Разработка урока «Любить, мечтать и верить…» (урок внеклассного чтения в 6 классе по повести-феерии А. Грина "Алые паруса" с применением методов и приемов критического мышления и исследовательской деятельности).
методическая разработка по литературе (6 класс)
Урок внеклассного чтения в 6 классе по повести-феерии А. Грина "Алые паруса" с применением методов и приемов критического мышления и исследовательской деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya.ppt | 2.98 МБ |
zadanie_gruppam.doc | 20 КБ |
konspekt.doc | 58 КБ |
issledovanie.doc | 89.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
07.02.24
07.02.24
07.02.24
07.02.24
07.02.24
07.02.24
07.02.24
07.02.24
07.02.24
07.02.24
07.02.24
07.02.24
07.02.24
07.02.24
07.02.24
07.02.24
07.02.24
07.02.24
07.02.24
Предварительный просмотр:
Жители Каперны.
1. Расскажите о людях и нравах приморской деревни Каперны.
2. Расскажите об отце Ассоль, матросе Лонгрене.
Ассоль.
1. Расскажите о детстве девочки.
2. Автор использует оригинальный ход при описании внешности Ассоль. Какой и зачем?
Грэй.
1. Два эпизода детства Грэя связаны с картинами. Расскажите какие. Что можно сказать о характере мальчика?
2. О чём мечтал Грэй и как осуществил мечту?
Предварительный просмотр:
«Любить, мечтать и верить…» по повести А.Грина «Алые паруса».
Цель:
обучающая: выявить идею и основную мысль повести-феерии;
развивающая: развивать навык характеристики героев, пробуждать «дар воображения», развивать монологическую речь, развивать умение ориентироваться в тексте художественного произведения, умение обобщать и делать выводы;
воспитательная: попытаться убедить учащихся, что всё прекрасное на земле зависит от нас самих; воспитывать читательский и эстетический вкус.
Ход урока.
…человек в порыве к счастью
способен своими же
руками совершать чудеса.
К.Паустовский
- Эмоциональный настрой, цели урока (чтение стихотворения под музыку). Слайд 1.
Там, где вершины гор целуют небеса,
Где воздух так прозрачен, чист и свеж,
Где у подножия в цветах блестит роса,
Я выну из кармана белый лист.
И напишу на нем все то, что я хочу,
И нарисую то, что любо мне…
И вот уже в мечтах своих лечу
К далекой и загадочной стране,
Где жизнь светла, чиста и хороша,
Где нет ни горестей, ни мелочных забот,
Где замирает от волнения душа,
А сердце веселится и поет…
Я этот мир хочу вам показать,
И рада поприветствовать друзей!
Давайте вместе в облаках летать
И быть душою чище и добрей!
Сегодня на уроке я зажигаю свечу, чтобы создать атмосферу уюта и расположить вас к разговору о мечте, о любви, о вере, о надежде, о любви.
Вы слышите шум моря, песни волн, набегающих на берег. Вы видите небольшой посёлок Каперна, где живёт маленькая девочка, мечтающая о настоящей и большой любви.
А где-то далеко-далеко в огромном замке живёт благородный, смелый мальчик, который чуть позже произнесёт такие слова:
Слайд №2.
«Я прихожу к той, которая ждёт только меня, я же не хочу никого другого, кроме неё…благодаря ей я понял одну нехитрую истину».
Понять эту нехитрую истину – значит определить главную мысль произведения А. Грина «Алые паруса», а это и есть цель нашего урока.
II. Работа по теме урока.
1. Стадия вызова.
Давайте вспомним главных героев и составим кластер:
Мы объединим жителей Каперны и Лонгрена в одну группу, а об Ассоль и Грэе поговорим отдельно. Слайд 3.
2. Осмысление.
1) Характеристика героев повести в отдельности.. Анализ текста. Работа в группах.
Основные правила работы в группе. Слайд 4.
Чётко формулировать свои мысли.
Высказывать свою точку зрения.
Не перебивать друг друга.
Активно участвовать в обсуждении.
Любое высказывание подтверждать текстом.
1 группа. Жители Каперны. Слайд 5.
1. Расскажите о людях и нравах приморской деревни Каперны.
