Элементы игры и соревнования на уроках английского языка для развития творческой активности школьников
учебно-методический материал по английскому языку (5 класс) на тему
Каждому учителю хочется сделать свое занятие интересным и увлекательным, добиться того, чтобы развивался познавательный интерес школьников, их творческая мыслительная активность. Часто ученики спрашивают: "А зачем учить язык?" Вопрос для них совершенно естественный и простой, но очень трудный для того, кому его задают. Ответ на него должен давать урок. Не видя цели своих действий на занятиях, учащиеся воспринимают иностранный язык как некую вещь в себе, до тех пор, пока для каждого речевого или языкового действия, для выполнения упражнения или задания у них не появится мотив.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Каждому учителю хочется сделать свое занятие интересным и увлекательным, добиться того, чтобы развивался познавательный интерес школьников, их творческая мыслительная активность. Часто ученики спрашивают: "А зачем учить язык?" Вопрос для них совершенно естественный и простой, но очень трудный для того, кому его задают. Ответ на него должен давать урок. Не видя цели своих действий на занятиях, учащиеся воспринимают иностранный язык как некую вещь в себе, до тех пор, пока для каждого речевого или языкового действия, для выполнения упражнения или задания у них не появится мотив.
Как сделать свой урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы дети хорошо и прочно усваивали языковой материал? Проанализировав большое разнообразие приемов организации учебной деятельности, можно применять ролевую игру, игру вообще, особенно на начальном этапе обучения, применять некоторые нетрадиционные методы уроков, а также стихи, загадки, песни, шарады, ребусы, кроссворды, тесты - в старших классах.
С помощью игры хорошо отрабатывается произношение, активизируется лексический и грамматический материал, развиваются навыки аудирования, устной речи. В игре развиваются творческие, мыслительные способности ребенка. В ней предполагается принятие решения: как поступить, что сказать, как выиграть. Обучающие игры помогают сделать процесс обучения иностранному языку интересным и увлекательным. Чувство равенства, атмосфера увлеченности дают возможность ребятам преодолеть стеснительность, скованность, снять языковой барьер, усталость.
В любой вид деятельности на уроке можно внести элемент игры, и тогда даже самое скучное занятие приобретает увлекательную форму. Именно игра является одним из сильных мотивов при обучении иностранному языку. Игр, которые известны всем учителям, которые можно применять на уроках иностранного языка - очень много, они интересны младшим школьникам на начальном этапе обучения.
Игры можно разделить на несколько видов:
1. Игры с буквами.
2. Игры со словами.
3. Синтаксические игры.
4. Игры с текстом.
5. Грамматические игры.
6. Поэтические игры.
7. Корректировочные игры.
8. Загадки, ребусы.
Эта классификация может быть расширена, так как на уровне слова, предложения и текстов могут выполняться и лексические, и грамматические, и стилистические, и орфографические, и фонетические игры. Применяя игры на уроках, нужно помнить о некоторых моментах:
- выбор формы игры должен быть педагогически и дидактически обоснован; должно быть задействовано возможно большее количество учащихся;
- игра должна соответствовать языковым возможностям учащихся;
- языковые игры должны проводиться на иностранном языке;
- нельзя забывать о том, что игры не могут заменить систематической учебы и интенсивной тренировки.
Они базируются на уже изученном, нужно применять их в меру, целесообразно и планово
Тhe А В С - games
Перебрасывая мяч, учащиеся называют буквы алфавита;
- первый учащийся, бросающий мяч, называет любую букву алфавита, следующий продолжает с этой буквы до конца;
- "получите телеграмму" - в быстром темпе передаю по буквам текст;
- "таинственное письмо" - выдаю карточки с "письмами", где зашифровываю текст (каждая буква соответствует определенной цифре - А-1 В-2 и т.д.)
Word games
-"Сhаinword"- каждая последняя буква слова является первой буквой следующего;
-" Crossword"- пишу на доске по вертикали сложное слово, каждая буква которого может быть включена в одно из слов кроссворда по горизонтали (слова должны относится к одной теме).
Grammar games
"Тhe Gate" - двое сильных учеников становятся перед классом, соединив руки и образуя "ворота". Остальные по очереди подходят и задают вопросы на определенную структуру (речевой образец, тему ). В зависимости от правильности вопроса следует ответ: "Тhе gate 15 оpen" (Shut).
-"Guess it"- угадывать можно, что угодно: цвет, предмет, его местонахождение и т.д., задавая общие вопросы;
- " What is missing"-на столе раскладываются предметы, название которых учащиеся знают. После того, как дети посмотрели на предметы, они закрываются газетой. Кто назовет больше предметов, тот выигрывает;
" Live Numbers"- дети садятся в кружок, у каждого свой номер. Водящий садится в центр, он называет два числа. Дети с этими цифрами должны поменяться местами. Ведущий старается занять одно из освободившихся мест. Тот, кто остался без места, становится водящим.
