Технологическая карта конструирования урока усвоения новых знаний.
методическая разработка по музыке (5 класс) на тему

Заболотская Ирина Владимировна

 

Класс – 5.

Тема  «Вокальная музыка»

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ОРЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ

ПРОГРАММА «СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ОО»

И.В. Заболотская

Технологическая карта конструирования урока усвоения новых знаний.

Предмет – музыка.

Класс – 5.

Тема  «Вокальная музыка».

________________________________________________________________________________________

Планируемые образовательные результаты:

1. Предметные: в результате урока учащиеся смогут

- уметь распознавать различные (основные) жанры музыкальных произведений;

- определять и соотносить различные по смыслу интонации на слух и по нотному письму (графическому изображению)

- воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе знаний основных средств музыкальной выразительности

2. Метапредметные: в результате урока учащиеся смогут

- находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;

- узнавать характерные черты отдельных композиторов;

- наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построения музыки.

3. Личностные: в результате урока учащиеся смогут

- проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям;

- воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;

 - уметь участвовать в коллективно – творческой деятельности

__________________________________________________________________________________________

Словарь урока:

Вокальная музыка –  (от итал. voce голос) — музыка, предназначенная для пения (соло, ансамблем или хором) с аккомпанементом или без сопровождения.

Инструментальная музыка — музыка, исполняемая на инструментах, без участия человеческого голоса. Различают сольную, ансамблевую и оркестровую инструментальную музыку.

__________________________________________________________________________________________

Ресурсы урока:

- рабочие листы для учащихся (на каждого ученика или на пару);

- листы самооценки (на каждого ученика);

- по возможности ОУ – мультимедийная техника: компьютер, проектор.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

время

1 этап

Орг. момент

- приветствует учащихся, просит проверить наличие учебных материалов на рабочем столе

не более

1 мин.

2 этап.

Мотивация

- Организует работу с живописной иллюстрацией И. Левитана «Стога. Сумерки»  и фрагментом из рассказа В. Белова, (уч: стр.10), задает вопросы классу:

1.Какими знакомыми музыкальными произведениями без слов можно озвучить  фрагмент из рассказа и живописный пейзаж И. Левитана?

2. Какому из определений соответствует музыка, которая прозвучала? (Приложение 1)

3. .Какими знакомыми музыкальными произведениями со словами можно озвучить  фрагмент из рассказа и живописный пейзаж И. Левитана? (исполнение песен о родном крае вместо распевания)

4. Какая музыка не может существовать без литературы?

Формулирование темы урока: как вы думаете, какой проблеме будет посвящен наш урок? Какой эпиграф будет соответствовать?

Эпиграф: «Россия, Россия, нет слова красивей…»

- участвуют в обсуждении;

- отвечают на проблемные вопросы;

- формулируют предполагаемую тему урока

не более

4 мин.

3 этап.

Актуализация знаний.

-Задает вопросы для выяснения объема знаний, имеющегося у учащихся по данной теме (проблеме):

1. Назовите самый распространенный вокальный жанр.

2. Каким образом жизнь русского человека связана с песней?

. Проводит поэтапно упражнение «Спой народные песни»

- Организует работу с квинтетом, исполняющим народные песни различных жанров (написанных на карточке).

- Организует работу с классом по угадыванию жанра народной песни.

- Организует работу с квинтетом по сочинению мелодии к тексту.

- Организует оценивание по результатам упражнения, обращаясь к листу самооценки

- вспоминают нужную информацию, делают содержательные обобщения;

- вспоминают, изученный ранее материал (понятия, факты), которые связаны с формулировкой проблемы (в этот момент отрабатывается минимум)

не более

5 мин.

4 этап. Целепола-

гание и планирование

- Формулирование цели урока через виды деятельности учащихся (планируемые результаты).

Планируемые результаты: после урока вы сможете

- дать определение понятию «вокальная музыка»;

- перечислить не менее 3-х вокальных произведений;

- освоить элементы нотной грамоты;

- выполнить проект по слушанию и анализу музыкального произведения.

- задуматься и высказать свое мнение по поводу важности вокальной музыки в вашей жизни.

- продолжить формирование умений отвечать на поставленный вопрос, анализировать и сравнивать, использовать разные источники информации для поиска ответа на вопрос;

- отвечают на вопросы

«Какие знания вам нужны, чтобы понять тему урока»,

«Какие вопросы касаются темы вокальной музыки и могут войти в план урока?»

не более 3 мин.

План

1. Крупные, средние и малые жанры вокальной музыки.

2. Романс «Горные вершины»

А. Варламова и А. Рубинштейна.

- задают уточняющие вопросы;

- узнают последовательность учебных действий

5 этап. «Открытие» нового знания (изучение новой темы)

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

время

1 вопрос.

Крупные, средние и малые жанры вокальной музыки.

1. Проводит поэтапно упражнение «К вокальной музыке относятся»

- Организует индивидуальную работу у доски с учеником, который записывает жанры, и напевает мелодию, например, из оперы, с использованием дирижирования.

