Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки и во внеурочной деятельности
статья по музыке по теме
Перед школой стоит высшая задача – создание условий для сохранения здоровья учащихся, т. е. разработка мер по здоровьесбережению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tekhnologii_na_urokakh_muzyki_i_vneurochnoy_deyatelnosti.docx | 26.18 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ
Долгополова Е.С. – учитель музыки
Высшая квалификационная категория.
МБОУ специальная (коррекционная)
школа-интернат №8г. Саяногорска.
«Музыка – необходимый душевный
атрибут человеческого существования»
(Аристотель)
Проблема сохранения и укрепления здоровья школьников существует уже достаточно давно. Наше будущее – это наши дети. В интенсивный информационный век проблема здоровья является одной основных. По словам классика «Здоровье – это не всё, но без здоровья всё – не ничто!» Перед школой стоит высшая задача – создание условий для сохранения здоровья учащихся, т. е. разработка мер по здоровьесбережению. Постоянно возрастающая по объёму и усложняющая по содержанию научная информация приходит в противоречие с недостаточной гибкостью учебных планов, программ учебников, что ведёт к хронической перегрузке учащихся, ухудшению их здоровья. В «Концепции содержания образовательной области «Искусство в 12-летней школе» определена основная задача урока музыки – снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально-энергетический тонус учащихся, то есть на уроках необходимо использовать не только музыкально-педагогические методы обучения, но и музыкально-терапевтические. В современной образовательной ситуации большое значение приобретает коррекционно – развивающая работа, направленная на развитие эмоциональной сферы и активной стороны личности школьников, связанной с освоением разных видов музыкальной деятельности.
В профессиональные компетенции учителя музыки по реализации здоровьесберегающих технологий входят вокалотерапия, логоритмика, ритмотерапия, психогимнастика, релаксация, музыкотерапия, фольклорная арттерапия, эстетотерапия и аретотерапия, терапия творчеством, сказкотерапия, улыбкотерапия.
Вокалотерапия. Правильный подбор дыхательных и голосовых упражнений обеспечивает более качественное функционирование сердечно-сосудистой системы, поскольку большая нагрузка приходится на диафрагму, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, за счет которых происходит массаж внутренних органов.
После занятий вокалотерапией дыхание становится более экономичным. От этого зависит работоспособность человека.
Большое внимание при работе с детьми уделяю развитию певческого и разговорного голоса. Необходимо убедить детей в том, что обладатели сильного голоса, как правило, имеют хорошее здоровье, а крепкий, с красивым тембром голос нужен представителю любой профессии.
Занятия пением, вокалом позволяют нам приблизиться к познанию красоты, развитию наших чувств, что тоже очень важно для нашего психического здоровья.
Для развития и тренинга голоса у учащихся пользуюсь пособиями по развитию певческого голоса и формированию вокальных навыков Н. А. Адулова, В. В. Емельянова, Г. П. Стукаловой, Г. А. Струве, А. И. Попова.
Логоритмическая гимнастика. Это одна из форм активного отдыха, для снятия напряжения после долгого сидения. Она жизненно необходима для младших
школьников. «Движительные песенки» помогают не только радоваться движениям, но и получить пользу для позвоночника и всех групп мышц, учат распределять
дыхание, координировать его с речевой фразой, развивают чувство ритма, музыкальный слух, что способствует также улучшению здоровья. На уроках я использую дыхательные песенки «Семья», «Кормушка», «Солнце, воздух и вода», «Пляска», «Утята», «Делай так», «У оленя дом большой».
Ритмотерапия. Танец, мимика и жест являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение, даёт эмоциональную разрядку, улучшает речь ребенка. Движение и танец, помимо того, что снимают нервно-психическое напряжение, помогают школьнику быстро и легко подружиться с другими детьми, а это также дает определенный психотерапевтический эффект.
Предлагаю использовать следующие ритмические упражнения:
- «Ритмическое эхо».
- Ритмизация имен: «- Кто поет? - Катя, Ваня!»
- Ритмизация движений: корпус, плечи, руки. Изобрази, как движется поезд («Попутная» М. Глинки), трамвай («Трамвай» А. Варламова), конница, животные (р.н.п. «Заинька», «Журавель», «Летал, летал воробей»), как ходят старики, молодцы, девицы.
Психогимнастика проводится с целью восстановления и сохранения эмоционального благополучия и предупреждения психических расстройств. В нее входят игровые задания, элементы психологических этюдов, выразительной пантомимы, пластические упражнения.
