Конспект урока музыки в 5 классе "Образы борьбы и победы в искусстве
план-конспект урока по музыке (5 класс) по теме
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект урока музыки в 5 классе
Учитель музыки МБОУ ЭБЛ Софронова Алёна Валерьевна
Тема: Образы борьбы и победы в искусстве.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
- помочь учащимся выявить общие и отличительные черты в героической музыке западноевропейских и русских композиторов, показать взаимосвязь музыки с изобразительным искусством; закрепить знания учащихся о некоторых средствах музыкальной выразительности;
- повысить уровень компетенций в вокально-хоровой работе: одновременное вступление и снятие по жесту учителя, чистоту интонирования, ритмическую точность при исполнении песни.
- эмоционально воспринимать героическую музыку, соотносить исполнение музыки с жизненными впечатлениями.
Личностные:
- формировать чувство любви уважительного отношения к русской музыке и музыке западноевропейских композиторов, интерес к героической истории.
- воспитывать художественно-эстетический вкус и культуру восприятия произведений искусства;
- воспитывать эмоционально-ценностное отношение и интерес к классической музыке и к искусству, и воплощенных в них героических образов.
Метапредметные:
- развивать критическое, образное, рефлексивное мышление, способность к эмоционально - чувственному восприятию, совершенствовать навык работы с разными источниками информации
- формировать художественное восприятие музыки, умение эстетически подходить к любому виду деятельности.
Задачи урока: Раскрыть образный строй одной из самых знаменитых симфоний – Симфонии №5 Людвига ван Бетховена. Проследить за творческим процессом сочинения музыки композитором, особенностями её симфонического развития.
УУД (универсальные учебные действия).
Познавательные – сформировать знания о героической музыке, об особенностях героической музыки Бетховена.
Регулятивные – уметь самостоятельно поставить цель работы, обдумать замысел, выработка внимания, саморегуляции, дисциплинированности;
Коммуникативные – уметь обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя, обсуждать результаты работы;
Личностные – ответственно относится к учебе, иметь мотивацию к учебной деятельности; быть сориентированными на проявление интереса к культурному наследию.
Тип урока: интегрированный, изучение нового материала.
Методы обучения: беседа, прослушивание аудиозаписей.
Формы организации урока: устный опрос (индивидуальный и групповой).
Комплексно – методическое обеспечение: проектор для мультимедийных слайдов, компьютер, компакт – диск, раздаточный материал (тексты песен, стихотворений)
Ход урока
Организационный момент.
Музыкальное приветствие
Добрый день вам, добрый день
В мире музыки, фантазии и песен,
Добрым будь, смелым будь,
И с искусством в волшебный путь.
Мотивация учебной деятельности. Объявление темы урока.
У.: Вспомните: над какой темой мы с вами работаем с начала II полугодия?
Д: Тема «Музыка и изобразительное искусство»
У: Правильно! На протяжении нескольких уроков мы говорим о родстве изобразительного искусства с музыкой, и убеждаемся в том, что музыка действительно способна отображать не только то, что мы слышим, но и то, что мы видим и чувствуем.
Сегодня перед вами будут стоять философские вопросы «Что есть человек?», «Что есть жизнь?»
У.: Я прочитаю сейчас стихотворение поэта В. Урина, обратите внимание, на столах у вас лежат распечатки, вы можете проследить. Определите, какие строки отражают основную мысль стихотворения? И подумайте, может ли оно прозвучать эпиграфом к какому-либо художественному произведению?
Стихотворение Владимира Урина
Когда своё достоинство мы раним
И, как бы болью горечь познаём,
Препятствие беседует с желаньем
Как ветер с возникающим огнём.
И этот дерзкий ветер, как награда,
Чтобы ещё сильнее запылав,
Ты не боялся, где решиться надо,
И сознавался, если ты не прав.
Пусть кажется – нелепая затея,
Но лучше сделать, а потом жалеть,
Чем ничего не сделать, сожалея,
И в трудности при жизни умереть!
У.: Итак, основная мысль выражена в строках? …
У.: К каким художественным произведениям мы могли бы предложить это стихотворение как эпиграф? О чем или о ком эти произведения?
Д.: Речь пойдёт о произведениях искусства, герои которых – люди решительные, отважные, которые не боятся трудностей, смело смотрят «ветру в лицо».
Тема нашего урока: «Образы борьбы и победы в искусстве»
У.: Я предлагаю эти поэтические строки эпиграфом к нашему уроку. В жизни многих людей музыка сыграла важную роль, а для иных стала просто «судьбой».
Судьба… Что означает это слово? В каких случаях мы обращаемся к нему? Что имеем в виду?
Д.: Жизненные испытания, трудности, преодоление. Судьба может быть счастливой, а может стать горькой долей. Поговорим о судьбе великого немецкого композитора Людвига ванн Бетховена. Что вам уже известно о жизни этого композитора?
Самым любимым муз жанром была симфония. Написал он 9 симфоний.
Симфония - муз. произведение для симфонического оркестра состоящее из 3-4 частей объединённых общей темой, но разных по звучанию. В центре симфонической музыки всегда лежат главные и вечные темы (какие?), т.е. глубокие переживания человека.
У.: Сегодня мы будем слушать Симфонию № 5, о первой части которой сам Бетховен сказал: «Так судьба стучится в дверь»
Какими, по вашему мнению, средствами можно воплотить образ судьбы этого композитора? Какой вы её слышите?
