Диагностика музыкальных способностей у детей
учебно-методический материал по музыке по теме
Диагностика музыкальных способностей детей
ОПИСАНИЕ
Педагогический мониторинг музыкальной деятельности
Диагностика субъектных проявлений в музыкальной деятельности
Предмет педагогической диагностики:
субъектные проявления старшего дошкольника в музыкальной деятельности.
Задачи диагностики:
Изучить особенности интереса и отношения детей старшего дошкольного возраста к музыке и к разным видам музыкальной деятельности.
Изучить особенности музыкальной субкультуры старших дошкольников.
Изучить особенности музыкальных способностей старших дошкольников.
Определить позиции детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности.
Методы педагогической диагностики:
индивидуальные беседы с ребенком;
наблюдения за детьми в повседневной жизни и в музыкальной деятельности;
диагностические игровые ситуации;
диагностические игры;
анкетирование родителей.
Педагогическая диагностика особенностей интереса и отношения детей к музыке и разным видам музыкальной деятельности.
Метод индивидуальной беседы.
Цель: выявить характерные особенности отношения к музыке у детей
Вопросы беседы:
Что такое музыка? Какую ты любишь слушать музыку?
Какие музыкальные инструменты ты знаешь?
Как ты думаешь: у музыки есть характер? Настроение? Каким оно может быть?
Мы можем передать наше настроение через музыку? Как?
Мы можем выразить характер сказочного героя через музыку? Как?
Мы можем нарисовать музыку? Слепить музыку? Передать ее образ в композицию из конструктора, природных материалов?
Тебе нравятся музыкальные занятия в детском саду?
Что ты больше любишь делать: петь или танцевать?
Тебе хотелось бы научиться играть на музыкальных инструментах. На каких?
Метод индивидуальной беседы.
Цель: выявить отношение детей к использованию музыки в течение дня
Вопросы беседы:
Ты хочешь, чтобы, когда ты с утра приходил в детский сад, звучала бы музыка? Почему?
Хочешь ли ты, чтобы во время твоей игры в группе звучала музыка?
Как было бы тебе интереснее заниматься на занятиях с музыкой или без неё, например, тебе больше понравилось бы рисовать - в тишине или под музыку?
Представь ты на занятии по математике. Как тебе интереснее будет выполнять задание под музыку или без неё?
Хочешь ли ты засыпать под колыбельную, а просыпаться под быструю песенку или мелодию?
Можешь ли ты дома самостоятельно включить магнитофон и
послушать музыку?
Метод индивидуальной беседы.
Цель: выявление отношения ребенка к песенному исполнительству и тематике детских песен.
Вопросы беседы:
У тебя есть любимые песни? Про что они?
Когда у тебя хорошее настроение, какую песню ты поешь?
Как ты думаешь, какие песни нравятся другим детям?
Какую песню ты бы подарил маме, если бы видел, что она грустит?
Тебе больше нравится петь самому, или слушать, как поют другие?
Ты поешь один или с другими детьми. Слушают ли дети, как ты поешь?
Где тебе нравится слушать песни: по радио, по телевизору, по магнитофону?
Где ты больше поешь: дома или в детском саду?
В ходе беседы оценивается:
Какие песни предпочитают дети;
Кто является героем детских песен;
Отношение детей к пению;
Песенный репертуар, характерный для детей данной группы.
Метод индивидуальной беседы.
Цель: изучить особенности интереса детей в музыкально-ритмической деятельности.
Вопросы беседы:
Знаешь ли ты, что такое музыка?
Любишь ли ты слушать музыку?
Где ты слушаешь музыку?
Любишь ли ты петь, танцевать? Что любишь делать больше?
Какая самая любимая у тебя песня? А танец?
Поёте ли вы вместе с мамой, папой, бабушкой, дедушкой?
Танцуете ли вы с мамой, папой? С кем-нибудь еще танцуешь?
Бывал ли ты когда-нибудь в театре на балете?
Что такое балет, объясни мне?
Как ты думаешь, для чего людям нужна музыка и зачем придумали танец?
Метод анкетирования родителей.
Цель анкетирования: изучить особенности отношения детей к музыке и музыкально-ритмической деятельности в семье.
Вопросы анкеты:
Какое место занимает музыка в жизни Вашего ребёнка?
Любит ли он её слушать? Какую музыку предпочитает?
Какое самое любимое музыкальное произведение Вашего ребёнка? А Ваше?
Любит ли он под неё двигаться, танцевать?
Понимает ли он содержание музыки? Передаёт ли в движении содержание и характер музыки, ее ритм?
Насколько эмоционально реагирует Ваш ребёнок на музыку? В чем это выражается?
Стремится ли ребенок, поделиться своими впечатлениями и переживаниями с Вами? Как вы на это реагируете? Почему?
Каково Ваше участие в музыкальном развитии Вашего ребенка:
а) Есть ли дома фонотека детского репертуара?
б) Посещаете ли Вы детские музыкальные спектакли?
в) Организуете ли Вы совместные музыкальные праздники, конкурсы, вечера?
г) Смотрите ли по телевизору музыкальные программы вместе с ребенком? Обсуждаете их?
Метод наблюдения.
Цель наблюдения: изучить особенности отношения детей к музыкально-ритмической деятельности и музыкальным занятиям
Аспекты наблюдения:
Как относятся дети к музыкальным занятиям?
Кто из них проявляет наибольший интерес к музыке? К музыкально-ритмической деятельности?
Какую деятельность предпочитают дети на музыкальном занятии?
Как часто они занимаются в зоне самостоятельной музыкальной деятельности? Что они делают?
Сколько детей ежедневно играют в музыку или с музыкой?
Какие детские музыкальные инструменты они предпочитают?
Какие виды музыкально-ритмических движений воспитанники наиболее часто воспроизводят самостоятельно?
Используют ли дети движения, разученные на музыкальных занятиях, в самостоятельных играх, танцах, двигательных импровизациях?
Целесообразно ли дети используют эти движения?
Особенности интереса и отношения старших дошкольников к музыкально-ритмической деятельности определяется, исходя из критериев, представленных в таблице.
