Разработка урока в 5 классе по теме "Музыкальная живопись и живописная музыка".
методическая разработка по музыке (5 класс) на тему

Рудакова Тэна Васильевна

Данный урок входит в систему уроков по теме «Музыка и изобразительное искусство». Его цель – формирование интереса к произведениям музыки и живописи, расширение и углубление  «ассоциативного поля» школьников. При подготовке к уроку были учтены требования ФГОС основного общего образования и Программы «Музыка: 5-7 классы» под редакцией Е.Д.Критской и Г.Н.Сергеевой.

     К образовательным задачам я отнесла следующие:

1.     Формирование системы знаний, нацеленных на осмысление средств музыкальной и изобразительной выразительности;

2.     Формирование умения сравнивать музыку с живописью;

3.     Побуждение детей к самостоятельному поиску звуковых и изобразительных образов.

     Урок также был призван способствовать развитию у учащихся эмоций, фантазии, воображения при сравнительном восприятии музыкальных и художественных произведений, творческих способностей в процессе вокально-хоровой работы, развитию интереса к искусству через творческое самовыражение.

     Воспитательные задачи:

1.     Воспитание эстетического вкуса, стремления у творчеству;

2.     Воспитание чувства любви к прекрасному на основе эмоционального восприятия образцов произведений искусства.

     При проведении урока используются общедидактические и методические принципы:

- принцип научности, систематичности, наглядности, сознательности и    активности, доступности и посильности;

- использование различных методов и приемов, вычленение конкретных ориентиров (показ, объяснение, закрепление), мотивация, коммуникативная направленность.

     Для успешного выполнения целей урока подобраны материалы, соответствующие теме, возрастным особенностям, использованы компьютерная презентация, раздаточный материал, видеоресурсы.

 

Проект  урока включает следующие этапы:

1.     Организационный, на котором выполняется задача подготовки учащихся к работе на уроке. Содержание этого этапа – взаимное приветствие, подготовка голосового аппарата учеников, организация внимания. Используются словесный, творческий метод, метод выразительного интонирования.

2.     Этап  подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. Задача этого  этапа – организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся. Содержание этого этапа – сообщение темы, постановка учебной проблемы. Используются фронтальный, индивидуальный методы, обращение к личному опыту и др.

3.     Этап  усвоения новых знаний решает следующие задачи: дать учащимся конкретные представления о музыкальных и живописных явлениях, добиться от учащихся восприятия, осознания, выработать соответствующие навыки и умения. Используются словесный, наглядный, практический методы, приемы мышления, анализа, выразительного интонирования и ритмического музицирования.

4.     Этап информации учащихся о домашнем задании.

 

 

     Информационно-коммуникационные технологии широко  входят в практику обучения детей, и учитель должен использовать  преимущества, которые несет их применение  в образовательном процессе. Это один из путей эффективности музыкального образования учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_fevral.doc40.5 КБ
Office presentation icon muzykalnaya_zhivopis_i_zhivopisnaya_muzyka1.ppt1.18 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                 

     МБОУ «Средняя общеобразовательная татарско-русская школа №34»

                                   Московского района г. Казани  

                            «Музыкальная живопись и живописная музыка»

                                                                                          Рудакова Т.В.

                                                                                          Учитель музыки

                                                                                          1 кв. категория

                                           

                                                            Казань - 2014

     Данный урок входит в систему уроков 5 класса по теме «Музыка и изобразительное искусство».

     Цель урока – формирование интереса к произведениям музыки и живописи, расширение и углубление «ассоциативного поля» учащихся.

     При подготовке к уроку были учтены требования  ФГОС основного общего образования и Программы «Музыка: 5-7 классы» под редакцией Е.Д.Критской и Г.Н.Сергеевой.

    Образовательные задачи:

- формирование системы знаний, нацеленных на осмысление средств музыкальной и изобразительной выразительности; умения сравнивать музыку с живописью;

- побуждение детей к самостоятельному поиску звуковых  и изобразительных образов.

     Развивающие задачи:

- развитие воображения, фантазии, эмоций у учащихся при сравнительном восприятии музыкальных и художественных произведений;

- раскрытие творческих способностей в процессе вокально-хоровой работы;

- расширение интереса к искусству через творческое самовыражение.

     Воспитательные задачи:

 - воспитание эстетического вкуса, стремления к творчеству, чувства любви к прекрасному на основе эмоционального восприятия образцов произведений искусства.

