Внеурочная деятельность " Театральная шкатулка"
методическая разработка (8 класс)
Пояснительная записка
Актуальность программы
Как развивать речь и мышление учащихся? Как учить постигать тайны слова? Как учить постигать мир, воспитывать отзывчивость, сострадание, любовь ко всему живому?
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятие зажатости, заторможенности, обучения чувствованию слова и художественному воображению – это путь через игру, сочинительство, фантазирование. Все это может дать театрализованная деятельность.
В составленной программе внеурочной деятельности «Театральная шкатулка» детский театр рассматривается не только как средство достижения некоего художественного результата, т.е. создание спектакля. Очень важно, чтобы занятия театральным искусством активизировали у обучающихся мышление и познавательный интерес, пробудили фантазию и воображение, любовь к родному слову, научили сочувствию и сопереживанию.
Внеурочная деятельность «Театральная шкатулка» - это совершенно иная форма организации учебной деятельности обучающихся, чем урок. Ученик не получает готовых знаний, он их добывает, строит сам.
На занятиях внимание ребят направлено на задания: через установку, логическую структуру занятий руководитель осуществляет руководство самостоятельной познавательной деятельности обучающихся. Они сами выбирают и нужный темп, и средства, и методы выполнения задания, чередуя парную, индивидуальную и групповую работу. Атмосфера доверия, сотрудничества обучающихся и руководителя содержательная работа с дидактическим материалом, обращение к личному опыту обучающихся, связь с другими видами искусств - способствует развитию индивидуальности обучающегося.
Программа внеурочной деятельности «Театральная шкатулка» рассчитана на год занятий с детьми.
Это технология, требующая от руководителя перехода на позиции партнерства с обучающимися, бесценности и – приоритета процесса над результатом. Эта технология направлена на «погружение» участников кружка в процесс поиска, познания и самопознания.
Внеурочная деятельность «Театральная шкатулка» имеет свои принципы, свой алгоритм работы. Мотивационный этап занятий отражен в предъявлении индуктора – побудителя познавательной деятельности. Индуктор – предмет, побудитель познавательной деятельности – помогает обучающимся пробиться через опыт, через заслон своих знаний, убеждений, которые показывают ему только ту реальность, которая им соответствует, а все остальное делает невидимым. Прозреть, увидеть, озадачить, а затем уже организовать поиск – желанная цепочка действий, в которую руководитель включает учащегося, придумывая индуктор. Мотивацию усиливает и афиширование – предъявление своих идей, планов, результатов своей работы, заканчивается занятие кружка всегда рефлексией на уровне мысли, анализа своего пути, своих ощущений, впечатлений.
Основные цели и задачи курса совпадают с целями ФГОС второго поколения - обеспечение развития личностных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий через работу с текстом.
- Совершенствование умения работать с информацией;
- совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы;
- формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;
- сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализация права на изучение родного языка, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России;
- формирование российской гражданской идентичности обучающихся;
- создание условий для развития и самореализации обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vd_teatralnaya_shkatulka_dlya_8_klassa_1.docx | 204.11 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Театральная шкатулка»
Направление - общекультурное
для 8 класса
Составитель:
Уразаева Оксана Вячеславовна
Педагог - организатор
г. Зима, 2021 год
Пояснительная записка
Актуальность программы
Как развивать речь и мышление учащихся? Как учить постигать тайны слова? Как учить постигать мир, воспитывать отзывчивость, сострадание, любовь ко всему живому?
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятие зажатости, заторможенности, обучения чувствованию слова и художественному воображению – это путь через игру, сочинительство, фантазирование. Все это может дать театрализованная деятельность.
В составленной программе внеурочной деятельности «Театральная шкатулка» детский театр рассматривается не только как средство достижения некоего художественного результата, т.е. создание спектакля. Очень важно, чтобы занятия театральным искусством активизировали у обучающихся мышление и познавательный интерес, пробудили фантазию и воображение, любовь к родному слову, научили сочувствию и сопереживанию.
Внеурочная деятельность «Театральная шкатулка» - это совершенно иная форма организации учебной деятельности обучающихся, чем урок. Ученик не получает готовых знаний, он их добывает, строит сам.
