Урок развития речи по русскому языку в 8 классе "Публичное выступление об истории родного края"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме
Урок направлен на развитие у учащихся информационной и коммуникативной компетенций (получать информацию из разных источников, обрабатывать и представлять её, строить монологическое высказывание на предложенную тему, соблюдая нормы русского литературного языка, владеть аудиторией в ходе выступления). Урок воспитывает любовь к малой родине, её истории. Представленный материал содержит конспект урока, образцы работ учащихся, презентацию урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 35.23 КБ |
publichnoe_vystuplenie.pptx | 507.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок развития речи по русскому языку в 8 классе
«Публичное выступление об истории родного края»
Пусть зовётся оратором тот, кто умеет своей речью убеждать.
Цицерон
Цели урока:
Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к истории малой родины, чувство осознания себя гражданином страны, способным принять деятельное участие в её развитии и преобразовании; воспитывать интерес учащихся к предмету, осознание его нужности в повседневной жизни; способствовать воспитанию свободной личности, самостоятельно выбирающей тему высказывания, источник информации.
Образовательные: формирование у учащихся информационной и коммуникативной компетенций (развитие умений получать информацию из разных информационных источников, обрабатывать и представлять её, точно и логично строить монологическое высказывание на предложенную тему, обогащать словарный запас); формирование навыков исследовательской деятельности.
Развивающие: развитие универсальных учебных действий: умения работать с различными информационными ресурсами, умения получать, обрабатывать и представлять необходимую информацию, строить монологическое высказывание на предложенную тему,
Практические (практикоориентированные): ориентировать учащихся на использование полученных знаний и умений на других уроках гуманитарного цикла, в практической деятельности, в разных жизненных ситуациях и дальнейшей жизни (в частности, уметь ярко и выразительно выступать перед слушателями, владеть аудиторией, подчинять высказывание основной мысли, логично и точно выстраивать высказывание, соблюдая нормы русского литературного языка)
Ход урока
1.Объявление темы урока.
2.Повторение пройденного на прошлом уроке
Памятка (На экране)
Как работать над устным выступлением
Необходимо определить тему, цель, название выступления с учётом состава слушателей и обстановки; составить предварительный план, подобрать теоретический и фактический материал.
Выбрать источник получения необходимой информации (Интернет-ресурсы, книжные источники). При подготовке целесообразно использовать беглый просмотр, выборочное чтение, углублённое чтение, делать дословные выписки, составлять конспекты и т.д.
После подбора материала к выступлению пишут либо его полный текст, либо конспект, тезисы, план.
Репетиция – необходимая часть подготовки. Особое внимание следует обратить на технику произношения, мимику, жесты, владение собственным голосом (темп, сила, высота голоса в зависимости от содержания речи; дикция, умение делать паузы, позволяющие расставлять смысловые акценты, облегчать дыхание).
Необходимо проанализировать своё выступление, чтобы учесть его положительные и отрицательные стороны.
Дмитрий Сергеевич Лихачёв о важнейших признаках хорошей публичной речи
(Д.С. Лихачёв - советский и российский филолог, искусствовед, сценарист, академик РАН).
Если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, обращайте внимание на свой язык.
Говорите правильно, точно и экономно.
Чтобы выступление было занимательным, всё, что вы говорите, должно быть интересным и для вас. Если выступающий с увлечением рассказывает или читает и аудитория это почувствует, то и слушателям будет интересно.
Постарайтесь сделать так, чтобы в вашем выступлении не было просто цепи разных мыслей, а была одна главная мысль, которой подчинены все остальные.
2.Вовлечение учащихся в процесс постановки целей урока.
-Ребята, как вы думаете, для чего нам нужно знать историю родного края?
(воспитательные цели)
-Чему мы учились, готовясь к сегодняшнему публичному выступлению?
(образовательные и развивающие цели урока)
-Как вы думаете, какие из умений и когда могут пригодиться в дальнейшей жизни?
