Интегрированный урок в 4 классе "Что за прелесть эти сказки!"
план-конспект урока по музыке на тему
Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства или технологии в 4 классе. К уроку разработана презентация, состоящая из 3-х частей: вводной, основной и заключительной 3 -й. Ссылки на первую презентацию основной части:https://cloud.mail.ru/public/6905ccfd6319/2.1%20%D..., на вторую презентацию основной части https://cloud.mail.ru/public/616ff73a9f4d/2.2%20%D..., на заключительную часть https://cloud.mail.ru/public/94c7cbded9fd/3%20%D1%...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_za_prelest_eti_skazki.docx | 68.06 КБ |
vvodnaya_chast_uroka_.pptx | 1.82 МБ |
urok_v_foto.docx | 758.9 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема урока: Что за прелесть эти сказки. Три чуда
(рассчитан по планированию на 2 урока (музыки и технологии или рисования)
Вид урока: Урок теоретических и практических работ. Использование элементов киноурока.
Цель: выполнить ряд основных задач по теме; отрабатывать определённые умения и навыки, предполагаются задания повышенной трудности; задания, предполагающие использование знаний в нетиповых условиях.
Тип урока: Комбинированный.
Цель урока: Закрепление усвоенных знаний, выработка умений и навыков по их применению. Предполагается проведение комбинированного интегрированного урока - практикума во время изучения определённой темы «День полный событий» в 4 классе, посвящённой изучению творчества А. Пушкина.
Формы организации урока: работа в группах.
- Слушание музыки
- Совместное пение
- Музыкальное движение
- Чтение стихов
- Беседа
- Просмотр видеороликов
- Просмотр презентации
- Выполнение творческого проекта
Цель: учить, как сидеть за партой, как положить учебник, чтобы смотреть не на учителя, а на партнёра, как соглашаться, как возражать; подчёркивать не столько ученические, сколько человеческие достоинства: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, приветливость
Для работы групп парты ставятся так, чтобы, детям удобно было смотреть друг на друга:
Методы:
- Рассказ
- Наблюдение
- Беседа
- Диалог
- Выполнение по образцу
- Использование видеофрагментов
- Самостоятельная домашняя работа
- Творческая работа
Оборудование:
Компьютер с проектором
Музыкальные отрывки: «Белка», «33 богатыря», «Царевна лебедь» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова;
Изображение музыкальных инструментов
Иллюстрации к «Сказке о царе Салтане».
материал для творческой работы (проекта): клей, скотч, ножницы, цветная бумага…
Подготовленное, выполненное заранее, домашнее задание в виде поделок: богатыри, белочки, шмель, комар, елочки…
Приложение (в помощь)
Таблица музыкально-выразительных средств
Лад (слав. лад - согласие, мир, стройность, порядок). | НАСТРОЕНИЕ В МУЗЫКЕ Мажорный – весёлый Минорный - грустный |
Регистр (позднелат. registrum — список, перечень) | ВЫСОТА В МУЗЫКЕ (ДИАПАЗОН) «Звуки низкие гудят А высокие - звенят Звуки средние – поют Рядом с нами, прямо тут. Вот на веточке синичка – Тонким голосом поёт, А внизу огромный слон – Низкий звук исполнит он» |
ЦЕЛЬ УРОКА: познакомиться с оперой «Сказка о царе Салтане» по сказке А. Пушкина и выполнить творческую коллективную работу.
Образовательная: научить понимать интонационно-образную природу музыкального искусства, взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; уметь сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях; знакомиться с музыкальными инструментами и их звучанием; знать/понимать: лирика в поэзии и музыке, музыкальная живопись, музыка в народном стиле.
Воспитательная: воспитывать любовь и уважение к творчеству русских композиторов и поэтов; способствовать сплочению коллектива…
Развивающая: развивать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; развивать словарный запас эмоциональных терминов, развивать эстетический вкус.
