МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В РАЗВИТИИ РИТМИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ.
статья по музыке на тему

Волкова Ольга Павловна

Статья об опыте работы по музыкальному воспитанию детей в детском саду, о роли музыкально-дидактических игр в развитии ритмического восприятия у детей старшего дошкольного возраста, о поэтапном распределении музыкально-дидактических игр на музыкальном занятии с примерами собственных наработок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalno-didakticheskie_igry.docx93.46 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

 И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В РАЗВИТИИ РИТМИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ.

Содержание музыкального воспитания сформулированное в  Программе «От рождения до школы», предусматривает воспитание у детей восприимчивости, интереса, любви к музыке, развитие эмоциональной отзывчивости на неё, приобщение их к разнообразным видам музыкальной деятельности (слушанию музыки, пению, музыкально-ритмическим движениям, игре на детских музыкальных инструментах ), что позволяет развивать общую музыкальность ребёнка, его творческие способности.

За тридцать шесть лет работы с детьми я пришла к выводу, что в каждой возрастной группе детей нужно больше внимания уделять той задаче, которая соответствует физическому и умственному развитию данного возраста.

В ясельной  (1г.3мес.-3 года) группе задача – это привлечь детей к музыкальной деятельности, привить к ней интерес, желание самому принять участие. Весь процесс обучения организую так, чтобы он воздействовал на чувства и интересы детей. В этом возрасте дети очень любопытны и любознательны, поэтому использую различные музыкальные инструменты (пианино, аккордеон, свирель, различные ударные и шумовые инструменты), на которых играют и взрослые, и дети. Появление игрушек на занятиях тоже сопровождаю звучанием музыкальных инструментов  (кошка – дудочка, зайчик – погремушка, птичка – колокольчик, медведь – барабан, собачка – бубен). В танцах и играх дети учатся играть на этих инструментах, различать их тембр, высоту звучания. Имитация игры на этих инструментах – это первые шаги в развитии творческого воображения.

Если на 2-м году жизни ребёнок начинает произносить новые слова лишь после многократного, настойчивого их повторения окружающими, то после двух лет процесс овладения речью резко меняется. На 3-м году жизни ребёнок легко повторяет и запоминает новые для него слова. Путём подражания ребёнок усваивает произношение как отдельных слов, так и простейших комбинаций слов (могут запомнить слова текстов стихов и песен). К трём годам речь ребёнка состоит из фраз с применением грамматического строя речи. Поэтому в младшей возрастной группе я уделяю больше внимания на развитие такого вида музыкальной деятельности как пение. Дети любят слушать песни, запоминают легко песни, потешки, прибаутки. Им нравится  играть со словом. Пользуясь этим интересом детей к  слову  я применяю игровые упражнения, дидактические игры, в которых идёт работа над выработкой правильного словообразования, звукоизвлечения, интонирование мелодии песни, звуковедения. Таким образом,  к средней группе дети уже  знают,  как надо правильно петь, но у них ещё нет координации слуха и голоса. Они узнают песни по мелодии, различают звуки по высоте, но чистое интонирование их затрудняет. К выполнению задачи чистоты интонирования я подхожу с эмоционального отношения детей к звуку, к песне: ребёнок никогда, изображая капельки, не будет петь низким голосом; о любимой маме – грубо, не передавая своей ласковой интонации; песню о медведе не будет петь плоским открытым звуком и т.д. В этом возрасте поэтому уделяю  внимание образному исполнению и не только в пении, но и в движении.

К 5-му году жизни дети в основном уже чисто интонируют, песни поют выразительно, с настроением. Но кроме пения в  этом возрасте большой интерес у детей вызывает такой вид музыкальной деятельности, как  музыкально-ритмические движения. В старшем дошкольном возрасте двигательная активность много больше и разнообразнее. Мышцы становятся значительно сильнее, а движения – хорошо координированными, развивается способность мышц быстро чередовать сокращение и расслабление, что делает движения более лёгкими и красивыми. Разумеется, новые двигательные акты даются не сразу. Они требуют навыка, тренировки, причём одни дети  осваивают их быстро, а другие с большим трудом. Но именно в этом возрасте становятся доступны самые разнообразные и сложные движения.

