«Образ матери – великая тема искусства».
план-конспект урока по музыке (6 класс) на тему

 формирование и развитие художественной культуры личности на основе высших гуманистических ценностей отношения человечества к материнству средствами искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок1.81 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок по музыке в 6 классе.

«Образ матери – великая тема  искусства».

Подготовила: Искрицкая Анна Викторовна

             

                                                         учитель музыки  МАОУ СОШ №6 г. Троицк

Цель: 

 формирование и развитие художественной культуры личности на основе высших гуманистических ценностей отношения человечества к материнству средствами искусства.

Задачи:

1. Рассмотреть как музыка, литература и живопись разными путями идут к созданию образа матери.

2. Развивать творческий потенциал личности в процессе изучения темы материнства и ребёнка в мировой культуре.

3. Воспитывать осознанное чувство уважения к матери.

Музыкальный материал:

 Ф. Шуберт «Аве Мария»,  

С. Рахманинов «Богородице Дево, радуйся»  

Дополнительный материал: репродукции картин - С. Рафаэль «Сикстинская мадонна»,  К. Петров-Водкин «1918 год в Петрограде», А. Дейнека «Мать»; иконы - Богоматерь Казанская, Тихвинская, Владимирская.

ХОД УРОКА.

  1. Оргмомент.

II. Введение в тему урока.

- Ребята, мы с вами уже знаем, что музыка, литература  и живопись живут очень дружно и охотно помогают друг другу. Изобразительное искусство вдохновляет композиторов и музыкантов, поэтов и писателей, равно так же, как и музыка будит фантазию художников и скульпторов. В искусстве есть великие, вечные темы. Тема материнства от века к веку волновала  музыкантов, писателей, художников всех народов. Эта тема близка каждому человеку.

- Образ матери – великая тема искусства. Она и является темой нашего урока.

- Эпиграфом к уроку я взяла такие слова:

Я верю, что женщина – чудо такое,

Какого на Млечном пути не сыскать,

И если “любимая” - слово святое,

То трижды священное – “женщина – мать!”

Учитель:  Есть особые произведения в искусстве, дорогие, близкие каждому человеку.

 Сегодня мы с вами поговорим об отношениях человечества к матери средствами искусства. Проследим как музыка, литература и живопись создают образ матери.

III. Работа по теме урока.

- Созданная великим итальянским художником Рафаэлем “Сикстинская мадонна” - одна из самых прекрасных картин на земле.

“Сикстинская мадонна” – самая известная картина Рафаэля. В основу её содержания художник положил библейскую легенду, которая прославляла великую силу материнства. Нас поражает взгляд матери – в нем необыкновенная доброта, нежность, и вместе с тем страдание и тревога за судьбу сына, с которым она идет к людям.

- Внимательно вглядитесь в картину Рафаэля «Сикстинская мадонна». На ней изображена прекрасная молодая женщина с ребенком на руках, которая легко ступает по облакам навстречу своей трагической судьбе: Мария должна отдать своего сына Христа на страдания и муку, чтобы все люди были счастливы. Прекрасные глаза матери печальны. Рафаэль славит величие женщины, способной во имя высшего долга пойти на жертву. Мария — идеал материнства. Художник в своих картинах воспевает красоту, женственность, нежность, бескорыстие матери. Перед ними склонились Святая Варвара и Святой Сикст (отсюда и название картины “Сикстинская мадонна”). Все латинские молитвы, обращённые к матери Христа, начинаются словами “Аве Мария”, что значит “Славься, Мария”.

Сообщение учащегося о Ф. Шуберте

- Давайте послушаем  сочинение   австрийского композитора Франца Шуберта «Аве, Мария!».

Слушание

 

- Ребята, вам понравилась музыка?  Какие чувства возникли у вас, проникли в вашу душу при слушании этой музыки?

- Что общего в музыке австрийского композитора Ф.Шуберта и картине итальянского художника Рафаэля Санти?

- Средневековое искусство европейских стран невозможно представить без широко запечатленного образа Богоматери. В Западной Европе он был связан с культом мадонны, а на Руси — с Богородицей. Икона в переводе с греческого обозначает «изображение». «образ». Особенно широкое развитие иконопись получила в Византии, а затем в средние века на Руси где приобрела исключительную яркость и своеобразие.
Одним из лучших образов византийской живописи является икона
«Владимирская Богоматерь».

- Ребята, что вы видите?  ( Младенец нежно прижимается личиком к материнской щеке, обвивает рукой ее шею.  Детские глаза устремлены к  Матери, они словно ищут у нее защиты. На ее строгом лице затаились тревога и печаль. При всей материнской нежности в ее облике чувствуется сознание неизбежной жертвенности).

 Художник Грабарь эту икону назвал «несравненной, чудесной, извечной песнью материнства».