" Робот " - выполняются одним учащимся команды учителя или учащихся. (go to the window, look throughout etc). Стараюсь давать задания посмешнее.
" Spoken Messages"-по цепочке от учителя шепотом на ухо передается команда (draw the cat an the blackboard) последний должен ее выполнить.
-" Guess ...! "
а) перед тем, как загадать загадку, ученик рассказывает о своей семье. Guess my viddle: His name is John. . Не is not my uncle. Не is not my father. Не is not my grandfather Who is he?.
b) для этой игры нужно иметь короны, на эмблемах которых изображен какой-либо вид спорта. Ученик закрывает глаза, а учитель закрепляет корону на его голове, то есть все, кроме этого ученика знают, каким видом спорта он занимается. При помощи вопросов товарищей учащийся должен угадать это. Он задает вопросы: "Саn I run well? " Все отвечают на них, и он должен догадаться, каким видом спорта он занимается.
исполнению.
Ролевая игра – эффективнейшее средство мотивации при изучении ИЯ.
Эффективным методом для нейтрализации отрицательного отношения учащихся к предмету и повышения у них мотивации учения является также ролевая игра. Формы ролевой игры на уроках иностранного языка различны. На начальном этапе обучения - это сюжетная ролевая игра сказочного содержания, для среднего школьного возраста - сюжетная ролевая игра бытового содержания, на старшем и среднем этапе имитационная ролевая игра познавательного содержания и на старшем же этапе имитационная деловая игра.
В сюжетных ролевых играх использовать фотоальбомы, книги, журналы, иллюстрации, предметы бытового назначения, куклы с набором одежды, игрушки. Темы игр близки детям - разговор о членах семьи, о профессиях, о явлениях окружающего мира, о режиме дня и т.д. Способность младших школьников играть выражалось в том, что учащиеся с готовностью принимают игровую ситуацию, нереальный, сказочный или фантастический сюжет.
Помимо форм игрового общения, соответствующих определенным возрастным особенностям учащихся и их ведущей деятельности на конкретном возрастном этапе на уроках иностранного языка со школьниками младшего, среднего и старшего возраста организовывались ролевые игры обиходного содержания, предназначенные для формирования норм речевого этикета, воспитания культуры поведения. Школьники учились правильно приветствовать друг друга и взрослых, обращаться к собеседнику, выражать благодарность, приносить извинения и т. д.
На уроках иностранного языка в зависимости от возраста учащихся возможны следующие формы ролевой игры:
ФОРМЫ РОЛЕВОЙ ИГРЫ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
младший школьный возраст | средний школьный возраст | старший школьный возраст |
сюжетная ролевая игра сказочного содержания
сюжетная ролевая игра бытового содержания имитационная ролевая игра познавательного содержания имитационная ролевая игра мировоззренческого содержания имитационная деловая игра ролевая игра обиходного содержания (речевой этикет и культура поведения) |
Таким образом, ролевые игры могут эффективно использоваться на уроках с учащимися разного возраста, если учитываются основные положения теории ведущей деятельности, исследования проблем общения и речевой деятельности. Применение данного приема позволяет эффективнее решать учебные, воспитательные и образовательные задачи.
Ролевая игра выполняет в учебном процессе 5 основных функций: мотивационно-побудительную, обучающую, воспитательную, ориентирующую и компенсаторную.
Требования к ролевым играм.
Назовем основные требования к ролевым играм.
- Игра должна стимулировать мотивацию учения, вызывать у школьников интерес и желание хорошо выполнить задание; ее следует проводить на основе ситуации, адекватной реальной ситуации общения.
- Ролевую игру нужно хорошо подготовить с точки зрения, как содержания, так и формы, четко организовывать. Важно, чтобы учащиеся были убеждены в необходимости хорошо исполнить ту или иную роль. Только при этом условии их речь будет естественной и убедительной.
- Ролевая игра должна быть принята всей группой.
- Она непременно проводится в доброжелательной творческой атмосфере, вызывает у школьников чувство удовлетворения, радости. Чем свободнее чувствует себя ученик в ролевой игре, тем инициативнее он будет в общении. Со временем у него появится чувство уверенности в своих силах, в том, что он может исполнять разные роли.
- Игра организуется таким образом, чтобы учащиеся могли в активном речевом общении с максимальной эффективностью использовать отрабатываемый речевой материал.
- Учитель непременно сам верит в ролевую игру, в ее эффективность. Только при этом условии он может добиться хороших результатов.