На занятиях внимание ребят направлено на задания: через установку, логическую структуру занятий руководитель осуществляет руководство самостоятельной познавательной деятельности обучающихся. Они сами выбирают и нужный темп, и средства, и методы выполнения задания, чередуя парную, индивидуальную и групповую работу. Атмосфера доверия, сотрудничества обучающихся и руководителя содержательная работа с дидактическим материалом, обращение к личному опыту обучающихся, связь с другими видами искусств - способствует развитию индивидуальности обучающегося.
Программа внеурочной деятельности «Театральная шкатулка» рассчитана на год занятий с детьми.
Это технология, требующая от руководителя перехода на позиции партнерства с обучающимися, бесценности и – приоритета процесса над результатом. Эта технология направлена на «погружение» участников кружка в процесс поиска, познания и самопознания.
Внеурочная деятельность «Театральная шкатулка» имеет свои принципы, свой алгоритм работы. Мотивационный этап занятий отражен в предъявлении индуктора – побудителя познавательной деятельности. Индуктор – предмет, побудитель познавательной деятельности – помогает обучающимся пробиться через опыт, через заслон своих знаний, убеждений, которые показывают ему только ту реальность, которая им соответствует, а все остальное делает невидимым. Прозреть, увидеть, озадачить, а затем уже организовать поиск – желанная цепочка действий, в которую руководитель включает учащегося, придумывая индуктор. Мотивацию усиливает и афиширование – предъявление своих идей, планов, результатов своей работы, заканчивается занятие кружка всегда рефлексией на уровне мысли, анализа своего пути, своих ощущений, впечатлений.
Основные цели и задачи курса совпадают с целями ФГОС второго поколения - обеспечение развития личностных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий через работу с текстом.
- Совершенствование умения работать с информацией;
- совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы;
- формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;
- сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализация права на изучение родного языка, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России;
- формирование российской гражданской идентичности обучающихся;
- создание условий для развития и самореализации обучающихся.
Результаты
Личностные, метапредметные результаты освоения учебного курса
Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий, а также достижение метапредметных результатов
Универсальные учебные действия
Личностные УДД
Л1 формирование мотивации изучения родного языка стремление совершенствованию
Л2 осознание возможности самореализации средствами родного языка
Л3 стремление к самосовершенствованию собственной речевой культуры в целом
Л4 формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации
Л5 развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность;
Л6 формирование общекультурной и этнической идентичности личности;
Л7 стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран, толетарное отношение к проявлению иной культуры, осознания себя гражданином своей страны и мира.
Регулятивные УДД
Р1 развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиски, выделения нужной информации, обобщение и фиксация информации;
Р2 развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку, по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
Р3 осуществление регулятивных действий: самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности;
Р4 разработка краткосрочного проекта выступления, его реализация, взаимодействие с партнерами в труппе
Познавательные УДД
П1 умение сравнивать языковые явления родного языка
П2 владение приемами работы с текстом, умение пользоваться определенной стратегией чтения
П3 – умение действовать по образцу/аналогии при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах тематики основной школы.
П4 – умение пользоваться справочным материалом.
Коммуникативные УДД
К1 развитие умения планировать своё речевое и неречевое поведение;
К2 развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
К3 совершенствование обще речевых коммуникативных умений;
К4 развитие навыков рассказа в различной жанровой окраске;
Формы и методы деятельности
Курс «Театральная шкатулка» рассчитан на 34 часа (1 час в неделю) для обучающихся 7 класса общеобразовательной школы и носит общеразвивающий характер.
Курс разработан как система практических групповых занятий с форме бесед, мини-исследований, наблюдений над текстом, экспериментов.