- В русской православной церкви есть  молитва, обращённая к матери – “Богородице Дево, радуйся”. Вот уже две тысячи лет воспевается образ Божией Матери. Богородице посвящают свои творения художники и скульпторы, поэты и композиторы. Недаром среди многих обращений к Богородице – Дева Мария, Царица Небесная, Мадонна – есть обращение: Воспетая.

Сообщение учащегося о С. Рахманинове.

- Давайте послушаем эту молитву “Богородице Дево, радуйся” С. Рахманинова.

Слушание.

- Ребята, что вы увидели? (картины, иконы)

- Правильно. А вы знаете, как получается икона? Когда художник пишет Деву Марию, то у него чаще всего получается не обычная картина, а икона, то есть образ, а не конкретное лицо. Иконы пишут по строго определённым правилам (канонам) красками (обычно темперой) на деревянной (липовой или сосновой) доске, покрытой левкасом (особым грунтом).

 - Ребята, какой образ запечатлён на всех иконах?

- Русские художники в своем творчестве также не обходили стороной образ

женщины - матери. В искусстве XX века совершенно по-новому зазвучала тема материнства, прославляющая самые глубокие и искренние человеческие чувства. Вечная и емкая, она помогает советским живописцам показать новое отношение свободного народа к своему будущему.
Наиболее яркое художественное воплощение тема материнства нашла в творчестве художника
К.С. Петрова-Водкина. 

На картине «Петроградская Мадонна» молодая женщина с грудным ребёнком изображена на фоне революционного Петрограда, где началась новая эра человеческой истории. Не случайно она повернулась спиной к городу. Мать и ребенок, как символ вечной жизни и добра, царят надо всеми. Несмотря на то, что художник придает облику молодой женщины иконописные черты, она все же простая петроградская работница. Её главная забота — это забота о ребёнке, о его настоящем и будущем.

- Ребята, какие краски использует художник? Почему?

- Величие и целомудрие, достоинство и женская гордость ощущаются в облике матери с картины А. А. Дайнеки «Мать».

- Так уж устроена наша жизнь, что взрослея человек начинает понимать какое это счастье, когда мама рядом. Как хорошо, что можно обратиться к ней за советом, с любой радостью и  бедой. Недаром в народе живёт много хороших, добрых слов о матери. Они передаются от поколения к поколению.

- Ребята, давайте вспомним пословицы о матери.

Птица рада весне, а младенец – матери.

Нет милее дружка, чем родима матушка.

При солнышке тепло, при матушке  добро.

Материнский гнев, что весенний снег: и много его выпадает, да скоро растает.

В материнском сердце для всех детей ласки хватит.

- Ребята, сегодня мы говорили о материнском образе в музыке, литературе, живописи. А почему эта тема так близка и в прошлом, и в настоящем, и в будущем для всех людей  и для нас с вами? У нас у всех есть мама – самый близкий, родной и любимый человек на Земле.

- Ребята, а теперь представьте себе лицо своей мамы. Загляните в её глаза прямо сейчас, в своём воображении. Хорошо ли вы их помните?

- Берегите, уважайте, нежно любите свою маму, не причиняйте ей боли своими словами и поступками.

- Ребята, давайте вспомним стихи о маме, прочитаем их с любовью и благодарностью. (Дети читают стихи о маме)

IV.  Итог урока.

- Музыка, литература  и изобразительное искусство разными средствами выразительности создают образ матери, и в то же время охотно помогают друг другу, чтобы мы, зрители и слушатели, поняли и почувствовали глубину этих прекрасных художественных произведений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образ матери – великая тема искусства

Конспект урока музыки в 5 классе...

Исследовательская работа " Образ матери в жизни и искусстве в годы Великой Отечественной войны"

Данная работа участвовала в "Днях науки" в школе и районной конференции "Первые шаги в науку"....

Родительское собрание «Образ матери в кино», посвящённое Дню матери и Году российского кино

Родительское собрание проводится совместно с детьми в форме кино-гостиной и посвящено сплочению детей и взрослых....

Открытый урок в 5 классе «Великая и вечная тема искусства – образ матери!»

Цели урока:- Изучить духовные образы, образы матери в различных видах искусства: поэзии, живописи, музыки.- Осознать единство темы.-  Выявить интонационное сходство через характер звучания,...

Образ матери великая тема искусства

Сценарий литературного вечера на тему: «Образ матери великая тема искусства»Цели: формирование и развитие художественной культуры личности на основе высших гуманистических ценностей, отнош...

Разработка классного часа с презентацией на тему "Великие матери великих людей"

Слово «мама» не только самое первое, но часто и самое последнее. В муках, страданиях, в трудных жизненных ситуациях человек шепчет «мама» и в этом слове сосредотачивается для н...

Модель классного мероприятия.Тема: Образ матери- великая сила в искусстве

Тема материнства - одна из древнейших тем в мировой культуре. Первые изображения матери с ребенком на руках в раскопках времен древнего Египта (слайд) Древнерусские мастера создавали не картины, ...