СКОРОГОВОРКИ - КАК СРЕДСТВО ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ
учебно-методический материал на тему
Каждая отдельная скороговорка – это не случайный набор звуков и слов. Она тренирует определенные навыки, отчеканивает произношение конкретного «проблемного» звука.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kazhdomu_zvuku.docx | 17.53 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Каждому звуку – своя скороговорка
"Скороговорка – шуточный жанр народного творчества, фраза, построенная на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов, например: "на дворе трава, на траве дрова" (Словарь русского языка под ред. А. П. Евгеньевой, М.: Русский язык 1981-1988).
Есть несколько способов работы со скороговорками:
1. Пусть ребёнок возьмёт в руки мяч и, ритмично подбрасывая и ловя его руками, проговорит скороговорку. Подбрасывать и ловить мяч можно на каждое слово или на слог.
2. Пусть ребёнок проговорит скороговорку, перебрасывая мячик из одной руки в другую.
3. Проговорить скороговорку можно, прохлопывая ритм ладошками.
4. Предложите проговорить скороговорку 3 раза подряд и не сбиться.
Скороговорки бывают короткие и длинные, рифмованные и нерифмованные, сюжетные и бессюжетные, логичные и абсурдные, с повторами и без повторов, "построенные" на одном звуке и на сочетаниях звуков, доступные детскому восприятию и не рассчитанные на него. Не многие жанры литературы могут состязаться со скороговорками в подобном разнообразии.
Существует неисчислимое множество различных скороговорок. Наибольшей популярностью пользуются исконно русские скороговорки – близкие нам по смыслу и по духу. Однако развивающие потешки имеют не только национальный оттенок.
Каждая отдельная скороговорка – это не случайный набор звуков и слов. Она тренирует определенные навыки, отчеканивает произношение конкретного «проблемного» звука.
Например:
Для звука [б]: Белые бараны били в барабаны.
Для звука [в]: Водовоз вёз воду из водопровода.
Для звука [д]: Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел.
Для звука [ж]: Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.
Для звуков [з], [з’]: Зимним утром от мороза на заре звенят березы.
Для звука [к]: Около кола колокола.
Для звука [г]: Галка села на забор, Грач завел с ней разговор.
Для звука [х]: Хохлатые хохлушки хохотом хохотали расхохатывали.
Для звука [л]: Дятел сидел на ёлке и долбил щёлки.
Для звука [п]: Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.
Для звука [р]: Рама рано розовеет, рама рада - солнце греет.
Для звуков [с], [с’]: Носит Сеня сено в сени.
Для звука [т]: Толком толковать, да без толку расперетолковывать.
Для звука [ц]: Цыплята и курица пьют чай на улице.
Для звука [ч]: Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.
Для звука [ш]: Шесть мышат в шалаше шуршат.
Для звука [щ]: Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
В процессе усовершенствования дикции ребенка, необходимо разучивать скороговорки, отрабатывающие все звуки. Но особое внимание уделяйте тем, с которыми у малыша возникают трудности или проблемы.
Некоторые скороговорки, используемые в студии «Бриз»:
- Дворник дверь два дня держал, деревянный дом дрожал,
ветер дёргал в доме дверь, дворник думал – это зверь.
- На дворе трава, на траве дрова; не руби дрова на траве двора.
- Карл украл у Клары кораллы, а Клара украла у Карла кларнет.
- Четыре чёрненьких чумазеньких (курчавеньких) чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж, чрезвычайно чисто.
- Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.
- У нас на дворе подворье погода размокропогодилась.
- Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
- Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларю, говорили про Ларьку, говорили про Ларькину жену.
- Чешуя у щучки, шерстинка у Жучки, щетинка у чушки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Письменная речь как средство формирования продуктивных речевых навыков
Овладение письменной речью в настоящее время является одной из составляющих прагматической цели обучения иностранному языку в связи с широким внедрением в повседневную и профессиональную жизнь ...
Система упражнений, направленных на снятие лексических трудностей и развитие речевых навыков у учащихся на среднем этапе в общеобразовательной школе
Система упражнений, направленных на снятие лексических трудностей и развитие речевых навыков у учащихся на среднем этапе в общеобразовательной школе Вторую главу нашего исследования мы хоти...
Развитие речевых навыков и творческих способностей учеников через метод проектов на уроках английского языка
Обобщение опыта работы по теме "Проектная деятельность"...
Проект "Школа для родителей «Нетрадиционные упражнения для развития речевых навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья» и мастер-класс "Весёлый ветерок" 02.04.2014 г.
Значение артикуляционной гимнастики в развитии речи детей....
Обучение чтению как средство формирования смежных речевых навыков и умений
Обучение чтению как средство формирования смежных речевых навыков и умений...
Развитие речевых навыков по теме «Внешность и характер» Обучающийся сможет развить навыки устной речи и аудирования по теме «Внешность и характер».
Технологическая карта урока разработана к разделу 5g Skills учебника Starlight 7. Обучающийся сможет развить навыки устной речи и аудирования по теме «Внешность и характер»....