Универсально учебные действия
- Личностные цели
- Самоопределение, смыслообразование, морально-этическая ориентация
Укрепление культурной личности
Формирование личностного смысла постижения искусства
Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала
Продуктивное сотрудничество
- Метапредметные цели
- Саморегуляция, коммуникация, познавательная деятельность
1. Познавательные УД
Извлечь информацию из подготовленного домашнего задания – из сообщений-презентаций, рисунков, поделок, либретто.
Прочитать либретто по подгруппам и осмыслить цель…. Соотносить текст и музыку.
Логически рассуждать: анализ музыкальных тем (белочки, 33 богатырей, лебеди) – музыкально-выразительных средств: мелодии, тембра, темпа, регистра, динамики…
Выделение главного: музыкальная живопись, музыкальная поэзия.
2. Коммуникативные УД
Уметь слушать не перебивая, слышать и понимать другого.
Уметь высказывать своё отношение: с достаточной точностью и аргументировано выражать свою точку зрения.
Участвовать в коллективном обсуждении, учитывать многообразие точек зрения и вырабатывать общую позицию, выражать коллективную (групповую) точку зрения, несогласие.
Уважать позицию другого.
3. Регулятивные УД
Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно)
Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий)
Прогнозирование
Контроль
Коррекция
Оценка (выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения)
- Предметные цели:
- Освоение систематических знаний, преобразование, применение и самостоятельное пополнение знаний
Развивать художественный вкус
Побуждать детей выражать свои мысли и чувства в движении, музыке.
Способствовать в развитии образной речи, умение рассматривать иллюстрации к произведениям А.С. Пушкина
Развивать познавательные и творческие возможности детей.
Развивать культуру слушания классических произведений
Использовать элементарные умения и навыки при воплощении содержания музыкального произведения в различных видах деятельности
Развивать воображение, память, умение сравнивать, анализировать…
Интеграция образовательных областей:
- Музыка
- Чтение художественной литературы
- Коммуникация
- Социализация
- Познание
Словарь: Музыкальная живопись. Регистры. Тембры. Либретто.
ХОД (на перемене звучат отрывки из оперы)
Рассаживание по трём подгруппам.
Учитель: Добрый день, ребята!
Сегодня мы с вами продолжим знакомиться в теме раздела «День полный событий» с творчеством А.С. Пушкина – первого русского поэта. Длинными вечерами под завывание вьюги няня рассказывала сказки маленькому Александру. Сегодня все знают его сказки. Давайте назовём их (дети называют:
- Руслан и Людмила
- Иван Царевич и Серый Волк
- Сказка о царе Салтане
- Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях
- Сказка о золотом петушке.
- Сказка о попе и о работнике его Балде
- Сказка о рыбаке и рыбке)
Но говорить мы будем о сказке, на которую композитором Н. Римским-Корсаковым написана музыка. Кстати, В этом году исполнилось 115 лет со дня первого исполнения оперы.
Презентация 1 (вводная часть) СЛАЙД №1Я хочу предложить вам работу со Сказкой А Пушкина о царе Салтане, т.к. большее количество выполненного вами домашнего задания вы подготовили по этой сказке: это – презентации, поделки, рисунки. Именно с этим материалом мы будем сегодня работать (обратить внимание на высказывания Пушкина «Что за прелесть – эти сказки!)
СЛАЙД 2-8
Наша первая задача познакомиться с содержанием оперы-сказки Римского- Корсакова….
А для этого мы просмотрим сообщение - презентацию и «нарисуем» для себя цель урока (Рассказ по слайдам презентации).
Презентация 2 СЛАЙД 1-13 с использованием отрывков из мультипликационного фильма и описанием содержания либретто.
(Изначально выбираются ответственные за чтение, и за поэтический текст
Ребятам предлагается прочитать либретто (подготовленный текст презентации на партах для каждой из групп).
В группе: один - читает текст-содержание либретто, другой (немного позже) читает стихотворные строки Пушкина соответственно действию оперы (текст распечатан и выложен на партах по подгруппам).
