Интегрированный урок музыки и ИЗО в 5 классе "Образы борьбы и победы и специфика их отражения в музыке и изобразительном искусстве"
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему
В материале представлены технологическая карта урока с описанием целей, планируемых результатов, формируемых УУД, технологии проведения, конспект и презентацию к уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologicheskaya_karta_uroka.doc | 84.5 КБ |
5_klass_otkrytyy_urok.doc | 55 КБ |
5.3.10.ppt | 1.06 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Ф.И.О.: Манина Светлана Леонидовна, учитель музыки, Глушкова Татьяна Михайловна, учитель ИЗО
Предмет: музыка, ИЗО
Класс: 5 класс
Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений, навыков
Вид урока: интегрированный
Тема | Образы борьбы и победы и специфика их отражения в музыке и изобразительном искусстве. |
Цели | Создать условия для осознания общности и специфики разных видов искусства в создании образов борьбы и победы. |
Образовательный аспект: -Сформировать представление о специфике отражения образов борьбы и победы в симфонии № 5 Бетховена. -Совершенствовать навыки анализа музыкальных и живописных произведений. Развивающий аспект: -Научить вычленять интонации-символы мужественной борьбы и победы в главных темах симфонии № 5 Бетховена. -Развивать ассоциативно-образное мышление, фантазию, навыки работы с художественными материалами. Воспитательный аспект: -Пробудить интерес к поиску интонаций, передающих образы борьбы и победы, в музыкальных произведениях, звучащих на уроке. - Формировать эстетическую отзывчивость на прекрасное в искусстве и выражать личное понимание музыки в живописной работе. | |
УУД | ЛичностныеУУД: осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности; Регулятивные УУД: владение умением целеполагания в постановке учебных, исследовательских задач в процессе восприятия музыки симфонии Бетховена; планирование собственных действий в процессе художественной деятельности. Коммуникативные УУД: передача собственных впечатлений о музыке и ИЗО в устных высказываниях; совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией Познавательные УУД: представление о содержании, форме, музыкальном языке симфонии Бетховена в связи с произведениями изобразительного искусства |
Планируемые результаты | Предметные: -понимание интонационно-образной природы музыки симфонии Бетховена, средств художественной выразительности, используемых композитором для создания образов борьбы и победы; -освоение знаний о Бетховене, его симфонии, овладение практическими умениями и навыками для реализации собственного творческого потенциала в музыкально-творческой деятельности и живописной работе; -обогащение опыта слушания музыки Личностные: -развитие музыкально-эстетического чувства -совершенствование художественного вкуса -овладение навыками работы с художественными материалами в процессе творческой работы -анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов; -проявление творческой инициативы и самостоятельности в музыкально-творческой деятельности и при создании проекта герба -применение полученных знаний о музыке и ИЗО для создания творческой работы |
Основные понятия | Симфония, симфонический оркестр, партитура, интонация, герб, геральдика. |
Межпредметные связи | Музыка, изобразительное искусство, история. |
Ресурсы: | Музыкальный материал: -Бетховен. Симфония № 5, 1 часть -Бетховен. Симфония № 5, 4 часть -Бетховен. Симфония № 5, 2 часть -Никитин. Песня о маленьком трубаче. Зрительный ряд: - Крылатая богиня Победы «Ника Самофракийская» - Лисипп «Геракл, борющийся со львом» -Микеланджело «Юный раб», «Бородатый раб» - П. Корин «Александр Невский» -Эжен Делакруа «Свобода, ведущая народ». Материалы: -Цветная бумага, клей, ножницы. Мультимедиапрезентация |
Формы урока | фронтальная, индивидуальная, парная |
Технология | Игровая, ИКТ |
Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | ||||
