Презентация к уроку -мастерской по рассказу Л. Петрушевской "Борьба и победа"
презентация по литературе по теме
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1 этап «Актуализация» «Индукция» - («наведение» - проблемная ситуация, вопрос) включение чувств, создание эмоционального настроя, личного отношения к предмету обсуждения
БОРЬБА И ПОБЕДА Людмила Стефановна Петрушевская (УРОК - МАСТЕРСКАЯ)
Произведения Л.Петрушевской рассчитаны на серьёзного читателя. Она даёт примеры социальных конфликтов, «прозы жизни», заставляя читателя самостоятельно постигать противоречия реальности и искать выход (Г.И. Пушкарь «Типология и поэтизация женской прозы») Литература не прокуратура. Она призвана влиять на развитие Души читателя, который волен выбирать «карать или миловать» героя Л. Петрушевская
Всё не ладится в этой квартире, В этом городе, в этой стране, В этом блёклом, развинченном мире, И печальней всего, что во мне Дмитрий Боков
- активное столкновение противоположных интересов, деятельность, направленная на преодоление, уничтожение чего-либо Победа Борьба успех в борьбе за что-либо, преодоление чего-либо. (Академический словарь русского языка)
2 этап Формулировка - темы - целей урока - проблемного вопроса
Борьба За что? С кем? Как? Победа Была ли победа? Над кем? В чём она заключалась? Смысл названия рассказа Л.Петрушевской "Борьба и победа"
3 этап « Самоконструкция» –индивидуальное создание гипотезы (решения проблемного вопроса) Отыскать, перечитать и проанализировать ключевые эпизоды рассказа, раскрывающие смысл названия произведения
По беда Куда бредёшь, победная головушка? (Бедовый, несчастный, невезучий человек) Побда (древнерусский язык) - поражение Побда (старославянский) - беда
«…всё, что надо было сделать, уже сделано…» Что было сделано Победа Беда Мои чувства
«Реконструкция» (работа в парах) Какова цель борьбы героини? Ради кого она боролась? Достигнута ли цель? Благодарны ли ей собственные дети? В результате больше побед или бед? Почему?
Синонимы к слову победа Чувствует ли героиня победу? Успех Торжество Триумф Лавры Синонимы
Борьба – созидательная функция, основа диалектического развития общества: синтез (единство) может быть достигнут только через внутреннюю работу человека - борьбу противоположностей и их снятие ( Философский словарь ) Формулировка первоначальной гипотезы. Так была ли победа?
«Жена осталась совершенно одна…» Любая жизненная ситуация может перейти в собственную противоположность… Можно ли эти слова отнести к героине рассказа?
Только ли близких людей лишилась героиня? Как изменилась её жизнь? Изменилась ли она сама? Уместно ли здесь говорить об антитезе? О чём свидетельствует факт, что на надгробной плите рядом с портретом мужа и его дочери и её собственный портрет?
Самая большая победа – это победа над собой… Относятся ли эти слова к героине? Пришло ли к ней осознание вины? Найдите ключевые фразы, подтверждающие ваше мнение. Что поняла героиня? Когда можно было остановиться и начать жить по- другому?
Окончательная формулировка гипотезы (индивидуально или в парах) В чём смысл названия рассказа? Как бы вы теперь его озаглавили? Какой вопрос можно поставить в качестве заглавия?
4 этап « Социоконструкция» – работа в группах по подготовке к выступлению-ответу на проблемный вопрос (создание группового интеллектуального продукта: устной защиты гипотезы) 5 этап «Социализация» – защита гипотез (вопросы, обсуждение)
6 этап «Разрыв» (прочувствование) Качества героини рассказа Положительные Отрицательные
Всё не ладится в этой квартире, В этом городе, в этой стране, В этом блёклом, развинченном мире, И печальней всего, что во мне Дмитрий Боков
Домашнее задание (по выбору) Рецензия на рассказ Л.Петрушевской «Борьба и победа» Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста Эссе «Смысл жизни… В чём он?» Предложить эскиз обложки к рассказу или нарисовать к нему иллюстрации
Рефлексия Что было важно на уроке именно для тебя? Что тебе особенно понравилось, запомнилось в работе? Согласился ли ты с большинством в решении проблемного вопроса? Какие виды работы тебе особенно удались? Что было трудно? Задумался ли ты о себе?
Гармонии вашим душам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/19/picture-60704.jpg)
Урок-мастерская по рассказу Л. Петрушевской "Борьба и победа"
В центре внимания на уроке проблема истинных и ложных ценностей в жизни человека...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/21/picture-70059-1440163385.jpg)
Урок – мастерская по рассказу А.П. Чехова «Тоска». ( урок внеклассного чтения)
Урок по технологии развития критического мышления (ТРКМ).Одной из важных проблем школьного обучения является нежелание детей читать художественную литературу. С одной стороны, многообразие мультимедий...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/03/picture-558295-1420308012.jpg)
Урок-мастерская по рассказу В.Распутина "Уроки французского"
Цели урока: раскрыть глубинный философский смысл повествования рассказа «Уроки французского»;развивать в учащихся творческую самостоятельную личность, развивать «талант читателя»;стремиться пробудить ...
Методическая разработка урока по литературе для 5 класса на тему" Урок - мастерская по рассказу И.Бунина "Косцы"
Разработка урока составлена на основе современной технологии педагогических мастерских. которая позволяет обучающимся самостоятельно работать над анализом произведения....
Урок – мастерская по рассказу В.П.Астафьева «Записка» (из сборника “Затеси”), Урок-мастерская по рассказу В. Пелевина «Жизнь и приключения сарая Номер XII» (11 класс)
Конспект урока отражает суть методической системы учителя: формирование УУД средствами педагогоческой мастерской...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/25/picture-807802-1472074464.jpg)
Презентация к литературной мастерской по рассказам А.П, Чехова 11 класс.
Презентация к литературной мастерской по рассказам А. П. Чехова на тему : "Скучные истории это не скучно.." 11 класс....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/26/picture-978509-1511701547.jpg)
Урок – мастерская по рассказу А.П. Чехова «Тоска»: «Тоска громадная, не знающая границ» (урок внеклассного чтения)
Урок-мастерская по рассказу А.П.Чехова в 9м классе....