Уровни развития интереса
детей старшего дошкольного возраста к музыкально-ритмической деятельности
Низкий уровеньСредний уровеньВысокий уровень
- поверхностный интерес к музыке, танцу, ритмике;
- не предпринимает попытки выразить музыкальные образы в движении;
- суждения и оценки по поводу музыкально-ритмической деятельности неглубокие, несодержательные, необъективные, немотивированные;
- не использует имеющий в опыте арсенал движений под музыку в самостоятельной деятельности.- интерес к музыкально-ритмической деятельности неустойчивый, характеризуется частым переключением внимания на другую деятельность;
- предпринимает попытки выразить в движении музыкальные образы;
- суждения и оценки по поводу музыкально-ритмической деятельности не всегда обоснованы;
- использует музыкально-ритмические движения в самостоятельной деятельности при участии взрослого.- интерес музыкально-ритмической деятельности устойчивый, отдаёт ей предпочтение в выборе деятельности;
- любит танцевать, импровизировать под музыку, активен в музыкально- подвижных играх;
- суждения и оценки по поводу музыкально-ритмической деятельности мотивированы, объективны, содержательны;
- осуществляет самостоятельный перенос умений музыкально-ритмической деятельности в любую деятельность.
Для выявления интереса детей к музыкальным занятиям в процессе наблюдения проводится беседа с детьми в соответствии с вопросами.
Вопросы беседы:
Нравятся ли тебе музыкальные занятия?
Что ты любишь делать на музыкальных занятиях: петь, танцевать, слушать музыку, играть на музыкальных инструментах? А в группе?
Любишь ли ты, когда звучит музыка? Какую музыку ты любишь?
Есть ли у тебя любимая песня, исполнитель? Какая? Назови.
Почему тебе нравится эта музыка?
В ходе беседы оценивается:
Как дети относятся к музыке.
Какие песни они знают, любят и поют.
Какие детские песни из музыкальных сказок они знают,
Слушают ли современную музыку и как используют ее в повседневной жизнедеятельности.
Каким образом у детей проявляется интерес к занятиям, на которых используются музыкальные произведения.
Какие виды детской музыкальной деятельности предпочитают дети.
Что они любят делать в музыкальном зале и группе детского сада.
Педагогическая диагностика особенностей музыкальной субкультуры
Метод индивидуальной беседы.
Цель: выявить музыкальные (песенные) предпочтения детей.
Вопросы беседы:
Любишь ли ты слушать музыку?
Ты любишь слушать громкую или тихую музыку; спокойную или быструю?
Какие песни ты знаешь?
У тебя есть любимая песня или песня, которая тебе нравится больше всего?
Можешь ли ты спеть какую-нибудь песню?
Что ты делаешь, когда слышишь любимую песню?
Какие детские песни тебе нравятся?
Тебе нравится больше, когда песню исполняет певец, дети или сказочный герой?
Назови, какие песни, из каких мультфильмов или кинофильмов тебе нравятся?
У тебя есть любимый певец, певица?
В ходе беседы оценивается:
Какие песни дети знают, любят и поют.
Слушают ли дети музыку дома, какую именно, по чьей инициативе.
Что дети делают, когда звучит музыка.
Хотят ли дети, чтобы основные режимные моменты в детском сад сопровождались музыкой.
Метод наблюдения за детьми в свободной деятельности
(в перерывах между занятиями, во время игр, в повседневной жизни)
Цель наблюдения: выявить особенности обращения к песне у детей вне музыкальных занятий.
Особое внимание при наблюдении обращается на поведение детей в музыкальном уголке.
Критерии наблюдения:
Использование ребенком песенного материала в самостоятельной
деятельности;
Репертуар, исполняемый ребенком в самостоятельной деятельности;
Увлеченность ребенка песенной деятельностью;
Продолжительность использования песни в деятельности;
Активность ребенка, привлечение к своей деятельности других детей.
Содержание и частота занятий самостоятельной музыкальной
деятельностью в музыкальном уголке;
Творческие, сочинительские проявления детей в пении, источники, мотивация творчества.
Диагностическая игровая ситуация.
Цепь диагностики: выявить музыкальные предпочтения детей.
Организуется индивидуально с целью выявления музыкальных предпочтений детей.
Ситуация 1.
Цель: определить музыкальные предпочтения ребенка к вокальной или инструментальной музыке.
Организация:
Ребенку предлагается прослушать 3 музыкальных фрагмента:
-вокальный,
- инструментальный (симфонический оркестр),
- инструментальный (оркестр народных инструментов).
Ребенок выбирает тот фрагмент, который ему больше всех понравился. Для того чтобы выбор был объективным, для прослушивания можно использовать 3 различных варианта исполнения одной и той же мелодии.
Рекомендации:
Например, русской народной песни Во саду ли, в огороде:
1 вариант сама песня со словами,
2 вариант - фрагмент Белка из оперы Н.А. Римского-Корсакова Сказка о царе Салтане,
3 вариант - мелодия песни в исполнении оркестра народных инструментов.
Ситуация 2.
Цель: определить предпочтения ребенка в песенном жанре детские, современные или народные песни.
Организация:
Ребенку предлагается прослушать 3 песни:
- народную,
- детскую,
- современную.
Ребенок выбирает ту песню, которая ему нравится больше других. Песни должны быть хорошо знакомы ребенку.
Рекомендации:
Например,
-русская народная песня - Калинка,
-детская песня - В траве сидел кузнечик (муз. В.Шаинского, сл. Н.Носова),
-современная песня - Рыбка (гр. Фабрика)
-любая другая популярная песня, которая на слуху у детей.
Метод наблюдения за детьми в свободной деятельности.
Цель: изучить особенности использования ребёнком музыки в повседневной жизнедеятельности.
На каждого ребёнка заполняются индивидуальные карты наблюдений. Кроме того, результаты наблюдений могут оформляться в свободной форме в дневнике наблюдений воспитателя.
Индивидуальная карта 1. Музыкальные предпочтения ребёнка
Жанры музыкиПредпочитаемые виды деятельности
СлушаниеИсполнительствоТворческие импровизации
Материал музыкальных занятий
Популярные детские песни (м/ф., к/ф.)
