Представление педагогического опыта учителя музыки МОУ "СОШ №"6 Саушкиной И.А.
опыты и эксперименты по музыке
Представление педагогического опыта
учителя музыки
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» г. о. Саранск
Саушкиной Ирины Анатольевны
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Педагогический опыт | 380.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Представление педагогического опыта
учителя музыки
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» г. о. Саранск
Саушкиной Ирины Анатольевны
Музыка — могучий источник мысли.
Без музыкального воспитания невозможно
полноценное умственное развитие.
В. А. Сухомлинский
Введение
Тема опыта: «Применение современных педагогических технологий на уроках музыки».
Сведения об авторе: Саушкина Ирина Анатольевна, образование высшее, закончила МГПИ им. М.Е. Евсевьева в 2013 году, учитель музыки по специальности «Музыкальное образование». Общий педагогический стаж 31 год. Работаю учителем музыки МОУ «СОШ № 6» 21 год.
Современная ситуация в образовании представляет значительную свободу в использовании новых подходов, разработке педагогических технологий, способствующих развитию у учащихся личностного роста и развития. Введение новых ФГОС существенным образом меняет требования к результатам образования. Достичь этих результатов можно только при использовании новых педагогических технологий обучения.
В настоящее время используется много различных педагогических технологий различными преподавателями, и использование этих технологий дает заметный положительный результат. Эффективность использования этих технологий в образовательном процессе подтверждена исследовательскими работами ряда авторов (В.И. Андреева, В.П. Беспалько, В.И. Боголюбова, М.В. Кларина, В.Ю. Питюкова, Я.А. Савельева, Г.К. Селевко, В.А. Сластенина и др.).
Сегодня большинство учителей музыки в основном работает традиционно. В то же время педагогикой и частными методиками наработано немало новых технологий, учитывающих те изменения, которые произошли в последнее время в образовании, науке, обществе. Использование этих педагогических технологий может способствовать постановке музыкального образования детей на более высоком уровне, в том числе в общеобразовательной школе. В этом состоит актуальность моего опыта.
Моя главная педагогическая задача – пробудить интерес детей к учебной деятельности, добиться проявления учащимися активности в изучении как программного, так и дополнительного материала.
Новые педагогические технологии и их отдельные элементы, которые я активно использую на уроках музыки, а также и во внеурочное время, помогают мне в успешном решении данной задачи. На своих уроках я стремлюсь к созданию системы оптимального сочетания элементов современных образовательных технологий и индивидуализации образования, не забывая при этом о физическом и психическом здоровье обучающихся.
Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключаются в том, что применение современных педагогических технологий позволяет повысить интерес учащихся к учебной деятельности, предусматривает разные формы подачи и усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. Практическая значимость данной проблемы состоит в том, что использование новых технологий отвечает современным требованиям, стоящим перед школой при подготовке конкурентоспособных граждан.
Ведущая педагогическая идея данной темы обусловлена тем, что современные реалии выдвигают особые требования к подготовке обучающихся к жизни – вооружить их не столько знаниями, сколько способами овладения ими.
В условиях резкого увеличения объема знаний требуется смена педагогических приоритетов - научить учащихся учиться.
Ведущей педагогической идеей является применение современных образовательных технологий с целью развития интереса к музыке, как следствие, повышения эффективности обучения.
Технология опыта.
С 2018 года я работаю над методической проблемой «Современные педагогические технологии на уроках музыки». В своей работе я опираюсь на методические рекомендации, практические материалы, учебные пособия.
ХХI век называют веком технологий, ибо ни одна конкурентоспособная сфера жизни человека сегодня не может обходиться без высоких технологий.
В своей работе используются три базовых понятия: «Технология», «Образовательная технология», «Педагогическая технология». Дадим содержательную трактовку каждому из этих понятий.
Технология обучения (педагогическая технология) – новое направление в педагогической науке, которое занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебных процессов.
Образовательная технология – это процессная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию, организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам.
Понятие «Педагогическая технология» трактуется авторами по-разному, но общее состоит в том, что во-первых, технология определяется как деятельность учителя и учащихся; во-вторых, эта деятельность обязательно опирается на педагогические законы и закономерности; в–третьих, обучающая и учебная деятельность предварительно и тщательно проектируется; в–четвертых, она дает гарантированно высокий результат.
