Конспект урока музыки в 5 классе "Образы борьбы и победы в искусстве
план-конспект урока по музыке (5 класс) по теме

Софронова Алёна Валерьевна

Тема: Образы борьбы и победы в искусстве.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_konspekt2.docx23.1 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока музыки в 5 классе

Учитель музыки МБОУ ЭБЛ Софронова Алёна Валерьевна

Тема: Образы борьбы и победы в искусстве.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: 

  • помочь учащимся выявить общие и отличительные черты в героической музыке западноевропейских и русских  композиторов, показать взаимосвязь музыки с изобразительным искусством; закрепить знания учащихся о некоторых средствах музыкальной выразительности;
  • повысить уровень компетенций в вокально-хоровой работе: одновременное вступление и снятие по жесту учителя, чистоту интонирования, ритмическую точность при исполнении песни.
  • эмоционально воспринимать героическую музыку, соотносить исполнение музыки с жизненными впечатлениями.

Личностные:

  • формировать чувство любви уважительного отношения к русской музыке и музыке западноевропейских композиторов, интерес к героической истории.
  • воспитывать художественно-эстетический вкус и культуру восприятия произведений искусства;
  • воспитывать эмоционально-ценностное отношение и интерес к классической музыке и к искусству, и воплощенных в них героических образов.

 Метапредметные: 

  • развивать критическое, образное, рефлексивное мышление, способность к эмоционально - чувственному восприятию, совершенствовать навык работы с разными источниками информации
  • формировать художественное восприятие музыки, умение эстетически подходить к любому виду деятельности.

Задачи урока: Раскрыть образный строй одной из самых знаменитых симфоний – Симфонии №5 Людвига ван Бетховена. Проследить за творческим процессом сочинения музыки композитором, особенностями её симфонического развития.

УУД (универсальные учебные действия).

Познавательные – сформировать знания о героической музыке, об особенностях героической музыки Бетховена.

Регулятивные – уметь самостоятельно поставить цель работы, обдумать замысел, выработка внимания, саморегуляции, дисциплинированности;

Коммуникативные – уметь обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя, обсуждать результаты работы;

Личностные – ответственно относится к учебе, иметь мотивацию к учебной деятельности; быть сориентированными на проявление интереса к культурному наследию. 

Тип урока: интегрированный, изучение нового материала.

Методы обучения: беседа, прослушивание аудиозаписей.

Формы организации урока: устный опрос (индивидуальный и групповой).

Комплексно – методическое обеспечение: проектор для мультимедийных слайдов, компьютер, компакт – диск, раздаточный материал (тексты песен, стихотворений)

Ход урока

Организационный момент.

Музыкальное приветствие

Добрый день вам, добрый день

В мире музыки, фантазии и песен,

Добрым будь, смелым будь,

И с искусством в волшебный путь.

Мотивация учебной деятельности. Объявление темы урока.

У.: Вспомните: над какой темой мы с вами работаем с начала II полугодия?

Д: Тема «Музыка и изобразительное искусство»

У: Правильно! На протяжении нескольких уроков мы говорим о родстве изобразительного искусства с музыкой, и убеждаемся в том, что музыка действительно способна отображать не только то, что мы слышим, но и то, что мы видим и чувствуем.

Сегодня перед вами будут стоять философские вопросы «Что есть человек?», «Что есть жизнь?»

У.: Я прочитаю сейчас стихотворение поэта В. Урина, обратите внимание, на столах у вас лежат распечатки, вы можете проследить.  Определите, какие строки отражают основную мысль стихотворения? И подумайте, может ли оно прозвучать эпиграфом к какому-либо художественному произведению?

Стихотворение Владимира Урина

Когда своё достоинство мы раним

И, как бы болью горечь познаём,

Препятствие беседует с желаньем

Как ветер с возникающим огнём.

И этот дерзкий ветер, как награда,

Чтобы ещё сильнее запылав,

Ты не боялся, где решиться надо,

И сознавался, если ты не прав.

Пусть кажется – нелепая затея,

Но лучше сделать, а потом жалеть,

Чем ничего не сделать, сожалея,

И в трудности при жизни умереть!

У.: Итак, основная мысль выражена в строках? …

У.: К каким художественным произведениям мы могли бы предложить это стихотворение как эпиграф? О чем или о ком эти произведения?

Д.: Речь пойдёт о произведениях искусства, герои которых – люди решительные, отважные, которые не боятся трудностей, смело смотрят «ветру в лицо».

Тема нашего урока: «Образы борьбы и победы в искусстве»

У.: Я предлагаю эти поэтические строки эпиграфом к нашему уроку. В жизни многих людей музыка сыграла важную роль, а для иных стала просто «судьбой».

Судьба… Что означает это слово? В каких случаях мы обращаемся к нему? Что имеем в виду?

Д.: Жизненные испытания, трудности, преодоление. Судьба может быть счастливой, а может стать горькой долей. Поговорим о судьбе великого немецкого композитора Людвига ванн Бетховена. Что вам уже известно о жизни этого композитора?

Самым любимым муз жанром была симфония. Написал он 9 симфоний.

Симфония - муз. произведение для симфонического оркестра состоящее из 3-4 частей объединённых общей темой, но разных по звучанию. В центре симфонической музыки всегда лежат главные и вечные темы (какие?), т.е. глубокие переживания человека.

У.: Сегодня мы будем слушать Симфонию № 5, о первой части которой сам Бетховен сказал: «Так судьба стучится в дверь»

Какими, по вашему мнению, средствами можно воплотить образ судьбы этого композитора? Какой вы её слышите?