(практические)
3.Коллективное обсуждение возможных критериев для оценки публичных выступлений (сотрудничество с учащимися)
Учитель: Сегодня нам предстоит прослушать подготовленные публичные выступления об истории нашего края, оценить не только свои выступления, но и выступления одноклассников. Чтобы нам быть максимально объективными, необходимо создать критерии оценки.
Что такое «критерии»? Уточним лексическое значение слова в толковом словаре.
«Критерий – мерило оценки, суждения»
Итак, какие критерии будут, по вашему мнению, самыми значимыми? (учитываются предложения учащихся, учитель помогает расположить предлагаемые критерии по степени значимости, создавая план на экране мультимедийного проектора)
В результате беседы с учащимися на экране появляется запись
Критерии оценки публичного выступления
- Было ли удачным обращение к слушателям? Определена ли тема и цель выступления?
- Интересна ли тема самому выступающему и слушателям?
- Отобраны ли наиболее яркие факты из истории родного края для развития темы?
- Сделано ли эмоциональное заключение, обращённое к слушателям?
- Была ли грамотной речь выступающего?
- Умеет ли он владеть собственным голосом? (темп, сила, высота голоса в зависимости от содержания речи; дикция, умение делать паузы, позволяющие расставлять смысловые акценты, облегчать дыхание;
- Мимика, жесты выступающего.
4. Выступления учащихся, оценка каждым своего выступления.
Педагогическое оценивание (по шкале от 3 до 5) с учётом мнения самих учащихся
Учащиеся кратко оценивают своё выступление, поясняя, что получилось более удачно и над чем нужно ещё потрудиться.
Учитель, учитывая мнение одноклассников, выставляет оценку в журнал за подготовленное выступление.
5. Итоги урока. Саморефлексия
Каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
Подсказки для составления предложений:
За урок я ….
Материал урока….
Урок мне показался…
Я научился…
Приложение 1. Примеры выступлений учащихся
Приложение 2. Фотографии к выступлениям (Презентация урока на CD)
Стрелецкий мост в Ефремове
Ребята, наш город Ефремов был основан в далёком 1637 году, в 2013 ему исполнилось 376 лет. Сколько интересного и таинственного для нас произошло за 3 с половиной столетия!
Сегодня я хочу рассказать вам о том, как появился Стрелецкий мост на реке Красивая Меча. В 1779 году был утверждён новый план застройки Ефремова. В нём предусматривалось выселение из Стрелецкой, Пушкарской, Иноземной слобод города однодворцев (служивших людей, которые охраняли южную границу Московского государства от набегов татар).
К началу 90-х годов 17 века большая часть жителей переселилась на правый берег реки красивая Меча, образовав там деревни, которые существуют и сегодня. Переехавшие на новое место жительства однодворцы Стрелецкой слободы продолжали числиться за приходом Николаевской церкви Ефремова. После того как началась реконструкция города по новому плану, эта церковь была перенесена на новое место (нынешний перекрёсток улиц Комсомольской и Горького). Жители Стрелецкой слободы стали ходатайствовать о том, чтобы их деревню соединили с приходской церковью проезжей дорогой и мостом через реку Красивая Меча.
Правители города и купечество приняли решение ходатайствовать перед вышестоящим начальством о строительстве моста.
Казна на его возведение выделила необходимые средства. Однако сооружению подъездной дороги мешала Соборная церковь, стоящая на пути. Работы по этой причине были приостановлены. Возобновились они лишь после того, как старый деревянный собор разобрали, а новый кирпичный храм возвели на другом месте. Это было в 1795 году. После такого поворота событий дорогу и мост через реку Красивая Меча построили очень быстро.
По архивным документам в 1800 году мост через реку уже числился в официальных бумагах. В его строительстве большое участие принимали жители деревни Стрельцы. Мост назван был Казённым, а значительно позже его стали называть Стрелецким.
Ребята, сегодня я рассказала лишь об одной странице истории нашего города, а сколько ещё предстоит узнать! Мы родились в ефремовском крае. Чтобы ещё больше любить свою родину и ценить всё, что сделали люди до нас, мы должны знать историю родных мест.
Поверьте, вы узнаете много интересного!