- Организует работу с классом, который записывает 3 жанра в тетрадь: опера, кантата, романс

2. Организует работу с понятием «вокальная музыка»

- структурирование основных признаков понятия в схему (Приложение № 2)

- Организует рефлексию по результатам упражнения, обращаясь к листу самооценки

- участвуют в обсуждении, высказывают гипотезы;

- сравнивают варианты ответов, делают выводы;

- выбирают важные для себя компоненты знания и оформляют записи в тетрадях.

не более 5мин.

не более 3 мин.

6 этап. Включение нового знания в систему знаний.

2 вопрос

Романс «Горные вершины»

А. Варламова и А. Рубинштейна

1. Читает и анализирует стихотворение М. Лермонтова «из Гете»

2. Организует работу с классом по анализу нотной записи романсов.

3. Организует самостоятельную работу в парах по прослушиванию и анализу романсов А. Варламова и А. Рубинштейна (Приложение 3)

- работают в малых группах (или парах) над проектом;

- анализируют реальные социальные условия;

- планируют и осуществляют учебную деятельность от постановки цели до получения и оценки результата;

-  проводят презентацию результатов работы групп, фиксируют итоги работы других групп, задают вопросы.

5-7 мин.

- Организация проверки выполнения задания (презентация результатов работы групп).

по 2 мин. на одно выступление

7 этап. Рефлексия и оценивание.

Проверяет результат:

 в результате урока учащиеся смогли

- дать определение понятию «вокальная музыка»;

- перечислить не менее 3-х вокальных произведений;        

- освоить элементы музыкальной грамоты

- рассуждать и сравнивать  средства музыкальной выразительности двух романсов

- организация самооценивания или взаимооценивания (Приложение 4.)

- заполняют оценочные таблицы

2-3 мин.

8 этап.

Домашнее задание.

- Дает рекомендации учащимся (индивидуально) по подготовке домашнего задания к следующему уроку, предлагает  на выбор по теме «Вокальная музыка»

- сделать кроссворд;

- исполнить композиторское вокальное произведение под минусовку;

- принести на мобильном телефоне запись романса «Горные вершины» сделать анализ;

1 мин.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Вокальная музыка –  (от итал. voce голос) — музыка, предназначенная для пения (соло, ансамблем или хором) с аккомпанементом или без сопровождения.

Инструментальная музыка — музыка, исполняемая на инструментах, без участия человеческого голоса. Различают сольную, ансамблевую и оркестровую инструментальную музыку.

Приложении 2

для пения

        соло, ансамблем, хором

а капелла или

с сопровождением        

Приложение 3

Алгоритм выполнения проекта.

Цель: сделайте анализ музыкального произведения

Для этого Вам необходимо:

1 шаг. Прослушать произведение и определить композитора и название.

2 шаг. Определить жанр прослушанного произведения: танец или марш, песня или романс, кантата или опера, балет или мюзикл.

3 шаг. Определить характер, лад, темп, динамику, форму, фактуру (одноголосие или многоголосие), исполнителя, образ музыкального произведения.

4. Записать ответ в тетради.

5. Подготовить устное выступление (презентацию) для остальных участников занятия. Определите выступающего (-их) от пары или группы.

Приложение 4

. Лист самооценки.

Критерии оценки

(базовый уровень)

выполнение

Критерии оценки

 (повышенный уровень)

выполнение

1

отвечал на поставленный вопрос (или вопросы)

конструировал вопрос (или вопросы) или сочинял мелодию к тексту

2

слушал и анализировал музыку

разбирался в нотной записи

3

исполнял песню соло, ансамблем или хором

исполнял песню с использованием танцевальных движений, ритмического сопровождения, музыкальных инструментов

Критерии оценивания:

  • 8 – 9 баллов – 5;
  • 7 – 6 баллов – 4;
  • 5 – 4 баллов  - 3;
  • Меньше 3 баллов -2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта конструирования урока открытия нового знания

Данная разработка представляет собой пример технологической карты открытого урока по английскому языку в 8 классе по теме "Условные предложения", выполненную в соответствии с требованиями ФГОС....

Технологическая карта урока усвоения новых знаний.

Представлен  материал урока для 7 класса по английскому языку. УМК "Английский в фокусе". конкурс "Современный урок."                ...

Технологическая карта комбинированного урока «открытия» новых знаний и развивающего контроля .

Технологическая карта комбинированного урока «открытия» новых знаний и развивающего контроля . Starlight 8. Module 6с...

Технологическая карта конструирования урока открытия нового знания

Техника приема и передач мяча двумя руками сверху...

Технологическая карта конструирования урока изучения нового материала на тему Победа СССР в Великой Отечественной войне. Итоги

Технологическая карта конструирования урока изучения нового материала на тему Победа СССР в Великой Отечественной войне. Итоги...

Урок математики, УМК «Перспективная начальная школа», Тип урока: урок усвоения новых знаний Тема урока: «Сколько прошло времени? Солнечные и песочные часы».

Цели урока:- познакомить с песочными и солнечными часами; учить отвечать на вопрос «Сколько прошло времени?».Планируемые результаты: Предметные:- научить измерять и выражать продолжительно...