I. Завязка Этапы: 1.Оргмомент и мотивация Цели:-проверка готовности обучающихся, их настроя на работу 2.Целеполагание Цели:- подведение детей к формулированию темы и постановке цели урока | Входят в класс под музыку, исполняют музыкальное приветствие. Воспринимают стихотворение. Отвечают на вопросы учителя. Уточняют тему и цель урока. | Организует вход детей под музыку и музыкальное приветствие. Проверяет готовность обучающихся к уроку. Создает эмоциональный настрой на деятельность на уроке. Предлагает уточнить тему и цель урока. | Исполнить музыкальное приветствие. Ответить на вопросы учителя. | Личностные: осознание цели учебной деятельности, проявление интереса к учебной деятельности, познанию, творчеству, формирование способности к целеполаганию; Регулятивные: постановка учебной задачи; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | |
II. Экспозиция Этапы: 1.Распевнаие Цели:-подготовить певческий аппарат к работе на уроке 2.Актуализация Цели:- повторить необходимую терминологию, актуализировать знания учащихся о произведениях ИЗО | Участвуют в распевании. Участвуют в игре «Терминологическое лото» Выступают с сообщениями по произведениям изобразительного искусства, получают эмоциональный настрой на восприятие музыки Бетховена. | Организует распевание учащихся. Организует игру «Терминологическое лото» Организует выступления учащихся с показом мультимедиапрезентации. | Исполнить упражнения для распевания. Выполнить задание игры в парах. Выступить в роли искусствоведов, рассказав о произведении ИЗО. | Свободно исполнять распевание в диапазоне квинты. Знать музыкальную терминологию. | Коммуникативные: умение работать индивидуально и в паре Регулятивные: умение работать в соответствии с поставленной учебной задачей Личностные: формирование нравственно-этических основ личности |
III. Разработка Цели:-актуализация знаний о музыке Бетховена, развитие умения импровизировать мелодию на текст, дирижировать в характере музыки, передавать в устном высказывании своё мнение о музыке. | Придумывают интонацию на текст, слушают музыку, дирижируют, делают выбор средств выразительности и тембров инструментов симфонического оркестра, делают вывод о взаимосвязи произведений музыки и ИЗО. | Организует восприятие 1 и 4 частей симфонии № 5 Бетховена. Подводит обучающихся к выводу о взаимосвязи музыки и ИЗО. | Учебные задания: -придумать интонацию на текст, описать средства музыкальной выразительности; -прослушать 1 часть симфонии, определить инструменты симфонического оркестра, исполняющие темы, охарактеризовать музыкальный образ; -предположить образное содержание финала симфонии; -прослушать финал, передать в дирижёрском жесте характер звучания музыки; -найти взаимосвязь произведений ИЗО и музыки Бетховена. | Применять выразительные средства в творческой исполнительской деятельности. Воспринимать музыку 1 и 4 частей симфонии Бетховена, определять средства выразительности и музыкальный образ. | Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Познавательные: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование. Регулятивные: умение работать в соответствии с поставленной учебной задачей Личностные: формирование нравственно-этических основ личности |
IV. Кульминация Цель:- развитие умения решать проблемную ситуацию, передавать в устном высказывании своё мнение о музыке. | Решают проблемную ситуацию | Выдвигает проблему. Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников. | Чтение текста учебника, поиск ответа на вопрос учителя. Прием «музыкальная палитра»: подобрать определенный цвет к различным вариантам темы 2 части, выбрав из цветных карточек, выбрать окончательный вариант темы Слушание 2 части, соотнесение своего выбора со звучанием музыки, определение образного содержания. Физкультминутка: игра «Дирижёр и солист» | Анализировать музыкальную интонацию, находить ассоциативные связи между музыкальной интонацией и цветом. Выделять особенности музыкального языка Бетховена. Воспринимать музыку 2 части симфонии, определять средства выразительности и музыкальный образ. | Познавательные: умение использовать нотный текст для решения проблемы, умение сравнивать музыкальные интонации, произвольно строить высказывания. Коммуникативные: умение формулировать и аргументировать своё мнение Регулятивные:-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами; |
