Использование ИКТ в общеобразовательном процессе.
материал по музыке (5 класс) на тему

Солопова Татьяна Викторовна

    В  новом тысячелетии мы вступили в эпоху, которую в противовес уходящей «индустриальной эпохе» называют «информационной». Новые информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного человека. Главная цель внедрения ИКТ – появление новых видов деятельности. Новые информационные технологии – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством которых является компьютер. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

    В  новом тысячелетии мы вступили в эпоху, которую в противовес уходящей «индустриальной эпохе» называют «информационной». Новые информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного человека. Главная цель внедрения ИКТ – появление новых видов деятельности. Новые информационные технологии – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством которых является компьютер.

 Сегодняшние мальчишки и девчонки совершенно по-другому воспринимают окружающий мир, прекрасно владеют техникой: они знают, где и как добыть важную информацию. Задачей педагогов по-прежнему является обеспечение интеллектуального, нравственного, культурного, физического развития подрастающего поколения.

 Делать это старыми способами и средствами невозможно. Объем информации, которую учитель должен передать детям, увеличивается с каждым годом в несколько раз, следовательно, старыми методами этого достигнуть не реально. Необходимо внедрение научных достижений педагогики, психологии и технических средств в повседневную жизнь школы. Важно заинтересовать учеников самим процессом обучения, поддержать их, скоординировать действия. Огромную помощь в этом процессе могут оказать компьютерные технологии.

  • Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня учитель по любой школьной дисциплине должен уметь подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Урок с использованием ИКТ – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время учителя и ученика, позволяет ученику работать в своем темпе, позволяет учителю работать с учеником дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.

    Уроки, проводимые с его использованием в силу своей наглядности, красочности и простоты, приносят наибольший эффект, который достигается повышением психоэмоциональным  фоном учащихся при восприятии учебного материала. Мультимедиа – это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука.

 Мы имеем два основных преимущества – качественное и количественное. Качественно новые возможности очевидны, если сравнить словесные описания с непосредственным аудиовизуальным представлением. Количественные преимущества выражаются в том, что среда мультимедиа много выше по информационной плотности. Действительно, одну страницу текста преподаватель произносит примерно в течение 1-2 минут. За ту же минуту полноэкранное видео приносит больший объем информации. Установлено, что при устном изложении материала учащийся за минуту воспринимает и способен переработать до 1 тысячи условных единиц информации, а при «подключении» органов зрения до 100 тысяч таких единиц.

        Отсюда следуют цели использования ИКТ:

 • повысить мотивацию обучения;

 • повысить эффективность процесса обучения;

 • способствовать активизации познавательной сферы обучающихся;

 • совершенствовать методики проведения уроков;

 • своевременно отслеживать результаты обучения и воспитания;

 • планировать и систематизировать свою работу;

 • использовать как средство самообразования;

 • качественно и быстро подготовить урок (мероприятие).

             Данную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. Известно, что большинство людей запоминает 5 % услышанного и 20 % увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50 %. Мультимедиа программы предоставляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.            Структурная компоновка мультимедийной презентации развивает системное, аналитическое мышление. Кроме того, с помощью презентации можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную.

Можно выделить основные направления использования ИКТ:

Создание презентаций к  уроку, что обеспечивает:

Наглядность и активизация зрительного восприятия

Рациональное использование урока за счет сокращения времени, которое тратится для различных записей учителем на доске

Использование этих конспектов в случае, если учащийся отсутствовал на уроке

Удобство внесения изменений в ход урока

Создание банка заданий в бумажном и электронном виде, что позволяет:

Использовать задания в случае, если учащийся отсутствовал на уроке,

Возможность выполнять задания учащимися в различном темпе не только на уроке, но и дома,

Удобно вносить изменения в задания

Для учащихся, которые часто болеют, выдавать на дом.

Углубление межпредметных связей осуществляется благодаря:

Оформлению рефератов, проектов,

Созданию презентаций для выступления по защите своей работы

Созданию программ тестов по различным дисциплинам

Использование Интернет ресурсов

ИКТ сочетают в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Это и телевизионное изображение, и анимация, и графика, и звук. Грамотное использование компьютера помогает решить дефицит наглядных пособий, преобразить традиционные учебные предметы, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на более высокий уровень интерес к предмету Музыка.

