Формирование географических представлений с помощью музыки.
статья по географии (6 класс) на тему

Думающий, творческий педагог всегда в поиске новых средств обучения, позволяющих эффективнее формировать географические представления и понятия. Учиться географии должно быть интересно. Но как сделать интересным то, что школьник никак не представляет, что не вызывает никаких ассоциаций?  В настоящее время на уроках географии используются разнообразные средства обучения, в том числе произведения изобразительного искусства,  художественной литературы, телевидение, кино. Гораздо реже применяются музыкальные произведения в сочетании с другими средствами обучения. А ведь музыка обладает удивительной способностью передать ход любого события, нарисовать живую, подвижную картину природы.

Использование музыкальных произведений на уроках географии способствует лучшему формированию географического образа или явления окружающей действительности, обогащает географическое восприятие учащихся. Мир, проникнутый таинственными нитями, яркий, многокрасочный предстает перед каждым учеником во всем своем великолепии, когда на помощь учителю приходит музыка – великая музыка Земли.

         Музыка – особая область культуры. За ее кажущейся простотой и всеобщей доступностью кроется глубокое внутреннее содержание, которое может быть недоступно школьнику, знакомому в основном со специфической музыкой – продуктом так называемой массовой культуры. Бороться с музыкальным бескультурьем очень трудно, почти бесперспективно. Учащиеся могут слушать музыку, но не слышать ее! Поэтому необходимо обращать все свои усилия на формирование внутренней музыкальной культуры, а для этого необходимо начинать музыкальное общение учителя и учеников в самых младших классах.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Артамонова В.В.

Артамонова Виктория Валерьяновна

МБОУ СОШ № 36 г. Владикавказ РСО – Алания

Формирование географических представлений с помощью музыки.

                                                        «Послушай: музыка вокруг,

                                                        Она во всем – в самой природе,

                                                        И для бесчисленных мелодий

                                                        Она сама рождает звук.»

                                                                                М.Ивенсен.

Думающий, творческий педагог всегда в поиске новых средств обучения, позволяющих эффективнее формировать географические представления и понятия. Учиться географии должно быть интересно. Но как сделать интересным то, что школьник никак не представляет, что не вызывает никаких ассоциаций?  В настоящее время на уроках географии используются разнообразные средства обучения, в том числе произведения изобразительного искусства,  художественной литературы, телевидение, кино. Гораздо реже применяются музыкальные произведения в сочетании с другими средствами обучения. А ведь музыка обладает удивительной способностью передать ход любого события, нарисовать живую, подвижную картину природы. Еще Н.В. Гоголь высказывал мысль о том, что в преподавании географии следует использовать произведения искусства. « Все поразительные местоположения, великие явления природы,- писал он, - должны быть окинуты яркими красками. Что действует сильно на воображение, то не скоро выбьется из головы»

        География как учебный предмет направлена на создание ярких, целостных, запоминающихся образов. Чем разнообразнее предоставляемая учителем информация об изучаемом объекте, тем более прочные знания приобретает ученик, тем выше его познавательный интерес к учебному материалу, разнообразнее и плодотворнее его деятельность. Уникальность школьного курса географии заключается в том, что это единственный предмет, объединяющий знания о природном и социально-экономическом окружении подростка. Географические знания могут стать базой для разнообразной практической деятельности, повседневным фактором творческого роста личности. География является не только источником новых сведений о мире, не только инструментом познания части объективной действительности, но и необходимым фактором нормального психического развития учащихся. Использование музыкальных произведений на уроках географии способствует лучшему формированию географического образа или явления окружающей действительности, обогащает географическое восприятие учащихся. Мир, проникнутый таинственными нитями, яркий, многокрасочный предстает перед каждым учеником во всем своем великолепии, когда на помощь учителю приходит музыка – великая музыка Земли.

        Музыка – особая область культуры. За ее кажущейся простотой и всеобщей доступностью кроется глубокое внутреннее содержание, которое может быть недоступно школьнику, знакомому в основном со специфической музыкой – продуктом так называемой массовой культуры. Бороться с музыкальным бескультурьем очень трудно, почти бесперспективно. Учащиеся могут слушать музыку, но не слышать ее! Поэтому необходимо обращать все свои усилия на формирование внутренней музыкальной культуры, а для этого необходимо начинать музыкальное общение учителя и учеников в самых младших классах. Позже это сделать становится невозможным.