- Большую значимость приобретает умение учителя установить контакт с ребятами. Создание благоприятной, доброжелательной атмосферы на занятии – очень важный фактор. В процессе игры учитель иногда может взять себе какую-либо роль, однако не главную, чтобы игра не превратилась в традиционную форму работы под руководством. Желательно, чтобы социальный статус этой роли помог бы ему ненавязчиво направлять речевое общение в группе.
- Обычно учитель берет себе роль лишь вначале, когда школьники еще не освоили данный вид работы. В дальнейшем необходимость в этом отпадает. В процессе игры сильные учащиеся помогают слабым. Учитель же управляет процессом общения.
- В ходе игры учитель не исправляет ошибки, а лишь незаметно для учащихся записывает их, чтобы на следующем занятии обсудить наиболее типичные.
Телевизионные игры
Особый интерес у учащихся, независимо от возраста, вызывают игры, которые демонстрируются сейчас по телевидению: " Поле Чудес ",
" Звездный час ", " Счастливый случай”, «Кто хочет стать миллионером»
Существует и так называемые нестандартные уроки: такие как урок – пресс - конференция, урок-конференция, урок-день рождения, урок-вертушка, урок-сватовство. Такие уроки желательно проводить в сильных классах, они требуют большой подготовительной работы, как со стороны учителя, так и учащихся и эти затраты окупаются сторицей.
Подводя итог всему сказанному, нужно отметить, что уроки иностранного языка предоставляют учителю больше возможности для поднятия интереса, создания мотива для дальнейшего его изучения. Значимость изучения иностранного языка в настоящее время невозможно переоценить. Для практики учителя-практика в этом плане существуют неограниченные возможности для творческого поиска все новых и новых форм и методов активизации учебного процесса.
Приложение
Детские игры в Великобритании
Набор “Детские игры в Великобритании” предназначен для детей младшего и среднего школьного возраста.
Набор содержит подробное описание игр на английском языке, в которые играют дома и на улице дети Великобритании.
Материал набора может быть с успехом использован при обучении детей английскому языку.
Some words which you may need when you play this or that game
back to back - спиной друг к другу
blindfold - завязывать глаза
call out - вызывать
card - карточка
center - центр
circle - круг
divide into - делить на
drop out of the game - выбывать из игры
face somebody - стоять лицом
goal line-finish line - линия финиша
starting line - линия старта
« It » - водящий в игре
leader - руководитель, ведущий игры
line - линия, ряд
line up - выстраиваться в ряд
obey an order - выполнять приказание
partner - партнёр в игре
player - играющий
point - очко
race - состязание в скорости
relay - эстафета
runner & chaser - убегающий и догоняющий
score - счёт очков
to score - набирать очки
side by side - рядом (бок о бок)
signal - сигнал
at a signal - по сигналу
to tag - поймать играющего
to be tagged - быть пойманным
team - команда
turn a quarter-turn - повернуться на 90 градусов
win - выигрывать
winner - победитель
to lose a game - проигрывать
He succeeded - Он успел (попал)
He failed - Он не успел (не попал)
To mark the score - подсчитывать очки
To receive a prize - получить приз
In turn - по очереди
To pay a forfeit - платить фант
CAPS and HATS
Each player put his cap (or her hat) close to the wall. The caps and hats must touch one another and form a row. Then draw a line 6 yards away from the wall.
The first player throws a small ball into any cap or hat except his own. If he fails, the owner of the cap runs to his cap, picks up the ball and tries to hit another player. If he hits the player, this player puts a stone in his cap. If he does not hit the player, he puts a stone in his own cap.
Then the second player throws the ball into caps or hats.
The player who has three stones in his cap drops out of the game. The last player in the game is the winner.
You can play this game with holes instead of caps and hats. Besides, you can roll the ball instead of throwing it.
MY GRANDMOTHER*s TRUNK
All the players sit around in a circle. The first player starts the game. He says, ”I packed my grandmother*s trunk with blouses and shirts.”
The third player says, “I packed my grandmother*s trunk with blouses, shirts and vegetables.”
Did you guess what the game is? Each player must repeat the names of the objects that the other players have said, and then a new one. Anyone who forgets an object or names the object in the wrong order drops out of the game.
The last player is the winner, of course.
WHO IS MISSING?
All the players sit on chairs in a circle. One player is “It”, and he goes out of the room. While he is out, another player leaves the room by a different door or hides in the room. At the same time all the other players change their places.
Now the players call “It” back into the room. He must look at the players and find out “Who is missing?” as quickly as possible. It is a lot harder than it seems.
After he finds it out, the missing player becomes “It”, and a new player must hide. Each time all the players change places.