Ребенка окружает в быту множество звуко- и видео воспроизводящих устройств (телевизоры, DVD, mp3-плееров, мобильных телефонов, КПК и т.д.). Следовательно, одним из условий успешного обучения на уроках музыки, несомненно, является качество используемых на уроках аудио- и видеоматериалов. Применение современных технических средств обучения позволяет добиться желаемого результата.

 Учебным планом предусмотрен лишь один урок музыки в неделю, что недостаточно для формирования разносторонне развитой гармоничной личности. В связи с этим возникает проблема увеличения интенсивности урока, его насыщенности. Одним из способов решения этой задачи могут стать современные информационные технологии.

Особенно важно заинтересовать музыкальными занятиями младших школьников, в том возрасте, когда эстетические вкусы и музыкальный кругозор только формируется. И тут у преподавателя, владеющего инновационными методиками обучения, есть масса возможностей - это и демонстрация мультфильмов, где в качестве сопровождения использована классическая музыка, и разучивание детских песен по системе караоке, и прослушивание медиафайлов с доступными восприятию детей музыкальными шедеврами, и, самое главное, - большое количество обучающих музыкальных компьютерных игр.

 Диапазон музыкальных игр достаточно велик и рассчитан на разную степень подготовленности и возрастную категорию : группировка инструментов по категориям, знакомство со звучанием каждого инструмента, освоение нотной грамоты и нотной записи, звуковысотное ориентирование, определение инструмента на слух, самостоятельное составление целого ансамбля и многое другое. При этом детям в ненавязчивой форме рассказываются интересные факты о жизни композиторов, истории создания шедевров, звучит замечательная музыка.

Компьютерные программы по музыке делятся на:

  • информативные :      энциклопедии   классической , популярной музыки,  джаза, музыкальных инструментов, театра, балета .(статьи о композиторах,  муз. фрагменты  известных произведений , видеофрагменты)
  • Тематические  - обучающе – развивающие:  П.И.Чайковский «Щелкунчик», «Времена года», М.П. Мусоргский «Картинки с выставки»   Программы с помощью анимации, трехмерной графики знакомят  с произведениями   композиторов.
  • Интерактивные музыкальные игры: »Играем с музыкой Моцарта»

Для учащихся   1 и 2 класса  подходят фонотека, фонограммы,  караоке  DVD с мультипликацией.

  • В среднем звене  можно  использовать все группы  программ, проводить уроки –презентации, уроки – викторины.   Создавать  презентации , проекты.
  • Учащимися  3 –х и 4-х классов хорошо воспринимаются тематические – обучающе - развивающие программы, фонотека,  фонограммы, презентации.

Все  выше  перечисленное  позволило  мне  органично  включить  ИКТ  в  уроки  музыки:

демонстрация  презентаций,  разработанных  мною  по  теме  уроков

Использование  СD,  DVD,  дисков  с  записями  лучших  образцов  классической  музыки,  оперных  и  балетных  спектаклей.

Информация,  представленная  на  компьютерных  дисках,  позволяет  проводить  виртуальные  экскурсии  по  музею  музыкальных  инструментов,  по  странам  и  эпохам,  с   лучшими  исполнителями  мира,  с  разнообразными  стилями  и  направлениями  в  музыкальном  искусстве.

Но, конечно не стоит забывать, что важной составляющей уроков музыки является живая музыка и её ни чем не заменить!

     Совершенно очевидно, что компьютер призван обеспечить разгрузку учителя от рутинной умственной работы и создавать реальные возможности для его творческой деятельности.

Личность учителя, безусловно, остается стержневой направляющей  в   обучении  и  ведущей  на  всех  этапах  урока,  а  компьютер  при  этом  выступает  как  средство,  помогающее  в  решении  поставленных  задач.

«№9 орта мектеп» коммуналдық мемлекеттік мекемесі

Коммунальное государственное учреждение «Средняя школа № 9»

Использование ИКТ

в общеобразовательном процессе.

