Образ матери – великая тема искусства
план-конспект урока (музыка, 5 класс) по теме
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Мастер-класс. Образ матери – великая тема искусства.
Подготовила: Корякина Наталья Анатольевна, учитель
музыки I категории МОУ «СОШ №21»
Цель: формирование и развитие художественной культуры личности на основе высших гуманистических ценностей отношения человечества к материнству средствами искусства.
Задачи:
1. Рассмотреть как музыка, литература и живопись разными путями идут к созданию образа матери.
2. Развивать творческий потенциал личности в процессе изучения темы материнства и ребёнка в мировой культуре.
3. Воспитывать осознанное чувство уважения к матери.
Музыкальный материал: Ф. Шуберт «Аве Мария», Глюк «Мелодия», песня « Мама» Ж. Фелистокле, из кинофильма «Волк и семеро козлят», С. Рахманинов «Богородице Дево радуйся»
Дополнительный материал: репродукции картин - С. Рафаэль «Сикстинская мадонна», В. Васнецов «Богоматерь с младенцем», К. Петров-Водкин «1918 год в Петрограде», О. Ренуар «Мадам Шарпантье с детьми», А. Дейнека «Мать»; иконы - Богоматерь Казанская, Тихвинская, Владимирская.
ХОД УРОКА.
- Музыкальное приветствие:
Учитель: Встало солнце рано – рано
Ученики: Добрый день!
Учитель: Плещут волны океана
Ученики: Добрый день!
Учитель: Поднимается пшеница и звенят задорно птицы,
Эй, ребята – малышата,
Ученики: Добрый день!
II. Введение в тему урока.
- Ребята, мы с вами уже знаем, что музыка, литература и живопись живут очень дружно и охотно помогают друг другу. Изобразительное искусство вдохновляет композиторов и музыкантов, поэтов и писателей, равно так же, как и музыка будит фантазию художников и скульпторов. В искусстве есть великие, вечные темы. Тема материнства от века к веку волновала музыкантов, писателей, художников всех народов. Эта тема близка каждому человеку.
- Образ матери – великая тема искусства. Она и является темой нашего урока.
- Эпиграфом к уроку я взяла такие слова:
Я верю, что женщина – чудо такое,
Какого на Млечном пути не сыскать,
И если “любимая” - слово святое,
То трижды священное – “женщина – мать!”
Учитель: Есть особые произведения в искусстве, дорогие, близкие каждому человеку.
Сегодня мы с вами поговорим об отношениях человечества к матери средствами искусства. Проследим как музыка, литература и живопись создают образ матери.
III. Работа по теме урока.
- Созданная великим итальянским художником Рафаэлем “Сикстинская мадонна” - одна из самых прекрасных картин на земле.
“Сикстинская мадонна”
- Внимательно вглядитесь в картину Рафаэля «Сикстинская мадонна». На ней изображена прекрасная молодая женщина с ребенком на руках, которая легко ступает по облакам навстречу своей трагической судьбе: Мария должна отдать своего сына Христа на страдания и муку, чтобы все люди были счастливы. Прекрасные глаза матери печальны. Рафаэль славит величие женщины, способной во имя высшего долга пойти на жертву. Мария — идеал материнства. Художник в своих картинах воспевает красоту, женственность, нежность, бескорыстие матери. Перед ними склонились Святая Варвара и Святой Сикст (отсюда и название картины “Сикстинская мадонна”). Все латинские молитвы, обращённые к матери Христа, начинаются словами “Аве Мария”, что значит “Славься, Мария”. Есть неизменный латинский текст молитвы, который много веков вдохновлял и вдохновляет композиторов.
- Давайте послушаем сочинение австрийского композитора Франца Шуберта «Аве, Мария!».
(На фоне слайда «Сикстинская мадонна» звучит «Аве Мария», учитель читает):
Аве, Мария – лампада тиха,
В сердце готовы четыре стиха:
Чистая дева, скорбящая мать,
Душу проникла твоя благодать.
