СКОРОГОВОРКИ - КАК СРЕДСТВО ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ
учебно-методический материал на тему

Ваганова Ольга Юрьевна

Каждая отдельная скороговорка – это не случайный набор звуков и слов. Она тренирует определенные навыки, отчеканивает произношение конкретного «проблемного» звука. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kazhdomu_zvuku.docx17.53 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Каждому звуку – своя скороговорка

"Скороговорка – шуточный жанр народного творчества, фраза, построенная на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов, например: "на дворе трава, на траве дрова" (Словарь русского языка под ред. А. П. Евгеньевой, М.: Русский язык 1981-1988).

Есть несколько способов работы со скороговорками:

1. Пусть ребёнок возьмёт в руки мяч и, ритмично подбрасывая и ловя его руками, проговорит скороговорку. Подбрасывать и ловить мяч можно на каждое слово или на слог.

2. Пусть ребёнок проговорит скороговорку, перебрасывая мячик из одной руки в другую.

3. Проговорить скороговорку можно, прохлопывая ритм ладошками.

4. Предложите проговорить скороговорку 3 раза подряд и не сбиться.

Скороговорки бывают короткие и длинные, рифмованные и нерифмованные, сюжетные и бессюжетные, логичные и абсурдные, с повторами и без повторов, "построенные" на одном звуке и на сочетаниях звуков, доступные детскому восприятию и не рассчитанные на него. Не многие жанры литературы могут состязаться со скороговорками в подобном разнообразии.

Существует неисчислимое множество различных скороговорок. Наибольшей популярностью пользуются исконно русские скороговорки – близкие нам по смыслу и по духу. Однако развивающие потешки имеют не только национальный оттенок.

Каждая отдельная скороговорка – это не случайный набор звуков и слов. Она тренирует определенные навыки, отчеканивает произношение конкретного «проблемного» звука.

Например:

Для звука [б]: Белые бараны били в барабаны.

Для звука [в]: Водовоз вёз воду из водопровода.

Для звука [д]: Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел.

Для звука [ж]: Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.

Для звуков [з], [з’]: Зимним утром от мороза на заре звенят березы.

Для звука [к]: Около кола колокола.

Для звука [г]: Галка села на забор, Грач завел с ней разговор.

Для звука [х]: Хохлатые хохлушки хохотом хохотали расхохатывали.

Для звука [л]: Дятел сидел на ёлке и долбил щёлки.

Для звука [п]: Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.

Для звука [р]: Рама рано розовеет, рама рада - солнце греет.

Для звуков [с], [с’]: Носит Сеня сено в сени.

Для звука [т]: Толком толковать, да без толку расперетолковывать.

Для звука [ц]: Цыплята и курица пьют чай на улице.

Для звука [ч]: Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.

Для звука [ш]: Шесть мышат в шалаше шуршат.

Для звука [щ]: Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

В процессе усовершенствования дикции ребенка, необходимо разучивать скороговорки, отрабатывающие все звуки. Но особое внимание уделяйте тем, с которыми у малыша возникают трудности или проблемы.

Некоторые скороговорки, используемые в студии «Бриз»:

  1. Дворник дверь два дня держал, деревянный дом дрожал,

ветер дёргал в доме дверь, дворник думал – это зверь.

  1. На дворе трава, на траве дрова; не руби дрова на траве двора.
  2. Карл украл у Клары кораллы, а Клара украла у Карла кларнет.
  3. Четыре чёрненьких чумазеньких (курчавеньких) чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж, чрезвычайно чисто.
  4. Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.
  5. У нас на дворе подворье погода размокропогодилась.
  6. Бык тупогуб, тупогубенький бычок,  у быка бела губа была тупа.
  7. Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларю, говорили про Ларьку, говорили  про Ларькину жену.
  8. Чешуя у щучки, шерстинка у Жучки, щетинка у чушки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Письменная речь как средство формирования продуктивных речевых навыков

Овладение письменной речью в настоящее время является одной из составляющих прагматической цели обучения иностранному языку в связи с широким внедрением в повседневную и профессиональную жизнь ...

Система упражнений, направленных на снятие лексических трудностей и развитие речевых навыков у учащихся на среднем этапе в общеобразовательной школе

Система упражнений, направленных на снятие лексических трудностей и развитие речевых навыков у учащихся на среднем этапе в общеобразовательной школе Вторую главу нашего исследования мы хоти...

Обучение чтению как средство формирования смежных речевых навыков и умений

Обучение чтению как средство формирования смежных речевых навыков и умений...

Развитие речевых навыков по теме «Внешность и характер» Обучающийся сможет развить навыки устной речи и аудирования по теме «Внешность и характер».

Технологическая карта урока разработана к разделу 5g Skills учебника Starlight 7. Обучающийся сможет развить навыки устной речи и аудирования по теме «Внешность и характер»....