(Максимова Анна, 8 класс)
Ефремов в годы войны
Дорогие ребята! Вы знаете, что 22 июня 1941 года – самая страшная дата в истории нашего народа. В этот день началась Великая Отечественная война. Не обошла она стороной и наш город Ефремов. Вот об этом я сегодня хочу рассказать подробнее, потому что мы должны помнить, какой ценой досталась победа нашим землякам.
22 ноября 1941 года в город Ефремов ворвались фашисты. Город словно обезлюдел. По улицам ходили немецкие патрули, слышался гул моторов, скрежет танков. Раздавались частые пулемётные очереди и разрывы артиллерийских снарядов. Линия фронта проходила рядом, за рекой Красивая Меча. На жителей Ефремова выпала тяжёлая доля – пережить тяжёлые дни фашистской оккупации. Хозяйничали немцы в городе недолго. Своими зверствами они не испугали жителей. Ефремовцы не склонили свои головы перед фашистскими захватчиками.
6 декабря 1941 года началось контрнаступление советских войск под Москвой. 8 декабря перешло в наступление правое крыло юго-западного фронта. Третья армия в составе: 283-ей, 137-ой, 6-ой гвардейских дивизий, 52-ой кавдивизии, 150-ой и 121-ой танковых бригад подготовила наступление в общем направлении на Ефремов и Медвёдки.
Рано утром 12 декабря части третьей армии стали наступать. К исходу 12 декабря 1941 года они окружили в районе деревни Медовой под Ефремовым полк 293-ей пехотной дивизии противника и уничтожили его. 13 декабря 1941года город Ефремов был полностью освобождён от фашистов.
22 дня хозяйничали гитлеровцы в Ефремове, следы их зверств и насилий можно было встретить на каждом шагу.
Среди наших земляков было 11 Героев Советского Союза.
На всех братских могилах города Ефремов установлены мемориальные доски, на которых начертаны имена воинов, погибших защищая Ефремовскую землю, а ниже надпись: «Вечная слава героям, павшим за Родину в Великой Отечественной войне 1941-1945годов.
На Тульском шоссе, у въезда в город Ефремов в 1968году возведён курган Славы. Там захоронено 17 человек, выявлено фамилий – 3. На 12 метров возвышается Курган бессмертия над землёй. У подножия его горит вечный огонь, зажжённый от вечного огня с могилы Неизвестного солдата города Москвы. Курган бессмертия напоминает нам о том грозном времени, когда горела Ефремовская земля и гибли люди, защищая её от фашистских захватчиков.
Рядом с Курганом бессмертия установлен в 1970 году памятник – «Танк» в честь танкистов 150-ой танковой бригады, участвовавших в освобождении г. Ефремова. В Ефремовской земле покоится прах более 1090 воинов, которые отдали свои жизни за Ефремовский край. Выявлено 730 фамилий.
Ребята, мы не должны забывать о том, какой ценой досталась победа в Великой Отечественной Войне, на обелиске павшим воинам в нашей деревне Медвёдки около 200 имён солдат, не вернувшихся в родные места. Среди них – наши прадеды. Помните о них!
Использованы Интернет- материалы «Ефремов. Сайт о городе: Стрелецкий мост; Ефремов в годы Великой Отечественной войны, автор Игорь Чемоданов».
Учителем использованы текстовые элементы презентации «Ораторская речь, её особенности. Публичное выступление об истории родного края», автор – Наталия Ромашина (портал готовых презентаций, русский язык).