        В каждом человеке склонность к восприятию звука заложена изначально, но без воспитания она спит. Следовательно, задача состоит в том, чтобы развить музыкальные способности. Музыкальность, должным образом воспитанная в человеке, позволяет ему другими глазами взглянуть на мир и услышать звучание природы, глубже познав, таким образом, самого себя.

        Образовательное значение музыки чрезвычайно велико. В своих трактатах Платон одним из первых обосновал значение музыки для воспитания молодежи: «… ни одно искусство не обладает столь мощным зарядом эмоций, как музыка, потому что она, главным образом, обращается к чувствам людей. Она совсем без слов, одним сочетанием звуков способна вызвать у слушателей любые переживания. Погружаясь в музыку, человек может отобразить очень широкую картину действительности, он может домыслить недостающее, дорисовать в своем воображении слышимое».

                Окружающий человека мир полон звука – вой ветра, шум прибоя, журчание воды в ручейке, наконец, технические изобретения человека: машины, радио, телевидеоаппаратура. К сожалению, музыка занимает в этом звуковом ряде не лидирующее место. Объект или явление, описанное при помощи музыкального произведения, становятся  более яркими, содержательными, насыщенными впечатлениями, ассоциациями, осознанными и неосознанными чувствами. При помощи звука можно увидеть то, что невозможно описать словом, изобразить на картине и на экране монитора или телевизора. Музыка помогает лучше понять географию. Более того, она позволяет совершить настоящее кругосветное плавание, полет к дальним мирам, путешествие во времени, по новому открыть окружающий мир.

                Важнейшим условием эффективного использования музыкального произведения является знание учителем его содержания и методическое осмысление музыкального материала. Опыт показывает, что музыкальные произведения в зависимости от их назначения могут применяться на любом этапе урока географии: в процессе изучения нового материала, при обобщении и закреплении изученного ранее, а также как введение в тему урока. Выбор места демонстрации музыкального фрагмента определяют характер работы с ним, различия в методике. Так, если фрагмент используется после объяснения учителем нового материала, то музыка служит иллюстрацией к объяснению, подкрепляет его слуховыми образами. Применяя музыку при объяснении нового материала, учителю лучше пользоваться  исследовательским методом, побуждать учащихся к самостоятельному поиску образов в музыкальном фрагменте. В случае включения музыкального произведения на этапе закрепления географического материала желательно предложить школьникам вопросы, акцентирующие их внимание на отдельных фрагментах. После прослушивания музыки учащиеся могут ответить на вопросы.

                Таким образом, в зависимости от характера музыкального фрагмента и от темы урока, в который он включен, методика работы с ним отличается некоторой спецификой, однако есть и общие требования к использования музыки на уроке. К их числу можно отнести следующие:

  1. Отбирать музыкальный материал на урок необходимо с особой тщательностью и использовать его только после консультации с опытным специалистом по музыке.
  2. Любое музыкальное произведение предполагает индивидуальность восприятия и не нарушать эмоциональное состояние ученика, учителю важно не отвлекать детей от прослушивания. Только после звучания музыки желательно обращаться к ученикам с вопросами, уточняя, исправляя и дополняя их ответы.
  3. На фоне музыкального произведения или его прослушивания уместно использовать произведения живописи, слайды, фотографии. Это необходимо для того, чтобы к слуховому образу привлечь и зрительный.
  4. Не следует слишком часто использовать музыкальные произведения, особенно на начальных этапах, пока учащиеся еще мало знакомы с этим средством обучения.  В 6 классе, например, рекомендуется проводить не более двух уроков.

                Пожалуй, самое трудное для учителя, но и самое интересное – находить образ, адекватный географии, через музыкальное искусство. Школа должна в каждом ученике разбудить чувство прекрасного, должна научить усваивать красоту звука. Следует от малых лет  приучать усваивать красоту звука. Музыкальность нуждается в образовании. Без осознания  значения музыки невозможно понять и звучание природы. Песня водопада, реки или океана будет лишь ревом, ветер не принесет мелодии и не зазвенит в лесах торжественным гимном.

