Балет "Ярославна", В.И.Тищенко
презентация к уроку по музыке (7 класс) на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Тема Урока: Балет «Ярославна» Б.И.Тищенко (7 класс)
Цель: Познакомить детей с балетом «Ярославна», творчеством композитора Б.И.Тищенко, сравнить и проанализировать в чем отличие классического построения балета от современного. Прослушать отрывки из балета.
Задачи:
- развивать навыки музыкального восприятия произведений;
- воспитывать чувство прекрасного через произведения искусства.
- закрепить понятие балет, программа спектакля.
- повторить сюжет литературного произведения «Слово о полку Игореве»
Ход урока:
- Сообщение темы урока (Слайд 1)
У: Сегодня мы познакомимся с балетом «Ярославна» и композитором Борисом Ивановичем Тищенко. Проследим отличие современного балета от классического.
У: Что такое балет?
Дети: – музыкально-драматическое произведение, действие в котором передается с помощью танца и пантомимики. Классическом балета в программе мы можем увидеть па-де-де – танец вдвоем, па-де- труа – танец втроем.
У: Запишите себе в тетрадь особенности классического построения балета. ( Слайд второй )
Особенности современного балета.(слайд 3)
У: Сегодня на уроке мы познакомимся с таким балетом «Ярославна». В основе постановки этого балета лежит произведение «Слово о полку Игореве»
У: Великие произведения искусства, рожденные в далекие времена, современны и сегодня. Их создатели так глубоко проникли в тайны мира и человеческих отношений, что мы и сегодня можем найти в них ответы волнующие нас сегодня. Одним из таких произведений является «Слово о полку Игореве», о котором известный литературовед Лихачев писал: Каждая эпоха находит в нем свое и новое.
Давайте вспомним, о чем это произведение?
Дети: Князь Игорь со своим войском собирается идти на Кончака против половцев, жена его Ярославна отговаривает его, но князь со своим сыном Владимиром уходят. Проигрывают сражение князь попадает с сыном в плен. В это время Брат Ярославны …………
Композитор Борис Иванович Тищенко написал музыку к балету «Ярославна». (Слайд 4)
Этот композитор родился в Ленинграде 23.3.1939 - 10 декабря 2010 года,
В своем творчестве он По-новому освещал образы древнерусской истории и русского фольклора. И в этом мы сегодня убедимся.
В этом балете все по новому.
В отличие от трактовки сюжета в опере А. Бородина "Князь Игорь", композитором XX в. подчеркнут трагизм поражения Игорева войска.
Вот что он говорил о своем детище (слайд 5)
Самой важной моей работой в Ленинградском Малом театре стал балет «Ярославна», который занимает в моей жизни особое место. Он стал кульминацией моего творчества. Сегодня, спустя почти тридцать лет после его премьеры, зная все, что происходило в мировом балете за эти годы, по оригинальности я не могу поставить рядом с «Ярославной» ни один спектакль! (Не думаю, что это завышенная самооценка.)
Как же создавался этот балет.
Воплощение темы князя Игоря в опере Бородина ему не нравилось, но сюжет не выходил из головы и волновал меня постоянно.
Как раз в это самое время артист балета Кировского театра Юрий Хохлов — очень симпатичный, скромный человек — принес ему свое либретто балета «Князь Игорь» в трех актах. К сожалению, балетное либретто Хохлова пересказывало оперное — и героем его также оставался князь Игорь: именно такая интерпретация во мне вызывала протест. Ничего себе герой! Всех обманул, погубил войско, показал неспособность противостоять татарам и вверг свою родину в двухсотлетнее татаро-монгольское иго! Ну никак я не мог такого принять!
В большинстве древних летописей события того времени и авантюра князя Игоря описывались так же трагично, как и в «Слове». Мало-помалу в моем воображении возник образ автора-летописца «Слова» — участника исторических событий.
Героиней нашего балета стала Ярославна. Образ русской женщины (матери, сестры, жены, возлюбленной) — собирательный символ Родины — определился как основа всей конструкции спектакля, а все остальное возникало словно через ее мысли и чувства.
Балет «Ярославна»: (конспект) Слайд6.7.8.