     

     Оборудование и материалы: компьютер, проектор, доска, фортепиано (синтезатор),     раздаточный материал, колокольчики, бубенцы.

      Ход урока:

  1. Организационный момент (приветствие, распевка).            
  2. Тема урока.                                                                  
  3. Повторение выразительных средств (работа у доски и на местах).
  4. Чайковский «Времена года.Февраль» – слушание.
  5. Кустодиев «Масленица» - беседа.
  6. Самарская «Тройка» - беседа.
  7. Крылатов «Три белых коня» – слушание, разучивание, видео, исполнение с колокольчиками и бубенцами.
  8. Обобщение, итоги, домашнее задание.

1.-Здравствуйте, ребята.  Начнем с распевки. Хорошо, садитесь.

-Я хочу спросить вас – были ли у вас такие ситуации, что когда вы рассматривали какую-то картину – вы начинали слышать внутренним голосом музыку? Или вам вспоминалась знакомая мелодия?

            И, наверное, многие из вас, слушая музыку, начинали что-то представлять своим внутренним зрением? Какие-то образы, картины?

      2.Интересно – можно ли все-таки увидеть музыку и услышать живопись? Об этом мы сегодня поговорим. Тема нашего урока «Музыкальная живопись и живописная музыка».

                                       1 СЛАЙД (тема урока)

3. У музыки и ИЗО  много общего. Сравнивая средства выразительности музыки и живописи, мы обращаем внимание на рисунок, колорит, композицию, их общность и особенности. Вспомните, какие  выразительные средства относятся к музыке, а какие к изобразительному искусству?

                                 2 СЛАЙД (выразительные средства)

У вас есть листочки, на которых  распределите выразительные средства по 2 столбикам. А кто желает выйти к доске?

                                 Работа у доски и на местах.

А теперь стрелочками соедините  выразительные средства музыки и ИЗО,  которые соответствуют друг другу.

Проверьте правильность ваших ответов.

                                 3 СЛАЙД (правильные ответы)

(Вначале проверка ученика у доски). Поднимите руки – кто справился с заданием без ошибок? Молодцы. У кого были ошибки – исправьте их.

4.    Музыка многих произведений вызывает у слушателей зримые образы . Русский композитор П.И.Чайковский создал фортепианный цикл «Времена года». Многие пьесы из этого альбома вам знакомы. Сейчас прозвучит отрывок  под названьем «Февраль. Масленица».

                                 4 СЛАЙД (Чайковский)

 Послушайте музыку Чайковского  и постарайтесь увидеть ее в своем  воображении.

                                  Музыка.

                                  Ответы.

 5.А как вы думаете - подходит ли эта картина музыке Чайковского?

                                  5 СЛАЙД. (Картина Кустодиева)

Всмотритесь в картину, опишите ее.

     Разгульность, разухабистость, широта, веселье, хлебосольство, удаль - все эти слова хорошо подходят к описанию картины, в которой художник создал собирательные образы русского праздника, русского народа, русской души. Традиционная масленица - это неделя народного гулянья, проводы зимы, игры и соревнования, нарядные люди, блины, которые пекли прямо на улице, снежные городки, перетягивания каната, красивые шатры на снегу и, конечно, катания на санях. Меховые шапки, расписные платки, толстые рукавицы - множество деталей только украшает картину и рассказывает о ее героях, которые готовились к празднику с любовью. На переднем плане - красивые расписные сани на полном ходу, запряженные парой лошадей. Вблизи мы видим еще несколько саней, что показывает массовость праздника - веселятся буквально все, кто может.

     Тройка лошадей и все, что с ней связано - это исконно русское, не имеющее аналогов ни в одной стране мира. Иностранец, впервые приехавший в Россию и увидевший русскую тройку, буквально замирал в изумлении. И было от чего! На его родине не существовало упряжки, равной по быстроте и красоте русской тройке.

                                          6 СЛАЙД («Русская тройка»)

6. - А сейчас всмотритесь в картину современной художницы Елены Самарской «Русская тройка». Какое настроение вы здесь чувствуете?

- Какую цветовую гамму  использовал художник для передачи  такого настроения? Какие линии? Есть ли в ней музыкальность? Какие звуки вы можете здесь услышать?

