игры и этюды на творческую активность
учебно-методический материал по музыке на тему

Барангулова Оксана Николаевна

ЭТЮДЫ И ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ, ФАНТАЗИИ, ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ, ПЛАСТИЧЕСКОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskaya_aktivnost.doc241.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ЭТЮДЫ И ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ, ФАНТАЗИИ, ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ, ПЛАСТИЧЕСКОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Игры со словами могут быть проведены как с использованием в качестве звукового оформления специально подобранной музыки, которая, несомненно, украсит движения малышей, так и без музыкального сопровождения.

Движения выполняются под выразительный поэтический текст. От взрослого требуется грамотное произнесение стихотворных строк. Четверостишия необходимо читать в умеренном темпе, четко проговаривая слова, делая, где следует, речевые паузы и логические ударения. Это поможет развитию творческого воображения детей, а также будет способствовать улучшению качества движений, их выразительности и пластичности. Проявляя фантазию и выдумку, ребенок может действовать самостоятельно или же следовать образцу исполнения, который предлагают ему взрослые.

НА БАБУШКИНОМ ДВОРЕ

Лады, лады, ладушки.

Едем в гости к бабушке.

К нашей милой бабушке,

Бабушке-Забавушке.

Едут к ней ребятушки,

Милые внучатушки.

Дети двигаются друг за другом или врассыпную дробным топающим шагом. С окончанием текста останавливаются.

Вот идет петушок,

Гордо поднял гребешок.

Красная бородка,

Важная походка.

Дети идут, высоко поднимая ноги, с хорошо оттянутым вниз носком («носочек смотрит вниз»). Корпус следует держать прямо, голову слегка поднять. Руки расправлены и несколько отведены назад. Во время движения дети активно «машут крыльями», поднимая и опуская руки.

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать,

А за ней ребятки —

Желтые цыплятки.

Под текст первых двух строчек дети идут на носках, сложив руки за спиной. Затем переходят к легкому бегу, руки отводят назад, «помахивая», как «крылышками», кистями.

Вот козленок озорной

Вдруг затряс бородой,

Головой качает,

Рожками пугает.

Дети подпрыгивают, отталкиваясь одной ногой от пола, делают небольшие повороты головой вправо влево, прижимают к голове указательные пальцы рук, имитируя «рожки».

Кошка очень хороша, Ходит мягко, не спеша. Сядет, умывается,

Лапкой вытирается.

На первые две строчки дети идут мягким «пружинным» шагом, затем останавливаются и выполняют образное движение «кошка умывается».

Вот щенок озорной.

Он с лохматой головой, Бегает и лает,

Во дворе играет.

Выполняется легкий «пружинный» бег (можно с небольшим покачиванием из стороны в сторону «озорной» ); руки согнуты в локтях перед грудью (как «лапки» у собачки), кисти свободные; голова («мордочка» у собачки) приподнята.

Дети могут переходить с легкого бега на прыжки. Главное — отразить в движении игровой образ, «превратиться» в веселого «щенка».

Уточка-голубушка

По двору идет.

Уточка вразвалочку Деточек ведет.

Дети идут «пружинным» шагом, слегка раскачиваясь; руки сложены за спиной, «как крылышки».

Вот веселые ребятки, Розовые поросятки.

У них носик пятачком, Хвостики торчат крючком.

Дети, стоя на месте с согнутыми в локтях руками, выполняют движение, напоминающее «твист» (с легкими полуприседаниями делают быстрые развороты бедрами вправо и влево).

Цок, цок, цок, цок,

Вот лошадка — серый бок. Начала она скакать, Приглашает поиграть!

Дети выполняют движение прямого галопа.

Сгибая в локтях руки с «уздечкой», дети держат их перед грудью или вытягивают перед собой.

Лады, лады, ладушки.

Где были? — У бабушки! Нас бабуся привечала, Всех ребяток угощала.

До свиданья, бабушка, Бабушка-Забавушка.

Дети двигаются друг за другом «паровозиком» или врассыпную «на автомобиле» дробным топающим шагом, помахивают левой рукой, прощаясь с бабушкой.