Просмотр отрывка Пролога (введения) из мультипликационного фильма
1 действие – СЛАЙД 4-5
2 действие – СЛАЙД 6- 7
3 действие – СЛАЙД 8: картина 1- СЛАЙД 9: картина 2
4 действие – СЛАЙД10: картина 1 – СЛАЙД11: картина 2
Текстовое содержание презентации:
Пролог
Зимний вечер. Деревенская светлица. Три сестры прядут. Старшая и Средняя сёстры не слишком усердствуют, поощряемые бабой Бабарихой: "Через силу не пряди, дней ведь много впереди". Однако, младшей сестре – Милитрисе – не дают сидеть сложа руки. Старшие сёстры похваляются друг перед другом своим дородством и красотой и мечтают о том, что бы каждая из них сделала, если б вдруг стала царицей.
У дверей светлицы остановился царь, проходивший со свитой бояр мимо. Он прислушивается к разговору сестёр. Старшая сулит устроить пир на весь мир, Средняя - наткать полотна, Милитриса обещает для батюшки-царя родить богатыря. Царь входит в светлицу. Ошеломлённые сёстры и Бабариха падают на колени. Царь велит всем следовать за ним во дворец, чтобы стать: Милитриса - царицей, а её сёстры - Поварихой и Ткачихой. Сёстры раздосадованы и просят Бабариху помочь им отомстить Милитрисе. Бабариха предлагает план: когда царь уедет на войну, а царица родит сына, они пошлют царю вместо радостного известия грамоту: "Родила царица в ночь не то сына, не то дочь. Не мышонка, не лягушку, а неведому зверушку". Сёстры одобряют план и заранее торжествуют победу.
Действие первое
Царский двор в Тмутаракани. Милитриса грустит. Около неё Бабариха и Скоморох, прислужницы, у ворот - стража. Входит Повариха с подносом яств. Появляется Старый дед и просит пропустить его к царевичу, он хочет распотешить ребёнка сказками. Приходит Ткачиха - похвастать вытканным ею затейливым ковром. Проснулся царевич. Няньки поют ему весёлую детскую песенку "Ладушки". Царский двор наполняется народом. Все восхищаются царевичем, хор исполняет здравицы в честь него и царицы. Расталкивая толпу, вваливается пьяный Гонец с грамотой от царя. Он жалуется царице на то, как плохо был принят царём Салтаном, и рассказывает о "хлебосольной бабушке", накормившей его досыта и напоившей допьяна. Дьяки читают царскую грамоту: "Царь велит своим боярам, времени не тратя даром, и царицу, и приплод в бочке бросить в бездну вод". Все в недоумении. Милитриса в отчаянии. Сёстры и Бабариха злобно радуются. Вводят царевича Гвидона. Царица обнимает его, в грустной песне изливая свою скорбь.
Выкатывают огромную бочку. Под плач и причитания народа царицу с сыном замуровывают в бочку и провожают до берега. Плач толпы сливается с шумом набегающих волн.
Действие второе
Берег острова Буяна. Оркестр рисует величественную картину водной стихии. На гребне волны то появляется, то исчезает бочка. Постепенно море успокаивается, выбрасывает бочку на берег, и из неё выходят Милитриса и повзрослевший царевич. Они радуются спасению, но царица озабочена: ведь "остров пуст и дик". Гвидон успокаивает мать и принимается за дело - мастерит лук и стрелу. Вдруг раздаётся шум борьбы и стон: это на море "бьётся лебедь средь зыбей, коршун носится над ней". Гвидон прицеливается и выпускает стрелу из лука. Стемнело. Изумлённые царица и царевич видят Лебедь-птицу, выходящую из моря. С благодарностью обращается она к своему спасителю Гвидону, обещает "отплатить ему добром" и открывает свою тайну: "Ты не лебедь ведь избавил, девицу в живых оставил. Ты не коршуна убил, чародея подстрелил". Лебедь-птица советует не горевать, а ложиться спать. Милитриса и Гвидон решают последовать совету. Мать поёт сыну колыбельную песню. Оба засыпают.
