Урок музыки «Что за прелесть эти сказки!»
план-конспект по музыке по теме
Урок музыки разработан для учащихся 4 класса по программе Г.П. Сергеевой, Е.Д.Критской, Т.С. Шмагиной раздела "День, полный событий", посвящённый творчеству А.С. Пушкина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
balashov_korotenro_yrok_chto_za_prelest_eti_skazki.doc | 50.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Коротенко Л.А.
Коротенко Людмила Алексеевна,
учитель музыки I квалификационной категории
МОУ «СОШ №6 г. Балашова
Саратовской области имени Крылова И.В.»
Урок музыки «Что за прелесть эти сказки!»
Класс: 4
Цель урока: - продолжение воспитания музыкальной культуры учащихся.
Задачи: - развитие эмоционального восприятия;
- закрепление и обобщение раздела «День, полный событий», посвящённый
творчеству А. С. Пушкина;
- продолжить знакомство с музыкальными произведениями
Н. А. Римского-Корсакова, Д.Д. Шостаковича;
- закрепление понятий «музыкальная живопись», «тембр»;
- продолжение знакомства с тембрами синтезатора;
- повторение песен В. Голикова. Сл. Ю. Полухина «Чудо – сказки»,
Гладкова «Песня о волшебниках».
Оснащение: компьютер, синтезатор, портрет А.С. Пушкина,
портреты композиторов, выставка книг «Сказки Пушкина»,
тексто - графическая таблица «Средства музыкальной выразительности»,
презентация Power Point репродукции иллюстраций к сказкам Пушкина
Билибина и др. художников.
Ход урока.
(На доске: дата , тема урока «Что за прелесть эти сказки!», портрет А.С. Пушкина).
I. Приветствие. Организационный момент.
Тема урока.
- Тема нашего урока – «Что за прелесть эти сказки!». Мы продолжим разговор о творчестве великого русского поэта А. С. Пушкина. Он будет посвящён его сказкам, которые вдохновили композиторов на создание музыкальных сочинений. А начать наш урок я хочу «Песней о волшебниках».
Исполнение песни.
II. Основная часть урока.
- На прошлом уроке мы говорили о том, что Пушкина с детства пленили сказки. Не даром он восклицал: «Что за прелесть эти сказки!» Вспомните, кто вдохновлял Пушкина на создание сказок? (Няня – Яковлева Арина Родионовна, бабушка Мария Алексеевна Ганнибал).
- Жизнь русского народа, рассказы бабушки, нянины сказки – всё это запало в душу поэта. Он изумительно, с блестящим юмором изложил гибким, звонким стихом мудрые сказки русского народа. Давайте вспомним эти сказки.
1)
- Какая сказка Пушкина начинается словами:
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком?
(«Сказка о царе Салтане…») (Слайд1)
-В этой сказке есть три чуда, которые удивляют самих героев сказки. Давайте вспомним, какие три чуда подарила царевна Лебедь князю Гвидону? Для этого воспользуйтесь подсказкой учебника на стр. 50-51
(Белка, 33 богатыря, царевна Лебедь).
-Итак, чудо первое – белка. Какая русская народная песня звучит в тексте Пушкина в теме белки?
Мы разучили музыкальную тему белки, давайте вспомним её. (Исполнение).
-Вот как показали это чудо в мультфильме «Сказка о царе Салтане…»
Просматривание фрагмента мультфильма) 40 сек
Ель в лесу, под елью белка;
Диво, право, не безделка-
Белка песенки поёт,
Да орешки всё грызёт,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра-чистый изумруд…
2 чудо - тридцать три богатыря. (Слайд 2 ) Рассматривание иллюстрации Билибина.
Окиян подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснётся в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря.
3 чудо – царевна Лебедь. ( Просматривание видеофрагмента) 1. 20
Русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков (портрет) создал оперу «Сказка о царе Салтане…».
В ней есть симфоническая картина «Три чуда». В этой музыкальной картине слышатся знакомые мотивы, народные интонации (некоторые из них подсказал Пушкин): белочка поёт «Во саду ли, в огороде…», а царевна Лебедь «речь-то говорит, словно реченька журчит…». В музыке слышится и тяжёлая поступь витязей – богатырей, и шум «бурливого моря». Такое изображение героев в музыке мы называем музыкальной живописью ( понятие на доске).
Слушание фрагмента оперы Римского – Корсакова «Три чуда». 4.06
Анализ музыкального фрагмента.