ЛЕСНАЯ ЗВЕРОБИКА

Под звуки музыки дети гуляют по залу. Взрослый не спеша произносит текст.

Добрый лес, старый лес

Полон сказочных чудес!

Мы идем гулять сейчас

И зовем с собою вас!

Ждут вас на лесной опушке

Птички, бабочки, зверюшки,

Паучок на паутинке

И кузнечик на травинке!

Дети останавливаются. Под музыку или под текст стиха выполняют движения но кругу, по «тропинкам» леса, врассыпную.

Мышка, мышка,

Серое пальтишко.

Мышка тихо идет,

В норку зернышко несет.

Мягкий, пружинный шаг, спина слегка прогнута вперед, «лапки» перед грудью.

А за мышкой шел медведь,

Да как начал он реветь:

«У-у! У-у!

Я вразвалочку иду!»

Ноги слегка расставлены, колени чуть согнуты, корпус прямой. Пружинный шаг на всей ступне. Руки  перед грудью слегка согнуты в локтях, словно мишка держит бочонок с медом.

А веселые зайчата —

Длинноухие ребята —

Прыг да скок, прыг да скок,

Через поле за лесок.

Легкие прыжки, ноги мягко пружинят в коленях, руки перед грудью, кисти свободно опущены.

Шел по лесу серый волк,

Серый волк — зубами щелк!

Он крадется за кустами,

Грозно щелкает зубами!

Широкий пружинный шаг с чуть наклоненным вперед корпусом. Руки попеременно выносятся вперед.

Вот лягушка по дорожке

Скачет, вытянувши ножки.

По болоту скок-скок-скок,

Под мосток — и молчок.

Ноги ставятся на ширину плеч, выполняются прыжки с продвижением вперед.

Ой ты, дедушка-ежок,

Не ходи на бережок!

Там промочишь ножки,

Теплые сапожки!

Легкий неторопливый бег на носках. Руки согнуты в локтях и прижаты к груди, голова опущена.

Ищут маму медвежата,

Толстопятые ребята,

Неуклюжие, смешные,

Все забавные такие.

Шаг на четвереньках, движение рук и ног поочередное.

В воздухе над лужицей

Стрекозы быстро кружатся.

Взлетают и садятся,

На солнышке резвятся.

Легкий бег. Руки отведены в стороны и чуть опущены вниз. Бег чередуется с остановками.

Вот ползет сороконожка

По тропинке на дорожку.

Спинка изгибается,

Ползет — переливается.

Движение выполняется из положения «сидя на полу». Руки согнуты в локтях, прижаты к телу, ноги соединены вместе.

Нес однажды муравей

Две травинки для дверей:

На полянке, под кустом,

Муравьишка строит дом.

Пружинный шаг, руки сложены «топориком» на плече.

Птички в гнездышках проснулись, Улыбнулись, встрепенулись:

«Чик-чирик, всем привет!

Мы летаем выше всех!»

Легкий бег врассыпную; птички чистят крылышки; машут хвостиком (руки сзади, ладошками друг к другу), легко прыгают.

До свидания, старый лес, Полный сказочных чудес! По тропинкам мы гуляли, На полянке поскакали, Подружились мы с тобой, Нам теперь пора домой.

В ГОСТИ К ВИННИ - ПУХУ

(веселая игробика для детей)

Звучит фонограмма записи песенки Винни-Пуха. Дети шагают друг за другом под текст, который выразительно произносит взрослый.

Кто в гости ходит по утрам,

Тот поступает мудро.

Пусть солнце светит только нам,

И ясным будет утро!

Веселым будет утро!

Дети двигаются бодрым шагом. Свободные руки, раскачиваясь вдоль корпуса, помогают ходьбе.

Здравствуй, милый Пятачок.

Ты опять спешишь, дружок?

По тропинке пробеги,

Только под ноги смотри!

Выполняется легкий бег на носках. Руки сгибаются в локтях и слегка прижимаются к груди. С окончанием текста дети останавливаются и поворачиваются лицом к педагогу.

