Урок музыки в 5 классе. тема " Музыкальная живопись и живописная музыка
план-конспект урока по музыке (5 класс)
Урок музыки в 5 классе . Тема " Музыкальная живопись и живописная музыка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_otkrytogo_uroka_muzyki.docx | 37.88 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Технологическая карта открытого урока музыки
В соответствии с требованиями ФГОС в 5 « Б» классе
по теме : «Музыкальная живопись и живописная музыка»
Автор: Сабирова Алла Сулеймановна, учитель музыки
ГБОУ СОШ № 9г. Кинеля
Технологическая карта
ФИО учителя: Сабирова Алла Сулеймановна
Место работы: ГБОУ СОШ № 9 г. Кинеля
Предмет: музыка
Класс: 5 « Б»
Дата проведения:
Учебник: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская « Музыка» 5 класс, « Просвещение» 2019 г.
Тема урока: « Музыкальная живопись и живописная музыка»
Тип урока: комбинированный
Цели по содержанию:
обучающие: продолжить формировать представления о связи музыки с изобразительным искусством, создать условия для эмоционального восприятия и передачи звуковых и зрительных образов природы
развивающие: учить мыслить, рассуждать, чувствовать музыку. Развивать эмоциональную отзывчивость на звуковые образы природы.
воспитывающие: воспитывать слушательскую культуру, эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки, развивать интерес к музыкальному искусству
Планируемые результаты учебного занятия :Развитие личностных, регулятивных, познавательных учебных действий
Предметные : Сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры. Овладение основами музыкальной грамотности: способностью воспринимать музыку как образное искусство во взаимосвязи с жизнью, с терминологией и понятиями: мелодия, рисунок, ритм, палитра чувств, квинтет, мотив, выразительность и изобразительность.
Метапредметные :
регулятивные : продолжить развивать целеполагание, контроль, планирование, оценку
коммуникативные : продолжить развивать монологическую речь, письменную коммуникацию, диалог в общении
познавательные: работать с текстом, уметь поставить проблему и находить решение проблемы, уметь извлекать информацию ( прочитать и ответить на вопросы)
Личностные: самопознание и самоопределение, смыслообразование, чувство гордости за свою Родину. Знание культуры своего народа.
Используемая технология : Обучение в сотрудничестве, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, технология развивающего обучения, технология индивидуально- деятельного подхода
Формы организации работы: фронтальная, индивидуальная, работа в малых группах, беседа, хоровое исполнение
Организация пространства | |
1.Вид используемых на уроке средств ИКТ | Мультимедийная презентация |
2. Образовательные ресурсы интернет | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов |
3. Необходимое аппаратное обеспечение | Компьютер с проектором. |
4. Оборудование | Учебник, рабочая тетрадь, доска, мел |
Организационная структура урока
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые умения ( УУД) | ||||||||||||||
1 | Организационный момент( самоопределение к учебной деятельности) | Приветствие в форме вокальной попевки: « Здравствуйте, ребята, здравствуйте!». Организация учебной деятельности. Настраивание учащихся на деятельность. | Приветствие учителя в форме попевки : « Добрый день!» | Познавательные: Формулировка целей и задач. Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Исполнение всем классом Регулятивные: восприятие информации учителя Предметные Развитие общих музыкальных способностей школьников | ||||||||||||||
2 | Этап актуализации и пробного учебного действия | Учитель раздает группе учеников карточки с частями слова из темы урока. Тема нашего урока – «Музыкальная живопись и живописная музыка». Слайд № 1 Какие задачи мы поставим для раскрытия этой темы? Что мы хотим узнать? ( Общность музыки и живописи. Сходство выразительных средств музыки и живописи. ) | Группа учеников получает карточки с частями слова из темы урока, дети выстраиваются в нужном порядке. Все читают получившуюся фразу: « Музыкальная живопись и живописная музыка» | Метапредметные УУД Познавательные: постановка и решение проблемы. Коммуникативные: Работа в группах, умение слушать других учащихся. Регулятивные: умение обнаружить проблему Предметные Сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность | ||||||||||||||
3 | Постановка проблемы: Цель: вызвать у учащихся эмоциональную реакцию затруднения | Задает вопрос: Можем ли мы услышать живопись», «Можем ли мы увидеть музыку?» | Учащиеся отвечают на вопросы (к этим вопросам вернёмся на стадии обобщения темы урока). | Метапредметные УУД Познавательные: учатся выдвигать цели и делать выводы. Коммуникативные: обсуждая проблему со сверстниками, высказывают собственное мнение, оказывают помощь друг дугу. Регулятивные: следят за ответами одноклассников Предметные: Сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность | ||||||||||||||
