Развитие музыкальных способностей у детей с ОВЗ средствами вокального пения
проект на тему

SekalovaValentina

Развитие музыкальных способностей у детей с ОВЗ средствами вокального пения решает много задач, в том числе и коррекция волевой сферы, памяти, речи.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Валуйская    специальная (коррекционная) общеобразовательная    школа – интернат VIII вида

Проект

Развитие музыкальных способностей обучающихся

 средствами вокального  пения

«Веселые нотки»

Подготовила:

Воспитатель

 Щекалова Валентина Васильевна

II квалификационная категории  

 

г. Валуйки   2014

       

   

СОДЕРЖАНИЕ

1.Актуальность проекта………………. ……………………………...…3

2. Цели и задачи проекта…………………………………………….......4

3. Основное содержание проекта………………………………….........5

  1.  Этапы реализации проекта…....………………….………......…….…..6
  2.  Механизм реализации проекта…….……………..............………......7
  3. . Методы обучения……………………………………………………..9

4. Практическая  реализация проекта…………………………………….9  5. Материальное обеспечение проекта……………………………..…...12

6. Ожидаемый результат  проекта……………………………………....12

7. Возможные риски проекта ……………………………………….......13

8. Предупреждение возможных рисков………………………………...13

9.  Бюджет проекта ………………………………………………………13

            10. Перспективы дальнейшего развития проекта…………………..….14

11.Литература………………………………………………………….....14

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

                Оказывая сильное эмоциональное воздействие, музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для ребенка с ОВЗ, способствует развитию эстетических чувств, эстетического восприятия, а именно это делает человека человеком.  Следовательно, очень важен правильный подбор педагогом музыкальных произведений  исполнения, а так же то, как он сможет пробудить у воспитанников интерес, стимулировать активность, поможет детям с ОВЗ в развитии способностей, духовно-нравственном становлении личности. Интерес детей, родителей, зрительской аудитории к такому  виду художественного творчества, как вокальное пение  очень велик. Многие дети мечтают выступать на сцене. Их привлекает исполнение того или иного артиста, яркие костюмы.   В школе-интернате у детей формируются не только знания, умения и навыки, но и потребность в общении с окружающими людьми, умения вступать в общение с взрослыми и сверстниками, адекватно реагировать на происходящее вокруг, проявлять свои эмоциональные состояния принятыми в обществе средствами, что составляет необходимое условие успешности развития ребенка и его интеграции в общество.

Как важно сегодня воспитывать молодежь на хороших образцах вокальной музыки, в которой мелодия и текст обогащают, углубляют друг друга, и песенный образ благодаря этому приобретает исключительное воздействие на нас. Не случайно песню называют вечным спутником человека. На протяжении всей нашей жизни она сопровождает нас, вдохновляет на труд, на подвиги, любовь. Ей мы доверяем лучшие свои чувства, с нею вместе грустим и радуемся, надеемся и мечтаем. Именно для того, чтобы сформировать чувство прекрасного,  увлечь  и помочь детям реализовать свои творческие способности,   в этом   назначение и  ценность данного    проекта.     

             В  нашей школе-интернате, где я работаю  музыкальным руководителем хора «Веселые нотки» в течение 7 лет, ведется большая систематизированная работа по музыкальному воспитанию – как одному из направлений художественно-эстетического развития воспитанников.  Проводится эта работа на репетициях  хорового кружка,  что является подготовкой и проведением  общешкольных  мероприятий совместно с другими    воспитателями.

Данный педагогический проект актуален, так как несет в себе задачи воспитания творческой личности ребенка, эмоционально богатой, способной к самораскрытию собственного творческого потенциала через приобщение к музыкальной культуре, вокальному  искусству.

            Именно в процессе становления музыкальной культуры  воспитанников школы - интернат происходит развитие личности в целом.  Интерпретируя музыкальные образы, творчески наделяя музыку личностным смыслом, обучающиеся с ОВЗ  обдумывают и собственную жизнь, определяют ценностную позицию. В процессе художественно-педагогического диалога происходит корректировка ценностных отношений, формируется их личностная нравственно-эстетическая оценка художественных произведений, содержащая и гражданско-патриотический аспект. Духовно – нравственное развитие и воспитание, сплочение коллектива, расширение культурного диапазона обучающихся, повышение культуры поведения – всё это  возможно осуществлять  через обучение и творчество  на  занятиях вокального ансамбля.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

Целью проекта является

-развитие  чувства ритма, речевой  активности, звуковысотного  слуха, музыкальной  памяти у детей с ОВЗ.