Добрый наш Иа-Иа,

Что-то грустный ты с утра —

Как печально ты вздыхаешь,

Головой своей качаешь!

Дети стоят, убрав руки за спину. Под текст они выполняют повороты туловища вправо-влево, слегка покачивая головой.

Ну, а этот умный кролик,

Он морковкой нас накормит. Приглашает поиграть,

В огороде поскакать.

Под размеренное чтение текста дети выполняют легкие прыжки (на месте или вокруг себя).

Это — мудрая сова.

Только спит она с утра.

Ночью совушка летает,

Своим криком всех пугает.

Дети, как крыльями, машут руками вверх-вниз. При движении рук вниз произносят: «У-ух!». Педагог обращает внимание на размеренный ритм выполнения упражнений, мягкие, плавные движения рук.

Рано-рано поутру

Скачет крошка Кенгуру.

Посмотрите, как он скачет:

Вправо, влево, будто мячик!

Дети выполняют прыжки с продвижением вперед или на месте с разворотом корпуса вправо-влево.

Посмотрите, Тигра мчится,

Хочет с нами подружиться. Приглашает поразмяться

И вприпрыжку пробежаться.

Изображая движения Тигры, дети выполняют широкий пружинный бег.

Добрый мишка Винни-Пух,

У него отличный слух.

Он нас в гости поджидает,

Танцевать всех приглашает.

Дети кружатся «вразвалочку» на слегка расставленных в стороны и согнутых в коленях ногах.

Занятие заканчивается бодрым маршем под звуки фонограммы или под весело и звонко прочитанное взрослым стихотворение.

У Винни-Пуха есть пыхтелки,

Вздыхалки, фыркалки, сопелки.

Наш Пух советует друзьям:

«Ходите в гости по утрам!»

Вместе со взрослым дети подхватывают окончание песенки:

Тарам-парам, тарам-парам,

Ходите в гости по утрам!

Десять лунатиков жили на Луне.

Дети, разведя руки в стороны, раскачиваются. 

Десять лунатиков ворочались во сне.

Дети слегка покачиваются, обхватив себя руками.

И вот один лунатик упал с Луны во сне!

 Дети резко приседают — бах!

Девять лунатиков осталось на Луне.

Дети медленно поднимаются.

Песенка про лунатиков повторяется, пока на Луне не останется один лунатик. Дети исполняют заключительный куплет:

Один лунатик жил на Луне.

Дети раскачиваются из стороны в сторону.

Один лунатик ворочался во сне.

Слегка поворачиваются, обхватив себя руками.

И вот один лунатик упал с Луны во сне!..

Дети резко приседают.

Никто не остался жить на Луне!

Дети медленно встают.

Песня может повторяться и меньшее количество раз

У ОЛЕНЯ ДОМ БОЛЬШОЙ!

У оленя дом большой,

Он глядит в свое окошко.

Руками показывают крышу над головой.

Качают головой, правая рука находится чуть выше уровня глаз, левая — ниже подбородка.

Зайка по лесу бежит

Руки сгибаются перед грудью, кисти свободно опускаются, имитируя «лапки».

И в окно стучит.

«Тук, тук! Дверь открой!

Там в лесу охотник злой!»

Правой рукой «стучат» в окно.

Стучат поочередно руками.

Правая рука сжата в кулачок, большим пальцем дети показывают назад через плечо.

«Зайка, зайка, не зевай! Лапку мне скорей давай!»

Хлопают в ладоши.

Протягивают правую руку ладошкой вверх и хлопают по ней левой рукой.

Пояснение. При проведении игры малыши выполняют движения педагога. С детьми постарше, когда они хорошо запомнили текст, можно провести игру-путаницу: движения педагог показывает не по тексту песни, и дети должны быть внимательными и выполнять все правильно. 


ТАНЕЦ ПЯТИ ДВИЖЕНИЙ

(Габриэла Рот, для детей с 5 лет)

Для выполнения упражнения необходима запись с музыкой разных темпов, продолжительностью 1 минута каждого темпа.

