Интегрированный урок "Металлы в искусстве"
методическая разработка (мировая художественная культура, 9 класс) по теме

Горват Екатерина Иосифовна

 

Интегрированный урок в 9 классе по химии и мировой художественной культуре

Тема урока: металлы в искусстве

Учитель химии:

Горват Е.И., высшая квалификационная категория;

Учитель мировой художественной культуры:

Дробышева В.А., высшая квалификационная категория

Тип урока: урок обобщения знаний

Вид урока: интегрированный

Жанр урока: урок – конференция

Цель урока:

1.      Обобщить и систематизировать знания учащихся о металлах, используемых в искусстве

2.      Развить умение работать с различными информационными источниками, выделяя главное, существенное, строить рассказ.

3.      Воспитывать широту взглядов, творческие способности, способствовать выработке у учащихся коммуникативных способностей.

Задачи урока:

1.      Сформировать представления о значении металлов и их сплавов, специфических свойствах металлов.

2.      Рассмотреть на региональном материале применение металлов и их использовании в искусстве

3.      Проанализировать влияние металлов на развитие художественного народного творчества (Златоустовская гравюра, Каслинское литьё). 

 

Методы, используемые на уроке:

         - объяснительно-иллюстративный   

         - репродуктивный

         - проблемно поисковый

         - творческий

Оборудование:

1.      Мультимедийный комплекс.

2.      Коллекции горных пород и минералов.

3.      Таблицы производство чугуна и стали.

План проведения урока:

1.      Вступительное слово учителя. Сообщение темы, целей                            

конференции

2.      Выступления учащихся

      Значение и роль металлов.

- металлы в быту, промышленности.

- физиологическая роль металлов

- металлы в искусстве.

                                            Нахождение металлов в природе.

                                            Руды Челябинской области.

                                            Получение металлов и их сплавов.

                                       3.  Подведение итогов конференции.

Ход урока

Человек не может обойтись без металлов

Если бы не было металлов, люди влачили Бы самую омерзительную

И жалкую жизнь среди диких зверей…

Георг Агрикола

        Неужели кто – либо окажется столь глуп и упрям, чтобы не согласится, что металлы необходимы для пропитания и одежды, и что они вообще служат для поддержания человеческой жизни?...

         Действительно, металлы сыграли и продолжают играть огромную роль в жизни человечества.

         Сегодня на конференцию, посвященную металлам, мы пригласим не только химиков, но и специалистов различных областей: биологов, искусствоведов, историков, технологов металлургического комплекса, геологов. Их цель: доказать утверждение немецкого ученого Георга Агриколы. А может быть его опровергнуть?...

Их работы будут представлены вашему вниманию. Каждому из специалистов вы можете задавать вопросы.

І.  Историки. Семь Металлов создал свет, по числу семи планет…

    Историческая справка о роли Металлов.  

     - век бронзовый

     - век железный

Вопрос учащегося

Металлы играли большую роль в прошлые века. Но сегодня век высоких технологий, время пластмасс и полимеров. Наверное, Металлы утратили свою значимость?

ІІ.  Филологи

      Мы ежедневно сталкиваемся с предметами из металлов и так привыкли к этому, что даже не обращаем внимание. Разрешите прочесть посвящение металлам, а вы узнайте их.

(одновременно демонстрация металлических предметов применяемых в быту.)                                             

 

Иду на мелкую монету,

В колоколах люблю звенеть,

Мне ставят памятник за это

И знают имя моё-…

                                   (медь)

 

Из глины я обыкновенной,

И на редкость современный

Не боюсь электротока,

Хозяйкам на кухни служу без срока,

Бесстрашно в воздухе лечу,

Мне все задачи по плечу.

Конструкции лёгкие из дюрали,

Не перечислить всех регалий,

Горжусь своим я именем

Зовусь я …

                                    (алюминием)

 

Он идёт на сковородки

Да узорные решётки,

Он совсем, совсем неловок,

Не воспитан и не ковок

Хрупок, ломок, словно мёд

И тяжёл как бегемот

Но не врун и не болтун

Работяга – друг…

                               (чугун)

 

От дождя я не ржавею

Не ломаюсь, не темнею

Как алмаз в бою крепка,

Как лозиночка гибка,

Если крепко заколюсь,

Никогда не отступлюсь:

Буду дерево пилить,

Резать ткань, металл сверлить.

