Рабочая программа по внеурочной деятельности "Палитра" 7 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 7 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Палитра» разработана для занятий с учащимися 7 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС средней ступени общего образования второго поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v.d.palitra_7a.docx | 32.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Палитра» разработана для занятий с учащимися 7 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС средней ступени общего образования второго поколения. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.
Задачи курса:
- Духовно – нравственное развитие личности.
- Развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, интуиции.
- Расширение кругозора.
- Развитие руки, глазомера и пр. через формирование практических умений.
- Выявление склонностей и интересов учащихся к профессиональной деятельности.
Методологическая основа в достижении целевых ориентиров – реализация системно - деятельностного подхода на средней ступени обучения, предполагающая активизацию познавательной, художественно-эстетической деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей. Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Важное направление в содержании программы «Палитра» уделяется духовно-нравственному воспитанию школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:
- патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
- трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);
- ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);
- ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);
- ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).
Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития ученикам 7 класса технологических знаний, трудовых умений и навыков программа «Палитра» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
- интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
- формирование информационной грамотности современного школьника; - развитие коммуникативной компетентности;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
1.Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни. Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам обогащает занятия художественным трудом и повышает заинтересованность учащихся. Поэтому программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), биологоия (создание образов животного и растительного мира). При создании художественных образов используются те же средства художественной выразительности, которые дети осваивают на уроках ИЗО.
Системно - деятельностный и личностный подходы на средней ступени обучения предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. Исходя из этого, программа «Палитра» предусматривает большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет возможность принять самостоятельное решение о выборе задания, исходя из степени его сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами. Содержание программы нацелено на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, формирование мотивации детей к труду, к активной деятельности на уроке и во внеурочное время.
В программе уделяется большое внимание формированию информационной грамотности на основе разумного использования развивающего потенциала информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения). Включены задания, направленные на активный поиск новой информации – в книгах, словарях, справочниках.
Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка.
Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ.
Социализирующую функцию учебно-методических и информационных ресурсов образования обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей.
У ребёнка формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации. Значительное внимание должно уделяться повышению мотивации. Ведь настоящий процесс изобразительного творчества невозможно представить без особого эмоционального фона, без состояния вдохновения, желания творить. В таком состоянии легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность. Произведения, возникающие в этот момент в руках детей, невозможно сравнить с результатом рутинной работы.
Для того чтобы вызвать у детей устойчивое желание работать над данной поделкой, учебные пособия дополнены разного рода информационным содержанием для того чтобы расширять представления об изображаемых объектах, анализировать целевое назначение поделки.
Существенную помощь в достижении поставленных задач окажет методически грамотно построенная работа на занятии.
На первом этапе формируется деятельность наблюдения. Ребенок анализирует изображение поделки, пытается понять, как она выполнена, из каких материалов. Далее он должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий. В большинстве случаев основные этапы работы показаны в пособиях в виде схем и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои варианты, пытаться усовершенствовать приёмы и методы, учиться применять их на других материалах.
Следует помнить, что задача занятия — освоение нового технологического приема или комбинация ранее известных приемов, а не точное повторение поделки, предложенной учителем. Такой подход позволяет оптимально учитывать возможности каждого учащегося, поскольку допускаются варианты как упрощения, так и усложнения задания.
Содержание программы составлено на 35 часов (1 час в неделю). Программа имеет блочный принцип и состоит из отдельных разделов.
Формы организации занятий:
• творческо-исследовательская деятельность;
• поисковая работа;
• групповая работа.
Методы и виды деятельности:
• учебно – исследовательская деятельность;
• технология рефлексии;
• развивающее обучение;
• коллективная система обучения;
• технология развития «критического мышления»;
• технология использования в обучении игровых методов;
• обучение в сотрудничестве (групповая работа).
Виды и формы контроля:
• творческая самостоятельная работа;
• анкетирование;
• тестирование.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса
«Палитра»
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
- адекватное понимания причин успешности/не успешности творческой деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/не успешности творческой деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- владеть монологической и диалогической формой речи.
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- Проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
- развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
- расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
- познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
- познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
- использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
- познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
- создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
- совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
- оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
- достичь оптимального для каждого уровня развития;
- сформировать систему универсальных учебных действий;
- сформировать навыки работы с информацией.
2.Содержание курса
№ п/п | Наименование раздела | Всего часов |
1 | Вводное занятие | 1 |
2 | Народный орнамент | 1 |
3 | Декоративно-прикладное искусство | 6 |
4 | Лепка | 3 |
5 | Аппликация | 3 |
6 | Композиция | 3 |
7 | Художественные работы из природного материала | 4 |
8 | Художественные работы из разных материалов (тесто, ракушки, стекло, соль и др.) | 5 |
9 | Художественные работы из бросового материала (стеклянные и пластиковые бутылки, одноразовая посуда, капроновые чулки, контейнеры от яиц ит.д.)- | 5 |
10 | Рисование акварелью и гуашью | 4 |
Средства обучения:
Настенная магнитная доска (3шт.) с набором магнитов для крепления таблиц
Компьютер
Мультимедийный проектор
Перечень рекомендуемой литературы для учителя и ученика:
1. Ю.Я. Герчук / Язык и смысл изобразительного искусства. М.: РИО Мособлупроиграфиздата, 1994.