V. Развязка Цель: - применение знаний в практической деятельности . | Выполняют творческое задание | Организует самостоятельную творческую работу учащихся | Творческое задание: создать проект герба в технике аппликация. | Реализовывать творческий потенциал при выполнении творческой работы. Применять технику аппликации для создания проекта герба. | Регулятивные: умение планировать сою деятельность; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; Личностные: осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов |
VII. Финал Цели:- осознание обучающимися степени овладения знаниями, умениями, способами деятельности | Дают оценку результатам творческой деятельности, отвечают на вопросы учителя, делают вывод по теме урока и теме четверти, исполняют песню. | Организует выставку работ, оценочные высказывания обучающих, обобщение материала, исполнение песни. | Выставка работ. Комментарии учащихся и учителя. Исполнение песни Никитина. . | Высказывать мнение о достоинствах творческих работ. Исполнять песню Никитина под сопровождение фортепиано. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность Личностные: установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов. |
VIII.Последействие Цели:- соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом | Формулируют конечный результат своей работы на уроке. | Отмечает степень вовлеченности учащихся Предлагает д/з на выбор, объясняет цель домашней работы | Высказать свое мнение об уроке. Сделать выбор д/з. | Проявлять интерес к музыке Бетховена и произведениям ИЗО. |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока в 5 классе, 3 четверть, урок № 10
Тема раздела: Музыка и изобразительное искусство.
Тема урока: Образы борьбы и победы и специфика их отражения в музыке и изобразительном искусстве.
Цель: Создать условия для осознания общности и специфики разных видов искусства в создании образов борьбы и победы.
Образовательный аспект:
-Сформировать представление о специфике отражения образов борьбы и победы в симфонии № 5 Бетховена.
-Совершенствовать навыки анализа музыкальных и живописных произведений.
Развивающий аспект:
-Научить вычленять интонации-символы мужественной борьбы и победы в главных темах симфонии № 5 Бетховена.
-Развивать ассоциативно-образное мышление, фантазию, навыки работы с художественными материалами.
Воспитательный аспект:
-Пробудить интерес к поиску интонаций, передающих образы борьбы и победы, в музыкальных произведениях, звучащих на уроке.
- Формировать эстетическую отзывчивость на прекрасное в искусстве и выражать личное понимание музыки в живописной работе.
Музыкальный материал:
-Бетховен. Симфония № 5, 1 часть
-Бетховен. Симфония № 5, 4 часть
-Бетховен. Симфония № 5, 2 часть
-Никитин. Песня о маленьком трубаче.
Наглядные материалы:
- Крылатая богиня Победы «Ника Самофракийская»
- Лисипп «Геракл, борющийся со львом»
-Микеланджело «Юный раб», «Бородатый раб»
- П. Корин «Александр Невский»
-Эжен Делакруа «Свобода, ведущая народ».
Материалы:
-Цветная бумага, клей, ножницы.
Ход урока
I.Орг. момент.
1.Вход. Бетховен. Симфония № 5, 1 часть.
2.Музыкальное приветствие.
II.Завязка
1.Эпиграф. Экскурсия в музей искусств
В музее
Время уснуло на крышке рояля,
Я прохожу по музею одна.
И канделябры застыли в молчанье,
А под вуалью незримой печали
В треснувших рамах плывут зеркала.
Пусто. Свежо. Свет из окон на креслах.
Вечность назад прогоревший камин.
Чашки без кофе в фарфоровых блюдцах.
Плачут, тоскуют, ликуют, смеются
Лица с неярких забытых картин.
Я растворилась, исчезла. Забыта
Дней уходящих во мглу суета
Только в фарфоровых чашках разбитых
Склеенных наспех случайно разлита
Словно живущая здесь пустота.
Новиковская Марина
У. – Как думаете, где мы побываем сегодня на уроке?
У. – Что можно увидеть в музее?
У. – Кто работает в музее? Кого можно встретить в музее?
У. – В нашем музее объединяются изобразительное искусство и музыка.