В современной научно-педагогической литературе представлено большое число различных педагогических технологий, применяемых в процессе музыкального образования школьников. Это: технологии развития процессов восприятия, технологии развития певческой культуры, технологии детского музицирования, технологии арттерапевтического воздействия музыки и здоровьесбережения, технологии развития ассоциативно-образного мышления школьников, информационно-коммуникационные технологии, игровая технология, технология преподавания музыки по учебно-методическим комплектам.
На своих уроках, наряду с традиционными, я применяю современные педагогические технологии. Это позволяет мне успешно реализовывать принципы личностно ориентированного обучения. Личностно – ориентированный подход в обучении на уроках музыки способствует раскрытию индивидуальности ребенка, которая находит свое выражение в характере мыслительных процессов, запоминании, внимании, в проявлении инициативы, творчества. При усвоении нового материала каждый ребенок обнаруживает различные интересы и по-разному использует свои знания. На современном этапе развития педагогической мысли личностно-ориентированный способ обучения является инновационным и повышает эффективность учебно-воспитательного процесса.
В каждом классе есть дети с различными индивидуальными особенностями нервной системы: одни уравновешенные, но с более быстрой или замедленной реакцией на окружающее, другие легковозбудимые, порывистые, третьи – особо чувствительные, застенчивые, с пониженной реакцией, требующие большого внимания и осторожного мягкого подхода. Главный смысл деятельности учителя музыки, состоит в том, чтобы создать каждому ученику ситуацию успеха в учебной и внеклассной работе. Именно учебные достижения школьника наиболее сильно окрашивают его жизнь, определяют отношения к педагогам, к родителям, к самому себе. В конечном итоге все это сказывается на нравственном развитии учеников. Творческая лаборатория каждого учителя по-своему уникальна.
Материально-техническая база школы позволяет усовершенствовать и разнообразить современный урок. Кабинет музыки хорошо оснащен и оборудован: компьютер, проектор, клавишный синтезатор. Все вышеперечисленное позволило мне включить информационно-коммуникативные технологии в преподавание музыки. Одним из условий успешного обучения является качество используемых на уроках аудио и видеоматериалов. Применение современных технических средств обучения позволяет добиваться хороших результатов.
Формами овладения ИКТ на уроках музыки стало выполнение тестов, проектов с электронными презентациями. При защите проектов учащиеся приобретают навыки выбора, учатся работать в коллективе, применяют полученные знания при изучении других предметов. Применение ИКТ для детей означает:
- индивидуальное развитие и самовоспитание;
- средство дополнительной мотивации к деятельности;
- новый вид наглядности;
- эффективное средство приобретения опыта оперирования полученной информацией.
Для меня использование ИКТ является новыми формами, средствами обучения, воспитания и воздействия на ребенка. Доступность и разнообразие всех компьютерных технологий (анимация, видео, звук) позволяют рассматривать ИКТ как учебно–развивающую сферу для творчества и самообразования.
Благодаря информационным технологиям учащиеся с удовольствием посещают вокально-хоровой кружок, т.к. в школе имеется звуковоспроизводящая аппаратура (микрофоны, усилители звука, динамики) и др.
Технологии развития голоса и слуха одна из главных в процессе развития певческой культуры учащихся. Важной задачей учителя музыки является бережное воспитание голоса каждого учащегося, обогащение его естественного тембра, обучение эстетически красивому вокалу. Необходимо тщательно отбирать вокально-хоровой репертуар, в коллективах использовать разные формы исполнительства: хоровое, ансамблевое, сольное. Репертуар должен соответствовать возрасту ребенка, песенное творчество представляет собой импровизацию детьми попевок, несложных мотивов, которые сопровождают их игры, выражают удивление, радость, сожаление.
