Развитие творческой активности старшеклассников при обучении иностранному языку через применение ролевой игры
статья (9, 10, 11 класс)

Шульгина Анастасия Васильевна

Публикация на тему "Развитие творческой активности старшеклассников при обучении иностранному языку через применение ролевой игры"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorcheskoy_aktivnosti_starsheklassnikov.docx19.8 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческой активности старшеклассников при обучении иностранному языку через применение ролевой игры

В настоящее время недостаточно исследованы методы и приемы развития творческой активности личности в процессе обучения иностранному языку в условиях применения ролевой игры. Большое внимание уделяют принципам личностно-ориентированного подхода, при котором в центре обучения находится личность ученика.

        Иностранный язык как одно из средств общения и познания окружающего мира занимает особое место в системе современного образования в силу своих социальных, познавательных и развивающих функций.

        Обучение иностранному языку связано с развитием мышления, эмоциями и другими сферами личности.

        Овладение языком в искусственных условиях, то есть вне языковой среды, требует создания воображаемых ситуаций, способных стимулировать общение на изучаемом языке, и связано с развитием воображения. Процесс изучения иностранного языка способствует формированию творческой активности, так как в рамках данного предмета есть возможность использовать творческие задания и упражнения, которые требуют от учащихся самостоятельной работы и учат их пользоваться языковым материалом для выражения своих мыслей в диалогической и монологической речи.

        Обучение иностранному языку может и должно обеспечивать достижение практической, воспитательной, образовательной и развивающей целей, тесно взаимосвязанных между собой, при этом ведущей является практическая цель, а воспитательная, образовательная и развивающая цели достигаются в процессе овладения иностранным языком в условиях активной речемыслительной деятельности обучаемых.

        Изучению творческого процесса при обучении иностранным языкам посвящены работы М.Я. Виленского, Б.М. Кедрова, А.М. Коршунова, Ю.Н. Кулюткина, Л.Н. Ланды, Г.С. Сухобской, О.К. Тихомирова, В.Ф. Шаповалова, В.С. Шубинского и других ученых.

        Проблема развития творческой активности личности рассматривается исследователями в целостном педагогическом процессе (Ф.В. Андреев, Д.Б. Богоявленская, А.А. Малахов, Р.А. Петросова, О.Г. Сущенко, А. Энгельбрехт и другие); в процессе эстетического воспитания (Н.Е. Воробьев, В.Г. Кухаронак, Г.П. Новикова, Е.Ю. Романова, Н.М. Сокольникова, Е.А. Солнцева, Л.Н. Шульпина и другие); в ходе развития познавательной самостоятельности (Л.Г. Вяткина, Е.И. Еремина, Г.И. Щукина и другие); через использование средств изобразительного искусства (Р.А. Гильман, В. Плюхин и другие); через применение разнообразных методов воспитания и обучения (Г.В. Безюлева, С.Н. Дорофеев, В.Д. Путилин, В.П. Ушачев и другие).

        Педагогика, опираясь и синтезируя эти аспекты, определяет видение проблемы со своей специфической точки зрения.

        Творческое начало рождает в учащемся живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя никем не было сделано, или то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке – это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.

        Личность ученика, реализуя определенную группу потребностей, развивает в себе те или иные свойства и качества, в том числе и творческую активность. Постоянно совершенствуясь и обособляясь, эти свойства и качества создают целостную личность, что и «позволяет определить активность как системообразующий фактор, основополагающее свойство развития личности ученика», которое определяет направленность человека.

        Широкие возможности для формирования и развития навыков самостоятельной творческой активности дает использование игры в процессе обучения иностранному языку.

        Использование игры на занятиях позволяет формировать и развивать у обучающихся навыки и умения находить необходимую информацию, преобразовывать ее, вырабатывать на ее основе планы и решения, как в стереотипных так и в нестереотипных ситуациях, а это значит, что учебный игра может выступать как средство педагогической эвристики. Наиболее активно учебная игра используется на занятиях по иностранному языку, что объясняется особенностями данного предмета, главная цель которого – обучение языку как средству общения. Игра помогает обеспечить взаимное общение всех участников и мотивирует речевую деятельность, развивает творческую активность.

        Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету.

        Ролевая игра мотивирует речевую деятельность, так как обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать, чем-то поделиться с собеседником, а также повышает творческую активность, так как обучаемые также находятся в ситуации, которую им необходимо вообразить.