Результативность
В результате освоения программы «Театральная шкатулка» обучающиеся получают целый комплекс знаний и приобретают определенные умения. К концу года они должны:
- Уметь правильно оценивать последствия человеческой деятельности и собственных поступков;
- Достигнуть состояния актерской раскованности, уметь проживать тот или иной литературный сюжет этюдным методом, импровизировать за достаточно сжатые сроки;
- Воспитывать в себе такие качества, как отзывчивость, сопереживание, стремление помочь, чувство собственного достоинства, уверенность;
- Овладеть навыками общения, быстро адаптироваться, чувствовать себя комфортно в любой обстановке.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов |
РАЗДЕЛ 1. Введение. | ||
1. | Вводная беседа «Приглашение в театр. | 1 |
2. | Инсценировка. Типы школьных постановок. | 1 |
3. | Сценический предмет. | 1 |
4. | Музыка в спектакле. | 1 |
5. | Знакомство со структурой театра, его основными профессиями: актер, режиссер, сценарист, художник, гример. Костюмы и грим. | 1 |
6. | Звук и свет. | 1 |
РАЗДЕЛ 2. Культура и техника речи. | ||
7 | Психофизический тренинг, подготовка к этюдам. | 1 |
8 | Отработка сценического этюда («Обращение», «Знакомство»). | 1 |
9 | Отработка сценического этюда («Пожелание», «Зеркало»). | 1 |
РАЗДЕЛ 3. Театральная игра. | ||
10 | Знакомство со сценарием сказки в стихах (по мотивам сказки «Двенадцать месяцев»). | 1 |
11 | Отработка ролей в1-7 явлениях. | 1 |
12 | Отработка ролей в 8-11 явлениях. | 1 |
13 | Генеральная репетиция в костюмах. | 1 |
14 | Генеральная репетиция в костюмах. | 1 |
15 | Выступление со спектаклем перед учениками школы и родителями | 1 |
16 | Анализ дела организаторами и участниками. | 1 |
РАЗДЕЛ 4. Этика и этикет | ||
17 | Связь этики с общей культурой человека | 1 |
18 | Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата | 1 |
19 | Мягкая новость. Особенности мягкого информирования. Мягкий и жёсткий вид. | 1 |
20 | Игры по развитию языковой догадки.. | 1 |
21 | Беспредметный этюд. | 1 |
22 | Сценический этюд «Скульптура». | 1 |
23 | Тренировка ритмичности движений. | 1 |
24 | Словесное воздействие на подтекст. Речь и тело. | 1 |
25 | Развитие наблюдательности | 1 |
26 | Развитие воображения и умения работать в остром рисунке («в маске»). | 1 |
РАЗДЕЛ 5. Ритмопластика | ||
27 | Работа над органами артикуляции, дикции и знакомство с нормами орфоэпии | 1 |
28 | Знакомство со сценарием сказки «Как Иван-дурак черта перехитрил. | 1 |
29 | Отговаривание предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, музыкального сопровождения. | 1 |
30 | Репетиция пантомимных движений. Изготовление афиш. | 1 |
31 | Генеральная репетиция в костюмах, с декорациями, с музыкальным сопровождением | 1 |
32 | Выступление | 1 |
33 | Анализ выступления | 1 |
34 | Понятие такта. Золотое правило нравственности «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой». | 1 |
Всего: | 34ч |
Содержание программы
Раздел 1. Введение – 6 часов
1. Вводная беседа «Приглашение в театр. Знакомство с основами театральной культуры
2. Инсценировка. Типы школьных постановок.
3. Сценический предмет.
4. Музыка в спектакле.
5. Знакомство со структурой театра, его основными профессиями: актер, режиссер, сценарист, художник, гример. Отработка сценического этюда «Уж эти профессии театра…»
Костюмы и грим.
6. Звук и свет.
Раздел 2. . Культура и техника речи. – 3ч.
1. Психофизический тренинг, подготовка к этюдам. Развитие координации. Совершенствование осанки и походки.
2. Отработка сценического этюда («Обращение», «Знакомство»).
3. Отработка сценического этюда («Пожелание», «Зеркало»)
Раздел 3. Театральная игра – 7ч.
1. Знакомство со сценарием сказки в стихах (по мотивам сказки «Двенадцать месяцев»).
Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.). Выразительное чтение сказки по ролям
2. Отработка ролей в1-7 явлениях. (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций)
3. Отработка ролей в 8-11 явлениях. (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций)
4. Генеральная репетиция в костюмах. С декорациями, с музыкальным сопровождением и т.п.
