Проектно-исследовательская деятельность учащихся в общеобразовательном процессе.
статья на тему
В данной статье обобщен опыт работы школы по применению проектного метода в урочной и внеклассной деятельности учащихся. К статье прилагается презентация.
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России наложили определённый отпечаток на развитии личности современного ребёнка.
Школа – часть общества и в неё как в капле воды, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить. Приоритетной становится роль деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. Этим обусловлено введение методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучения.
Предмет «Информатика и ИКТ» находится в наиболее выигрышной позиции при использовании проектного метода. Учитель информатики лично заинтересован в любых проектах, которые выполняются в его школе, так как вместе с добыванием знаний по выбранному предмету учащийся будет получать знания и умения по информатике.
В нашей школе на протяжении 10 лет учителя в своей практике используют данные методы и технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 38.5 КБ |
proektno-issledovatelskaya_deyatelnost_uchashchihsya_v_obrazovatelnom_processe.zip | 2.02 МБ |
Предварительный просмотр:
Проектно-исследовательская деятельность учащихся в общеобразовательном процессе.
Учитель информатики и ИКТ МБОУ СОШ № 15
Ломина М. В.
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России наложили определённый отпечаток на развитии личности современного ребёнка.
Школа – часть общества и в неё как в капле воды, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить. Приоритетной становится роль деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. Этим обусловлено введение методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучения.
Предмет «Информатика и ИКТ» находится в наиболее выигрышной позиции при использовании проектного метода. Учитель информатики лично заинтересован в любых проектах, которые выполняются в его школе, так как вместе с добыванием знаний по выбранному предмету учащийся будет получать знания и умения по информатике.
В нашей школе на протяжении 10 лет учителя в своей практике используют данные методы и технологии. И это не случайно. На протяжении этого времени в рамках научно-методического совета прошли теоретические семинары и педагогические советы по темам:
- «Разработка модели проектно-исследовательского обучения как средство развития интеллектуального творческого потенциала»;
- «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве как способ построения деятельностного содержания образования »;
- «Технология исследовательского обучения как основа формирования базовых компетентностей современного школьника и условие перехода на новый стандарт».
- Каждому педагогическому совету предшествовали открытые уроки учителей. Их достаточно много, вот некоторые из них:
- Урок – исследование:
- Урок -проект
- Урок с мини – исследованиями
- Урок-презентация на заданную тему
- Урок-защита мнения, гипотезы
В 2006-2007 учебном году прошёл городской семинар учителей иностранного языка «Роль технологии проектного обучения в реализации личностно-ориентированной парадигмы образования».
Уже в то время ряд уроков прошли с использованием ИКТ
Учителя и ученики нашей школы полюбили работу над учебными проектами, так как это интересно и дает возможность повысить мотивацию учеников на качественное обучение, а так же улучшить качество образовательного процесса.
Учебные проекты – это возможность обновить методические материалы, изучить новые технологии, обрести новые идеи.
Я как учитель информатики, а так же ряд других учителей предметников в конце учебного года во время повторения перед итоговой работой за год, предлагают ребятам выполнить и защитить проект по одной из тем за учебный курс. Этот проект должен включать не только знания полученные учащимися на уроках в течение года, но и самостоятельно добытые, являющиеся новыми и личностно значимыми для него. В результате создаётся электронное наглядное пособие по предмету.
Проектно-исследовательская деятельность учащихся не ограничивается только рамками уроков. Большую и важную роль в формировании проектно-исследовательской культуры играет система дополнительного образования на факультетах и элективных курсах. В нашей школе создана школьная академия наук «Эрудит». В неё входят 9 творческих групп.
Учащиеся этих творческих групп в течение года работают над проектом или исследовательской работой под научным руководством учителя.
Защита этих работ происходит на ежегодной научно-исследовательской конференции. До 2008 года участниками этих конференций являлись учащиеся 8-11 классов. С этого года в научно-исследовательской конференции принимали учащиеся начальных классов и среднего младшего звена (5-7 классы):
- Научно-исследовательская конференция «Я - исследователь» для уч-ся 3-4 классов;
- Научно-исследовательская конференция «Шаг в науку» для уч-ся 5-7 классов;
- Научно-исследовательская конференция «Открытие» для уч-ся 8-11 классов.
На мой взгляд очень важно, что проектно-исследовательская деятельность способствует профессиональному самоопределению учащихся, получению предпрофессиональной подготовки. Приведу пример: Антонов Виктор в 2005-2006 учебном году как участник творческой группы по информатике и ИКТ «Хакер» работал над проектом «Язык HTML и его перспективы», продуктом которого стала программа «Справочник по языку HTML» и школьный сайт stupeni15.ucoz.ru. В 2006-2007 учебном году Виктор работал над проектом «Создание и раскрутка WEB-сайта», продуктом которого стал современный конкурентно способный Интернет –ресурс с посещаемостью около 30 посетителей в день. Сейчас Антонов Виктор является студентом 2 курса факультета Информационные технологии СТАНКИН и работает Web-дизайнером в фирме «ORANEG».
Ещё одним из направлений проектно-исследовательской деятельности учащихся является внеклассная работа. Внеклассная работа позволяет участвовать в проектах разновозрастных учащихся. Примером тому в нашей школе является ДЕТСКОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «STEP», которое создаёт и выпускает ежемесячную газету «STUPENI».