Научусь делам свободно,

Буду я на всё пригодна-

На сверло и на медаль,

Таково моя мораль

Дальше мой автограф - …

                                   (сталь)

Прославлен всеми письменами,

Металл, испытанный огнём,

Манил к себе людей веками,

Алхимик жил мечтой о нем

Но как кумир он свержен нами,

И блеск его не всех манит,

Ведь хорошо мы знаем с вами,

Не все то ценно, что блестит

                                          (золото)

Вопрос учащегося

Применение Металлов необычно широко и вы это доказали. Но ведь их можно заменить?

Биологи.

Позвольте! Металлы в жизнедеятельности организмов незаменимы. И сейчас мы это докажем.

- презентация «Биологическая роль Металлов»

 

Вопрос учащегося

 

Да, действительно без Металлов в прямом смысле не жить. Они отвечают за физическое состояние организмов. А могут ли они оказать влияние на состояние души?

Искусствоведы

В человеке всё должно быть прекрасно: и тело, и душа…  И сейчас металлы помогут нам окунуться в мир завораживающего искусства

 - презентация «Металлы в искусстве»

Вопрос учащегося

Металлы широко и глубоко внедрились в нашу жизнь, их требуется огромное количество. А где, в каком виде они встречаются в природе?

Геолог   Металлы широко распространены в природе. В зависимости от активности они могут встречаться в самородном виде или в виде соединений. В самородном виде встречаются Au, Pt, иногда Cu. А все остальные только в составе оксидов, солей.

Реферат. Сообщение о месторождениях Челябинской области с демонстрацией коллекции.

Вопрос учащегося

 

Металлы практически не встречается в свободном чистом воде. Следовательно при огромном потреблении металлов возникает проблема их получения? Как решить эту  проблему?

 

Металлы сами на двор не придут;

Требуют глаз и рук человека

К своему прииску

 

М.В. Ломоносов

Химик: Эту проблему люди решали с древних времён. Но лишь химия положила начало развитию металлургии – промышленному способу получения металлов и их сплавы.

- презентация «Металлы и сплавы»

В зависимости от получаемых Металлов и сплавов на их основе существует две отрасли металлургии: черная, цветная.

В нашем районе функционирует металлургический гигант федерального значения. О его работе рассказывает инженер технолог.

Металлы прошли сложный тернистый путь из прошлого в будущее, от руды до обыкновенного гвоздя и космического корабля. За всем этим стоит человек: геолог, химик, металлург, ювелир… Человек, чей труд заслуживает уважения и преклонения, чей труд не допускает того… чтобы люди влачили самую омерзительную и жалкую жизнь среди диких зверей.

 

Подведение итогов конференции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok._metally_v_iskusstve._himiya_i_mhk.doc42.5 КБ
Office presentation icon iskustvovedy.ppt983.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок в 9 классе по химии и мировой художественной культуре.

Учитель химии:

Горват Е.И., высшая квалификационная категория;

Учитель мировой художественной культуры:

Дробышева В.А., высшая квалификационная категория

Тема урока: металлы в искусстве

Тип урока: урок обобщения знаний

Вид урока: интегрированный

Жанр урока: урок – конференция

Цель урока:

  1. Обобщить и систематизировать знания учащихся о металлах, используемых в искусстве
  2. Развить умение работать с различными информационными источниками, выделяя главное, существенное, строить рассказ.
  3. Воспитывать широту взглядов, творческие способности, способствовать выработке у учащихся коммуникативных способностей.

Задачи урока:

  1. Сформировать представления о значении металлов и их сплавов, специфических свойствах металлов.
  2. Рассмотреть на региональном материале применение металлов и их использовании в искусстве
  3. Проанализировать влияние металлов на развитие художественного народного творчества (Златоустовская гравюра, Каслинское литьё).  

Методы, используемые на уроке: 

         - объяснительно-иллюстративный  

         - репродуктивный

         - проблемно поисковый

         - творческий

Оборудование:

  1. Мультимедийный комплекс.
  2. Коллекции горных пород и минералов.
  3. Таблицы производство чугуна и стали.

План проведения урока:

  1. Вступительное слово учителя. Сообщение темы, целей                            

конференции

  1. Выступления учащихся

      Значение и роль металлов.

- металлы в быту, промышленности.

- физиологическая роль металлов

- металлы в искусстве.

                                            Нахождение металлов в природе.

