Открытый урок в 5 классе «Великая и вечная тема искусства – образ матери!»
план-конспект занятия по музыке (5 класс) на тему
Цели урока:
- Изучить духовные образы, образы матери в различных видах искусства: поэзии, живописи, музыки.
- Осознать единство темы.
- Выявить интонационное сходство через характер звучания, лад, динамику.
Задачи:
1. Раскрыть образ Божьей Матери и образ матери через произведения поэзии, музыки, изобразительного искусства;
2. Развивать умение сравнивать, вокально-хоровые навыки;
3. Способствовать расширению представлений учащихся о музыкальных образах и жанрах.
4. Воспитывать чувство уважения к произведениям искусства, раскрывающим образ Божьей Матери и образ матери.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_5_a_klass.docx | 25.81 КБ |
prezentatsiya_uroka_sayt.pptx | 2.77 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема: «Великая и вечная тема искусства – образ матери!»
Цели урока:
- Изучить духовные образы, образы матери в различных видах искусства: поэзии, живописи, музыки.
- Осознать единство темы.
- Выявить интонационное сходство через характер звучания, лад, динамику.
Задачи:
1. Раскрыть образ Божьей Матери и образ матери через произведения поэзии, музыки, изобразительного искусства;
2. Развивать умение сравнивать, вокально-хоровые навыки;
3. Способствовать расширению представлений учащихся о музыкальных образах и жанрах.
4. Воспитывать чувство уважения к произведениям искусства, раскрывающим образ Божьей Матери и образ матери.
Методы: словесный, художественный анализ, наглядный, практический, сравнения, выход за пределы музыки.
Тип урока: Углубления в тему. Комбинированный.
Планируемые результаты:
Предметные
Метапредметные
Личностные УУД
- формировать знания о духовной музыке русских и зарубежных композиторов,
- пробуждать интерес к церковной музыке,
- выявлять интонационное сходство через характер звучания, лад, динамику, интонацию.
познавательные УУД: восприятие музыки, размышление о ней;
оценка музыкального произведения;
регулятивные УУД:
выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя;
информационные УУД: различать картины Рафаэля, В. Васнецова, музыку Ф.Шуберта и С.Рахманинова, Дж. Каччини, современных композиторов.
коммуникативные УУД: проявлять внимательное, заботливое отношение и уважение к матери в семье.
понимать важность проявления музыкально-эстетических чувств, их функций в жизни человека.
Ресурсы урока:
Музыкальный материал: Ф. Шуберт «Ave Maria», Дж.Каччини, С.В.Рахманинов «Богородице Дево, радуйся», «Моя мама» татарская песня, «Мама» английская песенка, «Ты мой парус».
На доске:
1. Нотная запись;
Дидактический материал.
2. Карточки со словами- терминами.
Ход урока.
Содержание деятельности учителя.
Содержание деятельности учащихся.
Музыкальное приветствие: (Слайд 1)
Здравствуйте те, кто родился зимой, здравствуйте!
Здравствуйте те, кто родился весной, здравствуйте!
Здравствуйте те, кто рожден в летний зной, здравствуйте!
Те, кто родился осенней порой, здравствуйте!
Учащиеся вместе с учителем исполняют приветствие.
- Я очень рада вас видеть сегодня!
Сейчас я попрошу всех сесть прямо, положить руки на колени, выпрямить спину, взять глубокий вдох через носик, и выдох через рот. Поём звукоряд.
- Назовите главное свойство музыки, которое передает характер, настроение любого произведения. (Интонация).
- Назовите 7 её основных выразительных средств.
Мелодия, тембр, регистр, динамика, темп, лад, ритм.
Какие бывают интонации?
- Строгие, добрые, торжественные, нежные, радостные, игривые…
Продолжаем, урок и слушаем отрывок из стихотворения, а затем песню, и определяем какой, образ раскрывают эти два произведения искусств.
Стихотворение Ивана Бунина русского поэта и писателя:
«Я помню спальню и лампадку,
Игрушки, теплую кроватку,
И милый, кроткий голос твой:
«Ангел-хранитель над тобой!»
Ты перекрестишь, поцелуешь,
Напомнишь мне, что он со мной,
И верой в счастье очаруешь...
Я помню, помню голос твой!
Я помню ночь, тепло кроватки,
Лампадку в сумраке угла,
И тени от цепей лампадки...
Не ты ли ангелом была?»
(Звучит татарская песня «Моя мама»)
- Какой образ рисуют эта песня и стихотворение? (Образ матери)
В искусстве есть великие и вечные темы.
-Эта тема, тема материнства от века к веку волновала музыкантов, писателей, художников всех народов. Потому-то она и близка каждому человеку. Тема нашего урока - «Образ матери – великая и вечная тема искусства». (Слайд 2). Сегодня мы проследим как музыка, литература и живопись создают образ матери, познакомимся с некоторыми шедеврами мирового искусства, с чувствами их авторов, и постараемся определить свое отношение к этому образу. Для каждой мамы приятны не только подарки, но самое главное – это любовь её детей и добрые слова. Вам было дано задание, подготовить коллективный проект поздравление мам ко Дню матери, и я предлагаю посмотреть его.
-Какое слово звучало чаще всего, когда вы обращались к мамам?
- Да, дорогая, добрая, нежная, любимая….
А сейчас послушайте, знакома ли вам эта интонация?
- Да, это английская песенка про маму, которую мы разучили на прошлых уроках.
(Исполнение английской песни). Видео.
- Первые изображения матери находили в раскопках времен древнего мира. Воспевая образ мамы, мастера искусства желали выразить почет и уважение всем мамам на Земле. Для этого нужен был идеальный образ.
- С появлением христианства прообразом идеальной матери является образ, о котором мы говорили с вами неоднократно.
(Слайд 4)
И поможет нам ответить на этот вопрос, очень известный коллектив, Челябинской области города Магнитогорск. Город этот известен сегодня не только как крупный промышленный центр, а город, в котором живет и творит один из лучших творческих коллективов страны - Магнитогорская государственная хоровая капелла имени Семёна Георгиевича Эйдинова, художественным руководителем, которой является заслуженный деятель искусств России Надежда Иванова.
(Звучит «Богородице Дево, радуйся» Рахманинова С.В.)
-Знакомо вам это произведение?
-Да!
-Как оно называется?
-«Богородице Дево, радуйся»
-Кто является композитором? Рахманинов ( Слайд 5)
-Какой образ раскрывает это произведение?
- Образ Богородицы.
-Какие интонации передает это произведение?
-Звучали интонации строго, сдержанно, проникновенно, печально…
-В каком исполнении прозвучало произведение?
- В исполнении Магнитогорской хоровой капеллы.
Каким видом хора исполнялось это произведение?
- Смешанным хором.
- В каком сопровождении оно звучало?
- Сопровождения не было.
-Верно, и такое исполнение называется - а капелла.
(Повторяем вслух это слово).
-А сейчас я хочу обратить ваше внимание. На доске записаны две мелодии и вы, должны определить, под каким номером записана мелодия Рахманинова С.В.
- Молодцы! Теперь читаем и поем по нотам, а затем со словами «Богородице Дево, радуйся»
(Поем по нотам).
- Давайте прохлопаем ритмический рисунок второй мелодии.
- Какую песню вам напоминает этот рисунок? Давайте пропоём по нотам
-Узнали песню?
- Да! Это песня «Мама первое слово»
- Очень хорошо! Давайте споём первый куплет.
- Молодцы!
-Дети, а кто такая Богородица?
- Матерь Божия, Богородительница …
-Вот уже 2000 лет воспевается образ Божьей Матери. Богородице посвящают свои творения художники, скульпторы, поэты, композиторы. Недаром среди многих обращений к Богородице Дева Мария, Царица Небесная, Мадонна - есть и такое обращение: Всепетая.
(Слайд 6). Среди великих мастеров, отдавших в своем творчестве дань этой теме – материнства был итальянец Рафаэль Санти, живший на рубеже 15 - 16 веков - один из самых великих художников во всей мировой истории. За свою недолгую жизнь Рафаэль создал множество всемирно известных картин, но особенно Рафаэля Санти привлекал образ Богоматери и поэтому его заслуженно именовали "Мастером Мадонн". Сегодня мы познакомимся с его произведением "Сикстинская Мадонна". В основу её содержания художник положил библейскую легенду, которая прославляла великую силу материнства. Он говорил: - "Я хочу написать Мадонну - простую, добрую женщину, хочу показать всю красоту, все величие материнства".
-Откройте учебники на стр. 86 и посмотрите на картину, как художник изобразил Богородицу и её младенца Иисуса Христа?