Значительное место на уроках уделяю применению здоровьесберегающих технологий. Для достижения комфортности душевного состояния учащихся, снятия эмоциональных стрессов, гармонизации эмоционально интеллектуального развития личности. Одна из основных задач уроков музыки снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально – энергетический тонус учащихся. На своих уроках применяю следующие здоровьесберегающие технологии: музыкотерапия, вокалотерапия, ритмотерапия, терапия творчеством, улыбкотерапия, фольклорная терапия, а также упражнения по системе Стрельниковой и Емельянова, без которых невозможно обойтись в вокально-хоровой деятельности.
Отдельно выделяю фольклорную терапию, так как музыка и движение, драма и рисунок, отражение национального характера и культуры, все это способствует развитию художественного ассоциативного ряда фантазии и мышления. Под музыку песни развиваются музыкально - творческие способности детей. Исполняя народные песни, появляется желание свободно двигаться и общаться. Исполнение сопровождается звучанием народных инструментов, мимикой и жестами. В процессе работы большое внимание уделяется разнообразным заданиям, связанным с метроритмом: различные виды ходьбы, связанные с передачей метрической пульсации; элементы танцевальных движений, в первую очередь различные виды танцевального шага: притопы, шаг польки, выставление ноги на пятку или на носок, хороводный шаг, переменный шаг, шаг с подскоком.
Для школьников младших классов одним из основных видов деятельности продолжает оставаться игровая технология. Игра имеет большое значение в жизни ребенка. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности.
Ну и, конечно, игра является одной из любимых форм работы, учащихся на уроке.
Существует большое количество игровых технологий. Я расскажу о тех, которые наиболее часто использую на уроках.
Один из основных видов деятельности на уроке музыки является пение.
В обучении детей пению я использую игровую методику. Это различные упражнения, звукоподражание, речевые зарядки и ритмодекламации. Игры на развитие речевого и певческого дыхания, развивающие игры с голосом, интонационные игры и упражнения, игровой показ песни.
Инструментальное музицирование. Это творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных ученикам инструментах. Являясь одним из видов музыкальной деятельности, инструментальное музицирование связано с вокально-хоровой деятельностью, импровизацией и слушанием музыки. Исходя из характера музыки, её жанровости, дети сами выбирают инструменты для исполнения, а я обращаю их внимание на соответствие между произведением и его сопровождением. Особенно нравится детям исполнять русские народные песни и мелодии, позволяющие использовать большое количество музыкальных инструментов: ложки, трещотки, колокольчики, бубны, самодельные погремушки. Играя на музыкальных инструментах, дети не только глубже постигают характер, настроение, жанровые особенности и формы произведения, но и через игру учатся передавать его.
Использую интеллектуальные игры – игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу. Основанные на соревновании, они путем сравнения показывают играющим школьникам уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность. «Угадай мелодию», «Своя игра», «В мире музыкальных инструментов», «Угадай инструмент» – эти игры расширяют представления о музыкальных инструментах, их звучании, жанрах музыки, музыкальных стилях разных эпох и т.д. Ученики приобретают опыт работы в группах по сочинительству и исполнению.
Считаю необходимостью включать различные виды движений под музыку в начальной школе. Детям этого возраста свойственна подвижность, и они с удовольствием выполняют различные движения под музыку, включаются в музыкальные игры, связанные с движением.
Движение под музыку развивает творческую фантазию, воображение ребенка. Различные творческие задания позволяют активно влиять на личность ребенка, давая выход детскому стремлению к самовыражению, чем создают на уроке особую эмоционально насыщенную атмосферу погружения в мир музыкального искусства.
На уроках использую такие песенные музыкально–ритмические движения, как: «Буратино длинный нос», Бревис «Море волнуется», «Колобок», «Танцующий зоопарк», «Хлопай – топай», «Танцуйте, сидя», «Большой, маленький», «Купим мы, бабушка», р.н.п. «Тень, тень, потетень», р.н.п. «Чудо балалайка».
Игровые технологии способствуют прочному усвоению учащимися учебного материала, расширяют их кругозор, развивают творческое мышление, художественное воображение, активизируют память, наблюдательность, интуицию, формируют внутренний мир ребенка и способствуют воспитанию гармоничной личности.
Использование современных педагогических технологий делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащихся, формируя эмоционально-положительное отношение к предмету, соответствуя реалиям сегодняшнего дня.
