Представление педагогического опыта учителя музыки.
опыты и эксперименты по музыке
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Представление педагогического опыта
учителя музыки
МОУ «Горяйновская основная общеобразовательная школа» г. о. Саранск
Марсовой Александры Анатольевны
«Чтобы уничтожить нацию, не обязательно
её истреблять, достаточно лишить её
своей культуры, искусства и родного языка,
и она будет обречена на самоуничтожение».
Генерал-губернатор царской России М.Скобелев
Введение
Тема опыта: «Духовно-нравственное воспитание школьников по средством музыкального фольклора на уроке и во время внеурочной деятельности»
Сведения об авторе: Марсова Александра Анатольевна, образование высшее, закончила МГПИ им. М.Е. Евсевьева, учитель музыки по специальности «Музыкальное образование». Работаю учителем музыки в МОУ «Горяйновская основная общеобразовательная школа». Общий педагогический стаж 32 года.
Актуальность опыта
Будущее наших детей, гармоничное их развитие и формирование их вкусов и взглядов осуществляется в наше время. Эта проблема всегда была и остается острой и жизненно важной.
Каждый год в первый класс школы приходят совершенно иные дети. Иное поколение. Мыслят все быстрее. Вот только удивляются все меньше. Меньше восхищаются и негодуют. Спокойны в однообразном круге интересов: компьютеры, игровые приставки, телефоны. Тенденция к равнодушию страшна. Как же разбудить в наших детях интерес к самим себе? Как заставить «душу трудиться»? Как сделать искусство – естественной, необходимой частью жизни? Как же сформировать эстетические взгляды и вкусы у детей на музыку?
Процесс воспитания необходимо начинать в младшем школьном возрасте. В этот период происходит формирование культурно-ценностных ориентаций духовно-нравственной основы личности дошкольника, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире. Маленький человек пришел в большой и сложный мир взрослых. В ярком, радостном, многоголосном и многоцветном этом мире мы должны помочь детям найти и полюбить красоту поэзии, живописи, музыки. Искусство помогает ребенку приобщиться к доброму, осудить зло. Искусство отражает жизнь, выражает свое отношение к ней. Но и сама жизнь - быт человека и его труд, природа и предметный мир - все это также источник, питающий эстетические переживания ребенка.
Сегодня, когда в мире музыки одновременно сосуществуют различные музыкальные стили и направления, актуальной становится проблема формирования у слушателя музыкального вкуса, способного различать высокохудожественные образцы музыкального искусства от низкосортных. Средства массовой информации преподносят, а порой и насаждают юным слушателям продукцию поп- музыки далеко не высокого качества. Поэтому очень важно сформировать у учащихся высокие художественные способности. Для этого необходимо знакомить учащихся с высокохудожественными образцами музыки различных культур и с музыкальной культурой своего народа
Музыкальный фольклор - уникальная самобытная культура наших предков - осознается современным обществом как значительный фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к национальным жизненным истокам. Фольклору отводится все более заметное место в выполнении задач нравственного и эстетического воспитания, развития творческих способностей подрастающего поколения.
Зародившись во времена глубокой древности, пройдя многовековой путь развития, фольклор стал своеобразной устной, живой, говорящей летописью о далеком историческом прошлом и в то же время звучным голосом современности. Внедрение элементов фольклора в практику музыкально-эстетического воспитания, изучение традиций и обычаев своего народа являются важнейшим звеном в процессе формирования у учащихся высокой художественной культуры. Знание музыкальной культуры своего народа позволит осознать специфику музыкального творчества и культуру других народов.
Урок музыки, как обязательный предмет в любых школах, бывает один раз в неделю, и не остается времени для приобщения детей к народной музыке, которая приобщает их к родному народу, к родной природе и национальному самосознанию.
Итак, становится очевидной актуальность проблемы моего опыта, ведь музыка своего народа является верным средством познания жизни для детей.
Ведущая педагогическая идея данной темы обусловлена тем, чтобы научить школьников ориентироваться в мире музыки, привить им вкус и приобщать к высшим духовным ценностям, научить познавать мир и формировать образ мира средствами музыкального фольклора, в общении с искусством музыки понять себя и свое место в мире, что современные реалии выдвигают особые требования к подготовке обучающихся к жизни – вооружить их не столько знаниями, сколько способами овладения ими.
Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключаются в том, что применение музыкального фольклора на уроке и во время внеурочной деятельности позволяет повысить интерес учащихся к учебной деятельности, предусматривает разные формы подачи и усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. Практическая значимость данной проблемы состоит в том, что использование музыкального фольклора на уроке и во время внеурочной деятельности отвечает современным требованиям, стоящим перед школой при подготовке конкурентоспособных граждан.
Технология опыта
Мой педагогический опыт «Духовно-нравственное воспитание школьников по средством музыкального фольклора на уроке и во время внеурочной деятельности» помогает учащимся самореализоваться в стенах школы и понять свою значимость. Начало возникновения опыта относится к середине 90-ых годов, а становление продолжается и сегодня, в процессе работы в МОУ «Горяйновская основная общеобразовательная школа».». В своей работе я опираюсь на методические рекомендации, практические материалы, учебные пособия
Чтобы найти нравственную основу для воспитания и развития детей, необходимо, в первую очередь на уроках музыки, обратиться к истокам народного творчества, музыкальному фольклору. Это та точка опоры, которая складывалась веками. Она близка и понятна каждому человеку.
Для себя я выделила 2 основных пути, включающих фольклор в учебный процесс. Один – ознакомление с фольклором через произведения композиторов, творчество которых обращено к народной музыке (слушание и исполнение обработок народных песен и наигрышей, а так же авторской музыки, основанной на фольклорном материале). Другой путь – обращение к аутентичному фольклору. Сочетание этих двух направлений – основной залог успеха каждого учителя музыки. На уроках музыки обычно предпочтение отдается, прежде всего хоровому пению.
Большое внимание на уроках музыки уделяю здоровьесберегающим технологиям, поэтому на начальном этапе работы ввела элементы фольклора в вокально-интонационные упражнения. Для этого использую ритмотерапию и фольклорную арт-терапию. В фольклоре действительно есть врачующее начало. Знаем, что фольклор развивает память, слух, легкие, дыхание, голосовой аппарат. Но, кроме того, характерная для русских танцев релаксация рук, народно-бытовая хореография позволяет производить сбросы накопившихся зажимов.
Здесь я применяю артикуляционные упражнения на основе народных песен, прибауток, скороговорок (декламация тексов в разных темпах от медленного к быстрому), специальные упражнения на основе народных песен, прибауток. Обязательно на каждом уроке применяю дыхательные упражнения. Певческое дыхание оздоравливает ребенка, так как используется весь объем легких.
Благодаря этим упражнениям у учащихся формируются правильные певческие навыки, что сказывается на качестве пения и развиваются речевые навыки.
Игра на народных музыкальных инструментах – хорошее средство освоения звуковой сферы фольклора. Наиболее простым и эффективным в работе с детьми является применение различных ударных инструментов: ложек, бубна, трещоток, треугольника, рубеля, самодельных шумовых инструментов. Это способствует развитию чувства ритма, памяти, внимания, а также творческой закрепощенности
На уроках я использую все виды импровизации: двигательную, ритмическую, мелодическую. Слова и ритм большинства народных песен побуждают к движению. Двигательное и ритмическое импровизирование выражается в самостоятельном нахождении выразительных движений и ритмов, подчёркивающих настроение, общий характер, темп и другие средства музыкальной выразительности. Занимаясь мелодической импровизацией, учащиеся сочиняют свои мелодии на заданный текст, мелодизируют фрагменты народных сказок.
Стараюсь создавать проблемно-поисковые ситуации, например, при разучивании русской народной песни предлагаю определить, как его лучше исполнить: дуэтом или хором. Также предлагаю детям выбрать детские музыкальные инструменты, которые, по их мнению, будут подчеркивать выразительность музыкального образа при исполнении сопровождения к произведению. Проблемно-поисковые ситуации активизируют музыкальную деятельность, концентрируют слуховое внимание учащихся, заставляют мыслить, рассуждать, развивают творчество.
Современный урок музыки трудно себе представить без специального оборудования. Мною применяются детские музыкальные инструменты, технические, наглядные средства, используется аудиозаписи, видеозаписи, которые позволяют знакомить ребят с музыкальными произведениями в различном исполнении (оркестр, хор, ансамбль), с их помощью расширяю представление о звучании отдельных музыкальных инструментов и выразительности человеческого голоса, усиливающие эмоциональное воздействие музыки
Практическое освоение традиционного фольклора влияет на отношение человека к культурному прошлому своей страны, делает его более активным, человек начинает относиться к сохранению памятников культуры так же бережно, как он должен это делать и в отношении природы
Музыкальное воспитание в школе наиболее эффективно осуществляется при сочетании классной и внеклассной работы, направленной на формирование всесторонне развитой личности. Внеклассная работа, являясь дополнительной формой обучения, становится жизненно необходимой. Без неё не будет эффективной основная форма обучения – урок. Наиболее распространённой формой внеклассной работы является фольклорный ансамбль – ядро фольклорного воспитания в школе, почва для развития индивидуальных творческих способностей детей, занимающихся в нём. Участники фольклорного ансамбля осуществляют показ фольклорных произведений на уроках, являются участниками школьных фольклорных праздников.
Проведение фольклорных праздников в нашей школе стало традиционным, в которых принимают участие, как участники фольклорного кружка, так и учащиеся разных классов школы, что позволяет в полной мере осуществлять приобщение детей к народному творчеству. Народные праздники «Осенины», «Святки», «Масленица», являясь источником радостных впечатлений, оказывают большое эмоциональное воздействие на детей, обогащая их внутренний мир.
Теоретическое изучение проблемы опытной работы и её результаты позволили сделать выводы:
Музыкальный фольклор закладывает основы не только эстетического, но и нравственного воспитания школьников. Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей. Музыкальный фольклор нельзя ничем заменить, особенно на начальном этапе воспитания ребенка. Родная речь и народная песня должны присутствовать в воспитании детей вплоть до их подросткового и юношеского возраста. Только в этом случае ребенок вырастает здоровым нравственно.
Результативность опыта
В результате использования вышеописанных подходов в изучении музыки мне удалось:
• раскрыть всесторонние способности учащихся;
• привлечь детей к внеурочной деятельности;
• научить учащихся быть смелыми, артистичными, уверенными в себе;
• научить учащихся использовать полученные знания в различных ситуациях;
• повысить качество знаний учащихся;
• использовать знания, умения и навыки, полученные в процессе внеурочной деятельности, в практической жизнедеятельности;
• теоретически обосновать и проверить на практике педагогические возможности музыкального фольклора в духовно-нравственном воспитании учащихся
• учащиеся стали занимать призовые места на конкурсах и олимпиадах;
• у многих детей формируются навыки, позволяющие продолжить обучение в ВУЗах, иметь возможность дополнительного заработка (вокалисты, ведущие мероприятий, аниматоры, вожатые).
Результаты республиканской олимпиады учащихся
№ п/п | ФИО | Предмет | Класс | Год | Уровень | Результат |
1 | Егорова Мария Александровна | музыка | 6 | 2016 г | Республиканский | Диплом Лауреата I степени |
2 | Кольжецова Валерия Алексеевна | музыка | 6 | 2017 г | Республиканский | Диплом Лауреата I степени |
3 | Рузанова Арина Анатольевна | музыка | 6 | 2017 г | Республиканский | Диплом Лауреата II степени |
4 | Шелимов Роман Николаевич | музыка | 7 | 2017 г | Республиканский | Диплом II степени |
5 | Путилкина Эвелина | музыка | 4 | 2020 | Республиканский | Диплом Лауреата II степени |
Участие учащихся во внеурочной деятельности.