МКОУ «Медвёдская средняя общеобразовательная школа №17»
Урок развития речи по русскому языку в 8 классе
«Публичное выступление об истории родного края»
Антонова Н.Н.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока Цели урока: Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к истории малой родины, чувство осознания себя гражданином страны, способным принять деятельное участие в её развитии и преобразовании; воспитывать интерес учащихся к предмету, осознание его нужности в повседневной жизни; способствовать воспитанию свободной личности, самостоятельно выбирающей тему высказывания, источник информации. Образовательные : формирование у учащихся информационной и коммуникативной компетенций (развитие умений получать информацию из разных информационных источников, обрабатывать и представлять её, точно и логично строить монологическое высказывание на предложенную тему, обогащать словарный запас); формирование навыков исследовательской деятельности. Развивающие : развитие универсальных учебных действий: умения работать с различными информационными ресурсами, умения получать, обрабатывать и представлять необходимую информацию, строить монологическое высказывание на предложенную тему, Практические ( практикоориентированные ): ориентировать учащихся на использование полученных знаний и умений на других уроках гуманитарного цикла, в практической деятельности, в разных жизненных ситуациях и дальнейшей жизни (в частности, уметь ярко и выразительно выступать перед слушателями, владеть аудиторией, подчинять высказывание основной мысли, логично и точно выстраивать высказывание, соблюдая нормы русского литературного языка)
Ход урока 1.Объявление темы урока. 2.Повторение пройденного на прошлом уроке Памятка Как работать над устным выступлением Необходимо определить тему, цель, название выступления с учётом состава слушателей и обстановки; составить предварительный план, подобрать теоретический и фактический материал. Выбрать источник получения необходимой информации (Интернет-ресурсы, книжные источники). При подготовке целесообразно использовать беглый просмотр, выборочное чтение, углублённое чтение, делать дословные выписки, составлять конспекты и т.д. После подбора материала к выступлению пишут либо его полный текст, либо конспект, тезисы, план. Репетиция – необходимая часть подготовки. Особое внимание следует обратить на технику произношения, мимику, жесты, владение собственным голосом (темп, сила, высота голоса в зависимости от содержания речи; дикция, умение делать паузы, позволяющие расставлять смысловые акценты, облегчать дыхание). Необходимо проанализировать своё выступление, чтобы учесть его положительные и отрицательные стороны.
Д.С. Лихачёв о важнейших признаках хорошей публичной речи Если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономно. Чтобы выступление было занимательным, всё, что вы говорите, должно быть интересным и для вас. Если выступающий с увлечением рассказывает или читает и аудитория это почувствует, то и слушателям будет интересно. Постарайтесь сделать так, чтобы в вашем выступлении не было просто цепи разных мыслей, а была одна главная мысль, которой подчинены все остальные . (Д.С. Лихачёв - советский и российский филолог, искусствовед, сценарист, академик РАН).
Этапы урока 2.Вовлечение учащихся в процесс постановки целей урока. -Ребята, как вы думаете, для чего нам нужно знать историю родного края? (воспитательные цели) -Чему мы учились, готовясь к сегодняшнему публичному выступлению? (образовательные и развивающие цели урока) -Как вы думаете, какие из умений и когда могут пригодиться в дальнейшей жизни? (практические) 3.Коллективное обсуждение возможных критериев для оценки публичных выступлений (сотрудничество с учащимися) Учитель : Сегодня нам предстоит прослушать подготовленные публичные выступления об истории нашего края, оценить не только свои выступления, но и выступления одноклассников. Чтобы нам быть максимально объективными, необходимо создать критерии оценки. Что такое «критерии»? Уточним лексическое значение слова в толковом словаре. «Критерий – мерило оценки, суждения» Итак, какие критерии будут, по вашему мнению, самыми значимыми? (учитываются предложения учащихся, учитель помогает расположить предлагаемые критерии по степени значимости, создавая план на экране мультимедийного проектора) В результате беседы с учащимися на экране появляется запись (см. слайд №6)
4. Выступления учащихся, оценка каждым своего выступления. Критерии оценки публичного выступления Было ли удачным обращение к слушателям? Определена ли тема и цель выступления? Интересна ли тема самому выступающему и слушателям? Отобраны ли наиболее яркие факты из истории родного края для развития темы? Сделано ли эмоциональное заключение, обращённое к слушателям? Была ли грамотной речь выступающего? Умеет ли он владеть собственным голосом? (темп, сила, высота голоса в зависимости от содержания речи; дикция, умение делать паузы, позволяющие расставлять смысловые акценты, облегчать дыхание) Мимика, жесты выступающего.