Неба царица, не в блеске лучей –
В тихом предстань сновидении ей!
Аве, Мария – лампада тиха,
Я прошептал все четыре стиха.
А. Фет
- Ребята, вам понравилась музыка? Обратитесь за помощью к словарям, опишите музыку по характеру. Какие чувства возникли у вас, проникли в вашу душу при слушании этой музыки?
- Средневековое искусство европейских стран невозможно представить без широко запечатленного образа Богоматери. В Западной Европе он был связан с культом мадонны, а на Руси — с Богородицей.
Одним из лучших образов византийской живописи является икона «Владимирская Богоматерь».
- Ребята, что вы видите? ( Младенец нежно прижимается личиком к материнской щеке и обвивает рукой ее шею. Детские глаза устремлены к Матери, они словно ищут у нее защиты. На ее строгом лице затаились тревога и печаль. При всей материнской нежности в ее облике чувствуется сознание неизбежной жертвенности).
Художник Грабарь эту икону назвал «несравненной, чудесной, извечной песнью материнства».
- В русской православной церкви есть молитва, обращённая к матери – “Богородице Дево, радуйся”. Вот уже две тысячи лет воспевается образ Божией Матери. Богородице посвящают свои творения художники и скульпторы, поэты и композиторы. Недаром среди многих обращений к Богородице – Дева Мария, Царица Небесная, Мадонна – есть обращение: Воспетая.
- Давайте послушаем эту молитву “Богородице Дево, радуйся”.
С. Рахманинов “Богородице Дево, радуйся” из всенощного бдения - слушание.
- Ребята, что вы увидели? (картины, иконы)
- Правильно. А вы знаете, как получается икона? Когда художник пишет Деву Марию, то у него чаще всего получается не обычная картина, а икона, то есть образ, а не конкретное лицо. Иконы пишут по строго определённым правилам (канонам) красками (обычно темперой) на деревянной (липовой или сосновой) доске, покрытой левкасом (особым грунтом).
Ребята, какой образ запечатлён на всех иконах?
- Русские художники в своем творчестве также не обходили стороной образ женщины — матери. В искусстве XX века совершенно по-новому зазвучала тема материнства, прославляющая самые глубокие и искренние человеческие чувства. Вечная и емкая, она помогает советским живописцам показать новое отношение свободного народа к своему будущему.
Наиболее яркое художественное воплощение тема материнства нашла в творчестве художника К.С. Петрова-Водкина.
На картине «Петроградская Мадонна» молодая женщина с грудным ребёнком изображена на фоне революционного Петрограда, где началась новая эра человеческой истории. Не случайно она повернулась спиной к городу. Мать и ребенок, как символ вечной жизни и добра, царят надо всеми. Несмотря на то, что художник придает облику молодой женщины иконописные черты, она все же простая петроградская работница. Её главная забота — это забота о ребёнке, о его настоящем и будущем.
- Ребята, какие краски использует художник? Почему?
- Величие и целомудрие, достоинство и женская гордость ощущаются в облике матери с картины А. А. Дайнеки «Мать».
- Эта картина выполнена спокойными, постельными тонами.
О. Ренуар “Мадам Шарпонтье с детьми”
- А сейчас перед вами картина французского художника 19 века Огюста Ренуара.
Что изображено на ней? (Мать и её дети в непринуждённых позах. Наверно, они только что играли, а теперь отдыхают. Рядом с ними спокойно лежит собака. От картины исходит тепло, уют, любовь.)
- Так уж устроена наша жизнь, что взрослея человек начинает понимать какое это счастье, когда мама рядом. Как хорошо, что можно обратиться к ней за советом, с любой радостью и бедой. Недаром в народе живёт много хороших, добрых слов о матери. Они передаются от поколения к поколению.
- Ребята, давайте вспомним пословицы о матери.
Птица рада весне, а младенец – матери.
Нет милее дружка, чем родима матушка.