Популярные песни
Народная музыка
Детский фольклор
Народная музыка
Индивидуальная карта 2. Предпочтения ребёнка в музыке
Режимные
моментыЧастота музыкальных инициативИнициативность в использовании музыкиИспользуемый музыкальный материал
часторедконетестьРедконетВарьи-руемыйПостоян-ныйОднооб-разный
Одевание-
раздеваниеникогда
Занятия и подготовка к ним
Прогулка
Гигиенические
процедуры
Индивидуальная карта 3. Использование ребенком музыки в самостоятельной деятельности.
Самостоятельная
деятельностьЧастота музыкальных инициативИнициативность в использовании музыкиИспользуемый музыкальный материал
часторедконетестьРедконетВарьиру-емыйПостоян-ныйОднообразный
Играникогда
Индивидуально- продуктивная деятельность
Трудовая деятельность
ВзаимодействиеЧастота музыкальных инициативИнициативность в использовании музыкиИспользуемый музыкальный материал
часторедконетестьРедконетВарьи-
руемыйПостоянныйОднообразный
Со сверстникаминикогда
С педагогами
С родителями
Индивидуальная карта 4. Использование ребенком музыки в процессе взаимодействия
Диагностики, изучающие музыкальную эрудицию старших дошкольников
как компонента музыкальной субкультуры
Метод диагностических игровых ситуаций.
Цель: определить особенности знаний детьми музыкального репертуара.
Вариант 1. Игровая ситуация: Музыкальная шкатулка.
Игровой материал: шкатулка, карточки с рисунками, иллюстрирующими содержание знакомых песен (на обороте карточки для контроля указано название песни)
Ход диагностики:
В шкатулке помещаются 5-6 карточек. Дети по очереди вынимают карточки и передают их ведущему, называя музыкальное произведение. Песни исполняются без музыкального сопровождения всеми детьми или индивидуально по желанию ребенка.
Вариант 2. Игровая ситуация: Волшебный волчок.
Игровой материал: на планшете располагаются иллюстрации к песням, в центре вращающаяся стрелка.
Ход диагностики:
Вариант I. Песня звучит в записи. Ребенок указывает стрелкой на соответствующую иллюстрацию и называет песню или называет, из какого она мультфильма или кинофильма.
Вариант 2. Ребенок-ведущий указывает на какую-либо картинку, остальные дети поют песню, соответствующую содержанию этой картинки.
Вариант 3. Игровая ситуация: Музыкальный магазин.
Игровой материал: магнитофон, кассеты с иллюстрациями к знакомым детям песням.
Ход диагностики:
Покупатель просит прослушать ту или иную песню. Ребенок-продавец напевает ее самостоятельно. От того, как он споет песню, будет зависеть, купят кассету с песней или нет.
Вариант 4. Игровая ситуация: Музыкальное лото.
Диагностический материал: Карточки-картинки (по числу играющих детей), иллюстрирующие содержание знакомых песен.
Ход диагностики:
Детям раздают по 3-4 карточки. Исполняется песня в записи. Дети узнают песню и закрывают фишкой нужную карточку. Выигрывает тот, кто правильно закроет все карточки.
Вариант 5. Игровая ситуация: Угадай название песенки.
Диагностический материал: кассеты с детскими песнями.
Ход диагностики:
Воспитатель ставит прослушать знакомые детям песни. Задача для ребёнка правильно назвать её. За каждый правильный ответ ребенок получает очко. Выигрывает тот, кто получит большее количество очков.
Метод индивидуальной беседы
Цель беседы: изучить особенности музыкальной эрудиции старших дошкольников.
Вопросы беседы:
Как называют человека, который пишет музыку?
Какие композиторы тебе известны?
Какие музыкальные произведения этих композиторов ты знаешь?
На чем можно исполнить музыку?
Какие музыкальные инструменты ты знаешь? Какие из них тебе нравятся?
Как можно назвать одним словом музыкантов, исполняющих на разных инструментах одновременно одно и то же музыкальное произведение? (оркестр).
Метод диагностических ситуаций.
Ситуация 1. Узнай и назови.
Ход ситуации:
Игровой персонаж объясняет ребенку, что все кассеты с музыкальными записями перепутались. Предлагается на слух узнать музыкальное произведение или его фрагмент.
Предлагаемая детям музыка входит в программу музыкальных занятий старшей и подготовительной группы:
П. Чайковский Осенняя песнь;
Н. Римский-Корсаков Белка (из оперы Сказка о царе Салтане);
М. Мусоргский Избушка на курьих ножках (Картинки с выставки);
Д. Кабалевский Клоуны;
Шуман Сельский праздник.
Дополнительный музыкальный материал:
В. Калинников Грустная песенка;
И. Бах Шутка.
Ситуация 2. Выставка портретов известных композиторов.
Ход диагностической ситуации:
Игровой персонаж объясняет ребенку, что готовит выставку, но не знает, как поместить таблички под портретами композиторов. Предлагается узнать портреты композиторов:
Римского-Корсакова,
П. Чайковского,
В.-А. Моцарта,
М. Мусоргского,
Прокофьева,
Д. Кабалевского,
Р. Шумана.
Критерии определения музыкальной эрудиции ребенка:
Познавательный интерес,
Общее отношение к музыке, к теме беседы.
Знание композиторов, их музыкальных произведений.
Умение узнавать на слух ранее слышанные музыкальные произведения.
Знание различных музыкальных инструментов, умение узнавать их по звучанию.
Знание особенностей исполнения музыки (вокальное и инструментальное исполнение; сольное и хоровое пение, инструментальное и оркестровое исполнение).
Наличие представлений о жанрах музыки.
В соответствии с критериями возможно выделение 4 групп детей.
Первая группа.
Познавательный интерес, увлеченность темой беседы, положительное отношение к музыке у детей не выражены.
Отсутствуют знания о композиторах, их музыке, а также умение на слух узнавать ранее слышанные музыкальные произведения.
Редко узнают по звучанию музыкальные инструменты, путают или совсем не могут вспомнить их названия, не всегда узнают по изображению.
Отсутствуют представления о существовании сольного и хорового исполнения музыки, инструментального и оркестрового, о различных жанрах музыки.
Вторая группа.
Иногда проявляют интерес к знакомству со сведениями о музыке, к беседе о музыке.