1. Все русские у меня танцевали босыми, все враги (женский кордебалет) — на пуантах, в мужских костюмах, с закрытыми лицами: руки — в черных перчатках, пуанты — черные, как копыта, тело — в темно-коричневом трико. Сам костюм — и штаны, и рубаха — из тарной ткани (мешковины грубой фактуры — очень дешевой).
2. Привычных па –де-де и любовных сцен вообще нет.
3. Сочетание пения и танцев. В 1 действии звучит мужской хор «Стон Русской Земли»
4. Приглашены не артисты а лучники, которые изображали половцев, они
танцевали вокруг извивающегося Игоря, всаживали в пол сцены натуральные стрелы. Попадание каждой такой стрелы в пол Игорь пластически акцентировал, выражая телесную боль, а в конце падал без движения внутри рокового круга из стрел…
5. Декорации – тексты старинных хроник и летописей.
Когда открывался занавес, в полной темноте на декорационном заднике и кулисах медленно высвечивались древние тексты «Слова о полку Игореве». В светлых одеждах цвета страниц стоял кордебалет русичей: женщины — в одинаковых длинных рубахах чуть разных тонов, с убранными в узел волосами, перевязанными тонкой лентой; мужчины — в рубахах и штанах такого же тона, с волосами, забранными кожаным ремешком по лбу. На костюмах проступали древние литеры.
Сгруппированные в соответствии с церковными канонами, они напоминали фреску, изображающую Русь, словно олицетворяя собой часть этого текста — фразы, слова, буквы. Все персонажи будто выходили из текста и в него же возвращались. Из-за кулис появлялись только половцы.
У: Балет «Ярославна» - балет в 2 актах, (слайд 8.9.10.11)
В основе балета - подлинное событие рус. истории 12 в.: окончившийся поражением поход Новгород-Северского князя Игоря Святославича на половцев. Важнейшие эпизоды - "Сборы в поход", "Жёны русские", "Поход", "Затмение", "Окружение", "Вторая битва", "Плен", "Плач Ярославны", "Побег", "Призыв к единению".
Самобытный музыкальный язык балета включает в себя суровые распевы, звучащие у мужского хора, энергичные наступательные ритмы военного похода, скорбные "завывания" у оркестра ("Степь смерти"), тоскливые наигрыши духовых, напоминающие звучание жалеек.
У: Сейчас мы послушаем Вступление к балету, так открывается 1 действие. Негромко звучит голос пастушьей свирели, мелодия которой напоминает протяжную русскую народную песню.
Слушание Вступление
У: Как развивается мелодия, какую картинку она рисует. Можно ли сравнить инструментальный напев со звучанием человеческого голоса?
Ответы детей:
У: После вступления звучит мужской хор «Стон Русской земли»
Это эпическое повествование, за которым встает образ древнего летописца, именно хор комментирует происходящее на сцене, именно хор подчеркивает эмоциональное состояние героев.
Слушание
У: Какие образы балета раскрывает музыка вступления и хора «Стон Русской Земли»
Ответы детей:
У: О, стонать Русской земле, вспоминая первые времена и первых князей!.. Ибо сказал брат брату: «Это мое, и то мое же». И стали князья про малое «это великое» говорить и сами на себя крамолу ковать. А поганые со всех сторон приходили с победами на землю Русскую. Тоска разлилась по Русской земле; печаль обильная потекла посреди земли Русской.
Ключевые фрагменты текста „Слова о полку Игореве" (в спектакле МАЛЕГОТа тексты летописи были элементами сценографии) звучат в исполнении хора, то рассказывающего о давних событиях, то комментирующего происходящее, то перерождающегося в действующих людей и голоса природы.
В „Стоне Русской земли" мужской хор повествует о распрях русских князей: „Сказал брат брату: „Это мое, и то мое же"". Композитор разворачивает перед слушателями картину тревожной жизни Руси. Раздираемая междоусобицами земля становится жертвой набегов кочевых племен. В „Усобице" мы слышим крики угоняемых в половецкое рабство женщин, хрипит перед смертью пахарь („Убитый"). Возвращаются интонации русского плача.
У: Именно этими произведениями начинается балет «Ярославна»
Вывод: (Слайд 12,13,14)
Обобщение:
- Назовите особенности современного балетного спектакля.
- Кто написал балет «Ярославна»
- Почему автор назвал так свой балет.
- Как открывается 1 действие.
Домашнее задание:
Что хотел сказать автор словами в финале оперы:
Вступите же, господа, в золотые стремена за обиду сего времени, за землю Русскую! Свои размышления записать в тетрадь.
Ярославна, балет в трех действиях по "Слову о полке Игореве", соч. 58, (1974)
1. Действие I (36:21)
Вступление, Стон русской земли, Усобица, Убитый, Плач по убитому,
Ярославна, Святослав, Игорева дружина, Сборы в поход, Слава Игорю,
Ярославна с Игорем, Начало похода, Затмение
2. Действие II (23:54)
Вступление, Продолжение похода, Степь, Первая битва с половцами,
Игры с половецкими девушками, Ночь перед второй битвой,
Ночные предчувствия, Вежи половецкие, Идол
3. Действие III (29:57)
Вступление, Кличи, Стрелы, Вторая битва с половцами, Степь смерти,
Плач Ярославны, Игорь у половцев, Побег Игоря, Мальчик – пахарь,
Возвращение, Призыв, Молитва
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету «Технология» 5 класс (девочки), по программе В. Д. Симоненко (Технология для учащихся общеобразовательных учреждений/В. Д. Симоненко, А.Т. Тищенко. П. С. Самородский; под ред. В. Д. Симоненко. – М. «Просвещение», 2007.)
Программа содержит пояснительную записку. и развернутое календарное планирование....
Рабочая программа по предмету «Технология» 6 класс (девочки), по программе В. Д. Симоненко (Технология для учащихся общеобразовательных учреждений/В. Д. Симоненко, А.Т. Тищенко. П. С. Самородский; под ред. В. Д. Симоненко. – М. «Просвещение», 2007.)
Программа содержит пояснительную записку и развернутое тематическое планирование....
Рабочая программа по предмету «Технология» 7 класс (девочки), по программе В. Д. Симоненко (Технология для учащихся общеобразовательных учреждений/В. Д. Симоненко, А.Т. Тищенко. П. С. Самородский; под ред. В. Д. Симоненко. – М. «Просвещение», 2007.)
Программа содержит пояснительную записку и развернутое тематическое планирование....
Рабочая программа по предмету «Технология» 5 класс (мальчики), по программе В. Д. Симоненко (Технология для учащихся общеобразовательных учреждений/В. Д. Симоненко, А.Т. Тищенко. П. С. Самородский; под ред. В. Д. Симоненко. – М. «Просвещение», 2007.)
Программа содержит пояснительную записку и развернутое планирование....
Рабочая программа по предмету «Технология» 6 класс (мальчики), по программе В. Д. Симоненко (Технология для учащихся общеобразовательных учреждений/В. Д. Симоненко, А.Т. Тищенко. П. С. Самородский; под ред. В. Д. Симоненко. – М. «Просвещение», 2007.)
Программа содержит пояснительную записку и развернутое планирование....
Рабочая программа по предмету «Технология» 8 класс (девочки), по программе В. Д. Симоненко (Технология для учащихся общеобразовательных учреждений/В. Д. Симоненко, А.Т. Тищенко. П. С. Самородский; под ред. В. Д. Симоненко. – М. «Просвещение», 2007.)
При разработке программы использовались нормативные документы, обеспечивающие ее реализацию.Программа составлена для общеобразовательного класса, который сформирован из учащихся с различной трудовой п...
Рабочая программа по предмету «Технология» 7 класс (мальчики),по программе В. Д. Симоненко (Технология для учащихся общеобразовательных учреждений/В. Д. Симоненко, А.Т. Тищенко. П. С. Самородский; под ред. В. Д. Симоненко. – М. «Просвещение», 2007.)
Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе «Технология. 5–7 классы (вариант для мальчиков)».Программа рассчитана на 34 недель по 2часа. Курс труда реализуется чере...
- Мне нравится (1)