Результативность опыта
Я убедилась, применение данных технологий отличается высокой результативностью и способствует:
• повышению интереса школьников к учебным занятиям;
• личностному развитию учащихся;
• повышению качества знаний;
• повышению уровня компетентности в области ИКТ;
• освоению и внедрению ИКТ в учебной и внеурочной деятельности;
• совершенствованию новых методических приёмов и подходов в преподавании музыки с применением Интернет – технологий;
• активизации самостоятельности и познавательной деятельности учащихся;
• приобретение учащимися компетенций проектной и исследовательской деятельности;
• формированию у учащихся эстетического, эмоционально-целостного отношения к искусству и жизни;
• росту участия обучающихся в творческих конкурсах и олимпиадах по предмету;
А главное: создаются предпосылки к формированию у школьников основ теоретического мышления, итогом чего должно стать первоначальное представление о музыке как художественном воспроизведении жизни.
Применение современных образовательных технологий позволяет мне:
• наполнить уроки новым содержанием;
• развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся;
• формировать элементы информационной культуры;
• прививать навыки рациональной работы с компьютерными
• программами;
• поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий;
• идти в ногу со временем.
Современный педагог должен уметь работать с новыми средствами обучения, для того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование. Использование новых технологий отвечает современным требованиям, стоящих перед школой. Благодаря образовательным технологиям, в том числе информационно-коммуникационным, закладываются основы для успешной адаптации и самореализации в дальнейшей жизни наших выпускников. Важными показателями результативности у моих учеников считаю успешное участие в республиканских олимпиадах по музыке.
Результаты республиканской олимпиады учащихся
№ п/п | ФИО | Предмет | Класс | Год | Уровень | Результат |
1 | Федотова Дарья Сергеевна | музыка | 6 | 2016 г | Республиканский | Диплом Лауреата III степени |
2 | Татаринова Екатерина Сергеевна | музыка | 6 | 2016 г | Республиканский | Диплом III степени |
3 | Федотова Алена Сергеевна | музыка | 6 | 2017 г | Республиканский | Диплом III степени |
4 | Корнилова Раиса Николаевна | музыка | 6 | 2017 г | Республиканский | Диплом III степени |
5 | Вокальный ансамбль «Задоринка» | Олимпиада по народному пению для школьников и учащихся СПО | 4-5 | 2017 г | Республиканский | Призер |
6 | Пешехонова Ирина Сергеевна | музыка | 4 | 2020 г. | Республиканский | Диплом лауреата I степени |
7 | Девайкина Елизавета Романовна | музыка | 4 | 2020 г. | Республиканский | Диплом лауреата II степени |
Участие учащихся во внеурочной деятельности.
№п\п | Наименования мероприятий | Ф И участника | Номинация | Год | Уровень | Результат |
1 | Районный фольклорный конкурса «Русская завалинка – от платка до валенка» в номинации «Ансамбль» | Вокальный коллектив «Задоринка» | «Ансамбль» | 2017 | Муниципальный | «Гран-при» |
2 | Смотр-конкурс творческих коллективов художественной самодеятельности муниципальных общеобразовательных учреждений городского округа Саранск «Наследники Победы», посвященного 70- летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945г.г. | Средняя возрастная группа | «Школьные хоры». | 2016 | Муниципальный | 1 место |
3 | Смотр-конкурс творческих коллективов художественной самодеятельности муниципальных общеобразовательных учреждений городского округа Саранск «Территория творчества», посвященного Году Российского кино | Старшая возрастная группа | «Школьные хоры». | 2016 | Муниципальный | II место |
4 | Этнокультурный смотр-конкурс художественной самодеятельности «Созвездие народных талантов» | Вокальный коллектив «Задоринка» | «Вокал» | 2016 | Муниципальный | Победитель |
5 | III Городской фестиваль-конкурс детского вокального творчества «Добрая песенка года» | Федотова Дарья | «Эстрадное пение» | 2017 | Муниципальный | Диплом лауреата I степени |
6 | Городской фольклорный конкурс «Жаворонки» | Урзяева Людмила | «Народное пение» | 2017 | Муниципальный | Диплом III степени |