При солнышке тепло, при матушке добро.
Материнский гнев, что весенний снег: и много его выпадает, да скоро растает.
В материнском сердце для всех детей ласки хватит.
- Сегодня я хочу познакомить вас с новым литературным произведением. Называется оно «Легенда о матерях», автор – Иван Панькин.
Легенда – это произведение, в котором в сказочной форме рассказывается о необыкновенном происшествии или героическом событии, памятном для народа.
ЛЕГЕНДА О МАТЕРЯХ. (на фоне музыки Глюка «Мелодия» учитель рассказывает легенду)
Мой дорогой мальчик! Ты, наверное, уже много сказочного узнал о нашей жизни. Но знаешь ли ты, откуда у моряков взялась сила? Не знаешь? Тогда послушай.
Когда-то очень давно на побережье Чёрного моря жили люди. Как их звали, сейчас уже не помню. Они пахали землю, пасли скот и охотились на диких зверей. Осенью, когда заканчивались полевые работы, люди выходили на берег моря и устраивали весёлые праздники: пели, плясали у огромных костров, проводили игры, которые заканчивались метанием стрел – стрел счастья.
Если юноша хотел стать охотником, он пускал стрелу в сторону леса, если пастухом – стрелял в сторону стада, а если пахарем – в сторону поля.
Смотреть на эти игры выходил из морской пучины царь морей и океанов Нептун. Это очень страшный царь, глаза у него большие, белые, как пузыри, борода зелёная – из водорослей, а тело сине-зелёное, под цвет моря. Каждый раз, глядя на игры, он, смеясь, говорил:
– Как люди не хвастаются своей силой, а меня боятся: никто из них ещё не решился пустить стрелу в сторону моих владений.
Говорил он так потому, что был уверен: никто не посмеет испытать своё счастье на море.
Один раз вышли к костру юноши. Они вдруг повернули в сторону моря и все, как один, пустили стрелы туда.
В какую ярость пришёл Нептун!
– Я всех вас похороню в пучине морской! – взревел он.
Женщины, глядя на своих сыновей, задумались: царь морской действительно может похоронить их детей в море.
Гордостью тех людей, о которых рассказываю я, всегда были женщины
– сильные, красивые, никогда не стареющие.
Думали, думали женщины и решили отдать всю свою силу сыновьям.
Юноши, взяв материнскую силу, подошли к самому берегу моря. Чтобы не подпустить их к воде, Нептун бросил громадный вал, но юноши устояли, не согнулись и не побежали назад. Зато матери после этого стали слабыми.
Ты видел, мой мальчик, слабых женщин? Если ещё когда-нибудь встретишь, то не смейся над ними; эти женщины всю свою силу отдали таким же детям, как ты. И вот слушай дальше.
Когда Нептун увидел, что юноши выдержали натиск тяжёлого вала, он дико засмеялся и злобно закричал женщинам:
– Пусть ваши сыновья устояли против моей силы здесь, на берегу, но в море я порву им руки!
Женщины опять задумались: да, царь морской и это сделать может, у него крепкие жилы из манильских трав.
Пока они думали, на поверхность воды вышли дочери морского царя.
Они, как и отец, были некрасивы.
Вышли дочери Нептуна и сказали:
– Женщины, отдайте нам свою красоту; за это мы достанем со дна моря крепкой манильской травы, совьём из неё жилы для ваших сыновей, и руки у них будут такие же крепкие, как у нашего отца.
Женщины сразу согласились и отдали дочерям морского царя свою красоту.
Если, дорогой мальчик, ты увидишь где-нибудь некрасивую женщину, не отворачивайся от неё, знай, она пожертвовала своей красотой ради детей.
Когда царь Нептун узнал о проделке дочерей, очень разгневался он, выбросил их из моря и превратил в птиц-чаек.
Ты слышал, мальчик, как чайки плачут над морем? Это они просятся домой, но жестокий отец не пускает их обратно и даже не смотрит на них.