                Использование  учителем географии музыкальных произведений на уроке предъявляет особые требования к его личности, особенно - к речи. Следует помнить, слово в начале воздействует на разум, а затем на чувства. Но не всегда слово всесильно, в таких случаях оно может быть дополнено музыкой, с которой имеется скрытая тесная взаимосвязь. М. Л. Тарасов отмечал: «Музыка окрыляет слово, делая его взволнованным, а слово придает музыке большую определенность». Автор приходит к выводу, что музыку и слово объединяет интонация. Филологи обычно связывают интонацию с повышением или понижением тона голоса, с изменением тембра, ритма, манеры произношения- все это позволяет слушателям воспринимать глубинное содержание текста, понять отношения говорящего к тому, что он высказывает. Слово способно обогатить музыку, сделать ее более понятной. Оно позволяет  «заглянуть в глубину музыки». Исследователи музыки считают, что без слова невозможно приблизиться к «тончайшей сфере познавания чувств».

                Безусловно, провести урок с использованием музыки трудоемко, особенно впервые. Однако, в последующем  при накоплении опыта большинство сложных моментов  отпадает само собой, музыка становится надежным подспорьем в проведении

уроков географии. Если учащиеся не готовы слушать музыки , не следует торопить события, поэтому от использования музыки на уроке  лучше всего временно отказаться. Возможно, в подготовительный период были допущены какие-то ошибки, и учащиеся оказались не подготовленными.

                Опыт свидетельствует, что на тех уроках, на которых звучит музыка, ученики воспринимают новый материал не только умом, но и чувствами.

                Разумеется, учитель не должен подменять изучение географии искусством, а лишь с помощью музыки обогащать восприятие учащихся, развивать их творческое воображение, без которого невозможно и научное мышление.

                Для формирования представлений о географических объектах можно предложить использовать музыкальные фрагменты, данные в списке.

                                           Равнина.

Свиридов Г. Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина «Метель». №1. Тройка.

Мартину Б. Соната № 4 для флейты и фортепиано. Часть 2. Adagio.

                                     Горы

Берлиоз Г. Те Деит (вступление).

Ляпунов С. Симфония №1. Си минор, соч. №12. Часть 1. Andantino.

                                        Барханы

Стравинский И. Весна священная. Часть 2. Великая жертва.

                                            Землетрясения

Стравинский И. Весна священная. Часть 1. Поцелуй Земли.                                             Вулканы

 

Артемьев Э. Ода доброму вестнику. №7.

 Спорт, ты мир (вступление)

                                          Гейзеры

Респиги О. Фонтаны Рима. №1. Фонтан Валле Джулия на заре.

                                        Море

Римский-Корсаков Н. Шехеразада. Часть 1. (тема моря).

0

                                        Острова

Рахманинов С. Остров мертвых.

                                        Цунами

Холст Г. , Эмерсон К. Марс, войну приносящий (из сюиты «Планеты»).

                                        Айсберги

Артемьев Э. Ода доброму вестнику. Часть 5. Красота земли.

                                             Ледники

Слонимский С. Детские пьесы ( «Колокола»).

Голубев Е. Концерт №2 для фортепиано с оркестром. Соч. 30.   Часть 1. andante cantabile.

                                              Река горная

Свиридов Г. Время вперед (средний раздел).

                                              Река равнинная    

Якушенко И. джазовый альбом для фортепиано №3. У истока большой реки.

                                          Водопад

Артемьев Э. Ода доброму вестнику . №1.Факел.

                                           Озера

Респиги О. Пинии Рима. №3. Пинии на Яникуле.

                                           Дождь

Прокофьев С. Детская музыка (« Дождь и радуга»).

                                               

                                               Снег

Артемьев Э. Ода доброму вестнику. Часть 3. Гармония мира.

                                                Ветер

Дебюсси К. Море. Три симфонических эскиза. №3 . Диалог ветра с морем.

                                               Облака

Дебюсси К. Море. Три  ноктюрна.№1. Облака.

                                                Туман

Стравинский И. Весна священная. Часть 2. Великая жертва (вступление).  

  Европа — центр цивилизации (интегрированный урок географии и музыки)

Тема. Европа, ее роль и значение, вклад в мировую культуру и цивилизацию.

Цели. Показать значение Европы для всего мира как центра современной цивилизации, ее роль и вклад в мировую культуру.