И здесь возникает задача  показать детям, что в музыке важны не только интонация, динамика, характер, но и ритмичность.

Чувство ритма свойственно почти каждому человеку, поскольку исходным является  ритм трудовых движений. Из трудового ритма постепенно развился впоследствии ритм художественный: музыкальный, поэтический, танцевальный и т.д.

С понятием музыкального ритма связано понятие ритмического чувства. Музыкально-ритмическое чувство – это способность активно переживать (то есть отражать в движении) музыку и вследствие этого тонко чувствовать эмоциональную выразительность временного хода музыкального движения. На основе развития музыкально-ритмического чувства строится музыкально-ритмическое воспитание.

Благодаря разнообразной тематике музыкальных произведений, музыкальных игр, хороводов и т.д. развиваются познавательные способности детей. Музыкально-ритмические упражнения – это волевые проявления, так  как ребёнок действует, сознательно выполняя поставленные перед ним задачи. Игры, танцы требуют своевременной реакции на внешний раздражитель, своевременного переключения с одного движения на другое, умения быстро и точно его тормозить. Музыка оказывает влияние на повышение качества исполнения движения:  улучшаются выразительность, ритмичность движений, их чёткость, координация, плавность, слитность, переключаемость. Движения с музыкальным сопровождением положительно влияют на развитие слуха, внимания, памяти, воспитывают умение уложить свои движения во времени в соответствии с  метроритмом  музыки.

Для развития чувства ритма использую различные методы и приёмы: «эхо» (показ – повтор), связь со словом, с образом. Но наибольший эффект в работе приносят музыкально-дидактические игры, которые дают возможность в игровой форме активизировать музыкальный слух, воспитывать нравственные качества личности.

Роль музыкально-дидактической игры описывали многие выдающиеся педагоги и я, естественно, согласна с ними в том, что в игре легче добиться  положительных результатов, чем путём многократных повторов. Дидактическая игра помогает сделать учебный процесс увлекательным, создать радостное  рабочее настроение. Умелое использование дидактической игры в учебном процессе облегчает его, так как игровая деятельность привычна  ребёнку.

Важно продумать поэтапное распределение игр и игровых моментов на занятии.

В начале занятия цель игры – организовать и заинтересовать детей, оптимизировать их активность. Я часто предлагаю игровые упражнения «С чем мы будем танцевать?», «Чей это марш?»,  «Кто живёт в лесу?», «Узнай инструмент», «Отгадайте, кто пришёл?», в которых дети определяют сами  что и как они будут делать под соответствующую музыку, сразу активно включаются в занятие, узнавая знакомых персонажей, после чего дети готовы узнать что-то новое об уже известном.

В середине занятия цель игры – это усвоение темы.

  • Игры «Ступеньки», «Лесенка», «Музыкальное лото» помогают детям научиться определять направление движения мелодии (вверх, вниз, на одном месте; на верхней, нижней или средней ступени находится звук).
  • Игры «Три кита», «Чей это марш?»(с раздачей карточек) учат детей определять жанр и характер музыкальных произведений.
  • Игры «Узнай песенку по ритму», «Волшебная стрела», «Что у Мишки спрятано» и тому подобные развивают музыкальную память, чувство ритма, подготавливают к разучиванию нового музыкального материала.

В конце занятия цель игры носит поисковый характер, в которой дети самостоятельно решают поставленную перед ними задачу:

«Найди куклу» - дети, спрятав куклу, помогают её искать, изменяя громкость звучания песни (динамическое восприятие), а водящий должен сам определить, где находится кукла.

«Песенка зверей» - дети самостоятельно составляют песню знакомую из ритмических группировок и затем исполняют её на музыкальных инструментах. Например «Маленькая ёлочка» муз. М.Красева имеет ритмический рисунок  

Ребёнок выкладывает эту песню картинками:

             Где                             =       ,                      =         ,   =

Другой ребёнок выложил эту песню по-другому:

В этой игре дети любят делать инструментовку, давая каждой ритмической группировке свой музыкальный инструмент:  слон – дудочка или  свирель, ёжик –   бубен, поросёнок – погремушка, яблоко – хлопушка или кастаньеты, воробей – треугольник, сорока – барабан. Всё это развивает у детей не только чувство ритма, но и внимание, выдержку, умение слушать других, подготавливает детей к игре в оркестре, ансамбле, развивает творческую инициативу, воображение.

