно быть много наглядности. Таблицы и плакаты с иллюстративным материалом к урокам давно физически и морально устарели, поэтому наличие компьютерных программ, которые могут заменить учебные таблицы, очень большое подспорье для учителя при подготовке и проведении современных интересных, нестандартных уроков. В настоящее время появляется все больше и больше новых цифровых образовательных ресурсов. Их применение позволяет сэкономить время подготовки к уроку, выбрать тот материал, который в полной мере позволит понять новый материал, разнообразить проверку и закрепление материала.
При помощи средств ЦОР стало возможным показать те процессы и явления, которые отдалены от нас во времени и пространстве. Все объекты, предложенные в ЦОР можно скомпоновать в различные презентации к урокам (в зависимости от типа урока, уровня подготовки класса, задач, поставленных учителем).
Учитель также может скомпоновать отобранные информационные объекты в нужной последовательности, подготовить материал для лабораторных и самостоятельных работ.
Виды образовательных технологий по ФГОС
Виды технологий | Характерные особенности и порядок реализации |
Информационнокоммуникативные (ИКТ) | Необходимость преобразование учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями времени и общественными ожиданиями обусловило масштабный процесс информатизации образования посредством внедрения ИКТ, что обусловило: - обеспечение свободного доступа учащихся к источникам информации (содержание которых не противоречит правовым и общественным нормам); - формирование информационной поддержки образовательной среды; - внедрение современных систем управления процессом школьного обучения (ведение электронных журналов, поддержание обратной связи с родителями школьников); - качественное изменение структуры уроков, гарантирующее повышение показателей эффективности усвоения знаний; - глубокую индивидуализацию и дифференциацию обучения (в т.ч. и благодаря разработке индивидуальных учебных планов). Широкое использование средств ИКТ позволило повсеместно облегчить профессиональную деятельность учителей: подготовку к занятиям, изготовление наглядного и дидактического материала; обеспечило возможность наглядно продемонстрировать отдельные процессы или моделировать учебные ситуации с эффектом «полного погружения» (за счет комплексного использования визуальной составляющей и звука). |
Технология формирования критического мышления | Формирование навыков критического мышления — комплекса способов восприятия, основанных на анализе данных с целью определения их достоверности — является очень важным в условиях стихийного распространения информации. Суть данной технологии основывается на проектировании образовательных условий, в которых детям приходится работать с различными источниками информации, творчески переосмысливать прочитанное и осуществлять критическое оценивание. Технология развития критического мышления, реализуемая с целью формирования у учащихся умения мыслить качественно и непредвзято, осуществляется в рамках трех стадий: - Стадия вызова, в ходе которой выполняется актуализация знаний и мотивация на выполнение информационного поиска. - Стадия осмысления. Предусматривает непосредственную работу с текстом (коллективно, в группах или индивидуально) с последующим установлением связей и поиском несоответствий. - Стадия рефлексии, во время которой происходит закрепление нового содержания и метапредметных умений. Технология критического мышления основана на применении следующих педагогических методов и приемов: мозгового штурма, собирания «Корзины идей», составления эссе, интеллектуальных разминок, реализации ролевых проектов, содержательного группового чтения с остановками, построению причинно-следственных связей и логических цепочек. |
Проектная | Основана на идее повышения уровня заинтересованности школьников в обучении через создание проектов — решения проблемных ситуаций, взятых из реальной жизни. В ходе проектной деятельности дети не только учатся самостоятельно получать новые знания, но и трезво оценивают объем материала, который еще предстоит усвоить в будущем. Благодаря направляющей роли учителя реализация проекта осуществляется учащимися в ходе пяти важных этапов учебной активности: - Актуализация ранее изученного, констатация необходимости выполнения учебной работы (проекта), подготовка дидактических и вспомогательных материалов. - Определение приоритетной цели и задач. - Составление алгоритма действий. Выполнение точечных задач согласно плану. - Представление результатов, защита проекта, рефлексия. Проектная технология наиболее полно находит свое отражение при подготовке выставок, конкурсных работ, проведении исследований. Она способствует развитию учащихся в собственных силах, стимулирует творческое мышление, закрепление коммуникативных навыков. |