2. Расскажите об отце Ассоль, матросе Лонгрене.
3. Составить синквейн на тему «Жители Каперны».
(Дополнительные вопросы:
- Почему Лонгрен сторонился земляков?
- Какой была Мария, его жена?
- Почему не помогли ей в трудную минуту?
- Почему она умерла?
- Как поняли, почему Лонгрен не помог утопающему Меннерсу?)
Вывод. Слайд . Синквейн.
2 группа. Ассоль. Слайд 6.
1. Расскажите о детстве девочки. Черты характера Ассоль?
2. Какой прием использует Грин в описании внешности Ассоль?
3. Составить синквейн на тему «Ассоль».
(Дополнительные вопросы:
- Почему недолюбливали Ассоль? Как обижали девочку?
- Почему Ассоль не могла подружиться с детьми своей деревни?
- Что её отличает от них?)
Вывод:
Ассоль мечтательная, романтичная, живет в мире своих грез и фантазий, ждет своего возлюбленного, когда он приплывает к ней на корабле с алыми парусами и увезет ее в свое сказочное царство. Слайд. Синквейн.
3 группа. Грэй. Слайд 7.
1. Какие поступки, совершенные им в детстве, характеризуют его как рыцаря, защитника слабых и беззащитных? Что можно сказать о характере мальчика?
2. О чём мечтал Грэй и как осуществил мечту?
3. Составить синквейн на тему «Грей».
Что же было главным в характере Грэя?
Вывод:
Грэй является центральным героем в феерии, т.к. с ним писатель-романтик связывает решение главной идеи книги, которая заключена в словах о “нехитрой истине”: “Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками”. В образе Грэя мы видим вполне земного человека, а не сказочного. В нем хорошо развито духовное начало.
Слайд. Синквейн.
Грэй.
Добрый, благородный.
Сбегает, путешествует, влюбляется.
Был счастлив, сотворив чудо своими руками.
Герой.
2) Сравнительная характеристика Грэя и Ассоль.
- Чем же отличается (или они похожи?) Грэй от Ассоль?
Романтиками называют мечтателей, искателей приключений, склонных идеализировать людей, приукрашивать действительность, не терпящих однообразия и скуки, идущих против общепринятых представлений о жизни. Именно таким был Грэй.
3) Словесное рисование. Выставка рисунков.
- Давайте их представим. Каковы их портреты, мысли, чувства, поступки, мечты?
Темноволосый с короткой стрижкой, крепкого телосложения, среднего роста, широкоплечий, с умным, внимательным, любящим взглядом, волевым подбородком.
Сидящая на берегу моря и внимательно всматривающаяся вдаль, не появится ли там белый корабль с алыми парусами. Глаза очень грустные и одновременно лучистые, искрятся, в них надежда на скорую встречу со своим принцем, возлюбленным, со своим капитаном.
4) Символика цвета в повести. Индивидуальное задание. Слайд
1. Выступление учащихся.
2. Символом чего являются алые паруса? (символом мечты и любви, исполнения желания).
3. Почему я присвоила каждой группе именно такой цвет?
5) Анализ финальной части повести.
- Как восприняли жители Каперны весть о приближении корабля с алыми парусами?
Просмотр финальной сцены «Встреча Грэя и Ассоль».
Вопросы классу:
- Как и какое чудо сотворил Грэй?
- Какую нехитрую истину понял Грэй, встретив свою любовь?
Она в том, «чтобы так называемые чудеса делать своими руками». Чудеса – это «улыбка, веселье, прощение и вовремя сказанное нужное слово. Владеть этим – значит владеть всем».
III. Вывод. Рефлексия.
1. Продолжите предложения: Слайд
• Мне особенно понравилось…
• Писатель научил…
• Я понял (а)…
• Меня удивило, обрадовало, огорчило…
• Грустно…
• Я рад (а)…
Особенно понравилось то, как красиво и возвышенно описывается первая любовь Ассоль и Грэя, чистота их чувств, без притворства. Любовь описана здесь как светлое, нежное, самое прекрасное чувство.