Отсутствует устойчивое положительное отношение к данному виду искусства.
Имеют представление о том, кто такой композитор, знают одного композитора, но знание музыкальных произведений, написанных им, отсутствует.
Узнают на слух очень ограниченное количество ранее слышанных музыкальных произведений (не более одного - двух из шести).
Узнают по звучанию несколько музыкальных инструментов, но называют их не всегда правильно и нередко путают на картинках.
Наличествуют представления об особенностях исполнения музыки (сольное/ хоровое и инструментальное/оркестровое), но эти представления поверхностны, неглубоки.
Дети знают об одном - двух жанрах музыки, но само понятие им, как правило, не знакомо.
Третья группа.
Ребенок проявляет интерес к знакомству с данным видом искусства, к теме беседы.
Есть знания о деятельности композитора.
Может узнать и назвать несколько имен выдающихся композиторов.
Узнает на слух три-четыре музыкальных произведения, слышанных ранее.
Определяет по звучанию большинство из предложенных музыкальных инструментов, правильно называет их и находит на картинке.
Знает об основных особенностях исполнения музыки.
Имеет представление о том, что такое жанр музыки.
Знает несколько жанров, может рассказать о них.
Четвертая группа.
Дети имеют ярко выраженный познавательный интерес к музыке, проявляют заинтересованность в беседе на тему музыки.
Имеют устойчивые знания о деятельности композитора, называют большое количество имен выдающихся композиторов, узнают на слух ее предложенные музыкальные произведения (с которыми знакомились ранее).
Определяют по звучанию предложенные музыкальные инструменты, могут их назвать и правильно показать на картинках.
Хорошо знают особенности исполнения музыки (о сольном и хоровом, инструментальном и оркестровом исполнении),
Знают основные жанры музыки, знакомы с самим понятием жанр музыки.
Педагогическая диагностика музыкальных способностей
Аспект диагностикиМетоды диагностики
Диагностика эмоциональной отзывчивости на музыку.Игровые задания:
1.Выбери музыку (Л. В.Школяр)
2.Музыкальная поиграй-ка.
3.Хочу дослушать.
Диагностика темпометрического слуха.Игры-тесты:
1.Тест-игра Ладошки.
2.Воспроизводящий тест.
3.Воспринимающий тест.
Диагностика звуковысотного,
ладово-регистрового, мелодического, гармонического слуха слуха.Игровые задания:
1.Кот и котенок.
2.Куда идет мелодия?
3.Гармоническая загадка.
Диагностика
тембрового слуха:Игровое задание: Тембровые прятки
Диагностика динамического слуха чувства:Игровое задание: Громко - тихо.
Диагностика чувства музыкальной формы:Игровое задание: Незавершенная мелодия.
Игровые задания.
1 задание.
Выбери музыку (методика Л.В.Школяр) на диагностику эмоциональной отзывчивости.
Цель: выявление способности к сравнительной рефлексии эмоционально-смыслового содержания музыкальных произведений.
Стимульный материал:
Предъявляются 5 серий задания, каждая из которых состоит из 3 фрагментов музыкальных произведений, созвучных по эмоционально смысловому содержанию и некоторым формальным признакам (схожесть фактуры, динамики звучания, регистрово-тембровым средствам выразительности):
1 серия:
А.Лядов Прелюдия ре минор;
П.Чайковский Баркарола;
Д. Кабалевский Печальная история.
2 серия:
Э.Григ Одинокий странник;
П.Чайковский Утреннее размышление;
Э.Григ Смерть Озе.
3 серия:
П.Чайковский Баркарола;
Ф.Шопен Ноктюрн си-бемоль минор;
Ф.Шопен Ноктюрн фа минор.
4серия:
Л.Бетховен Соната № 14 (финал);
Л.Бетховен Аппассионата (финал);
Ф.Шопен Экспромт-фантазия.
5серия:
А.Хачатурян Лядо серьезно заболел;
С.Прокофьев Раскаяние;
А.Хачатурян Траурное шествие.
Послушай и определи, какие два из трех произведений в каждой серии схожи по характеру, а какое произведение отличается от них?
Попробуй определить, чем оно отличается от других?
Критерии определения уровня сравнительной рефлексии эмоционально смыслового содержания музыки:
Низкий уровень - ребенок пытается анализировать некоторые выразительные средства сходных музыкальных фрагментов без опоры на эмоционально-образное осмысление содержания музыкальных стимулов; неспособность аргументировать свой выбор в определении лишнего, исключаемого из предъявленного ряда фрагмента (оценивается в 1 балл);
Средний уровень - правильный выбор двух сходных фрагментов при характеристике только эмоционально-образного осмысления музыки, без анализа средств выразительности (2 балла);
Высокий уровень - способность устанавливать соответствующую зависимость, взаимообусловленность своих эмоций с музыкальными средствами выразительности воспринимаемого фрагмента, проявлять развернутую и художественно обоснованную модель-схему ассоциаций, эмоционально-образных характеристик своих переживаний музыки (3 балла).
Критерии итоговой оценки уровня развития эмоциональной отзывчивости на музыку:
Низкий уровень - 0 - 5 баллов;
Средний уровень - 6 - 10 баллов;
Высокий уровень -11 - 15 баллов.
2 задание.
Музыкальная поиграй-ка на диагностику мотивации.
Цель: выявить степень выраженности потребности ребенка в музыкальных видах деятельности.
Стимульный материал:
различные игровые предметы, в числе которых находятся
и музыкальные.
в разных секторах комнаты представлены три класса предметов:
музыкальныеизобразительныеспортивные
пианино
металлофон
ксилофон
треугольник
флейта
синтезатор
гитара
балалайка
аккордеон карандаши
фломастеры
бумага (разная по цвету),
краски,
пластилин
ножницы
клей
нитки
журналы
(с картинками)скакалка
разные мячи
разноцветные ленты
игрушечный хоккей или футбол
ленты
Диагностика проводится в 4 этапа:
1 этап.
Педагог предлагает ребенку поиграть и при получении согласия вводит в комнату с игровыми предметами.
Затем испытуемому сообщается, что педагогу нужно ненадолго отлучиться, и ребенок сам может поиграть в любые находящиеся в комнате игры.
