Здоровьесберегающие технологии на уроках химии и во внеурочной деятельности.
методическая разработка по химии
Из опыта работы учителя химии высшей категории МКОУ СОШ №2 г.п. Терек Балкаровой Светланы Николаевны
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poln_variant_zdorovesbereg_tehnologii.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии на уроках химии и во внеурочной деятельности.
(Из опыта работы учителя химии высшей категории МКОУ
СОШ №2 г.п. Терек Балкаровой Светланы Николаевны)
« Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить
то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь»
В.О. Ключевский
Проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными на современном этапе. Изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся способствовали кризисные явления в обществе, они замедлили их физическое и психическое развитие, снизили их творческую активность, вызвали отклонения в их социальном поведении.
По данным научно - исследовательского института физиологии детей и подростков Российской Федерации выявлено, что учащиеся 1 класса имеют физиологические отклонения в здоровье до 30%, а 10-11 классу эти отклонения достигают 80-85%. С 3,9 до 12,3%, увеличивается число близоруких детей с 1 класса к выпускным, с 5,6 до 16,4% - количество детей с нервно-психическими расстройствами, с нарушениями осанки - с 1,9 до 16,8%. Нарушение остроты зрения, составляет до 30-40%. А у 67% школьников отмечается состояние школьной тревожности, которая выражается в депрессии, агрессивности, страдает иммунная система. [1; 2]. В президентском Послании Федеральному Собранию в ноябре 2008 года говорилось: «Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Сегодняшняя статистика здоровья школьников просто ужасающая…
… если приоритет здорового образа жизни будет в полной мере реализован в школе, то мы гораздо легче справимся и с формированием современной системы здравоохранения в целом» [3].
Поэтому в настоящее время следует активно использовать педагогические технологии, направленные на охрану здоровья школьников[4].
Химия относится к одному из самых трудных предметов в средней школе. Поэтому, учитывая сказанное, в своей работе я придерживаюсь здоровьесберегающей организации учебного процесса. Особо хочется выделить технологии личностно ориентированного обучения, которые учитывают особенности каждого ученика и направлены на более полное раскрытие его потенциала. Это технологии дифференцированного обучения, проектной деятельности, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии[5;6].
Личностно ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности. При этом перед учителем встают новые задачи: создания атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирования учащихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; создания педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика. Для решения этих задач могут применяться следующие компоненты:
- Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока.
- Создание ситуации успеха на уроке.
- Использование проблемных творческих заданий.
- Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий.
- Применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).
- Рефлексия. Обсуждение того, что получилось, а что нет, в чем были ошибки, как они были исправлены.
Одним из важнейших аспектов является психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой стороны, появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.
Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление – вот далеко не весь арсенал, которым располагает педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.
Учащиеся входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоциональный дискомфорт даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.
К тому же, каждый ученик уже более спокойно реагирует на полученную оценку, если он сам понимает ее обоснованность. Оценивая свои ошибки, ученик сразу же видит и пути их исправления. Неудача на уроке, воспринимаемая как временное явление, становится дополнительным стимулом для более продуктивной работы дома и в классе. Я поощряю стремление ученика к самоанализу, укрепляю его уверенность в собственных возможностях.
Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что, в конечном итоге, приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.
Нельзя забывать, что при изучении химии проводятся и демонстрируются различные опыты. Поэтому большое значение для сохранения здоровья учащихся имеет безоговорочное исполнение правил техники безопасности при проведении эксперимента[7]. А это : инструктаж по технике безопасности, использование карт-инструкций для проведения практических работ, памяток по оказанию первой медицинской помощи при ожогах, порезах, отравлениях.
Большую роль в решении различных педагогических задач, в том числе, и в вопросах здоровьесбережения, играют технические средства обучения. В современных условиях особое место среди ТСО отводится персональному компьютеру с мультимедиапроектором.
В целом, психолого-педагогическая модель обучения на уроке с компьютерной поддержкой реализует личностно ориентированный подход, а основное внимание уделяется интерактивной деятельности учащихся. В современном понимании наглядность должна быть интеллектуальна, то есть через чувственно-образную форму усиливать, подчёркивать теоретическую сущность изучаемого. Экранная форма компьютерной (и аудиовизуальной) информации даёт редкую пока возможность учителю и классу совместного наблюдения и размышления над фактами, поиска выхода из проблемных учебных ситуаций, позволяет по ходу усвоения обсудить актуальность и значимость изучаемого материала. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. Интерактивные элементы обучающих программ позволяют перейти от пассивного усвоения к активному, так как учащиеся получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы. В качестве одной из форм обучения, стимулирующих учащихся к творческой деятельности, часто предлагаю создать ученику или группе учеников мультимедийную презентацию, сопровождающую изучение какой-либо темы курса.