- На ней изображена прекрасная молодая женщина с ребенком на руках, которая легко ступает по облакам навстречу своей трагической судьбе. Прекрасные глаза матери печальны.
-Да, но мы видим и других персонажей это рядом с Марией папа Сикст II и святая Варвара. (отсюда и название картины “Сикстинская мадонна”). Рафаэль славит величие женщины, способной во имя высшего долга пойти на жертву.
-И сейчас Женя прочтет нам фрагмент стихотворения Льва Николаевича Толстого русского писателя, мыслителя 19 века на странице 86 учебника.
- Что хотел нам передать Толстой? (Слайд 7)
- Свое понимание и отношение к жизни Христа, к Марии, её большой любви и тревоги.
- Верно!
- Все латинские молитвы, обращённые к матери Христа, начинаются словами «Ave Maria», что значит «Славься, Мария!». А можно ли глядя на картину, прислушаться, и услышать музыку?
- Да.
-Какой она была бы по характеру, по динамике, темпу? Как вы думаете?
- Напевная, нежная, красивая…
- Верно, и ваше мнение совпадает с мнением гениального австрийского композитора, пианиста рубежа XVIII-XIX веков Франца Петера Шуберта. (Слайд 8,9, 10). И сейчас мы услышим, известную во всем мире, его песню. ( Звучит «Ave Maria» в исполнении итальянца Робертино Лоретти). Созвучна ли песня с картиной Рафаэля Санти?
- Она была очень нежной певучей…
-Да, она полна какой-то неземной красоты, нежности, взволнованности и теплоты. Но есть ещё одно важное свойство, за счёт которого мы ощутили это единство искусств – это исполнители. В каком исполнении мы услышали песню?
- В исполнении детского голоса и симфонического оркестра.
- Это был итальянский певец – (Слайд 11) Робертино Лоретти, в подростковом возрасте в первой половине 1960-х годов он завоевал мировую известность и благодаря уникальному голосу, а также прекрасной игре симфонического оркестра, интонация двух видов искусств (музыка и живопись), оказалась созвучны.
В начале XXI века известный всему миру итальянский певец Робертино Лоретти, гастролировал по России, а также был с концертом в городе Челябинске, который прошел с большим успехом.
- А теперь я предлагаю вам вместе вспомнить песню-танец на музыку Раймонда Паулса, известного латвийского композитора, творчество которого полюбилось советским и российским слушателям. Автор текста песни стала звезда эстрады – Лайма Вайкуле. (Слайд12)
(Исполнение песни- танца «Что манит птицу»)
-Картину Рафаэля от картины Виктора Васнецова русского художника 19 века, отделяет почти 350 лет. (Слайд 13)
- Вглядитесь, можно ли сказать, что они похожи?
- Да.
- Откройте 43 страницу учебника за 3 класс.
- Рассмотрите, вам знакома эта картина?
- Да!
- Кто прочтет знакомые строки стихотворения Пушкина А.С.
-Когда Виктор Михайлович Васнецов пишет Деву Марию, то у него чаще всего получается не обычная картина, а икона. Что мы видим над головой у Богородицы?
- Круг.
-Это нимб символ святости Марии.
-Что выражают глаза Богородицы?
- Грусть, тревогу и печаль.
- Правой рукой, прикрывая ребенка, как бы защищая его от опасного влияния окружающего мира. Богородица здесь такая же мать, как и все остальные земные женщины – зная о божественности и предназначении своего дитя, она по мере своих сил старается оградить его от зла. (Слайд 14) И если вглядеться в обе картины, то можно сказать, какое состояние сближает эти изображения?
-Тревога, печаль, любовь, нежность.
- А сейчас мы услышим еще одно гениальное произведение итальянского композитора Джулио Каччини, который показал всю красоту и божественность Богородицы, в прекрасной мелодии известной песни.
(Звучит песня «Ave Maria» Дж. Каччини и идут Слайды с 15-24)
- Скажите, какие слова вам были понятны?
- «Ave Maria!».
- Что означают эти слова?
- «Славься, Мария!»
- Ребята, сегодня мы говорили о материнском образе в музыке, литературе, живописи. А почему эта тема так близка и в прошлом, и в настоящем, и в будущем для всех людей и для нас с вами?
- Потому что она передает отношение всего человечества к образу матери, женщины.
-Да, у нас у всех есть мама – самый близкий, родной и любимый человек на Земле. И поэтому мы будем воспевать её вечно!!!
- Сейчас мы с вами все повторим. Я даю каждой команде (по 4 человека 5 команд) ключевое слово и вы очень быстро исходя из этого слова, находите остальные слова связанные с этим ключевым словом.
Ключевые слова:
1.Магнитогорская хоровая капелла:
2 Аве, Мария:
3 Мастер Мадонн;
4.Богоматерь с младенцем;
5. Писатель поэт; Писатель мыслитель;
-У вас накопилось много интересной, познавательной информации, ведь мы сегодня не просто поговорили о Богоматери, Мадонне, но и об образе мамы вообще. «Можно ли сказать – что музыка - это сама жизнь!
Да, она раскрывает все наши чувства, воспоминания…
- А такие виды искусства как музыка, литература и живопись могут быть взаимосвязаны?
- Они очень хорошо дополняют друг друга и взаимодействуют.
- Верно!
-И мы понимаем с вами, что тема материнства вечна и велика в искусстве?
- Да, она велика и вечна!
- Я думаю, что песню о маме, которую мы с вами учили, споете сегодня более осмысленно, с чувствами любви, благодарности. (Слайд 25)
Дети исполняют песню - «Ты мой парус, я кораблик твой» на сл. и муз. Т. Музыкантовой.
В образе увиденных сегодня картин, музыки, песен и стихов, вам дома нужно выбрать одно из трёх заданий: сочинить небольшую песенку о маме, нарисовать портрет мамы, сочинить стихотворение.
Спасибо вам всем за хорошую работу! До новых встреч!
Поём!
«Мир вашему дому, ангела вам хранителя!»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема урока: « Образ матери – великая и вечная тема искусства » «Я верю, что женщина чудо такое, Какого на Млечном пути не сыскать. И если «любимая» - слово святое, То трижды священное – женщина - мать!»
Магнитогорская хоровая капелла имени С.Г. Эйдинова .
Основателем Магнитогорской хоровой капеллы является Семен Григорьевич Эйдинов . Художественный руководитель Надежда Сергеевна Иванова Г.С. Эйдинов .
Франц Петер Шуберт (1797-1828) – великий австрийский композитор , автор 9 симфоний, шестисот вокальных композиций и огромного количества музыки для фортепиано. В детстве он обладал очень красивым голосом. Он был смелым и оригинальным музыкантом. Его творчество не утратило своей актуальности и сегодня.
Робертино Лоретти в 1960 –е годы Робертино Лоретти в 2000-е годы
Виктор Михайлович Васнецов 1848-1926, русский художник, живописец и архитектор.
ДЖУЛИО КАЧЧИНИ ( 1551 —1618 ) — итальянский композитор , певец. музыкант, педагог. родился в Риме. Каччини считается одним из основателей сольного пения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок 4 класс Биболетова М.В.Тема цикла: Home sweet home (Дом, милый дом)
Тема урока: Моя комнатаТип урока: Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)...
Конспект урока "Вечная тема искусства. Образ Матери"
Конспект урока в 5 классе....
Интегрированный урок (французский язык и МХК) "Любовь-вечная тема искусства", 9 класс.
Мероприятие проводилось в 9 классе по теме «Мюзикл. Любовь – вечная тема искусства». Мероприятие интегрированное, метапредметное. Предметы: музыка и фран...
Конспект открытого урока по классу баян/аккордеон на тему «Развитие технических навыков игры на баяне на материале гамм, упражнений и этюдов в младших классах ДШИ»
Тема урока: «Развитие технических навыков игры на баяне на материале гамм, упражнений и этюдов в младших классах ДШИ».Цель урока: развитие технических навыков. Освоение техники игровых дви...
Открытый урок 5 класс (коррекционный VIII вида) Тема: Изменение имён прилагательных по родам. Роль прилагательных в речи.
Тип урока:Урок актуализации знаний и умений (урок повторения)Авторы УМК для коррекционных школ:Э. В. Якубовская, Н. Г. ГалунчиковаЦели урока: Цель. Формирование умения определять род имён пр...
Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства " Образ матери в музыке и в изобразительном искусстве"
Урок проводят:- учитель ИЗО Буланая Любовь Михайловна- учитель музыки Стаценко Татьяна ИвановнаЦель:-показать, как музыка и живопись р...
Методическая разработка урока. План-конспект урока по музыке 6 класс "Вечные темы искусства и жизни"
Методическая разработка урока. План-конспект урока по музыке 6 класс."Вечные темы искусства и жизни"....