Внеурочная деятельность " Театральная шкатулка"
методическая разработка (8 класс)

Уразаева Оксана Вячеславовна

Пояснительная записка

Актуальность программы

Как развивать речь и мышление учащихся? Как учить постигать тайны слова? Как учить постигать мир, воспитывать отзывчивость, сострадание, любовь ко всему живому?

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятие зажатости, заторможенности, обучения чувствованию слова и художественному воображению – это путь через игру, сочинительство, фантазирование. Все это может дать театрализованная деятельность.

В составленной программе внеурочной деятельности «Театральная шкатулка» детский театр рассматривается не только как средство достижения некоего художественного результата, т.е. создание спектакля. Очень важно, чтобы занятия театральным искусством активизировали у обучающихся мышление и познавательный интерес, пробудили фантазию и воображение, любовь к родному слову, научили сочувствию и сопереживанию.

Внеурочная деятельность «Театральная шкатулка» - это совершенно иная форма организации учебной деятельности обучающихся, чем урок. Ученик не получает готовых знаний, он их добывает, строит сам.

На занятиях внимание ребят направлено на задания: через установку, логическую структуру занятий руководитель осуществляет руководство самостоятельной познавательной деятельности обучающихся. Они сами выбирают и нужный темп, и средства, и методы выполнения задания, чередуя парную, индивидуальную и групповую работу. Атмосфера доверия, сотрудничества обучающихся и руководителя содержательная работа с дидактическим материалом, обращение к личному опыту обучающихся, связь с другими видами искусств - способствует развитию индивидуальности обучающегося.

Программа внеурочной деятельности «Театральная шкатулка» рассчитана на год занятий с детьми.

Это технология, требующая от руководителя перехода на позиции партнерства с обучающимися, бесценности и – приоритета процесса над результатом. Эта технология направлена на «погружение» участников кружка в процесс поиска, познания и самопознания.

Внеурочная деятельность «Театральная шкатулка» имеет свои принципы, свой алгоритм работы. Мотивационный этап занятий отражен в предъявлении индуктора – побудителя познавательной деятельности. Индуктор – предмет, побудитель познавательной деятельности – помогает обучающимся пробиться через опыт, через заслон своих знаний, убеждений, которые показывают ему только ту реальность, которая им соответствует, а все остальное делает невидимым. Прозреть, увидеть, озадачить, а затем уже организовать поиск – желанная цепочка действий, в которую руководитель включает учащегося, придумывая индуктор. Мотивацию усиливает и афиширование – предъявление своих идей, планов, результатов своей работы, заканчивается занятие кружка всегда рефлексией на уровне мысли, анализа своего пути, своих ощущений, впечатлений.


Основные цели и задачи курса совпадают с целями ФГОС второго поколения - обеспечение развития личностныхрегулятивных и познавательных универсальных учебных действий через работу с текстом.

  • Совершенствование умения работать с информацией;
  • совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы;
  • формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализация права на изучение родного языка, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России;
  • формирование российской гражданской идентичности обучающихся;
  • создание условий для развития и самореализации обучающихся.


 

       

 


 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vd_teatralnaya_shkatulka_dlya_8_klassa_1.docx204.11 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Наталья\Desktop\img006.jpg

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  

по внеурочной деятельности

 «Театральная шкатулка» 

Направление - общекультурное

для 8 класса

Составитель:

Уразаева Оксана Вячеславовна

Педагог - организатор

г. Зима, 2021 год

Пояснительная записка

  Актуальность программы

Как развивать речь и мышление учащихся? Как учить постигать тайны слова? Как учить постигать мир, воспитывать отзывчивость, сострадание, любовь ко всему живому?

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятие зажатости, заторможенности, обучения чувствованию слова и художественному воображению – это путь через игру, сочинительство, фантазирование. Все это может дать театрализованная деятельность.

В составленной программе внеурочной деятельности «Театральная шкатулка» детский театр рассматривается не только как средство достижения некоего художественного результата, т.е. создание спектакля. Очень важно, чтобы занятия театральным искусством активизировали у обучающихся мышление и познавательный интерес, пробудили фантазию и воображение, любовь к родному слову, научили сочувствию и сопереживанию.