Технология проблемного (развивающего) обучения | Методология развивающего обучения, основанная на выделении трех областей знаний учащихся (ранее изученного, неизвестного и переходящего — проблемной зоны) была разработана российскими педагогами еще в 50-х годах прошлого века, но широко применяться стала недавно. Сегодня данная технология реализуется через проектирование педагогом в ходе урочной активности проблемных ситуаций, требующих от детей проявления инициативы, ведения творческого поиска, слаженного взаимодействия и командной работы. Развитие проблемной ситуации включает три этапа: - Выдвижение предположений, формулирование гипотезы. - Обсуждение путей выхода из затруднительной учебной ситуации, способов проверки истины. - Проведение экспериментов, обсуждение, анализ, рефлексия и подведение итогов. К сложностям реализации технологии проблемного обучения относится необходимость проектирования учебных вызовов, в полной мере соответствующих интеллектуальному уровню и академическим достижениям школьников, что особенно сложно гарантировать в условиях необходимости организации коллективной работы, соблюдения временных рамок занятия. Поэтому наиболее часто данная педагогическая тактика применяется при проектировании самостоятельной поисковой деятельности или разбивке учащихся по группам. |
Здоровьесберегающая | Здоровьесберегающая технология скорее относится к организационным моделям: она основана на идее создания условий учебно-воспитательного процесса, способствующих сохранению и укреплению здоровья учащихся. Обеспечение положительной динамики обеспечивается путем: - строгого соблюдения санитарно-гигиенических норм и правил техники безопасности в учебных помещениях; - грамотного проектирования уроков (непосредственная учебная деятельность должна занимать не более 80-85 % времени, но не менее 60 %), в т.ч. с учетом самочувствия и уровня работоспособности школьников; - контроля общих показателей учебной нагрузки; - частой смены видов деятельности; - систематическое создание ситуаций успеха, проведение рефлексии для поступательного снижения уровня стресса; - создание благоприятного психологического климата в коллективе; регулярное проведение физкультминуток. Благодаря внедрению здоровьесберегающего комплекса в образовательный процесс удается снизить уровень переутомления учащихся, тем самым повысив показатели внимательности и концентрации внимания, способствовать воспитанию здорового поколения. |
Игровая | Рациональность использования игровых технологий во многом обусловлена возрастным и индивидуальным фактором, поэтому данный тип педагогического воздействия преимущественно реализуется в начальной школе. Вместе с тем доказано, что учебный материал, изучаемый в ходе познавательноразвлекательных действий, запоминается гораздо лучше, чем в типовых учебных ситуациях, что подтверждает необходимость вовлечения учащихся независимо от возраста в различные типы игр: - интеллектуальные, коммуникативные, психологические; - предметные (химические, физические, языковые) и общеразвивающие; - обучающие, творческие, развивающие; - сюжетные, деловые, имитационные. |
Модульная | Технология модульного обучения основывается на разделении (по усмотрению учителя) предметного содержания на блоки (модули), отличительной чертой которых является: - Сформулированная учебная цель. - Мини-программа, охватывающая учебный материал, актуальный для данного смыслового блока. - Руководство по достижению учебных целей. - Практические задания разного уровня сложности. - Контрольная работа, строго соответствующая заявленной учебной цели. Модульная технология предусматривает поэтапное накопление знаний с реализацией рейтинговой системы оценивания, что позволяет школьникам получать и накапливать баллы за каждый вид деятельности. Отличительной чертой педагогического метода является поступательное формирование навыков организации самостоятельной учебной работы, трезвого оценивания учащимися уровня знаний и осознание возможности исправить полученные баллы путем более глубокого погружения в тему и самокоррекции. Применение модульной схемы образования целесообразно в классах, где наблюдается значительная дифференциация учебных достижений детей для обеспечения равнозначных условий дальнейшего развития. |
