Использование индивидуальной образовательной программы для развития музыкальных способностей у детей
методическая разработка по музыке на тему
Методическая разработка для педагогов музыки для внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chistovoy_variant_itogovoy_raboty_avtosokhranennyy.docx | 42.71 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Использование индивидуальной образовательной программы для развития музыкальных способностей у детей.
Реформирование российской системы образования обусловило необходимость развития духовного потенциала нации. Новая национальная образовательная стратегия включает инициативу «Наша новая школа» и введение и реализацию Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), что позволит развивать одаренность обучающихся детей через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования. Концепция Фундаментального ядра содержания общего образования определяет:
- систему базовых национальных ценностей, характеризующих самосознание российского народа, приоритеты общественного и личностного развития, отношения человека к семье, обществу, государству, труду, смысл человеческой жизни;
- систему основных понятий, относящихся к областям знаний, представленным в средней школе;
- систему ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебной деятельности, адекватных требованиям стандарта к результатам образования.
Стремительные изменения в современном обществе требуют новых продуктивных подходов в достижении нового качества образования в общеобразовательной школе. В концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности определено следующее: «Программы духовно - нравственного развития и воспитания школьников, разрабатываемые и реализуемые общеобразовательными учреждениями совместно с другими субъектами социализации, должны обеспечивать полноценную и последовательную идентификацию обучающегося с семьёй, культурно - региональным сообществом, многонациональным народом Российской Федерации, открытым для диалога с мировым сообществом».
Отсюда возникает проблема создания системы работы с одаренными детьми в общеобразовательной школе при использовании потенциала системы дополнительного образования. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 (глава10, статья 75) так определяет важность дополнительного образования: «Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших вдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей». Способность – это возможность действовать. Одаренный – это ребенок, который отличается высоким уровнем развития способностей. (Юркевич В.С.)
Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного общества, так как решение проблем их развития и поддержки может быть одним из направлений в процессе возрождения России. Несмотря на наличие многих учреждений дополнительного образования, государство не имеет реальных возможностей для оказания поддержки всем талантливым детям, поэтому очень часто задатки, которые есть у многих детей, не развиваются в способности. Выделяются проблемы отсутствия у педагогов знаний об особенностях проявления детской одаренности; ориентация школы на «среднего» учащегося. Так же, отсутствуют диагностика, образовательные программы и методическое сопровождение по развитию одаренности у детей для образовательных организаций. Следовательно, развитие и поддержка одаренности зависит от родителей, конкретного педагога, которому приходится самому создавать программы и инструментарии по воспитанию и образованию одаренных детей. Таким образом, возникает противоречие: с одной стороны государству требуются граждане ответственные, инициативные и компетентные; с другой стороны, в условиях общеобразовательной школы не разработаны универсальные программы и методическое сопровождение для развития способностей одаренных детей.
В ГБОУ СОШ №10 г.о. Отрадный разработана дополнительная образовательная программа «Музыкальная шкатулка», которая позволяет в условиях общеобразовательной школы расширить возможности образовательной области «Искусство»; программа ориентирована на развитие вокальных и творческих способностей детей; программа реализуется по принципу «от простого к сложному»; содержание может использоваться как основа для создания индивидуальной образовательной программы для одного ребенка, так и для занятий небольшими группами.
Цель программы - создать условия для развития музыкальных способностей обучающихся 1 - 4 классов в общеобразовательной школе и реализацию их творческих возможностей.
Задачи программы: - своевременно выявить музыкальные способности у одаренных детей;
- создать возможные условия, в которых будут реализовываться творческие способности детей 1 – 4 классов;
-организовать процесс развития музыкальных способностей в образовательной школе по индивидуальным маршрутам музыкального развития.
Ожидаемые новые образовательные результаты
В результате изучения программы, у детей могут быть сформированы основы музыкальной культуры через эмоционально активное восприятие. Развит художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности. Воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов. Начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.
Ребенок получит возможность научиться: петь легко, чисто интонируя звук; воспринимать музыку различных жанров; размышлять о музыкальных произведениях, как о способе выражения чувств и мыслей человека; эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально творческой деятельности; ориентироваться в музыкально поэтическом творчестве, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки; ценить отечественные народные музыкальные традиции на примере темы «Родное, близкое», исполнении русских народных песен «Теремок», «Ах вы, сени», «Прибаутка»; участия в праздниках Рождества, Масленицы; общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного пения; воплощения различных художественных образов на примерах исполнения песен Л. Вихаревой «Репка», «Спляшем, Ваня!».
