Интегрированный урок "Металлы в искусстве"
методическая разработка по мхк (9 класс) на тему
Интегрированный урок в 9 классе по химии и мировой художественной культуре
Тема урока: металлы в искусстве
Учитель химии:
Горват Е.И., высшая квалификационная категория;
Учитель мировой художественной культуры:
Дробышева В.А., высшая квалификационная категория
Вид урока: интегрированный
Жанр урока: урок – конференция
Цель урока:
1. Обобщить и систематизировать знания учащихся о металлах, используемых в искусстве
2. Развить умение работать с различными информационными источниками, выделяя главное, существенное, строить рассказ.
3. Воспитывать широту взглядов, творческие способности, способствовать выработке у учащихся коммуникативных способностей.
Задачи урока:
1. Сформировать представления о значении металлов и их сплавов, специфических свойствах металлов.
2. Рассмотреть на региональном материале применение металлов и их использовании в искусстве
3. Проанализировать влияние металлов на развитие художественного народного творчества (Златоустовская гравюра, Каслинское литьё).
Методы, используемые на уроке:
- объяснительно-иллюстративный
- репродуктивный
- проблемно поисковый
- творческий
Оборудование:
1. Мультимедийный комплекс.
2. Коллекции горных пород и минералов.
3. Таблицы производство чугуна и стали.
План проведения урока:
1. Вступительное слово учителя. Сообщение темы, целей
конференции
2. Выступления учащихся
Значение и роль металлов.
- металлы в быту, промышленности.
- физиологическая роль металлов
- металлы в искусстве.
Нахождение металлов в природе.
Руды Челябинской области.
Получение металлов и их сплавов.
3. Подведение итогов конференции.
Ход урока
Человек не может обойтись без металлов
Если бы не было металлов, люди влачили Бы самую омерзительную
И жалкую жизнь среди диких зверей…
Георг Агрикола
Неужели кто – либо окажется столь глуп и упрям, чтобы не согласится, что металлы необходимы для пропитания и одежды, и что они вообще служат для поддержания человеческой жизни?...
Действительно, металлы сыграли и продолжают играть огромную роль в жизни человечества.
Сегодня на конференцию, посвященную металлам, мы пригласим не только химиков, но и специалистов различных областей: биологов, искусствоведов, историков, технологов металлургического комплекса, геологов. Их цель: доказать утверждение немецкого ученого Георга Агриколы. А может быть его опровергнуть?...
Их работы будут представлены вашему вниманию. Каждому из специалистов вы можете задавать вопросы.
І. Историки. Семь Металлов создал свет, по числу семи планет…
Историческая справка о роли Металлов.
- век бронзовый
- век железный
Вопрос учащегося
Металлы играли большую роль в прошлые века. Но сегодня век высоких технологий, время пластмасс и полимеров. Наверное, Металлы утратили свою значимость?
ІІ. Филологи
Мы ежедневно сталкиваемся с предметами из металлов и так привыкли к этому, что даже не обращаем внимание. Разрешите прочесть посвящение металлам, а вы узнайте их.
(одновременно демонстрация металлических предметов применяемых в быту.)
Иду на мелкую монету,
В колоколах люблю звенеть,
Мне ставят памятник за это
И знают имя моё-…
(медь)
Из глины я обыкновенной,
И на редкость современный
Не боюсь электротока,
Хозяйкам на кухни служу без срока,
Бесстрашно в воздухе лечу,
Мне все задачи по плечу.
Конструкции лёгкие из дюрали,
Не перечислить всех регалий,
Горжусь своим я именем
Зовусь я …
(алюминием)
Он идёт на сковородки
Да узорные решётки,
Он совсем, совсем неловок,
Не воспитан и не ковок
Хрупок, ломок, словно мёд
И тяжёл как бегемот
Но не врун и не болтун
Работяга – друг…
(чугун)
От дождя я не ржавею
Не ломаюсь, не темнею
Как алмаз в бою крепка,
Как лозиночка гибка,
Если крепко заколюсь,
Никогда не отступлюсь:
Буду дерево пилить,
Резать ткань, металл сверлить.
Научусь делам свободно,
Буду я на всё пригодна-
На сверло и на медаль,
Таково моя мораль
Дальше мой автограф - …
(сталь)
Прославлен всеми письменами,
Металл, испытанный огнём,
Манил к себе людей веками,
Алхимик жил мечтой о нем
Но как кумир он свержен нами,
И блеск его не всех манит,
Ведь хорошо мы знаем с вами,
Не все то ценно, что блестит
(золото)
Вопрос учащегося
Применение Металлов необычно широко и вы это доказали. Но ведь их можно заменить?