4 | Открытие новых знаний | Перед вами текст из дневника художника В. Борисова-Мусатова. Я прочитаю текст, а вы найдите доказательства того, что живопись этого художника является музыкальной. Слайд № 2 Учитель с помощью презентации рассказывает о жизни и творчестве художника В. Борисова- Мусатова Слайд № 3 Показ картин В. Борисова-Мусатова. https://allpainters.ru/borisov-musatov-viktor-01.html Учитель задает вопросы: -какими словами можно передать настроение живописных полотен художника? - Какая музыка созвучна его картинам? Слайд № 4 - Давайте подробно разберем картину « Водоем» Слайд № 5 Кто изображён на переднем плане? -Действительно так. На картине изображены сестра художника и его невеста в парке его любимой усадьбы. Как вы думаете, какое у них настроение? -Опишите их позу, одежду. Их изображения проникнуты светлой грустью, нежностью. Кружевные тонкие накидки придают фигурам изящество. -Проанализируем средства изобразительного языка, которые помогают передать состояние задумчивости, созерцательности. Заполните таблицу. Какие средства выразительности показывают задумчивость, созерцательности. - Что же главное в картине: образы природы или образы женщин? Мне кажется, что последнее высказывание очень точное. Ведь если бы не было в картине женских образов, то вряд ли мы смогли ощутить настроение картины. | Тексты у каждой команды. …Спокойствие душу объемлет, И я никуда не иду. А я сижу дома и задаю концерты себе одному. В них вместо звуков — все краски, А инструменты — кружева, и шёлк, и цветы. Я импровизирую на фоне фантазии, А романтизм — мой всесильный капельмейстер, И мне кажется иногда, что я на каком-то необитаемом острове. И действительность как будто не существует, Мечты мои всегда впереди. Они мне создают целые симфонии, Тоска меня мучит, музыкальная тоска по палитре, быть может. И я никуда не иду, Спокойствие душу объемлет… Учащиеся отвечают на вопросы, доказывают свою точку зрения, после обсуждения в команде. Дети отвечают на вопросы Две женщины. Одна из них стоит, другая сидит… Они находятся у пруда или озера. -Они мечтают, может о чём-то грустят, что-то вспоминают. -Обе женщины как будто замерли, их фигуры неподвижны. Одежда украшена кружевами, какая-то лёгкость ощущается, хрупкость. округлые линии в складках платья сидящей девушки… округлые очертания облаков, а так же линии не берегу, форма листвы, проблески между листвой, отражение деревьев в воде .Доказывают: - Главное- природа. - главные образы – образы женщин. -А по-моему, они связаны. |
Метапредметные УУД Познавательные: формулирование проблемы и поиск решения. Регулятивные: Целеполагание, оценка, самооценка Предметные: научатся слушать, следить за текстом, находить доказательства по данному вопросу. Метапредметные УУД Познавательные: формулирование проблемы и поиск решения. Регулятивные: Целеполагание, оценка, самооценка Коммуникативные: умение слушать собеседника, обосновать собственное мнение. Задавать вопросы Коммуникативные: -выражают собственное мнение о картине Регулятивные: -договариваются, находят общее решение при работе в группе. Личностные: -уважительное отношение к иному мнению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. Предметные. Учащиеся доказывают, что и природа и люди в картине единое целое. | ||||||||||||||
5 | Включение новых знаний в систему знаний и повторений | -Какие вы знаете произведения искусства, которые обращаются к образам природы? -Да, правильно. Настроение этой картины хочется сравнить с литературным произведением и музыкой. У вас на партах лежат картинки со стихами, но четверостишия в них перепутаны. Соберите из этих картинок стихотворения. Слайд № 6 -Сравните стихотворение « Островок» К Бальмонта и романс « Островок» С. Рахманинова. https://www.youtube.com/watch?v=0qBdn-DEFvk Что их связывает? Обратите внимание на мелодию и ритм произведения. Какую роль играют повторы звуков, паузы? -Давайте сравним произведения двух видов искусств: музыки и живописи. - если бы вы были композиторами, какую музыку по настроению вы бы создали на стихотворение « Весенние воды» Тютчева? Слайд № 7 Послушаем романс « Весенние воды» Рахманинова. https://www.youtube.com/watch?v=upSZWWPWCP4 Совпало настроение музыки с вашими высказываниями? Проследите за развитием стихотворного текста и обоснуйте трактовку музыки С. В .Рахманинова. Слайд № 8 - Какие изобразительные и выразительные свойства в этом произведении? -Зачем С .В .Рахманинов сочинил мелодию романса в высоком регистре, а в аккомпанементе мы слышим нисходящие звуки в низком регистре? Давайте покажем жестами мелодическую линию романса -А теперь заполните каждый таблицу со средствами музыкальной выразительности, анализируя романс «Весенние воды» Рахманинова | Дети отвечают :«Музыка, литература.» Дети выкладывают картинки со стихотворениями К. Бальмонта « Островок» и Ф. Тютчева « Весенние воды», читают их выразительно Учащиеся делают обобщение, сравнивая картину «Водоём» и Стихотворение «Островок». -Мечтательность, спокойствие природы, тихая грусть Слушают, анализируют, сопоставляют со стихами К.Бальмонта. Мелодия более спокойная, плавная, длительности ровные. Исполнение по нотам. -Повтор звука выражает покой, тихую грусть, как в картине. Паузы усиливают настроение - протяжно, певуче; все звуки движутся без скачков, Звуки движутся в равномерном ритме. - сравнивают настроение картины и романса. - высказывают свое мнение Дети жестами показывают мелодическую линию произведения Дети заполняют самостоятельно таблицу. Защита ответа