В области личностных результатов:
- наличие широкой мотивационной основы внеучебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- ориентация на понимание причин успеха в творческой деятельности; наличие эмоционально – ценностного отношения к искусству;
реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования.
В области метапредметных результатов:
- умение ориентироваться на разнообразие способов решения смысловых и художественно – творческих задач;
- уметь проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями, а так же произведениями музыки, литературы, изобразительного искусства по заданным в программе критериям;
- осуществление элементов синтеза как составление целого из частей;
- подведение под понятие на основе существенных признаков музыкального произведения и их синтеза;
- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально – творческих задач;
- участие в музыкальной жизни класса, школы, города.
В области предметных результатов:
- умение определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений; умение воспринимать музыку разных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека;
- умение соотносить простые образцы народной и профессиональной музыки; знание музыкальных инструментов, входящих в группы струнных смычковых и деревянных духовых;
- проявление навыков вокально-хоровой деятельности.
Работая учителем музыки в общеобразовательной школе, невольно сталкиваюсь с тем, что имея хорошие природные задатки, ребенок не может их развить, так как или семья не заинтересована в этом, или нет возможности оплатить обучение ребенка в школе искусств, или некому водить его на занятия. Из общего числа учащихся каждого класса нашей школы имеют природные задатки к пению в среднем 8 -10 человек, и лишь 1-2 ребенка из класса занимается вокалом в школе искусств или в кружках сольного пения в городских учреждениях культуры. Уроки музыки в школе проводятся 1 раз в неделю и не могут в полной мере решить проблему развития музыкальных способностей у каждого ребенка, и одновременно дать обязательную базу данных по предмету, из чего вытекает проблема недостаточного музыкально - художественного образования детей. Несогласованность организационных моментов (мероприятия, расписание) общеобразовательной школы и школы искусств, вносят дополнительные проблемы для жизни и обучения детей. Часто ребята излишне перегружены.
В общеобразовательной школе реализация программы осуществляется через различные виды музыкальной деятельности, главными из которых являются хоровое пение, слушание музыки и размышления о ней, а также музыкально – ритмические движения, пластическое интонирование, импровизация и музыкально-драматическая театрализация. Слушание дает возможность услышать музыку разных жанров, форм, стилей, эпох в исполнении известных исполнителей и композиторов. На основе навыка осознанного восприятия музыки, полученного в результате слушательской деятельности, развиваются исполнительские умения и навыки. Использование на занятиях таких видов музыкальной деятельности детей, как: музыкально – ритмические движения, пения, игры в оркестре, дирижирование, а также произведений других видов искусства, прежде всего, изобразительного и художественной литературы, поднимают музыкальное восприятие на более высокую ступень, являются способом активного анализа музыки.
Авторство программы особенно ярко отражено в использовании нетрадиционных для школьной программы произведений и приемах для освоения их детьми.
Слушание музыки
класс | произведение, автор | приемы освоения |
1 | Н.А.Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане». Три чуда. | Наглядно - слуховой, контрастное сопоставление музыки. Диалоги детей о произведениях. Повторное слушание. |
2 | Л.Боккерини. Менуэт И.С.Бах. Менуэт | Диалоги детей о произведении, ритмопластика, игра на музыкальных инструментах. Сравнение 2-х произведений |
3 | Д.Шостакович «Вальс – шутка» | Наглядно – изобразительный метод, графическое изображение мелодии. |
4 | А.Вивальди «Времена года». Осень | Метод создания художественного контекста. Викторина. |
Хоровое, ансамблевое и сольное пение
класс | произведение, автор | приемы освоения |
1 | Т.Музыкантова «Спасибо, мамы!», Ж.Колмагорова «Проказница сорока» | Предварительная настройка. Пение по слуху; выразительное исполнение музыкальных вопросов и ответов. |
2 | С.Ранда «Классная компания» | Показ отдельных отрывков мелодии с различными штрихами исполнения; голосовые игры. |
3 | Тресков «День непослушания» | Пение упражнений на гласные звуки.Придумать и исполнить распевку. |
4 | И.Дунаевский «Капитан» | Упражнения на сложные мелодические обороты |
Музыкально-ритмические движения.