                                            Руды Челябинской области.

                                            Получение металлов и их сплавов.

                                       3.  Подведение итогов конференции.

Ход урока

Человек не может обойтись без металлов

Если бы не было металлов, люди влачили Бы самую омерзительную

И жалкую жизнь среди диких зверей…

Георг Агрикола

        Неужели кто – либо окажется столь глуп и упрям, чтобы не согласится, что металлы необходимы для пропитания и одежды, и что они вообще служат для поддержания человеческой жизни?...

         Действительно, металлы сыграли и продолжают играть огромную роль в жизни человечества.

         Сегодня на конференцию, посвященную металлам, мы пригласим не только химиков, но и специалистов различных областей: биологов, искусствоведов, историков, технологов металлургического комплекса, геологов. Их цель: доказать утверждение немецкого ученого Георга Агриколы. А может быть его опровергнуть?...

Их работы будут представлены вашему вниманию. Каждому из специалистов вы можете задавать вопросы.

І.  Историки. Семь Металлов создал свет, по числу семи планет…

    Историческая справка о роли Металлов.  

     - век бронзовый

     - век железный

Вопрос учащегося

Металлы играли большую роль в прошлые века. Но сегодня век высоких технологий, время пластмасс и полимеров. Наверное, Металлы утратили свою значимость?

ІІ.  Филологи

      Мы ежедневно сталкиваемся с предметами из металлов и так привыкли к этому, что даже не обращаем внимание. Разрешите прочесть посвящение металлам, а вы узнайте их.

(одновременно демонстрация металлических предметов применяемых в быту.)                                              

Иду на мелкую монету,

В колоколах люблю звенеть,

Мне ставят памятник за это

И знают имя моё-…

                                   (медь)

Из глины я обыкновенной,

И на редкость современный

Не боюсь электротока,

Хозяйкам на кухни служу без срока,

Бесстрашно в воздухе лечу,

Мне все задачи по плечу.

Конструкции лёгкие из дюрали,

Не перечислить всех регалий,

Горжусь своим я именем

Зовусь я …

                                    (алюминием)

Он идёт на сковородки

Да узорные решётки,

Он совсем, совсем неловок,

Не воспитан и не ковок

Хрупок, ломок, словно мёд

И тяжёл как бегемот

Но не врун и не болтун

Работяга – друг…

                               (чугун)

От дождя я не ржавею

Не ломаюсь, не темнею

Как алмаз в бою крепка,

Как лозиночка гибка,

Если крепко заколюсь,

Никогда не отступлюсь:

Буду дерево пилить,

Резать ткань, металл сверлить.

Научусь делам свободно,

Буду я на всё пригодна-

На сверло и на медаль,

Таково моя мораль

Дальше мой автограф - …

                                   (сталь)

Прославлен всеми письменами,

Металл, испытанный огнём,

Манил к себе людей веками,

Алхимик жил мечтой о нем

Но как кумир он свержен нами,

И блеск его не всех манит,

Ведь хорошо мы знаем с вами,

Не все то ценно, что блестит

                                          (золото)

Вопрос учащегося

Применение Металлов необычно широко и вы это доказали. Но ведь их можно заменить?

Биологи. 

Позвольте! Металлы в жизнедеятельности организмов незаменимы. И сейчас мы это докажем.

- презентация «Биологическая роль Металлов»

Вопрос учащегося

Да, действительно без Металлов в прямом смысле не жить. Они отвечают за физическое состояние организмов. А могут ли они оказать влияние на состояние души?

Искусствоведы 

В человеке всё должно быть прекрасно: и тело, и душа…  И сейчас металлы помогут нам окунуться в мир завораживающего искусства

 - презентация «Металлы в искусстве»

Вопрос учащегося

Металлы широко и глубоко внедрились в нашу жизнь, их требуется огромное количество. А где, в каком виде они встречаются в природе?

Геолог   Металлы широко распространены в природе. В зависимости от активности они могут встречаться в самородном виде или в виде соединений. В самородном виде встречаются Au, Pt, иногда Cu. А все остальные только в составе оксидов, солей.

Реферат. Сообщение о месторождениях Челябинской области с демонстрацией коллекции.

Вопрос учащегося

Металлы практически не встречается в свободном чистом воде. Следовательно при огромном потреблении металлов возникает проблема их получения? Как решить эту  проблему?