1. «Течение воды» — плавная музыка, текучие, округлые, мягкие, переходящие одно в другое движения.

     1 минута.

2. «Переход через чащу» — импульсивная музыка, резкие, сильные, четкие, рубящие движения, бой барабанов.

     1 минута.

3. «Сломанная кукла» — неструктурированная музыка, хаотичный набор звуков, вытряхивающие, незаконченные движения (как «сломанная кукла»).

     1 минута.

4. «Полет бабочек» — лирическая, плавная музыка, тонкие, изящные, нежные движения.

     1 минута.

5. «Покой» — спокойная, тихая музыка или набор звуков, имитирующих шум воды, морской прибой, звуки леса — стояние без движений, «слушание» своего тела.

замечание: После окончания упражнения поговорите с детьми, какие движения им больше всего понравились, что легко получалось, а что с трудом.

СВОБОДНЫЙ ТАНЕЦ

(Для детей с 5 лет)

Детям предлагается под музыку с закрытыми глазами танцевать, выполняя любые, какие им хочется, движения, не мешая друг другу.

замечание: Ритм, громкость музыки лучше периодически менять.

ДЖАЗ ТЕЛА

(Габриэла Рот, для детей с 5 лет)

Танцующие встают в круг. Звучит ритмичная музыка. Ведущий показывает порядок выполнения движений. Сначала нужно совершать движения только головой и шеей в разные стороны, вперед и назад в разном ритме. Затем двигаются только плечи, то вместе, то попеременно, то вперед, то назад, то вверх, то вниз. Далее — движения рук в локтях, потом — в кистях. Следующие движения — бедрами, затем коленями, далее — ступнями.

А теперь надо постепенно прибавлять каждое отработанное движение по порядку: голова + плечи + локти + кисти + бедра + колени + ступни. В конце упражнения надо стараться двигаться всеми этими частями тела одновременно.

ВЕСЕЛАЯ ЗАРЯДКА

(Афонькин С. Ю., для детей с 4 лет)

Ведущий рассказывает, а все остальные показывают в движении.

«Чтобы машина заработала, надо завести мотор. Спящий человек похож на выключенную машину (дети «спят»). Каждый из вас — хозяин своего тела. Вы можете его «завести» и «выключить». Давайте попробуем. Вы — проснувшиеся котята — потяните лапки, выпустите коготки, поднимите мордочки. А сейчас вы — упавшие на спину божьи коровки. Лапки кверху, постарайтесь перекатиться со спины на лапки. А вот вы — крадущиеся в джунглях тигры. Станем осенним листочком, качающимся на ветру. Полетаем как оторвавшийся листочек. Вдохнем поглубже и превратимся в воздушные шарики, попробуем подпрыгнуть и взлететь мягко и плавно. Тянемся вверх, как жирафы. Попрыгаем, как кенгуру, чтобы стать такими же ловкими и сильными. А теперь мы – маятники, тяжелые, громоздкие, покачаемся из стороны в сторону. А сейчас мы пилоты, заведем мотор самолета, расправим крылья и полетаем. Изогнемся, как лук индейца, и станем упругими. Какая из ваших ног сегодня больше и выше попрыгает? А сколько раз выше попрыгает? А сколько раз вы присядете, срывая цветок? Молодцы!»

ПОХОДКА И НАСТРОЕНИЕ

(для детей с 4 лет)

Ведущий показывает движения и просит изобразить настроение: «Покапаем, как мелкий и частый дождик, а теперь с неба падают тяжелые, большие капли. Полетаем, как воробей, а теперь — как чайка, как орел. Походим, как старая бабушка, попрыгаем, как веселый клоун. Пройдемся, как маленький ребенок, который учится ходить. Осторожно подкрадемся, как кошка к птичке. Пощупаем кочки на болоте. Задумчиво пройдемся, как рассеянный человек. Побежим навстречу маме, прыгнем ей на шею и обнимем ее».