Биологи.
Позвольте! Металлы в жизнедеятельности организмов незаменимы. И сейчас мы это докажем.
- презентация «Биологическая роль Металлов»
Вопрос учащегося
Да, действительно без Металлов в прямом смысле не жить. Они отвечают за физическое состояние организмов. А могут ли они оказать влияние на состояние души?
Искусствоведы
В человеке всё должно быть прекрасно: и тело, и душа… И сейчас металлы помогут нам окунуться в мир завораживающего искусства
- презентация «Металлы в искусстве»
Вопрос учащегося
Металлы широко и глубоко внедрились в нашу жизнь, их требуется огромное количество. А где, в каком виде они встречаются в природе?
Геолог Металлы широко распространены в природе. В зависимости от активности они могут встречаться в самородном виде или в виде соединений. В самородном виде встречаются Au, Pt, иногда Cu. А все остальные только в составе оксидов, солей.
Реферат. Сообщение о месторождениях Челябинской области с демонстрацией коллекции.
Вопрос учащегося
Металлы практически не встречается в свободном чистом воде. Следовательно при огромном потреблении металлов возникает проблема их получения? Как решить эту проблему?
Металлы сами на двор не придут;
Требуют глаз и рук человека
К своему прииску
М.В. Ломоносов
Химик: Эту проблему люди решали с древних времён. Но лишь химия положила начало развитию металлургии – промышленному способу получения металлов и их сплавы.
- презентация «Металлы и сплавы»
В зависимости от получаемых Металлов и сплавов на их основе существует две отрасли металлургии: черная, цветная.
В нашем районе функционирует металлургический гигант федерального значения. О его работе рассказывает инженер технолог.
Металлы прошли сложный тернистый путь из прошлого в будущее, от руды до обыкновенного гвоздя и космического корабля. За всем этим стоит человек: геолог, химик, металлург, ювелир… Человек, чей труд заслуживает уважения и преклонения, чей труд не допускает того… чтобы люди влачили самую омерзительную и жалкую жизнь среди диких зверей.
Подведение итогов конференции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok._metally_v_iskusstve._himiya_i_mhk.doc | 42.5 КБ |
iskustvovedy.ppt | 983.5 КБ |
urok_26_gimnaziya_prezentaciya.ppt | 2.81 МБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок в 9 классе по химии и мировой художественной культуре.
Учитель химии:
Горват Е.И., высшая квалификационная категория;
Учитель мировой художественной культуры:
Дробышева В.А., высшая квалификационная категория
Тема урока: металлы в искусстве
Тип урока: урок обобщения знаний
Вид урока: интегрированный
Жанр урока: урок – конференция
Цель урока:
- Обобщить и систематизировать знания учащихся о металлах, используемых в искусстве
- Развить умение работать с различными информационными источниками, выделяя главное, существенное, строить рассказ.
- Воспитывать широту взглядов, творческие способности, способствовать выработке у учащихся коммуникативных способностей.
Задачи урока:
- Сформировать представления о значении металлов и их сплавов, специфических свойствах металлов.
- Рассмотреть на региональном материале применение металлов и их использовании в искусстве
- Проанализировать влияние металлов на развитие художественного народного творчества (Златоустовская гравюра, Каслинское литьё).
Методы, используемые на уроке:
- объяснительно-иллюстративный
- репродуктивный
- проблемно поисковый
- творческий
Оборудование:
- Мультимедийный комплекс.
- Коллекции горных пород и минералов.
- Таблицы производство чугуна и стали.
План проведения урока:
- Вступительное слово учителя. Сообщение темы, целей
конференции
- Выступления учащихся
Значение и роль металлов.
- металлы в быту, промышленности.
- физиологическая роль металлов
- металлы в искусстве.
Нахождение металлов в природе.
Руды Челябинской области.
Получение металлов и их сплавов.
3. Подведение итогов конференции.
Ход урока
Человек не может обойтись без металлов
Если бы не было металлов, люди влачили Бы самую омерзительную
И жалкую жизнь среди диких зверей…
Георг Агрикола
Неужели кто – либо окажется столь глуп и упрям, чтобы не согласится, что металлы необходимы для пропитания и одежды, и что они вообще служат для поддержания человеческой жизни?...
Действительно, металлы сыграли и продолжают играть огромную роль в жизни человечества.
Сегодня на конференцию, посвященную металлам, мы пригласим не только химиков, но и специалистов различных областей: биологов, искусствоведов, историков, технологов металлургического комплекса, геологов. Их цель: доказать утверждение немецкого ученого Георга Агриколы. А может быть его опровергнуть?...