The player who needs the least time for finding out who is missing wins.
SAUSAGE
All players sit in a circle and ask “It” such questions as “What is your favourite fruit?” – “What is your nose like?” – “What do you put on in the morning when it is cold in the street?” and so on.
To every question “It” must answer “Sausages”. If he laughs or even smiles, he drops out of the game. Then another player must take his place in the centre of the circle.
The winner is the player whom the players cannot make laugh or smile. And it is not very easy to remain serious in this game as it may seem.
READ BY THE LIPS
All players stand in a line. The first in a line goes forward and faces the line. His lips form an English command, such as “Jump”, ”Dance” or ”Run”. The player who is next to him goes quickly forward and stands beside him. Then his lips form what he thinks the first player has said, and so on until the end of the line. Then all the players fulfil the command each of them formed.
Those mistaken must pay a forfeit.
Silence is compulsory.
SAY IT QUICKLY
All players sit in a circle. The leader stands in the middle of it, and asks questions. The players have to answer them with words beginning with R or S (You can choose any other letters of the alphabet). But the players have to do it quickly, before the leader counts ten. For example, the leader may ask, “what is your favourite food. The answer can be “sugar” or even “salt”. And to the question “I saw a strange animal in your garden yesterday – What was it?” the answer can be squirrel”.
A player who is not able to answer a question quickly must pay a forfeit.
HOW EXACT CAN YOU BE?
In order to play this game you must have a table with different things on it: matches in a heap, note-books in a heap, flowers in a vase, pins and needles in a heap, etc.
Give each player a sheet of paper and a pencil and ask him to write down how many matches, note-books, flowers, pins and needles he thinks there are on the table.
Do not give the player time to count.
The player who has the most correct answers wins.
OPPOSITES
Any number of players can play this game. The players sit in a row. The leader stands in front of them.
Whatever the leader tells a player to do, the player must do exact the opposite. If the leader tells the player to stand up, he must, of course, sit down.
If the leader tells the player to smile, he must not smile, though it is very difficult, of course.
If the leader tells the player to cry, he must laugh, and so on. The player who can’t do that drops out of the game.
The last player in the game is the winner.
SIMON SAYS
You must choose one player as the leader. He must stand on a box, chair or table so that everyone can see and hear him. The other players stand in a line facing the leader.
The leader begins by saying: “Simon says, ‘Hands out in front of you.’ Then each player must stretch out his hands.
The players obey orders obey orders only if the leader first says “Simon says”. If the leader just says: “walk backwards”, then everyone must stand still because the leader did not say: “Simon says, ‘Walk backwards’.”
If a player obeys an order, which he must not obey, he drops out of the game, too. The last player left in the game is the winner.
The leader may not obey his own orders. He may even do some thing different. For example, he may say, “Simon says, ‘Put your hands on your hips’.” And he himself puts his hands on his shoulders.
Also the leader may give orders like this: “Simon says, ’Take one step forward… Now one step to your right’.” In this case the players must only take one step forward and not the step to the right, because the leader did not say “Simon says” before the leader did not say “Simon says” before he gave the second order.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по организации работы по развитию информационно - коммуникативной компетенции школьников на основе работы над сочинением с элементами рассуждения (раздел «Письмо») на уроках английского языка в старших классах.
Концепция модернизации российского образования на период 2011-2012 года предполагает переход школьного образования от формально – знаниевой к личностно – деятельной парадигме. Она определяет и новое к...
Доклад "Развитие творческой активности школьников методом проектов"
Цели общеобразовательной области « Технология» будут достигнуты, если учащиеся получат возможность в процессе ее освоения испытать себя выполнением ряда творческих практических работ, которые включает...
Проблемное обучение на уроках английского языка - способ формирования творческой активности и познавательных интересов личности.
Требования новых ФГОС к современному уроку.Категории проблемного обучения.Педагогические требования к созданию проблемных ситуаций....
Возможности урока английского языка для развития духовно-нравственных ценностей школьников.
Возможности урока английского языка для развития духовно-нравственных ценностей школьников....
Развитие творческой активности школьников на уроках технологии.
В данной статье рассказывается о некоторых приемах развития творческой активности школьников на уроках технологии....
Статья на тему: "Психологические игры и упражнения во внеурочной деятельности как средство развития творческого воображения школьников"
Воспитывая творческих учеников, способствуя раскрытию их творческого потенциала, мы отойдем от консервативности в решении тех или иных вопросов, найдем новые и, возможно, более рациональные пути, а зн...
Игра-соревнование на урок английского языка
Игра-соревнование на уроке английского языка. Подойдет для актуализации знаний школьников после каникул или как урок-обобщение в конце учебной четверти....