Быть добрыми, не озлобляться, мужественными, совершать благородные поступки, не требуя ничего взамен, бороться с несправедливостью. Автор помогает юным читателям взрослеть нравственно, готовит их к самостоятельной жизни. Он не гасит в сердце читателей огонек надежды, веры в людей, чудеса, в мечту, в любовь.
Феерия заканчивается на оптимистической ноте, герои не изменяют своей мечте, они верят в счастье. Эта книга учит молодых людей быть настоящими рыцарями, настоящими мужчинами.
2. Подведение итога, оценки, задувание свечи.
3. Слово учителя.
По мнению Грина, есть одно важное свойство человека, которое способно изменить его жизнь, – это удивительная сила воображения. Человеку дана удив-ная возможность фантазировать, мечтать, творить. Совершив путешествие по стране мечты Грина, начинаешь понимать, что человек не умирает в памяти людской тогда, когда открывает сердце другим. И эти другие следуют за мечтой, проникаясь верой, надеждой, любовью.
Возможно, эта книга заставит вас вдруг пожелать счастья так яростно и страстно, как его желала Ассоль, и наполнит тебя ожиданием чуда. Возможно, вы захотите, как Грэй, построить для кого-нибудь корабль и плыть под алыми парусами.
Если вы раскроете миру свое сердце, если вы поверите в свою мечту, то обязательно «над океаном алые взметнутся паруса, и скрипка пропоет над океаном».
4. Просмотр видеоролика «Рисование песком» под песню «Ребята, надо верить в чудеса».
Предварительный просмотр:
Нашей задачей было исследовать текст повести А. Грина «Алые паруса» с целью выявить количество слов с обозначением цвета. Для этого мы при чтении повести подсчитали количество так называемых цветных слов. Всего таких слов – …. Это ……… и другие цвета.
Затем мы провёли исследование каждого цвета в отдельности. Получились, на наш взгляд, очень интересные результаты, которые мы обработали и представили с помощью такой диаграммы, отражающей частотность употребления цветовых символов:
В результате данного исследования можно сделать вывод, что наиболее используемые цветовые детали в повести алый, белый, синий, черный, золотой.
Что же обозначает каждый из этих цветов?
Алый цвет – сочный, цвет энергии и цвет мечты.
Белый цвет – символизирует чистоту, невинность и свежесть.
Синий цвет означает мудрость, верность, мужественность и спокойствие.
Черный цвет – цвет тьмы, мрака, траура. Но в нашем случае черным цветом автор показывает житейские тяготы, испытания, через которые проходят главные герои.
Золотой – символизирует богатство, юность, мечты, фантазии, радость.
Итак, с помощью цвета автору удается передать не только состояние природы, но и духовную жизнь героев, осмыслить нравственные изменения, происходящие с ними. Автор с помощью цветовой символики приводит нас к мысли: у каждого должны быть свои алые паруса; он убеждает в правоте нехитрой истины, выведенной автором: «Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературы по произведению А.В.Костюнина «Рукавичка» ( с использованием приема критического мышления через чтение и письмо)
Урок внеклассного чтения разработан по произведению А.В.Костюнина "Рукавичка" для 5-7 классов( с использованием приемов критического мышления)...
РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Работа посящена изучению организации урока физической культуры по методике развития критического мышления через исследовательскую деятельность ...
Применение приемов и методов технологии развития критического мышления на уроках биологии
В работе описаны цели и задачи данной технологии, стадии,приемы применяемые мною на уроках биологии в 5-9 классах. Вызов – стимулирование интереса...
Любить, мечтать и верить… урок по повести А. Грина «Алые паруса»
Цели урока 1. Познакомить учащихся с удивительным миром и героями произведений А. Грина. 2. Учить давать сравнительную характеристику героев. 3. Попытаться убедить учащихся, что всё прекрасное за...
Развитие критического мышления через исследовательскую Деятельность учащихся в процессе физического воспитания
критическое мышление у учащихся в ходе развития физического воспитания...
Урок - исследование по повести - феерии А.Грина "Алые паруса" "Любить, мечтать и верить..." 6 класс
Урок - исследование и презентация. Материал содержит проблемные вопросы к повести - феерии А.Грина "Алые паруса"....
Приемы и методы технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках обществознания
Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Из опыта работы. Приемы и методы технологии на уроках обществознания...