В целом же музыкально-дидактическая игра должна отвечать требованиям: быть интересной, доступной и включать различные виды деятельности детей.

По-первости  я знала и использовала мало таких игр, только те, которые были предложены «Программой воспитания детей» Но повторение одних и  тех же игр утомляет детей. Начала разыскивать такие игры в педагогической литературе. Большую помощь в работе оказали книги6 «Музыкально-дидактические игры для дошкольников» Н.Г.Кононовой и «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников» Л.Н.Комиссаровой и Э.П.Костиной. Некоторые игры придумала сама в процессе работы с детьми.

Таким  образом, у меня появилась картотека музыкально-дидактических игр, где на карточках даётся описание игры. Это очень удобно в моей работе с детьми , родителями и воспитателями. Карточку с игрой, в которую на данном этапе играют дети, я помещаю в музыкальном уголке группы или на стенде для родителей, где  взрослые могут ознакомиться с правилами игры. В картотеке у меня около ста игр, решающих задачи музыкального развития детей в каждой возрастной группе. Но на практике игр получается гораздо больше, так как, взяв игру из картотеки, я часто усложняю её, дополняю новыми задачами и способами решения этих задач.

Игра «Чей марш?» первоначально (у автора Л.Н.Комиссаровой) задумана, как настольная с использованием карточек. Чтобы интерес не пропал, я предложила поиграть в подвижную игру, где дети различными видами ходьбы передают характер музыки. В другой раз предложила выбрать и сыграть на соответствующих музыкальных инструментах.

Аналогично поступила и с игрой «Три кита», но здесь дети были разделены на три подгруппы, за каждой из которых был закреплён свой вид деятельности: ходьба, пляска, хоровод. Включила эту игру в вечер досуга «Три поросёнка в виде соревнования (кто точнее передаст характер музыки), используя незнакомые детям музыкальные произведения.

Игра «Угадай инструмент» в старшей группе тоже  настольная: взрослый играет – ребёнок показывает соответствующую карточку с инструментом. Я сделала игру подвижной:  под музыку И.Гайдна водящий за ширмой играет на любом инструменте, в конце поёт: «Раз, два, три, раз, два, три – инструмент скорей бери!» Дети из противоположного конца зала бегут, пытаясь первым взять нужный инструмент. Победитель становится ведущим.

Но возвращаясь к вышесказанному, в старшей  возрастной  группе приоритетным является, по-моему, развитие у детей ритмического восприятия. И вот проводя в сентябре и марте  уровень музыкального развития детей с помощью музыкально-дидактических игр, я получила следующее:

Звуковысотность:

 «Качели»

Динамическое восприятие:

«Ветер и птицы»

Различать жанры музыки, характер:

«Три кита»

Тембровое восприятие:

«Угадай, чей голосок»

Умение чувствовать окончание части музыки, музыкальной фразы:    «После дождя»

Ощущение сильной доли:

«Дирижер»

Передача ритмического рисунка: «Телеграф»

Ритмические группировки:

Из этих диаграмм видно, что наибольшие трудности возникают у детей с ритмом.

Поэтому я и поставила перед собой задачу «Развитие чувства ритма».

Начала, конечно, с повторения и закрепления материала по ритмическому восприятию, взятого из средней группы: «Музыкальные молоточки», «Пчела и цветок», «К нам гости пришли» - это музыкально-дидактические игры. Сделала подборку музыкально-ритмических  упражнений, в которых у детей развивалось бы умение чувствовать сильную долю такта, окончание частей и музыкальных фраз. Использовала ритмическое сопровождение при разучивании песен, в слушании музыки. Это дало ощутимые результаты и уже к Новому году количество неуспевающих детей резко уменьшилось. С заданиями не справлялись лишь те дети, которые очень мало посещали детский сад.

Я заметила, что легче всего дети запоминают и передают ритмический рисунок если разбивают его на небольшие ритмические группировки, а эти ритмические группировки связаны с каким-то образом-словом.