ВОДНЫЙ КАРНАВАЛ

(для детей с 4 лет)

Ведущий предлагает побывать на празднике у морского царя. Все превращаются в рыбок, морских звезд, русалочек, ракушек, крабов, морских коньков и т. д. Звучит плавная музыка — морские обитатели, лежа на полу или стоя, начинают свой карнавал. Морской царь (ведущий) хвалит особо понравившихся ему танцоров.

ВОЗДУШНЫЙ БАЛ

(для детей с 4 лет)

        Ведущий предлагает превратиться в птиц, бабочек, стрекоз. Звучит спокойная музыка. Танцующие «летают», кружатся, прыгают высоко вверх. Всем легко, весело, радостно.

ДИСКОТЕКА КУЗНЕЧИКОВ

(для детей с 4 лет)

Ведущий предлагает всем превратиться в кузнечиков – попрыгунчиков. Звучит ритмичная, задорная музыка. Кузнечики высоко подпрыгивают, сгибают лапки, лягаются, весело скачут по «полю».

ТАНЕЦ ОГНЯ

(для детей 5 лет)

Танцующие тесно сжимаются в круг, руки поднимают вверх и постепенно в такт бодрой музыке опускают и поднимают руки, изображая язычки пламени. Костер ритмично покачивается то в одну, то в другую сторону, становится то выше (на цыпочках танцуют), то ниже (приседают и покачиваются). Дует сильный ветер, и костер распадается на маленькие искорки, которые свободно разлетаются, кружатся, соединяются друг с другом (берутся за руки) по две, три, четыре вместе. Искорки светятся радостью и добром.

ТАНЕЦ МОРСКИХ ВОЛН

(для детей с 6 лет)

Участники выстраиваются в одну линию и разбиваются на первый и второй. Ведущий — «ветер» включает спокойную музыку и «дирижирует» волнами. При поднятии руки приседают первые номера, при опускании руки — вторые. Море может быть спокойным — рука на уровне груди.

Волны могут быть мелкими, могут быть большими — тогда ведущий плавно рукой вверх показывает, кому присесть, кому встать, еще сложнее, когда волны перекатываются: по очереди поднимаются выше и опускаются ниже.

        ЗАМЕЧАНИЕ: Красота «танца морских волн» во многом зависит от «дирижера – ветра».

ЭТЮД СТРОИТЕЛИ

(для детей с 5 лет)

        Участники выстраиваются в одну линию. Ведущий предлагает вообразить и показать телом и лицом различные движения, как первый передает соседу и т.д.:

  • тяжелое ведро с цементом;
  • легкую кисточку;
  • кирпич;
  • огромную тяжелую доску;
  • гвоздик;
  • молоток.

ЗАМЕЧАНИЕ: Ведущий следит, чтобы поза, степень напряжения мышц тела и выражение лица «строителей» соответствовали тяжести и объему передаваемых «материалов».

ОЖЕРЕЛЬЕ

(для детей с 5 лет)

Участники встают в плотный круг. Они — бусинки красивого ожерелья, тесно прижимаются, крутятся на месте, не отрываясь друг от друга, бегают по шее хозяйки, так же плотно прижавшись. Ведущий подходит к «ожерелью» и пытается «разорвать» его. Если ему это удается, бусинки «рассыпаются» по полу и катаются по нему. Ведущий ловит их, по очереди крепко держа за руку первую, та — вторую пойманную ведущим, третью и т. д., пока не соберет снова все ожерелье и не сделает его плотным и крепким. Первая пойманная бусинка становится ведущим.

ЛЕС

(для детей с 5 лет)

Ведущий: «В        нашем лесу растут березка, елочка, дуб, плакучая ива, сосна, травинка, цветок, гриб, ягода, кустики. Выберите сами себе растение, которое вам нравится. По моей команде мы с вами превратимся в лес. Как ваше растение реагирует на:

  • тихий, нежный ветерок;
  • сильный холодный ветер;
  • ураган;
  • мелкий грибной дождик;
  • ливень;
  • очень жарко;
  • ласковое солнце;
  • ночь;
  • град;
  • заморозки».