Технология мастерских | Основана на идее передачи способов деятельности, а не понятийной базы. Для всех предметных областей выбираются схожие формы ведения организационной педагогической работы, способствующие последовательному усвоению школьниками алгоритма деятельности в различных учебных ситуациях. Обучение ведется от простого к сложному, учащимся предоставляется максимальная свобода проявления активности, а от педагога требуется высокий уровень профессионального мастерства ввиду сложности поставленной задачи. Принципы организации учебных мастерских: - Категорический отказ от практики принуждения. - Создание условий, при которых дети могут осваивать необходимые компетенции разными путями, в зависимости от собственных способностей. - Главной ценностью считается действие, процесс, а не знание. - Ошибки признаются неотъемлемой частью системы овладения компетенциями. - Творческая деятельность считается главным показателем развития личности, как следствие — она не оценивается. - В рамках мастерских создается атмосфера сотворчества, взаимоуважения, ведения совместного поиска. |
Кейс-технология | Методика базируется на принципе выделения в рамках учебного курса отдельных практических ситуаций проблемного характера (кейсов), в ходе обсуждения которых педагога с учащимися удается обеспечить формирование точечных и универсальных компетенций, равномерное распределение понятийного и практического модуля знаний. Реализация кейс-технологии осуществляется в рамках следующих этапов: - Самостоятельная работа обучающихся, нацеленная на формулирование проблемы, поиск возможных путей ее преодоления. -Взаимодействие детей в малых группах (поиск преодоления учебного затруднения). - Экспертиза результатов. Кейсовая технология основывается на принципе обучения действием, поэтому ее применение пока остается локальным. |
Технология интегрированного обучения | Требованиям новых образовательных стандартов, обуславливающих необходимость формирования у будущих выпускников метапредметных компетенций, наиболее полно отвечает технологи интегрированного обучения, предусматривающая объединения разных понятийных систем в границах одного занятия. Для педагогической методики характерны следующие принципы: - Интеграция учебных дисциплин в произвольном соотношении, с учетом целей и задач урока. - Активное использование ИКТ. - Последовательная коррекция достигнутых результатов. - Соотнесение изучаемого материала с современными реалиями, поиск возможностей применения знаний на практике. - Проведение рефлексии. |
Педагогика сотрудничества | Относится к числу личностно ориентированных педагогических технологий, предусматривающих создание на уроке условий деятельности, характеризующихся максимальным комфортом для учащихся и педагогов. Методология педагогики сотрудничества базируется на: - Полном отказе от требований в пользу гуманно-личностного подхода и индивидуализации обучения. - Идеях формирования «опор» — словесных, звуковых или образных символов, свидетельствующих о необходимости активизации памяти, логического мышления, внимания. - Принципе свободного выбора, обуславливающем возможность школьников развивать природные дарования. - Систематическом самоанализе достижений и поиске путей для самокоррекции. - Широком внедрении индивидуального подхода. |
Технология уровневой дифференциации | Педагогическая модель, основанная на идее создания различных условий обучения, разрабатываемых с учетом особенностей ученического контингента, в последние годы нашла широкое распространение в системе российского обучения. Дифференциация учебных блоков может проводится по возрасту, половому признаку, уровню здоровья, области интересов, интеллектуальным способностям и другим показателям, обуславливающим повышение эффективности учебной работы. Важно отметить, что разработка индивидуальных образовательных маршрутов с последующим ведение работы по самокоррекции является неотъемлемой частью данной системы. |
С ведением стандартов третьего поколения, учителю приходиться перестраивать урок для активизации самостоятельной познавательной деятельности, формирования метапредметных знаний и умений обучающихся. Всего этого можно достигнуть, используя активные методы и формы обучения на уроках. В своей работе я использую активные методы и формы обучения на своих уроках. В последнее время широко применяю кейс-технологию.
Кейс-технологии ранее традиционно применялись только в обучении менеджеров и юристов. Сегодня данный метод активно внедряется в образовательный процесс российских школ.