Например:

Этот ритмический рисунок смогла повторить лишь примерно половина детей. Но когда этот рисунок разбили на ритмические группировки-слова, этот ритмический рисунок смогли воспроизвести все дети (воробей, ёжик, воробей, слон). Кроме того, что дети легче так усваивают ритм, это способствует развитию речи детей, развивает их представление о  строении слова, где находится ударный слог (выделяют его более сильным хлопком, ударом, звуком). Для выработки этого умения я предложила детям несколько музыкально-дидактических игр:

«ВЕСЁЛЫЙ КУБИК»         На кубиках (на каждой грани) разные картинки.

1 вариант. Играет подгруппа детей (4-6). Дети поочерёдно бросают кубик. Тот, кто бросал кубик, проговаривает с ударением (выделяя голосом ударный слог) и прохлопывает название предмета, изображённого на верхней грани кубика. Если задание выполнено правильно остальные дети пропевают по трезвучию вниз «Молодец» и кубик переходит к следующему игроку. Если допущена ошибка, дети поют «Нет, не так» (ля, ля, ре) и все вместе прохлопывают это слово.

2 вариант. Дети разделены на 2-3 круга, в каждом кругу свой кубик (одинаковые).

Бросив кубик, дети одного круга прохлопывают молча слово, а дети другого должны отгадать это слово. Если отгадали, то бросают кубик во втором кругу, а отгадывает первый круг.

«УГАДАЙ-КА».         На карточках изображены  -воробей; -слон;   - ёжик; - поросёнок;  - сорока;  -яблоко.

Ребёнок-водящий берёт любую карточку (дети не видят, что на ней изображено) и играет ритмическую группировку на любом музыкальном инструменте. Тот, кто первым отгадал, становится водящим. Игра повторяется. В этой игре дети учатся не только передавать ритм, но и играть на различных музыкальных инструментах.

«ПЕСЕНКА ЗВЕРЕЙ»   Используются те же карточки и фланелеграф. В этой игре детям предлагаю выложить с помощью карточек-«зверей» знакомую песню. Например «Песенка художника» сл. И муз. И.Пономаревой:

Я рисую, посмотрите,

  

Поросёнок, ёжик, ёжик

Разными карандашами.

  

Поросёнок, ёжик, ёжик

Подарю свои картинки

  

Поросёнок, ёжик, ёжик

Я на день рожденья маме!

  

Поросёнок, ёжик, ёжик

Это – дом, где я живу,

         

Ёжик, слон, сорока, слон

Детский сад, куда хожу.

         

Ёжик, слон, сорока, слон

Это что? Еще не знаю.

         

Ёжик, слон, сорока, ёжик

Дорисую – расскажу.

         

Ёжик, слон, сорока, слон

Выложив картинки, дети поют песню, заменяя текст словами-картинками и играют на любых музыкальных  инструментах. Позднее я предложила дать каждой картинке свой инструмент. Например: слон – дудочка или свирель, поросёнок – погремушка, сорока – ложки, ёжик – бубен. Получилась ненавязчивая инструментовка мелодии, где детям не нужно объяснять, кто и когда вступает. Предложив детям подобную партитуру, можно «с листа» играть любые песни и музыкальные пьесы.

«ВЫЛОЖИ И ПРОСТУЧИ»      Карточки с изображением любых предметов, животных, растений; полоски разной ширины, обозначающие короткие и длинные звуки.

Ребёнок должен самостоятельно выложить ритмический рисунок, а затем сыграть его на любом ударном инструменте. Эта игра хороша для индивидуальной работы с детьми с плохоразвитым чувством ритма. Кроме чувства ритма в этой игре у детей развивается умение видоизменять слово, что расширяет их словарный запас, побуждает творчески подходить к решению задачи, активизирует пассивных детей, заставляет их думать, а не оставаться за спинами других. Дети устраивают соревнования «Кто больше придумает слов или словосочетаний к данной картинке», «Кто правильнее проиграет ритм».