ОГОНЬ - ЛЕД

(для детей с 4 лет)

        По команде ведущего: «Огонь!» - стоящие в круге дети начинают двигаться всеми частями тела.

        По команде: «Лед!» - дети застывают в позе, в которой их застала команда. Ведущий несколько раз чередует команды, меняя время выполнения той и другой.

МАМА И ДЕТЕНЫШ

Цель: развитие эмпатии, самоконтроля, выразительности движений и речи.

Описание игры. Дети разбиваются на пары. Один в паре выполняет роль мамы, другой — детеныша. Затем меняются ролями. Воспитатель говорит, что мамы могут ласкать, отчитывать, наказывать, жалеть, спасать детенышей, а детеныши — реагировать на эти действия. Животных называет воспитатель. Это может быть семья кошек, обезьян, лошадей, ворон, собак, кур и т.п.

Я И ЖИВОТНОЕ

Цель: развитие воображения, выразительности движений и речи.

Описание игры. Дети представляют, что рядом с ними названное воспитателем животное, и эмоционально реагируют на него. Это могут быть кошка, собака, змея, медведь, еж, крыса, хомяк и т.п.

                                           

БОЛЬШОЙ – МАЛЕНЬКИЙ

Цель: развитие наблюдательности, выразительности движений и речи.

Описание игры. Дети, по заданию воспитателя, изображают детеныша животного, а затем — самого взрослого животного.

ШКОЛА ЗВЕРЕЙ

Цель: развитие произвольности, наблюдательности, выразительности движений, чувства единения.

Описание игры. На уроке учитель (выбранный ребенок) отгадывает животных, которых изображали дети на перемене. Учитель должен отгадать всех животных. В случае затруднения учитель может попросить ученика продемонстрировать, как его животное ест, пьет, ходит, бегает, т.е. одно из названных или подобных им действий.

Каждый следующий урок ведет новый учитель, и на каждой перемене дети изображают новое животное.

ДЖУНГЛИ

Цель: развитие наблюдательности, выразительности движений, сплоченности.

Описание игры.

1-й вариант. Дети изображают стадо животных, которые живут в джунглях, выполняя различные действия. Животные гуляют по джунглям, едят, отдыхают, ухаживают за детенышами, ходят на водопой и т.п.

2-й вариант. Дети выбирают любое животное, которое живет в джунглях, и изображают его, гуляя по воображаемым джунглям. Затем дети рассказывают, какие животные им встретились и как они догадались, что это именно те животные, которых они назвали.

ОЖИВИ КАМЕШКИ!

Цель: развитие наблюдательности, выразительности движений.

Описание игры. На берегу воображаемой реки лежат "камешки" (силуэты животных). Их можно оживить, если дети точно покажут выразительными движениями, кого символизирует выбранный ими "камешек", а остальные дети отгадают это животное.

ХОРОВОД

Цель: развитие чувства общности, выразительности движений, снятие напряжения.

Описание игры. Дети встают в круг и по команде воспитателя показывают, двигаясь друг за другом, печального зайчика, злого волка, сердитого медведя, задумчивую сову, виноватую лису, счастливую ласточку.

ОБЛАКА

Цель: развитие воображения, выразительности движений.

Описание игры. Воспитатель читает стихотворение, а дети изображают облака в соответствии с текстом.

По небу плыли облака,

А я на них смотрел.

И два похожих облачка

Найти я захотел.

Я долго всматривался ввысь

И даже щурил глаз,

А что увидел я, то вам

Все расскажу сейчас.

                 

                   

Вот облачко веселое

Смеется надо мной:

  • Зачем ты щуришь глазки так?

Какой же ты смешной!

Я тоже посмеялся с ним:

  • Мне весело с тобой!

И долго-долго облачку

Махал я вслед рукой.

А вот другое облачко

Расстроилось всерьез:

Его от мамы ветерок

Вдруг далеко унес.

И каплями-дождинками

Расплакалось оно...

И стало грустно-грустно так,

А вовсе не смешно.

                         

И вдруг по небу грозное

Страшилище летит

И кулаком громадным

Сердито мне грозит.

Ох, испугался я, друзья,

Но ветер мне помог:

Так дунул, что страшилище

Пустилось наутек.

А маленькое облачко

Над озером плывет,

И удивленно облачко

Приоткрывает рот:

  • Ой, кто там в глади озера

Пушистенький такой,

Такой мохнатый, мягенький?

Летим, летим со мной!

Так очень долго я играл

И вам хочу сказать,

Что два похожих облачка

Не смог я отыскать.

       

Н.А. Екимова

ВДОЛЬ ПО БЕРЕЖКУ

        Прочитать очень выразительно, на распев стихотворение. Попросите ребенка выразить его содержание в движениях.

Вдоль по бережку лебедушка плывет,

Выше бережка головушку несет,

Белым крылышком помахивает,

Со крыла водичку стряхивает.

Вдоль по бережку молодчик идет,

Выше бережка головушку несет,

Сапожком своим пристукивает,

Да по пяточкам постукивает.

КТО Я?

(любой возраст)

        Ребенок или взрослый жестом, мимикой, звуком изображает что-то или кого-то – дети отгадывают изображенный предмет. После правильного ответа следует спросить, как ребенок догадался и узнал то, что изображалось.

ЛИСИЧКА ПОДСЛУШИВАЕТ

(дети 3-х – 4-х лет)

        Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чем они говорят.

        Выразительные движения: голову наклонить в сторону (слушать, подставляя ухо) взгляд направить в другую сторону, рот полуоткрыт.

        Поза: ногу выставить вперед, корпус тела слегка наклонить вперед.

ЧТО ТАМ ПРОИСХОДИТ?

(дети 5-и – 6-и лет)

        Мальчики стояли в тесном кружке, и что-то делали, наклонив голову вниз. В нескольких шагах от них остановилась девочка. «Что там происходит?» - подумала она, но ближе подойти не решилась.

Выразительные движения: голову поворачивать в сторону происходящего действия, пристальный взгляд.

Поза: выдвинуть одну ногу вперед, перенести на нее вес тела, одна рука на бедре, другая опущена вдоль тела.

ЛАСКА

(дети 4-х – 5-и лет)

        Мальчик с улыбкой гладит и прижимает к себе пушистого котенка. Котенок прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет и выражает расположение к своему хозяину тем, что трется головой о его руки.

ЦВЕТОК

(дети 5-и – 6-и лет)

        Теплый луч солнца упал на землю и согрел в земле семечко. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою головку вслед за солнцем.

Выразительные движения: сесть на корточки, руки и голову опустить; поднимается голова, распрямляется корпус, руки поднимаются в стороны – вверх – цветок расцвел; голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем.

Мимика: глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены.


БАБУШКА МАЛАНЬЯ

Цель. Развивать внимание, воображение, находчивость, умение создавать образы с помощью мимики, жеста, пластики.

Ход игры. Дети берутся за руки и идут по кругу, в центре которого — водящий; дети поют потешку и выполняют движения.

У Маланьи, у старушки,

Жили в маленькой избушке

Семь дочерей,

Семь сыновей,

(Идут по кругу и поют.)

Все без бровей!

С такими глазами,

С такими ушами,

С такими носами,

С такими усами,

С такой головой,

С такой бородой...

(Останавливаются и с помощью мимики и жестов изображают то, о чем. говорится в тексте.)

Ничего не ели,

Целый день сидели.

На него (нее) глядели,

(Присаживаются на корточки и одной рукой подпирают подбородок.)

Делали вот так...

(Повторяют за ведущим любой жест.)

ЗАКРЫТЬ КНИЖКУ, РАСКРЫТЬ

Цель. Та же.

Ход игры. Закрыть книжку — плечи вперед.

Раскрыть книжку — плечи отвести назад.

Повторить несколько раз.

СКУЛЬПТОР

Цель. Развивать воображение и фантазию, совершенствовать пластические возможности тела, умение действовать с партнером.