Наступает рассвет. Из утреннего тумана вырисовывается сказочный город Леденец. Царица и царевич просыпаются, любуются видением, и Гвидон догадывается: "вижу я – Лебедь тешится моя!". Из ворот города выходит ликующий народ, благодарит Гвидона за избавление от злого чародея и просит княжить в славном городе Леденце.
Действие третье. Картина первая
Берег острова Буяна. Вдали виден корабль, везущий гостей-корабельщиков в Тмутаракань. С тоской смотрит им вслед Гвидон. Он жалуется Лебедь-птице, что прискучили ему все чудеса острова, а хочет он видеть отца, да так, чтобы самому остаться невидимым. Лебедь-птица соглашается выполнить его просьбу и велит царевичу трижды окунуться в море, чтобы обернуться шмелём.. Звучит знаменитый оркестровый полёт шмеля - это Гвидон улетает догонять корабль.
Картина вторая
Царский двор в Тмутаракани. Царь Салтан сидит на троне, он грустен. Около него Повариха, Ткачиха, Бабариха. К берегу пристаёт корабль. Торговых гостей приглашают к царю, сажают за уставленный яствами стол, потчуют. В благодарность за угощение гости начинают рассказы о чудесах, виденных ими в свете: превращение пустынного острова в красивый город Леденец, в котором живут и белка, умеющая грызть золотые орешки и петь песенки, и тридцать три богатыря. Повариха и Ткачиха стараются отвлечь внимание царя другими рассказами, а Шмель злится на них за это и жалит каждую в бровь. У царя Салтана всё усиливается желание посетить чудесный остров. Тогда Бабариха заводит рассказ о самом удивительном из чудес: о прекрасной царевне, которая красотой "днём свет божий затмевает, ночью землю освещает". Тут Шмель жалит Бабариху в самый глаз. Она кричит. Начинается общий переполох, ловят Шмеля, но он благополучно улетает.
Действие четвёртое. Картина первая
Берег острова Буяна. Вечер. Гвидон мечтает о прекрасной царевне. Он зовёт Лебедь-птицу, признаётся ей в любви к царевне и просит найти её. Лебедь не сразу выполняет его просьбу: она сомневается в его чувстве. Но Гвидон настаивает, он готов идти за любимой "хоть за тридевять земель." И наконец Лебедь молвит: "Зачем далёко? Знай, близка судьба твоя, ведь царевна эта - я". В сгустившейся темноте возникает Царевна-Лебедь в ослепительном блеске своей красоты.
Наступает утро. Доносится песня. Это царица Милитриса идёт к морю в сопровождении прислужниц. Гвидон и Царевна просят её дать согласие на брак. Милитриса благословляет детей.
Картина вторая
Оркестровое вступление повествует о городе Леденец и его чудесах: белка, богатыри, Царевна-Лебедь. На острове Буяне ждут прибытия Салтана. Раздаётся колокольный звон. Корабль пристаёт к пристани. На берег сходит свита царя, а за ней - Салтан в сопровождении Поварихи, Ткачихи, Бабарихи. Гвидон приветствует знатного гостя, усаживает рядом с собой на трон и предлагает полюбоваться чудесами. По знаку царевича трубят глашатаи, возвещая о появлении хрустального домика с замечательной белкой, а потом - витязей с дядькой Черномором, и, наконец, из терема выходит Царевна-Лебедь. Все восхищены и прикрывают глаза руками, ослеплённые её красотой. Салтан взволнован. Он просит волшебницу-Лебедь показать ему царицу Милитрису. "Взглянь на терем!" - отвечает Лебедь. На крыльце показывается царица. Дуэт Салтана и Милитрисы радостен и взволнован. Царь спрашивает о сыне. Гвидон выступает вперёд: "Это я!". Повариха и Ткачиха падают в ноги царю Салтану, моля о прощении. Бабариха в страхе убегает. Но на радости царь прощает всех.
