урок в 5 классе за отчий дом, за русский край
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему
Изучение кантаты "Александр Невский! С.С.Прокофьева, сопоставление героико-эпических образов музыки с образами изобразительного искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_5_klasse_za_otchiy_dom_za_russkiy_kray.doc | 48.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Открытый урок в 5 классе. Тема: «За отчий дом, за русский край».
Учитель: Красильникова Ирина Юрьевна
Цель урока:
Показать, как музыка и изобразительное искусство разными путями идут к созданию героических образов; как музыка может вызвать в нашем воображении какие-либо зрительные образы.
Учебно-воспитательные задачи:
1.На примере музыкальных фрагментов из кантаты С.Прокофьева показать, что «зримость образов» характернейшая черта музыки Прокофьева.
2.Показать связь музыкальных и художественных образов на примере триптиха П.Корина «Александр Невский».
3.Воспитание патриотизма и интереса к истории своей Родины.
План урока:
1.Организационный момент ( приветствие, введение в тему урока, определение темы).
2. Слушание и обсуждение 4 части кантаты «Вставайте, люди русские».
3. Основная часть урока. Сравнение фрагмента фильма С.Эйзенштейна «На Чудском озере»
с 5 частью кантаты С.Прокофьева «Ледовое побоище».
4.Слушание темы нашествия крестоносцев и сравнение ее с темой русской атаки.
Разбор музыкального фрагмента, рисующего картину боя, выявление приемов,
использованных композитором для передачи картины боя.
5.Сравнение триптиха П.Корина «Александр Невский» с кантатой С.Прокофьева. Выявление
связей музыкальных и художественных образов.
6.Исполнение песни «Вечный огонь», вывод урока, подведение итогов.
1
Дети входят в класс.
Организационный момент, приветствие, ввод в тему урока. 1 и 2 слайды
Россия, Русь - куда я ни взгляну…
За все твои страдания и битвы
Люблю твою, Россия, старину,
Твои леса, погосты и молитвы.
Люблю твои избушки и цветы
И небеса, горящие от зноя.
И шепот ив у омутной воды,
Люблю навек, до вечного покоя.
Н.Рубцов.
С какой любовью поэт говорит о России. С древних времен на Русь нападали враги, пытаясь завладеть русскими землями.
-Кто вставал на защиту Родины?
(Русские люди).
-Так возникла в искусстве образ защитника Отечества.
- Эта тема: Родины, защиты Отечества, любви к родной земле, всегда была значима. Не только музыканты, художники и писатели обращались к этой теме. И каждый своими средствами пытался выразить свое отношение к ней. Давайте подумаем вместе, как можно назвать наш урок.
( Ребята предлагают варианты темы урока.)
-Так как в ваших ответах у всех прозвучали слова –Родина, Отчизна, назовем урок-«За отчий дом, за русский край. ( На доске появляется тема урока). 3 слайд
-Назовите защитников земли русской, послушайте музыку4 слайд
О каком произведении пойдет сегодня речь?
Хор «Вставайте, люди, русские!»-слушание.
5 слайд
-Как называется фрагмент, кто сочинил, что такое кантата? (На доске- портрет С.Прокофьева, затем снимок первого исполнения кантаты). 6 слайд
-О каких событиях рассказывает кантата «Александр Невский»?
_Да она воспевает благородный, патриотический подвиг дружины Александра Невского в борьбе с крестоносцами.
Какие интонации мы слышим?
(призывные).
-А характеризует эта музыка облик русского народа? Каким предстает перед нами русский народ?
( сильный, смелый, мужественный).
-Какие приемы использовал композитор для передачи смелости, мужества?
( маршевый характер, чеканный ритм).
-Что вы услышали в оркестровом вступлении?
( тревожные и грозные удары набатного колокола).
-Послушаем дальше, о чем рассказывает музыка средней части?
( перед нами предстала Русь - величавая и привольная).
-4ч. Кантаты рассказывает нам о том, как переполнилась чаша терпения русского народа.
Русский народ готов вступить в борьбу с захватчиками-крестоносцами.
Основная часть: сравнение фрагментов фильма с музыкой С.Прокофьева, выявление
сходства и различия.
О том, как происходит эта борьба, рассказывает 5 (центральная) часть кантаты «Ледовое побоище». Ее можно сравнить с историческим полотном, с батальной сценой. В этой сцене
композитор сталкивает две темы. Но мне бы хотелось вспомнить о том, что Прокофьев
сочинял музыку кантаты «Александр Невский» под непосредственным впечатлением от кадров фильма. Удивительны его наблюдательность, умение схватить и передать в музыке голоса людей, их жесты, движения. Битва, разворачивающаяся на экране так поразила Прокофьева, и образы, которые создал он в музыке становятся настолько «зримыми», что, слушая музыку мы невольно представляем картину боя. Посмотрите на снимок, в котором запечатлен момент работы над фильмом. (Слайд).На нем вы видите С.Прокофьева и С.Эйзенштейна. Рассказ о роботе над фильмом. 7 слайд
–А сейчас вы видите схему звукомонтажа начала картины «Ледовое побоище». 8 слайд
-Удалось ли Прокофьеву добиться единения музыки и кадров фильма, об этом мы узнаем посмотрев фрагмент фильма «Александр Невский».
Просмотр кадров фильма.
-Поддерживает музыка развитие или является фоном?
-Какую атмосферу передает музыка?