Д.: Грозной, мрачной, сильной, страшной… (характер)

У.: Вслушайтесь ещё раз в слова Бетховена: «Так судьба стучится в дверь!» Какое слово ключевое? Оно подскажет основные выразительные средства.

Д.: Слово стучится. В мотиве судьбы главным должен быть ритм.

У.: А какие инструменты могли бы, на ваш взгляд, соответствовать характеру мотива судьбы?

Д.: Её могли бы исполнить медные духовые; или мрачно и тревожно – виолончели и контрабасы (тембр)

У.: А теперь, сравните своё представление темы и как она звучит у Бетховена.

СЛУШАНИЕ I ЧАСТИ СИМФОНИИ №5 (мотив судьбы) (0 – 047)

Сравниваем представление учащихся с музыкой.

Чтобы узнать, как герой симфонии справляется с ударами судьбы, послушаем еще один небольшой фрагмент. Подумайте, о чём с нами говорит автор? Каков его герой? Проследите, меняется ли характер и с помощью каких средств музыкальной выразительности нам удается понять?

СЛУШАНИЕ ФРАГМЕНТА III ЧАСТИ ПЯТОЙ СИМФОНИИ БЕТХОВЕНА

У.: Меняется ли характер? Сколько контрастных тем вы услышали? Охарактеризуйте их.

Определение:

Д.: 1 –я – Характер: сумрачная, тревожная, бессильная,

Интонации:  жалобные интонации,

Регистр: низкий

Тембр:  виолончели и контрабасы,

Динамика: pianissimo,

Что чувствует герой? раздумье, сомнение.

2 –я – Характер: резкий,  властный,

Интонация: восклицательная

Тембр: медные и деревянных духовых инструментов,

Динамика: форте

Что чувствует герой? призывает к действию.

У.: А если мы представим прослушанный фрагмент, как  образ человека, то мы можем сказать о герое? что в герое борются два человека? Какие?

Д.: В герое борются два человека – слабый и сильный

Послушаем финал этого фрагмента, кто же побеждает в этом поединке?

СЛУШАНИЕ ФИНАЛА III ЧАСТИ 5 СИМФОНИИ Л.БЕТХОВЕНА

Какие человеческие качества одерживают верх?

Д.: Воля и мужество.

Работа с учебником.

Героические образы музыки Бетховена часто сравнивают со скульптурой итальянского художника Микеланджело «Восставший раб» и греческой скульптурой Ники Самофракийской – богини победы. Как вы думаете, почему это происходит, что связывает изобразительное искусство и музыку Бетховена?

Микеланджело. Восставший раб. Что общего?

Что общего между 5 симфонией и Никой Самофракийской: стремление вперед, к победе (видим это по ее уверенной стойке), складки одежды развеваются, о чем это говорит? (стоит против ветра, не сломлена)

У.: Подумать только, уже два столетия живёт эта музыка, волнует людей. В чём её сила воздействия? Что находят в ней люди?

Спасибо за ваши ответы.

Сегодня мы познакомимся с еще одним музыкальным произведением. Это песня и называется она «Журавли». Сейчас я вам ее исполню, ваша задача во время слушания – подумать, какое отношение песня таким названием имеет к теме нашего урока.

Еще раз еще озвучим: «Образы борьбы и победы в искусстве».

На столах вы видите цветные листочки с текстом, пожалуйста проследите и постарайтесь выделить для себя сложные интонационные места, если такие имеются.

Вокально-хоровая работа над песней «Журавли» муз.Я.Френкеля, сл.Р.Гамзатова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока «Образ героизма, борьбы и победы в искусстве» 5 класс. 2 полугодие, 3 четверть, урок № 25.

Цель: средствами музыки, живописи, литературы раскрыть значение образа борьбы и победы, защиты Отечества; развивать умение слышать и видеть образы в произведениях искусства, развивать навыки выр...

Конспект урока по теме:"Образы борьбы и победы в искусстве"

Урок расскрывает образный строй одной из самых знаменитых симфоний мировой музыкальной культуры-Симфонии №5 Л. Бетховена.Данный урок помогает проследить за творческим процессом сочинения музыки композ...

Разработка урока музыки на тему "Образы борьбы и победы в искусстве" 7 класс

Урок обобщения и систематизации знаний знаний и способов действий....

Пути повышения качества знаний на уроках музыки. Урок в 5 классе: "Образы борьбы и победы в искусстве"

Даннный урок содержит игровые приёмы с дифференцированным подходом, который позволяет повысить качество знаний учащихся, через проявление интереса к теме урока. Также учащиеся имеют возможнность прояв...

Конспект урока музыки в 6 классе на тему: «Народное искусство Древней Руси»

Раскрытие "души русской немеркнущего света" через народное искусство Древней Руси....

Конспект урока музыки и изобразительного искусства в 6 классе . учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны, учителя изобразительного искусства Поляковой Альмиды Салляховны. Тема урока: «Космос в музыке и в живописи"

Конспект урока  музыки и изобразительного искусства в 6 классепо программе  Г.П.Сергеевой, Критской Е.Д, Неменского Б.М.учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны,...

УРОК МУЗЫКИ В 5 КЛАССЕ "ОБРАЗЫ БОРЬБЫ И ПОБЕДЫ В ИСКУССТВЕ"

Данный материал стал призером Конкурса методических разработок "Методическая копилка", проведенного Учебно-методическим центром г. Чехов (Московская область) в 2019 году.Урок музыки в 5 клас...