Оставив ребенка одного, исследователь наблюдает за тем, какой группе игр ребенок отдал предпочтение. Если его привлекла группа музыкальных инструментов, в протокол заносится I балл. Если реципиента первоначально заинтересовали другие (немузыкальные) группы предметов - 0 баллов.
2этап.
Ведется наблюдение за тем, как ребенок использует музыкальные инструменты.
Признаки мотивационной направленности на музыкальную деятельность:
продолжительная увлеченность одним инструментом + 1 балл;
пробное музицирование на нескольких инструментах + 2 балла;
увлеченное и продолжительное музицирование на одном- двух инструментах + 3 балла.
3 этап.
Процедура исследования усложняется введением сбивающего фактора.
Диагност появляется в комнате и, похвалив ребенка за его самостоятельность в использовании музыкальных игр (проявив интерес к его игровым результатам), предлагает ему заняться чем-нибудь другим, например, порисовать, раскрашивать или поиграть в мяч. Такое предложение выступает в качестве фактора помехи тому виду деятельности, который избрал ребенок самостоятельно.
В случае, если ребенок отказывается от предложения взрослого и продолжает самостоятельно заниматься музыкальными играми-предметами, в протокол заносится еще + 4 балла.
4 этап.
Исследователь начинает заниматься рисованием (или другой, незвуковой игрой). Если и в этой ситуации отвлечения в течение 30 - 60 секунд ребенок не подходит с заинтересованным видом к экспериментатору, в протокол заносятся еще + 5 баллов.
Критерии оценки степени мотивационной готовности:
Высокий уровень - 10 - 16 баллов;
Средний уровень -5-9 баллов;
Низкий уровень -0-4 балла.
3 задание.
Хочу дослушать на диагностику мотивационной направленности.
Данный метод предполагает естественную ситуацию слушания музыки на занятии. Музыкальный руководитель намеренно прерывает музыку на кульминационном моменте звучания. Ситуация незавершённости музыкального образа вызывает у детей с высокой мотивацией на музыкальную деятельность ярко выраженную реакцию-просьбу завершения исполняемой музыки.
Поэтому после остановки музыки на кульминации исследователь обращается к детям с вопросом:
Будем ли дослушивать музыку до конца или достаточно того, что прозвучало?
Признаки, по которым оценивается уровень мотивационной направленности:
Потребность в завершении музыкального фрагмента свидетельствует мотивационной готовности и развитию у ребёнка интереса к музыкальной деятельности.
Отрицательное отношение к продолжению звучания музыкального фрагмента интерпретируется как несформированная мотивация и отсутствие интереса к музыкальной деятельности.
4 задание.
Ладошки на диагностику уровня метроритмической способности ребёнка.
Цель: выявление уровня сформированности метроритмической способности.
Стимульный материал:
Русская народная песня Во поле берёза стояла.
М.Карасев Елочка.
Детская песня Петушок.
Задание для детей: Сейчас мы споём песню и прохлопаем её в ладоши. А затем спрячем голос и споём одними ладошками.
Интерпретация данных:
Высокий уровень (3 балла) безошибочное воспроизведение метрического рисунка одними ладошками на протяжении всех 8 тактов;
Средний уровень (2 балла) одно-два нарушения в воспроизведении ритма с некоторой помощью голоса (шепотом) на протяжении 8 тактов;
Слабый уровень (1 балл) адекватное воспроизведение метроритма, но на протяжении 4-5 тактов с пением;
Низкий уровень (0 баллов) неровное сбивчивое исполнение при помощи голоса.
5 задание.
Воспроизводящий тест на диагностику метроритмического слуха .
Цель: выявить уровень развития чувства ритма.
Задание для ребёнка:
Прохлопай ритм исполняемых на инструменте (фортепиано) мелодий. (Вначале ребенку показывается образец исполнения ритма, чтобы убедиться в правильности понимания им смысла задания).
Стимульный материал:
музыкальные фрагменты, отражающие различную степень ритмической сложности.
Интерпретация данных:
низкий уровень ритмической регуляции - ровный ряд половинных длительностей, ровный ряд четвертных длительностей, чередование половинных и четвертных длительностей;
средний уровень ритмической регуляции - умение I использовать половинные, четвертные, восьмые длительности и ноты с точкой, т.е. элементы пунктирного ритма;
высокий уровень ритмической способности использование пунктирного, синкопированного ритма и пауз.
6 задание.
Воспринимающий тест на диагностику метроритмического слуха.
Цель: выявить способность адекватного восприятия ритмической последовательности музыкального фрагмента.
Задание для ребенка:
Прослушай три разных мелодии, а затем попробуй отгадать, ритм которой из них я прохлопаю в ладоши.
Стимульный материал: музыкальные фрагменты
1 блок:
Т.Попатенко Вальс (№7) - 1 балл
И.Арсеев Наша игра (№8) - 2 балла
Ф.Шуберт Серенада (№9) - 3 балла
2 блок:
А.Филлипенко Чудо, чудеса (№10) - 1 балл
В.Демеитьев Ква-ква (№11) - 2 балла
Ф.Шопен Мазурка №4 (№12) - 3 балла
3 блок:
Русская народная песня Ворон или Я на горку шла - 1 балл.
Украинской танец Приглашение или Ф.Мендельсон Концерт ми минор для скрипки - 2 балла;
И.Пономарева Песенка про Карлсона -- 3 балла.
В первую очередь ребенку исполняют наиболее сложный ритм из данного блока (1.3.), если ребенок не может его определить, то переходят к простому ритмическому фрагменту (1.2.), если же и это оказывается сложным, тогда самый простой (1.1.).
И так по каждому блоку.
После успешного определения ребенком воспринимаемого им ритмического фрагмента необходимо перейти к следующему по сложности блоку заданий, минуя оставшиеся задания этого блока.
Критерии оценки:
Высокий уровень - способность правильно определить ритм примера 1 или 3 степени сложности. Сумма - от 7 до 9 баллов;
Средний уровень - способность адекватно определить ритм примеров 2 или 1 уровня сложности. Сумма - от 4 до 6 баллов;
Низкий уровень - способность адекватного восприятия лишь самых простых музыкально-ритмических фрагментов. Сумма - от 1 до 3 баллов.
7 задание.