Предлагаю ребятам побыть в роли режиссеров. А сейчас послушаем, как композитор нарисовал картину нашествия крестоносцев. Итак,
зимний сумрачный пейзаж, застывшее озеро…Из морозной мглы появляется отряд рыцарей-крестоносцев.
Крестоносцы поют воинственный фантастический хорал на латинском языке, их пение переходит в яростные крики: «Распнем побежденных! Уничтожим врага!».
-Послушайте, как звучит тема крестоносцев в эпизоде нашествия.
____________Звучит эпизод нашествия________________
-Какую картину вы представили?
(огромное войско, нарастающее звучание оркестра, тяжело мчатся закованные в железо тевтонские всадники, ритм скачки, пронзительные, завывающие голоса труб, саксофона, в дикой пляске слышится предвкушение легкой победы).
-«Скок свиньи»-так назван этот эпизод.
-Звучанием какого инструмента и какой темы отмечено вступление в бой дружины Александра Невского?
( звучанием у трубы темы хора «Вставайте, люди русские»).
-Послушаем, как звучит тема «русской атаки».
____________Тема русского войска.____________________
-Чем отличается тема русской атаки?
( стремительно, легко, плясовая, прибавляло веру то, что русская дружина борется за правое дело).
-Как происходит битва, об этом мы поговорм, послушав музыку.
3
Разбор по плану - темп, динамика, регистр, тембр, инструменты, изобразительные моменты, интонации, характер, лад.
________Кадры из фильма с музыкальным сопровождением.______
-Кто побеждает в этом сражении?
( русский народ).
-Как мы это понимаем?
-Какой знакомой темой заканчивается картина «Ледовое побоище»?
-Как эта тема изменилась?.
( ср. часть хора «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу» - эта музыка мира и тишины, наступивших на освобожденной земле).
-А смог бы победить русский народ, если бы не было направляющей, объеденяющей силы в лице Александра Невского? А один Александр Невский смог бы победить в этой борьбе? Мы можем сказать, что Александр Невский является олицетворением всего русского народа.
Сравнение триптиха П.Корина с музыкой кантаты «Александр Невский» С.Прокофьева.
Выявление связей музыкальных и художественных образов. 9 слайд
- Исторические события, связанные с именем русского святого, князя Александра Невского, нашли отражение в разных произведениях искусств. Так, еще один великий мастер, тоже попытался создать образ этого воина, применяя при этом другие выразительные средства (цвет, линию, композицию). Может быть, он по-другому увидел образ воина-победителя? Посмотрите, перед вами фрагмент триптиха, который написал русский живописец Павел Корин, и называется он «Александр Невский».Какие качества русского человека воплотил художник в картине?
-Сам художник сказал о том, что он хотел воплотить в ней «непокорный дух русского народа». Удалось это ему?
-Как мы это понимаем?
-А что хотел сказать нам художник, изобразив на картине лик Христа-спасителя и Софийский собор?
-С.Прокофьев сочинил кантату в 1939г. И она прозвучала как решительное предостережение, как грозное напоминание о том, что ждет врага, который решится напасть на нашу землю, а П.Корин написал картину в 1942г. Как вы думаете, какую мысль выразил художник своей картиной? ( настрой на победу, поддержание духа).
-Скажите, а созвучны эти произведения искусства сегодняшнему дню? Почему?
Да, потому что Русь всегда славилась своими богатырями, которые любили свой край, свою землю и готовы были жизнь отдать, но врага не пропустить.
Скоро вся страна будет отмечать праздник 9 мая - день Победы в В.О.войне. Что значит этот день сегодня, когда мы живем в мирное время. Мы должны помнить о тех ужасах, которые принесла война и стараться не допустить этого никогда. Предлагаю вспомнить песню «Вечный огонь». 10 слайд
Заключительная часть урока. Вывод.
4
-Вот и подошел к концу наш урок. Мы еще раз прикоснулись к истории нашей страны. Что роднит эти два произведения- музыку С.Прокофьева и картину П Корина?
-И картина и музыка воспевают силу, мужество Александра Невского, который любил свою Родину и готов был жизнь отдать, но врага не пропустить.10 слайд
Подведение итогов.
5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
За отчий дом, за русский край
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3616139","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"349"}}]]...
Урок 9 класс по теме "Берегите чистоту русского языка, как святыню!"
Урок русского языка в 9 классеТема: «Берегите чистоту русского языка, как святыню!»Цель: формировать у учащихся представление о роли русского языка в жизни человека, о гуманистической сущн...
Урок развития речи по русскому языку в 8 классе "Публичное выступление об истории родного края"
Урок направлен на развитие у учащихся информационной и коммуникативной компетенций (получать информацию из разных источников, обрабатывать и представлять её, строить монологическое высказы...
Литературно-музыкальная композиция "Отчего же нам этот край дороже всех заморских сказочных земель?"
Мероприятие посвященно теме Родины в произведениях Дмитрия Кедрина,поэта-земляка,поэта- дончанина....
«Уголок России - отчий край». Интегрированный урок истории и ИКН РМЭ по истории марийского края в 18 веке.
Урок обобщения. Ученики на уроке в ходе работы при помощи учителя через разнообразные приёмы, используя презентацию, вспоминая пройденный материал проводят паралель в изучении истории Росс...
План-конспект урока 7 класс «Героическая тема в музыке русских композиторов. Галерея героических образов.»
План-конспект урока 7 класс «Героическая тема в музыке русских композиторов. Галерея героических образов.»...
"За отчий дом, за русский край"
Урок в 5 классе рассказывает о подвиге Александра Невского. Разработка урока....