В последнее время компьютерные презентации стали популярны среди педагогов, активно использующих современные технологии в процессе обучения. Однако здесь важно соблюдать принцип разумного использования компьютера, поскольку нерациональное применение ТСО в ходе урока может привести к обратным результатам – повышенному утомлению и психоэмоциональному напряжению. Кроме того, неправильно установленный уровень звука и освещения могут негативно воздействовать на слух и зрение учащихся. При подготовке компьютерных презентаций необходимо руководствоваться принципами оптимизации подачи материала: не злоупотреблять ненужной анимацией объектов, подбирать нейтральный фон, не раздражающий глаза, избегать “режущих” глаз цветов и их сочетаний[8].
Проектную работу на уроках химии и во внеурочной деятельности также стараюсь привязать к решению вопросов сохранения здоровья. Собственное здоровье и способы его сохранения интересуют учащихся, однако зачастую учащиеся не понимают, насколько важны в этой связи знания, полученные на уроках химии и считают, что им необходимы лишь точные рекомендации по поведению в той или иной ситуации. И только малая доля школьников осознает, что хорошая база теоретических химических знаний действительно дает возможность вникнуть в самую глубину проблемы, выявить первопричину нарушения здоровья, объяснить влияние данного фактора на организм человека и в итоге найти выход из сложившейся ситуации.
Однако совершенно недостаточно насытить химический материал информацией, которая заинтересует учащихся. По — моему мнению, не стоит также давать конкретные инструкции по поведению в какой-либо ситуации. Целесообразнее так построить процесс обучения, чтобы учащиеся смогли сами исследовать проблему и выработать эти рекомендации, т. е. реализовать проблемное обучение.
Для этого я прежде всего выявляю, какие вопросы, связанные с химией и валеологией, интересуют школьников: а) экологические проблемы; б) организация рационального питания; в) вопросы медицины и т. д. Затем совместно с учащимися выбираем для исследования один из них и конкретизируем его: а) загрязнение воды, воздуха, потепление климата и др.; б) состав продуктов питания, компоненты пищи, негативно влияющие на состояние здоровья, и др.; в) употребление и действие лекарств, побочные эффекты при их приеме; г) курение; употребление алкоголя; е) применение бытовой химии и т. д. После этого предлагаю учащимся найти выход из выбранной ими ситуации, выслушиваю мнения. Далее разбиваю класс на группы. Каждая из них прорабатывает один из предложенных вариантов решения проблемы с точки зрения и химии, и валеологии: учащиеся изучают научно-популярную литературу, публикации периодической печати, посвященные данной проблематике, обсуждают все «за» и «против» и выбирают наиболее оптимальный вариант. На обобщающем уроке, который мы проводим в форме дискуссии, конференции, выступают представители групп. По итогам обсуждения их выступлений выявляем лучший способ решения предложенной проблемы. Например, исследование путей уменьшения содержания углекислого газа в атмосфере в рамках проблемы «Атмосферные изменения, их влияние на состояние здоровья» провожу в IX классе при изучении темы «Подгруппа углерода».
Сначала знакомлю учащихся с причинами увеличения содержания оксида углерода (IV) в атмосфере и последствиями этого процесса. Снижение содержания этого — вещества в атмосфере не представляет опасности для здоровья, повышение же концентрации небезразлично для организма. При содержании в воздухе 3—4 % углекислого газа человек ощущает головную боль, шум в ушах, пульс замедляется, а при концентрации 10 % могут наступить потеря сознания и смерть. Именно по содержанию углекислого газа оценивают чистоту воздуха в жилых и общественных помещениях. В жилых помещениях оно не должно превышать 0,1 %. В результате в рамках решения проблемы «.Атмосферные изменения и их влияние на организм человека» появляется несколько разных подтем: «Роль оксидов серы и азота на образование кислотных дождей, их влияние на организм человека»; «Изменение содержания углекислого газа в атмосфере, его влияние на здоровье»; «Изменение содержания кислорода в атмосфере, его влияние на здоровье»; «Рациональный выбор топлива»; «Интенсификация фотосинтеза»; «Очистка промышленных выбросов от углекислого газа».
