Урок по теме "Серьёзная" и "лёгкая" музыка (7 класс)
план-конспект урока по музыке (7 класс) на тему

Пархоменко Андрей Владимирович

Сценарий и презентация, используемая на уроке музыки в седьмом классе. Урок был показан на окружном конкурсе педагогических работников  (ЯНАО) в 2015 году.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ УРОКА МУЗЫКИ В 7-м КЛАССЕ

СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

ТЕМА ПОЛУГОДИЯ:  «Серьёзная» и «лёгкая» музыка.

ТЕМА УРОКА:                Всегда ли песня «лёгкий» жанр?

ПЕД. ЦЕЛЬ:            Научить аргументировано отстаивать собственную точку зрения, опираясь   на  теоретические сведения и личностное восприятия музыкального материала.

ЦЕЛЬ УРОКА:    Научиться применять на практике полученные теоретические сведения о делении музыкальных произведений на «серьёзные» и «лёгкие» жанры.

           

ЗАДАЧИ:  1) Определить критерии серьёзной и лёгкой музыки  

                    2) Развивать осознанное восприятие музыкальных произведений,

                  навыки диалога, способность аргументировано отстаивать свое мнение.

                   3)  Создать условия для формирования гражданской позиции;

*         *       *

          После организационного момента учитель обращается к детям со следующими словами:

УЧИТЕЛЬ:     -  Друзья мои, музыкальное искусство, как и искусство вообще, никогда не бывает однородно и однообразно. Издавна в драматургии и кино, в живописи и хореографии, архитектуре, скульптуре и музыке  принято разделение на «лёгкие» и «серьёзные» жанры. Предлагаю сейчас определить критерии «лёгкого» и «серьёзного» искусства…

ДЕТИ:           - «Серьёзные» заставляют думать…

                       - … страдать…

                       - переживать…

                       - «Лёгкие» жанры помогают отдыхать…

                       - … они нас развлекают…

                       - … не напрягают…

УЧИТЕЛЬ:     -  Что же, пользуясь полученным инструментом (а критерий – это инструмент постижения истины), попробуем произвести некую сепарацию по признакам жанра. Продолжите, пожалуйста, ассоциативный ряд:

 

  Драма, трагедия – «серьёзные жанры», а комедия, мелодрама -  __________________;

  Батальные полотна, портрет - «серьёзные жанры», а шарж, карикатура ___________;

  Симфония, опера, музыка балета - «серьёзные жанры», а песня -  _________________;

(дети дружно «раскладывают по полочкам» жанры искусства)

УЧИТЕЛЬ:     -  Ну что же, у нас с вами сейчас царит образцовый порядок. Думаю, что мы могли бы составить ТРЕБОВАНИЯ по созданию того или иного произведения искусства в «лёгких» или «серьёзных» жанрах. Например, комедия ОБЯЗАТЕЛЬНО, в первую очередь,  должна смешить зрителя. Или так: песня ДОЛЖНА развлекать слушателя…

                                  Вас ничего не смущает?

(дети комментируют и обсуждают слова учителя)

                 Что же, поскольку наш урок посвящён музыке, мы поговорим о песне …

УЧИТЕЛЬ:     - И так, только что вы пришли к выводу о принадлежности песни к «лёгкому» жанру. И действительно,  язык песни демократичен, песни легко запоминаются, по большей части сегодня песни нас развлекают, внося в жизнь некий «позитив».

                        А вот такая песня вписывается в нашу жанровую концепцию…?

                             Учитель исполняет песню Алексея Суркова и  Константина Листова «В землянке» (фрагмент).

ДЕТИ:              - Это совсем другая песня!

                           - Это же про войну…

УЧИТЕЛЬ:     - То есть, может быть, это вообще не песня?

ДЕТИ:              - Нет, это песня.

УЧИТЕЛЬ:     - Да, вы правы! Мы можем её даже все вместе спеть (по крайней мере первый куплет)…

Дети и учитель напевают первый куплет песни.

УЧИТЕЛЬ:     - Из всех качеств песни, как лёгкого жанра в этом произведении отсутствует РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ. А может это просчёт авторов и всё можно исправить? Например, вот так…

       Дети и учитель просматривают фрагмент концерта на Поклонной горе, где Джокер исполняет песню «в землянке».…

ДЕТИ:              -  А что, нормально…

                           - Нет, что-то не то. Не так поёт…

УЧИТЕЛЬ:     - По-моему, интонация сменилась. А нужно ли, исполняя эту песню, использовать приёмы эстрадно-джазового вокала?