         Исходя из целей музыкального воспитания, выделяется комплекс задач, решающихся во внеурочной музыкальной деятельности:

Задачи образовательные:  (направленные на формирование знаний о музыке)

  • формировать знания о музыке  в процессе собственной музыкально-исполнительской деятельности;
  • формировать музыкально-эстетический словарь;
  • формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности.

Задачи коррекционные:  (решение которых, способствует коррекции сфер личности ребенка с ОВЗ)

  • корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;
  • корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи;
  • помочь самовыражению детей с ОВЗ через занятия музыкальной деятельностью;
  • способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;
  • содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими.

Задачи развивающие:  (направленные на развитие и совершенствование музыкально-исполнительских навыков, творческих способностей)

  • совершенствовать певческие навыки;
  • развивать  эмоциональную отзывчивость и способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки;
  • активизировать творческие способности.

Задачи воспитательные:  (решение которых способствует воспитанию чувства товарищества, коллективизма, взаимопомощи, ответственности, толерантности; повышению общего культурного уровня воспитанников)

  • повышать культурный уровень воспитанников;
  • развивать художественный вкус детей;
  • обогащать их музыкальный кругозор;
  • создавать атмосферу творчества;
  • воспитывать чувство товарищества, коллективизма, взаимопомощи, ответственности за общее дело, толерантности.

Кроме задач, при работе с детьми, имеющими особенности развития, нужно обязательно учитывать педагогические принципы:

  • доступности;
  • побуждение детей к познавательной деятельности;
  • последовательного формирования мыслительной деятельности от простого к сложному;
  • наглядности и эмоциональности, индивидуального и дифференцированного   подхода, которые предполагают учет особенностей   высшей нервной деятельности ребенка;
  • многократной повторяемости с элементами новизны, т.к. старые рефлекторные связи изменяются с трудом, а новые быстро разрушаются;
  • активизация внимания с использованием частой смены видов деятельности;
  • соблюдения тщательной дозировки заданий;
  • темп работы, соответствующий работе детей.

Спецификой вокального обучения является то, что все основные учебные задачи ставятся с самого начала обучения, усложняясь по мере развития обучающегося.  

ЭТАПЫ  РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

1 этап: проектный – август- сентябрь  2014 -2015 уч. г.

Цель: подготовка условий для создания системы, способствующей развитию музыкальных способностей детей с ОВЗ.

Задачи: 
1.  Изучить нормативную базу, подзаконные акты.                                                                            2.   Разработать, обсудить и утвердить проект по развитию музыкальных способностей обучающихся   средствами вокального  пения  «Веселые нотки» на  педагогическом совете.

3.Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации проекта.

4.Подобрать диагностические методики по основным направлениям проекта.


II этап: практический – сентябрь – апрель 2014 – 2015  учебный год


Цель: реализация проекта                                                                                            Задачи:
-отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.

-разработать методические рекомендации по развитию музыкальных способностей обучающихся  средствами вокального  пения  в школе - интернате.

-вовлекать в систему  эстетического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.

Проводить мониторинг реализации проекта.

Принимать участие в городских и областных конкурсах .

III этап: аналитический – май 2013 – 2014  учебный год.

Цель: анализ итогов реализации проекта «Веселые нотки  »

Задачи: 
-обобщить результаты работы  по
развитию музыкальных способностей обучающихся   средствами вокального  пения,

-провести коррекцию затруднений в реализации проекта. 


Основными исполнителями мероприятий проекта являются:  воспитанники и их родители, воспитатель.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА


        Педагогический проект «Веселые нотки»  с точки зрения новизны является комбинированным, так как интегрирует различные идеи развивающего обучения, синтезирует элементы разных технологий, в которых приоритетной целью является развитие творческого потенциала  обучающихся. Для эффективности реализации цели осуществляется гибкость в подборе и использовании методов и форм обучения.

    Значимость разработки проекта тесно связана с ценностями образования и состоит в том, что расширяет представление о возможностях популярного музыкального искусства, ставит обучение на высокий уровень, обеспечивает взаимосвязь обучения и творческой деятельности.

Современная методика кружковой работы носит развивающий характер музыкальной деятельности, обеспечивающей такое общение, при котором ведущую роль играет само искусство, а педагог стимулирует совместный поиск нестандартных решений, вскрывающий смысл существования музыки в жизни каждого человека и общества в целом.