Например: картинка, изображающая зайца.  Дети придумали такие слова и ритмы:

«Заяц», «зайчик» () -  Мухаммед, Данара, Кристина, Даня, Кристина

«Заинька» () – Вероника, Лиза, Миша, Слава

«Заюшка» () -  Кеклик, Илья

«Зайчишка»( ) – Андрей, Артём

«Заинька-зайка» () – Ваня

«Зайчишка-трусишка» () – Даша

Следующая задача по развитию ритмического восприятия: закрепить  у детей представление, что звуки бывают разные по долготе (короткие, длинные и очень длинные) и это связано с определёнными движениями (бег, ходьба и прыжки), характером музыки (весёлый, спокойный, бодрый и чёткий), жанром (полька, марш, вальс, хоровод). Для решения этой задачи сделала подборку игр:

«Три кита» (настольная игра с карточками) – жанры

«Я – дирижёр» - сильная доля и темп

«Прогулка» (на ударных инструментах) - ритм шага, бега, прыжков

«Наше путешествие» ритм шага, бега, прыжков

«Снеговик и снежинки» - жанры: вальс и полька

«Что любят поросята?» - жанры: пляска, марш, хоровод.

В старшей группе дети должны уметь различать ритмические рисунки песен, звучащих на одном звуке и состоящих из четвертных и восьмых длительностей:

 - «Мы идём с цветами»

 - «Выпал снег»

 - «Снегири»

 - «Смелый пилот»

Эти попевки взяты из «Музыкального букваря» и предусмотрены программой воспитания. Для решения этой задачи использую так же игры «Ритмическое лото», и «Волшебная стрела». В этих играх дети не только учатся различать песни по ритму, но и отрабатывают навыки игры на металлофоне, свирели (играют по одному, в небольших ансамблях и всей группой – оркестр).

Для развития ритмического творчества использую игры «Учитесь танцевать», «Придумай свой ритм», «Прогулка» и «Путешествие», «Телеграф».

В конце февраля-начале марта я провела очередной мониторинг. Вот результаты ритмического развития детей:

Умение чувствовать окончание музыкальных фраз : «Жак-Невель» бельг.н.м.

Ощущение сильной доли: «Вороны и Пугало»

Передача ритмического рисунка: «Дразнилка»

Ритмические группировки(самостоятельно составить и сыграть на д.м.и.)

Результаты меня порадовали: ведь дети многое поняли, многому научились, а самое главное – им было интересно. Ведь в эти игры можно играть не только со взрослыми, но и друг с другом в свободное время. Игры всегда были доступны детям, часто менялись в музыкальном уголке.

Есть только двое ребят, с которыми нужно еще поработать индивидуально (очень редко посещают детский сад). Зато Артём, Илья, Даня, Лиза, Настя, Данара, Кеклик добились больших успехов. Ведь в начале года эти ребята были в числе отстающих и часто вовсе не справлялись с заданиями. А теперь если и делают ошибки, то чаще из-за невнимательности или рассеянности.

В целом группа сейчас сильная. Дети чисто и красиво поют, выразительно и ритмично двигаются, очень любят играть в разные музыкальные игры. А ведь каждая игра в какой-то мере и дидактическая. В каждой есть своя задача (красиво спеть или станцевать, прохлопать точно ритм, отметить конец  музыкальной фразы или части, отмечать сильную долю такта или акцент, чувствовать и передавать изменение динамики, темпа, характера музыки), которая решается ненавязчиво, легко и весело.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста в условиях группы компенсирующего вида для детей с ОНР

Многолетний опыт работы с детьми с тяжёлыми нарушениями речи подсказывает, что фонематического восприятие необходимо формировать последовательно, поэтапно.У детей с общим недоразвитием речи при ...

Методическая разработка «Развитие слухового восприятия у детей дошкольного возраста и обучающихся начальных классов с нарушениями слуха через использование дидактических игр по теме «Домашние животные»

Методическая разработка предназначена для развития слухового восприятия детей старшего дошкольного возраста и обучающихся начальных классов с различными нарушениями слуха, в том числе прошедших процед...

Сенсорное развитие детей: игры, способствующие развитию тактильного восприятия у детей младшего школьного возраста.

Сенсорное развитие (от латинского sunser — ощущение) — это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.Значение сенсорного развития в дошкольном д...

Практикум для специалистов и воспитателей "Использование интерактивной песочницы в работе над развитием зрительного восприятия у детей с особыми образовательными потребностями"

В настоящее время значительно возрос интерес педагогов, дефектологов, логопедов к специально организованным занятиям с использованием песочницы. И это не случайно, ведь взаимодействуя с песк...