"За отчий дом, за русский край"
учебно-методический материал по музыке (5 класс)
Урок в 5 классе рассказывает о подвиге Александра Невского. Разработка урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"За отчий дом, за русский край" | 55.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок по музыке в 5 классе
«За отчий дом, за русский край»
Учитель
Красильникова Ирина Юрьевна
Урок систематизации знаний
Цели:
Деятельностная: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы.
Содержательная: научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.
Цель урока:
Показать, как музыка и изобразительное искусство разными путями идут к созданию героических образов; как музыка может вызвать в нашем воображении какие-либо зрительные образы.
Учебно-воспитательные задачи:
1.На примере музыкальных фрагментов из кантаты С.Прокофьева показать, что «зримость образов» характернейшая черта музыки Прокофьева.
2.Показать связь музыкальных и художественных образов на примере триптиха П.Корина «Александр Невский».
3.Воспитание патриотизма и интереса к истории своей Родины.
План урока:
1.Организационный момент ( приветствие, введение в тему урока, определение темы).
2. Слушание и обсуждение 4 части кантаты «Вставайте, люди русские».
3. Основная часть урока. Сравнение фрагмента фильма С.Эйзенштейна «На Чудском озере»
с 5 частью кантаты С.Прокофьева «Ледовое побоище».
4.Слушание темы нашествия крестоносцев и сравнение ее с темой русской атаки.
Разбор музыкального фрагмента, рисующего картину боя, выявление приемов,
использованных композитором для передачи картины боя.
5.Сравнение триптиха П.Корина «Александр Невский» с кантатой С.Прокофьева. Выявление
связей музыкальных и художественных образов.
6.Исполнение песни «Вечный огонь», вывод урока, подведение итогов.
Дети входят в класс под музыку хор «Вставайте, люди русские» из кантаты С.С.Прокофьева «Александр невский».
Организационный момент, приветствие, ввод в тему урока. 1 и 2 слайды, на которых картины русскиххудожников: «Вид на Московский Кремль. Весна» Саврасов А. К., «Спасская башня Московского Кремля» Рябушкин А. П., «Зреющие нивы» Мясоедов Г. Г.
Россия, Русь - куда я ни взгляну…
За все твои страдания и битвы
Люблю твою, Россия, старину,
Твои леса, погосты и молитвы.
Люблю твои избушки и цветы
И небеса, горящие от зноя.
И шепот ив у омутной воды,
Люблю навек, до вечного покоя.
Н.Рубцов.
С какой любовью поэт говорит о России. С древних времен на Русь нападали враги, пытаясь завладеть русскими землями.
-Кто вставал на защиту Родины?
(Русские люди).
-Так возникла в искусстве образ защитника Отечества.
- Эта тема: Родины, защиты Отечества, любви к родной земле, всегда была значима. Не только музыканты, художники и писатели обращались к этой теме. И каждый своими средствами пытался выразить свое отношение к ней. Давайте подумаем вместе, как можно назвать наш урок.
( Ребята предлагают варианты темы урока.)
-Так как в ваших ответах у всех прозвучали слова –Родина, Отчизна, назовем урок-«За отчий дом, за русский край. ( На доске появляется тема урока). 3 слайд
-Назовите защитников земли русской, послушайте музыку 4 слайд
О каком произведении пойдет сегодня речь? Напоминаю музыку, под, которую дети вошли в класс.
5 слайд
-Как называется фрагмент, кто сочинил, что такое кантата? (На доске- портрет С.Прокофьева, затем снимок первого исполнения кантаты). 6 слайд
-О каких событиях рассказывает кантата «Александр Невский»?
-Да она воспевает благородный, патриотический подвиг дружины Александра Невского в борьбе с крестоносцами.
Какие интонации мы слышим?
(призывные).
-А характеризует эта музыка облик русского народа? Каким предстает перед нами русский народ?
( сильный, смелый, мужественный).