Ход игры. Дети распределяются на пары. Один ребенок берет на себя роль скульптора, а другой — роль пластилина или глины. Скульпторам предлагается слепить несуществующее фантастическое создание, придумать ему имя и рассказать, где оно живет, чем питается, что любит, как передвигается. В дальнейшем можно предложить существу ожить и начать двигаться. Затем дети меняются ролями.

В «ДЕТСКОМ МИРЕ»

Цель. Развивать воображение и фантазию, учить создавать образы с помощью выразительных движений.

Ход игры. Дети распределяются на покупателей и игрушки, выбирают ребенка на роль продавца. Покупатели по очереди просят продавца показать ту или иную игрушку. Продавец заводит ее ключом. Игрушка оживает, начинает двигаться, а покупатель должен отгадать, что это за игрушка. Затем дети меняются ролями.

КТО НА КАРТИНКЕ?

Цель. Развивать умение передавать образы живых существ с помощью пластических выразительных движений.

Ход игры. Дети разбирают карточки с изображением животных, птиц, насекомых и т.д. Затем по одному передают в пластике заданный образ, остальные отгадывают. На нескольких карточках изображения могут совпадать, что дает возможность сравнить несколько вариантов одного задания и отметить лучшее исполнение.

ЗЕРНЫШКО

Цель. Тренировать веру, фантазию и пластическую выразительность.

Ход игры. Дети распределяются на зрителей и исполнителей. Каждый ребенок представляет себя маленьким зернышком какого-либо растения. Дети сидят на корточках (голову прижать к коленям и обхватить себя руками). В заданном ритме из зернышка пробивается расточек, он тянется к солнышку, растет, выпускает листочки... Зрители пытаются определить, что за растение выросло из каждого зернышка.

ЦЫПЛЯТА

Цель. Та же.

Ход игры. Дети ложатся на ковер, прижимают колени к груди, голову к коленям и обхватывают себя руками («яйцо»). Сначала приподнимается голова, цыплята клювиками разбивают скорлупу, расправляют крылышки, пытаются встать на ножки, начинают двигаться, знакомиться с окружающим миром, пробуют клевать зернышки...

ЧУДО-ЮДО ИЗ ЯЙЦА

Цель. Та же.

Ход игры. Игра похожа на предыдущую, но из яйца должны вылупиться фантастические обитатели других планет: они могут скакать или ползать, ходить на четвереньках или перекатываться. Они изучают все, что им попадается на их пути, ищут себе пищу, общаются между собой миролюбиво или враждебно. Усталые, ищут подходящее место для отдыха и укладываются спать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как фактор творческой активности школьников

По творческому воспитанию детей....

Условия психолого - педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников Гимназии «АРТ – ЭТЮД» в творческой сфере.

               Авторская статья о том. как в ,  в Гимназии «АРТ - ЭТЮД» найден путь эффективного социального взаимодействия подростка и взрослого в ...

Статья "Развитие творческой активности в дополнительном образовании средствами «Творческой киностудии». Из опыта работы", 2016

Из опыта работы объединения "Творческая киностудия" (МБУ ДО "РЦТДиМ "Спектр") - основы мультипликации Статья «Развитие творческой активности в дополнительном образовании средствами «Творческой ки...

Элементы игры и соревнования на уроках английского языка для развития творческой активности школьников

Каждому учителю хочется сделать свое занятие интересным и увлекательным, добиться того, чтобы развивался познавательный интерес школьников, их творческая мыслительная активность. Часто ученики спрашив...

Творческая презентация системы работы "Предметные недели как средство повышения познавательной и творческой активности учащихся"

Внеурочная работа – органичная часть учебного процесса, которая дополняет, развивает и углубляет его. Она рассматривается, как средство развития интереса к предмету, повышения качества знаний, развити...

«Активные формы работы на уроках иностранного языка как фактор развития учебных умений и творческой активности учащихся»

В данной работе рассмотрены традиционные и натрадиционные формы работы на уроке английского языка...