У. – Мы приглашаем вас посетить экспозицию «Образы борьбы и победы в искусстве».
У. – Почувствовав себя в роли искусствоведов, музыкантов и художников, вы сможете узнать, в чем особенность отражения этих образов в музыке и ИЗО.
III. Экспозиция.
1.Распевание.
1)Скороговорка:
В музее вам искусствовед на все вопросы даст ответ
2)Интонирование текста на одном звуке.
3)Интонирование текста с движением от 5 к 1 ступени.
2.Работа с терминологией.
У. – Искусствоведы – люди ученые, они прекрасно разбираются в терминологии искусства. Проверьте, насколько вы готовы к роли искусствоведов. Игра «Лото»: найти соответствие термина его определению.
3.Демонстрация произведений ИЗО.
У.- Вы доказали, что готовы выступить в роли искусствоведов. В этом зале представлены работы авторов, живших в разное время. Эти произведения объединяет общая тема борьбы и победы в искусстве.
1.Крылатая богиня Победы «Ника Самофракийская»
Неизвестному автору удалось мастерски передать естественный порыв движения . Богиня запечатлённая, в лёгком стремительном шаге вперёд, кажется, не замечает резких и сильных порывов ветра. Высеченная из мрамора, она предназначалась для установки на высокой отвесной скале маленького острова Самофрака. Его жители хотели, чтобы крылатая богиня Ника всегда напоминала им об одержанной победе над флотом ассирийского царя. Образ открывает зрителю возможность ещё и ещё раз пережить радость победы, ощутить силу ветра и безбрежность морских просторов.
2. Скульптор Лисипп «Геракл, борющийся со львом».
В скульптуре с удивительным мастерством передан страстный накал поединка не на жизнь, а на смерть. Мы видим решающий момент этой борьбы, когда Геракл своей могучей рукой сжимает шею льва. Зверь задыхается, пытается освободиться, впивается когтями в тело героя, но силы уже покидают льва.
3. Микеланджело «Юный раб» и «Бородатый раб». Статуи остались незавершёнными. Наполовину освобождённые из глыбы рабы хранят отпечаток самого процесса работы Микеланджело, борьбы с неподатливым, словно сопротивляющимся резцу скульптора, камнем.
4. Следующее произведение— картина работы живописца Павла Корина «Александр Невский». Это произведение Корин нарисовал в годы. Великой Отечественной войны в 1942—1943 гг. Велика была вера художника в мужество и стойкость советского народа. Именно поэтому в самые тяжелые годы войны обратился он к образу великого воителя Древней Руси.
Картина представляет прославленного военачальника в шлеме и рыцарских латах, с огромным мечом в руках, стоящего на страже земли русской. Образ доблестного рыцаря-патриота овеян духом борьбы за свободу Родины. Уверенная горделивая постановка фигуры, грозное лицо полководца передают чувство величайшей стойкости русского народа.
5.Эжен Делакруа «Свобода ведущая народ». Долгой и сложной была работа над картиной. Смысловым центром картины становится фигура Свободы – прекрасной женщины с трёхцветным знаменем в руке. В едином порыве она увлекает за собой восставших, придавая силы раненому солдату, воодушевляя на подвиг детей и взрослых.
У- Мы проведём урок чудесный
Сегодня в обществе картин.
От красок шумно и светло,
Картины воздух обступили.
Мы музыку сюда введём,
Чтобы они заговорили.
IV.Разработка
Симфония № 5, 1 и 4 части.
1) Придумать интонацию о героях произведений изобразительного искусства.
- Какие это люди? (смелые, храбрые, сильные)
-Произнесите вслух: «смелый герой, сильный герой» (в ритме «мотива судьбы»)
-Какой должна быть интонация? (обратиться к плакату со средствами выразительности и их характеристиками)
Интонирование
-Услышим, какую интонацию о герое сочинил известный вам композитор? Как думаете, кто автор мелодии?