Знание географического положения крупнейших стран, особенностей природы, воспринимаемых через музыкальные образы.

Углубление межпредметных связей: природа — источник вдохновения для писателей, поэтов, художников и композиторов.

Формирование цельного восприятия и представления об окружающем мире.

Знакомство с крупнейшими композиторами и их произведениями, народным творчеством.

Развитие эмоционального восприятия, формирование слушательской культуры.

Оборудование: политическая карта мира и Европы; физическая карта Европы; картины и портреты композиторов, путешественников и ученых; оборудование для слушания музыки; тесты и контурные карты.

Ход урока

Ученики входят в класс.

Звучит музыка Иоганна Себастьяна Баха «Токата и фуга». Сообщение темы и цели урока.

 Вступительные слова учителей.

Учитель географии. Сегодня у нас урок необычный, он соединил географию и музыку, также в нем будут элементы истории, литературы и искусства. Такие уроки называются интегрированными. Вы узнаете, какое значение имеет Европа для всего мира, какой вклад она внесла в мировую цивилизацию. Познакомитесь с крупнейшими странами, их географическим положением, с выдающимися сынами,прославившими свою Родину, — композиторами, художниками, путешественниками и исследователями.

Учитель музыки. На уроке мы исполним и послушаем некоторые произведения великих европейских композиторов. Постарайтесь услышать и определить, как воплотилась природа в музыкальных образах.

Работа с контурными картами: нанести границу Европы и Азии. Учитель географии. Евразия исторически делится на две части света: Европу и Азию. Проведем границу между ними.

Сообщения учащихся.

       Европа. От твоих берегов отплывали каравеллы Колумба и Магеллана. Суровые викинги и архангельские поморы, греческие и римские галеры, казачьи струги бороздили просторы окружающих тебя морей и океанов. Отсюда отправлялись в путешествие в Индию и Китай отважные Марко Поло и Афанасий Никитин. Шли навстречу солнцу в Сибирь казаки-землепроходцы — Ермак, Семен Дежнев, Ерофей Хабаров, Владимир Атласов, Семен Челюскин, Витус Беринг.

Испытывая невероятные трудности и лишения, исследовали Центральную Азию Н.М.Пржевальский, Семенов Тян-Шанский и многие другие. Их имена на картах мира.

Европа дала миру таких титанов в области музыки, как Бах, Моцарт, Бетховен, Глинка, Чайковский, Римский-Корсаков, Эдвард Григ, Иоганн Штраус и другие. Здесь создавались гениальные художественные творения Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Рембрандта.

Музыкой в камне стоят великолепные дворцы и храмы.

Древняя Эллада и Рим, Париж, Лондон и Берлин, Венеция, Москва и Петербург — все здесь дышит историей — звон мечей и грохот битв.

Звучит мелодия «Сиртаки».

Греция

2000 лет назад на берегах Эгейского моря возникла цивилизация, явившая миру удивительные достижения во всех областях человеческой деятельности.

Значение Греции огромно. Греческая письменность послужила основой для многих языков, в том числе для русского. Здесь возник театр, произведения Гомера, Эсхила, Геродота переведены почти на все современные языки. Постройки, статуи служили образцами, на которых учились и учатся архитекторы и скульпторы последующих поколений.

Греция — родина Олимпийских игр.

А сейчас прозвучит песня современного композитора-антифашиста Микиса Теодоракиса «Я — фронт». Исполнение песни.

Италия

«Все дороги ведут в Рим». До сих пор эта крылатая фраза в ходу. Великая Римская империя — крупнейшее рабовладельческое государство древности. Расцвет науки, архитектуры — это города, амфитеатры, цирки, библиотеки, театры, дороги, водопроводы, арочные мосты и многое другое. Это латинский язык, который служит основой для многих европейских языков — итальянского, французского, румынского и других.

Римские галеры господствовали на всем Средиземноморье и западных берегах Европы до туманного Альбиона — Великобритании.

Именно отсюда пошла эпоха Возрождения.

Это расцвет науки, искусства и культуры в Средневековье. Гениальные творения Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэля. Знаменитые скрипки Страдивари, Николо Амати и Гварнери, на которых играл великий волшебник, заставлявший людей любить и страдать, плакать и смеяться — Николо Паганини. Это и Джузеппе Верди и Джакомо Россини.

