«Образ матери – великая тема искусства».
план-конспект урока по музыке (6 класс) на тему
формирование и развитие художественной культуры личности на основе высших гуманистических ценностей отношения человечества к материнству средствами искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок | 1.81 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок по музыке в 6 классе.
«Образ матери – великая тема искусства».
Подготовила: Искрицкая Анна Викторовна
учитель музыки МАОУ СОШ №6 г. Троицк
Цель:
формирование и развитие художественной культуры личности на основе высших гуманистических ценностей отношения человечества к материнству средствами искусства.
Задачи:
1. Рассмотреть как музыка, литература и живопись разными путями идут к созданию образа матери.
2. Развивать творческий потенциал личности в процессе изучения темы материнства и ребёнка в мировой культуре.
3. Воспитывать осознанное чувство уважения к матери.
Музыкальный материал:
Ф. Шуберт «Аве Мария»,
С. Рахманинов «Богородице Дево, радуйся»
Дополнительный материал: репродукции картин - С. Рафаэль «Сикстинская мадонна», К. Петров-Водкин «1918 год в Петрограде», А. Дейнека «Мать»; иконы - Богоматерь Казанская, Тихвинская, Владимирская.
ХОД УРОКА.
- Оргмомент.
II. Введение в тему урока.
- Ребята, мы с вами уже знаем, что музыка, литература и живопись живут очень дружно и охотно помогают друг другу. Изобразительное искусство вдохновляет композиторов и музыкантов, поэтов и писателей, равно так же, как и музыка будит фантазию художников и скульпторов. В искусстве есть великие, вечные темы. Тема материнства от века к веку волновала музыкантов, писателей, художников всех народов. Эта тема близка каждому человеку.
- Образ матери – великая тема искусства. Она и является темой нашего урока.
- Эпиграфом к уроку я взяла такие слова:
Я верю, что женщина – чудо такое,
Какого на Млечном пути не сыскать,
И если “любимая” - слово святое,
То трижды священное – “женщина – мать!”
Учитель: Есть особые произведения в искусстве, дорогие, близкие каждому человеку.
Сегодня мы с вами поговорим об отношениях человечества к матери средствами искусства. Проследим как музыка, литература и живопись создают образ матери.
III. Работа по теме урока.
- Созданная великим итальянским художником Рафаэлем “Сикстинская мадонна” - одна из самых прекрасных картин на земле.
“Сикстинская мадонна” – самая известная картина Рафаэля. В основу её содержания художник положил библейскую легенду, которая прославляла великую силу материнства. Нас поражает взгляд матери – в нем необыкновенная доброта, нежность, и вместе с тем страдание и тревога за судьбу сына, с которым она идет к людям.
- Внимательно вглядитесь в картину Рафаэля «Сикстинская мадонна». На ней изображена прекрасная молодая женщина с ребенком на руках, которая легко ступает по облакам навстречу своей трагической судьбе: Мария должна отдать своего сына Христа на страдания и муку, чтобы все люди были счастливы. Прекрасные глаза матери печальны. Рафаэль славит величие женщины, способной во имя высшего долга пойти на жертву. Мария — идеал материнства. Художник в своих картинах воспевает красоту, женственность, нежность, бескорыстие матери. Перед ними склонились Святая Варвара и Святой Сикст (отсюда и название картины “Сикстинская мадонна”). Все латинские молитвы, обращённые к матери Христа, начинаются словами “Аве Мария”, что значит “Славься, Мария”.
Сообщение учащегося о Ф. Шуберте
- Давайте послушаем сочинение австрийского композитора Франца Шуберта «Аве, Мария!».
Слушание
- Ребята, вам понравилась музыка? Какие чувства возникли у вас, проникли в вашу душу при слушании этой музыки?
- Что общего в музыке австрийского композитора Ф.Шуберта и картине итальянского художника Рафаэля Санти?
- Средневековое искусство европейских стран невозможно представить без широко запечатленного образа Богоматери. В Западной Европе он был связан с культом мадонны, а на Руси — с Богородицей. Икона в переводе с греческого обозначает «изображение». «образ». Особенно широкое развитие иконопись получила в Византии, а затем в средние века на Руси где приобрела исключительную яркость и своеобразие.
Одним из лучших образов византийской живописи является икона «Владимирская Богоматерь».
- Ребята, что вы видите? ( Младенец нежно прижимается личиком к материнской щеке, обвивает рукой ее шею. Детские глаза устремлены к Матери, они словно ищут у нее защиты. На ее строгом лице затаились тревога и печаль. При всей материнской нежности в ее облике чувствуется сознание неизбежной жертвенности).
Художник Грабарь эту икону назвал «несравненной, чудесной, извечной песнью материнства».