класс | произведение, автор | приемы освоения |
1 | Р.н.п. «Яна горку шла» | Имитация игры на музыкальном инструменте, покачивания корпусом. |
2 | А.Варламов «Веселая мышка» | Игра на простейших музыкальных инструментах звукоряда вверх и вниз. |
3 | С.Ранда «Листопад» | Игра в оркестре, пластическое интонирование. метод упражнения (повторения движений) |
4 | А.Вивальди «Шаги вперед» | Игра в дирижера, наглядно – слуховой метод. Внутреннее проигрывание мелодии. |
Кроме интереса к музыке существует еще другая сторона проблемы: не все дети преодолевают сложности обучения и мотивация ослабевает или исчезает совсем. Чтобы этого не допустить, педагогу нужно суметь создать такие условия для ребенка, чтобы развитие его способностей стало его потребностью. От природы у ребенка есть познавательная потребность, потребность реализовать себя как личность. Основные музыкальные способности, которые нужно развивать, - это эмоциональный отклик на музыку, способность чувствовать характер произведения и оценивать средства музыкальной выразительности; способность чувствовать ритм, переживать музыкальные впечатления и представлять музыкальные образы. Комплекс музыкальных способностей вместе с общими способностями (память, мышление, речь), дают возможность успешного развития ребенка.
На что нужно обратить внимание, работая над развитием способностей детей?
1.Ребенок должен испытывать удовольствие от своей деятельности. 2.Атмосфера на занятиях должна быть доброжелательной. Если ребенок верит в свои силы, то скорее добьется успеха.
3. Создать такие условия, в которых развиваются те потребности ребенка, которые нужны и важны для общества, а так же помочь ребенку раскрыть свои способности в различных видах деятельности, чтобы в дальнейшем он мог реализовать себя как яркую творческую личность. Педагог должен верить в силы ребенка и в положительный результат совместной работы.
4.Во время работы с ребенком нужно постоянно его стимулировать к творчеству, важна ценность деятельности ребенка. Всех одаренных детей отличает увлеченность тем, что они делают (мотивация). Мотивация – основа развития способностей ребенка. Интерес ребенка - это главное условие развития способностей. Повысить мотивацию можно стимулируя работу детей (похвала учителя, родителей, грамоты, благодарности и т.д.)
5.Повышать уровень сложности деятельности ребенка, отслеживая уровень его возможностей. Подробно рассказывать, что получилось очень хорошо, что неплохо и над чем надо еще поработать.
6. Производить анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах.
7. Проводить творческий отчет в конце учебного года.
Результаты диагностики уровня музыкальных способностей учащихся по программе «Музыкальная шкатулка» за 2 года обучения.
Учеб. год г год год | Ладовое чувство | Музыкально-слуховые представления | Чувство ритма | |||
уровень на начало года % | уровень на конец года % | уровень на начало года % | уровень на конец года % | уровень на начало года % | уровень на конец года % | |
2011-2012 | высокий – 3 средний - 28 низкий -69 | высокий - 7 средний -34 низкий -59 | высокий -10 средний -26 низкий -64 | высокий- 15 средний -32 низкий -53 | высокий -12 средний - 30 низкий -58 | высокий -16 средний -37 низкий -47 |
2012-2013 | высокий -7 средний -34 низкий -59 | высокий -10 средний -37 низкий - 53 | высокий -15 средний - 36 низкий -53 | высокий -17 средний -38 низкий- 45 | высокий -16 средний -37 низкий - 47 | высокий -20 средний -38 низкий - 42 |
уровень | улучшилось на: высокий - 7% средний - 9% низкий - 16% | улучшилось на: высокий -7% средний – 12% низкий – 19% | улучшилось на: высокий - 8% средний - 8% низкий – 16% |
Одним из способов развивать музыкальные задатки и способности детей является хор и вокальная группа общеобразовательной школы №10 ОЦ «ЛИК» города Отрадного, которые участвуют во всех школьных, городских и региональных мероприятиях, радуя своим пением слушателей.