Звучит органная фуга И.С.Баха.

Германия

В средние века Европу терзали постоянные войны. Одни государства возникали, другие гибли. В это время на территории Германии было множество княжеств. И в одном из них, в семье Бахов — музыкантов, родился Иоганн Себастьян Бах, про которого сказал Бетховен: «В мире среди музыкантов был только один Бах».

Моцарт, Шуберт, Штраус, Вагнер, Гендель, Брамс — более двух десятков выдающихся и великих композиторов дала Германия миру. В их произведениях, навеянных образами прекрасной природы, звучат шум леса, пение птиц, звон ручьев и водопадов.

Германия дала миру не только великих музыкантов, поэтов и художников, но и других выдающихся личностей во многих областях. Это и великий путешественник, ученый, основоположник географической науки Александр Гумбольдт, объездивший полмира, и Мартин Бехайм, создавший первый глобус, и Меркатор, по картам которого мы учимся.

Звучит мелодия Людвига ван Бетховена «Сурок».

Франция

Звучит мелодия Руже де Лилля «Марсельеза».

Это, прежде всего, Париж, Эйфелева башня, собор Нотр-Дам, Лувр, где хранятся бесценные художественные произведения. С Францией связано нашествие Наполеона в Россию в 1812 г., Великая французская революция, Парижская коммуна.

Это и «Марсельеза», сочиненная пехотным капитаном Руже де Лиллем всего за одну ночь. За эту песню преследовали, сажали в тюрьмы, расстреливали, а сейчас она является гимном Франции.

Исполнение «Марсельезы».

Законодательница мод, знаменитой косметики и прекрасных вин. Это также прекрасные автомобили, самолеты и космические корабли.

Известные «Три мушкетера» А. Дюма — гимн дружбы, чести и достоинства. Жюль Берн, который в своих фантастических произведениях с поразительной точностью предсказал современные технические достижения.

Художники-импрессионисты, Гектор Берлиоз, Шарль Гуно, Жорж Бизе, музыка которых не сходит со сцены. Франция может гордиться своими сыновьями, имена которых мы читаем на картах мира.

Великобритания

Звучит песня группы «Битлз» «Потому что».

«Владычицей морей» назвали эту страну и недаром. Джеймс Кук, Френсис Дрейк, адмирал Горацио Нельсон, Давид Ливингстон, Генри Мортон Стенли, Генри Гудзон, Александер Макензи, Роберт Скотт и много других отважных мореходов и путешественников оставили свои имена на картах мира.

В результате завоеваний и колонизации в XIX в. образовалась огромная по территории Британская империя. Полмира говорит на английском языке. Отсюда пошла промышленная революция, охватившая весь мир. Здесь родились великие сыны человечества — Исаак Ньютон, Чарльз Дарвин, Эдуард Дженнер, Джордж Байрон, Даниель Дефо, Джонатан Свифт, Роберт Скотт, Конан Дойл и многие другие.

Робинзон Крузо, Гулливер, Шерлок Холмс — кому не знакомы эти герои книг и их приключения?

В 60-е гг. XX в. четверо молодых ребят из Ливерпуля — Джон Лен-нон, Пол Маккартни, Ринго Стар и Джордж Харрисон — образовали ансамбль «Битлз». Прекрасное пение и инструментовка, композиции, основанные на народных мелодиях, обеспечили грандиозный успех и популярность. Они оказали огромное влияние на современную эстраду. Как грибы после дождя, стали появляться по всему миру ВИА — вокально-инструментальные ансамбли.

Голландия и Нидерланды

Звучит музыка Клода Дебюсси «Лунный свет». Крошечная по территории страна, а по вкладу в мировую цивилизацию стоит наравне с крупными. Упорнейшим трудом отвоевано у

моря 2/3 площади. И до сих пор десятки тысяч ветряных мельниц откачивают воду за дамбы — в открытое море.

«Сад и огород» Европы, цветочная страна. Были времена, когда за одну луковицу тюльпанов нового сорта отдавали целое состояние.

В Голландию ездил Петр I учиться корабельному искусству. Голландских купцов можно было встретить во многих местах земного шара, в том числе и в Японии.

Много новых земель было открыто и исследовано голландскими моряками. Им принадлежит открытие Австралии. Именем Абеля Тасмана назван остров Тасмания.