СЛАЙД 12 (определение термина «Либретто»). Учитель добавляет: Мы познакомились с либретто оперы .
СЛАЙД 13 (краткий анализ - обобщение содержания учеником либо учителем (в зависимости от способностей класса))
Учитель: В либретто внесены лишь самые незначительные изменения по сравнению с пушкинским текстом: царице дано имя Милитриса, царство Салтана названо Тмутаракань, чудесный город на острове Буяне — Леденец; в число действующих лиц введены Старый дед и Скоморох.
Сюжет в опере развертывается на протяжении введения и четырех действий (шести картин).
УЧИТЕЛЬ: А теперь давайте «нарисуем» себе задачи, что нужно сделать для полного понимания замысла Композитора (дети перечисляют, а учитель комментирует):
- Познакомиться с музыкальным содержанием оперы и литературным сюжетом
- Понимать особенности построения оперы
- Сравнить развитие музыкальных тем с поэтическим текстом
- Сравнить музыкальные темы
- Узнавать в образах тембры музыкальных инструментов
- Слышать, чувствовать в музыке красоту Пушкинской сказки
- Выяснить – нашли ли образы героев сказки Пушкина воплощение в музыке Римского – Корсакова
- Назвать любимого героя Пушкина
- Назвать любимую музыкальную тему у Римского-Корсакова
- Выполнить творческую работу по теме
- и др. предложения
Учитель: Молодцы. План большой. С чего начнём? (ждёт ответов детей) Ну, конечно, с прослушивания! А для начала, коль мы говорим об опере, вспомним определение «оперы».
Презентация 3. СЛАЙД 1.
Ученики: ответы. (УЧИТЕЛЬ обобщает и подчёркивает слово для ПЕНИЯ).
Но Римский-Корсаков ввёл симфонические картины, доверяя оркестру не только изобразительные моменты и характеристики персонажей, но и развитие самого действия. Они рисуют образы природы, которые органически вплетаются в оперу, в сценические действия, дополняют его. Ещё хочется отметить, что каждое действие начинается праздничным фанфарным кличем - призывом.
Учитель: Итак - время слушать (слушание)…
- Для слушания сегодня я взяла отрывок из оркестрового вступления ко 2 действию оперы, рисующему море ()
СЛАЙД 2
Учитель: Давайте сравним (все) поэтический текст и музыкальную тему (один из учащихся читает).
В синем небе звёзды блещут
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет
Бочка по морю плывёт.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьётся в ней царица;
И растет ребёнок там
Не по дням, а по часам.
Учитель: Становятся ли они зримыми? (Ответы детей, используя цветик=семицветик «музыкально-выразительные средства». Они становятся зримыми.)
СДАЙД 3(Музыкальные инструменты)
Описание музыки: (могут дети описать, а учитель затем обобщить:
Широкая, величественная тема мерно колышущегося океана – пронизана короткими аккордами челесты (челеста – в переводе – небесная). В холодноватых, «небесных» звуках мы слышим, нет - видим, как зажигаются звёзды ... Неожиданно тревожно загудели литавры, мрачно забасили фаготы и тромбоны – идёт по небу туча. Возникает новая тема в оркестре, тяжёлая неуклюжая. Она звучит на пульсирующем фоне скрипок. Чудится, что по волнам перекатывается тяжеленный предмет. Да это же бочка! А в ней плачет, бьется царица – всхлипывают флейты и кларнеты, скрипки и гобои. Какую картины нарисовал Римский-Корсаков! «И растёт ребёнок там не по дням, а по часам…». Неужели это рисует музыка? Да.
СЛАЙД 4
Светлая тема Гвидона, зародившаяся в прозрачном звучании кларнета, переходит к низкому тембру валторн, словно ломается голос мальчика, который превращается в юношу.
