«Использование регионального компонента в процессе преподавания темы «Пейзаж» на уроках ИЗО в общеобразовательной школе (пейзаж с рекой Колокша)».
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) на тему
Представляю фрагмент методической разработки, занявшей 1место в областном конкурсе методических материалов «Я – профессионал»
Разработка содержит методические рекомендации по написанию учащимися пейзажа своей малой Родины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
фрагмент методической разработки | 36.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
на тему:
«Использование регионального компонента в процессе преподавания темы «Пейзаж» на уроках ИЗО в общеобразовательной школе
(пейзаж с рекой Колокша)».
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
- Пейзаж и современность.
- История развития русского пейзажа.
- Научно-теоретические основы работы над пейзажем.
- Выбор мотива
- Компоновка этюда
- Законы воздушной перспективы
- Написание пейзажа различными живописными материалами
- Как писать воду и отражение в ней
Психолого-педагогические аспекты преподавания темы.
- Необходимость занятия рисованием
- Развитие образного видения натуры
- Развитие наблюдательности
- Методика работы с учащимися.
1. Анализ школьной программы
2. Практические рекомендации по методике работы над пейзажем гуашевыми и акриловыми красками на уроках ИЗО.
- ПЕЙЗАЖ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Тема «пейзаж» проходит параллельно по всей школьной программе, поэтому ей уделяется такое большое внимание как в пособиях по методике преподавания, так и в практической подготовке будущих преподавателей изобразительного искусства.Обучение изображению пейзажа позволяет наиболее полно овладеть основными знаниями, умениями и навыками конкретно образного метода передачи действительности – основой грамотного реалистического изображения. Для пейзажных работ в общеобразовательной школе отводится много часов. Начиная с младших классов, учащиеся сначала изображают отдельные предметы, затем по степени сложности переходят к изображению группы предметов. Важное значение для активизации эстетического чувства младших школьников может иметь работа и цветом, который более всего выражает эмоциональное отношение ребенка к изобразительному искусству в целом. Школьная программа по изобразительному искусству предусматривает изображение пейзажа на уроках тематического рисования. Учитель должен обратить внимание учащихся на то, что нужно уметь эмоционально воспринимать образ природы, выделять главное в пейзаже определять изменение цвета в зависимости от расстояния изображаемых предметов. Исходя из всего этого, видна потребность в систематизации и углубленном изучении данной темы, как студентами художественно-графического отделения, так и преподавателями изобразительного искусства в школе. Трудно представить человека вне окружающей среды, которая оказывает незримое воздействие на становление его характера. С детства мы любим природу, в которой родились и росли. Но истинный смысл ее в нашей духовной жизни начинаем осознавать через искусство. Не случайно пейзаж один из традиционных жанров русской школы живописи, давший мировому искусству блестящую плеяду мастеров пейзажистов.
Пейзажные мотивы почерпнуты в величавом покое родной земли, нашли свое воплощение и в произведениях русской литературы и музыки. Велика тяга народа к искусству, особенно изобразительному. Эту жажду ничто не может утолить. В лучших произведениях современного пейзажной живописи всех ее сюжетно-тематических разновидностей ясно выражается философская идея, переданная через рассказ и песню о природе. Общее стремление наших современников к обобщению духовной жизни народа, находит свое отражение в том, что сюжет пейзажной работы является только частью замысла художника, только поводом для выражения чувств и мыслей, которые являются художественным обобщением реальных наблюдений. Пейзаж по своей природе искусство, в котором наиболее непосредственно выражаются эмоции. В этом смысле пейзаж можно было бы сравнить с музыкой. Цветовые оттенки красочной палитры передают в картине гамму чувств, даже без ясного обозначения литературного сюжета. Поэтому в пейзаже особенно важна поэтичность восприятия и трактовки природы. Пейзаж несет в себе чувственное выражение мысли, в этом его сила и действительность. Существует еще представление, будто бы современным произведение становится лишь тогда, когда присутствуют определенные сюжетные атрибуты, символизирующие время: например, башенные строительные краны, вышки высоковольтных передач, асфальт дороги, определенного стиля архитектуры и машин и тому подобное. Понятие современности в пейзаже гораздо более сложное и глубокое. Это проявление и выражение прежде всего личности художника, его мировоззрения. Понятие современности тесно связано с внутренним мироощущением художника, испытывающего влияние среды и времени. Каждое новое поколение художников вносит в искусство новые черты, отражающие эстетические идеалы своего времени. Сила всех прославленных пейзажистов, чьи произведения составляют гордость истории русского искусства, заключается в том, что, не повторяя друг друга, они нашли творческие возможности выразить свой личный взгляд на природу, свое к ней отношение и тем самым раскрыть панораму жизни общества на протяжении столетий. Жанром пейзажа можно выразить любые движения души и мысли, даже социального характера.