Картины голландских художников и, в первую очередь Рембрандта, представляют огромную ценность.

Скандинавские страны

Звучит музыка Эдварда Грига «В пещере горного короля».

Три страны располагаются на Скандинавском полуострове — Швеция, Норвегия и Финляндия.

Удивительно живописна природа этих стран. Горы, поросшие лесом, многочисленные ручьи, речки и водопады. Извилистые узкие заливы — фьорды, многочисленные ледниковые озера, маренные холмы. Все здесь дышит поэзией — сказочные феи, тролли, гномы — непременные участники сказаний, эпосов, саг, песен и танцев.

Здесь создавали свои бессмертные произведения Эдвард Григ, Ян Сибелиус, Генрик Ибсен и другие.

Исполнение произведения Эдварда Грига «Заход солнца».

Эта земля — родина викингов, которые задолго до Колумба открыли Америку и оставили поселения. Они исследовали суровые северные земли. Их потомки — Руал Амундсен, Фритьоф Нансен, Тур Хейердал и многие другие путешественники вошли в историю исследования Земли.

Испания и Португалия

Звучит произведение Петра Ильича Чайковского «Испанский танец».

Христофор Колумб, Фернан Магеллан, Васко да Гама, Эрнан Кортес — именно с этих людей начинается эпоха Великих географических открытий. В этих людях удивительно сочетались жажда наживы, авантюризм, смелость, упорство и отвага.

В результате завоеваний в Америке и Африке образовались многочисленные колонии, откуда отплывали набитые заморскими товарами, золотом и драгоценностями испанские галеоны.

Латинской Америкой' называют Центральную и Южную Америку.

Сюда принесли свой язык, обычаи и культуру испанцы и португальцы. К великим сынам Испании принадлежат Мигель де Сервантес, Фран-сиско Гойя, Пабло Пикассо и многие другие.

Страны Восточной Европы Польша, Чехия, Венгрия

Звучит вальс Фридерика Шопена.

Центр Европы. Бурные ритмы, огненные мелодии льются над празднично украшенными улицами и площадями. Юноши и девушки в национальных костюмах кружатся в вихрях танца.

Звучат народные мотивы в замечательных произведениях Иоганнеса Брамса, Ференца Листа, Имре Кальмана, Зольтана Кодая. Глубочайшей нежностью, любовью к родине пронизаны произведения Фридерика Шопена, Михала Огиньского.

Звучит полонез Михала Клеофаса Огиньского «Прощание с родиной», танец «Молдовеняска».

Болгария, Румыния, Югославия

Балканы. Благословенный край. Изумительные по красоте пейзажи. Горы и долины, Лазурное море. И... братоубийственная война в Югославии.

Отсюда началась Первая мировая война, унесшая жизни десятков миллионов людей. Через два десятка лет в Европе началась Вторая мировая война. Прокатилась огненным смерчем, и снова погибли десятки миллионов.

Каких бы высот достигло человечество в своем развитии, если бы не было войны.

Почтим минутой молчания всех погибших.

Звучит произведение Вольфганга Амадея Моцарта «Лакримоза».

Закрепление материала

Учебно-тренировочная работа по политической карте атласа. Показ по карте стран Европы.

Учитель музыки. Прослушайте несколько музыкальных произведений и определите, какому композитору принадлежит музыка, и в какой стране он жил. В контрольной карточке напишите произведение, композитора и страну.

Подведение итогов.

Беседа. Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? Какой вклад внесла Европа в мировую культуру?

Какое значение европейцев в открытии и исследовании новых земель?

Назовите имена путешественников.

Домашнее задание. Нанести на контурные карты страны Европы. Ученики выходят из класса под музыку.

МУЗЫКА

Произведение

Композитор

1.

2.

Тема: История открытия Земли

Музыкальное сопровождение: Vangelis. 1492: ONGUEST OF PARADISE (Вангелис. «1492 ГОД: ЗАВОЕВАНИЕ РАЯ.)

(Общее время звучания фрагмента — 21 мин. 20 с)

На уроке звучит произведение известного композитора Вангелиса, основная тема которого использована в фильме, посвященном открытию Колумбом Нового Света (фильм реж. Ридли Скотта «1492: Завоевание рая»). Это самое продолжительное произведение из «Музыкальной географии — 1».