      Образ русской тройки отражен в  народных песнях, в произведениях Гурилева, Чайковского. И хотя сейчас редко можно увидеть тройку запряженных лошадей, многие художники, композиторы обращаются к этому русскому образу-символу.

7. Сейчас мы услышим эту песню в прекрасном фильме «Чародеи» режиссера Бромберга.                                      

                                                 ВИДЕО.

                                         7 СЛАЙД  ( Исполним песню).

А чтобы добавить изобразительности нашему звучанию, используем колокольчики и бубенцы.

                                           8 СЛАЙД  ( Исполняем).  

8.    Итак, как мы сможем ответить на главные вопросы урока:

- может ли звучать живопись?

- можно ли увидеть музыку?

Наши выводы подтверждаются словами великого художника Леонардо да Винчи-

                                    «Музыка – сестра живописи»

                                               9 СЛАЙД

На этом наш урок завершен. Самые активные ученики получают оценки. Домашнее задание: повторить названия всех произведений и текст песни Е.Крылатова «Три белых коня».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проблема - были ли у вас такие ситуации, что, когда вы рассматривали какую-то картину, вы начинали слышать внутри себя музыку?

Слайд 2

- а слушая музыку, кто-то из вас представлял картины, образы?

Слайд 3

«Музыкальная живопись и живописная музыка»

Слайд 4

Звуковая палитра Цветовая гамма Ритмический рисунок Музыкальная форма Светлые и сумрачные тона Холодные и теплые тембры Композиция Штрих

Слайд 5

Музыка ИЗО Ритмический рисунок Музыкальная форма Звуковая палитра Холодные и теплые тембры Цветовая гамма Штрих Композиция Сумрачные и светлые тона

Слайд 6

П.И. Чайковский «Февраль. Масленица».

Слайд 7

- подходит ли музыке Чайковского следующая картина?

Слайд 9

В картине русского художника Б. Кустодиева созданы собирательные образы русского праздника, русского народа. Центральное место занимает образ-символ Руси – тройка лошадей. К этому образу часто обращаются и современные художники…

Слайд 10

Е. Самарская «Русская тройка»

Слайд 11

какую цветовую гамму использовал художник? какие линии? есть ли здесь музыкальность? какие звуки вы можете здесь услышать?

Слайд 13

1. Остыли реки, и земля остыла, И чуть нахохлились дома. Это в городе тепло и сыро, Это в городе тепло и сыро, А за городом зима, зима, зима. Припев: И уносят меня, и уносят меня В звенящую снежную даль Три белых коня, эх, три белых коня - Декабрь, январь и февраль. 2. Зима раскрыла снежные объятья, И до весны всё дремлет тут, Только ёлки в треугольных платьях, Только ёлки в треугольных платьях Мне навстречу всё бегут, бегут, бегут. Припев.

Слайд 14

Музыкальный момент 4 4 4 4 4 4 4 4 бубенцы колокольчики

Слайд 15

Итоги может ли звучать живопись? можно ли увидеть музыку?

Слайд 16

Вывод «Музыка – сестра живописи» Леонардо да Винчи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока музыки в 5 классе "Музыкальная живопись и живописная музыка"

 УРОК МУЗЫКИ  В 5 КЛАССЕ.ТЕМА УРОКА: « Музыкальная живопись и живописная музыка»ЦЕЛЬ УРОКА: Показать учащимся взаимосвязь музыки и других видов искусства.ЗАДАЧИ:1.                 Показать учащимся на...

Урок музыки в 5 классе "Музыкальная живопись и живописная музыка"

Данный урок раскрывает взаимосвязь музыки с другими видами искусства (с живописью в частности) на примере импрессионизма....

Методическая разработка урока музыки в 5 классе по ФГОС "Музыкальная живопись и живописная музыка"

Представлена методическая разработка урока в 5 классе по теме "Музыкальная живопись и живописная музыка". Составлена технологическая карта урока.  Урок построен с применением приёмов  технго...

Разработка метапредметного урока в 5 классе "Музыкальная живопись и живописная музыка"

Знакомство с направлением в искусстве - импрес­сионизмом, расширение представление детей об экологических законах; побуждение детей к участию в природоохранных мероприятиях, формирование негативно...

Урок музыки в 5 классе. тема " Музыкальная живопись и живописная музыка

Урок музыки в 5 классе . Тема " Музыкальная живопись и живописная музыка"...