ДИАГНОСТИКА МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ПО ПРЕДМЕТУ ФОРТЕПИАНО
методическая разработка по музыке на тему
Цель: определение качества промежуточных и итоговых результатов реализации программы, развития личностных качеств учащихся, коррекция педагогического воздействия.
Педагогическая диагностика: Диагностика музыкальных способностей; Диагностика качества усвоения программы.
Применяются следующие методы диагностики: собеседование, наблюдение, анкетирование, составление индивидуальных планов учащихся, технический зачет, контрольный урок, академический концерт, конкурсы различных уровней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_krasikova.doc | 201.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ДИАГНОСТИКА МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
ПО ПРЕДМЕТУ ФОРТЕПИАНО
Являясь педагогом по фортепиано в Детском центре культуры, я хотела бы рассказать, как осуществляю диагностику музыкальных способностей учащихся на уроке фортепиано.
Цель: определение качества промежуточных и итоговых результатов реализации программы, развития личностных качеств учащихся, коррекция педагогического воздействия.
Формы и методы диагностики
Педагогическая диагностика:
- Диагностика музыкальных способностей
- Диагностика качества усвоения программы
Психолого-педагогическая диагностика:
- Диагностика формирования личностных качеств учащихся (авторы – Н.В.Кленова, В.Ф.Ломова, А.В.Меренков)
- Диагностика формирования самооценки и развития мотивации учащихся (Гинзбург)
- Диагностика удовлетворенности детей и родителей образовательным процессом (И.М.Витковская)
- Диагностика уровня комфортности в коллективе (С.В.Тетерский)
Применяются следующие методы диагностики:
- собеседование
- наблюдение
- анкетирование
- составление индивидуальных планов учащихся
- технический зачет
- контрольный урок
- академический концерт
- конкурсы различных уровней
Формы фиксации и отслеживания результатов:
- журнал
- дневник
- индивидуальный план
- аналитические записки
- графики, круговые диаграммы, гистограммы
Анализ результатов диагностики помогает обработать педагог-психолог, что позволяет сделать более качественные выводы и скорректировать дальнейшую педагогическую деятельность.
Если мы хотим, чтобы учебный процесс в максимально возможной мере развивал всех учеников, необходимо при выборе форм, методов и средств обучения осуществлять дифференцированный подход, который позволяет максимально конкретизировать учебные задачи, содержание, а также контроль и оценку результатов. Так как задатки у учеников разные, то в нашем образовательном учреждении введены дифференцированные требования по 3-м уровням (низкий, средний, высокий).
В первый год обучения дети не делятся по уровням. К концу года становится возможным разделение на 2 уровня:
низкий – учащиеся со слабым развитием музыкальных способностей, средний – учащиеся с относительным развитием музыкальных способностей.
Уровень определяется по следующим критериям:
- эмоциональность
- творческое воображение
- музыкальный слух
- ритм
- технические навыки
Начиная со 2-го класса (3-й год обучения) можно четко разделить учеников на 3 уровня:
- низкий
- средний
- высокий
Разделение по уровням – внутреннее дело педагогов, оно не должно быть известно ученикам и их родителям. Задача педагога - правильно организовать педагогический процесс, который будет стимулировать развитие способностей учащихся, создавать условия для реализации их возможностей.
Применение дифференцированного подхода обязательно связано с улучшением преподавания, более точной диагностикой развития ребенка, раскрытием его творческого потенциала. Уровневый подход нужен для того, чтобы не были загублены ростки интереса к музыке и не деформировалась личность.
Ориентиром служат потребности и реальные возможности конкретного ученика, а критерии помогают определять и корректировать слабые стороны учащегося. Критерии – это мой инструмент оценки ученика.
Критерии диагностики музыкальных способностей.
- Эмоциональность – эмоциональная отзывчивость на разучиваемый репертуар. Выразительное исполнение, передача характера произведения, чувство фраз, кульминации, смысловых и динамических акцентов.
- Творческое воображение – отзывчивость на различные творческие задания (сочинить, импровизировать, нарисовать, рассказать о прослушанном)
- Музыкальный слух – способность улавливать связь между звуками, запоминать и воспроизводить их. Умение определять на слух знакомые мелодии, тембры, регистры, лады, жанры в соответствии с требованиями на каждый год обучения.