Название технологии произошло от латинского casus – запутанный необычный случай; а также от английского case – портфель, чемоданчик. Происхождение терминов отражает суть технологии.
Учащиеся получают от преподавателя пакет документов (кейс), при помощи которых либо выявляют проблему и пути её решения, либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена.
Кейс (от англ. сase – случай, обстоятельство) – совокупность учебных материалов, в которых сформулированы практические, жизненные проблемы,
Предполагается коллективный или индивидуальный поиск решения этих проблем или ситуации. Его отличительная особенность – описание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.
Кейс – это не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию.
Применение в общеобразовательной школе данного метода решает ряд важнейших задач:
- повышение мотивации к обучению (проблемная ситуация всегда жизненна);
- развитие навыков обработки информации (информация подается как набор самых различных видов информации):
- анализ, выделение главных тем;
- развитие коммуникативной компетенции (работа в группах, умение защищать свою точку зрения);
- развитие речевой культуры (умение аргументировать, представлять интересы).
В свою очередь учитель, который использует кейс-технологии на своих уроках, сам разрабатывает кейсы, подбирает материалы к решению кейса, тоже развивается: отрабатывает навыки подбора информации, организации работы учащихся в группах.
Проблемная ситуация может быть подана в разных видах: текст с четким сюжетом или идеей, видеофрагмент, аудиозапись, возможно даже фото или иллюстрация.При подготовке конкретного кейса к уроку необходимо учитывать соответствие проблемной ситуации цели урока и возрастным особенностям класса. Далее правильно и четко сформулировать задание к решению кейса.
Также необходимо подобрать такой набор информации, который бы в полной мере всесторонне отражал суть проблемы, либо, наоборот, объем информации был бы недостаточным, что порождает интерес учащихся к кейсу и усиливает мотивацию работы с ним.
К кейс-технологиям, активизирующим учебный процесс относятся:
- метод инцидента;
- метод разбора деловой корреспонденции;
- метод ситуационного анализа.
Метод инцидента.
Особенность этого метода в том, что обучающийся сам находит информацию для принятия решения. Учащиеся получают краткое сообщение о случае, ситуации в стране, организации. Для принятия решения имеющейся информации явно недостаточно, поэтому учащийся должен собрать и проанализировать информацию, необходимую для принятия решения. Так как для этого требуется время, возможна самостоятельная домашняя работа учащихся. На первом этапе ребята получают сообщение и вопросы к нему.
Например, для изучения современных представлений о многообразии живого можно предложить учащимся следующую ситуацию: «Алевтина Григорьевна всегда отличалась аккуратностью, благодаря чему она заслужила титул самой чистоплотной домохозяйки в своём подъезде. И вот однажды она обнаружила на кафеле в ванной неприятный налёт.
- Что это?!! – с ужасом спрашивала Алевтина Григорьевна у соседки по лестничной клетки.
Соседка сказала, что, скорее всего это грибы».
Вопросы к тексту:
- Могут ли это быть грибы?
- А другие организмы (например, растения)?
Метод разбора деловой корреспонденции.
Ученики получают от учителя папки с описанием ситуации; пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения (можно включить документы, не относящиеся к данной проблеме, чтобы участники могли выбирать нужную информацию) и вопросы, которые позволяют найти решение.
Например, по теме «Витамины» можно рассмотреть такой случай: Работая тюремным врачом на острове Ява, Н.И. Лунин обратил внимание, на то, что среди заключенных практически не встречалась болезнь бери-бери, которая была широко распространена в этом регионе. В чем загадка?
Вопросы:
- Какую зависимость проследил Н.И. Лунин?
- Что нужно сделать, чтобы понять, в чем загадка заключенных острова Ява?
- Какие документы могут в этом помочь?
- Приведите и обоснуйте варианты правильных ответов.
Документы: перечень продуктов питания жителей острова Явы, перечень продуктов питания заключенных, подробный анализ всех продуктов, Перечень витаминов их свойств и продуктов их содержащих.
