Письменная речь как средство формирования продуктивных речевых навыков
статья по английскому языку (5 класс) по теме
Овладение письменной речью в настоящее время является одной из составляющих прагматической цели обучения иностранному языку в связи с широким внедрением в повседневную и профессиональную жизнь человека новых информационных технологий и необходимостью использовать их как средство переписки, обмена письменной информацией в целях личного и социального взаимодействия в контексте непрерывного образования в рамках межкультурной коммуникации. С 5 класса учащиеся переходят на новую ступень обучения и должны уметь написать краткое письмо и в дальнейшем совершенствовать свои навыки, что позволит сдавать ГИА и ЕГЭ по иностранному языку. Таким образом, актуальностьданного исследования заключается в том, что традиционное обучение письменной речи не достаточно формирует коммуникативную компетентность учащихся в письменной речевой деятельности, учащиеся не умеют уверенно и успешно достигать целей письменной коммуникации в реальных жизненных условиях с помощью имеющихся продуктивных речевых навыков, что и обусловило выбор темыисследования: «Письменная речь как средство формирования продуктивных речевых навыков».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_pismennaya_rech_bondarenko_2011.doc | 192 КБ |
Предварительный просмотр:
Бондаренко О.Н.
Исследовательская работа по теме
Письменная речь как средство формирования продуктивных речевых навыков
Овладение письменной речью в настоящее время является одной из составляющих прагматической цели обучения иностранному языку в связи с широким внедрением в повседневную и профессиональную жизнь человека новых информационных технологий и необходимостью использовать их как средство переписки, обмена письменной информацией в целях личного и социального взаимодействия в контексте непрерывного образования в рамках межкультурной коммуникации. Большинство исследований, касающихся методики обучения письменной речи [Колкер Я.М., Шатилов Ф., Рогова Г.В, Пайвина М.Д., Пассов Е.И., Мильруд Р.П., и др.], базируется на психологических и психофизиологических закономерностях устной и письменной форм коммуникации, на особенностях формирования их механизмов [Выготский Л.С., Щерба Л.В., Лурия А.Р., Жинкин Н.И., Эльконин Д.Б.,]. Тем не менее, в теории и методике обучения иностранному языку до настоящего времени остаются недостаточно исследованными вопросы, связанные с овладением школьниками письменной речью как продуктивным видом речевой деятельности и возможным влиянием этого вида речевой деятельности на личностное развитие учащихся. Поэтому процесс овладения учащимися умениями письменной речи требует специального теоретического исследования и разработки методического обеспечения.
С 5 класса учащиеся переходят на новую ступень обучения и должны уметь написать краткое письмо и в дальнейшем совершенствовать свои навыки, что позволит сдавать ГИА и ЕГЭ по иностранному языку. Таким образом, актуальность данного исследования заключается в том, что традиционное обучение письменной речи не достаточно формирует коммуникативную компетентность учащихся в письменной речевой деятельности, учащиеся не умеют уверенно и успешно достигать целей письменной коммуникации в реальных жизненных условиях с помощью имеющихся продуктивных речевых навыков, что и обусловило выбор темы исследования: «Письменная речь как средство формирования продуктивных речевых навыков».
Цель настоящего исследования заключается в исследовании особенностей процесса развития продуктивных письменных речевых навыков учащихся в процессе выполнения определенного комплекса упражнений.
Объектом исследования является учебный процесс по формированию продуктивных письменных речевых навыков обучающихся на средней ступени.
Предметом исследования является особенности формирование продуктивных письменных речевых навыков учащихся 5 –ых классов.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что поэтапное обучение учащихся письменной речи будет более эффективным на материале определенного комплекса упражнений, при условии, если учебный процесс происходит индивидуально в соответствии с данной учебной группой.
Проблема, цель, объект, предмет и гипотеза реферируемого исследования определяют следующие задачи:
- обосновать необходимость обучения письменной речи с точки зрения компетентностного подхода в современном иноязычном образовании;
- разработать комплекс упражнений для формирования продуктивных речевых навыков;
- теоретически обосновать принципы формирования продуктивных письменных речевых навыков;
- организовать опытное обучение с целью проверки эффективности разработанного комплекса упражнений и гипотезы исследования;
- познакомить родителей, учащихся и учителей с результатами исследования.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретический анализ;
- описательный с использованием приемов наблюдения и обобщения анализируемого материала;
- анкетирование учащихся;
- проведение опытного обучения учащихся по выявлению эффективности предлагаемого практического курса.