№п\п | Наименования мероприятий | Ф И участника | Номинация | Год | Уровень | Результат |
1 | Районный фольклорный конкурса «Русская завалинка – от платка до валенка» в номинации «Ансамбль» | Вокальный коллектив «Ручеек» | «Ансамбль» | 2017 | Муниципальный | 2 место |
2 | Смотр-конкурс творческих коллективов художественной самодеятельности муниципальных общеобразовательных учреждений городского округа Саранск «Наследники Победы», посвященного 70- летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945г.г. | Средняя возрастная группа | «Школьные хоры». | 2016 | Муниципальный | 1 место |
3 | Смотр-конкурс творческих коллективов художественной самодеятельности муниципальных общеобразовательных учреждений городского округа Саранск «Территория творчества», посвященного Году Российского кино | Старшая возрастная группа | «Школьные хоры». | 2016 | Муниципальный | II место |
4 | Этнокультурный смотр-конкурс художественной самодеятельности «Созвездие народных талантов» | Вокальный коллектив «Ручеек» | «Вокал» | 2016 | Муниципальный | Победитель |
6 | Городской фольклорный конкурс «Жаворонки» | Барабанова Анастасия | «Народное пение» | 2017 | Муниципальный | Диплом III степени |
7 | Этнокультурный смотр-конкурс художественной самодеятельности «Созвездие народных талантов» | Вокальный коллектив «Березка» | «Вокал» | 2017 | Муниципальный | Победитель |
8 | Этнокультурный смотр-конкурс художественной самодеятельности «Созвездие народных талантов» | Федотова Дарья | «Вокал» | 2017 | Муниципальный | Победитель |
9 | Смотр художественной самодеятельности среди муниципальных общеобразовательных организаций городского округа Саранск «Территория творчества», посвященного 200-летию памяти святого праведного воина адмирала Ф.Ф. Ушакова | Младшая возрастная группа | «Школьные хоры». | 2017 | Муниципальный | Диплом I степени |
13 | Городской фольклорный фестиваль «Жаворонки» | Ансамбль «Березка» | «Вокал. Ансамбли» | 2019 | Муниципальный | 3 место |
14 | Городской фольклорный фестиваль «Жаворонки» | Ансамбль «Березка» | «Вокал. Ансамбли» | 2019 | Муниципальный | 2 место |
15 | Смотр художественной самодеятельности среди муниципальных общеобразовательных учреждений городского округа Саранск «Территория творчества», посвященного Году Театра Саранск 2019 | Младшая возрастная группа | «Школьные хоры». | 2019 | Муниципальный | 3 место |
16 | Смотр художественной самодеятельности среди муниципальных общеобразовательных учреждений городского округа Саранск «Территория творчества», посвященного Году Театра Саранск 2019 | Дуэт (Давыдов Денис, Касимов Богдан) | «Вокал. Ансамбли» | 2019 | Муниципальный | 1 место |
17 | Смотр художественной самодеятельности среди муниципальных общеобразовательных учреждений городского округа Саранск «Территория творчества», посвященного Году Театра Саранск 2019 | Ансамбль «Березка» | «Вокал. Ансамбли» | 2019 | Муниципальный | 2 место |
18 | Смотр художественной самодеятельности среди муниципальных общеобразовательных учреждений городского округа Саранск «Территория творчества», посвященного Году Театра Саранск 2019 | Ильина Стефония | «Вокал. Соло» | 2019 | Муниципальный | 1 место |
19 | IV Республиканский конкурс народной песни «Живи, народная душа» | Ансамбль «Ручеек» | Возрастная категория 10 лет | 2017 | Республиканский | Диплом лауреата II степени |
20 | VI Всероссийский открытый фестиваль-конкурс детского и молодежного творчества «Фольклорная мозаика» | Федотова Дарья | «Народное пение (соло)» | 2016 | Всероссийский | Диплом лауреата II степени |
21 | VI Всероссийский открытый фестиваль-конкурс детского и молодежного творчества «Фольклорная мозаика» | Ансамбль «Березка» | «Народное пение» | 2017 | Всероссийский | Диплом лауреата II степени |
22 | Городской конкурс инструментального исполнительства «Юные таланты Саранска» | Князев Андрей Андреевич | «Инструментальное исполнительство» | 2020 | Муниципальный | Диплом лауреата III степени |
23 | X Музыкальный марафон-конкурс «Мир творчества | Князев Андрей Андреевич | «Инструментальное исполнительство» | 2020 | Муниципальный | Диплом лауреата III степени |
Уровень обученности и качество знаний
Класс | 2017-2018 уч.год | 2018-2019 уч.год | 2019-2020 уч.год | |||
Кач-во знаний % | Обученность % | Кач-во знаний % | Обучен ность % | Кач-во знаний % | Обучен ность % | |
1 | 100% | 100 | 100% | 100 | 100% | 100 |
2 | 100% | 100 | 95% | 100 | 95% | 100 |
3 | 100% | 100 | 100% | 100 | 100% | 100 |
4 | 96% | 100 | 100% | 100 | 100% | 100 |
5 | 87% | 100 | 87% | 100 | 87% | 100 |
6 | 100% | 100 | 100% | 100 | 100% | 100 |
7 | 100% | 100 | 96% | 100 | 96% | 100 |
Я не останавливаюсь на достигнутых результатах. Постоянно нахожусь в поиске новых, более эффективных методов работы. Раскрывая высокий духовный смысл русского народного музыкального искусства, я вношу свой вклад в воспитание в детях духовно- нравственного начала. Я никогда не мыслила свою профессиональную деятельность вне музыкального искусства. И на уроках стараюсь научить своих воспитанников не только полюбить его, сделать неотъемлемой частью своей жизни, но и мыслить, творить! А предмет музыка, как никакой другой, располагает возможностями для созидания. Мои ученики желают продолжить начатое мной дело и поступают в педагогический институт им. М.Е. Евсевьева на специальность учитель музыки, НИ МГУ им. Н.П.ОГАРЁВА - ИНК СПО.