Работа в группах с таблицей «МОРЕ» 1 группы
Мелодия | |
Лад | |
Регистр | |
Ритм | |
Звуковедение | |
Темп | |
Динамика | |
Характер музыки |
СЛАЙД 5,6,7
Слушаешь музыку, читаешь строки и представляешь полотна Билибина, Васнецова, Врубеля)
- Учитель: И слушаем второй отрывок из оперы: последней картине предшествует большое симфоническое вступление «Три чуда». «Три чуда» — целая небольшая увертюра внутри оперы, рассказывающая обо всех событиях последней картины.
СЛАЙД 8 (1 чудо)
Вслед за призывными фанфарами звучит радостно звонкая и затейливая тема города Леденца, в котором свершаются три чуда: сначала флейта пикколо «высвистывает» мелодию белки («Во саду ли, в огороде»).
Мелькают, слышатся знакомые мотивы, народные интонации: (белочка поёт «Во саду ли, в огороде Девица гуляла, Невеличка, круглоличка, Румяное личко…»
СЛАЙД 9
Давайте сравним поэтический текст и музыкальную тему (ответы )
…Ель растёт перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живёт ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поёт
Да орешки все грызёт.
А орешки не простые,
Скорлупы-то золотые.
Ядра чистый изумруд;
Белку холят, берегут.
Кучки ровные кладёт
И с присвисточкой поёт
При честном, при всем народе:
«Во саду ли, в огороде»…
Работа с таблицей «БЕЛКА» 1 группы и выступление представителя группы
Мелодия | |
Лад | |
Регистр | |
Ритм | |
Звуковедение | |
Темп | |
Динамика | |
Характер музыки |
СЛАЙД 10 (2 чудо)
Затем (2 чудо) В музыке слышится и тяжёлая поступь витязей богатырей и шум бурливого моря, характеризующий морских витязей.
Тему белочки «оттесняют» фанфары, мужественный марш, приглашающие полюбоваться следующим чудом: на фоне грозного, сначала отдаленного, потом все более нарастающего рокота неизменно повторяющегося басового мотива возникает тяжеловесная громогласная тема шествия тридцати трех богатырей.
Учитель: Давайте сравним поэтический текст и музыкальную тему (ответы )
СЛАЙД 11
Море вздуется бурливо:
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в скором беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор -
С ними дядька Черномор.
Работа с таблицей «33 БОГАТЫРЯ» 2 группы и выступление представителя группы
Мелодия | |
Лад | |
Регистр | |
Ритм | |
Звуковедение | |
Темп | |
Динамика | |
Характер музыки |
СЛАЙД 12
Учитель: И, как бы удаляясь, тема богатырей стихает, а фанфары возвещают о появлении Лебеди. Мелодия с прихотливыми изломами, капризными взлетами и ниспаданиями постепенно «теплеет» и выливается в широкую кантилену, рисуя волшебное превращение в прекрасную Царевну.
И это 3 чудо - царевна-лебедь «речь говорит, словно реченька журчит»… Тема царевны соткана из интонаций русских народных песен.
Давайте сравним поэтический текст и музыкальную тему (ответы )
СЛАЙД 13
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
Молвить можно справедливо,
Это диво, так уж диво!
Учитель: Работа с таблицей «ЛЕБЕДЬ» 3 группы и выступление представителя группы
Мелодия | |
Лад | |
Регистр | |
Ритм | |
Звуковедение | |
Темп | |
Динамика | |
Характер музыки |
Хочется отметить - в симфоническом вступлении последнего действия сменяют друг друга, разделяемые праздничными фанфарами, колокольная тема города Леденца, изящно оркестрованная мелодия народной песни «Во саду ли, в огороде», мужественный марш, характеризующий морских витязей, и обаятельные напевы царевны Лебеди; все они сплетаются в феерически сверкающий звуковой узор. Музыка вступления наполнена энергией, светом и безудержным ликованием, господствующими в последней картине оперы. Радостный приветственный хор вводит в действие. Вновь проходят музыкальные характеристики чудес города Леденца, на этот раз с участием хора и солистов. Любовный дуэт Милитрисы и Салтана передает ощущение полноты счастья. Хоровое заключение картины пронизано задорными частушечными ритмами, бойкими припевками; на вершине стремительного нарастания у хора и всех действующих лиц ликующе звучит мелодия фанфарного клича.