Практическая значимость данного исследования в разработке индивидуального комплекса упражнений, направленного на развитие продуктивных письменных речевых навыков учащихся.
Этапы исследования. Исследование проводилось в два этапа. Первый этап был посвящен изучению специальной литературы по методики преподаванию иностранному языку, педагогике, психологии, лингвистике текста. На основе анализа и обобщения изученной литературы, а также опыта работы преподавателей, были определены методологические и теоретические основы исследования, противоречия, проблема, цель, а также объект, предмет, гипотеза и задачи исследования. Кроме того, проводилась работа над первой и второй главами исследования, подготовке к проведению опытного обучения, разработке комплекса упражнений. Второй этан был посвящен проведению опытного обучения, анализу и обработке результатов опытного обучения.
Методисты В.В. Сафонова и Е.Н. Соловова обращают внимание, что содержание обучения иностранному языку направлено на развитие у школьников культуры общения в процессе формирования всех компонентов иноязычной коммуникативной компетенции, наличие которой учитывает потребности в использовании иностранного языка как средства общения, образования и самообразования, инструмента сотрудничества и взаимодействия в современном мире.
Современный коммуникативный метод представляет собой гармоничное сочетание многих способов обучения иностранным языкам, находясь на вершине эволюционной пирамиды различных образовательных методик.
По мнению Е.И. Пассова, «коммуникативность предполагает речевую направленность учебного процесса, которая заключается не столь в том, что преследуется речевая практическая цель (в сущности, все направления прошлого и современности ставят такую цель), сколько в том, что путь к этой цели есть само практическое пользование языком. Практическая речевая направленность есть не только цель, но и средство, где и то, и другое диалектически взаимообусловлено» [Пассов, 2010, 147].
Основная характеристика переходного возраста – его противоречивость. Устойчивые учебные мотивы формируются на основе познавательной потребности и познавательных интересов. Соответственно методика обучению письменной речи должна иметь мотивированный характер для подростка, чтобы вовлечь его в процесс обучения.
Современный коммуникативный метод обеспечивает мотивацию учащихся, поскольку общение происходит в адекватных условиях, таких как учет индивидуальности каждого учащегося, проявление в речевой направленности процесса обучения, проявление в функциональности обучения, ситуативность общения, постоянная новизна процесса обучения.
Основу методической организации поэтапного формирования коммуникативной компетенции в письменной речи составляет шестикомпонентная методическая система И.А. Цатуровой: цели и содержание учебного процесса, средства коммуникации, субъекта учения, субъекта научения и организационные формы учебного процесса. Данная методическая организация осуществлялась на основе коммуникативного метода, стимулирующего творческую деятельность учащихся.
Методическая организация процесса обучения приобретает строго определенную обучающую форму: подготовка, исполнение, итог, и соответствует шести этапам процесса создания письменного речевого произведения: подготовка, написание первого варианта, отзыв, пересмотр, редактирование, оценка.
Соотношение методической организации процесса обучения и этапов процесса создания письменного речевого произведения можно представить в сравнительно-сопоставительной таблице № 1.
Таблица № 1 - Соотношение методической организации процесса обучения и этапов процесса создания письменного речевого произведения
Методическая организация процесса обучения | Этапы процесса создания ПРП |
подготовка | 1) подготовка |
исполнение | 2) написание 1 варианта 3) отзыв 4) пересмотр 5)редактирование |
итог | 6)оценка |
Анализ классификаций упражнений в методике обучения иностранным языкам свидетельствует о том, что все вышеупомянутые исследователи различают два главных вида упражнений: подготовительные и речевые.
Целью подготовительных упражнений является снятие лингвистических трудностей овладения иноязычной письменной речи.
Методическая организация речевых упражнений построена на основе синтеза двух наиболее распространенных в настоящее время подходов к обучению письменной речи: на основе образца и ориентации на процесс порождения речевого высказывания.
Методическая организация упражнений при обучении письменной речи приобретает строго определенную форму, состоящую из вводного блока (подготовительные упражнения) и основного блока (речевые упражнения).
Методическая организация упражнений при обучении письменной речи приобретает строго определенную форму (таблица № 2).
Таблица №2- Методическая организация упражнений при обучении письменной речи
Вводный блок | Основной блок | |
Подготовительные | Речевые упражнения, направленные на создание | |
упражнения направлены на | письменного речевого произведения | |
снятие | на основе образца: | ориентированные |
лингвистических | ориентация на продукт | на процесс |
трудностей | письменной речевой | порождения ПРП |
(формирование | деятельности. Цель - | (формирование |
лингвистической, | овладение закономерностями | стратегической |
дискурсивной и | построения письменного | компетенции) |
социокультурной | текста (формирование | |
компетенций) | прагматической компетенции) | |
- устранение | - чтение, осмысление, | - подготовка |
социолингви- | анализ | |
- стических и | ||
социокультурных | ||
трудностей | ||
- формирование | высказывания по аналогии | - написание 1 |
композиционных | с единицами текста- | варианта |
навыков и умений | образца | - отзыв |
критического письма | - пересмотр | |
- опознание логико- | - написание | - редактирование |
структурных и | самостоятельного | |
лексических средств | сообщения | |
выражения |
Апробация эксперимента
Апробация осуществлялась в 5 классе «Б» ГОУ ЦО «Школа здоровья» №2000. Данная учебная группа состоит из 12 человек. Обучение английскому языку происходит со второго класса по УМК «Английский с удовольствием» (Enjoy English) М.З. Биболетовой, О.А. Денисенко, Н.Н Трубаневой, 3 часа в неделю.
В начале учебного года в данной группе было проведено входное тестирование на выявления уровня языковой компетенции. Были выявлены типичные ошибки по следующим направлениям:
- употребление артикля,
- употребление частицы to,
- употребление предлогов,
- неправильное написание слов по темам «семья, хобби и увлечения».
В рамках начальной школы учащиеся должны отвечать на письмо, дописывая предложения, а с 5 класса учащиеся переходят на новую ступень обучения и должны уметь написать краткое письмо и в дальнейшем совершенствовать свои навыки, что позволит сдавать ГИА и ЕГЭ.
Кроме того, письменные произведения учащихся отличались маленьким объемом и неточностью в оформлении письма.
Для того чтобы устранить данные недостатки был разработан комплекс упражнений для формирования навыка написания личного письма.
Презентация комплекса упражнений
На основе вывода, что методическая организация упражнений при обучении письменной речи имеет определенную форму, разработанный комплекс упражнений состоит из вводного блока (подготовительные упражнения) и основного блока (речевые упражнения), цель которого – ликвидация типичных ошибок данной группы.
Подготовительные упражнения, основная цель которых – развитие языковой компетенции – включают следующие задания:
- Вставить пропущенные предлоги.
Данное упражнение направленно на формирование грамматического навыка по теме предлоги. Представлен текст с типичным письмом учащихся – рассказ о себе, где необходимо вставить пропущенные предлоги. Цель упражнения – предупреждение и ликвидация ошибок по предлогам.
- Вставить частицу to, где это необходимо.
Данное упражнение направленно на формирование грамматического навыка по теме частицы to с глаголами. Дается текст с наиболее часто употребляемыми фразами учащимися по теме хобби и увлечения. Цель упражнения – предупреждение и ликвидация ошибок по употреблению частицы to.
- Вставить пропущенный артикль (а/an, the).
Данное упражнение направленно на формирование грамматического навыка по теме артикль. Представлен текст с типичным письмом учащихся – рассказ о себе, где необходимо вставить пропущенные артикли. Цель упражнения – предупреждение и ликвидация ошибок по употреблению артикля.
- Вставить пропущенную букву.
Данное упражнение направленно на формирование лексического навыка по темам «семья, хобби и увлечения». Представлен текст со словами, в которых были допущены наиболее распространенные ошибки учащихся. Цель упражнения – предупреждение и ликвидация ошибок по написанию слов.
- Написание диктантов по темам «семья, хобби и увлечения».
Данное упражнение направленно на формирование лексического навыка по темам «семья, хобби и увлечения». Диктуется текст со словами, в которых были допущены наиболее распространенные ошибки учащихся. Цель упражнения – предупреждение и ликвидация ошибок по написанию слов.
- Описание своих увлечений с помощью заданных слов и сло восочетаний.
Данное упражнение направленно на развитие умения использовать слова и словосочетаний, соответствующие уровню учащихся для описания своих увлечений. Цель упражнения – развитие умения употреблять полученный лексический запас, в школьной практике, для написания своего письменного высказывания.
Речевые упражнения, основная цель которых – развитие коммуникативной компетенции – включает следующие задания:
- Написание плана будущего текста (outlining).
Данное упражнение направленно на развитие умения соответствовать структуре письма. После изучения структуры письма, учащиеся составляют свой план письма по заданной теме. Цель упражнения – предупреждение и ликвидация ошибок по соответствию своего письменного высказывания с правильной структурой письма.