Релаксация позволяет использовать особые упражнения, которые помогают расслабить мышцы рук, ног, лица, туловища, что помогает успокоить детей, снять мышечное и эмоциональное напряжение.
Музыкотерапия – приобщение детей к произведениям высокого искусства. Это произведения «золотого фонда» музыкальной культуры, которые неоднократно
повторяются на разных этапах обучения школьников. П.Чайковский, «Симфония № 4», В. Моцарт «Симфония №40», М. Глинка, оперы «Руслан и Людмила», «Иван Сусанин», Н. Римский-Корсаков «Снегурочка». В терапевтических целях также используется джаз, современная и духовная музыка. Для того чтобы музыка подействовала на ученика, его надо специально настроить.
Ученик должен сесть в удобной позе, расслабиться и сосредоточиться на звуках музыки и не отвлекаться. Звучание музыки может быть дополнено просмотром произведений изобразительного искусства, видеофильмом, или при повторном прослушивании предлагаю ученикам нарисовать, что они увидели. В комплексе это хорошо влияет на психоэмоциональное состояние. Дети рисуют слушая произведения, например Б. Кабалевский «Клоуны», П.И.Чайковский «Подснежник», «Мама», «Новая кукла», И. Стравинский сцена из балета «Петрушка», К. Сен-Санс «Карнавал животных».
В младших классах используется пластическое интонирование. Движение становится обучающим фактором. Вовлечение в процесс восприятия приносит психотерапевтический эффект.
- Создание различных образов. П. Чайковский «Спящая красавица», В. Шаинский «Вместе весело шагать», русские народные песни «Во поле берёза стояла», «Калинка», «Камаринская», « Во саду ли, в огороде».
- Свободное дирижирование.
- Игра на воображаемых инструментах. Филиппенко «Веселый музыкант», М. Глинка «Арагонская хота», «Музыкант-чародей» и т. д.
Песенный фольклор – естественная система интегративной арттерапии, несущая в себе скрытые инструкции по сохранению целостности человеческойличности. Включает в себя музыку, движение, форму, рисунок, цвет. Главное в песенном фольклоре – исполнительско-творческая и слушательская деятельность детей, направленная на формирование творческой личности.
В фольклоре врачующее начало. Традиционные детские песни развивают у детей музыкальный слух и память, их лёгкие и голосовой аппарат. Всё до последней клетки вступает во взаимодействие, когда человек говорит, кричит, поёт.
Релаксация рук, особенно кистей, позволяет произвести сбросы накопившихся зажимов. Ритмы народных песен несут в себе терапевтический заряд, поэтому при разучивании и исполнении народных песен показываю детям движения и учу их петь а´капелла, водить хороводы, петь соло и в ансамбле, чувствовать душу народной музыки в песнях «Где был Иванушка», «Со вьюном я хожу», «Во поле орешина», «Я по лугу гуляла», «Комарочек» и др.
Для развития художественно-творческого мышления, фантазии, дети выполняют различные творческие задания: сочиняют частушки, разыгрывают песни «Тень-тень», «Как пошли наши подружки», «Бояре» по ролям.
Народные попевки, скороговорки, считалки в чётком эмоциональном произнесении и пропевании развивают голос, повышают речевую и певческую культуру. Игры-драматизации «Ярмарка», «Коляда», «Турнир», «Масленица» повышают художественную компетенцию ребенка, а пребывание в народном костюме имеет психотерапевтический эффект.
Музыкально-рациональная психотерапия представляет собой совокупность приёмов и методов, направленных на обогащение спектра доступных ребёнку переживаний и формирование мировоззрения, которое позволяет ему быть здоровым и счастливым. Использую во всех классах при исполнении песенного материала и слушании музыки.
Аретотерапия – лечение идеалами. Автор методики профессиональный музыкант В. И. Петрушин. Для формирования оптимистического, жизнеутверждающего мировоззрения им разработаны формулы музыкального самовнушения, а также песни, которые могут оказывать положительное воздействие на ребенка:
-формулы психологической устойчивости: «несмотря на мои неприятности», «только смеяться», «только победа»;
-формулы защиты от беспокойства и плохих мыслей «если хочешь быть спокойным»;
- формулы позитивных мыслей «начинается мой новый день»;
- формулы повышения самооценки «я хороший, ты хороший»;
- формулы радости «я в хорошем настроении».
Многие из этих формул можно применять на уроках музыки и, в особенности, в кружковой работе.
Терапия творчеством. Создавая условия, побуждающие человека к занятиям искусством, мы развиваем творческие наклонности.