Учитель. Вывод:
Большинство действующих лиц в опере поданы в юмористическом плане: Салтан с его игрушечной воинственностью и неуклюжей скорбью о погубленной им жене, бесхитростный Гвидон с нарочитой примитивностью выражений, сестры Милитрисы с Бабарихой, строящие козни царице, незлобивый Старый дед. На этом фоне выделяются лиричность Милитрисы и особенно глубокая поэтичность центрального образа оперы — Царевны-Лебеди. Две стороны его - фантастическая и реальная — воплощены в контрастных типах мелодии: первый основан на мотивах в основном инструментального характера, второй — на народно-песенных интонациях. Царевна-Лебедь продолжает вереницу излюбленных композитором обаятельно женственных волшебных образов.
И мы сегодня тоже с вами сделаем музыку зримой. Для этого у нас на столе ваши работы, из которых Мы должны выполнить один большой проект под названием «Сказка о царе Салтане», сотканный из сюжетов оперы .
СЛАЙД 15
УЧИТЕЛЬ:
Но прежде давайте обобщим всё увиденное и услышанное.
(ответы ребят)
- Помогла ли тебе музыка почувствовать красоту пушкинской сказки?
- Сравни развитие музыкальных тем и поэтического текста.
- Нашли ли образы героев воплощение в музыке?
- Назовите любимого героя сказок Пушкина .
- Кому, какой образ понравился?
- Новые слова.
Кто выполнял эти работы (показываются все выполненные работы)? (ответы)
Даётся характеристика этих творческих работ - произведений искусства.
Предлагается приступить к выполнению большого проекта: каждая группа выполняет свою часть работы (1возможный ВАРИАНТ деления класса на ГРУППЫ: можно разделить класс по выполненным поделкам – кто сделал Белочку – тот выполняет часть работы, связанной с оформлением дворца Белочки. Кто выполнял Богатырей – тот выполняет образ моря с Богатырями и т.д. 2 ВАРИАНТ - деление по понравившимся музыкальным темам.)
Выполнение работы.
Обсуждение работы.
Вывод: Картины живой, изменчивой природы, столь горячо любимой композитором, богато представлены в оперной партитуре для симфонического оркестра(СЛАЙД 14). Это
- светлая музыка плещущегося моря (вступления к обеим картинам третьего действия),
- живописная звукопись рассвета с постепенно проступающими очертаниями сказочного Леденца (второе действие),
- поэтичная зарисовка ночного пейзажа, открывающая первую картину четвертого действия.
- звукоизобразительная музыка, среди которых выделяется «Полет шмеля», блестящее скерцо (шутка), непринужденно вплетающееся в ход драматического действия и др. героев.
За внешней непритязательностью сюжета скрывается многозначительный смысл. Солнечная, полная легкого юмора, эта опера воссоздает обаятельные черты жизнерадостной сказки Пушкина. Мягкий юмор, окрашивающий это произведение, приобретает в обрисовке глуповатого, незадачливого царя и его придворного окружения характер нескрываемой иронии.
«Сказка о царе Салтане» — одно из наиболее солнечных произведений оперной литературы. Музыка ее, озаренная безоблачной радостью и мягким юмором, течет легко и непринужденно. В ней воссоздана наивная простота и свежесть народного искусства. Музыка насыщена мелодическими оборотами и затейливыми ритмами народных песен и плясок. Значительную роль в опере играют симфонические эпизоды.
Фото на память с любимым образом
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Народную сказку «О царе Салтане » А. Пушкин впервые услышал от своей няни Арины Родионовны. «Что за прелесть эти сказки!» -восторженно писал поэт. В 1831г. Пушкин обработал её, создав замечательную поэму-сказку .