Подготовила учитель музыки:

Солопова Татьяна Викторовна

Петропавл қаласы

г.Петропавловск


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование ИКТ в общеобразовательном процессе .

Слайд 2

Довольствуйся настоящим, но стремись к лучшему. Сократ

Слайд 3

Актуальность темы Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня учитель по любой школьной дисциплине должен уметь подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Урок с использованием ИКТ – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время учителя и ученика, позволяет ученику работать в своем темпе, позволяет учителю работать с учеником дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.

Слайд 4

Основная цель – совершенствование образовательного процесса, создание единой образовательной среды, повышение качества образования. интеграция различных предметных областей; модернизация традиционной системы предметного обучения; накопление образовательных ресурсов; освоение учителем современных информационных технологий; организация личностно-ориентированного обучения; творческий взаимообмен между учителем и учеником, между учителями.

Слайд 5

повышение мотивации обучения; повышение эффективности процесса обучения; способствование активизации познавательной сферы обучающихся; совершенствование методики проведения уроков; своевременное отслеживание результатов обучения и воспитания; планирование и систематизирование своей работы; использование как средства самообразования;

Слайд 6

Основные задачи: развитие у учащихся навыков и умений ориентации в современном информационном пространстве; воспитание системно и аналитически мыслящих людей; формирование и развитие атмосферы творческого содружества учеников и учителей; формирование у учащихся отношения к компьютеру как к инструменту познавательной деятельности; использование ИКТ в разных направлениях и формах учебной деятельности.

Слайд 8

Использование ИКТ на уроках музыки

Слайд 9

информативные : энциклопедии классической , популярной музыки, джаза, музыкальных инструментов, театра, балета .(статьи о композиторах, муз. фрагменты известных произведений , видеофрагменты) тематические - обучающе – развивающие: П.И.Чайковский «Щелкунчик», «Времена года», М.П. Мусоргский «Картинки с выставки» и т.д. Программы с помощью анимации, трехмерной графики знакомят с произведениями композиторов. Компьютерные программы по музыке.

Слайд 10

Для учащихся 1 и 2 класса подходят фонотека, фонограммы, караоке DVD с мультипликацией. Учащимися 3 –х и 4-х классов хорошо воспринимаются тематические – обучающе - развивающие программы, фонотека, фонограммы, презентации. В среднем звене можно использовать все группы программ, проводить уроки –презентации, уроки – викторины. Создавать презентации , проекты .

Слайд 12

Вывод: Использование ИКТ на уроках позволяет: сделать урок более интересным, наглядным; вовлечь учащихся в активную познавательную и исследовательскую деятельность; стремиться реализовывать себя, проявлять свои возможности. Повышение Совершенствование качества педагогического обучения процесса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская деятельность учащихся в общеобразовательном процессе.

В данной статье обобщен опыт работы школы по применению проектного метода в урочной и внеклассной деятельности учащихся. К статье прилагается презентация. Бурное развитие новых информационных тех...

Использование музейной педагогики в общеобразовательном процессе

Музейная педагогика может стать одним из примеров инновационной педагогической технологии...

«Использование регионального компонента в процессе преподавания темы «Пейзаж» на уроках ИЗО в общеобразовательной школе (пейзаж с рекой Колокша)».

Представляю  фрагмент методической разработки, занявшей 1место в областном конкурсе методических материалов «Я – профессионал»Разработка содержит методические рекомендации по написанию учащимися ...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИМЕНЯЕМЫХ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.

Особенности применения информационных технологий при обучении математикой в общеобразовательных учреждениях....

Использование планшетных технологий в процессе изучения общеобразовательных дисциплин

Планшетные технологии – актуальное решение для организации учебного процесса в виде смешанного обучения  как аудиторно, так и дистанционно, а также для результативной самостоятельной внеауд...

Доклад: «Использование ИКТ в воспитательном процессе, как средства коррекции познавательных процессов на занятиях по краеведению»

Современное человечество включилось в общеисторический процесс, называемый информатизацией.Необходимость использования компьютерных технологий в воспитании очевидна и неоспорима. Воспитательный  ...