Зато моряки на чаек всегда глядят и наглядеться не могут, потому что чайки носят красоту их матерей.
Юноши, почувствовав крепость в руках и силу в плечах, наконец вышли в море. Вышли они и пропали. Ждут - пождут матери – не возвращаются сыновья.
Появился опять перед женщинами Нептун и громко-громко засмеялся.
От его смеха даже волны заходили по морю.
– Не дождаться вам теперь сыновей! – хохотал Нептун. – Они ведь блуждают. Вы и позабыли, что на море нет дорог и тропинок.
И опять он закатился в страшном смехе.
Тогда женщины воскликнули:
– Пусть будет в наших глазах меньше света и пусть над нашей землёй ещё ярче загорятся звёзды, чтобы сыновья нашли по ним дорогу к родным берегам.
Только сказали женщины так, в небе сразу ярко-ярко заблистали звёзды. Юноши увидели их и благополучно вернулись домой.
Вот почему, мой друг, моряки сильны и непобедимы: матери отдали им всё лучшее, что имели.
Учитель: Понравилось ли вам произведение?
-Что вы чувствовали, когда слушали его? (радость, что страшный и сильный царь Нептун не победил моряков, грусть, потому, что матери отдали всё самое лучшее своим сыновьям)
- Почему моряки сильны и непобедимы? (потому, что матери отдали им всё самое лучшее)
- Можно ли поступок матерей назвать героическим? Да!
- Ребята, сегодня мы говорили о материнском образе в музыке, литературе, живописи. А почему эта тема так близка и в прошлом, и в настоящем, и в будущем для всех людей и для нас с вами? У нас у всех есть мама – самый близкий, родной и любимый человек на Земле.
- Ребята, а теперь представьте себе лицо своей мамы. Загляните в её глаза прямо сейчас, в своём воображении. Хорошо ли вы их помните?
- Берегите, уважайте, нежно любите свою маму, не причиняйте ей боли своими словами и поступками.
- Ребята, давайте вспомним стихи о маме, прочитаем их с любовью и благодарностью. (Дети читают стихи о маме)
IV. Итог урока.
- Музыка, литература и изобразительное искусство разными средствами выразительности создают образ матери, и в то же время охотно помогают друг другу, чтобы мы, зрители и слушатели, поняли и почувствовали глубину этих прекрасных художественных произведений.
- В заключении нашего урока давайте красиво, с чувством, споём песню о маме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Образ матери – великая тема искусства».
формирование и развитие художественной культуры личности на основе высших гуманистических ценностей отношения человечества к материнству средствами искусства....
Исследовательская работа " Образ матери в жизни и искусстве в годы Великой Отечественной войны"
Данная работа участвовала в "Днях науки" в школе и районной конференции "Первые шаги в науку"....
Родительское собрание «Образ матери в кино», посвящённое Дню матери и Году российского кино
Родительское собрание проводится совместно с детьми в форме кино-гостиной и посвящено сплочению детей и взрослых....
Открытый урок в 5 классе «Великая и вечная тема искусства – образ матери!»
Цели урока:- Изучить духовные образы, образы матери в различных видах искусства: поэзии, живописи, музыки.- Осознать единство темы.- Выявить интонационное сходство через характер звучания,...
Образ матери великая тема искусства
Сценарий литературного вечера на тему: «Образ матери великая тема искусства»Цели: формирование и развитие художественной культуры личности на основе высших гуманистических ценностей, отнош...
Разработка классного часа с презентацией на тему "Великие матери великих людей"
Слово «мама» не только самое первое, но часто и самое последнее. В муках, страданиях, в трудных жизненных ситуациях человек шепчет «мама» и в этом слове сосредотачивается для н...
Модель классного мероприятия.Тема: Образ матери- великая сила в искусстве
Тема материнства - одна из древнейших тем в мировой культуре. Первые изображения матери с ребенком на руках в раскопках времен древнего Египта (слайд) Древнерусские мастера создавали не картины, ...