урок в 5 классе за отчий дом, за русский край
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

Красильникова Ирина Юрьевна

Изучение кантаты "Александр Невский! С.С.Прокофьева, сопоставление героико-эпических образов музыки с образами изобразительного искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_5_klasse_za_otchiy_dom_za_russkiy_kray.doc48.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                              Открытый урок в 5 классе. Тема: «За отчий дом, за русский край».  

Учитель: Красильникова Ирина Юрьевна                

                                                          Цель урока:

 Показать, как музыка и изобразительное искусство разными путями идут к  созданию              героических  образов; как музыка может вызвать в нашем воображении какие-либо зрительные образы.

                                             Учебно-воспитательные задачи:

1.На примере музыкальных фрагментов из кантаты С.Прокофьева показать, что «зримость образов» характернейшая черта музыки Прокофьева.

2.Показать связь музыкальных и художественных образов на примере триптиха П.Корина «Александр Невский».

3.Воспитание патриотизма   и интереса к истории своей Родины.

                                                   

                                                        План урока:

1.Организационный момент ( приветствие, введение в тему урока, определение темы).

2. Слушание и обсуждение 4 части кантаты «Вставайте, люди русские».

3. Основная часть урока. Сравнение фрагмента фильма С.Эйзенштейна «На Чудском озере»

   с 5 частью кантаты С.Прокофьева «Ледовое побоище».

4.Слушание темы нашествия крестоносцев и сравнение ее с темой русской атаки.

   Разбор музыкального фрагмента, рисующего картину боя, выявление приемов,

   использованных композитором для передачи картины боя.

5.Сравнение триптиха П.Корина «Александр Невский» с кантатой С.Прокофьева. Выявление

   связей музыкальных и художественных образов.

6.Исполнение песни «Вечный огонь», вывод урока, подведение итогов.

                                                                         1

Дети входят в класс.

Организационный момент, приветствие, ввод в тему урока. 1 и 2 слайды

                                                     Россия, Русь - куда я ни взгляну…

                                                     За все твои страдания и битвы

                                                     Люблю твою, Россия, старину,

                                                     Твои леса, погосты и молитвы.

                                                     Люблю твои избушки и цветы

                                                     И небеса, горящие от зноя.

                                                     И шепот ив у омутной воды,

                                                     Люблю навек, до вечного покоя.

                                                                                         Н.Рубцов.

С какой любовью поэт говорит о России. С древних времен на Русь нападали враги, пытаясь завладеть русскими землями.

-Кто вставал на защиту Родины?

(Русские люди).

-Так возникла в искусстве образ защитника Отечества.

- Эта тема: Родины, защиты Отечества, любви к родной земле, всегда была значима.  Не только музыканты, художники и писатели обращались к этой теме. И каждый своими средствами пытался выразить свое отношение к ней. Давайте подумаем вместе, как можно назвать наш урок.

( Ребята предлагают варианты темы урока.)

-Так как в ваших ответах у всех прозвучали слова –Родина, Отчизна, назовем урок-«За отчий дом, за русский край. ( На доске появляется тема урока). 3 слайд

-Назовите защитников земли русской, послушайте музыку4 слайд

   О каком произведении пойдет сегодня речь?

Хор «Вставайте, люди, русские!»-слушание.

5 слайд

-Как называется фрагмент, кто сочинил, что такое кантата? (На доске- портрет С.Прокофьева,  затем снимок первого исполнения кантаты). 6 слайд

-О каких событиях рассказывает кантата «Александр Невский»?

_Да она воспевает  благородный, патриотический подвиг  дружины Александра Невского в борьбе с крестоносцами.          

 Какие интонации мы слышим?

 (призывные).

-А характеризует эта музыка облик русского народа? Каким предстает перед нами русский народ?

 ( сильный, смелый, мужественный).

-Какие приемы использовал композитор для передачи смелости, мужества?

 ( маршевый характер, чеканный ритм).

-Что вы услышали в оркестровом вступлении?

( тревожные и грозные удары набатного колокола).

-Послушаем дальше, о чем рассказывает музыка средней части?

( перед нами предстала Русь - величавая и привольная).

-4ч. Кантаты рассказывает нам о том, как переполнилась чаша терпения русского народа.

Русский народ готов вступить в борьбу с захватчиками-крестоносцами.

Основная часть: сравнение фрагментов фильма с музыкой С.Прокофьева, выявление

сходства и различия.

О том, как происходит эта борьба, рассказывает 5 (центральная) часть кантаты «Ледовое побоище». Ее можно сравнить с историческим полотном, с батальной сценой. В этой сцене

композитор сталкивает две темы.  Но мне бы хотелось вспомнить о том, что  Прокофьев

сочинял музыку  кантаты «Александр Невский» под непосредственным впечатлением от кадров фильма. Удивительны его наблюдательность, умение схватить и передать в музыке голоса людей, их жесты, движения. Битва, разворачивающаяся на экране так  поразила Прокофьева,  и образы, которые создал  он в музыке становятся  настолько «зримыми», что, слушая  музыку мы невольно представляем  картину  боя. Посмотрите на снимок, в котором запечатлен момент работы над фильмом. (Слайд).На нем вы видите С.Прокофьева и С.Эйзенштейна. Рассказ  о роботе над фильмом. 7 слайд

–А сейчас вы видите схему звукомонтажа начала картины «Ледовое побоище». 8 слайд

-Удалось ли Прокофьеву добиться единения музыки и кадров фильма, об этом мы узнаем посмотрев фрагмент фильма «Александр Невский».

                               Просмотр кадров фильма.

-Поддерживает музыка развитие или является фоном?

-Какую атмосферу передает музыка?

