Организация рефлексии на уроках технологии в условиях ФГОС основного общего образования
статья по технологии на тему
Сегодня рефлексия является не дополнительной частью урока, а её полноправной составляющей, совершенствующей учебный процесс и выделяющей личность ученика на уроке.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Организация рефлексии на уроках технологии в условиях ФГОС основного общего образования
Никонова Галина Михайловна,
учитель технологии
первой квалификационной категории.
МОУ «Дедовская СОШ №4»
Истринского муниципального района
Рефле́ксия (от позднелат. reflexio — обращение назад) — это обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление. В частности, — в традиционном смысле, — на содержания и функции собственного сознания, в состав которых входят личностные структуры (ценности, интересы, мотивы), мышление, механизмы восприятия, принятия решений, эмоционального реагирования, поведенческие шаблоны и т. д.
Сегодня рефлексия является не дополнительной частью урока, а её полноправной составляющей, совершенствующей учебный процесс и выделяющей личность ученика на уроке.
Проведение рефлексии помогает учащимся не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.
Исходя из функций рефлексии в педагогике предлагается следующая классификация:
- Рефлексия настроения и эмоционального состояния, которую целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности.
- Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных.
- Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.
Расскажу о некоторых приемах рефлексии, которые сама применяю на уроках технологии
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
На начало урока очень часто применяется самый простой прием рефлексии «Цветик-многоцветик». Каждая ученица выбирает для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения, затем все лепестки собирают в один общий цветок. Этот же прием целесообразно применить в конце урока, таким образом можно проследить изменение настроения и эмоционального состояния учащихся от начала до окончания урока.
Практически на каждом уроке учащимися выполняется определенная практическая работа, которой предшествует показ и объяснение учителем технологии выполнения нужных операций, к примеру: технология обработки вытачек. Перед началом выполнения практической работы учащимся предлагается отобразить эмоциональное состояние на «Лесенке» из пяти ступеней. У каждой ступени своё название: Первая ступень – крайне плохо, пятая ступень - комфортно
В конце практической работы предлагается вновь отобразить эмоциональное состояние на «Лестница успеха», сделать выводы относительно самоорганизации, проанализировать причины успешности или неуспешности.
Рефлексия деятельности
На уроках технологии эффективно применяются приемы рефлексии деятельности, которые дают возможность осмыслить способы и приёмы работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных.
Продуктом деятельности на уроках технологии у девочек является изделие в рамках изучения программы. По итогам прохождения раздела учащимся предлагается оформить «Дерево творчества». На дереве обычно могут располагаться листья, плоды, цветы:
- Плоды – дело прошло полезно, плодотворно
- Цветок – дело прошло довольно неплохо.
- Зелёный листик – что-то было, конечно, а вообще – ни то ни сё.
- Жёлтый листик – «чахлое», неинтересное дело, нет никакого результата.
Таким образом, можно наглядно отследить результат деятельности класса.
Проанализировать, какая работа доминировала на уроке поможет приём «Мишень». Учащимся условно предлагают «выстрелить» в мишень, на котором отображают свою деятельность, деятельность группы, деятельность класса, деятельность учителя.
Рефлексия содержания учебного материала
Для выявления уровня осознания содержания пройденного эффективны приемы рефлексии содержания учебного материала. Итогом урока может стать прием рефлексии «Незаконченное предложение». Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
- Сегодня я узнала…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Я выполняла задания…
- Я поняла, что…
- Теперь я могу…
- Я почувствовала, что…
- Я приобрёла…
- Я научилась
- У меня получилось…
- Я смогла…
- Я попробую…
- Меня удивило…
- Урок дал мне для жизни…
- Мне захотелось…
«Незаконченное предложение» может носить как содержательный, так и пояснительный характер:
- «Для меня самым главным на учебном занятии было…, потому что…»
- «Мне показалось, что на занятии…, так как…»
Эта техника очень проста в применении и позволяет увидеть так называемый «сухой остаток» учебного занятия.
При подведении итога урока часто предлагаю упражнение «Плюс – минус – интересно». Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика.
Его можно выполнить как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трёх граф.
Таблица «Плюс-минус-интересно»
Ф.И. учащегося _______________________________, класс ________________
ПЛЮС | МИНУС | ИНТЕРЕСНО |
-что понравилось на уроке, -что вызвало положительные эмоции, -что было полезным, -что помогло достигнуть цели | -что не понравилось на уроке, -что показалось скучным, вызвало неприязнь, -что осталось непонятным | -что интересного узнал на уроке, -что хотел бы узнать, -какие хочешь задать вопросы учителю. |
Для самоанализа, а так же качественной и количественной оценки урока в конце урока предлагается небольшая анкета. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять - это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учеников аргументировать свой ответ.
Ответь на вопросы анкеты:
На уроке я работал | Активно | пассивно |
Своей работой на уроке я | Доволен | не доволен |
Урок мне показался | Коротким | длинным |
За урок я | не устал | устал |
Моё настроение | стало лучше | стало хуже |
Материал урока мне был | Понятен Полезен Интересен | не понятен бесполезен скучен |
Домашнее задание мне кажется | Лёгки Интересно | Трудным не интересно |
Содержательная рефлексия может быть представлена в виде вопросов учителя:
- Как бы вы назвали урок?
- Что было самым важным на уроке?
- Зачем мы сегодня на уроке…?
- Какова тема сегодняшнего урока?
- За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одноклассников?
Закончить урок на положительной ноте поможет прием рефлексии «Комплимент»:
Комплимент – похвала.
Комплимент деловым качествам.
Комплимент в чувствах, в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведённый урок. Такой вариант окончания урока даёт возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.
Практический опыт показал, что рефлексивная деятельность предполагает включение каждого учащегося в действие самоконтроля и самооценки, а так же взаимоконтроля и взаимооценки. Все, что делается на уроке по организации рефлексии – не самоцель, а подготовка к сознательной внутренней рефлексии, развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.
Однако, процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Сегодня рефлексия направлена на достижение различных целей: не только на эмоциональную сферу, настроение ребёнка, но и на учебную деятельность, процесс и содержание.
Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИН ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ЦИКЛА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В условиях новых социальных реалий в России на первый план выходит задача обеспечения способности системы образования гибко реагировать на запросы личности, изменение потребностей экономики и нового о...
Использование проектной и исследовательской технологий на уроках русского языка и литературы в условиях перехода на ФГОС основного общего образования.
. «Нужно, чтобы дети,по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом»К.Д. Ушинский...
Тема: «Актуальные проблемы преподавания истории в условиях ФГОС основного общего образования
Тема: «Актуальные проблемы преподавания истории в условиях ФГОС основного общего образования...
Методы и приемы рефлексии на уроках технологии в рамках внедрения ФГОС основного общего образования
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Рефлексия, как структурный компонент урока, направлена на достижение различных целей: эмоци...
Педагогические технологии организации уроков в свете требований ФГОС основного общего образования
Выступление на методическом объединении филологов. Проектная деятельность....
Выступление на ШМО Доклад на тему: «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В УСЛОВИЯХ ФГОС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Выступление на ШМО Доклад на тему: «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В УСЛОВИЯХ ФГОСОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»...