Перед использованием его на уроках  необходимо внимательно прослушать, тщательно продумать ход урока, при необходимости написать текст выступления и выучить его наизусть. Желательно также прохронометрировать каждый этап урока с точностью до секунд.

Варианты использования на уроках географии могут быть следующие:

  1. Синхронное звучание всего произведения и рассказ учителя об открытии Америки X. Колумбом, последовавшим за ним завоевании Нового Света и уничтожении цивилизации. Вторая половина урока — «открытие» Америки самими учениками.
  2. То же, что и в предыдущем варианте, только учащимся предлагается отрывок 2-3 мин. из самого начала произведения, после чего мелодия плавно затухает, и урок идет в обычном режиме.

Учитель  включает музыкальную запись и неторопливо начинает повествование: «Вот уже более двух месяцев небольшая флотилия Колумба плывет на запад. Никто не знает, что ждет их там, за горизонтом. Может быть, там и нет никакой земли, и им никогда уже не суждено увидеть берега родной Испании. Многие из членов команды уже находятся на грани бунта.

Но адмирал неумолим — только вперед! Невероятными усилиями он убеждает продолжать плавание. Все напряженно всматриваются вдаль. Первому, кто увидит землю, обещана большая награда. Но нет, желанного берега не видно.

И вот наступает утро 10 октября 1492 г.

(Небольшая пауза.)

Рассеивается предрассветная мгла, первые лучи солнца пробиваются сквозь облака и вдруг — радостный крик: «Земля!»

(Пауза.)

Да, это была земля — маленький островок, затерянный среди бескрайних просторов океана. Колумб дает ему имя Сан-Сальвадор («Спаситель»). Это был один из островов Багамского архипелага.

Наконец, в торжественной обстановке адмирал ступает на берег — царит всеобщий восторг и ликование.

(Пауза. Весь предыдущий текст учитель должен успеть сказать в течение 1 мин. Затем на фоне ритмичной музыки он продолжает свой рассказ, постепенно нагнетая напряжение в голосе до следующей паузы.)

Сказочная, райская красота открытых земель ошеломили европейцев. Колумб пишет в своем дневнике: «Это самая прекрасная земля, которую когда-либо видели глаза человека».

Вскоре обнаружилось, что открыт не крохотный островок, а гигантский континент, располагающий богатейшими природными ресурсами, населенный гордым и многочисленным народом, создавшим свою самобытную цивилизацию. Здесь были прекрасные города и великолепные храмы, библиотеки и обсерватории, мощеные дороги и мосты связывали части страны в единое целое. Здесь были в городах даже водопроводы и система канализации, и это в то время, когда на улицах европейских городов царила грязь и зловоние. В европейских городах канализация появилась гораздо позже, спустя сотни лет.

До сих пор исследователи всего мира ломают голову над многими нераскрытыми загадками, оставленными нам коренными народами Америки. Как, например, они могли на вершине горы построить из громадных каменных глыб город-крепость Мачу-Пикчу в Андах, да так искусно, что между 100-тонными блоками невозможно просунуть даже лезвие бритвы? И это — без применения колеса и тягловой силы домашних животных. Или — для чего в перуанской пустыне Наска инки создали громаднейшие фигуры, увидеть которые можно было только с высоты птичьего полета? А оригинальная узелковая письменность — кипу до сих пор не прочитана учеными!

Много, очень много загадок осталось неразгаданными и, наверное, не будут разгаданы уже никогда.

(Пауза. Восторженно-минорную ноту в голосе надо оборвать здесь резко, чтобы дать ученикам возможность подумать, осознать величие культуры Старого Света.)

Вслед за адмиралом в Новый Свет хлынул целый поток искателей счастья — конквистадоров. Их цели были просты и понятны — золото! Много и любой ценой. Страна Эльдорадо, сказочно богатая золотом, мерещилась завоевателям повсеместно.

Цветущие города ацтеков и инков превращены в груды дымящихся развалин. В огне пожаров погибли безвозвратно библиотеки, храмы, бесценные произведения культуры. Для удобства транспортировки золотые изделия индейских ювелиров и скульпторов — великолепные произведения искусства — превращались в бездушные слитки металла.