-Какие приемы использовал композитор для передачи смелости, мужества?
( маршевый характер, чеканный ритм).
-Что вы услышали в оркестровом вступлении?
( тревожные и грозные удары набатного колокола).
-Послушаем дальше, о чем рассказывает музыка средней части?
( перед нами предстала Русь - величавая и привольная).
-4ч. Кантаты рассказывает нам о том, как переполнилась чаша терпения русского народа.
Русский народ готов вступить в борьбу с захватчиками-крестоносцами.
Слайд 7.
Картина «Александр Невский принимает благословение перед боем со шведами»
Солнцев Ф. Г.
- Выйдя из храма Святой Софии после молитвы, князь Александр Ярославич вдохновил своих боевых товарищей словами: «Не в силе Бог, а в правде! Иные — с оружием, иные — на конях, а мы Имя Господа нашего призовем!» Князя и дружину на битву благословил новгородский архиепископ Спиридон.
Основная часть: сравнение фрагментов фильма с музыкой С.Прокофьева, выявление (сходства и различия.)
О том, как происходит эта борьба, рассказывает 5 (центральная) часть кантаты «Ледовое побоище». Ее можно сравнить с историческим полотном, с батальной сценой.
В этой сцене композитор сталкивает две темы. Но мне бы хотелось вспомнить о том, что Прокофьев сочинял музыку кантаты «Александр Невский» под непосредственным впечатлением от кадров фильма. Удивительны его наблюдательность, умение схватить и передать в музыке голоса людей, их жесты, движения.
Битва, разворачивающаяся на экране так поразила Прокофьева, и образы, которые создал он в музыке становятся настолько «зримыми», что, слушая музыку мы невольно представляем картину боя. Посмотрите на снимок, в котором запечатлен момент работы над фильмом. (Слайд).На нем вы видите С.Прокофьева и С.Эйзенштейна. Рассказ о роботе над фильмом. 8слайд
–А сейчас вы видите схему звукомонтажа начала картины «Ледовое побоище». 9слайд
-Удалось ли Прокофьеву добиться единения музыки и кадров фильма, об этом мы узнаем посмотрев фрагмент фильма «Александр Невский».
Просмотр кадров фильма.
-Поддерживает музыка развитие или является фоном?
-Какую атмосферу передает музыка?
Предлагаю ребятам побыть в роли режиссеров. А сейчас послушаем, как композитор нарисовал картину нашествия крестоносцев. Итак,
зимний сумрачный пейзаж, застывшее озеро…Из морозной мглы появляется отряд рыцарей-крестоносцев.
Крестоносцы поют воинственный фантастический хорал на латинском языке, их пение переходит в яростные крики: «Распнем побежденных! Уничтожим врага!».
-Послушайте, как звучит тема крестоносцев в эпизоде нашествия.
____________Звучит эпизод нашествия________________
-Какую картину вы представили?
(огромное войско, нарастающее звучание оркестра, тяжело мчатся закованные в железо тевтонские всадники, ритм скачки, пронзительные, завывающие голоса труб, саксофона, в дикой пляске слышится предвкушение легкой победы).
-«Скок свиньи»-так назван этот эпизод.
-Звучанием какого инструмента и какой темы отмечено вступление в бой дружины Александра Невского?
( звучанием у трубы темы хора «Вставайте, люди русские»).
-Послушаем, как звучит тема «русской атаки».
____________Тема русского войска.____________________
-Чем отличается тема русской атаки и тема крестоносцев? Предлагаю разбиться на группы – одна группа характеризует тему крестоносцев, другая- русского войска.
-Как происходит битва, об этом мы поговорим, послушав музыку.
( русское войско -стремительно, легко, плясовая, прибавляло веру то, что русская дружина борется за правое дело, крестоносцы - тяжело мчатся закованные в железо тевтонские всадники, ритм скачки, пронзительные, завывающие голоса труб, саксофона, ощущение дикой пляски).