- Написание письма с опорой на текст
Данное упражнение направленно на развитие умения написания личного письма с опорой на образец. Учащиеся пишут свое письмо, соблюдаю структуру данного письма. Цель упражнения – составление своего письменного высказывания с правильной структурой письма.
- Непосредственное создание письма (composing a letter).
Данное упражнение направленно на развитие умения написания личного письма. Учащиеся пишут свое письмо. Цель упражнения – составление своего письменного высказывания с правильной структурой письма и с соблюдением, основных правил, по которым велась работа в подготовительных упражнениях.
Основная задача данного комплекса – формирование навыка продуктивной письменной речи.
Описание результатов апробации
В качестве основного критерия для оценки качественных и количественных показателей личных писем, созданных учащимися, мы приняли требования к оцениванию выполнения заданий раздела «Письмо» ЕГЭ по материалам учебно-методического пособия для подготовки экспертов ЕГЭ [Ноговицына, 2009, 15], которые можно увидеть в таблице №3.
Таблица №3 Критерии оценивания выполнения заданий раздела «Письмо».
К1 - содержание | К2—Организация | КЗ - Лексическое | К4 -Грамматическое | К5-Орфография и |
(З балла mах) | текста | оформление речи | оформление речи | пунктуация |
(3 балла max) | (3 балла max) | (3 балла max) | (2 балла max) | |
-Соответствие постав- | -Логичность высказывания | -Лексическая правильность | -Грамматическая | -Правильность орфо- |
ленной коммуникативной | речи (правильность | правильность речи | графического и пунк- | |
задаче | словоупотребления, соблюдение лексической сочетаемости, использо вание узуальных слово сочетаний) | туационного офор мления текста | ||
-Полнота раскрытия | -Правильность исполь- | -Адекватность исполь- | -Адекватность исполь- | |
содержания | зования средств логической | зования лексики в соответствии | зования грамматических | |
связи | с заданной ком муникативной ситуацией | структур в соответствии с заданной коммуника-тивной ситуацией | ||
- Выбор правильного стиля | - Соответствие оформления текста | — Разнообразие | - Разнообразие грамма- | |
речи | нормам, принятым | лексических средств | тических средств | |
-Соблюдение норм | в стране изучаемого | -Сложность грамматических | ||
вежливости | языка | конструкций |
Данные, полученные после написания писем учащимися в начале года, представлены в виде сводной таблицы №4.
Таблица 4. Сводная таблица исходных результатов написания личного письма.
Фамилия, имя учащегося | Критерий | ||||
Cодержание | Организация текста | Лексическое оформление речи | Грамматическое оформление речи | Орфография и пунктуация | |
1. Булатова Полина | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 |
2. Воронова Ульяна | 1 | 2 | 1 | 1 | 0 |
3.Грицина Дмитрий | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 |
4. Евпланова Ольга | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
5.Подколзин Александр | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
6. Приказчиков Вадим | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
7. Плюснина Ольга | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 |
8. Разина Ксения | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 |
9. Сименко Кристина | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 |
10. Словякова Софья | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 |
11. Ховрина Виктория | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 |
Общее количество баллов (11 учеников) | 11 | 13 | 11 | 11 | 4 |
Полученные данные, по выполнению писем учащихся при тестировании в конце года, представлены в виде сводной таблицы №5.
Таблица №5. Сводная таблица финальных результатов написания личного письма.
Фамилия, имя учащегося | Критерий | ||||
Cодержание | Организация текста | Лексическое оформление речи | Грамматическое оформление речи | Орфография и пунктуация | |
1. Булатова Полина | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 |
2. Воронова Ульяна | 2 | 2 | 3 | 3 | 1 |
3.Грицина Дмитрий | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 |
4. Евпланова Ольга | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 |
5.Подколзин Александр | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 |
6. Приказчиков Вадим | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 |
7. Плюснина Ольга | 3 | 2 | 3 | 3 | 1 |
8. Разина Ксения | 2 | 1 | 2 | 1 | 0 |
9. Сименко Кристина | 2 | 2 | 2 | 2 | 0 |
10. Словякова Софья | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 |
11. Ховрина Виктория | 3 | 3 | 3 | 3 | 1 |
Общее количество баллов (11 учеников) | 23 | 22 | 26 | 25 | 10 |
Сравнительная характеристика полученных исходных и финальных результатов написания личного письма отражается в гистограмме 1.
гистограмма 1.
Таким образом, мы видим качественный разрыв между показателями исходного и финального среза весьма значителен. Соответственно разработанный комплекс упражнений показал свою эффективность, а рабочая гипотеза нашла свое подтверждение.