ДЕТИ:              -  Нет, не стоит. Ушла задушевность.

УЧИТЕЛЬ:   - Ребята, я знаю, что среди вас есть поклонники русской рэп-музыки. Доминик Джокер, прежде всего, как вы говорите, рэпер. Если в двух словах – что такое рэп?

ДЕТИ:         -  Ну, это когда не столько поют, сколько ЧИТАЮТ на ритмической основе…

УЧИТЕЛЬ:     - А по-моему, рэпер почти не поёт, потому что ему важно, что-то сказать людям и некогда отвлекаться на мелодические изыски. Рэп – это крик души…

                              Почему же Доминик Джокер обратился к песне, написанной более семидесяти лет назад? Ему самому, что ли, НЕЧЕГО СКАЗАТЬ?

ДЕТИ:              -  А, может быть, потому что эта песня очень задушевная…

УЧИТЕЛЬ:     - Вы сказали «задушевность». А в чём она проявляется в песнях о Великой Отечественной войне?

ДЕТИ:              -  Там слова такие, ну, не как в современных песнях…

УЧИТЕЛЬ:     - Вы хотели сказать – стихи? Но и не только стихи, сама музыка иная, не рассчитанная на внешние эффекты. А вы не задумывались, почему сегодня, празднуя День Победы, мы почти не поём НОВЫХ песен о той войне?

ДЕТИ:              -  Так о войне тогда уже всё сказали. Зачем новые песни?

УЧИТЕЛЬ:     - Но ведь мы не переживали войну, мы просто помним о ней и воспринимаем по иному. Но, всё-таки, вернусь к своему вопросу: -Ннам что, нечего сказать?

ДЕТИ:              -  Получается, что так…

УЧИТЕЛЬ:     - А, может быть, мы попросту не слышим НОВЫХ песен о войне и Победе? Вот, например, песня Михаила Торохова – давайте послушаем…

Звучит композиция М.Торохова «Письмо солдата»

УЧИТЕЛЬ:     - Как вы думаете, достойна ли эта песня права прозвучать на Поклонной горе в День Победы?

ДЕТИ:              -  Да! Конечно!

УЧИТЕЛЬ:     - То есть она не похожа на развлекательную песню из репертуара многих современных исполнителей?

ДЕТИ:              -  Она такая же, как те – военные…

УЧИТЕЛЬ:     - Разве? В каком стиле написана песня?

ДЕТИ:              -  В стиле рок…

УЧИТЕЛЬ:     - Но, что-то нас не тянуло двигаться в ритме песни, делать «рога» и так далее…

ДЕТИ:              -  Это потому что песня глубокая, умная, душевная…

УЧИТЕЛЬ:     - А ведь Михаил Торохов наш современник. Он не участник войны. Он молодой человек. Живёт и работает в Красноярске. Мне кажется, что сам Михаил почувствовал себя погибшим и незахороненным воином, тянущим руки к людям с просьбой рассказать о нём родным и близким. Что же происходит? Вроде песня – это «лёгкий» жанр. Что исключает «лёгкость» из этой композиции?

ДЕТИ:              -  Тема! Исполнение! Душа!

УЧИТЕЛЬ:     - Вы по-разному ответили, но каждый из вас, безусловно, прав! Песня перестаёт нас развлекать, когда говорит с нами по душам о чём-то важном. Тема войны, унесшей столько жизней, ставшей примером высокого подвига нашего народа меняет и манеру исполнения и требует исполнения с душой. Вы знаете, когда в 2014 году появился День Памяти Неизвестного солдата, я сразу представил, что музыкальным символом этого памятного дня должна стать песня Михаила Торохова. А как думаете вы?

ДЕТИ:              -  Да, это было бы здорово…

УЧИТЕЛЬ:     -  Что же, мы можем обратиться в Комитет по организации этого дня и предложить песню в качестве музыкального символа. Пусть вашим домашним заданием станет проект такого письма. А чтобы нас с вами поняли, найдём «бронебойную» аргументацию. И так, минимум три аргумента, которые смогут придать вашему письму убедительность с точки зрения знания жанровых закономерностей.