И уже через год она была опубликована. С тех пор она приобрела всеобщую известность, стала любимой у многих поколений. Уже более 180-ти лет отрывки из этой сказки знают наизусть не только россияне, но и жители всего мира .
Содержание сказки ребята запоминают просто отлично благодаря интересному сюжету и особенному поэтическому стилю Пушкина. Слог Александра Сергеевича настолько идеален, что многие считают его сказки русскими народными.
Герои "Сказки о царе Салтане " придуманы Пушкиным ярко, образно. Это послужило тому, что сказку в 20-ом веке не раз экранизировали, создавая прекрасные мультипликационные и художественные фильмы.
А композитор Н.А . Римской –Корсаков в 1899г . к 100 летнему юбилею Пушкина написал Оперу «Сказка о царе Салтане ». Премьера состоялась 21 октября (2 ноября) 1900 года в Москве, частной опере Солодовниковского театра и прошла с аншлагом. Работа над партитурой композитор завершил только в январе 1900-го года.. АФИША
Николай Андреевич Римский-Корсаков — всемирно известный русский композитор, дирижёр, педагог, общественный деятель и музыкальный критик. Родился в 1844 году в Тихвине в семье композитора и дочери крепостной крестьянки. Обучение точным наукам, языкам и игре на фортепиано Римский-Корсаков начал в возрасте шести лет, а в 11 лет Николай Римский-Корсаков начал сочинять свои первые музыкальные произведения. « Кащей Бессмертный», «Золотой петушок», «Снегурочка», «Млада», «Царская невеста», «Пан воевода». А Также: более 80 романсов, хоров и сборников обработок народных песен (40 и 100 произведений); три книги: «Практический учебник гармонии», «Летопись моей музыкальной жизни» и «Основы оркестровки». Великий музыкальный сказочник
В опере сюжет сохранен таким, как его придумал Пушкин. Но композитор Н. А. Римский-Корсаков сочинил удивительные музыкальные темы. Слушайте! Смотрите! Представление начинается!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по чтению и развитию речи для специальной (коррекционной) школы VIII вида "Что за прелесть эти сказки!"(по сказкам А.С.Пушкина)
В ходе урока старшеклассники инсценировали отрывки из сказок А.С.Пушкина для младших школьников, что не только пробуждало интерес к чтению, но и воспитывало ответственность и заботливое отношение дете...
План-конспект открытого интегрированного урока по чтению, ИЗО и музыке. Тема: «Что за прелесть эти сказки!»
План-конспект открытого интегрированного урока по чтению, ИЗО и музыке. Тема: «Что за прелесть эти сказки!»Цель урока: обобщение знаний по творчеству А.С.Пушкина.Задачи урока: развитие набл...
Урок музыки «Что за прелесть эти сказки!»
Урок музыки разработан для учащихся 4 класса по программе Г.П. Сергеевой, Е.Д.Критской, Т.С. Шмагиной раздела "День, полный событий", посвящённый творчеству А.С. Пушкина...
Урок-игра по сказкам А. С. Пушкина. «Что за прелесть, эти сказки!»
Урок-игра по сказкам А. С. Пушкина.«Что за прелесть, эти сказки!»...
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ И НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА ПО СКАЗКЕ БРАТЬЕВ ГРИММ « ЗОЛУШКА» В 6 КЛАССЕ
В настоящее время происходят изменения в российской системе образования: она становится ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Интеграционные процессы ведут к формировани...
Конспект открытых интегрированных уроков по теме: "Что за прелесть эти сказки!" (для учеников 1-4 классов)
Различаем образы в программной музыке ("О чем рассказывает музыка?). Передаем их в музицировании, движении, в танцевальной импровизации и в изобразительной деятельности детей....
Урок-викторина по сказкам А.С.Пушкина "Что за прелесть эти сказки!". 5 класс
Конспект урока, приложение, презентация, бланк ответов для команд, бланк ответов для жюри, музыка из к/ф "Руслан и Людмила" композитор Т. Хренников....