-Какой характер был у музыки? Как он изменялся? Какие музыкальные инструменты звучали во фрагменте?
-Какую картину представили, слушая фрагмент оперы?
(- В сказке «О царе Салтане…» есть эпизод, в котором князь Гвидон превращается с помощью царевны Лебедь в шмеля и нагоняет корабль. В опере Римского-Корсакова есть музыкальное описание полёта шмеля.
Шмелем царь оборотился,
Полетел и зажужжал;
Судно на море догнал…
Слушание фрагмента оперы «Полёт шмеля».
-Какую картину вы представили, слушая это произведение? Как летит шмель?
-Какой характер у музыки?)
2)
-Отгадайте, о какой следующей сказке Пушкина идёт речь:
«Пошёл, сел у берега моря;
Там он стал верёвку крутить,
Да конец её в море мочить».
(«Сказка о попе и работнике его Балде).
(Слайд 3)
-Какой момент запечатлён в иллюстрации?
«Балдушка, погоди ты морщить море,
Оброк сполна ты получишь вскоре.»
- Каких ещё героев сказки вы помните? (Поп, попадья, поповна, попёнок, чертёнок)
- Каким вы представляете себе Балду? Рассматривание иллюстрации Милашевского (Слайд 4)
( Ест за четверых, работает за семерых.)
Досветла всё у него пляшет,
Лошадь запряжёт, полосу вспашет.
Печь затопит, всё заготовит, закупит…
-Каким Пушкин изобразил Балду? (Трудолюбивым, сноровистым,)
- Известнейшим русским композитором Дмитрием Дмитриевичем Шостаковичем (портрет) была создана музыкальная работа по сказке Пушкина, но она имеет современный текст. Давайте послушаем «Песенку Балды» и ответим на вопрос «О чём поёт Балда»?
Прослушивание. 1 мин
-О чём поёт Балда?
-Какой музыкальный инструмент принимал участие в исполнении? (Балалайка)
Мы уже сказали, что Балда работал быстро, сноровисто, везде успевая. Такой же характер и музыки Шостаковича «Работа Балды». Давайте представим, как он работал.
Физминутка под музыку Шостаковича «Работа Балды». 1 мин
- Мы уже сказали, что на основе сказок Пушкина созданы оперы, художественные фильмы, мультфильмы. Музыку к ним пишут современные композиторы. Давайте посмотрим фрагмент мультфильма «Сказка о попе и работнике его Балде». Музыку к нему написал композитор Быканов, а все партии были исполнены Олегом Ануфриевым. Посмотрите и решите, согласны ли вы с таким изображением попа, каким его изобразили создатели мультфильма.
Просмотр видеоклипа. 1 мин 10 сек
-Согласны ли вы с таким образом попа?
-Какие черты характера показали авторы мультфильма? (Жадность, обжорство, вседозволенность, самоуверенность)
-Какой характер был у исполнения музыки? (Шуточный).
-Сейчас вы услышали звучание музыки, сопровождающее мультфильм, в которой звучали и народные инструменты, и современные звуки. Для записи в наше время композиторы активно используют синтезаторы, в которых заложены замечательные звуки.
- У каждого музыкального инструмента есть свой голос, своя окраска. Как мы называем окраску звука? ( Окраску звука мы называем тембром.) ( Понятие на доске).
-Давайте послушаем, какие тембры могут «нарисовать» нам сказку.
Слушание звуков синтезатора
Вывод: современные синтезаторы дают возможность использовать самые различные тембры для записи музыки, обогащают современными звуками.
3)
-В какой сказке Пушкина есть такие строчки:
Свет мой, зеркальце, скажи
Да всю правду доложи…
(«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»).
(Слайд 5 худ. Бруни)
-Назовите главных героев сказки. ( Царь, царица-мачеха, царевна, царевич Елисей, чернавка, семь богатырей).
- Кто из героев этой сказки вам нравится и почему?
- Вспомните, к кому обращается Елисей за помощью в поисках своей невесты? (К солнцу, месяцу, ветру).
- В 1951 году создаётся «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Музыка к мультфильму была написана Ю. Никольским. Давайте посмотрим фрагмент, обратите внимание на характер музыки, сопровождающий сюжет.
Просмотр видеоклипа. 1 мин
-Какой характер имеет музыка в этом фрагменте? (Изображает движение, характер стремительный, бурный, грозный…).
-Ребята, чем заканчивается сказка?
И о гроб невесты милой
Он ударился всей силой.
Гроб разбился. Дева вдруг
Ожила…
(Слайд 6)
Свадьбу тотчас учинили,
И с невестою своей
Обвенчался Елисей;
И никто с начала мира
Не видал такого пира;
Я там был, мёд, пиво пил,
Да усы лишь обмочил.
(Рис 7)
-Чему нас учат сказки Пушкина?
4)
- На прошлом уроке мы начали разучивать песню «Чудо-сказки», какими словами она начинается? (Нам сказки дарят чудо, а без чудес - нельзя…)
Давайте вспомним её. С каким характером будем её исполнять?
Исполнение песни В. Голикова «Чудо – сказки» с опорой на текст.
III. Итог урока.
- О каких сказках Пушкина мы сегодня говорили на уроке?
- Музыка каких известных композиторов прозвучала на уроке?(Обратить внимание на стенд с портретами композиторов).
Вывод. Из сказки в сказку переходит тема торжества любви. Любовь и добро всегда побеждают. Зло может навредить, но оно обречено, так как истинная красота, истинное счастье не совместимы со злом.
- Закончить наш урок я хочу стихами Алифиренко.
Ученица:
Люблю я Пушкина творенья,
И это вовсе не секрет.
Его поэм, стихотворений
Прекрасней не было и нет!
С мальства его читаем сказки,
В них жар души, природы краски.
Добро цветёт в них, злоба чахнет.
В них русский дух, в них Русью пахнет!
Ученик:
То были чудные мгновенья.
Когда стихи его читал.
«У лукоморья дуб зелёный»
Я с упоеньем повторял.
Передо мною кот учёный
Ходил усатый и крутой.
Русалки на ветвях сидели
Одна красивее другой.
С Гвидоном вместе плыл я в бочке
И дно из бочки выбивал,
И злого коршуна у моря
Рукой Гвидона убивал.
И деда рыбака у моря
В походах к рыбке узнавал,
И злую, жадную старуху
Всем детским сердцем презирал.
Учитель:
И много-много дивных сказок
Нам Пушкин написать бы мог,
Но дерзкая рука Дантеса
Спустила роковой курок.
За Пушкина Руси спасибо
От имени всего народа!
Ведь мы стихи его читаем
Как он писал – без перевода.
- Имя поэта никогда не забудется: он всегда с нами, наш живой, наш любимый, наш великий Пушкин.
-Я благодарю вас за плодотворную работу на уроке. Мне хочется назвать тех ребят, которые активно работали на уроке.
Домашнее задание: нарисовать рисунок к любой сказке Пушкина.
Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого интегрированного урока по чтению, ИЗО и музыке. Тема: «Что за прелесть эти сказки!»
План-конспект открытого интегрированного урока по чтению, ИЗО и музыке. Тема: «Что за прелесть эти сказки!»Цель урока: обобщение знаний по творчеству А.С.Пушкина.Задачи урока: развитие набл...
План-конспект к уроку музыки на тему: "Мифы и сказки о музыке"
План-конспект к уроку музыки в 5 классе на тему: "Мифы и сказки о музыке"...
Урок музыки в 4 классе "Что за прелесть эти сказки"
Урок музыки в 4 классе по теме "Что за прелесть эти сказки". Раздел "День,полный событий". Программа Е.Д.Критской ,Г.П.Сергеевой "Музыка"....
Урок музыки во 2 классе "Симфоническая сказка С.С. Прокофьева "Петя и Волк".
Данный конспект урока музыки во 2 классе был представлен 13.04.2016 года на Стажировочной площадке МБОУ "СОШ №22" для слушателей КПК ФГАОУ ВПО "К(П)ФУ" ПМЦПКиППРО....
Презентация к уроку музыки во 2 классе "Симфоническая сказка С.С. Прокофьева "Петя и Волк""
Презентация создана по программе "Музыка" Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной во 2 классе....
1. МДО: урок музыки по теме "Что за прелесть эти сказки!" (презентация к уроку) . 2. КАК ПОДГОТОВИТЬ И ПРАВИЛЬНО ОФОРМИТЬ РЕФЕРАТ
1. МДО урок музыки по теме "Что за прелесть эти сказки!" (презентация к уроку)2. КАК ПОДГОТОВИТЬ И ПРАВИЛЬНО ОФОРМИТЬ РЕФЕРАТ...
Методическая разработка урока по музыке "Что за прелесть эти сказки"
Методическая разработка урока по музыке "Что за прелесть эти сказки"Данная разработка урока содержит создать условия для восприятия, осмысления, первичного закрепления учащимися о...