Показ интонации Бетховена
-Этот четырехзвучный мотив открывает 1-ю часть симфонии № 5 Бетховена и воспринимается слушателями, по выражению исследователя творчества Бетховена Беккера, «как огненная надпись». Сам Бетховен сказал об этом мотиве «Так судьба стучится в дверь». В нашем музее представлен необычный портрет Бетховена – памятник Бетховену в г. Вене. Необычна и судьба этого композитора.
-Что вы знаете о судьбе Бетховена?
-Борьбе со всеми несправедливостями мира посвятил свою 5-ю симфонию Бетховен. Главный замысел его музыки: «через борьбу – к победе, через тернии – к звездам».
-Услышим 1 часть симфонии. Выберите инструменты, голоса которых выделяются и помогают нам понять музыку.
Слушание музыки.
-Какой образ передает композитор в первой части, что делает герой симфонии? (образ мужественной борьбы)
-Голоса каких инструментов помогают это понять?
2)Главная тема 4 части.
-Как думаете, чем закончится борьба героя с судьбой? Ответить на вопрос поможет главная тема 4 части симфонии.
Показ интонации, выбор средств выразительности, исполнение интонации.
-Услышим 4-ю часть симфонии. Передайте в дирижерском жесте характер образа этой музыки.
Слушание с дирижированием.
-Обратимся к замыслу симфонии. Удалось ли Бетховену воплотить его?
-Почему музыка Бетховена может звучать в нашем музейном зале? Что ее роднит со всеми произведениями искусства, представленными здесь?
V. Кульминация
Симфония № 5, 2 часть
-Предлагаю вам почувствовать себя композиторами. Зная темы 1 и 4 части симфонии и ее замысел, предположите, какой может быть тема 2-й части.
-А. Пушкин говорил, что «следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная». В рукописях Бетховена можно наблюдать своего рода работу скульптора, обтесывающего материал, из которого рождается образ-тема симфонии.
-Прочтите текст учебника на стр. 124. Ответьте на вопрос: как композитор работает над своим произведением?
Дети читают текст вслух, дают ответ на вопрос учителя.
-В учебнике на стр. 124 записаны три варианта главной темы 2-й части симфонии. Вам предстоит выбрать из них один оригинал, оставшиеся два варианта – эскизы, наброски, созданные композитором.
-Поможет в выборе оригинала цвет. Подберите цвет к каждой теме и подумайте, будет ли такое цветовое решение соответствовать замыслу композитора и характеру главного героя.
Учитель исполняет темы, учащиеся выбирают цвет (поднимают цветную карточку) и объясняют свой выбор.
-Первый вариант темы передает нерешительность героя, имеет характер жалобы, некоторой созерцательности.
-Второй вариант ближе к характеру героя (мужественные интонации), но в нем ощущается лиризм и повествовательность (нет пунктирного ритма).
-Третий вариант сочетает в себе характер размышления, собранности с ощущением неторопливой маршевой поступи.
-Услышим вторую часть. Проверим свои предположения: какая из тем положена в основу части.
Учащиеся слушают музыку. После слушания высказывают своё мнение
-Почему композитор после активной и волевой музыки первой части вводит новый образ – лирические размышления героя симфонии о событиях жизни? (показывает внутренний мир своего героя – мужественного и стойкого человека)
-Чем заканчивается 2-я часть? (герой готов продолжать борьбу). Как мы понимаем содержание, образ музыки (помогают интонация, выразительное звучание инструментов симфонического оркестра).
Игра «Дирижёр и оркестр»: Учащиеся по показу «дирижера» исполняют ритмический рисунок, «дирижёр» показывает на одного ученика. По показу «дирижера» ученик встает и произносит ритмично текст: «Я солист, пою один, сам себе я господин».