Выполнение творческих заданий на уроках является одним из эффективных приёмов оптимизации психического состояния. Творческие задания направлены на расширение доступных ребенку эмоциональных переживаний. Импровизации на различные темы; «пропой свое имя», «исполни попевку с различными эмоциональными оттенками – страх, радость, тревога»; мелодизация различных образов птиц и животных, а также явлений природы «дождик», «восход солнца», «танец медведя, зайчика, бегемота, птички».
На уроках в начальной школе я использую инструментальное музицирование –ложки, трещотки, треугольник, ксилофон, маракасы, металлофон – всё это координирует движения детей.
Шумовой оркестр – это одна из форм инструментального музицирования, позволяющая играть многопланово.
На уроках использую звучащие жесты – хлопки, притопы, щелчки, цоканье, звуковые эффекты с участием языка, губ, щёк.
Вздохи, выдохи, возгласы, кряхтение – это также способствует развитию звуковысотного и ритмического слуха, активности внимания, быстроты реакции, памяти.
Сказкотерапия. Сказка – любимый детьми жанр, поддерживающий душевный мир ребенка. На уроках музыки много тем связанных со сказками: детская опера «Волк и семеро козлят» М Коваля, балет «Золушка» С.Прокофьева, П. Чайковский балеты «Спящая красавица», «Щелкунчик», Р. Щедрин балет «Конек-Горбунок», Н. Римский-Корсаков опера «Золотой петушок», Э. Григ сюита «Пер Гюнт».
Улыбкотерапия. В улыбающемся учителе дети видят друга. Когда мы поём звук, направленный в пространство, он будет более чистым, светлым, и свободным, если ребёнок поёт на улыбке, используя передний резонатор. Улыбка внешняя становится улыбкой внутренней, и ребёнок с ней смотрит на мир и на людей.
Коллективный характер уроков музыки подключает к оздоровительному процессу целебные воздействия со стороны других учеников, их поддержку, сочувствие и сопереживание. Возможность быть принятым окружающим безо всяких условий позволяет ребёнку быть самим собой, проявить свою индивидуальность в хоровом и сольном пении на уроках музыки и во внеурочной деятельности.
Обучение пению идёт от личностных особенностей ребёнка, способностей и задатков к развитию его творческого потенциала с помощью реализации здоровьесберегающих технологий.
Литература
1. Н.К. Смирнов «Здоровьесберегающие технологии в работе учителя» М. АРКТИ –2003г.
2. В. И. Ковалько «Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер» М. «Вако». 2007г.
3. Е. А. Лобанова «Возможности урока как средства реализации здоровьесберегающих технологий». Журнал «Музыка в школе». 2006г.
4. Б. Д. Райгородский «Что может музыка?» журнал «Музыка в школе».
5. Е. А. Смолина «Современный урок музыки» Ярославль Академия развития 2006г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии на уроках химии и во внеурочной деятельности.
Из опыта работы учителя химии высшей категории МОУ СОШ №2 ГП Терек Балкаровой Светланы Николаевны...
«Развитие творческих способностей учащихся с помощью здоровьесберегающих технологий на уроках музыки и во внеурочное время».
Данная работа знакомит с простейшими элементами вокально- хорового обучения: даются понятия о звукообразовании и звуковедении. певческом дыхании и артикуляции, постановке корпуса. необходимом для пени...
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности. Формирование УУД в художественном обрвзовании, во внеурочной деятельности духовно-нравственной и направленности. Используемые педагогические методики.
Представление опыта рабботы на уроках изобразительного искусства. Доклад включает в себя примеры практического применения современных педагогических технологий на уроках и во внеурочной деятельности. ...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
За все время своей работы в школе учителем музыки мне всегда хотелось сделать уроки более интересными, запоминающимися для ребят. Всегда меня интересовал вопрос: «Что же нужно сделать для того, чтобы ...
Технология продуктивно-творческой деятельности школьников на уроках музыки и во внеурочной деятельности
В работе представлена актуальность массового приобщения детей к коровому пению как на уроке музыки, так и во внеурочной деятельности. Учитывая дефицит времени, отведенного на разучивание песни, предла...
Конспект мастер-класса «Развитие музыкальных способностей на уроках музыки через здоровьесберегающие технологии на уроках музыки»
Конспект мастер-класса «Развитие музыкальных способностей на уроках музыки через здоровьесберегающие технологии на уроках музыки»...
Здоровьесберегающие технологии на уроках химии и во внеурочной деятельности.
Из опыта работы учителя химии высшей категории МКОУ СОШ №2 г.п. Терек Балкаровой Светланы Николаевны...