- В русской православной церкви есть молитва, обращённая к матери – “Богородице Дево, радуйся”. Вот уже две тысячи лет воспевается образ Божией Матери. Богородице посвящают свои творения художники и скульпторы, поэты и композиторы. Недаром среди многих обращений к Богородице – Дева Мария, Царица Небесная, Мадонна – есть обращение: Воспетая.
Сообщение учащегося о С. Рахманинове.
- Давайте послушаем эту молитву “Богородице Дево, радуйся” С. Рахманинова.
Слушание.
- Ребята, что вы увидели? (картины, иконы)
- Правильно. А вы знаете, как получается икона? Когда художник пишет Деву Марию, то у него чаще всего получается не обычная картина, а икона, то есть образ, а не конкретное лицо. Иконы пишут по строго определённым правилам (канонам) красками (обычно темперой) на деревянной (липовой или сосновой) доске, покрытой левкасом (особым грунтом).
- Ребята, какой образ запечатлён на всех иконах?
- Русские художники в своем творчестве также не обходили стороной образ
женщины - матери. В искусстве XX века совершенно по-новому зазвучала тема материнства, прославляющая самые глубокие и искренние человеческие чувства. Вечная и емкая, она помогает советским живописцам показать новое отношение свободного народа к своему будущему.
Наиболее яркое художественное воплощение тема материнства нашла в творчестве художника К.С. Петрова-Водкина.
На картине «Петроградская Мадонна» молодая женщина с грудным ребёнком изображена на фоне революционного Петрограда, где началась новая эра человеческой истории. Не случайно она повернулась спиной к городу. Мать и ребенок, как символ вечной жизни и добра, царят надо всеми. Несмотря на то, что художник придает облику молодой женщины иконописные черты, она все же простая петроградская работница. Её главная забота — это забота о ребёнке, о его настоящем и будущем.
- Ребята, какие краски использует художник? Почему?
- Величие и целомудрие, достоинство и женская гордость ощущаются в облике матери с картины А. А. Дайнеки «Мать».
- Так уж устроена наша жизнь, что взрослея человек начинает понимать какое это счастье, когда мама рядом. Как хорошо, что можно обратиться к ней за советом, с любой радостью и бедой. Недаром в народе живёт много хороших, добрых слов о матери. Они передаются от поколения к поколению.
- Ребята, давайте вспомним пословицы о матери.
Птица рада весне, а младенец – матери.
Нет милее дружка, чем родима матушка.
При солнышке тепло, при матушке добро.
Материнский гнев, что весенний снег: и много его выпадает, да скоро растает.
В материнском сердце для всех детей ласки хватит.
- Ребята, сегодня мы говорили о материнском образе в музыке, литературе, живописи. А почему эта тема так близка и в прошлом, и в настоящем, и в будущем для всех людей и для нас с вами? У нас у всех есть мама – самый близкий, родной и любимый человек на Земле.
- Ребята, а теперь представьте себе лицо своей мамы. Загляните в её глаза прямо сейчас, в своём воображении. Хорошо ли вы их помните?
- Берегите, уважайте, нежно любите свою маму, не причиняйте ей боли своими словами и поступками.
- Ребята, давайте вспомним стихи о маме, прочитаем их с любовью и благодарностью. (Дети читают стихи о маме)
IV. Итог урока.
- Музыка, литература и изобразительное искусство разными средствами выразительности создают образ матери, и в то же время охотно помогают друг другу, чтобы мы, зрители и слушатели, поняли и почувствовали глубину этих прекрасных художественных произведений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образ матери – великая тема искусства
Конспект урока музыки в 5 классе...
Исследовательская работа " Образ матери в жизни и искусстве в годы Великой Отечественной войны"
Данная работа участвовала в "Днях науки" в школе и районной конференции "Первые шаги в науку"....
Родительское собрание «Образ матери в кино», посвящённое Дню матери и Году российского кино
Родительское собрание проводится совместно с детьми в форме кино-гостиной и посвящено сплочению детей и взрослых....
Открытый урок в 5 классе «Великая и вечная тема искусства – образ матери!»
Цели урока:- Изучить духовные образы, образы матери в различных видах искусства: поэзии, живописи, музыки.- Осознать единство темы.- Выявить интонационное сходство через характер звучания,...
Образ матери великая тема искусства
Сценарий литературного вечера на тему: «Образ матери великая тема искусства»Цели: формирование и развитие художественной культуры личности на основе высших гуманистических ценностей, отнош...
Разработка классного часа с презентацией на тему "Великие матери великих людей"
Слово «мама» не только самое первое, но часто и самое последнее. В муках, страданиях, в трудных жизненных ситуациях человек шепчет «мама» и в этом слове сосредотачивается для н...
Модель классного мероприятия.Тема: Образ матери- великая сила в искусстве
Тема материнства - одна из древнейших тем в мировой культуре. Первые изображения матери с ребенком на руках в раскопках времен древнего Египта (слайд) Древнерусские мастера создавали не картины, ...