В современном обществе художник уже не может ограничиваться положением наблюдателя, бесстрастного летописца жизни общества и природы. Он обязан стать активным борцом и пропагандистом эстетических принципов в вопросах охраны и сбережения природы для человека, как его ничем не восполнимого духовного богатства. Речь идет не о требовании сохранения природы в ее первозданном виде. В современном мире развитой индустрии это было бы наверно и невозможно. Но остро должен быть поставлен вопрос о непоколебимой сохранности природы как эстетической категории в процессе формирования нравственного облика нашего современника. И там, где мы строим, добываем богатства земных недр, отдыхаем, нельзя забывать о том, что нас окружает вечно живая, прекрасная и величественная природа, возделанная и преображенная творческим трудом многих поколений. В природе много таинственного, возвышенного, очищающего душу. Смена времен года. Утренние туманы, плывущие над рекой при восходе солнца. Бесчисленные радуги, играющие в утренней росе. Цветение трав и их ароматы в пору сенокоса. Вот это необыкновенно, незабываемо прекрасно. Пейзажист обязан уметь прочесть эту книгу природы и средствами своего искусства донести до зрителя.
- МЕТОДИКА РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ
1.Анализ школьной программы
Тема «пейзаж» проходит параллельно по всей школьной программе, поэтому ей уделяется такое большое внимание как в пособиях по методике преподавания, так и в практической подготовке будущих преподавателей изобразительного искусства.
Чередование занятий по живописи с самостоятельными этюдами на пленере необходимо для стабильного роста мастерства, в частности для воспитания цельного видения, натуры, чувства цветовой среды.
Обучение изображению пейзажа позволяет наиболее полно овладеть основными умениями, знаниями и навыками конкретнообразного метода передачи действительности – основой грамотного реалистического изображения.
Занятия по живописи на пленере направлены на развитие у учащихся таких способностей, как:
- Широкая пространственная ориентация – способность воспринимать натуру в крупномасштабном трехмерном пространстве, а ее изображение – в двухмерном пространстве на плоскости;
- Целостное восприятие натуры с учетом общего тонового и цветового состояния освещенности; восприятие обусловленного цвета, его теплых и холодных оттенков, зависящих от освещения, среды, пространственного удаления; умение цельно воспринимать объекты на пленере и находить большие цветовые отношения в нем;
- Передача пространственного положения одного или нескольких предметов с учетом линейной и воздушной перспективы;
- Расположения изображения на листе с учетом формата, размера формы выбранной композиции;
- Правильное применение изобразительных материалов.
В школьной программе Кузина предусмотрены уроки по теме «пейзаж», беседы об изобразительном искусстве.
В начальных классах проводятся ряд уроков по тематическому рисованию (по представлению и воображению). Сюда включены такие темы как: «Осень в деревне», «Зимние каникулы», «рисование по памяти деревьев», «Рисование листьев», «Весна пришла» и т.п. параллельно с этими уроками проводятся беседы по произведениям изобразительного искусства. В среднем звене программа соответственно усложняется, увеличивается объем информации, усложняются цели и задачи, меняется техника исполнения работ. Учащиеся знакомятся с различными материалами, такими как гуашь, постель, цветные художественные мелки. Хорошим дополнением для развития знаний, умений и навыков школьников в изобразительном искусстве, являются различные виды внеклассных и внешкольных работ. Школы искусств, изостудии, кружки дают возможность детям самостоятельно, творчески подходить к поставленным задачам, что соответственно улучшает результат работ.
2.Практические рекомендации по методике работы над пейзажем гуашевыми и акриловыми красками на уроках ИЗО
Работая над темой методической разработки, анализируя литературу, программу школы, используя опыт педагогов и свой личный опыт, я пришла к выводу, что для преподавания темы «Пейзаж» в традиционной акварельной технике в школе отводится достаточно времени. Но в целях развития у детей специфического видения цвета, чувства гармонии, ритма, необходимо использовать новые материалы и совершенствовать навыки работы с уже знакомыми красками.
Поскольку в школе работать масляными красками весьма затруднительно, предлагаю серию занятий для написания пейзажа гуашью или акриловыми красками, как более близкими по технологии к маслу. Работа ведется в среднем звене школы. Этот цикл занятий предполагает несколько этапов:
1. Проверка уже имеющихся знаний и навыков работы.
2. Наблюдение и работа с натуры.
3. Работа по памяти как закрепление и контроль полученных знаний.
Этап 1 (2 урока). Написание пейзажа (местного вида р.Колокша) по памяти и по представлению.
Цель: выявление индивидуальных способностей и особенностей каждого ученика без предварительной подготовки.
Инициатива исходит от учащихся. Юный художник сам определяет цели и задачи, находит средства для выражения своего замысла. Такие работы развивают творческую активность, самостоятельность. Но это возможно, если ребенок имеет определенный запас жизненных впечатлений, навыки, умения изобразительной деятельности.
Возможные недочеты в рисунках:
1. Неверное композиционное размещение (нарушен композиционный центр, отсутствует линия горизонта, нарушены правила линейной и воздушной перспективы).