Задача творческого развития обучающихся заключается в том, чтобы, с одной стороны, систематически и целенаправленно развивать необходимые музыкальные способности детей, а с другой стороны – формировать потребность в творчестве и общении с искусством.

Музыкальная деятельность во внеурочное время находит разнообразные  формы  выражения:  это  индивидуальная и ансамблевая работа, работа по созданию  музыкального номера, участие в концертной деятельности, конкурсах.

      Содержание проекта  «Веселые нотки»  предполагает 2 этапа: в содержании первого этапа  (сентябрь-декабрь) значительное место отводится освоению необходимых практических вокально-технических умений и навыков, необходимых для свободного владения голосовым аппаратом, а также идет работа по ознакомлению и привитию академической  манеры исполнения. На этом этапе актуально создание ситуации успеха, чтобы ребенок с ОВЗ испытал радость собственного творчества.

Нестандартный подход развивает детскую фантазию, воображение, творческие способности, снимает отрицательные эмоции. Формируется и начинает работать необходимый и уникальный по своему творческому  потенциалу союз «педагог-ребенок-родители», основу которого составляют – полное доверие, доброжелательность, заинтересованность  и общность цели.

    2 этап (январь – апрель)  - это этап совершенствования полученных ранее практических умений, которые предполагают создание условий для развития духовности и интересов обучающихся. На данном этапе даются более углубленные знания по различным направлениям музыкальной  деятельности: сольное и ансамблевое  пение. Именно здесь наблюдается наиболее яркое проявление творческих способностей и одаренности. Обучающиеся подводятся к пониманию художественно - образной выразительности и к формированию  знаний о музыкальном искусстве, его особенностях и закономерностях. Формируется их эмоционально-сознательное отношение к музыке.       

           Индивидуальная работа с детьми проводится по индивидуальному маршруту вокалиста, который составляется руководителем кружка.  В зависимости от нарушений и ограничений жизнедеятельности выбирается направление индивидуальной работы.

Виды нарушений

Особенности работы с вокалистом

Нарушения психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, интеллекта, эмоций, воли, сознания, поведения, психомоторных функций)

Вокальные произведения с несложным текстом, обязательная двигательная нагрузка, использование наглядного материала, жестикуляции, позволяющих более точно передать сюжет песни

Нарушения языковых и речевых функций (нарушения устной: (заикание), вербальной и невербальной речи, нарушения голосообразования и пр.)

Замедление темпа песен, подбор несложных в произношении текстов. Работа над   темпо-ритмической стороной речи и над дыханием

.МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Для   реализации  данного проекта  используются следующие методы и приёмы обучения:     

  • демонстрационный
  • игровой
  • словесный  
  • метод наблюдений
  • метод упражнений
  • проблемный
  • контроля и самоконтроля
  • анализа и сравнения и др.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

Дата

Тема

Содержание

Сентябрь

«Гусары»

Вокальные упражнения. Ознакомление, работа с текстом, мелодией, ритмом, длительностями нот, артикуляцией, дикцией. Пропевание каждой фразы несколько раз, запоминание текста, мелодии. Движения во время песни. Изучение нотной грамоты.

«Варись, варись, кашка»

Повторение ранее изученной песни. Ознакомление с новой песней,  работа с текстом, мелодией, дикцией. Движения во время песни. Изучение нотной грамоты.

Октябрь

«Ква-ква»

Повторение ранее изученных песен. Концертный вариант. Разучивание новой песни.  Изучение нотной грамоты.

«Семечки»

Вокальные упражнения. Ознакомление, работа с текстом, мелодией.  Движения во время песни. Изучение  простых музыкальных терминов, типа крещендо, диминуэндо, форте, пиано и т.д.

Ноябрь

Разучивание песни «Зонтики»

Вокальные упражнения. Ознакомление, работа с текстом, мелодией, ритмом, длительностями нот, артикуляцией, дикцией. Движения во время песни. Изучение нотной грамоты.

«Светит солнышко»

Вокальные упражнения. Ознакомление, работа с текстом.  Движения во время песни. Изучение нотной грамоты.

Декабрь

«Три подружки»

Вокальные упражнения. Ознакомление, работа с текстом, мелодией, ритмом, длительностями нот, артикуляцией, дикцией. Пропевание каждой фразы несколько раз, запоминание текста, мелодии. Движения во время песни. Изучение нотной грамоты.