Это ещё раз подтверждает то, что я делаю, приносит моим ученикам радость и удовлетворение. Для этого мы и живем. Музыка воспитывает детей, делая из них Человека - Человека, который, живя в мире людей, творит добро, способен чувствовать и сопереживать.
Адрес сайта школы: https://gorsar.schoolrm.ru/sveden/employees/10232/275362/
Персональный сайт: https://nsportal.ru/marsova
Список использованной литературы
1. Алексеев В.В. Русская народная песня в начальной школе. - Оса: Росстанина-
2.Алексеев Э. Фольклор в контексте современной культуры. - М., Советский
3.Аникин В.П. Детский фольклор // Аникин В.П., Круглов Ю.Г. Русское
народное поэтическое творчество. - Л.: Просвещение, 2001
4.Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский
5.Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: учебное пособие
/ О.А. Апраксина. - М. : «Просвещение», 1983
6.Аристотель. Собрание сочинений в 4-хх т. Т.3. Перевод. - М.: Мысль, 1981 -
7.Асафьев Б.В. О народной музыке / Сост. И. Земцовский, А.Кунанбаева. - Л.:
8 Балашова С.С. Музыкальный фольклор и школа. [«Спутник учителя музыки»,
Просвещение, 1993г.].
9 Балашова С.С. Изучение музыкального фольклора с учётом специфики
учебного процесса [Просвещение, 1988г.].
10 Бакланова Т.И. Музыка для детей. Музыкальные звуки и образы / М.: АСТ,
11 Бахтин М. От былины до считалки /Рассказы о фольклоре/. - Л.: Детская
12 Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б., Методика преподавания музыки в
общеобразовательных учреждениях: учебное пособие / Л.А. Безбородова, Ю.Б.
Алиев. - М. : «Академия», 2002
13 Бечак Б.А. Воспитание искусством. М.: Просвещение, 1998 - 280 с.
14 Боровиков, Л. И. Педагогика дополнительного образования: учебно-
методическое пособие для руководителей детских творческих объединений / Л.
И. Боровиков. -Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2002
15 Василенко В.А. Детский фольклор. Русское народное поэтическое творчество.
- М.: Педагогика, 1998
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представление педагогического опыта
"Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках музыки"....
Представление педагогического опыта "Формирование и обогащение опыта творческой деятельности учащихся в процессе обучения музыке".
Представление является обобщением собственного педагогического опыта с теоретическим обоснованием. Среди стратегических задач развития системы образования выдвигается и задача формирования конкур...
Представление педагогического опыта учителя музыки МОУ "СОШ №"6 Саушкиной И.А.
Представление педагогического опытаучителя музыкиМОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» г. о. СаранскСаушкиной Ирины Анатольевны...
Формирование географических представлений с помощью музыки.
Думающий, творческий педагог всегда в поиске новых средств обучения, позволяющих эффективнее формировать географические представления и понятия. Учиться географии должно быть интересно. Но как сделать...
Представление педагогического опыта педагогического работника. Формирование ключевых компетенций на уроках истории и обществознания через интерактивные формы работы.
Актуальность продиктована глобальными изменениями в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества, требующих корректировки...
Представление педагогического опыта педагогического работника
Представление педагогического опыта учителя начальных классов«Самостоятельная работа на уроках, как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС вто...
Адаптированные рабочие программы по предметам: развитие речи и окружающий мир, альтернативное чтение, графика и письмо, математические представления и конструирование, музыка и движение, здоровье и основы безопасности жизнедеятельности, социально – быт
Индивидуальная адаптированная рабочая программы разработаны на основе федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 № 2...