2. Г.И. Данилова / Мировая художественная культура. М.: ООО Издательский дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2001.
4. Б.М. Неменский / Педагогика искусства. М.: Просвещение, 2007.
6. А.А. Павлова / Графика и черчение. М.: Владос, 2006.
7. Н.И. Платонова, В.Д.Синюков / Энциклопедический словарь юного художника. М.: Педагогика, 1983.
8. Н.Н. Федорова / Геннадий Райшев: диалог со зрителем. Беседы в мастерской художника. Ханты - Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2002.
10. Пластические искусства. Краткий терминологический словарь. М.: Пассим, 1994.
3. Календарно – тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Палитра» 7класс
№ | Тема и содержание темы | Кол-во часов | Теория | Практика | Датапоплану | Датапофакту |
1 | Вводное занятие | 1 | Материалы, инструменты. Техника безопасности на занятиях кружка | - | ||
2. | Народный орнамент. Изобразительные виды декора Виды орнамента Создание орнамента | 1 | Значение и происхождение декоративно-прикладного искусства. Сюжетное изображение. Орнамент. Декоративный элемент. Замкнутый, ленточный, сетчатый орнаменты. | Выполнение акварелью и гуашью простейших узоров в полосе, круге, квадрате, прямоугольнике их декоративных цветов, ягод, листьев | ||
3. | Декоративно-прикладное искусство Хохломская роспись. Городецкая роспись. Дымковская роспись. Жостовская роспись. Гжельская роспись. Русская матрешка. | 6 | Характерные декоративные элементы хохломской, городецкой, дымковской, жостовской, гжельской росписей. | Упражнения в выполнении отдельных элементов народных орнаментов. Роспись посуды, разделочных досок, игрушек узорами народных орнаментов роспись матрешки. | ||
4. | Лепка | 3 | Рецепт соленого теста. Подготовка материалов для работ. Технология выполнения художественных работ из нетрадиционных материалов | Работа с соленым тестом Декоративные панно, картинки по задумке автора. | ||
5. | Аппликация Выбор натуры, сюжета, узора Составление эскиза к аппликации. Подбор материалов. Вырезание деталей изображения. Вырезание изображений симметричного строения. Декоративная аппликация. | 3 | Технология выполнения аппликации. Эскиз. Монохромные (одноцветные) и полихромные (многоцветные) аппликации. Стилизация. Симметрия. | Упражнения в вырезании деталей различных геометрических форм. Вырезание листьев простой и сложной формы, прямых и изогнутых веток, ваз разной формы. | ||
6. | Композиция Тематические композиции. Составление коллективных композиций. | 3 | Понятие «композиция». Пространство. Перспектива. Пропорции. | Тематические композиции «Золотая осень», «Рождество», «Пасха» Весеннее настроение»… | ||
7. | Художественные работы из природного материала Аппликации и панно из засушенных растений. Аппликация и панно из круп и семян.Декорирование. | 4 | Заготовка природного материала. Технология засушивания растений. Фон, оборудование и клеящие составы | Составление миниатюр из частей растений. Аппликации(плоские) Декорирование. | ||
8. | Художественные работы из разных материалов: соленого теста, с использованием ракушек, соли, яичной скорлупы, нитей, мятой бумаги. | 5 | Рецепт соленого теста. Подготовка материалов для работ. Технология выполнения художественных работ из нетрадиционных материалов | Декоративное панно из нетрадиционных материалов. | ||
9. | Художественные работы из бросового материала. (стеклянные и пластиковые бутылки, контейнеры от яиц, пластиковая одноразовая посуда ит.д.) | 5 | Просмотр работ. (фото из интернета) Ознакомление с технологией изготовления поделок их бросового материала. | Декоративные композиции, панно, различные предметы для украшения интерьера дома. | ||
10. | Рисование акварелью и гуашью, гелевыми красками | 4 | Разные приемы работы акварелью и гуашью(«по сырому», «тычками» и т.д.) | Участие в художественных конкурсах(районных, областных) | ||
ИТОГО: | 35 ч. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности (кружок «Весёлый светофор») для 1 «А», 1 «Б» классов, 2 «А», 2 «Б» классов в МОУ СОШ №16
Пояснительная запискаИз года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах, что создаёт объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Причём, несчастные случаи...
Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса «Юные инспектора дорожного движения» (социальное направление) (на 1 год реализации) Программу составила Учитель физической культуры Михеева Ольга Николае
Рабочая программапо внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса «Юные инспектора дорожного движения»(социальное направление)(на 1 год реализации)...
Проект рабочей программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса ФГОС на основе программы Шевченко Л.Л. учебного предмета «Православная культура» 8 год обучения
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образоват...
Проект рабочей программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 9 класса ФГОС к Программе Шевченко Л.Л. учебного предмета «Православная культура» 9 год обучения.
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 9 класса соответствует требованиям Федерального государственного образоват...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Секреты позитивного общения» для 9 класса срок реализации программы: 2021-2022 учебный год
Курс внеурочной деятельности «Секреты позитивного общения» ориентирован на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов основного общего образования. Повышение уровня ком...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)
Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)
Актуальность курса. В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...