Внеурочная деятельность «Театральная шкатулка» - это совершенно иная форма организации учебной деятельности обучающихся, чем урок. Ученик не получает готовых знаний, он их добывает, строит сам.

На занятиях внимание ребят направлено на задания: через установку, логическую структуру занятий руководитель осуществляет руководство самостоятельной познавательной деятельности обучающихся. Они сами выбирают и нужный темп, и средства, и методы выполнения задания, чередуя парную, индивидуальную и групповую работу. Атмосфера доверия, сотрудничества обучающихся и руководителя содержательная работа с дидактическим материалом, обращение к личному опыту обучающихся, связь с другими видами искусств - способствует развитию индивидуальности обучающегося.

Программа внеурочной деятельности «Театральная шкатулка» рассчитана на год занятий с детьми.

Это технология, требующая от руководителя перехода на позиции партнерства с обучающимися, бесценности и – приоритета процесса над результатом. Эта технология направлена на «погружение» участников кружка в процесс поиска, познания и самопознания.

Внеурочная деятельность «Театральная шкатулка» имеет свои принципы, свой алгоритм работы. Мотивационный этап занятий отражен в предъявлении индуктора – побудителя познавательной деятельности. Индуктор – предмет, побудитель познавательной деятельности – помогает обучающимся пробиться через опыт, через заслон своих знаний, убеждений, которые показывают ему только ту реальность, которая им соответствует, а все остальное делает невидимым. Прозреть, увидеть, озадачить, а затем уже организовать поиск – желанная цепочка действий, в которую руководитель включает учащегося, придумывая индуктор. Мотивацию усиливает и афиширование – предъявление своих идей, планов, результатов своей работы, заканчивается занятие кружка всегда рефлексией на уровне мысли, анализа своего пути, своих ощущений, впечатлений.



Основные цели и задачи курса совпадают с целями ФГОС второго поколения - обеспечение развития личностных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий через работу с текстом.

  • Совершенствование умения работать с информацией;
  • совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы;
  • формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализация права на изучение родного языка, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России;
  • формирование российской гражданской идентичности обучающихся;
  • создание условий для развития и самореализации обучающихся.


          Результаты

 Личностные, метапредметные результаты освоения учебного курса

Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий, а также достижение метапредметных результатов

Универсальные учебные действия

Личностные УДД

Л1 формирование мотивации изучения родного языка стремление совершенствованию

Л2 осознание возможности самореализации средствами родного языка

Л3 стремление к самосовершенствованию собственной речевой культуры в целом

Л4 формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации

Л5 развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность;

Л6 формирование общекультурной и этнической идентичности личности;

Л7 стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран, толетарное отношение к проявлению иной культуры, осознания себя гражданином своей страны и мира.


Регулятивные УДД

Р1 развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиски, выделения нужной информации, обобщение и фиксация информации;

Р2 развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку, по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;

Р3 осуществление регулятивных действий: самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности;

Р4 разработка краткосрочного проекта выступления, его реализация, взаимодействие с партнерами в труппе

Познавательные УДД

П1 умение сравнивать языковые явления родного языка

П2 владение приемами работы с текстом, умение пользоваться определенной стратегией чтения

П3 – умение действовать по образцу/аналогии при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах тематики основной школы.

П4 – умение пользоваться справочным материалом.


Коммуникативные УДД

К1 развитие умения планировать своё речевое и неречевое поведение;

К2 развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;

К3 совершенствование обще речевых коммуникативных умений;

К4 развитие навыков рассказа в различной жанровой окраске;

Формы и методы деятельности

Курс «Театральная шкатулка» рассчитан на 34 часа (1 час в неделю) для обучающихся 7 класса общеобразовательной школы и носит общеразвивающий характер.

Курс разработан как система практических групповых занятий с форме бесед, мини-исследований, наблюдений над текстом, экспериментов.