Далее класс разбиваю на три группы, которые должны рассмотреть один из возможных вариантов решения этой проблемы: 1) рациональный выбор топлива; 2) интенсификация фотосинтеза; 3) очистка промышленных выбросов от углекислого газа. Учащиеся самостоятельно знакомятся с научной и популярной литературой по данной проблеме, ищут обоснования данных подходов с точки зрения химии и валеологии. Затем - отчет о проделанной работе. На обобщающем уроке-презентации по теме каждая группа сообщает о результатах своей деятельности. Представители групп аргументированно доказывют, почему их вариант решения проблемы разумен, подтверждают свое мнение проведением демонстрационных опытов. Выбор эксперимента и разработку методики его проведения в некоторых случаях могут осуществлять сами учащиеся. Участники каждой группы отмечали, что перенасыщенность воздуха диоксидом углерода отрицательно сказывается на состоянии и дыхательной системе человека (вызывая учащенное тяжелое дыхание, в некоторых случаях астматические заболевания, а иногда и приводя к летальному исходу), и кровеносной системы (недостаточное снабжение систем и органов кислородом, увеличение кислотности крови).
После выступлений групп учащиеся класса выбирали оптимальный подход к решению проблемы и обосновывали свой выбор. Опыт показывает, что, выдвигая и доказывая свои идеи, учащиеся в достаточной степени овладевают химическим материалом, приобретают способность применять знания, полученные при изучении одной темы, в конкретных ситуациях, возникающих при рассмотрении другой, а также умение обсуждать вопросы, вести грамотную, обоснованную дискуссию. Когда школьники сравнивают свой путь решения проблемы с другими возможными, у них развивается способности анализировать. Необходимость привлечения дополнительной информации способствует расширению кругозора учащихся, ненавязчиво заставляет их заинтересоваться не только проблемой, поставленной учителем, но и другими смежными вопросами.
Результаты анкетирования учащихся нашей школы подтверждают необходимость создания целостной методической системы направленной на формирование четко определенного неприятия наркотиков и других веществ подобного действия. Так, на вопрос: «Имеет ли смысл обсуждать проблемы наркомании на уроках химии и внеклассных мероприятиях?» — положительно ответили 80% учащихся 8—10 классов. Анализ ответов учащихся на вопросы анкеты подтверждает, что школьников различных возрастных групп интересуют вопросы потребления наркотических веществ, их воздействия на организм человека, а также способы борьбы с этим явлением. Они не только с интересом обсуждают причины распространения наркомании, но и выражают готовность активно участвовать в мероприятиях, направленных на антинаркотическую пропаганду. Поэтому урок пресс-конференция «Скажем наркотикам-Нет!» является актуальной и важной формой антинаркотического воспитания школьников. Такая форма проведения урока способствует мотивации, активизации учащихся, формированию социальной, коммуникативной, информационной компетентностей участников образовательного процесса. Пресс-конференция проводилась в форме деловой игры. Проведению деловой игры предшествовала активная работа учащихся в группах: учащиеся собирали, анализировали информацию и готовили материалы к конференции, с каждым выступавшим проводились индивидуальные собеседования, готовились слайды и плакаты, визитные карточки, эмблемы, таблички с указанием ролей. В материалах конференции разбирается природное происхождение, химический состав наркотических веществ, раскрываются социальные причины распространения наркотиков, их действие на организм, страшные последствия наркомании, рассматриваются меры наказания к распространителям наркотиков, прослеживаются межпредметные связи курсов химии, биологии, истории, обществознания, литературы. Разработка такой пресс-конференции может использоваться учителями для проведения классных часов по антинаркотическому воспитанию, по пропаганде здорового образа жизни.
Рамки урока зачастую не позволяют в достаточной степени удовлетворить интерес учащихся к каким-то значимым и полезным для них вопросам. Поэтому эту работу мы продолжаем в рамках школьного научного общества, которое на протяжении многих лет функционирует в нашей школе.