В перспективе своей деятельности хочу видеть:
1.Общеобразовательную школу, на базе которой организовано внедрение музыкального образования, в рамках дополнительного, с углубленным изучением музыкально – эстетического профиля. В такой школе могут получать музыкальное образование дети любого уровня развития музыкальных способностей и стать любителями музыкального искусства.
2.Расширение образовательного пространства школы за счет привлечения специалистов в области музыкального образования и искусства.
3.Подготовка учителей и родителей, заинтересованных в музыкальном образовании и развитии способностей их детей.
4.Увеличение материальной базы школы: оплата труда привлекаемых специалистов; приобретение звукоусиливающей аппаратуры, которую можно без ограничений использовать на плановых репетициях.
5.Увеличение числа детей с творческой одаренностью.
6.Создание и совершенствование системы работы с одаренными детьми: - совершенствование программ работы с одаренными детьми с акцентом на духовную составляющую;
- разработка методического сопровождения; проведение диагностики и создание банка данных одаренных детей;
- расширение информационной базы, связанной с миром искусства, для более эффективного усвоения учебной программы;
- разработка и апробация индивидуальных образовательных программ для работы с одаренными детьми;
- увеличение количества учащихся в конкурсах различного уровня; сохранение и развитие хорового коллектива, расширение духовного репертуара.
Педагогу важно помнить, что нет детей не одаренных, просто мало времени и внимания им уделяется. Не всегда эти способности проявляются явно и бурно, поэтому педагогу и родителям нужно быть более наблюдательными и терпимыми к неудачам ребенка.
Используемые материалы:
1. Алиев Ю. Б. Настольная книга учителя-музыканта. М.: «Просвещение».- 2000. - 235 с.
2.Емельянов В.В.«Использование вокальных методик при работе с голосом».
Режим доступа:
http://yandex.ru/yandsearch?text=%D0%95%D0%BC%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D0%BE%D0%B2%20%D0%92.%D0%92.%C2%AB%D0%98%D1%81%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%B2%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BA%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%20%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B5%20%D1%81%20%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%BC%C2%BB.&clid=740029&lr=1113
3.Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников» М.: «Академия».- 2001 - 368 с.
4.Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ Новый
Режим доступа: http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/
5.Юркевич В.С.:«Одаренные дети и интеллектуально – творческий потенциал общества».
Режим доступа: http://psyjournals.ru/files/40947/New_school_issue_2010_Yurkevich.pdf
Дата доступа 25.09.2013
6.Юркевич В.С.: «Одаренные дети: сегодняшние тенденции и завтрашние вызовы».
Режим доступа: http://yandex.ru/yandsearch?text=%D0%AE%D1%80%D0%BA%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87%20%D0%92.%D0%A1.%3A%C2%AB%D0%9E%D0%B4%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B8%3A%20%D1%81%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8F%D1%88%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%B8%20%D0%B8%20%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%88%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%B2%D1%8B%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D1%8B%C2%BB.&clid=740029&lr=11137
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие музыкальных способностей у детей старшего возраста»
Развитие музыкальных способностей, их формирование одна из интереснейших проблем, привлекающая внимание исследователей на протяжении многих лет. Изучение этой проблемы актуально в связи с тем, ч...
«Выявление и развитие музыкальных способностей у детей на начальном этапе обучения ».
в методической разработке описываются способы раннего выявления музыкальных способностей у детей на начальном этапе обучения и их развитие....
«Использование методов театральной педагогики в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста»
Мастер-класс: «Где обедал воробей?»Объединение: студия раннего эстетического развития «Куклята»Возраст: 4 года.Количество: 8 человек.Цель занятия: формирование музыкальности и речевой активности детей...
Развитие музыкальных способностей у детей с ОВЗ средствами вокального пения
Развитие музыкальных способностей у детей с ОВЗ средствами вокального пения решает много задач, в том числе и коррекция волевой сферы, памяти, речи....
"Инновационные технологии в развитии музыкальных способностей у детей дошкольного возраста"
Приобщение детей к различным видам музыкальной деятельности средствами инновационных технологий....
Рекомендации построения образовательной среды для развития музыкальных способностей в группе детей предшкольного возраста , с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Рекомендации (РППС) для развития музыкальных способностей детей предшкольного возраста в группе ДОУ....
Индивидуальная образовательная программа по развитию вокальных способностей «Я пою!»
Индивидуальная образовательная программа по развитию вокальных способностей «Я пою!»...