7 | Этнокультурный смотр-конкурс художественной самодеятельности «Созвездие народных талантов» | Вокальный коллектив «Задоринка» | «Вокал» | 2017 | Муниципальный | Победитель |
8 | Этнокультурный смотр-конкурс художественной самодеятельности «Созвездие народных талантов» | Федотова Дарья | «Вокал» | 2017 | Муниципальный | Победитель |
9 | Смотр художественной самодеятельности среди муниципальных общеобразовательных организаций городского округа Саранск «Территория творчества», посвященного 200-летию памяти святого праведного воина адмирала Ф.Ф. Ушакова | Старшая возрастная группа | «Школьные хоры». | 2017 | Муниципальный | Диплом I степени |
10 | Городской конкурс юных исполнителей эстрадной песни «Музыкальный снегопад» «Юность. Творчество. Талант» | Федотова Дарья | «Оригинальный номер» | 2018 | Муниципальный | Победитель |
11 | Городской конкурс театрализованной патриотической песни «Отчизны верные сыны» | Вокальный ансамбль | «В одном строю» - вокальные ансамбли | 2019 | Муниципальный | 1 место |
12 | Муниципальный этап республиканского конкурса народной песни «Живи, народная душа» | Ансамбль «Задоринка» | «Народный ансамбль» | 2019 | Муниципальный | Дипломант 1 степени |
13 | Городской фольклорный фестиваль «Жаворонки» | Ансамбль «Задоринка» | «Сольное пение» | 2019 | Муниципальный | 3 место |
14 | Городской фольклорный фестиваль «Жаворонки» | Федотова Дарья | «Сольное пение» | 2019 | Муниципальный | 2 место |
15 | Смотр художественной самодеятельности среди муниципальных общеобразовательных учреждений городского округа Саранск «Территория творчества», посвященного Году Театра Саранск 2019 | Младшая возрастная группа | «Школьные хоры». | 2019 | Муниципальный | 3 место |
16 | Смотр художественной самодеятельности среди муниципальных общеобразовательных учреждений городского округа Саранск «Территория творчества», посвященного Году Театра Саранск 2019 | Дуэт (Златовчена Виктория, Кудашкина Екатерина) | «Вокал. Ансамбли» | 2019 | Муниципальный | 3 место |
17 | Смотр художественной самодеятельности среди муниципальных общеобразовательных учреждений городского округа Саранск «Территория творчества», посвященного Году Театра Саранск 2019 | Ансамбль «Задоринка» | «Вокал. Ансамбли» | 2019 | Муниципальный | 2 место |
18 | Смотр художественной самодеятельности среди муниципальных общеобразовательных учреждений городского округа Саранск «Территория творчества», посвященного Году Театра Саранск 2019 | Федотова Дарья | «Вокал. Соло» | 2019 | Муниципальный | 1 место |
19 | IV Республиканский конкурс народной песни «Живи, народная душа» | Ансамбль «Задоринка» | Возрастная категория 10-13 лет | 2017 | Республиканский | Диплом лауреата II степени |
20 | VI Всероссийский открытый фестиваль-конкурс детского и молодежного творчества «Фольклорная мозаика» | Федотова Дарья | «Народное пение (соло)» | 2016 | Всероссийский | Диплом лауреата II степени |
21 | VI Всероссийский открытый фестиваль-конкурс детского и молодежного творчества «Фольклорная мозаика» | Ансамбль «Задоринка» | «Народное пение» | 2017 | Всероссийский | Диплом лауреата II степени |
22 | Международный фестиваль военно-патриотической песни «Наследники Победы» в Приволжском Федеральном округе Российской Федерации | Федотова Дарья | Вокал-солист | 2015 | Международный | Диплом лауреата III степени |
23 | Диплом, за помощь в организации проведения торжественного открытия XII Международного детского фестиваля «Подводный мир». | Ансамбль «Задоринка», Федотова Дарья | Вокал | 2017 | Международный | Диплом |
Уровень обученности и качество знаний
Класс | 2017-2018 уч.год | 2018-2019 уч.год | 2019-2020 уч.год | |||
Кач-во знаний % | Обученность % | Кач-во знаний % | Обучен ность % | Кач-во знаний % | Обучен ность % | |
2 | 100% | 100 | 100% | 100 | 100% | 100 |
3а | 100% | 100 | 95% | 100 | 95% | 100 |
3б | 100% | 100 | 100% | 100 | 100% | 100 |
4 | 96% | 100 | 100% | 100 | 100% | 100 |
5 | 87% | 100 | 87% | 100 | 87% | 100 |
6 | 100% | 100 | 100% | 100 | 100% | 100 |
7 | 100% | 100 | 96% | 100 | 96% | 100 |
Таким образом, современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.