Кот и котенок на диагностику звуковысотного ощущения.
Цель: выявить уровень сформированного звуковысотного чувства адекватного ощущения соотношений высоты звуков.
Задание для ребенка: Кот и котенок потерялись в темном лесу. Послушай: так мяукает кот (исполняется звук до`), а так - котенок (исполняется более высокий звук соль1)- Помоги им найти друг друга. Скажи когда мяукает кот, а когда котенок?
Исполняются последовательно звуки:
1.1. ми` - соль2(кот - котенок) - 1 балл;
1.2. соль2 - фа`(котенок - кот) - 2 балла;
1.3. фа` - фа2(кот- котенок) - 3 балла;
2.1. фа2 - соль1(котенок - кот) - 1 балл;
2.2. ми2 - соль1(котенок - кот) - 2 балла;
2.3. ля1 - ми2(кот - котенок) - 3 балла;
3.1. ля` - ре2(кот - котенок) - 1 балл;
3.2. ре2-си1(котенок - кот) - 2 балла;
3.3. до2-си`(котенок - кот) - 3 балла.
Алгоритм предъявления задания:
В начале дается задание 1.3. Далее, в случае правильного ответа - задание 2.З., затем 3.3. Если ответ ребенка оказывается неверным, задание упрощается - 1.2., если же и это задание выполняется неверно, дается задание 1.1. И так по каждому блоку.
Критерии оценки:
Высокий уровень -7 9 баллов;
Средний уровень - 4 - 6 баллов;
Низкий уровень - 1-3- балла.
8 задание.
Куда идет мелодия? на диагностику направленности мелодии.
Цель: выявление уровня развития звуковысотного чувства по показателю - определение направления мелодии.
Задание для ребенка: Давай сыграем в музыкальные отгадки. Послушай внимательно и определи, куда идет мелодия: вверх или вниз?
Стимульный материал:
музыкальные фрагменты:
Русская народная песня Как под горкой, под горой (ответ: вверх - вниз, вверх - вниз = 4 балла);
Г.Эрнесакс Паровоз (ответ: вверх - вверх - вниз - 3 балла);
Русская народная песня Я на горку шла (ответ; вниз - вниз - 2 балла);
Детская песня Василек (ответ: вниз - вниз - 1 балл).
Критерии оценки:
Высокий уровень -8-10 баллов;
Средний уровень - 4 - 7 баллов;
Низкий уровень - 1 - 3 балла.
9 задание.
Гармоническая загадка на диагностику ладово-гармонического слуха.
Цель: выявить степень развития ладово-гармонического чувства (гармонического слуха), т.е. способности определить характер звучания в ладовых созвучиях.
Задание для ребенка: Сейчас созвучия будут исполнять два музыкальных гномика - один из них веселый, другой - грустный. Попробуй определить, в каком порядке будут исполнять созвучия веселый и грустный гномики?
Вначале предъявляются созвучия - гномики пробного варианта, например,
Ре мажор ре минор (в сопоставлении созвучий контрастных ладов от I одного тона).
Далее созвучия даются от разных тонов в количественном увеличении.
Стимульный материал:
Е-dur e-moll (или f-moll F-dur)- 1 балл;
С- dur h-moll (или cis-moll D-dur) - 2 балла (за каждое правильно определенное созвучие присваивается по 1 баллу);
F-dur G-dur fis-moll (или a-moll d-moll C-dur) - 3 балла (за каждое правильно определенное созвучие присваивается по 1 баллу).
Критерии оценки:
Низкий уровень - 1 - 3 балла;
Средний уровень - 4 - 7 баллов;
Высокий уровень - 8 - 12 баллов.
10 задание.
Тембровые прятки на диагностику тембрового слуха.
Цель: выявление уровня развития тембрового слуха по показателю адекватно дифференцированного определения инструментального звучания одной и той же мелодии.
Задание для ребенка: Давай мы с тобой поиграем в музыкальные прятки. Сейчас одну и ту же мелодию будут исполнять разные музыкальные инструменты. Послушай и отгадай (назови или покажи инструмент), чей голос исполнял ее в первый, чей во второй, третий раз и т.д.
Стимульный материал:
Музыкальные инструменты - фортепиано, баян (или аккордеон), гитара, балалайка, продольная флейта, ксилофон, металлофон, кастаньеты, маракасы, треугольник, бубен, барабан.
Звучит аудиозапись одной и той же мелодии (например, В.Витлин Серенькая кошечка), исполняемой указанными инструментами в последовательности:
1) фортепиано, 2) гитара, 3) флейта, 4) баян (аккордеон), 5) металлофон, 6) дуэты: гитара + треугольник, 7) аккордеон (или баян) + бубен, 8) ксилофон, 9) трио: балалайка + баян + барабан, 10) фортепиано + баян + маракас.
Критерии оценки:
Низкий уровень - адекватное определение тембров первых трех фрагментов, всего 1-3 балла;
Средний уровень - адекватное определение тембра первых семи исполненных фрагментов, всего 4-7 баллов;
Высокий уровень - адекватное определение тембра исполненной музыкальной фразы в пределах 8 - 10 предъявленных фрагментов, всего 8-10 баллов.
11 задание.
Громко - тихо на диагностику динамического слуха.
Цель: определение способности адекватной аудиально-моторной реакции на динамические изменения (силу выражения) инструментального и вокально-инструментального стимула.
Стимульный материал:
барабан (или бубен);
фрагмент музыкальных пьес - А.Александрова Барабан; Э.Парлова Марш.
Задание для ребенка:
Поиграем с тобой в громко - тихо. Я играю на пианино, а ты на барабане. Играй как я: я - громко и ты - громко, я тихо и ты - тихо (исполняется пьеса А.Александрова Барабан). Адекватно: исполнение контрастной динамики других произведений, в которых форте - пиано оценивается в 1 балл.
А теперь музыка будет постепенно усиливаться или затихать. Тебе: надо будет также ее исполнить на барабане (исполняется пьеса Э. Парлова Марш). Адекватное динамическое исполнение 1-й фразы в динамике крещендо оценивается в 2 балла и 2-й фразы - диминуэндо` оценивается в 2 балла. Всего 4 балла.