В погоне за наживой «просвещенные» европейцы очень быстро — на памяти всего лишь одного поколения — почти полностью уничтожили цивилизацию Нового Света.

(Продолжительная пауза, во время которой необходимо следить за лицами учащихся: понимают ли они учителя.)

Освоение Америки завершилось. Разрушены и заброшены города. Выжжены прерии и леса. Истреблены многомиллионные стада бизонов. Уцелевшие остатки гордых индейских племен загнаны в резервации.

(Пауза.)

Но проходит все. Проходит и ужас завоевания. И мир постепенно забывает о некогда цветущих городах инков и ацтеков. Забыта и печальная история их гибели. Новые поколения людей продолжали хозяйствовать на древней земле Американского континента.

Новые волны переселенцев из Европы осваивают бескрайние просторы Нового Света. Строятся современные города, прокладываются дороги, возводятся плотины, фабрики, плодородные земли дают богатый урожай. И вот уже на развалинах древней столицы ацтеков вырастает многомиллионный Мехико. Возносятся к небу громады небоскребов. И кажется, что не было никогда высокоразвитой культуры индейцев.

Только потом, уже в XX в. люди, случайно обнаружив во время строительства метро в Мехико развалины древних храмов, вспомнили об утраченной навсегда культуре

ацтеков, майя, инков. Подобные находки были сделаны и во многих других регионах Америки.

(Пауза, после которой учитель может коротко рассказать о последних находках древних городов в тропических джунглях.)

Но это будет потом, в XX в. А сейчас? Сейчас по мужественному лицу адмирала текут слезы. Цель жизни, к которой он так долго стремился, для достижения которой было положено столько сил, достигнута.

Вот он триумф! Америка открыта. Что ожидает ее в будущем?»

(Пауза. Учитель на фоне звучания хорового пения останавливает магнитофон и завершает рассказ об открытии Америки, предлагая ученикам стать участниками экспедиции Колумба.)

Давайте помечтаем. Вы — географы. Вас пригласили участвовать в небывалой экспедиции через океан. Вы — главный помощник и доверенное лицо адмирала. В ваших силах коренным образом изменить ход экспедиции. Что предложите вы!

Форма вашего отчета о путешествии по выбору: дневник, письма, воспоминания и др. Ваши записи можно дополнять схемами, рисунками, картами.

Далее ученики работают самостоятельно. Если будут с их стороны предложения составить коллективную «экспедицию», отказывать им в этом не стоит. Музыку можно будет включить снова, но очень тихо.

2-й вариант урока предлагается для неподготовленных в музыкальном плане учащихся. Начальный отрывок произведения в 2-3 мин позволит лишь немного ввести их в далекую эпоху Великих географических открытий. Слова, которые говорит учитель, не отличаются от предыдущего варианта урока, завершается повествование об открытии Америки на фоне ритмичной музыки «Завоевание».

Далее урок идет в обычном режиме.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование географической культуры. Пути, способы и методические проблемы формирования»

Формирование географической культуры учащихся - это способ гармонизации отношений между обществом и природой, направленный на сохранение нашей планеты, на сознательную социально-экономическую де...

Особенности формирования географических представлений у учащихся с интеллектуальными нарушениями.

Особенности формирования географических представлений у учащихся с интеллектуальными нарушениями....

Формирование ключевых компетенций и повышение качества географического образования с помощью инновационных технологий обучения.

Учитывая современный социальный заказ школе на формирование активной творческой личности, на повышение качества образования сформулирована концепция....

Приемы работы по формированию временных представлений на уроках математики (математические представления, основы арифметики), живого мира и истории отечества

Формирование временных представлений - одно из сложнейших направлений коррекционной работы учителя дефектолога. Время нельзя услышать, увидеть, потрогать. Но оно есть......

Адаптированные рабочие программы по предметам: развитие речи и окружающий мир, альтернативное чтение, графика и письмо, математические представления и конструирование, музыка и движение, здоровье и основы безопасности жизнедеятельности, социально – быт

Индивидуальная адаптированная рабочая программы разработаны на основе федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 № 2...

Выступление по теме: "Работа с учебником в 5 классе как средство формирования географической грамотности при формировании познавательных удд".

Умение работать с учебником – важное условие для воспитания самообразования школьников на ступени обучения в основной школе.     Моим помощником в учебном процессе явля...