Я не останавливаюсь на достигнутых результатах. Постоянно нахожусь в поиске новых, более эффективных методов работы. Сочетание традиционных и новых приемов, форм и средств обучения позволяет создавать рабочую атмосферу на уроках и во внеурочное время, развивает творческие, музыкальные способности школьников. Мои ученики желают продолжить начатое мной дело и поступают в педагогический институт им. М.Е. Евсевьева на специальность учитель музыки, НИ МГУ им. Н.П.ОГАРЁВА - ИНК СПО.
Это ещё раз подтверждает то, что я делаю, приносит моим ученикам радость и удовлетворение. Для этого мы и живем. Музыка воспитывает детей, делая из них Человека - Человека, который, живя в мире людей, творит добро, способен чувствовать и сопереживать.
Адрес сайта школы: https://sc6sar.schoolrm.ru/sveden/employees/10750/287212/
Персональный сайт: https://nsportal.ru/saushkina-irina
Список литературы:
1. Абдуллин, Э. Б. Музыкально-педагогические технологии учителя музыки: учебное пособие / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. – М.: Прометей, 2005. – 232 с. 2. Бажукова Е.Н. «Современные информационные технологии» // Научно-методический журнал «Музыка в школе». – 2014. - №6, 4 с.
3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. - М.: Педагогика,1989. – 192с.
3. Использование современных педагогических технологий в учебном процессе (из опыта работы): материалы III педагогической научно практической конференции колледжа «Грани сотрудничества» (10 апреля 2014 г.) / под ред. Т. Н. Ковалевой, Т.А. Палагута. – Курск: ОБОУ СПО «КАТК», 2014. – 84 с.
4. Кабалевский, Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке [Текст]/ Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1–8 классы/под руководством Д.Б. Кабалевского. – М.: Просвещение, 2007. – 224 с. – С. 5–18.
5. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. Пособие для учителя. (Серия «Школа развивающего обучения»). – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003. - 448 с.
6. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.: Азбуковник, 1997. – 944 с.
7. Современные технологии преподавания музыки в школе http://urok-muzyki.ru/metodicheskie-razrabotki-po-muzyke/sovremennyetehnologii-prepodavanija-muzyki-v-shkole - [Электронный ресурс]
8. Современные технологии, применяемые при обучении младших школьников на уроках музыки http://life-prog.ru/1_24290_pedagogicheskietehnologii-sushchnost-i-istoriya-vozniknoveniya-i-razvitiya.html [Электронный ресурс]
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка Ковальчук Оксаны Васильевны
Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы Ковальчук Оксаны Васильевны...
Представление педагогического опыта учителя математики Внуковой Е.Г.
Общие сведения о педагогическом опыте учителя математики Внуковой Е.Г....
Представление педагогического опыта учителя русского и литературы
Обобщение опыта работы учителя-словесника по теме "Творческие мастерские на уроках русского языка и литературы". Материал содержит теоретические сведения по теме, практическую часть, разработки уроков...
Представление педагогического опыта учителя математики Юдиной Раисы Васильевны
Представление педагогического опытаМатериалы к аттестации:Тема инновационного педагогического опыта «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики у учащихся с...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя музыки и дополнительного образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия Масляевой А. И.
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя музыки и дополнительного образованияМОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов...
Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя музыки Новиковой Светланы Алексеевны
Одной из важнейших составляющих успешного обучения является мотивация ученика. Использование современных информационных технологий на уроках музыки делает обучение ярким, запоминающимся, интересным дл...