2. В цветовом решении – скудность смешения цвета для получения оттенков; освещение или состояние отсутствует вообще; отсутствие свето-цвето-тени.
Этап 2 (7 уроков). Развитие интереса у школьников к изобразительной деятельности и творческих способностей.
Цель: развитие у школьников познавательного интереса и стремления к изобразительной деятельности. Учить видеть красоту своего края, малой Родины, формировать умения выразительно передавать свои впечатления.
На 1-ом уроке учащиеся знакомятся с картинами известных художников: Шишкина, Коровина, Соврасова, Поленова, Левитана, Грабаря и др. Проводится подробный анализ по каждой картине. Особое внимание обращается на состояние переданное в картинах, на освещение и колорит на написание отражения в воде, композицию и линию горизонта как средство выразительности при создании образа.
2-ой урок. Экскурсия на берег реки Колокши.
Цель: учить более внимательно наблюдать окружающий мир. Видеть характерные особенности пейзажа с водоемом. Способствовать развитию в детях любви к родному краю, к природе, воспитывать эстетический вкус. Сделать несколько набросков с натуры карандашом.Темы для набросков разные: от отдельных элементов деревьев (ветки, стволы) до композиционных набросков пейзажа с речкой.
3-ий урок. Техника работы гуашью и акриловыми красками.
Цель: изучить 2 вида письма гуашью и акрилом: пастозный и лессировочный. Научить детей правильно смешивать краски, чтобы получить нужный оттенок.
На 4 уроке учащиеся с натуры выполняют этюды растительных элементов (деревья, кустарники, трава). Учитель показывает и рассказывает о цвето-воздушной перспективе, как, каким цветом передать пространство в объекте в условиях пленера, цвето-тональное соотношение травы, деревьев и неба.
5 урок. Выполнение этюда отражения в воде.
Целью является закрепление навыков работы на пленере, научить учащихся анализировать и сравнивать цвето-тональные отношения земли и воды. Изучить технические приемы написания отражения.
6 урок. Построение рисунка пейзажа с водоемом по памяти и представлению.
Этапы урока:
- Повторение правил построения пейзажа
а) Композиция;
б) Перспектива;
в) Линия горизонта.
2. Примеры построения выполняются учащимися на доске. Проводится анализ и предупреждение ошибок.
3. Для индивидуальной работы используются зарисовки, наброски и этюды, сделанные на предыдущих уроках.
7 урок. Выполнение пейзажа в цвете гуашевыми или акриловыми красками.
Этапы:
- Повторение материала об особенностях работы гуашью и акрилом;
2. Демонстрация иллюстраций и репродукций картин художников для анализа цветового решения практической работы учащихся.
3. Повторить с учащимися последовательность выполнения работы в цвете.
4. Практическая работа.
Этап 3 (6 уроков). Коллективная работа.
Создание пейзажа с водоемом на формате не менее полуватмана.
Учащиеся объединяются в группы 3-4 человека. Каждый отвечает за свой участок работы (создание общей композиции, прорисовка деталей, цветовое решение и т.д.).
Цель: закрепление и контроль уже полученных знаний, умений и навыков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Предложенный мной методический материал позволит педагогам наиболее четко и уверенно ориентироваться в обширной информации по правилам изображения пейзажа.Преподаватели обычно пользуются отдельными, разрозненными источниками. Поэтому собранный и систематизированный мной материал, несомненно рациональнее, нежели, например, отрывочные, логически не связанные между собой статьи из журналов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение ИКТ на уроках регионального компонента на примере преподавания курса ИСТОРИЯ КАРЕЛИИ 10-11 кл. Обобщение опыта
Выступление на Муниципальной педагогической конференции «Региональный компонент содержания образования: нормативная база, опыт, творчество»...
Урок алгебры в 8-м классе по теме "Стандартный вид числа" с использованием регионального компонента
В уроке использованы материалы и задания регионального компонента(Липецкой области)...
Доклад «Формирование гражданственности и патриотизма в образовательном процессе по иностранному языку на основе использования регионального компонента»
Выступление на областной научно-практической конференции «Духовно-нравственное развитие учащихся в образовательном процессе по иностранному языку» с докладом «Формирование гражданственности и патриоти...
Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Отдел голосеменные» с использованием регионального компонента ФГОСТ
Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Отдел голосеменные» с использованием регионального компонента ФГОСТ программа Пономаревой...
Использование регионального компонента в образовательном процессе
Опыт работы по использованию регионального компонента на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время...
Статья "Отдельные аспекты использования регионального компонента в преподавании литературы обучающимся"
Материалы подготовлены для участия в НПК "Чивилихинские чтения"-2021.Работа подготовлена мною в соавторстве с коллегой преподавателем Букиной Надеждой Владимировной....
Разработка урока по математике по теме " Сложение и вычитание натуральных чисел" с использованием регионального компонента
Разработка урока по математике по теме " Сложение и вычитание натуральных чисел" с использованием регионального компонента...