Урок музыки в 6 классе. "Через борьбу - к победе!"
план-конспект урока по музыке (6 класс) по теме
Урок по теме "Преобразующая сила музыки". Воздействие на учащихся музыки великого немецкого композитора Л. Бетховена.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bethoven.doc | 34.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Цель: способствовать восприятию учащимися музыки Л. Бетховена, её могучей силы воздействия на человека, побуждая его к преодолению препятствий, - через борьбу – к победе!
Музыкальный материал: I часть 5 симфонии Л. Бетховена, 9 симфония Л. Бетховена (финал), песня «Ты – человек!» Е. Крылатова.
Ход урока.
- Ребята, мы с вами уже говорили о величайшей силе искусства – способности музыки воздействовать на сердце человека, наполнить его радостью, нежностью, гордостью, печалью, состраданием, смелостью, мужеством.
- А были ли в вашей жизни такие моменты, когда на сердце было очень тяжело, больно, вы испытывали какую-то тревогу, беспокойство?
- Как вы думаете, как может поступить человек, оказавшись в такой тяжёлой ситуации? (ответы)
Да, можно, сникнуть, опустить руки, покориться жизненным невзгодам, а можно выйти достойно, мужественно из тяжёлых жизненных испытаний. Хорошо если рядом окажется верный друг, который словом поддержит в трудную минуту. Как говорила няня М.П. Мусоргского: «Горе можно только размыкать, а разъякать его нельзя.»
- А если бы в такой тяжёлой ситуации оказался музыкант; он сильный духом, мужественный, в нём неиссякаемый запас энергии. Какую бы он сочинил музыку? (ответы)
- А почему вы так считаете? (ответы)
- Давайте попробуем сыграть её! (учащиеся сочиняют свою интонацию)
- А вот такая интонация подойдёт нашему музыканту? (учитель играет главную интонацию I части 5 симфонии Л. Бетховена)
- Как бы вы назвали эту интонацию? (ответы)
Сам композитор назвал её судьбой. «Так судьба стучится в дверь!» Так приходит в дом весть о несчастье, так человек узнаёт, что в его жизнь вошли настоящие трудности.
- А вы хотите послушать поддастся ли композитор ударам судьбы или будет бороться?
Слушание I части 5 симфонии Л. Бетховена.
- Что вам рассказала музыка? Как повёл себя человек, атакуемый ударами судьбы? (ответы)
- Вы, наверное, уже догадались – кто же автор этой бессмертной музыки? (ответы)
Да, это великий немецкий композитор Людвиг ванн Бетховен.
(На доске открывается портрет композитора и девиз его творчества: «От тьмы – к свету, через борьбу – к победе!»
Звучит стихотворение Б. Куняева «Бетховен»
Мы кусали шинели. Мы синели от боли.
Мы лежали вповалку
В старом мрачном костеле.
С потолка и со стен,
Тонкогубы и строги,
Безучастно взирали
Незнакомые боги.
Незнакомые боги,
Иезуитские брови.
И стоял запах ран,
Запах гноя и крови.
Чтобы не закричать –
Как никак заграница. –
Всё шептал генерал:
«Ох, сестрица, сестрица!»
Обгорелый танкист,
Весь бинтами закрученный,
Плакал только глазами,
Плакал страшно, беззвучно.
А филолог слепой,
Весь изодранный в клочья,
Умирал, как сапёр,
Стиснув челюсти, молча.
Вдруг с перин-облаков,
Где угодников гномы,
В нашу боль, в нашу кровь
Лавой хлынули громы,
В нашу боль, в нашу кровь
Лавой хлынули громы.
Будто стены – и те,
Будто камни запели
То, что губы в бреду,
Рассказать не успели.
В нашу боль, в нашу быль,
Величав и греховен,
Как союзник входил
Неподкупный Бетховен.
И представились нам
Дом, вихры ребятишек,
Нестерпимая боль
Стала дальше и тише.
И сказал мой сосед,
Как бумага бескровен:
«Видно русским он был
Этот самый Бетховен!»