«Косички»

Вокальные упражнения. Ознакомление, работа с текстом, мелодией. Движения во время песни. Изучение нотной грамоты.

Январь

«Пять ленивых лягушат»

Вокальные упражнения. Ознакомление, работа с текстом, мелодией, ритмом, длительностями нот, артикуляцией, дикцией. Запоминание текста, мелодии. Движения во время песни.

«Здравствуй, новый день!»

Вокальные упражнения.  Разучивание  Запоминание текста, мелодии. Движения во время песни. Изучение нотной грамоты.

Февраль

«Веселая песенка»

Вокальные упражнения. Ознакомление, работа с текстом, мелодией, ритмом, дикцией. Запоминание текста, мелодии. Движения во время песни.

«Мальчишкины мечты»

Вокальные упражнения. Ознакомление, работа с текстом, мелодией. Движения во время песни. Изучение нотной грамоты.

Март

«Праздник детства»

Повторение ранее изученных песен. Вокальные упражнения. Ознакомление с новой песней,  работа с текстом, мелодией, дикцией. Запоминание текста, мелодии. Движения во время песни.

«Человек – чудак»

Повторение ранее изученных песен.

Вокальные упражнения. Ознакомление, работа с текстом, мелодией, ритмом, длительностями нот, артикуляцией, дикцией. ПДвижения во время песни. Изучение нотной грамоты.

Апрель

«Родители-крокодители»

Вокальные упражнения. Работа с текстом, мелодией, ритмом, длительностями нот, артикуляцией, дикцией. Движения во время песни.

«Вальс победы»

Вокальные упражнения.Ознакомление, работа с текстом, мелодией,Работа гад ритмом,  артикуляцией, дикцией.. Движения во время песни.

Май

«Россия, ты моя звезда!»

Вокальные упражнения. Ознакомление, работа с текстом, мелодией. Движения во время песни.

«Дети земли»

Вокальные упражнения. Ознакомление, работа с текстом, мелодией. Работа над артикуляцией, дикцией. Движения во время песни.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Наличие репетиционного зала (музыкальный зал).
  2. Фортепиано, синтезатор.
  3.  Музыкальный центр, компьютер.
  4.  Записи фонограмм в режиме «+» и «-».
  5. Электроаппаратура (2 микрофона, 2 колонки с усилением).
  6. Шумовые инструменты (кубики, палочки, самодельные инструменты из бросового материала).
  7. Нотный материал, элементарная партитура, подборка репертуара.
  8. Записи аудио, видео, формат CD, MP3.
  9. Записи, фотографии  выступлений, концертов.

ОЖИДАЕМЫЙ  РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТА.

  • пробуждение креативности каждого обучающегося;
  • развитие певческих способностей;
  • развитие оригинального воображения, образного мышления и эмоциональной отзывчивости;
  • развитие позитивной мотивации, потребности к познанию мира и ценностей культуры.

Предполагаемые результаты работы по проекту:

  • владение основными певческими и исполнительскими навыками;
  • владение навыками работы в ансамбле;
  • восприятие элементов музыкального языка, музыкальной речи;
  • участие в коллективной творческой деятельности;
  • освоение навыков коммуникативной культуры;
  • активная жизненная позиция, стремление к саморазвитию, проявление лидерских качеств личности;

ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ ПРОЕКТА

 

  1. Недостаточное материально-техническое оснащение
  2. Недостаточная административно-финансовая поддержка  
  3. Загруженность общешкольными мероприятиями
  4. Высокий эпидемиологический порог

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ВОЗМОЖНЫХ РИСКОВ

  1.  Подать заявку администрации с обоснованием бюджета проекта
  2.  Осуществить профилактическую проверку исправности материально-технической базы
  3.  Согласовать план мероприятий проекта с общешкольным учебно-воспитательным планом
  4.  Систематически проводить работу по профилактике ОРВИ.

БЮДЖЕТ ПРОЕКТА

наименование

стоимость

количество

цена

имеется

требуется

маркеры

28.50

15 шт.

427.50

-

427.50

фломастеры

29.50

15 уп.

442.50

-

442.50

цветной картон (6 цветов)

37-00

5 уп.

185-00

-

185-00

бумага формата А4

182-00

2 уп.

364-00

-

364-00

Скотч широкий

50-00

2 шт.

100-00

-

178-00

ножницы

56-00

2 шт.