VI. Развязка.
У.- В процессе урока у каждого из вас сложился образ героя-борца. В практической работе вам предстоит создать проект герба для этого героя. Постарайтесь осмысленно выбрать форму щита, цвет, изображение. Помним, что в геральдической науке цвет имеет символическое значение, каждое изображение несёт в себе определённый смысл. Работу выполним техникой аппликации из цветной бумаги. Герб может иметь девиз- краткое изречение, отражающее суть и главную идею герба. По желанию вы можете вспомнить или придумать свой девиз для герба. Желаю успеха в работе. Поможет вам воплотить свой замысел музыка 5-ой симфонии Бетховена.
Практическая работа.
VII. Финал
1.Выставка работ
2.Исполнение песни
-Какой образ вы отразили в своих работах?
-Какая музыка урока помогла вам его создать?
-Какие средства ИЗО вы использовали для создания образа?
-Какие средства музыки использовал композитор для создания схожего образа в своей симфонии? (выбрать средства выразительности)
-Как были связаны на уроке музыка Бетховена и изобразительное искусство?
-В какой, более современной, музыке мы встречали образ героя-борца?
Учащиеся исполняют песню.
VII.Последействие
1.Рефлексия
-Что понравилось на уроке?
-Какая музыка запомнилась?
-Какую музыку хотели бы услышать (исполнить) еще раз?
2.Домашнее задание: нарисовать образ героя симфонии или героя песни, чтобы выразить свое отношение к музыке, прозвучавшей на уроке.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Терминологическое лото Большой коллектив музыкантов-инструменталистов Сложное музыкальное произведение для симфонического оркестра Сочетание музыкальных звуков определенной высоты и длительности Человек, который управляет симфоническим оркестром Самый большой струнный смычковый инструмент Инструмент из группы ударных Самый известный медный духовой инструмент Медный духовой инструмент Деревянный духовой инструмент Симфонический оркестр Симфония Интонация Дирижёр Валторна Литавры Труба Контрабас Кларнет
Ника Самофракийская
Лисипп. Геракл со львом
Микеланджело. Юный раб Микеланджело. Бородатый раб
П. Корин. Александр Невский
Эжен Делакруа. Свобода, ведущая народ (28 июля 1830 г.).
Динамика громко тихо Лад мажор минор Артикуляция связно отрывисто подчеркнуто ритм ровный пунктирный упругий интонация устойчивая утвердительная вопросительная
Какие инструменты? Струнные смычковые Духовые медные Духовые деревянные Ударные
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку -мастерской по рассказу Л. Петрушевской "Борьба и победа"
Презентация сопровождает одноимённый урок...
Урок-мастерская по рассказу Л. Петрушевской "Борьба и победа"
В центре внимания на уроке проблема истинных и ложных ценностей в жизни человека...
"Писатель и Музыкант" интегрированный урок- исследование в 4 классе по рассказу К . Паустовского "Корзина с еловыми шишками" и музыка Э. Грига.
Формирование внимательного отношения к языку художественного произведения, умение высказывать своё отношение к написанному автором,умение понимать образные выражения ,предстовлять картину нарисованную...
План-сценарий интегрированного урока-игры "Природно-климатические условия России как фактор победы в Великой Отечественной войне "
Предлагаемый урок может быть проведен как бинарный (история+география, география+краеведение в Петербурге) или как внеклассное мероприятие в рамках предметной недели в параллели 8-х классов. Его ...
Урок музыки в 6 классе. "Через борьбу - к победе!"
Урок по теме "Преобразующая сила музыки". Воздействие на учащихся музыки великого немецкого композитора Л. Бетховена....
Конспект урока музыки в 5 классе "Образы борьбы и победы в искусстве
Тема: Образы борьбы и победы в искусстве....
УРОК МУЗЫКИ В 5 КЛАССЕ "ОБРАЗЫ БОРЬБЫ И ПОБЕДЫ В ИСКУССТВЕ"
Данный материал стал призером Конкурса методических разработок "Методическая копилка", проведенного Учебно-методическим центром г. Чехов (Московская область) в 2019 году.Урок музыки в 5 клас...