Кроме того, было проведено анкетирование удовлетворенности учащихся организацией обучения написанию личных писем, устанавливаемое на основе анкетирования по системе Н.В. Кузьминой в начале и в конце опытного обучения. Показатели индекса удовлетворенности приведены в таблице №6.
Таблица №6 Сводная характеристика удовлетворенности учащихся по организации обучения написанию личных писем.
Явно удовлетворен | Скорее удовлетворен, чем неудовлетворен | Неопределенное отношение | Противоречивое отношение | |
Начало обучения | 0 | 5 | 5 | 1 |
Конец обучения | 6 | 2 | 2 | 1 |
Из приведенных данных видно, что в результате анкетирования, проведенного в начале опытного обучения, ученики были равнодушны к написанию личного письма и не чувствовали особой удовлетворенности организацией учебного процесса. Индекс удовлетворенности в конце опытного обучения составил 0,51. Улучшение индекса удовлетворенности свидетельствуете стремительно возросшем интересе к творческой письменной речи.
Наибольшую трудность вызвали упражнения, связанные с предлогами и частицами.
На первом этапе основное внимание следует уделять составлению плана будущего письма, т.к. это помогает повысить уровень содержания, организации письма и лексическому оформлению.
В дальнейшем следует включить задания, направленные на развитие грамматического оформления речи, орфографии и пунктуации.
Заключительные выводы
Исходя из полученных результатов, можно сделать следующие выводы:
1. В данной исследуемой группе существуют типичные ошибки по следующим направлениям:
- употребление артикля,
- употребление частицы to,
- употребление предлогов,
- неправильное написание слов по темам «семья, хобби и увлечения».
2. Разработанный комплекс упражнений состоит из вводного блока (подготовительные упражнения основная цель которых – развитие языковой компетенции), и основного блока (речевые упражнения), цель которого – ликвидация типичных ошибок данной группы.
3. На подготовительном этапе необходимо ознакомить учащихся с особенностями написания пись ма:
а) дата и место написания письма;
б) обращение;
в) написание личных местоимений;
в) окончание письма;
г) написание адреса на конверте и др.
Необходимо ознакомить учащихся со стратегией написания письма с краткой структурой письма.
На основе полученных выводов составлены следующие методические рекомендации:
- При формировании продуктивных письменных речевых навыков на уроках английского языка в данном экспериментальном классе следует использовать специально составленный комплекс упражнений. После выявления типичных ошибок составляется индивидуальный комплекс упражнений, состоящий из двух блоков: подготовительные упражнения и речевые
- Перед работой с данным комлексом необходимо познакомить учащихся со структурой и стратегией написания письма.
Поэтапное организация процесса обучения учащихся будет более эффективным при строго определенной обучающей форме: подготовка, исполнение, итог, и соответствует шести этапам процесса создания письменного речевого произведения: подготовка, написание первого варианта, отзыв, пересмотр, редактирование, оценка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование устной и письменной речи как средства общения и способа коррекции познавательной деятельности у детей с нарушением интеллекта.
Обучение русскому языку детей с нарушением интеллекта носит коррекционную и практическую направленность. Работа с такими детьми должна быть ориентирована на подготовку их к реальной жизни, к решению ж...
Обобщение опыта Тема: «Формирование общих речевых навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи при ДЦП с целью повышения их коммуникативных возможностей»
Значительное количество детей с ДЦП имеют серьезные нарушения в речевом развитии. Часто в центре получают реабилитацию родители с безречевыми детьми в возрасте 1.8м – 4 лет. Эти дети...
Письменная речь как средство формирования иноязычной компетенции
Овладение письменной речью на долгие годы не являлось целью обучения в школе, в силу доминирующего положения устной речи, а выступало лишь как средство обучения другим видам речевой деятельности, позв...
Обучение чтению как средство формирования смежных речевых навыков и умений
Обучение чтению как средство формирования смежных речевых навыков и умений...
Обучение письменной речи на уроках английского языка как средство формирования коммуникативно-речевой компетенции обучающихся
Статья будет полезна учителям английского языка, работающим в 10-11 классах, особенно молодым специалистам, при обучении письменной речи на уроках по УМК Spotlight....
Разработка элективного курса «Практика письменной речи» как средство формирования коммуникативной компетенции в обучении письменной речи старшеклассников
Овладение письменной речью на иностранном языке долгие годы не являлось целью обучения в школе в силу доминирующего положения устной речи в программах и сложностью овладения данным умением (при ограни...