| Предметные: научатся работать с информационными источниками, извлекать необходимую информацию. Коммуникативные: -проявлять активность во взаимодействии, вести диалог. Познавательные: -передавать свои впечатления об услышанной мелодии. Регулятивные: -выполнять учебные действия в качестве слушателя Личностные: Выражать эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения. Предметные: научатся и слушать, воспринимать и понимать музыку разных жанров, сопоставляя характер музыки и текста, сравнивать, сопоставлять, понимать замысел композитора. Научатся слушать и анализировать мелодии дирижировать и предавать движениями рук характер мелодии Регулятивные: -выполнять учебные действия, ставя задачи, определяя этапы выполнения заданий. Личностные: -проявлять эмоциональную отзывчивость на музыкальное произведение. Познавательные: -сравнивать музыкальные и художественные образы, Коммуникативные: -проявлять активность во взаимодействии, вести диалог | ||||||||||||||
6 | Физкультминутка И дыхательная гимнастика | Выполняют ритмичные движения под музыку | ||||||||||||||||
7 | Вокально- хоровая работа | - Сейчас послушайте песню « Живет на свете красота» Юрия Антонова. -Скажите, можно ли эту песню назвать живописной музыкой? Какие картины рисуются в вашем воображении? Что композитор хотел нам донести в своем произведении? -Давайте мы разучим эту песню | Дети слушают песню Отвечают на вопросы. Разучивают песню | Предметные: научатся слушать и анализировать мелодии Познавательные: -передавать свои впечатления об услышанной мелодии. Регулятивные: -выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Личностные: Выражать эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения. Регулятивные: -выполнять учебные действия, ставя задачи, определяя этапы выполнения заданий. | ||||||||||||||
8 | Закрепление и применение полученных знаний | -Возвращаемся к вопросам, которые были даны в начале урока: Можем ли мы услышать живопись», «Можем ли мы увидеть музыку?» Чему учат нас эти произведения? Какой из романсов вы бы предложили послушать своим родным и близким? Известно, что романс « Весенние воды» композитор посвятил своей первой учительнице А.Д. Орнатской. http://visualrian.ru/hier_rubric/photo/843982.html Как вы думаете, что он хотел сказать этим музыкальным посвящением? Слайд № 9 | Учащиеся отвечают. Видеть в природе красоту, учиться ею любоваться. -Природа приглашает с ней поговорить о любви, красоте, о своих мечтах. -Человек в такой красоте может отдохнуть от суеты, подумать о смысле жизни, побыть наедине с самим собой - Работают в группах, отвечают на вопрос, доказывают свои ответы | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. | ||||||||||||||
9 | Рефлексия учебной деятельности | - Какая была наша учебная задача? -Перечислите произведения изобразительного искусства, литературы и музыки, с которыми мы с вами познакомились. - Какие затруднения у вас были? - Подведите итог в листе самооценки: кому было интересно и получил удовольствие от урока, тот приклеит красную нотку, у кого менялось настроение- синюю нотку, кому было не интересно- желтую. Учитель формулирует выводы, консультирует, выставляет оценки за работу на уроке. | Анализируют свою деятельность на уроке, осуществляют самооценку собственной учебной деятельности . Учащиеся выставляют эмоциональные оценки на доску | Регулятивные: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его. | ||||||||||||||
10 | Информация о домашнем задании | Вспомнить песни и пьесы, которые по вашему мнению подходят к картинам В. Борисова- Мусатова, записать их названия, нарисовать весенний пейзаж. | Записывают домашнее задание и задают вопросы | Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока в 5 классе по теме "Музыкальная живопись и живописная музыка".
Данный урок входит в систему уроков по теме «Музыка и изобразительное искусство». Его цель – формирование интереса к произведениям музыки и живописи, расширение и углубление «ассоциативного поля...
Конспект урока музыки Тема "Музыкальная живопись и живописная музыка"
Конспект урока музыки в 5 классеТема "Музыкальная живопись и живописная музыка"...
Фрагмент урока музыки на тему: "Музыкальная живопись и живописная музыка"
Фрагмент урока музыки: презентеция и краткое текстовое описание...
Тема урока «Музыкальная живопись и живописная музыка» 5 класс
Открытый урок...
Тема урока: Тема богатырей в музыке в разделе «Музыкальная живопись и живописная музыка» 5 класс.
Урок музыки: Тема богатырей в музыке в разделе «Музыкальная живопись и живописная музыка» 5 класс. Тип урока: Урок «открытия» нового знанияЦели урока: -Образова...
Конспект урока "«Многообразие связей музыки с изобразительным искусством. Музыкальная живопись и живописная музыка».
Данный урок по предмету «Музыка» относится к разделу «Музыка и изобразительное искусство».Цель урока: создать условия для формирования знаний о связях живописи и му...
Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства Тема: «Музыкальная живопись и живописная музыка. Морской пейзаж» (6 класс)
Проведение бинарных уроков успешно решает такую проблему, как индивидуальный дифференцированный подход в обучении детей с разными способностями. На бинарных уроках ребята работают легко и с интересом ...