112-00

-

112-00

Фотоаппарат

1 штук

В ОУ

компьютер

1 шт.

В ОУ

Принтер и картридж

1 шт.

В ОУ

ватман

17-00

2 листа

34-00

-

34-00

Синтезатор, колонки, микрофон

15000

Итого

16743-00

.

  ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА:

  • вовлечение в реализацию данного проекта новых участников из числа обучающихся школы-интернат;
  • повышение эффективности работы по пропаганде формирования музыкальной культуры у обучающихся школы-интернат 8 вида;
  • разработка новых вокальных  проектов;
  • отбор и апробирование эффективных методик;
  • обобщение опыта работы  через методические публикации;
  • продолжить работу творческой группы.   Группа нацелена на активные выступления  в  сельских клубах Валуйского района.    

                                    ЛИТЕРАТУРА

  1.       Алиев Ю.Б.,  Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000г.;
  2.       Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. «Методика музыкального воспитания».-   М.: Академия, 2000 г.;
  3.       В.В. Емельянов «Фонопедический метод формирования певческого         голосообразования», Методическое пособие для учителей музыки. -  Новосибирск, Наука, 1991 г.;
  4. В.В. Емельянов «Развитие голоса. Координация и тренаж», книга 1. - Санкт- Петербург, Государственная консерватория им. Н Римского-Корсакого, 1996 г.;
  5. Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ.        
  6. Вокально-инструментальный ансамбль. – М.: Музыка, 1986 г.;
  7. Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. «Музыкальное воспитание дошкольников». – М.: Академия, 1999 г.;
  8. Белобородова Е.Ю. «Эстрадное пение.Теория вокала». 2000 г.;
  9. Ивонн Де Банди «Техника эстрадного и рок-вокала» 2002г.;
  10. Пекерская Е.М. «Вокальный букварь» 2001г.;
  11. Волгин М.Ю. «Обучение эстрадному пению» 2001г.;
  12.        Бочкарев Л. Л. Психология музыкальной деятельности. - М., 2006г.;
  13.         Крюкова, В.В: Музыкальная педагогика Текст. / В .В. Крюкова. Ростов и/Д.: Феникс, 2002г.;
  14.         Петрушин В.И. Музыкальная психология. - М., 2009г.;
  15.         Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М.:  Прометей, 1992 г.;
  16.      Осеннева М.С., Самарин В.А., Уколова В.И. Методика работы с

детским вокально - хоровым коллективом. Учебное пособие. – М.:Академия, 1999 г.;

  1.       Стулова Г.П.   Теория и практика работы с детским хором. Учебное пособие. М.:Владос, 2002 г.;
  2.  Морозов В.П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. -  М.: 2002 г.;
  3. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль: Академия развития, 1997 г.;
  4. Кабалевский Д.Б. Программа по музыке в общеобразовательной школе. – М., 1982г.;
  5. Сет Риггс. Как стать звездой (аудио школа для вокалистов) - М.: «Guitar College»,      2000г.;
  6. В.Коробка. Вокал в популярной музыке. Методическое пособие.-М.:1989г.;
  7. Е.А.Смолина Современный урок музыки. – Ярославль: Академия развития, 2006г.;
  8. Интернет ФОРУМ «Развитие голоса»;
  9. Видео-уроки, мастер-классы, тренинги педагогов с международных вокальных конкурсов.

                                         Щекалова Валентина Васильевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие музыкальных способностей у детей старшего возраста»

Развитие музыкальных способностей, их формирование одна из интереснейших проблем, привлекающая внимание исследователей на протяжении многих лет. Изучение этой проблемы актуально в связи с тем, ч...

«Выявление и развитие музыкальных способностей у детей на начальном этапе обучения ».

в методической разработке описываются способы раннего выявления музыкальных способностей у детей на начальном этапе обучения и их развитие....

Использование индивидуальной образовательной программы для развития музыкальных способностей у детей

Методическая разработка для педагогов музыки для внеурочной деятельности...

"Инновационные технологии в развитии музыкальных способностей у детей дошкольного возраста"

Приобщение детей к различным видам музыкальной  деятельности  средствами инновационных технологий....

«Развитие музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования»

ВЫПУСНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Тема: «Развитие музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования»...

«Развитие музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования» презентация

laquo;Развитие музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования» презентация...

Развитие музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста

В данной работе рассмотрены методы развития музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста....