Главные вкладки
Шабанова Наталья Сергеевна
сайт учителя музыки
Профессия: учитель музыки
Профессиональные интересы: Возможности уроков музыки в развитии творческого воображения младших школьников по средством музыкально-дидактической игры
Увлечения: цветоводство, кулинария, путешествия
Регион: Республика Бурятия
Населенный пункт: Улан-Удэ
Место работы: МАОУ "Средняя общеобразовательная школа № 43 г.Улан-Удэ"
Звание, ученая степень: не имею
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/natalya-sergeevna-bezrukova-shabanovaВыберите себе работу по душе, и вам не придется работать ни одного дня в своей жизни
«Сколько я буду жить,
столько буду проверять в своей школе правдивость истины,
в которую я искренне и глубоко верю:
человека можно воспитывать только добром».
В.А. Сухомлинский
О себе
В 2004 году окончила ФГБОУВПО «Бурятский государственный университет» по специальности «Музыкальное образование», квалификация Учитель музыки
Работаю в "МАОУ СОШ № 43 г.Улан-Удэ" - учителем музыки.
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
Антуан де- Сент Экзюпери "Маленький принц"
А. Дюма "Граф Монте Кристо"
Маргарет Митчелл «Унесенные ветром».
А. Солженицын "Один день из жизни Ивана Денисовича"
В.А. Сухомлинский "Сердце отдаю детям"
А.С. Макаренко "Педагогическая поэма".
Мой взгляд на мир
Случайностей не бывает — все что происходит, происходит по чьему-то замыслу, и мы ничего не можем с этим поделать.
Мои достижения
---Почетная грамота от Администрации Советского района за достигнутые успехи в организации и проведении летней оздоровительной кампании (2011г.)
-- Почетная грамота от Комитета по образованию г .Улан-Удэ за успешное обучение и воспитание подрастающего поколения и в связи с празднованием Дня учителя (2011г.)
--- Грамота Комитета по образованию г.Улан-Удэ, Управления МЧС России по РБ за совместную пожарно-профилактическую работу и подготовку команды, занявшую 3место в конкурсе ДЮП(2010г.)
--- Грамота Комитета по образованию г.Улан-Удэ за подготовку участника Городской олимпиады по предметам художественно-эстетического цикла (2011г.)
--- Грамота Комитета по образованию г.Улан-Удэ за успешное обучение и воспитание подрастающего поколения ив связи с 75-летним юбилеем школы (2012г.)
---Благодарственное письмо от МЦОКО за проведение открытого урока по музыке и английскому языку для молодых педагогов города в рамках семинара «Молодому учителю в подготовке современного урока» (2011)
---Благодарственное письмо от Директора БГАТОиБ з.р.РФ Л.Н.Намсараева за сотрудничество в деле приобщения школьников к шедеврам мировой культуры и поднятие престижа и значимости роли театра в духовном и нравственном становлении подрастающего поколения (2010г.)
--- Благодарность учителю от Центра поддержки талантливой молодежи за организацию и проведение 3 Всероссийских предметных олимпиад (2013г.)
---Почетная грамота от Администрации г.Улан-Удэ за успешное обучение и воспитание подрастающего поколения (2014)
--- Почетная грамота от Администрации Советского района за достигнутые успехи в деле обучения и воспитания подрастающего поколения и в связи с 80-летием со дня образования школы. (2016)
----Грамота от Министерства образования и науки РБ, Главного управления МЧС России по РБ за выполнение плана мероприятий по вопросам пропаганды пожарно-технических знаний среди детей, подростков, должностных лиц системы образования РБ, организацию деятельности ДЮП (2017)
----Почетная грамота от Международной Ассоциации культурного туризма за проведение мастер-класса, подготовку победителей в конкурсном проекте 4 Международного форума-фестиваля «Интеграция на Великом Чайном пути» (2017)
----Благодарственное письмо от Дирекции Государственного Бурятского академического театра драмы им. Хоца Намсараева за пропаганду театрального искусства среди учащихся (2016)
-----Благодарность от Министерства образования и науки РБ ГБПО БРИТ за подготовку участников Республиканского конкурса литературно-музыкальных композиций, посвященного 27-летней годовщине вывода советских войск из Афганистана (2016)
----Благодарность от Председателя Совета БРО ВДПО за подготовку команды ДЮП (2016)
----Благодарственное письмо от Администрации Советского районо г.Улан-удэ за помощь в организации и проведении молодежного фестиваля национальных культур Советского района «Территория мира»(2018)
----Благодарственное письмо от Дирекции «ГРДТ им.Н.Бестужева» за пропаганду театрального искусства среди учащихся.(2018)
----Благодарственное письмо от Администрации г.Улан-Удэ Комитет по социальной и молодежной политики за подготовку команды для участия в конкурсе «Эстафета толерантности» (2018)
----Благодарственное письмо от МАУДО «Дом творчества «Форус» Советского района г.Улан-Удэ» за участие во 2 съезде РДШ Советского района г.Улан-Удэ (2018)
-----Благодарственное письмо от МБОУ «СОШ № 12» г. Байкальска за организацию и проведение межрегиональной интеллектуально-познавательной игры «Самый умный» (2018)
Моё портфолио
«Возможности уроков музыки в развитии творческого воображения младших школьников посредством музыкально-дидактической игры»
Основной целью современного начального образования является воспитание и развитие личности ребенка. Важной гранью воспитания и развития личности является нравственно-эстетическое воспитание ребенка. Именно возраст младшего школьника, в котором преобладает эмоционально-нравственное восприятие действительности, является самым благоприятным в нравственно этическом воспитании.
У младших школьников, в отличие от детей других возрастных периодов, личностная ориентация определяется направленностью на внешний, предметный мир, у них преобладает наглядно-образное мышление, сражение и эмоционально-чувственное восприятие действительности, для остается актуальной игровая деятельность. Еще одна важная задача образовательной области — гармонизация абстрактно-логического и образного мышления, развития воображения, что особенно важно на начальном этапе обучения, когда ребенок только входит в учебную деятельность. В настоящее время существует множество различных систем музыкального воспитания, и большинство из них опирается на музыкальную тему Д.Б. Кабалевского. Сам педагог отмечал, что все формы музыкальных занятий в школе должны способствовать творческому развитию учащихся. Все эти качества окажут свое положительное влияние не только на другие занятия школьников, но и на их будущую деятельность, в какой бы области она не протекала.
Творческое начало может проявиться в ребятах уже с первого класса, в своеобразии ответов, в стремлении самому задавать вопросы учителю, в собственных предложениях о характере исполнения музыкального произведения, в остроте слуховой наблюдательности, проявляющей себя в
рассказах о музыки, услышанной вне школы. Собственно творческая деятельность учащихся: сочинение музыки, тяготение к которой у большинства числа детей в раннем возрасте, насколько это возможно, желательно развивать в школе, в рамках классных занятий музыкой.
Активизация творческого воображения и творческой деятельности учащихся, зависит в первую очередь от подготовленности самого учителя, от его собственного уровня творческого развития, музыкального вкуса, теоретической подготовки.
В самой программе не заложена основа творческого развития ребенка, а следовательно нет перспективы развития творческого воображения, и раскрытия индивидуальности каждого.
Одной из интересных программ, основанной на концепции музыкального воспитания Д.Б. Кабалевского, является программа «Искусство слышать», созданная коллективом педагогов-музыкантов: И.В. Кадобновой, В.О. Усачевой, Л.В. Школяр и О.В. Кузьминой. Как считают авторы этой программы, искусство слушать развивается у детей на основе погружения в мир музыкальных образов русской и зарубежной классики, современной музыки, фольклора, музыки для детей и собственного детского музыкального творчества. Внешней идеей объединяющей программу и методику, является моделирование на занятиях искусством процесса художественного творчества: когда дети становятся композиторами, поэтами, художниками, как бы заново создающими произведения искусства. Ребенок должен пройти школу эмоционального общения, школу «вживания» в музыкальный образ, школу перевоплощения, и в этом, немаловажную роль, играет воображение. Чем богаче и безграничнее фантазия ребенка, тем ярче его восприятие. Основная методическая позиция данной работы - развитие способности воссоздать путь рождения музыки в собственном варианте, пробуждая в ребенке поэта, музыканта, композитора. Так музыкальные и речевые интонации должны вызревать в творчестве детей, и рождаться в их исполнительском и творческом опыте, выражая их собственные чувства. Важным, по утверждению авторов программы, является то, что урок музыки обязательно должен содержать в себе импровизацию, которая реализуется во всех формах общения учителя, ученика и музыки. У ребенка должна выработаться готовность к выражению душевного состояния, мысли, впечатления. Только при таком процессе можно ожидать самостоятельное возникновение музыкальной мысли, проявление фантазии и творчества.
Вхождение ребята в мир музыкальных образов нужно сделать желанным, интересным и занимательным. Наиболее эффективным решением этой проблемы является опора на принцип образно-игрового вхождения в музыку. Он заключается в создании такой атмосферы на занятиях, которая требует от детей перевоплощения и работы фантазии. Уже с первых занятий музыка приходит к ребенку из леса, доноситься с ветром, слышится в зажигающих звездах и т.д. У каждого ребенка, в такие шуты, звучит своя музыка, которая живет внутри человека. Детей вводят в музыки через уже ранее воспринятое и пережитое, развивая эмоции и воображение.
Известно, что детям свойственно огромное желание действовать самостоятельно, и поэтому авторы программы придают большое значение детским импровизациям и сочинениям. Например: На одном из уроков музыки все «одевают рюкзаки» и «отправляются в поход». На ходу сочиняют: Мы шагаем по полям, по лугам, по тропинкам, по дорожкам и т.д.
Дети повторяю слова учителя.
У.: Не устали ли ваши ножки?
Д.: Нет (поют). (Учитель старается подтолкнуть ребят к сочинению музыки об увиденном, услышанном в этой воображаемой ситуации).
У.: А небо, какое?
Д: Голубое, большое, синее.
У.: А травка вокруг? .
Д: Мягкая, зеленая.
У.: Мы идем по лугу, что же видим вокруг? И т.д.
Вариантов сочинения очень много, все зависит от фантазии учителя и детей. Постоянная работа в этом направлении способствует стремительному развитию воображения.
Программа «Музыка» под редакцией Ю.Б. Алиева ставит своей целью формирование у детей любви к художественной музыке и потребности в общении с ней; воспитывает их музыкально - творческие способности, интересы, вкусы. Развивает воображение, учит их воспринимать музыку. знакомит детей с доступной музыкой крупнейших композиторов, дает необходимые знания о музыке и музыкантах, о выразительных средствах музыки.
В работе с младшими школьниками используется импровизация, музыкально-дидактическая игра - вокальная, ритмическая, двигательная, способствуют развитию воображения, музыкально-творческих способностей учащихся. Программа «Музыка» авторы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина, разработана в соответствии с основными положениями художественно-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского и отражает потребности учителей музыки в обновлении содержания и технологий массового музыкального образования.
Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной музыки, произведений композиторов-классиков, сочинений современных композиторов. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры.
Виды музыкальной деятельности на уроках музыки по данной программе разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения (Д.Б. Эльконин - В.В. Давыдов) в массовом музыкальном образовании и воспитании. Творческое начало, где развивается воображение, дети проявляют в размышлениях о музыке, импровизациях, в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, небольших сочинений о музыке, музыкантах, музыкальных инструментах и др.
Методы музыкального образования и воспитание младших школьников отражает цель, задачи данной программы:
- метод художественного понимания музыки;
- метод эмоциональной драматургии;
- метод игра, и другие.
Творческий подход учителя музыки к данной проблеме залог успеха его музыкально-педагогической деятельности.
Принципы изучения музыки, как живого образного искусства, требует оценку полученных результатов музыкальной деятельности детей. По убеждению авторов программ, наряду с учебным трудом по освоению навыков и умений, важным является труд души ребенка. Он заключается в глубоком переживании, требует напряжения душевных сил и полета творческой фантазии.
Таким образом, проанализировав данные программы музыкального воспитания, можно говорить о том, что все они уделяют большое внимание развитию творческого воображения, но недостаточно рассматриваются возможности музыкально-дидактической игры, как средство его развития.
Творческое воображение как один из важнейших познавательных процессов может быть в полной мере сформирован в рамках школьной программы по музыке средствами музыкальной дидактической игры.
С целью развития творческого воображения я осуществила целенаправленную работу, суть которой заключалась в разработке системы по применению музыкально-дидактических игр на уроках по музыке по программе «Музыка 1-4» Е. Д. Критской.
Выбор именно этого средства развития воображения обусловлено в первую очередь приемлемостью в наших условиях. Данная система музыкально-дидактических игр внедрялась в течении всего года, причем задания давались от простого к сложному в связи с возрастными психологическими особенностями детей.
Музыкально-дидактические игры
Игра №1 «Представь и услышишь»
Детям предлагается;
а) описать или нарисовать прослушанное произведение;
б) представить образ звучащий в музыкальных произведениях.
Цель: Развивать творческое воображение, пробуждать внутреннюю активность. Учить детей распознавать звуки окружающего мира.
Игра Я» 2. «Эмоции».
Для проведения игры используются карточки с написанными па них эмоциональными характеристиками: радость, печаль. Ярость, нежность и т.д. Карточки раздаются участникам. Каждый пытается озвучить и передать в движении мимикой ту или иную эмоцию. Группа пытается определить услышанное.
Игра №3. «Тембр и образы».
Детям предлагается прослушать одну и ту же мелодию, программную пьесу в исполнении различных музыкальных инструментов. Участники записывают, а затем рассказывают, как изменялся возникший при восприятии образ в зависимости от изменения тембра. Игра может быть использована при изучении темы «Тембр».
Игра .№4. «Цвета».
Для игры используются 6 цветных карточек (красная, синяя, зеленая, желтая, черная, белая), которые раскладываются по классу. Дети выбирают цвет, наиболее соответствующий их внутреннему настроению на данный момент, и разбиваются на группы. Учитель просит участников игры;
а) по очереди голосом озвучить цвет каким они его себе слышат;
б) зазвучат «цветовой палитрой» группой;
в) создать звуковое произведение, ритмически организовав его, чередуя звучание отдельных голосов, созвучий и целой группы «инструментов».
Игра №5. «Музыкальный орнамент».
По условиям игры необходимо заполнить альбомный лист графическими
изображениями музыкальной формы прослушанных произведений с помощью красок, фломастеров или карандашей. Буквенное обозначение музыкальной формы явилось импульсом для создания рисунков отображающих определенную закономерность музыкального ряда.
При выполнении этого задания ярко проявляется творческая инициатива
ребят.
Игра №6. «Узнай образ».
Происходит синтез музыки и движения. Каждому из участников игры предлагается отрывок музыкального произведения с ярко обозначенным музыкальным тембром. Учащиеся должны правильно определить прозвучавший музыкальный тембр, а после этого подобрать конкретный образ к данному тембру,
Игра №7. «Танец огня»
Задачи: развитие воображения через зрительное восприятие, умение переливать своим телом внешние и внутренние ощущения от увиденного. Содержание: В комнате полумрак на полу стоит свеча. В руках у учителя две бумажки. Под музыку он начинает производить над свечой различные движения, чтобы огонь «затанцевал». Затем под эту самую музыку детям предлагается изобразить «танец огня». С помощью движения рук и тела. Музыкально-ритмическая деятельность.
Предлагались игры и упражнения, направленные на развитие отдельных ритмических ощущений, проживание музыки через движения,
Игра №8. «Слепой».
Класс делится на группы. Детям предлагается создать музыкальное произведение на заданную тему. Извлекая звуки из разных предметов, музыкальных инструментов, группа пытается передать заданный образ. Затем идет исполнение по группам. Слушатели, закрыв глаза, пытаются определить, о чем идет речь в данной пьесе, какие образы хотели передать создатели этой пьесы, ее название.
В качестве примеров могут быть использованы следующие темы: «Шорохи ночного леса»; «Шум улицы прошлого века»; «Заколдованный :замок»; «Утро в деревне»; «Приближение грозы»: «В зоопарке».
Игра №9. «Темперамент».
Задачи: выявление темперамента, развитие внутреннего чутья, метра-ритма, пульса б музыке, выявление внутреннего ритма,
Содержание: Звучит музыкальное произведение, учитель дирижирует, тем самым задавая темп со счетом «раз, два». Дети дирижируют вместе с учителем. Затем дети закрывают глаза и продолжают дирижировать. Учитель в это время на несколько секунд выключает музыку и перестает считать. При этом можно заметить, что каждый ребенок подстроился под свой темп, зависящий от темперамента, и делал движения так, как ему было удобно.
Добавить творческую работу ученика
Код для вставки списка публикаций на другие сайты