5. Генеральная репетиция в костюмах. С декорациями, с музыкальным сопровождением и т.п.
6. Выступление со спектаклем перед учениками школы и родителями
7. Анализ дела организаторами (недостатки, что необходимо предусмотреть) и участниками (интересно ли было работать над спектаклем, нужен ли он был, что будем делать дальше - коллективное планирование следующего дела).
Раздел 4. Этика и этикет – 9ч.
1. Связь этики с общей культурой человека. (Уважение человека к человеку, к природе, к земле, к Родине, к детству, к старости, к матери, к хлебу, к знанию; к тому, чего не знаешь, самоуважение). Привычки дурного тона. (Этикет) Репетиция сценического этюда «Театр начинается с вешалки, а этикет с «волшебных» слов». (Этикет).
2. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата
3. Игры по развитию языковой догадки («Рифма», «Снова ищем начало», «Наборщик», «Ищем вторую половину», «Творческий подход», «По первой букве», «Литературное домино или домино изречений», «Из нескольких – одна»
4. Беспредметный этюд (вдеть нитку в иголку, собирать вещи в чемодан, подточить карандаш лезвием и т.п.)
5. Сценический этюд «Скульптура». Сценические этюды в паре : «Реклама», «Противоречие». Сценические этюды по группам: «Очень большая картина», «Абстрактная картина», «натюрморт», «Пейзаж».
6. Тренировка ритмичности движений. Упражнения с мячами.
7. Словесное воздействие на подтекст. Речь и тело (формирование представления о составлении работы тела и речи; подтекст вскрывается через пластику).
8. Развитие наблюдательности. (На основе своих наблюдений показать этюд. Понять и воспроизвести характер человека, его отношение к окружающему миру).
9. Развитие воображения и умения работать в остром рисунке («в маске»).
Раздел 5 Ритмопластика. – 9ч.
1.Работа над органами артикуляции, дикции и знакомство с нормами орфоэпии. (Повторение букв, чередование звонких и согласных, сочетание с гласными; работа над пословицами и скороговорками). Работа над образом. Анализ мимики лица. Прически и парики.
2. Знакомство со сценарием сказки «Как Иван-дурак черта перехитрил». Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, пантомима и т.п.). репетиция отдельных сцен.
3. Оговаривание предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, музыкального сопровождения.
4. Репетиция пантомимных движений. Изготовление афиш.
5. Генеральная репетиция в костюмах, с декорациями, с музыкальным сопровождением.
6. Генеральная репетиция в костюмах, с декорациями, с музыкальным сопровождением.
7. Выступление.
8. Анализ выступления.
9. Понятие такта. Золотое правило нравственности «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой». (Работа над текстом стихотворения Н. Гумилева «шестое чувство») Развитие темы такта. (Отработка сценических этюдов «Автобус», «Критика», «Спор»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа по внеурочной деятельности "Театральное творчество"
Программа "Театральное творчество" апробируется с сентября 2011г. в системе нового государственного стандарта. Воспитание подрастающего поколения – многогранный про...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "Театральный кружок"
Тип программы: ориентированная на развитие художественно – эстетического и общекультурного развития учащихся.Театральный кружок.Срок реализации программы – 1 год....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Театральная карусель"
рабочая программа по внеурочке 5-6 классов...
Авторская программа внеурочной деятельности «Музыкальная шкатулка»
Программа может использоваться педагогом во внеурочной деятельности в начальной школе....
Программа внеурочной деятельности "Литературная шкатулка"
Программа занятий внеурочной деятельности «Литературная шкатулка» в объеме 34 часов, по одному часу в неделю, предназначена для реализации в смешанной группе, состоящей из обучающихс...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебная шкатулка" (техники декоративно-прикладного искусства и авторская игрушка) для 1-4 классов.
Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления развития личности «Волшебная шкатулка» предназначена для учащихся 1-4 классов (7-11 лет). Программа рассчитана на 4 года...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Музыкальная шкатулка» (5-6 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности «Музыкальная шкатулка»(5-6 класс)...