Металлы сами на двор не придут;

Требуют глаз и рук человека

К своему прииску

М.В. Ломоносов

Химик: Эту проблему люди решали с древних времён. Но лишь химия положила начало развитию металлургии – промышленному способу получения металлов и их сплавы.

- презентация «Металлы и сплавы»

В зависимости от получаемых Металлов и сплавов на их основе существует две отрасли металлургии: черная, цветная.

В нашем районе функционирует металлургический гигант федерального значения. О его работе рассказывает инженер технолог.

Металлы прошли сложный тернистый путь из прошлого в будущее, от руды до обыкновенного гвоздя и космического корабля. За всем этим стоит человек: геолог, химик, металлург, ювелир… Человек, чей труд заслуживает уважения и преклонения, чей труд не допускает того… чтобы люди влачили самую омерзительную и жалкую жизнь среди диких зверей.

Подведение итогов конференции.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Металлы в искусстве

Слайд 2

Металлы используемые для художественной обработки. ЗОЛОТО 79 Au 196,967 5d ¹º6s¹ золото

Слайд 3

СЕРЕБРО 47 Ag 107,868 4d ¹º 5s ¹ серебро

Слайд 4

ПЛАТИНА 78 Pt 195,09 5 d ’ 6s ¹ платина

Слайд 5

Бронза Это сплав меди с другими элементами (например, оловом, алюминием, берилием, свинцом, хромом).

Слайд 6

Латунь Это сплав меди с цинком(до 50%), часто с добавками алюминия, железа, марганца, никеля, свинца.

Слайд 7

Декоративная обработка металлов

Слайд 8

Процесс получения на заготовке рельефного изображения посредством холодной обработки, т.е. ударов молотка по чекану или с помощью штампов , называется чеканкой. Различают механизированную и ручную чеканку. В качестве материала используют листовой металл – золото, серебро, медь, мельхиор, алюминий. Чеканка

Слайд 9

Сущность процесса заключается в нанесении на заданные участки изделия легкоплавкого сплава черного цвета – черни( или черневого сплава из серебра, меди, серы и др.) Чернение

Слайд 10

Техника филиграни Образование сложных кружевных узоров из разной длины отрезков тонкой проволоки, гладкой или крученой, круглой или плоской

Слайд 11

Изделия в техники филиграни

Слайд 12

Визиткой Южного Урала несомненно являются Златоустовская гравюра и Каслинское художественное литье Визитка Южного Урала

Слайд 13

Сущность процесса заключается в вырезании на заготовке определенных рисунков. Орнаментов, изображений. Вырезание производят специальным инструментом – штихелями Златоустовская гравюра

Слайд 14

Уникальное искусство старинного художественного литья из чугуна возникло на Горнозаводском Урале в середине XVIII века. В 1747 г. на берегу озера Касли был основан небольшой чугуноплавильный и железоделательный завод. В 1752 г. первый владелец завода купец Яков Коробков продал его Никите Демидову, который гордился своим заводом и заботился о его развитии. Каслинский чугун, выплавляемый на древесном угле, был великолепен: пластичный, податливый, свободно заполняющий любую сложнейшую форму. Каслинское художественное литье

Слайд 15

Каслинское литье


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок изобразительного искусства и психологии «Реальность и фантазии в творчестве художника».

Новизна представленного урока -в интеграции двух направлений: изобразительного искусства и психологии в рассматривании природы творческой деятельности ...

Статья. "Интегрированный курс изобразительного искусства и истории Санкт - Петербурга с элементами музейной педагогики в начальной школе"

Данный интегрированный курс, дающий начальное образование по изобразительному искусству с учетом возрастных особенностей учащихся младших классов, имеет ясную структурную цельность и обес...

Интегрированный урок изобразительного искусства и основ православной культуры в 6 классе

Интегрированный урок изобразительного искусства и основ православной культуры в 6 классе по теме: «Украшение пасхальных яиц»...

Интегрированный урок (изобразительное искусство и музыка)

Интегрированный урок музыки и ИЗО на тему "Полевые цветы"....

Конспект интегрированного урока изобразительного искусства и музыки в 5 классе по теме: «Декоративное рисование открытки «8 марта». Музыкальный подарок маме».

Урок изобразительного искусства и музыки в 5 классе специальной (коррекционной школы) VIII вида. Использована скоростная методика правополушарного рисования  бетти Эдвардс. Методика правополушарн...