Результативность

В результате освоения программы «Театральная шкатулка» обучающиеся получают целый комплекс знаний и приобретают определенные умения. К концу года они должны:

  • Уметь правильно оценивать последствия человеческой деятельности и собственных поступков;
  • Достигнуть состояния актерской раскованности, уметь проживать тот или иной литературный сюжет этюдным методом, импровизировать за достаточно сжатые сроки;
  • Воспитывать в себе такие качества, как отзывчивость, сопереживание, стремление помочь, чувство собственного достоинства, уверенность;
  • Овладеть навыками общения, быстро адаптироваться, чувствовать себя комфортно в любой обстановке.




Тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Кол-во

часов

РАЗДЕЛ 1. Введение.

1.

 Вводная беседа «Приглашение в театр.

1

2.

Инсценировка. Типы школьных постановок.

1

3.

Сценический предмет.

1

4.

Музыка в спектакле.

1

5.

Знакомство со структурой театра, его основными профессиями: актер, режиссер, сценарист, художник, гример. Костюмы и грим.

1

6.

Звук и свет.

1

РАЗДЕЛ 2. Культура и техника речи.

7

Психофизический тренинг, подготовка к этюдам.

1

8

Отработка сценического этюда («Обращение», «Знакомство»).

1

9

Отработка сценического этюда («Пожелание», «Зеркало»).

1

РАЗДЕЛ 3. Театральная игра.

10

Знакомство со сценарием сказки в стихах (по мотивам сказки «Двенадцать месяцев»).

1

11

Отработка ролей в1-7 явлениях.

1

12

Отработка ролей в 8-11 явлениях.

1

13

Генеральная репетиция в костюмах.

1

14

Генеральная репетиция в костюмах.

1

15

Выступление со спектаклем перед учениками школы и родителями

1

16

Анализ дела организаторами и участниками.

1

РАЗДЕЛ 4. Этика и этикет

17

Связь этики с общей культурой человека

1

18

Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата

1

19

Мягкая новость. Особенности мягкого информирования. Мягкий и жёсткий вид.

1

20

Игры по развитию языковой догадки..

1

21

Беспредметный этюд.

1

22

Сценический этюд «Скульптура».

1

23

Тренировка ритмичности движений.

1

24

Словесное воздействие на подтекст. Речь и тело.

1

25

Развитие наблюдательности

1

26

Развитие воображения и умения работать в остром рисунке («в маске»).

1

РАЗДЕЛ 5. Ритмопластика

27

Работа над органами артикуляции, дикции и знакомство с нормами орфоэпии

1

28

Знакомство со сценарием сказки «Как Иван-дурак черта перехитрил.

1

29

Отговаривание предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, музыкального сопровождения.

1

30

 Репетиция пантомимных движений. Изготовление афиш.

1

31

Генеральная репетиция в костюмах, с декорациями, с музыкальным

сопровождением

1

32

Выступление

1

33

Анализ выступления

1

34

 Понятие такта. Золотое правило нравственности «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой».

1

                                                                                                                                 Всего:

34ч

Содержание программы

Раздел 1. Введение – 6 часов

1. Вводная беседа «Приглашение в театр. Знакомство с основами театральной культуры

2. Инсценировка. Типы школьных постановок.

3. Сценический предмет.

4. Музыка в спектакле.

5. Знакомство со структурой театра, его основными профессиями: актер, режиссер, сценарист, художник, гример. Отработка сценического этюда «Уж эти профессии театра…»

Костюмы и грим.

6. Звук и свет.

Раздел 2. . Культура и техника речи. – 3ч.

1. Психофизический тренинг, подготовка к этюдам. Развитие координации. Совершенствование осанки и походки.

2. Отработка сценического этюда («Обращение», «Знакомство»).

3. Отработка сценического этюда («Пожелание», «Зеркало»)

Раздел 3. Театральная игра – 7ч.

1. Знакомство со сценарием сказки в стихах (по мотивам сказки «Двенадцать месяцев»).

Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.). Выразительное чтение сказки по ролям

2. Отработка ролей в1-7 явлениях. (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций)

3. Отработка ролей в 8-11 явлениях. (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций)

4. Генеральная репетиция в костюмах. С декорациями, с музыкальным сопровождением и т.п.

5. Генеральная репетиция в костюмах. С декорациями, с музыкальным сопровождением и т.п.

6. Выступление со спектаклем перед учениками школы и родителями

7. Анализ дела организаторами (недостатки, что необходимо предусмотреть) и участниками (интересно ли было работать над спектаклем, нужен ли он был, что будем делать дальше - коллективное планирование следующего дела).

Раздел 4. Этика и этикет – 9ч.

1. Связь этики с общей культурой человека. (Уважение человека к человеку, к природе, к земле, к Родине, к детству, к старости, к матери, к хлебу, к знанию; к тому, чего не знаешь, самоуважение). Привычки дурного тона. (Этикет) Репетиция сценического этюда «Театр начинается с вешалки, а этикет с «волшебных» слов». (Этикет).

2. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата

3. Игры по развитию языковой догадки («Рифма», «Снова ищем начало», «Наборщик», «Ищем вторую половину», «Творческий подход», «По первой букве», «Литературное домино или домино изречений», «Из нескольких – одна»

4. Беспредметный этюд (вдеть нитку в иголку, собирать вещи в чемодан, подточить карандаш лезвием и т.п.)

5. Сценический этюд «Скульптура». Сценические этюды в паре : «Реклама», «Противоречие». Сценические этюды по группам: «Очень большая картина», «Абстрактная картина», «натюрморт», «Пейзаж».

6. Тренировка ритмичности движений. Упражнения с мячами.

7. Словесное воздействие на подтекст. Речь и тело (формирование представления о составлении работы тела и речи; подтекст вскрывается через пластику).

8. Развитие наблюдательности. (На основе своих наблюдений показать этюд. Понять и воспроизвести характер человека, его отношение к окружающему миру).

9. Развитие воображения и умения работать в остром рисунке («в маске»).

Раздел 5 Ритмопластика. – 9ч.

1.Работа над органами артикуляции, дикции и знакомство с нормами орфоэпии. (Повторение букв, чередование звонких и согласных, сочетание с гласными; работа над пословицами и скороговорками). Работа над образом. Анализ мимики лица. Прически и парики.

2. Знакомство со сценарием сказки «Как Иван-дурак черта перехитрил». Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, пантомима и т.п.). репетиция отдельных сцен.

3. Оговаривание предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, музыкального сопровождения.

4. Репетиция пантомимных движений. Изготовление афиш.

5. Генеральная репетиция в костюмах, с декорациями, с музыкальным сопровождением.

6. Генеральная репетиция в костюмах, с декорациями, с музыкальным сопровождением.

7. Выступление.

8. Анализ выступления.

9. Понятие такта. Золотое правило нравственности «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой». (Работа над текстом стихотворения Н. Гумилева «шестое чувство») Развитие темы такта. (Отработка сценических этюдов «Автобус», «Критика», «Спор»)






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа по внеурочной деятельности "Театральное творчество"

Программа "Театральное творчество" апробируется с сентября 2011г. в системе нового государственного стандарта. Воспитание подрастающего поколения – многогранный про...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "Театральный кружок"

Тип программы: ориентированная на развитие художественно – эстетического и общекультурного развития учащихся.Театральный кружок.Срок реализации программы – 1 год....

Авторская программа внеурочной деятельности «Музыкальная шкатулка»

Программа может использоваться педагогом  во внеурочной деятельности в начальной школе....

Программа внеурочной деятельности "Литературная шкатулка"

Программа занятий внеурочной деятельности «Литературная шкатулка» в объеме 34 часов, по одному часу в неделю, предназначена для реализации в смешанной группе, состоящей из обучающихс...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебная шкатулка" (техники декоративно-прикладного искусства и авторская игрушка) для 1-4 классов.

Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления развития личности «Волшебная шкатулка» предназначена для учащихся 1-4 классов (7-11 лет). Программа рассчитана на 4 года...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Музыкальная шкатулка» (5-6 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Музыкальная шкатулка»(5-6 класс)...