Этапы урока Педагогическое оценивание (по шкале от 3 до 5) с учётом мнения самих учащихся Учащиеся кратко оценивают своё выступление, поясняя, что получилось более удачно и над чем нужно ещё потрудиться. Учитель, учитывая мнение одноклассников, выставляет оценку в журнал за подготовленное выступление. 5. Итоги урока. Саморефлексия Каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Подсказки для составления предложений: За урок я …. Материал урока…. Урок мне показался… Я научился…
Приложение 1. Примеры выступления учащихся Стрелецкий мост в Ефремове Ребята, наш город Ефремов был основан в далёком 1637 году, в 2013 ему исполнилось 376 лет. Сколько интересного и таинственного для нас произошло за 3 с половиной столетия! Сегодня я хочу рассказать вам о том, как появился Стрелецкий мост на реке Красивая Меча. В 1779 году был утверждён новый план застройки Ефремова. В нём предусматривалось выселение из Стрелецкой, Пушкарской, Иноземной слобод города однодворцев (служивших людей, которые охраняли южную границу Московского государства от набегов татар). К началу 90-х годов 17 века большая часть жителей переселилась на правый берег реки красивая Меча, образовав там деревни, которые существуют и сегодня. Переехавшие на новое место жительства однодворцы Стрелецкой слободы продолжали числиться за приходом Николаевской церкви Ефремова. После того как началась реконструкция города по новому плану, эта церковь была перенесена на новое место (нынешний перекрёсток улиц Комсомольской и Горького). Жители Стрелецкой слободы стали ходатайствовать о том, чтобы их деревню соединили с приходской церковью проезжей дорогой и мостом через реку Красивая Меча. Правители города и купечество приняли решение ходатайствовать перед вышестоящим начальством о строительстве моста. Казна на его возведение выделила необходимые средства. Однако сооружению подъездной дороги мешала Соборная церковь, стоящая на пути. Работы по этой причине были приостановлены. Возобновились они лишь после того, как старый деревянный собор разобрали, а новый кирпичный храм возвели на другом месте. Это было в 1795 году. После такого поворота событий дорогу и мост через реку Красивая Меча построили очень быстро. По архивным документам в 1800 году мост через реку уже числился в официальных бумагах. В его строительстве большое участие принимали жители деревни Стрельцы. Мост назван был Казённым, а значительно позже его стали называть Стрелецким. Ребята, сегодня я рассказала лишь об одной странице истории нашего города, а сколько ещё предстоит узнать! Мы родились в ефремовском крае. Чтобы ещё больше любить свою родину и ценить всё, что сделали люди до нас, мы должны знать историю родных мест. Поверьте, вы узнаете много интересного! (Максимова Анна, 8 класс)
Приложение 1. Примеры выступления учащихся Ефремов в годы войны Дорогие ребята! Вы знаете, что 22 июня 1941 года – самая страшная дата в истории нашего народа. В этот день началась Великая Отечественная война. Не обошла она стороной и наш город Ефремов. Вот об этом я сегодня хочу рассказать подробнее, потому что мы должны помнить, какой ценой досталась победа нашим землякам. 22 ноября 1941 года в город Ефремов ворвались фашисты. Город словно обезлюдел. По улицам ходили немецкие патрули, слышался гул моторов, скрежет танков. Раздавались частые пулемётные очереди и разрывы артиллерийских снарядов. Линия фронта проходила рядом, за рекой Красивая Меча. На жителей Ефремова выпала тяжёлая доля – пережить тяжёлые дни фашистской оккупации. Хозяйничали немцы в городе недолго. Своими зверствами они не испугали жителей. Ефремовцы не склонили свои головы перед фашистскими захватчиками. 6 декабря 1941 года началось контрнаступление советских войск под Москвой. 