Так же в рамках внеклассной работы ребята создают творческие проекты – фильмы-отчёты для демонстрации на родительских собраниях, заседаниях родительских комитетах. Создание и обновление школьного сайта.
Ребята с удовольствием участвуют в разработке и защите:
социальных проектов:
- «Я – гражданин России»,
- «Тепло родного очага»
исследовательских проектов:
- «Герой нашего времени»,
- «Вклад Д. И. Менделеева в развитии фармацевтических Технологий»
Большую роль играет заинтересованность администрации, педагогического коллектива и учащихся. В нашей школе за последние годы произошёл скачок в техническом оснащении кабинетов (за счёт грандов, полученных школой), которые позволяют эффективно использовать технические средства, время. Но остаётся ряд проблем, которые необходимо решать:
- Продолжение технического оснащения кабинетов: географии, биологии, иностранного языка и т. д.;
- Недостаточная скорость работы сети Интернет;
- Обслуживание точки доступа Интернет.
Подписи к слайдам:
Скажи мне – и я забуду . Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь. Китайская пословица
Научно- методический совет Разработка модели проектно-исследовательского обучения как средство развития интеллектуального творческого потенциала; Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве как способ построения деятельностного содержания образования; Технология исследовательского обучения как основа формирования базовых компетентностей современного школьника и условие перехода на новый стандарт.
Открытые уроки учителей Урок-исследование: Мягкова М. И. урок литературы 10 класс «Тема любви в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»»; Анненкова А. И. урок риторики 7 класс «Культура речи. Речевой этикет»; Стрюкова Е. С. о кружающий мир 3 класс «Животные и человек». Урок- проект: Завистнова С. А. урок английского языка 7 класс «Фразеологизмы в английском языке»; Фигуровская С. Б. урок математики 5 класс «Площадь прямоугольника». Урок – презентация на заданную тему: Гарнист Л. Е. урок литературы 6 класс «Памятники литературным героям» Урок-защита мнения, гипотезы: Гарнист Л. Е. урок литературы 8 класс «Сомнение – это сила или слабость человека» по произведения А. П. Чехова.
Ульянова О. М. урок-проект «Проблемы современной молодёжи» 11 класс (с использованием ИКТ); Кузнецова Е. П. урок-проект «Мы и законодательство» 11 класс; Царёв Н. В. урок-проект «Снова школа!» 4 класс; Витвицкая Л. Г. урок-проект «250 лет г. Гусь-Хрустальный»; Завистнова С. А. урок-проект «Приглашаем гостей» 8 класс (с использованием ИКТ)
Электронное пособие по информатике и ИКТ
Система дополнительного образования ШАН «Эрудит» Оргцентр Президиум Пресс-центр Совет кураторов Иностр . язык «Лингвист» Литература, МХК «Мнемозина» История, право «Грань веков» Физика «Импульс» Математика «Вектор» Биология, география «Глобус» Химия «НХЛ» Информатика «Хакер» Творческие группы учащихся ОБЖ «Спас-экстрим»
Научно-исследовательские конференции По СТУПЕНЬКАМ – в науку Я - исследователь 3-4 классы Шаг в науку Открытие 5-7 классы 8-11 классы
Профессиональное самоопределение учащихся Исследовательский проект «Язык HTML и его перспективы» 2005-2006 уч . год Исследовательский проект «Создание и раскрутка Web- сайта» 2006-2007 уч . год
Фильмы - отчёты
Социальные проекты Я – гражданин России
Социальные проекты Тепло родного очага Гордость семьи – награды прабабушки; Причины разводов;
Исследовательские проекты Герой нашего времени Вклад Д. И. Менделеева в развитии фармацевтических технологий
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель тьюторского сопровождения проектно-исследовательской деятельности учащихся в общеобразовательной школе
Тьюторское сопровождение исследовательской деятельности школьников позволяет им активно использовать открытое образовательное пространство и обеспечивает успешность их работы. В материале ...
Проект "Тьюторское сопровождение проектно-исследовательской деятельности учащихся в общеобразовательной школе"
Проект прошёл успешную апробацию в течение нескольких лет. Мониторинг результативности положителен. Материалы проекта могут быть использованы учителями в рамках осуществления дополнительного ест...
Проектно-исследовательская учебная деятельность как инновационная образовательная технология.15.02.15
в статье идет речь о организации проектно-исследовательской деятельности на уроках математики, формах работы...
Создание условий для развития навыков проектно-исследовательской, творческой деятельности, мотивация воспитанников к саморазвитию
В образовательном процессе очень важно развитие творческих способностей воспитанников во всех значимых для них видах деятельности. Необходимо научить самостоятельно двигаться к намеч...
«Организация проектно- исследовательской работы с учащимися на базе школьного музея в рамках патриотического воспитания подрастающего поколения». (Из опыта работы историко- краеведческого музея «Память поколений» МБОУ СОШ №30 г. Подольска)
Научно-исследовательская деятельность учащихся — одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полноценно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потен...
Статья "«Тьюторское сопровождение проектно-исследовательской деятельности учащихся в общеобразовательной школе»
Любая образовательная технология, используемая учителем в своей работе, должна способствовать раскрытию активного опыта ученика, формированию значимых для него способов учебной работы, овладению...
Методическая разработка на тему "Модель проектно-исследовательской среды в условиях средней общеобразовательной школы."
Компоненты образовательной среды и их современное применение...