Критерии оценки:
Низкий уровень динамического чувства - 1 балл;
Средний уровень динамического чувства - 2 - 3 балла;
Высокий уровень динамического чувства - 4 --5 баллов.
12 задание.
Незавершенная мелодия на диагностику музыкального восприятия в целом.
Цель: выявить уровень развития чувства завершенности (целостности) музыкальной мысли.
Стимульный материал:
Д. Кабалевский Бег;
В. Шаинский Все мы делим пополам;
И. Кальман Вальс;
Белорусская народная песня Савка и Гришка;
Т.Попатенко Подарок маме.
Задание для ребенка:
Сейчас мелодии будут прятаться: одни из них прозвучат полностью, а другие - нет. Послушай, и постарайся определить, какая музыка звучит до конца, а какая - спряталась раньше времени?
Вначале дается пробный вариант, на котором проверяется, правильно ли ребенок понял инструкцию. После настройки в тональности используется любая известная ребенку мелодия, например, В лесу родилась елочка, в которой последний звук не доигрывается, прервавшись на словах зеленая бы....
Методика использования стимульного материала строится в следующем порядке:
Д.Б. Кабалевский Бег (настройка С-с1иг) - в мелодии не доигрывается последний такт. В. Шаинский Все мы делим пополам - мелодия доигрывается до конца.
И.Кальман Вальс - не доигрывается последняя фраза.
Белорусская народная песня Савка и Гришка - исполняется до середины 2-ой фразы.
Т.Попатенко Подарок маме - мелодия звучит полностью.
Правильное определение оценивается в 1 балл.
Критерии оценки:
Низкий уровень - правильно определены 1 - 2 пункта;
Средний уровень - правильно определены 3 - 4 пункта;
Высокий уровень - правильно определены все 5 пунктов.
Педагогическая диагностика позиций, занимаемых детьми
в музыкальной деятельности
Цель диагностического блока: изучить своеобразие позиций (слушателя, исполнителя, сочинителя), занимаемых старшими дошкольниками в музыкальной деятельности.
Основной диагностический метод - наблюдение.
Наблюдение организуется воспитателем за детьми группы в течение одной-двух недель.
Наиболее эффективным способом фиксации результатов наблюдения становится видеозапись по выделенным (интересующим нас) показателям.
Монографический портрет ребенка создается по ходу наблюдения, в основе которого находятся те же показатели.
По характерным проявлениям ребёнка делается вывод:
о его направленности на конкретный вид музыкальной деятельности (восприятие музыки исполнительство творчество);
о принадлежности к определённой позиции.
Характерные проявления ребенка-слушателя
ПоказателиВарианты детских реакций поведения
Интерес к слушанию музыки-просит включить музыку
-самостоятельно включает магнитофон
-предпочитает слушать музыкальные произведения и охотно рассуждает о них.
Эмоциональность и активность восприятия музыки-погружение в музыку
-применяет мимику в процессе звучания
-комментирует услышанное
-живая реакция на музыку
-искренен в своих реакциях
-эмоционально отзывчив
-адекватная реакция на музыкальный образ
-яркость эмоционального сопереживания проявляется внешне и в беседе
В чувствование в музыкальное произведение, сопереживание, сочувствие музыкальному образу-восприимчивость и чувствительность выражены внешне (поза и мимика в процессе восприятия до и после)
-вскакивание в процессе слушания
-активен в обсуждении характера
-впечатлителен и после слушания
Впечатления о музыке, суждения и эстетические оценки о ней-рассуждения адекватны муз. образу
-суждения развёрнутые, глубокие, оригинальные, простые
-сам является инициатором разговора о муз.произведении
-эстетические категории при обсуждении
-всегда может объяснить свои реакции
Идентификация с музыкальным образом, замыслом музыкального произведения-легко соотносит новые музыкальные впечатления с собственным жизненным опытом, опытом других
-склонен к рефлексии на содержание музыки
Творчество-после восприятия выражает впечатления в слове, игре, рисунке, в мимической импровизации
-сам процесс слушания побуждает ребёнка к творчеству, к созданию интересного и нового
-переносит услышанное муз. содержание в рисунок, игру
- интерпретация отличается новизной в выборе средств выразительности
Пример диагностической характеристики на ребёнка-слушателя.
Алина (6 лет)
-Подвижный, активный, яркий, выразительный ребенок.
-Проявляет интерес к детям и взрослым, всегда интересуется, как себя чувствует подружка, воспитатель, чем помочь, где кто побывал в выходные, что видел.
-С удовольствием рассказывает сама о своих впечатлениях. Рассказы живые, интересные, аналитического и повествовательного плана.
-Больше всего девочка любит слушать музыку, огорчается, когда музыка не звучит в группе или дома.
-Есть любимые произведения; Шутка И.С. Баха, Времена года А. Вивальди, особенно Лето и Зима, детские песенки и конечно же, современный популярный репертуар.
-Очень любит обсуждать музыку (цитата из Алины).
-Привлекает к этому родителей, воспитателя и своих сверстников.
-Когда музыка звучит, эмоциональность ребенка проявляется в полной мере. Если это веселое, энергичное произведение, то ребенок покачивается, двигает ногами в такт, на лице улыбка, глаза выразительные.
-Медленные произведения, содержащие грусть, печаль, вызывают у Алины плавные движения рук, тоскливые глазки и сосредоточенность в кульминационные моменты.
-После звучания музыки ребенок некоторое время пребывает в задумчивости. Затем, активно вступает в диалог, эмоционально `высказывается о музыке, просто и точно характеризует музыкальные фразы, соотносит их с личным опытом переживаний, событиями жизни, поступками, действиями и настроениями людей.
-В ходе обсуждения ребенок начинает фантазировать: Мне кажется, что эта гномы не добрые, но и не злые, музыка так подсказала мне... Они какие-то одинокие что ли... Они нашли золото, теперь несут его в пещеру прятать или делить, а может быть будут колдовать. Гномы рады, но все таки тревожно как-то. Идут они тяжело, друг за другом, может быть устали?.
-Девочка неоднократно возвращается к музыкальным впечатлениям, воспроизводит эмоции, которые вызвала музыка, делится открытиями со взрослыми и сверстниками.