8 декабря перешло в наступление правое крыло юго-западного фронта. Третья армия в составе: 283-ей, 137-ой, 6-ой гвардейских дивизий, 52-ой кавдивизии , 150-ой и 121-ой танковых бригад подготовила наступление в общем направлении на Ефремов и Медвёдки. Рано утром 12 декабря части третьей армии стали наступать. К исходу 12 декабря 1941 года они окружили в районе деревни Медовой под Ефремовым полк 293-ей пехотной дивизии противника и уничтожили его. 13 декабря 1941года город Ефремов был полностью освобождён от фашистов. 22 дня хозяйничали гитлеровцы в Ефремове, следы их зверств и насилий можно было встретить на каждом шагу. Среди наших земляков было 11 Героев Советского Союза. На всех братских могилах города Ефремов установлены мемориальные доски, на которых начертаны имена воинов, погибших защищая Ефремовскую землю, а ниже надпись: «Вечная слава героям, павшим за Родину в Великой Отечественной войне 1941-1945годов. На Тульском шоссе, у въезда в город Ефремов в 1968году возведён курган Славы. Там захоронено 17 человек, выявлено фамилий – 3. На 12 метров возвышается Курган бессмертия над землёй. У подножия его горит вечный огонь, зажжённый от вечного огня с могилы Неизвестного солдата города Москвы. Курган бессмертия напоминает нам о том грозном времени, когда горела Ефремовская земля и гибли люди, защищая её от фашистских захватчиков. Рядом с Курганом бессмертия установлен в 1970 году памятник – «Танк» в честь танкистов 150-ой танковой бригады, участвовавших в освобождении г. Ефремова. В Ефремовской земле покоится прах более 1090 воинов, которые отдали свои жизни за Ефремовский край. Выявлено 730 фамилий. Ребята, мы не должны забывать о том, какой ценой досталась победа в Великой Отечественной Войне, на обелиске павшим воинам в нашей деревне Медвёдки около 200 имён солдат, не вернувшихся в родные места. Среди них – наши прадеды. Помните о них! Малыгин Никита, 8 класс
Строительство Стрелецкого моста Приложение к выступлению Максимовой Анны
Стрелецкий мост сегодня Приложение к выступлению Максимовой Анны
Курган бессмертия. Вечный огонь. Приложение к выступлению Малыгина Никиты
Приложение к выступлению Малыгина Никиты Рядом с Курганом бессмертия установлен в 1970 году памятник – «Танк» в честь танкистов 150-ой танковой бригады, участвовавших в освобождении г. Ефремова.
Использованные материалы Использованы Интернет- материалы: «Ефремов. Сайт о городе»: Стрелецкий мост; Ефремов в годы Великой Отечественной войны, автор Игорь Чемоданов». Учителем использованы текстовые элементы презентации «Ораторская речь, её особенности. Публичное выступление об истории родного края», автор – Наталия Ромашина (портал готовых презентаций Prezentacii.com , русский язык).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок развития речи по русскому языку 7 классТема: Сочинение по картине К.Васильева «Русалка».
Тема: Сочинение по картине К.Васильева «Русалка».Цели:·...
Урок -развития речи по русскому языку по теме "Весна"
Конспект урока. Подготовка к сочинению-описанию по картине К.Ф.Юона "Конец зимы. Полдень"...
Урок развития речи по русскому языку в 7 классе "Глаза - зеркало души"
Форма урока – творческая лаборатория. С учащимися выясняется, что лаборатория – это место, помещение для опытов, экспериментов, которые должны подтвердить какую-то наглядную идею, закон....
Урок развития речи по русскому языку в 7 классе. «Где же наша человеческая благодарность, милосердие?»
Урок развития речи.Воспитание бережному отношению к животным....
Разработки уроков развития речи по русскому языку для 5 класса
Уроки развития речи разработаны по программе Ладыжинской для 5 класса....
конспект урока развития речи по русскому языку "Публичное выступление" в 6 классе
Урок разработан с опорой на материал, посвящённый выводу советских войск из Афганистана, и нацелен на формирование умений и навыков грамотного использования имени числительного в речи и в публичном вы...
Урок развития речи по русскому языку в 5, 6 классах "Родная земля - наш дом, наведем порядок в нем!"
Конспект урок по развитию речи в 5, 6 классах ЗПР по теме "Родная земля - наш дом, наведем порядок в нем!". Цель: подготовить учащихся к сочинению на тему «Родная земля – на...