Их работы будут представлены вашему вниманию. Каждому из специалистов вы можете задавать вопросы.
І. Историки. Семь Металлов создал свет, по числу семи планет…
Историческая справка о роли Металлов.
- век бронзовый
- век железный
Вопрос учащегося
Металлы играли большую роль в прошлые века. Но сегодня век высоких технологий, время пластмасс и полимеров. Наверное, Металлы утратили свою значимость?
ІІ. Филологи
Мы ежедневно сталкиваемся с предметами из металлов и так привыкли к этому, что даже не обращаем внимание. Разрешите прочесть посвящение металлам, а вы узнайте их.
(одновременно демонстрация металлических предметов применяемых в быту.)
Иду на мелкую монету,
В колоколах люблю звенеть,
Мне ставят памятник за это
И знают имя моё-…
(медь)
Из глины я обыкновенной,
И на редкость современный
Не боюсь электротока,
Хозяйкам на кухни служу без срока,
Бесстрашно в воздухе лечу,
Мне все задачи по плечу.
Конструкции лёгкие из дюрали,
Не перечислить всех регалий,
Горжусь своим я именем
Зовусь я …
(алюминием)
Он идёт на сковородки
Да узорные решётки,
Он совсем, совсем неловок,
Не воспитан и не ковок
Хрупок, ломок, словно мёд
И тяжёл как бегемот
Но не врун и не болтун
Работяга – друг…
(чугун)
От дождя я не ржавею
Не ломаюсь, не темнею
Как алмаз в бою крепка,
Как лозиночка гибка,
Если крепко заколюсь,
Никогда не отступлюсь:
Буду дерево пилить,
Резать ткань, металл сверлить.
Научусь делам свободно,
Буду я на всё пригодна-
На сверло и на медаль,
Таково моя мораль
Дальше мой автограф - …
(сталь)
Прославлен всеми письменами,
Металл, испытанный огнём,
Манил к себе людей веками,
Алхимик жил мечтой о нем
Но как кумир он свержен нами,
И блеск его не всех манит,
Ведь хорошо мы знаем с вами,
Не все то ценно, что блестит
(золото)
Вопрос учащегося
Применение Металлов необычно широко и вы это доказали. Но ведь их можно заменить?
Биологи.
Позвольте! Металлы в жизнедеятельности организмов незаменимы. И сейчас мы это докажем.
- презентация «Биологическая роль Металлов»
Вопрос учащегося
Да, действительно без Металлов в прямом смысле не жить. Они отвечают за физическое состояние организмов. А могут ли они оказать влияние на состояние души?
Искусствоведы
В человеке всё должно быть прекрасно: и тело, и душа… И сейчас металлы помогут нам окунуться в мир завораживающего искусства
- презентация «Металлы в искусстве»
Вопрос учащегося
Металлы широко и глубоко внедрились в нашу жизнь, их требуется огромное количество. А где, в каком виде они встречаются в природе?
Геолог Металлы широко распространены в природе. В зависимости от активности они могут встречаться в самородном виде или в виде соединений. В самородном виде встречаются Au, Pt, иногда Cu. А все остальные только в составе оксидов, солей.
Реферат. Сообщение о месторождениях Челябинской области с демонстрацией коллекции.
Вопрос учащегося
Металлы практически не встречается в свободном чистом воде. Следовательно при огромном потреблении металлов возникает проблема их получения? Как решить эту проблему?
Металлы сами на двор не придут;
Требуют глаз и рук человека
К своему прииску
М.В. Ломоносов
Химик: Эту проблему люди решали с древних времён. Но лишь химия положила начало развитию металлургии – промышленному способу получения металлов и их сплавы.
- презентация «Металлы и сплавы»
В зависимости от получаемых Металлов и сплавов на их основе существует две отрасли металлургии: черная, цветная.
В нашем районе функционирует металлургический гигант федерального значения. О его работе рассказывает инженер технолог.
Металлы прошли сложный тернистый путь из прошлого в будущее, от руды до обыкновенного гвоздя и космического корабля. За всем этим стоит человек: геолог, химик, металлург, ювелир… Человек, чей труд заслуживает уважения и преклонения, чей труд не допускает того… чтобы люди влачили самую омерзительную и жалкую жизнь среди диких зверей.
Подведение итогов конференции.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Металлы используемые для художественной обработки. ЗОЛОТО 79 Au 196,967 5d ¹º6s¹ золото
СЕРЕБРО 47 Ag 107,868 4d ¹º 5s ¹ серебро
ПЛАТИНА 78 Pt 195,09 5 d ’ 6s ¹ платина
Бронза Это сплав меди с другими элементами (например, оловом, алюминием, берилием, свинцом, хромом).