Хочу отметить, что, на мой взгляд, главная задача учителя при организации проектной деятельности учащихся заключается не столько в поиске теоретического и фактического материала и даже не в результатах этой работы, сколько возможность дать ученику развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей. Благодаря продуктивной работе НОУ, его участники много раз становились победителями, призёрами и лауреатами различных региональных, всероссийских и международных конкурсов и научно-практических конференций. Исследовательский метод ярко реализуется в проектной деятельности моих учащихся и развивает их интеллектуальные способности. Ежегодно ученики нашей школы становятся лауреатами Премии главы администрации Терского муниципального района. Среди них есть и мои ученики. Работа при подготовке проекта позволяет наполнить досуг учащихся занятием по интересу, удовлетворить свои потребности в получении большего, чем может дать урок. Учебный проект- это дидактическое средство обучения, воспитания, развития. Выводы и рекомендации таких проектов, как «Рациональное питание школьников - важнейшее направление валеологического подхода в школьном образовании и воспитании» (который отмечен дипломом 1 степени на Всероссийской НПК ЮНК), и «Влияние различных видов и сортов мыла на кожу подростков» (2 место Республиканской НПК), «Исследование современных жидких моющих средств для мытья посуды» ( диплом 1 степени на конкурсе школьных проектов Майкопского государственного технологического университета) использую при проведении классных часов, и на своих уроках, так как они способствуют формированию основ здорового образа жизни. С рассказом о своей работе, выводах, перспективах школьники выступают перед другими ребятами, «заражая их» творчеством. В результате из одной группы исследователей, могут образоваться несколько новых, работающих по своим направлениям.
Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять своё здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будут больше здоровы и развиты, не только духовно, но и физически.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Поморцева Д. Е., Медведева С. А. К вопросу о состоянии здоровья современных школьников.: материалы III Международной научно-практической заочной студенческой конференции, 21 марта 2016 г., г. Екатеринбург / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург, 2016. - С. 233-238.
2. Петрова Н.Ф., Горовая В.И. Современная школа и проблема здоровья учащихся // Успехи современного естествознания. – 2005. – № 11. – С. 73-75;
3. Из решения Комитета по образованию и науки ГД ФС РФ от 22.11.2018 года № 60-1 «Опыт и проблемы формирования здорового образа жизни у детей и молодёжи, внедрение здоровьесберегающих технологий и основ медицинских знаний»
4. Жук. Н. Личностно-ориентированный урок: технология проведения и оценки// Директор школы. № 2. 2006. – с. 53-57.
5. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: Учеб. пособие / Под. общ. ред. Н. В. Сократова. М.: ТЦ Сфера, 2005. 224 с.
6.Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии. М.,АРКТИ, 2003.
7. Степанова Н.А. Роль химического эксперимента в формировании культуры безопасной жизнедеятельности.// Журнал «Химия в школе».,№4 2003.,с57.
8. Панкова В.П. Формирование навыков исследовательской деятельности учащихся с помощью сетевых проектов.// Издательский дом «Первое сентября». Химия. №13, 2010. с30.
9.Зайнулина Ф.Ф.Организация исследовательской деятельности учащихся в школе.// Издательский дом «Первое сентября». Химия. №10, 2008. С18.
10.Замбровская Е.И.Роль экологического образования в формировании социальной компетенции учащихся. //Издательский дом «Первое сентября». Химия. №16, 2011. с32.
Интернетресурсы:
https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/12842
https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-sostoyanii-zdorovya-sovremennyh-rossiyskih-shkolnikov/viewer
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии на уроках химии и во внеурочной деятельности.
Из опыта работы учителя химии высшей категории МОУ СОШ №2 ГП Терек Балкаровой Светланы Николаевны...
Проектная деятельность и метод проектов на уроках химии и во внеурочной деятельности
Из опыта работы...
Отчёт о работе над собственным методическим исследованием «Проектно – исследовательская деятельность учащихся на уроках химии и во внеурочной деятельности»
Работа опубликована в школьном методическом сборнике за 2012-13 учебный год...
Метод проектов как средство повышения самостоятельной деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочной деятельности
Цель и пафос развития педагогической науки и практики – это возможность проектировать и осуществлять процесс обучения и воспитания человека с гарантированным эффектом. Другой цели ...
Никитина Н.Н, учитель химии , МОУ "Лицей № 47" г. Саратов "Организация работы со способными и одарёнными детьми на уроках химии и во внеурочной деятельности".-из опыта работы
В опубликованной презентации я делюсь некоторыми наработками из своего опыта работы со способными и одаренными детьми на уроках химии и во в...
Исследовательская деятельность учащихся на уроках химии и во внеурочной деятельности
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочной деятельности...
Формирование и развитие навыков исследовательской деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочной деятельности
Для активизации деятельности учащихся на уроке при обучении химии в течение последних десяти лет я работаю над проблемой развития интеллектуальных способностей учащихся через усвоение алгоритма научно...