Д.: Грозной, мрачной, сильной, страшной… (характер)
У.: Вслушайтесь ещё раз в слова Бетховена: «Так судьба стучится в дверь!» Какое слово ключевое? Оно подскажет основные выразительные средства.
Д.: Слово стучится. В мотиве судьбы главным должен быть ритм.
У.: А какие инструменты могли бы, на ваш взгляд, соответствовать характеру мотива судьбы?
Д.: Её могли бы исполнить медные духовые; или мрачно и тревожно – виолончели и контрабасы (тембр)
У.: А теперь, сравните своё представление темы и как она звучит у Бетховена.
СЛУШАНИЕ I ЧАСТИ СИМФОНИИ №5 (мотив судьбы) (0 – 047)
Сравниваем представление учащихся с музыкой.
Чтобы узнать, как герой симфонии справляется с ударами судьбы, послушаем еще один небольшой фрагмент. Подумайте, о чём с нами говорит автор? Каков его герой? Проследите, меняется ли характер и с помощью каких средств музыкальной выразительности нам удается понять?
СЛУШАНИЕ ФРАГМЕНТА III ЧАСТИ ПЯТОЙ СИМФОНИИ БЕТХОВЕНА
У.: Меняется ли характер? Сколько контрастных тем вы услышали? Охарактеризуйте их.
Определение:
Д.: 1 –я – Характер: сумрачная, тревожная, бессильная,
Интонации: жалобные интонации,
Регистр: низкий
Тембр: виолончели и контрабасы,
Динамика: pianissimo,
Что чувствует герой? раздумье, сомнение.
2 –я – Характер: резкий, властный,
Интонация: восклицательная
Тембр: медные и деревянных духовых инструментов,
Динамика: форте
Что чувствует герой? призывает к действию.
У.: А если мы представим прослушанный фрагмент, как образ человека, то мы можем сказать о герое? что в герое борются два человека? Какие?
Д.: В герое борются два человека – слабый и сильный
Послушаем финал этого фрагмента, кто же побеждает в этом поединке?
СЛУШАНИЕ ФИНАЛА III ЧАСТИ 5 СИМФОНИИ Л.БЕТХОВЕНА
Какие человеческие качества одерживают верх?
Д.: Воля и мужество.
Работа с учебником.
Героические образы музыки Бетховена часто сравнивают со скульптурой итальянского художника Микеланджело «Восставший раб» и греческой скульптурой Ники Самофракийской – богини победы. Как вы думаете, почему это происходит, что связывает изобразительное искусство и музыку Бетховена?
Микеланджело. Восставший раб. Что общего?
Что общего между 5 симфонией и Никой Самофракийской: стремление вперед, к победе (видим это по ее уверенной стойке), складки одежды развеваются, о чем это говорит? (стоит против ветра, не сломлена)
У.: Подумать только, уже два столетия живёт эта музыка, волнует людей. В чём её сила воздействия? Что находят в ней люди?
Спасибо за ваши ответы.
Сегодня мы познакомимся с еще одним музыкальным произведением. Это песня и называется она «Журавли». Сейчас я вам ее исполню, ваша задача во время слушания – подумать, какое отношение песня таким названием имеет к теме нашего урока.
Еще раз еще озвучим: «Образы борьбы и победы в искусстве».
На столах вы видите цветные листочки с текстом, пожалуйста проследите и постарайтесь выделить для себя сложные интонационные места, если такие имеются.
Вокально-хоровая работа над песней «Журавли» муз.Я.Френкеля, сл.Р.Гамзатова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока «Образ героизма, борьбы и победы в искусстве» 5 класс. 2 полугодие, 3 четверть, урок № 25.
Цель: средствами музыки, живописи, литературы раскрыть значение образа борьбы и победы, защиты Отечества; развивать умение слышать и видеть образы в произведениях искусства, развивать навыки выр...
Конспект урока по теме:"Образы борьбы и победы в искусстве"
Урок расскрывает образный строй одной из самых знаменитых симфоний мировой музыкальной культуры-Симфонии №5 Л. Бетховена.Данный урок помогает проследить за творческим процессом сочинения музыки композ...
Разработка урока музыки на тему "Образы борьбы и победы в искусстве" 7 класс
Урок обобщения и систематизации знаний знаний и способов действий....
Пути повышения качества знаний на уроках музыки. Урок в 5 классе: "Образы борьбы и победы в искусстве"
Даннный урок содержит игровые приёмы с дифференцированным подходом, который позволяет повысить качество знаний учащихся, через проявление интереса к теме урока. Также учащиеся имеют возможнность прояв...
Конспект урока музыки в 6 классе на тему: «Народное искусство Древней Руси»
Раскрытие "души русской немеркнущего света" через народное искусство Древней Руси....
Конспект урока музыки и изобразительного искусства в 6 классе . учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны, учителя изобразительного искусства Поляковой Альмиды Салляховны. Тема урока: «Космос в музыке и в живописи"
Конспект урока музыки и изобразительного искусства в 6 классепо программе Г.П.Сергеевой, Критской Е.Д, Неменского Б.М.учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны,...
УРОК МУЗЫКИ В 5 КЛАССЕ "ОБРАЗЫ БОРЬБЫ И ПОБЕДЫ В ИСКУССТВЕ"
Данный материал стал призером Конкурса методических разработок "Методическая копилка", проведенного Учебно-методическим центром г. Чехов (Московская область) в 2019 году.Урок музыки в 5 клас...