После прослушивания:
Разбор по плану - темп, динамика, регистр, тембр, инструменты, изобразительные моменты, интонации, характер, лад.
________Кадры из фильма с музыкальным сопровождением.______
Кто побеждает в этом сражении?
( русский народ).
-Как мы это понимаем?
-Какой знакомой темой заканчивается картина «Ледовое побоище»?
-Как эта тема изменилась?.
( ср. часть хора «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу» - эта музыка мира и тишины, наступивших на освобожденной земле).
-А смог бы победить русский народ, если бы не было направляющей, объеденяющей силы в лице Александра Невского? А один Александр Невский смог бы победить в этой борьбе? Мы можем сказать, что Александр Невский является олицетворением всего русского народа?
- Исторические события, связанные с именем русского святого, князя Александра Невского, нашли отражение в разных произведениях искусств
Въезд АлександраНевского во Псков после Ледового побоища
Выявление связей музыкальных и художественных образов. Серов Вл. А. 10 слайд
Так, еще один великий мастер, тоже попытался создать образ этого воина, применяя при этом другие выразительные средства (цвет, линию, композицию). Может быть, он по-другому увидел образ воина-победителя? Посмотрите, перед вами фрагмент триптиха, который написал русский живописец Павел Корин, и называется он «Александр Невский».Какие качества русского человека воплотил художник в картине?
-Сам художник сказал о том, что он хотел воплотить в ней «непокорный дух русского народа». Удалось это ему?
-Как мы это понимаем?
-А что хотел сказать нам художник, изобразив на картине лик Христа-спасителя и Софийский собор?
-С.Прокофьев сочинил кантату в 1939г. И она прозвучала как решительное предостережение, как грозное напоминание о том, что ждет врага, который решится напасть на нашу землю, а П.Корин написал картину в 1942г. Как вы думаете, какую мысль выразил художник своей картиной? ( настрой на победу, поддержание духа).
Скажите, а созвучны эти произведения искусства сегодняшнему дню? Почему?
Да, потому что Русь всегда славилась своими богатырями, которые любили свой край, свою землю и готовы были жизнь отдать, но врага не пропустить.
Скоро вся страна будет отмечать праздник 9 мая - день Победы в В.О.войне. Что значит этот день сегодня, когда мы живем в мирное время. Мы должны помнить о тех ужасах, которые принесла война и стараться не допустить этого никогда. Предлагаю вспомнить песню «Вечный огонь». 11 слайд
Заключительная часть урока. Вывод.
-Вот и подошел к концу наш урок. Мы еще раз прикоснулись к истории нашей страны. Что роднит эти два произведения- музыку С.Прокофьева и картину П Корина?
-И картина и музыка воспевают силу, мужество Александра Невского, который любил свою Родину и готов был жизнь отдать, но врага не пропустить.12 слайд
Подведение итогов. Рефлексия.
5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мордовия, край мой отчий!
Краткое описание про мордовскую жизнь....
Разработка брейн-ринга "Знатоки отчего края"
Разработка брейн-ринга "Знатоки отчего края" для 7 -х классов...
Познавательная викторина "Отчий край"
Викторина призвана пополнить знания учащихся по краеведению....
За отчий дом, за русский край
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3616139","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"349"}}]]...
урок в 5 классе за отчий дом, за русский край
Изучение кантаты "Александр Невский! С.С.Прокофьева, сопоставление героико-эпических образов музыки с образами изобразительного искусства....
Литературно-музыкальная композиция "Отчего же нам этот край дороже всех заморских сказочных земель?"
Мероприятие посвященно теме Родины в произведениях Дмитрия Кедрина,поэта-земляка,поэта- дончанина....
«Уголок России - отчий край». Интегрированный урок истории и ИКН РМЭ по истории марийского края в 18 веке.
Урок обобщения. Ученики на уроке в ходе работы при помощи учителя через разнообразные приёмы, используя презентацию, вспоминая пройденный материал проводят паралель в изучении истории Росс...