Латунь Это сплав меди с цинком(до 50%), часто с добавками алюминия, железа, марганца, никеля, свинца.
Декоративная обработка металлов
Процесс получения на заготовке рельефного изображения посредством холодной обработки, т.е. ударов молотка по чекану или с помощью штампов , называется чеканкой. Различают механизированную и ручную чеканку. В качестве материала используют листовой металл – золото, серебро, медь, мельхиор, алюминий. Чеканка
Сущность процесса заключается в нанесении на заданные участки изделия легкоплавкого сплава черного цвета – черни( или черневого сплава из серебра, меди, серы и др.) Чернение
Техника филиграни Образование сложных кружевных узоров из разной длины отрезков тонкой проволоки, гладкой или крученой, круглой или плоской
Изделия в техники филиграни
Визиткой Южного Урала несомненно являются Златоустовская гравюра и Каслинское художественное литье Визитка Южного Урала
Сущность процесса заключается в вырезании на заготовке определенных рисунков. Орнаментов, изображений. Вырезание производят специальным инструментом – штихелями Златоустовская гравюра
Уникальное искусство старинного художественного литья из чугуна возникло на Горнозаводском Урале в середине XVIII века. В 1747 г. на берегу озера Касли был основан небольшой чугуноплавильный и железоделательный завод. В 1752 г. первый владелец завода купец Яков Коробков продал его Никите Демидову, который гордился своим заводом и заботился о его развитии. Каслинский чугун, выплавляемый на древесном угле, был великолепен: пластичный, податливый, свободно заполняющий любую сложнейшую форму. Каслинское художественное литье
Каслинское литье
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
На берегах рек Каменки и Исети была найдена железная руда. В 1701 году по Указу Петра построен первый железоделательный завод — основа будущего города.
Каменск-Уральский – исключительный город по богатству и красоте уникальных природных ландшафтов.
г.Каменск-Уральский – колокольная столица России
Памятник Каменским рабочим, пушечных дел мастерам, прославившим Россию в день исторической Полтавской битвы.
Железнодорожный мост через реку Исеть (1939), длинной 140 метров под названием «бабочка». Одноарочный мост из стальных труб, заполненных бетоном, памятник архитектуры областного значения. Автор проекта Росновский В.А.
Колокольный завод «Пятков и К» Основан в 1991 году. В марте 2003 года отлит первый колокол весом 140 кг.
Основная технология изготовления – литье с использованием фальш-формы. Состав колокольной бронзы: 80% меди - 20% олова Самый большой колокол – 10 т
На колокольном заводе производство колоколов идет по русским традициям: язык колокола изготовляется из глиняной стали. Тогда звук колокола будет не только громким, но и красивым! Вес языка - 1 / 20 часть колокола .
2.Как называется сплав для изготовления колоколов? 3. Назовите состав этого сплава. 4.Какие физические свойства металлов позволяют изготавливать колокола? 1. В каком году был построен первый железоделательный завод в России?
http://himik96.blogspot.com/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок изобразительного искусства и психологии «Реальность и фантазии в творчестве художника».
Новизна представленного урока -в интеграции двух направлений: изобразительного искусства и психологии в рассматривании природы творческой деятельности ...
Статья. "Интегрированный курс изобразительного искусства и истории Санкт - Петербурга с элементами музейной педагогики в начальной школе"
Данный интегрированный курс, дающий начальное образование по изобразительному искусству с учетом возрастных особенностей учащихся младших классов, имеет ясную структурную цельность и обес...
Презентация. "Интегрированный курс изобразительного искусства и истории Санкт - Петербурга с элементами музейной педагогики в начальной школе"
Презентация наглядно раскрывает содержание интергированного курса....
Интегрированный урок изобразительного искусства и основ православной культуры в 6 классе
Интегрированный урок изобразительного искусства и основ православной культуры в 6 классе по теме: «Украшение пасхальных яиц»...
Интегрированный урок изобразительного искусства и музыки в 5 классе. Тема: «Мы победили!» Произведения искусства о Великой Отечественной войне. Рисование поздравительной открытки.
Интегрированный урок изобразительного искусства и музыки "Мы победили!"...
Интегрированный урок (изобразительное искусство и музыка)
Интегрированный урок музыки и ИЗО на тему "Полевые цветы"....
Конспект интегрированного урока изобразительного искусства и музыки в 5 классе по теме: «Декоративное рисование открытки «8 марта». Музыкальный подарок маме».
Урок изобразительного искусства и музыки в 5 классе специальной (коррекционной школы) VIII вида. Использована скоростная методика правополушарного рисования бетти Эдвардс. Методика правополушарн...