Метод ситуационного анализа.
Самый распространенный метод, поскольку позволяет глубоко и детально исследовать сложную ситуацию. Ученику предлагается текст с подробным описанием ситуации и задача, требующая решения. В тексте могут описываться уже осуществленные действия, принятые решения, для анализа их целесообразности.
Например, при изучении темы «Экология. Проблемы и пути их решения» ученики анализируют отрывок из книги Наумова А.Д.
«В мае 1990 г. средства массовой информации оповестили об экологической катастрофе, разразившейся на Белом море: на побережье Летнего берега Двинского залива (примерно в 60 км от устья Северной Двины, выше по течению которой располагается Архангельск) в огромном количестве были обнаружены выброшенные на берег морские звезды. Среди них попадались также погибшие крабы, моллюски и даже тюлени, но их число не превышало те значения, которые обычны для беломорского побережья. Гибель морских звезд могла быть вызвана причинами как естественного, так и антропогенного характера». (Наумов А.Д. Вечно живое Белое море/А.Д. Наумов, В.В. Федяков. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных, 1993)
Кроме текста документа учащиеся получают вопросы к нему:
- В чем заключается проблема?
- Какие причины ее возникновения указаны в тексте?
- Как вы можете объяснить возникшую ситуацию?
- Перечислите возможные способы решения проблемы и выберите наилучшие.
В конце урока ученики представляют свои идеи и решения в дискуссии с другими.
Разбор кейсов может быть как индивидуальным, так и групповым. Итоги работы можно представить как в письменной, так и в устной форме. Знакомство с кейсами может происходить как непосредственно на занятии, так и заранее (в виде домашнего задания). Преподаватель может использовать и готовые кейсы, и создавать собственные разработки. Источники могут быть самыми разнообразными: проблемные реальные ситуации, интересные исторические факты, литературные источники. При этом кейсы могут использоваться на разных стадиях обучения: в процессе обучения и в процессе контроля.
Использование кейс-технологий в обучении не решит всех проблем. Наибольшего эффекта можно достичь при разумном сочетании традиционных и интерактивных технологий обучения, когда они взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Р.S. В проблемном обучении учащиеся сами ищут способ решения проблемы, а в кейсах - решение проблемы предлагает учитель, а задача учащихся совместить критерии проблемы с теми вариантами проблемы, которые предлагает учитель, выбрать одно решение и аргументированно его доказать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение "Технологии обучения на уроках химии и биологии в условиях реализации ФГОС общего образования"
В данной статье рассматриваются современные базовыми педтехнологии, соответствующие системно-деятельностному подходу и описан опыт освоения приемов проблемного обучения, уровневой дифферен...
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
В практике моей работы значительное место уделено деятельностным формам организации обучения, которые включают проблемное преподавание, исследовательскую деятельность, работу в парах, а также работа с...
Использование современных образовательных технологий при формировании новых образовательных результатов в условиях реализации ФГОС общего образования
Использование современных образовательных технологийпри формировании новых образовательных результатов в условиях реализации ФГОС общего образования...
Представление педагогического опыта "Инновационные модели обучения на уроках географии в условиях реализации ФГОС"
Педагогический опыт по теме "Инновационные модели обучения на уроках географии в условиях реализации ФГОС" представлен по следующим критериям:Актуальность и перспективность опыта. Значение для соверше...
Использование системно-деятельностного подхода на уроках биологии в условиях реализации ФГОС общего образования
Программа самообразования учителя...
Использование педагогических технологий ТРИИК на уроках биологии в условиях реализации ФГОС
Тема урока: «Как человек изменил Землю»Предмет: биологияУМК: «Живой организм» (линейный принцип построения)Класс: 5 классКоличество часов: 1...
Применение инновационных педагогических технологий на уроках биологии в условиях реализации ФГОС ОО
В статье рассматриваются пути повышения эффективности и результативности учебного процесса с использованием различных педагогических технологий....