Характерные проявления ребенка-исполнителя
ПоказателиВарианты детских реакций поведения
Общие исполнительские умения
Художесвенно-эмоциональное восприятие музыкального образа-Эмоционально реагирует на характер музыки
-Самостоятельно придумывает и показывает свои движения в процессе восприятия
-Подпевает без знания слов
-Слушает внимательно
Понимание музыкального образа-Сопереживает характеру музыки
-Адекватна эмоциональная реакция на характер произведения
-Сильно выражает эмоции
-Делится эмоциональными впечатлениями об услышанной музыке
-Тонко чувствует эмоциональную окрашенность муз.образа
Деятельностное выражение эмоционального отношения к музыкальному образу-Активен в переходе к исполнению
-Действует без показа педагога
-Самостоятельно ищет средства выразительности в исполнении
-Обсуждает предстоящие действия с другими
-Уверен в исполнительстве
-Чувствует себя успешным
Интерпретация и создание музыкальных образов в разных видах музыкальной деятельности
-Стремление следовать указаниям педагога
по созданию муз. образа с собственным эмоциональным отношением
-Разнообразие в выборе средств музыкальной выразительности
-Вдумчиво подходит к выбору средств выразительности в исполнении (доступно для других)
Специальные исполнительские умения
Выраженная продуктивная успешность:
- в пении
-в музыкально-ритмических движениях
-в музицировании
-явно тяготеет к одному из видов музыкальной деятельности
-хорошо развиты музыкальные способности
-демонстрация высоких показателей одного из видов музыкальной деятельности.
-может не только исполнять, но и импровизировать в одном из видов музыкальной деятельности
-может помочь другим детям
-хорошо устанавливает ассоциативные связи
-нравится исполнять в ансамбле
Характерные проявления ребенка-сочинителя
Критерии детского творчества Варианты детских реакций поведения
Интерес к сочинительству, творчеству
-постоянно сочиняет
-концентрируется на созидательных творческих задачах
-поглощён самим процессом, что имеет яркую эмоциональную выраженность
-постоянно напевает, комбинирует известные движения в новый танец
-подбор знакомых мелодий в музицировании
-импровизация в исполнении через комбинирование знакомых произведений
Направленность мотивов музыкальной деятельности на её результат
(относительно новый продукт)
-испытывает интерес к результату и процессу
-всегда знает результат творческого акта
-варианты рассказа разнообразны и легки ещё в процессе замысла
-дирижирует творческим процессом
-целостность, последовательность действий в достижении целей
-с удовольствием включается в муз. деятельность других детей, рассуждая вслух о планах, как своих, так и совместных с партнёром
Качество способов творческих действий
-владеет умениями в передаче муз. образа средствами художественной выразительности и особыми средствами музыкальной выразительности
-адекватно использует их в передаче образа
-самостоятельно изменяет, дополняет, комбинирует известные элементы
-применяет умения в новых условиях
-предлагает новые варианты решения типовых задач
- формирует индивидуальный почерк творчества, который всегда проявляется в художественной деятельности (рисунки, танец, пение, музицирование)
Качество продукции
-субъективная новизна продукта в открытии нового для себя и для других
-порождает новое для своих друзей
-элементарность, простота
-неповторимость
-разнообразие
-изобразительность продукта деятельности
Импровизация
-высказывания непосредственны
-действия демонстрируют виртуозные умения
-творческое озарение в звуковых экспромтах
-законченность вида
Пример диагностической характеристики на ребёнка-сочинителя.
Дима (6 лет)
-Больше всего девочка любит создавать художественные образы в рисунках и музыке.
-Эти виды художественной деятельности тесно взаимосвязаны с опытом ребенка, несмотря на разницу средств выразительности.
-Созданный на бумаге образ ребенок пытается самостоятельно оживить с помощью мелодии или песенки, которая рождается в результате голосовой звуковой импровизации в первом случае при комбинировании знакомых песенок в одну, например запев из одной песни, куплет из другой, а припев из третьей, но в целом получается гармоничное законченное вокальное произведение, очень интересное.
-Качество создаваемого продукта высокое, наблюдается соответствие художественного образа в рисунке и художественно-музыкального образа.
-Даша с удовольствием принимает участие в создании оригинальных мелодических фраз и песенок на предлагаемые музыкальным педагогом тексты, в самостоятельной деятельности наблюдалась попытка создания музыкальной арии Госпожи-метелицы из одноименной сказки, которой были увлечены дети на протяжении долгого времени и готовились к ее постановке.
-Необходимо отметить, что девочка точно знала, какой образ она хочет создать и как это выразить с помощью музыки и движения.
-Ребенка привлекают музыкальные игры,
-очень часто она становится в организатором в самостоятельной детской деятельности;
-свободно придумывает музыкальные образы и сюжетные ходы;
-подбирает музыку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_muzykalnykh_sposobnostey_detey.doc | 117 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Диагностика музыкальных способностей детей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДИАГНОСТИКА МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ.
В основе большинства концепций музыкального развития детей лежит убеждение в том, что каждый ребёнок не только имеет право заниматься музыкой, но и обладает для этого достаточными музыкальными способн...
Диагностика музыкальных способностей
Параметры развития музыкальных способностей:1. Эмоциональная отзывчивость на музыку.2. Музыкальная память.3. Музыкально-ритмическое чувство....
Диагностика музыкальных способностей
Параметры развития музыкальных способностей:1. Эмоциональная отзывчивость на музыку.2. Музыкальная память.3. Музыкально-ритмическое чувство....
ДИАГНОСТИКА МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ПО ПРЕДМЕТУ ФОРТЕПИАНО
Цель: определение качества промежуточных и итоговых результатов реализации программы, развития личностных качеств учащихся, коррекция педагогического воздействия. Педагогическая диагностика...
Таблицы для диагностики музыкальных способностей
Таблицы для диагностики музыкальных способностей...
Тестовые задания для диагностики музыкальных способностей детей дошкольного возраста.
Разработка заданий и таблиц для определения музыкальных способностей детей старшей и подготовительной группы детского сада, основана на методики диагностики Ольги Радыновой...
Методика по диагностики музыкальных способностей детей подготовительной группы
Методика по диагностикимузыкальных способностей детей подготовительной группы...