- Ритм – правильное исполнение ритмических фигур, формул по сложности соответствующих уровню прохождения репертуарного плана года.
- Технические навыки – правильная посадка, постановка игрового аппарата, грамотное владение инструктивным материалом (гаммы, этюды, упражнения), синхронность исполнения партий правой и левой руки, ровное звуковедение, в соответствии с учебно-тематическим планом.
Примечание:
1 балл – ученик не выполняет задание даже с помощью педагога
2 балла - ученик выполняет задание только с помощью педагога
3 балла - ученик выполняет большую часть задания с помощью педагога
4 балла – ученик выполняет задание частично с помощью педагога
5 баллов – ученик выполняет задание без помощи педагога
Каждый параметр оценивается по 5-бальной системе. В конце каждого учебного года в колонке «Общее количество баллов» суммируется результат каждого параметра и выводится в виде гистограммы (на каждого ребенка отдельно). В результате, данная диагностика очень удобна в использовании, т.к. сразу видны различия в развитии музыкальных способностей каждого ребенка по итогам учебных годов обучения. Выбор разной цветовой гаммы определяет разные года обучения (например, 2011-2012 – зеленый; 2012-2013 – синий; 2013-2014 – красный).
Данная диагностика составлена для того, чтобы проследить развитие музыкальных способностей у детей в течении учебного года, начиная со 2 класса и заполняется в конце учебного года.
Диагностика качества усвоения программы
Диагностика отслеживается по трем основным уровням:
I уровень – профориентированный (высокий);
II уровень – академический (средний);
III уровень – общеэстетический (низкий).
Примерный вариант диагностики качества обучения (1 уровень)
№ | Виды заданий | Критерии оценки | Оценка в баллах |
1 | Исполнение программы | 1. Эмоциональная отзывчивость. 2. Осмысленность исполнения: -точность расшифровки авторского текста; -ясность музыкальной формы произведения; -устойчивость темпа, ритма. | Отсутствие одного из критериев снижает оценку на 1 балл |
2 | Исполнение произведений из ранее выученных | 1. Объем репертуара. 2. Осмысленность исполнения. 3. Инструментальные навыки | |
3 | Чтение с листа | 1. Осмысленность исполнения. 2. Зрительная, слуховая, двигательная реакция на нотный текст. | |
4 | Подбор по слуху | 1. Звуковысотная память. 2. Метроритмическая память. 3. Двигательная реакция на слуховые представления. | |
5 | Транспонирование | 1. Ладо-тональное мышление. 2. Аппликатурные навыки. | |
6 | Подбор аккомпанемента к мелодии | 1. Точность гармонизации. Адекватность выбора фактуры аккомпанемента жанровым особенностям мелодии. | |
7 | Сочинение мелодии | 1. Выразительность мелодии и ритма. 2. Ясность формы. | |
8 | Исполнение гамм, аккордов, арпеджио | 1. Качество звука. 2. Аппликатурные навыки. |
Примерный вариант диагностики качества обучения (2 уровень)
№ | Виды заданий | Критерии оценки | Оценка в баллах |
1 | Исполнение программы | 1. Эмоциональная отзывчивость. 2. Осмысленность исполнения: -точность расшифровки авторского текста; -ясность музыкальной формы произведения; -устойчивость темпа, ритма. | Отсутствие одного из критериев снижает оценку на 1 балл |
2 | Исполнение произведений из ранее выученных | 1. Объем репертуара. 2. Осмысленность исполнения. 3. Инструментальные навыки | |
3 | Чтение с листа | 1. Осмысленность исполнения. 2. Зрительная, слуховая, двигательная реакция на нотный текст. | |
4 | Подбор по слуху | 1. Звуковысотная память. 2. Метроритмическая память. 3. Двигательная реакция на слуховые представления. | |
5 | Транспонирование | 1. Ладо-тональное мышление. 2. Аппликатурные навыки. | |
6 | Подбор аккомпанемента к мелодии | 1. Точность гармонизации. Адекватность выбора фактуры аккомпанемента жанровым особенностям мелодии. |
Примерный вариант диагностики качества обучения (3 уровень)
№ | Виды заданий | Критерии оценки | Оценка в баллах |
1 | Исполнение программы | 1. Эмоциональная отзывчивость. 2. Осмысленность исполнения: - точность расшифровки авторского текста - ясность музыкальной формы произведения - устойчивость темпоритма - выразительность мелодии -тембро-динамическое разнообразие | Отсутствие одного из критериев снижает оценку на 1 балл |
2 | Чтение с листа | 1. Осмысленность исполнения. 2. Зрительная, слуховая и двигательная реакция на нотный текст. | |
3 | Подбор по слуху | 1. Звуковысотная память. 2. Метроритмическая память. 3. Двигательная реакция на слуховые представления. | |
4 | Подбор аккомпанемента к мелодии | 1. Точность гармонизации. 2. Адекватность выбора фактуры аккомпанемента жанровым особенностям мелодии. |
Мониторинг качества обучения
Количество обучающихся – 17 человек
Смотри файл «Мониторинг результативности победителей конкурсов»
Показ позитивной динамики достижений обучающихся
за последние пять лет
2009-2014 гг
Психолого-педагогические диагностики
Уровень развития интереса детей к занятиям 2013 – 2014 уч. год.
Шкала соответствует пятибалльной системе оценки,
синий – 2013 год, красный – 2014 год
Особенности мотивации учащихся
- Внешняя
- Внутренняя
- Познавательная
- Саморазвития
- Общения
- Самоутверждения
- Избегания неудач
Самооценка учащихся
Всего 17 обучающихся
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА
С 19 по 30 сентября 2010 года в ДЦК г. Березники проводилась входящая диагностика мотивации и самооценки детей. В исследовании приняло участие 17 учащихся педагога Красиковой М.В. в возрасте от 6 до 14 лет.
Цель:
- Изучение мотивации посещения предмета фортепиано;
- Изучение особенностей самооценки детей.
В ходе диагностики было выявлено:
- У большинства детей внутренняя мотивация:
- у 52% - она сильная;
- у 48% - средняя
- низкая мотивация отсутствует.
У большинства учащихся разнонаправленная мотивация с преобладанием
- Познавательной направленности - 60 %;
- На втором месте встречается направленность на самоутверждение – 20 %;
- Саморазвитие – 10 %;
- Общение – 10 %.
- Большинство детей имеют:
- Среднюю самооценку – 41 %;
- Самооценка выше среднего – 35 %;
- Высокую – 24 %;
- Детей с низкой самооценкой нет.
Выводы и рекомендации:
Более половины детей имеют хорошо развитую мотивацию и среднюю самооценку, что способствует их успешному обучению и личностному развитию. Задача педагога – поддерживать их мотивацию и самооценку на должном уровне.
КРАСИКОВА М.В.,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО
Проблема развития музыкальных способностей юных пианистов на сегодняшний день актуальна и занимает важное место на начальном этапе обучения игре на фортепиано. Как правило, занятия начинаются с детьми...
Диагностика музыкальных способностей у детей
Диагностика музыкальных способностей детейОПИСАНИЕПедагогический мониторинг музыкальной деятельностиДиагностика субъектных проявлений в музыкальной деятельностиПредмет педагогической диагностики:субъе...
ДИАГНОСТИКА МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ.
В основе большинства концепций музыкального развития детей лежит убеждение в том, что каждый ребёнок не только имеет право заниматься музыкой, но и обладает для этого достаточными музыкальными способн...
Диагностика музыкальных способностей
Параметры развития музыкальных способностей:1. Эмоциональная отзывчивость на музыку.2. Музыкальная память.3. Музыкально-ритмическое чувство....
Диагностика музыкальных способностей
Параметры развития музыкальных способностей:1. Эмоциональная отзывчивость на музыку.2. Музыкальная память.3. Музыкально-ритмическое чувство....
Методический доклад : «Развитие музыкально-ритмических способностей учащихся на уроке фортепиано»
Так как чувство ритма образует основу эмоционального восприятия музыки, для воспроизведения ритма и характера музыки применяют все виды музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, музыкально-рит...
ДИАГНОСТИКА МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1-5 КЛАССОВ ОБЩЕОБАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ МУЗЫКИ
Предлагаемая методическая разработка диагностики музыкальных способностей детей представляет собой систему тестов, направленных на изучение структурных компонентов музыкальности: звуковысотного(ладово...