 Предлагаю ребятам побыть в роли режиссеров.                                                                                                                                                А сейчас послушаем, как композитор нарисовал картину нашествия крестоносцев. Итак,

 зимний сумрачный пейзаж, застывшее озеро…Из морозной мглы появляется  отряд рыцарей-крестоносцев.

Крестоносцы поют воинственный фантастический хорал на латинском языке, их пение переходит в яростные крики: «Распнем побежденных! Уничтожим врага!».

-Послушайте, как звучит тема крестоносцев в эпизоде нашествия.

                 

    ____________Звучит эпизод нашествия________________

  -Какую картину вы представили?

(огромное войско, нарастающее звучание оркестра,  тяжело мчатся закованные в железо тевтонские всадники,  ритм скачки, пронзительные, завывающие голоса труб, саксофона, в дикой пляске слышится  предвкушение легкой победы).

-«Скок свиньи»-так назван этот эпизод.

-Звучанием  какого  инструмента  и какой темы отмечено вступление в бой дружины Александра Невского?

( звучанием у трубы темы хора «Вставайте, люди русские»).

-Послушаем, как звучит тема «русской атаки».

                ____________Тема русского войска.____________________

-Чем отличается тема русской атаки?

( стремительно, легко, плясовая, прибавляло веру то, что русская дружина борется за правое дело).

-Как происходит битва, об этом мы поговорм, послушав музыку.

                                                                        3                          

                                       

Разбор по плану - темп, динамика, регистр, тембр, инструменты, изобразительные моменты, интонации, характер, лад.

________Кадры из фильма с музыкальным сопровождением.______

-Кто побеждает в этом сражении?

( русский народ).

-Как мы это понимаем?

-Какой знакомой темой заканчивается  картина «Ледовое побоище»?

-Как эта тема изменилась?.

( ср. часть хора «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу» - эта музыка мира и тишины, наступивших на освобожденной земле).

-А смог бы победить русский народ, если бы не было направляющей, объеденяющей силы в лице Александра Невского? А один Александр Невский смог бы победить в этой борьбе? Мы можем сказать, что Александр Невский является олицетворением всего русского народа.

Сравнение триптиха П.Корина с музыкой кантаты «Александр Невский»  С.Прокофьева.

Выявление связей музыкальных и художественных образов. 9 слайд

 

- Исторические события, связанные с именем русского святого, князя Александра Невского, нашли отражение в разных произведениях искусств. Так, еще один великий мастер, тоже попытался создать образ этого воина,  применяя при этом другие выразительные средства (цвет, линию, композицию). Может быть, он по-другому  увидел образ воина-победителя? Посмотрите, перед вами фрагмент триптиха, который написал русский живописец  Павел  Корин,  и называется он «Александр Невский».Какие качества русского человека воплотил художник в картине?

-Сам художник сказал о том, что он хотел воплотить в ней «непокорный дух русского народа». Удалось это ему?

-Как мы это понимаем?

-А что хотел сказать нам художник, изобразив на картине  лик Христа-спасителя и Софийский собор?

-С.Прокофьев сочинил кантату в 1939г. И она прозвучала как решительное предостережение, как грозное напоминание о том, что ждет врага, который решится напасть на нашу землю, а П.Корин написал картину в 1942г. Как вы думаете, какую мысль выразил художник своей картиной? (  настрой на победу, поддержание духа).

-Скажите, а созвучны эти произведения искусства сегодняшнему дню? Почему?

Да, потому что Русь всегда славилась своими богатырями, которые любили свой край, свою землю и готовы были жизнь отдать, но врага не пропустить.

Скоро вся страна будет отмечать праздник  9 мая - день Победы в В.О.войне. Что значит этот день сегодня, когда мы живем в мирное время. Мы должны помнить о тех ужасах, которые принесла  война и стараться не допустить этого никогда.   Предлагаю вспомнить песню «Вечный огонь». 10 слайд

Заключительная часть урока. Вывод.

                                                                          4

-Вот и подошел к концу наш урок. Мы еще раз прикоснулись к истории нашей страны. Что роднит эти два произведения- музыку С.Прокофьева и картину П Корина?

-И картина и музыка воспевают силу, мужество Александра Невского, который любил свою Родину и готов был жизнь отдать, но врага не пропустить.10 слайд

Подведение итогов.

 

                                                                   

                                               

                                                                         5                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

За отчий дом, за русский край

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3616139","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"349"}}]]...

Урок 9 класс по теме "Берегите чистоту русского языка, как святыню!"

Урок русского языка  в 9 классеТема: «Берегите чистоту русского языка, как святыню!»Цель: формировать у учащихся представление о роли русского языка в жизни человека, о гуманистической сущн...

Урок развития речи по русскому языку в 8 классе "Публичное выступление об истории родного края"

Урок направлен на развитие  у учащихся информационной и коммуникативной компетенций (получать информацию из разных источников, обрабатывать и представлять её,  строить монологическое высказы...

Литературно-музыкальная композиция "Отчего же нам этот край дороже всех заморских сказочных земель?"

Мероприятие посвященно теме  Родины в произведениях  Дмитрия Кедрина,поэта-земляка,поэта- дончанина....

«Уголок России - отчий край». Интегрированный урок истории и ИКН РМЭ по истории марийского края в 18 веке.

Урок обобщения. Ученики на уроке в ходе работы при помощи учителя через разнообразные приёмы,  используя презентацию, вспоминая пройденный материал проводят паралель  в изучении истории Росс...

План-конспект урока 7 класс «Героическая тема в музыке русских композиторов. Галерея героических образов.»

План-конспект урока 7 класс «Героическая тема в музыке русских композиторов. Галерея героических образов.»...

"За отчий дом, за русский край"

Урок в 5 классе рассказывает о подвиге Александра Невского. Разработка урока....