        Учащиеся наглядно убеждаются в том, что язык можно использовать как средство общения.

        Ролевые игры положительно влияют на формирование познавательных интересов учащихся, способствуют осознанному освоению иностранного языка. Они содействуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность; воспитанию чувства коллективизма. Учащиеся активно, увлеченно работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей; учитель лишь управляет учебной деятельностью.

        Ролевая игра может использоваться как на начальном этапе обучения, так и на продвинутом. Использование ролевых игр на уроке иностранного языка более уместно на третьем этапе, когда происходит применение лексического материала в устно-речевой деятельности. Но ролевые игры (а иногда и элементы их) можно использовать и на этапе тренировки учебного материала. И это непосредственно связано с развитием творческой активности учащихся на уроках иностранного языка.

        В первом блоке анкеты, проведенной среди учащихся 10 классов МАОУ «СПШ №33», учащимся было предложено ответить на вопросы, связанные с их пониманием явления «творчество». Во втором блоке были представлены вопросы, связанные с пониманием явления «активность». Третий блок вопросов был направлен на то, чтобы выяснить, как проявляется творческая активность на уроках иностранного языка через ролевую игру. После обработки анкеты были выделены три критерия, по которым происходила оценка уровня развития творческой активности. К ним относятся: желание проявлять творческую активность на уроках иностранного языка (34%), активное участие на уроках иностранного языка с применением ролевой игры (21%) и желание принимать участие в ролевых играх (24%).

        После анализа состояния проблемы на практике была разработана программа проведения формирующего эксперимента. Целью эксперимента явилась апробация разработанной системы уроков в образовательном процессе.

        Основными задачами формирующего эксперимента явились: разработка уроков английского языка с применением дискуссии, ролевой игры, выявление эффекта влияния ролевой игры на уроках иностранного языка.

        Формирующий эксперимент состоял из 2 этапов: подготовительного и основного. Цель подготовительного этапа – создание благоприятных условий для применения ролевой игры. Необходимость проведения данного этапа обусловлена отсутствием у некоторых учащихся необходимых знаний для проведения ролевой игры. На данном этапе закладываются базовые умения и навыки, составляющие фундамент дальнейшей работы.

        На втором этапе формирующего эксперимента был проведен итоговый срез. Учащимся была предложена анкета с вопросами аналогичного характера. После сравнения данных можно сделать вывод, что значения критериев оценки творческой активности на уроках иностранного языка возросли.

        Таким образом, данные опытно-экспериментальной работы подтверждают, что формирующий эксперимент, направленный на развитие творческой активности через применение ролевой игры, дал положительные результаты. Применение ролевой игры на уроке иностранного языка позволило вовлечь в работу всех учащихся, которые сами смогли высказать свою точку зрения. Особенно заметно удалось активизировать работу слабых учащихся, раскрепостить их, сняв психологические барьеры. Результаты эксперимента показали, что движущей силой развития творческой активности является формирование мотивов, стимулирующих личность к самостоятельным творческим действиям, к проявлению собственной уникальности. Так же результаты эксперимента свидетельствуют о том, что целенаправленная работа способствует развитию творческой активности при соблюдении следующих педагогических условий: сформированность положительной мотивации учащихся на творческую деятельность, характеризующейся стремлением к творческой самореализации; стимулировании учителем развития творческой активности учащихся; включении учащихся в активную творческую деятельность на основе сотворчества учителя и ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ С ПОМОЩЬЮ ИКТ»

В условиях современного  развития школы возникает острая необходимость  преобразования традиционной системы обучения в качественно новую систему, результатом которой будет  ...

Метод проектов как способ решения развития творческой активности старшеклассников

участие и публикация статьи во время круглого стола в КФУ им.Лобачевского...

Тема самообразования "Развитие познавательной активности учащихся на уроках иностранного языка через использование ИКТ"

Каждый учитель должен интересоваться актуальными вопросами современного преподавания. Методика преподавания иностранного языка в настоящее время богата разнообразием форм, методов, приемов обучения. Т...

Выступление "Использование национально-регионального компонента, как метод развития творческих способностей учащихся при обучении иностранному языку"

В материале рассмотрен проблема развития творческих способностей учащихся на уроках английского языка...

Развитие творческой активности детей на уроках иностранного языка

Английский язык, как общеобразовательный учебный предмет может и должен внести свой вклад в процесс развития творческих способностей учащихся....

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ  ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ...