Образ матери великая тема искусства
план-конспект урока по литературе (10 класс)
Сценарий литературного вечера на тему: «Образ матери великая тема искусства»
Цели: формирование и развитие художественной культуры личности на основе высших гуманистических ценностей, отношения человечества к материнству средствами литературы и искусства; вовлечь обучающихся в мысленную и познавательную активность в подготовке и проведении вечера.
Задачи:
1. Рассмотреть, как литература, музыка, живопись и кинематография разными путями идут к созданию образа матери.
2. Развивать творческий потенциал личности в процессе изучения темы материнства в мировой культуре.
3. Воспитывать осознанное чувство уважения к матери; привитие чувства любви, почитания матери, женщины;
4. Формировать познавательный интерес к культурному наследию, к изучению поэзии.
5. Развивать умение подбирать нужный материал, четко формулировать и излагать свои мысли;
6. Развивать творческие способности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy1.docx | 40.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РСО – Алания
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Владикавказский колледж электроники»
Сценарий литературного вечера
Тема: «Образ матери великая тема искусства»
Подготовил преподаватель русского языка и литературы Томаева С.К.
Владикавказ 2014г.
Сценарий литературного вечера
Тема: «Образ матери великая тема искусства»
Цели: формирование и развитие художественной культуры личности на основе высших гуманистических ценностей, отношения человечества к материнству средствами литературы и искусства; вовлечь обучающихся в мысленную и познавательную активность в подготовке и проведении вечера.
Задачи:
1. Рассмотреть, как литература, музыка, живопись и кинематография разными путями идут к созданию образа матери.
2. Развивать творческий потенциал личности в процессе изучения темы материнства в мировой культуре.
3. Воспитывать осознанное чувство уважения к матери; привитие чувства любви, почитания матери, женщины;
4. Формировать познавательный интерес к культурному наследию, к изучению поэзии.
5. Развивать умение подбирать нужный материал, четко формулировать и излагать свои мысли;
6. Развивать творческие способности
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентации, слайд-шоу, аудио и видео сопровождение.
Ход литературного вечера
- Звучит песня «Мама» в исполнении Вахтанга Кикабидзе на слова Расула Гамзатова. Презентация.
Ведущий 1:
Я верю, что женщина – чудо такое,
Какого на Млечном Пути не сыскать,
И если “любимая” - слово святое,
То трижды священное – “женщина – мать!”
Ведущий 2:
- С уважением и признательностью смотрим мы на человека, до седых волос благоговейно произносящего имя матери своей и почтительно оберегающего её старость; и презрением казним того, кто в горькую старческую её пору отвернулся от неё, отказал в доброй памяти, куске или крове. По отношению человека к матери народ меряет своё отношение к человеку.
Ведущий 1: -Тема материнства от века к веку волновала музыкантов, писателей, художников всех народов. Эта тема близка каждому человеку. Созданная великим итальянским художником Рафаэлем «Сикстинская мадонна» - одна из самых прекрасных картин на земле. Рафаэль воспевает красоту, женственность, нежность, бескорыстие матери.Прекрасные глаза матери печальны.Взгляд Марии трудно уловим, словно она смотрит не на нас, а мимо или сквозь нас, есть ощущение тревоги. Она словно предвидит трагическую участь ее сына и одновременно готова принести его в жертву. Мария— идеал материнства!
(Музыкальное сопровождение, репродукция)
Ведущий 2: - Мы слышим звуки самой известной католической молитвы «Аве Мария». Слова этой молитвы звучат на разных языках. Всемирно известные композиторы Джузеппе Верди, Фернц Лист и Шарль Гуно написали музыку к словам этой молитвы. А русский поэт-романтик Фет создал миниатюру, герой которой, обращаясь к Богородице, очищается, пускает в душу божественный свет
(читает Диана)
Аве, Мария – лампада тиха,
В сердце готовы четыре стиха:
Чистая дева, скорбящая мать,
Душу проникла твоя благодать.
Неба царица, не в блеске лучей –
В тихом предстань сновидении ей!
Аве, Мария – лампада тиха,
Я прошептал все четыре стиха.
А. Фет
Ведущий 1: - Эта тема звучит и в поэзии Ивана Алексеевича Бунина. Онбоготворил свою мать, которой посвятил удивительно нежные стихи. Ее образ стал той путеводной звездой, которая не давала ему сбиться с дороги жизни.
(читает Марина) Иван Бунин «Матери»
Я помню спальню и лампадку, |
Ведущий 2: - А ведь в русской литературе образ матери долгое время оставался в тени. Возможно, названный предмет не считался достойным высокого слога, ведь тогда дворянским детям, как правило, брали для воспитания не только гувернёров, но и кормилиц, и дети дворянского сословия, в отличие от детей крестьянских, были искусственно отдалены от матери. Происходило притупление сыновних чувств, что не могло не сказываться и на творчестве будущих поэтов и прозаиков.
Ведущий 1: - Не случайно у Пушкина не написано ни одного стихотворения о своей матери и столько прелестных поэтических посвящений няне, Арине Родионовне, которую поэт часто называл нежно и бережно – «мамушкой». (слайд)
И только в литературе XIX века образ матери становится одним из главных. По-настоящему глубоко тема матери зазвучала в поэзии Николая Алексеевича Некрасова. И юношей, и стариком Некрасов всегда с любовью и преклонением говорил о своей матери. Образ матери ярко представлен Некрасовым во многих его произведениях: «Русские женщины», «В полном разгаре страда деревенская», «Орина, мать солдатская» и др. А стихотворение “Внимая ужасам войны...”, посвященное Крымской войне, звучит поразительно современно и в наши дни.(слайд)
(читает Мурат)
Внимая ужасам войны,
При каждой новой жертве боя
Мне жаль не друга, не жены,
Мне жаль не самого героя...
Увы! утешится жена,
И друга лучший друг забудет;
Но где-то есть душа одна -
Она до гроба помнить будет!
Средь лицемерных наших дел
И всякой пошлости и прозы
Одни я в мире подсмотрел
Святые, искренние слезы -
То слезы бедных матерей!
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей...
Ведущий 2:- Да, это стихотворение поражает глубиной гуманизма, напоминает живущим о непреходящей ценности жизни, кажется, только матери, дающие жизнь, понимают ее святое назначение. А безумцы, втягивающие новые поколения в войны, ничего не хотят понимать. Не слышат голоса разума. Скольким российским матерям близко и понятно это стихотворение!!!
Ведущий 1: - Некрасовские традиции нашли своё отражение в поэзии великого русского поэта С. А. Есенина, создавшего удивительно искренние стихи о своей матери – крестьянке. Сквозь творчество Есенина проходит светлый образ матери поэта. Наделённый индивидуальными чертами, он вырастает в обобщенный образ русской женщины, возникает ещё в юношеских стихах поэта, как сказочный образ той, которая не только подарила целый мир, но и осчастливила песенным даром. Это «Письма от матери», «Письма к матери». А всем известную песню«Письмо матери», на слова Сергея Есенина, Василий Макарович Шукшин использовал в киноповести «Калина красная».
С какой проникновенностью, неподдельной теплотой, сыновней любовью исполнил ее солист хора заключенных! Не требует комментария тот факт, что ежегодный Всероссийский конкурс песни среди осужденных носит название «Калина красная».
(слайд,отрывок из х/ф «Калина красная»)
Ведущий 2: - Как это емко и красиво…
Ты одна мне радость и отрада
Ты одна мне несказанный свет…
Ведущий1: - В этих простых словах, наверное – бессмертие истинной поэзии. Мать никогда не забудет своих детей! Как не могла забыть А.А. Ахматова 17 месяцев, проведенных в очередях. Ее сын, Лев Гумилев, был арестован трижды.Эта материнская трагедия объединила Ахматову с сотнями тысяч российских матерей, от которых «черные маруси» увозили их детей. Родился «Реквием» (аудиозапись голоса Ахматовой)
Ведущий 2: Образ матери в литературе — это не всегда конкретное лицо. Мать — носитель бесконечного множества биографий и судеб. Таким носителем обобщенного начала является мать в поэме А. А. Ахматовой «Реквием». Поэт говорит от имени народа и для народа. «Реквием» — произведение автобиографическое, в нем Ахматова отобразила весь ужас, который ей пришлось пережить и во время революции, и во время Великой Отечественной войны.
Ведущий1: - Спустя 40 лет в Санкт-Петербурге на набережной Робеспьера напротив тюрьмы «Кресты» установлен памятник Анне Ахматовой. Место для установки было выбрано не случайно. Это событие - исполнение поэтического завещания Анны Ахматовой (слайд,фото памятника,«Реквием», эпилог)
(читает Христина)
« А если когда-нибудь в этой стране
Воздвигнуть задумают памятник мне,
Согласье на это даю торжество,
Но только с условьем - не ставить его
Ни около моря, где я родилась:
Последняя с морем разорвана связь,
Ни в царском саду у заветного пня,
Где тень безутешная ищет меня,
А здесь, где стояла я триста часов
И где для меня не открыли засов».
Ведущий 1: - Образ матери извечно нёс на себе черты драматизма. И стал выглядеть ещё более трагично на фоне великой и страшной в своей ожесточённости минувшей войны. Кто более матери перенёс страданий в эту пору? Наши матери не только теряли своих сыновей, переживали оккупацию, работали до изнеможения, помогая фронту, но они сами гибли в фашистских концлагерях, их пытали, сжигали в печах крематориев.
В романе Василия Гроссмана «Жизнь и судьба» насилие предстаёт в разных видах, и писатель создаёт яркие, пронзительные картины той угрозы, которую оно несёт для жизни.
Ведущий 2 : - Главный герой романа-эпопеи, Штрум Виктор Павлович, физик-ядерщик. Трагическая судьба его матери, Анны Семеновны – это страшнаяучестьмиллионов евреев, уничтоженных фашистами.
Штрум получает последнее письмо матери спустя несколько месяцев после ее гибели.
(Инсценировка, чтение письма, музыкальное сопровождение)
(читает Сергей)
ПИСЬМО МАТЕРИ
"Витя, я уверена, мое письмо дойдет до тебя, хотя я за линией фронта и за колючей проволокой еврейского гетто. Твой ответ я никогда не получу, меня не будет. Я хочу, чтобы ты знал о моих последних днях, с этой мыслью мне легче уйти из жизни.
Витенька, я заканчиваю свое письмо и отнесу его к ограде гетто и передам своему другу. Это письмо нелегко оборвать, оно — мой последний разговор с тобой, и, переправив письмо, я окончательно ухожу от тебя, ты уж никогда не узнаешь о последних моих часах. Это наше самое последнее расставание. Что скажу я тебе, прощаясь, перед вечной разлукой? В эти дни, как и всю жизнь, ты был моей радостью. По ночам я вспоминала тебя, твою детскую одежду, твои первые книжки, вспоминала твое первое письмо, первый школьный день, все, все вспоминала от первых дней твоей жизни до последней весточки от тебя, телеграммы, полученной 30 июня. Я закрывала глаза, и мне казалось — ты заслонил меня от надвигающегося ужаса, мой друг. А когда я вспоминала, что происходит вокруг, я радовалась, что ты не возле меня — пусть ужасная судьба минет тебя.
Витя, я всегда была одинока. В бессонные ночи я плакала от тоски. Ведь никто не знал этого. Моим утешением была мысль о том, что я расскажу тебе о своей жизни. Расскажу, почему мы разошлись с твоим папой, почему такие долгие годы я жила одна. И я часто думала, — как Витя удивится, узнав, что мама его делала ошибки, безумствовала, ревновала, что ее ревновали, была такой, как все молодые. Но моя судьба закончить жизнь одиноко, не поделившись с тобой. Иногда мне казалось, что я не должна жить вдали от тебя, слишком я тебя любила, думала, что любовь дает мне право быть с тобой на старости. Иногда мне казалось, что я не должна жить вместе с тобой, слишком я тебя любила.
Ну, enfin… Будь всегда счастлив с теми, кого ты любишь, кто окружает тебя, кто стал для тебя ближе матери. Прости меня.
С улицы слышен плач женщин, ругань полицейских, а я смотрю на эти страницы, и мне кажется, что я защищена от страшного мира, полного страдания.
Как закончить мне письмо? Где взять силы, сынок? Есть ли человеческие слова, способные выразить мою любовь к тебе? Целую тебя, твои глаза, твой лоб, волосы.
Помни, что всегда в дни счастья и в день горя материнская любовь с тобой, ее никто не в силах убить.
Витенька… Вот и последняя строка последнего маминого письма к тебе. Живи, живи, живи вечно… Мама".
Ведущий 1 : - Да, это письмо нельзя читать без содрогания. Мать Василия Гроссмана погибла в 42 году от рук фашистов. Через 19 лет, после смерти матери он написал ей письмо. Оно сохранилось в архивах вдовы писателя.(чтение письма)
(читает Тоня)
ПИСЬМО СЫНА
Дорогая мамочка, я узнал о твоей смерти зимой 1944 года. Приехал в Бердичев, вошёл в дом, в котором ты жила, и понял. Что тебя нет в живых. Но ещё 8 сентября 1941 года я чувствовал сердцем, что тебя нет.
Ночью на фронте я увидел сон – вошёл в комнату, ясно зная, что это твоя комната, и увидел пустое кресло, ясно зная, что ты в нём спала: свешивался с кресла платок, которым ты прикрывала ноги. Смотрел на это пустое кресло долго, а когда проснулся, знал, что тебя нет уже на земле.
Но я не знал, какой ужасной смертью умерла ты. Об этом я узнал, расспросив людей, знавших о массовой казни, произошедшей 15 сентября 1941 годы. Я десятки раз, а может сотни, пытался представить себе, как ты умерла. Как шла на смерть, старался представить человека, который тебя убил. Он был последним, который тебя видел. Я знаю, что ты думала обо мне очень много всё это время.
Теперь уже больше девяти лет, как я не пишу тебе писем, не рассказываю о своей жизни, делах. И за эти девять лет накопилось столько в душе. Что я решил написать тебе, рассказать и, конечно, пожаловаться, так как никому, по существу, нет дела до моих печалей, только тебе одной было до них дело. Я буду с тобой откровенен… Прежде всего, я хочу сказать тебе, что за эти 9 лет я смог по- настоящему поверить, что люблю тебя – так как ни на иоту не уменьшилось моё чувство к тебе, я не забываю тебя, не успокаиваюсь, не утешаюсь, время не лечит меня.
Дорогая моя, прошло уже 20 лет со дня твоей смерти. Я люблю тебя, я помню тебя каждый день своей жизни, и горе моё все эти 20 лет неотступно. Ты для меня человеческое. И твоя страшная судьба – это судьба человека в нечеловеческое время. Я всю жизнь храню веру, что всё моё хорошее, честное, доброе – всё это от тебя. Сегодня я перечитывал несколько твоих писем ко мне. И сегодня я снова плакал, читая твои письма. Я плачу над письмами – потому что ты – твоя доброта, чистота, твоя горькая, горькая жизнь, твоя справедливость, благородство, твоя любовь ко мне, твоя забота о людях, твой чудный ум. Я ничего не боюсь, потому что твоя любовь со мной, и потому что моя любовь вечно со мной.
Ведущий 2: -Во все времена судьба сыновей и мужей — воевать и погибать, жен и матерей — их оплакивать. Неудивительно, что экранизация этого романа стала большим событием в российском кинематографе. Зрители и кинокритики были потрясены яркостью, глубиной и драматизмом образа солдатской матери.
( смотрим отрывок из кинофильма «Жизнь и судьба»)
Ведущий 2: - Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей
Ведущий 1: - Своеобразным реквием всем павшим можно назвать стихотворение дагестанского поэта Расула Гамзатова «Журавли». Поэт шагнул в бессмертие подарив всему миру поэтические строки, которые наполняют наши сердца высокой светлой печалью, щемящей грустью.
Ведущий 2: - Стихи Гамзатова посвященные матери звучат так проникновенно и лирично, что многие из них стали популярными песнями. Одна из них в исполнении Вахтанга Кикабидзе прозвучала в начале нашего мероприятия.
Ведущий 1: - На это слово не ложатся тени,
И в тишине, наверно, потому
Слова другие, преклонив колени,
Желают исповедаться ему.
(стих, слайд)
(стихи читают Арсен и Аврора)
Матери. Мальчишка горский, я несносным Слыл неслухом в кругу семьи И отвергал с упрямством взрослым Все наставления твои. Но годы шли, и, к ним причастный, Я не робел перед судьбой, Зато теперь робею часто, Как маленький, перед тобой. Вот мы одни сегодня в доме. Я боли в сердце не таю И на твои клоню ладони Седую голову свою. Мне горько, мама, грустно, мама, Я – пленник глупой суеты, И моего так в жизни мало Вниманья чувствовала ты. Кружусь на шумной карусели, Куда-то мчусь, но вдруг опять Сожмётся сердце. "Неужели Я начал маму забывать?" А ты, с любовью, не с упрёком, Взглянув тревожно на меня, Вздохнёшь, как будто ненароком, Слезинку тайно оброня. Звезда, сверкнув на небосклоне, Летит в конечный свой полёт. Тебе твой мальчик на ладони Седую голову кладёт. | *** Не надо мне лекарств и докторов, И вы, чьи матери покуда живы, Не тратьте на меня сердечных слов, Казаться будет мне: они фальшивы. Я не виню вас, не питаю зла, Но мне участье ваше не поможет: Покуда мать моя жива была, Я сострадать был не способен тоже. Чем тех жалеть, кого уж нет в живых, Чем плакать соучастливо со мною, Щадите лучше матерей своих, От собственных невзгод, от бед чужих Оберегайте их любой ценою, Я вас прошу: и ныне и всегда Вы матерей своих жалейте милых. Не та, поверьте мне, вас ждет беда,- Себя вы не простите до могилы. А я вдруг задыхаюсь среди дня, Вдруг просыпаюсь с криком среди ночи. Мне чудится, что мать зовет меня. Мне кажется, я слышу крик: «Сыночек!» Вы, приходящие ко мне сейчас, Велик ли прок от ваших взглядов слезных, Своих живых – я заклинаю вас – Жалейте матерей, пока не поздно. |
Ведущий 2: - Мама…
Из тысяч слов земли и океана
У этого - особая судьба.
По-русски - "мама", по-грузински - "нана",
А по-аварски - ласково "баба".
(Звучат стихи на разных языках, оформляется открытка)
(9 стих-й)
Ведущий 1:- Слова «мама, мать» - одни из самых древних на земле. Ученые заметили, что эти слова звучат более или менее сходно едва не на 6 тысячах современных языках. Это своеобразный рекорд среди всех родственных слов. Именно так и получается, потому что слово «мама» - главное во всех языках.
Ведущий 2:- И современные поэты продолжают лучшие традиции классической русской литературы.
(читает Тоня)
Ведущий 1:- Поздравления. Музыкальный подарок.
Итог
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образ матери – великая тема искусства
Конспект урока музыки в 5 классе...
Интегрированный урок по музыке для 5 класса по теме "Образ матери - вечная тема в искусстве."
Конспект интегрированного урока музыки для 5 класса в III четверти....
Интегрированный урок "Образ матери в изобразительном искусстве и музыке"
Духовно-нравственная ценность в семье, уважение и взаимопонимание.Цель: Формирование и развитие художественной культуры личности на основе высших гуманистических ценностей отношения человечества...
«Образ матери – великая тема искусства».
формирование и развитие художественной культуры личности на основе высших гуманистических ценностей отношения человечества к материнству средствами искусства....
Конспект урока по литературе " Образ матери-вечная тема в искусстве"
Тема урока: Образ матери – вечная тема в искусствеЦели урока:1)Взаимосвязь музыки, литературы, живописи на примерах произведений искусства разных эпох, воспевающих образ матери.2) Проследить, ка...
Сценарий праздника для родителей, посвященному «Дню Матери»: «Образ Матери в музыкальном искусстве».
В настоящее время в России существенно изменились условия деятельности учреждений дополнительного образования. Современная музыкальная школа – это тип образовательного учреждения, назначение кот...
Модель классного мероприятия.Тема: Образ матери- великая сила в искусстве
Тема материнства - одна из древнейших тем в мировой культуре. Первые изображения матери с ребенком на руках в раскопках времен древнего Египта (слайд) Древнерусские мастера создавали не картины, ...