- Почему русские раненые солдаты, находясь далеко от Родины, назвали Бетховена русским композитором? Что они почувствовали в его музыке!»? (ответы)
Да, между музыкой разных народов нет непереходимых границ. Его музыка стала для них примером стойкости и мужества. Вера Бетховена в жизнь была удивительна. Трудно найти человека, которому судьба нанесла бы столько ударов: безрадостное детство, частые болезни, смерть матери, постоянные неурядицы, потеря друзей и, самый страшный удар – глухота. Композитор, лишённый слуха! Что может быть страшнее и мучительнее для человека? Кажется, что уже нет сил бороться с ударами судьбы. Вот он в Гейлигенштадте, к нему приходит мысль о самоубийстве. Оказавшись один на один со своей судьбой, на грани жизни и смерти он пишет предсмертное завещание…
И вдруг, в какой-то миг его вновь посещает искусство. «Только оно, искусство, оно меня удержало… - пишет Бетховен. – Ах, мне казалось невозможным покинуть мир раньше, чем исполнено мною то, к чему я себя чувствовал призванным». Мысль о самоубийстве отброшена. И он восклицает: «Судьба, я схвачу тебя за глотку, совсем согнуть меня теперь не удастся!» И тут как-то нечаянно вспоминаются слова учителя Бетховена Нефе: «Запрети, запрети себе навсегда произносить такие слова, как не могу, мне не хочется, я не знаю! Потерпишь неудачу – начни снова! Человек может одолеть любое препятствие.»
И Бетховен остаётся верен своему жизненному девизу: «От тьмы – к свету, через борьбу - к победе!» Музыка Бетховена учит нас преодолевать любые жизненные препятствия.
- А мы с вами всегда ли находим в себе силы преодолевать трудности, препятствия, неудачи, как преодолевал их Бетховен.
- Вы, живущие в XXI веке, готовы повторить подвиг Бетховена? (ответы).
Действительно, в жизни не бывает дороги простой. Об этом и поётся в знакомой вам песне.
Исполнение песни «Ты – человек» Е. Крылатова.
Пусть песня будет вашим жизненным девизом, а жизнь Бетховена ярким примером мужества, стойкости и терпения.
И вновь я хочу вернуть ваше внимание к тяжёлым годам испытаний, которые выпали на долю всего человечества. II мировая война. Сколько погублено жизней, утрачено талантов. (Далее цитируется из книги Е.Н. Домриной «Беседы о музыке» стр. 34)
В мае 1942 года французский физик-профессор Ланжевен не смог прочитать свою очередную лекцию: накануне передали ему найденную на железнодорожном полотне скомканную записку от дочери, которая сообщила, что её везут в Освенцим, а мужа, любимого ученика Ланжевена, фашисты расстреляли.
В аудитории стояла напряжённая тишина…
- Поставьте, пожалуйста, патефонную пластинку.
- Какую?
- Девятую симфонию Бетховена.
(открывается патефон. Зажигаются свечи)
Звучит 9 симфония Л. Бетховена (финал)
(Когда начинает звучать хор – включается свет и на финальных звуках читается стихотворение)
Он убеждал себя, и верил властно,
Что и для тех, кто в мире одинок,
Есть некий свет, возникший не напрасно,
А музыка – бессмертия залог.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока музыки на тему "Образы борьбы и победы в искусстве" 7 класс
Урок обобщения и систематизации знаний знаний и способов действий....
Открытый урок в 5 классе Образы борьбы и победы в искусстве
Тип урока: урок сообщение и усвоение новых знанийЦель урока: (для учителя):Познакомить с жизнью и творческим процессом сочинения музыки Л. БетховенаПланируемый результат (для учащихся):Нау...
Интегрированный урок музыки и ИЗО в 5 классе "Образы борьбы и победы и специфика их отражения в музыке и изобразительном искусстве"
В материале представлены технологическая карта урока с описанием целей, планируемых результатов, формируемых УУД, технологии проведения, конспект и презентацию к уроку....
Пути повышения качества знаний на уроках музыки. Урок в 5 классе: "Образы борьбы и победы в искусстве"
Даннный урок содержит игровые приёмы с дифференцированным подходом, который позволяет повысить качество знаний учащихся, через проявление интереса к теме урока. Также учащиеся имеют возможнность прояв...
Урок литературы 7 класс "ЧЕРЕЗ ЛИНИЮ ФРОНТА - ЧЕРЕЗ ЛИНИЮ ЖИЗНИ ( творчество поэтов-участников ВОВ)"
Конспект урока....
Конспект урока музыки в 5 классе "Образы борьбы и победы в искусстве
Тема: Образы борьбы и победы в искусстве....
Технологическая карта урока в 5 классе "Образы борьбы и победы в искусстве « О, душа моя, ныне Бетховен с тобой"
осмысление способности искусства влиять на человека, заставлять бороться и побеждать на примере симфонии № 5 Бетховена...