 

                                       (дети находят три аргумента в защиту своего проекта)

УЧИТЕЛЬ:     -  Возможно, нам сразу не ответят, пусть мы столкнёмся с трудностями, продвигая эту нашу идею, нам обязательно поможет всё преодолеть наш РУССКИЙ ХАРАКТЕР. Характер, которым обладают все, живущие в России, народы. Русский характер, определивший нашу Победу в Великой Отечественной войне. Характер, который не позволит нам исчезнуть бесследно из мировой истории…

                         Я хочу предложить вам песню о русском характере. Слова перед вами. Если возникнет потребность, можно подпевать последние строчки каждого куплета…

Учитель исполняет песню Е.Кириченко «Русский характер».

УЧИТЕЛЬ:     -  Я бы очень хотел, чтобы вы не воспринимали мир и искусство в одном измерении. Мы с вами убедились сегодня, что песня может говорить с нами о том, о чём обычно доверяют вести разговор симфонии или кантате. Думайте, чувствуйте, понимайте…

                              А сейчас я прошу вас попытаться обобщить духовный опыт сегодняшнего урока в афористичной форме, то есть в одной фразе. Давайте попробуем…

                                  Дети и учитель создают афоризм, отражающий результаты урока.

ЕСЛИ АФОРИЗМ НЕ БУДЕТ НАЙДЕН:

                            Мыслить афоричтисно – целая наука. Думаю успехи в этом направлении у вас впереди. Но, всё-таки, чтобы обощить опыт сегодняшнего музыкально-песенного исследования,  я прошу вас выбрать высказывание, которое наиболее точно отражает ваше духовное и эмоциональное состояние после нашего урока…

                        Антуан де Сент Экзюпери: «Глазами всего не увидишь – по-настоящему зорким может быть только сердце».  

                       А.Н.Островский: «В песне душа народа. Испортишь песню – убьёшь душу!».

                     Автор неизвестен: « Есть такие песни, что когда ты закрываешь глаза, они становятся  людьми.»

                                 Дети выбирают соответствующие их состоянию после урока афоризмы…

 

УЧИТЕЛЬ:     -  Почаще вспоминайте эти слова   при встрече с искусством и помните, что все трудности помогает нам преодолеть РУССКИЙ ХАРАКТЕР. Желаю вам выработать его – характер, о котором слагают песни.

                          До свидания, друзья…! 

                           Дети покидают аудиторию под звуки песни «Русский характер» в исполнении Ю.Шевчука…

     

             


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Серьёзная» и «лёгкая» музыка.

Слайд 2

КРИТЕРИИ «Серьёзное искусство» - «Лёгкое искусство» -

Слайд 3

Продолжите ассоциативный ряд... Драма, трагедия – «серьёзные жанры», а комедия, мелодрама - __________________; Батальные полотна, портрет - «серьёзные жанры», а шарж, карикатура _____________; Симфония, опера, музыка балета - «серьёзные жанры», а песня - _________________;

Слайд 4

ЕСТЬ ВОПРОСЫ? Комедия ДОЛЖНА смешить зрителя… Песня ДОЛЖНА развлекать слушателя…

Слайд 5

Михаил Торохов

Слайд 7

3 декабря – День Неизвестного солдата Музыкальный символ Праздника – песня Михаила Торохова «Письмо солдата»…?

Слайд 8

НАШИ АРГУМЕНТЫ: 1) 2) 3)

Слайд 9

Какое из высказываний соответствует вашему духовному и эмоциональному состоянию после нашей встречи? Антуан де Сент Экзюпери: «Глазами всего не увидишь – по-настоящему зорким может быть только сердце». А.Н.Островский: «В песне душа народа. Испортишь песню – убьёшь душу!». Автор неизвестен: « Есть такие песни, что когда ты закрываешь глаза, они становятся людьми.» …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Конспект урока математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств». Презентация к уроку математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств».

Материал данного урока предназначен для  повторения  решения линейных неравенств; формирования  понятия «системы рациональных неравенств», «решение рациональных неравенств»;   форм...

мастер-класс применения ИКТ на уроках физики "Урок по физике 7 класс Тема урока: «Исследование силы Архимеда».

Цели урока:Образовательные:повторить  и обобщить изученный материал по теме: «Архимедова сила.  Плавание тел»;продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщат...

план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,

Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....