Технологическая карта конструирования урока усвоения новых знаний.
методическая разработка по музыке (5 класс) на тему
Класс – 5.
Тема «Вокальная музыка»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ffgos_tekhnologicheskaya_karta_konstruirovaniya_uroka_usvoeniya_novykh_znaniy._.doc | 100 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ОРЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ
ПРОГРАММА «СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ОО»
И.В. Заболотская
Технологическая карта конструирования урока усвоения новых знаний.
Предмет – музыка.
Класс – 5.
Тема «Вокальная музыка».
________________________________________________________________________________________
Планируемые образовательные результаты:
1. Предметные: в результате урока учащиеся смогут
- уметь распознавать различные (основные) жанры музыкальных произведений;
- определять и соотносить различные по смыслу интонации на слух и по нотному письму (графическому изображению)
- воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе знаний основных средств музыкальной выразительности
2. Метапредметные: в результате урока учащиеся смогут
- находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;
- узнавать характерные черты отдельных композиторов;
- наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построения музыки.
3. Личностные: в результате урока учащиеся смогут
- проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям;
- воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;
- уметь участвовать в коллективно – творческой деятельности
__________________________________________________________________________________________
Словарь урока:
Вокальная музыка – (от итал. voce голос) — музыка, предназначенная для пения (соло, ансамблем или хором) с аккомпанементом или без сопровождения.
Инструментальная музыка — музыка, исполняемая на инструментах, без участия человеческого голоса. Различают сольную, ансамблевую и оркестровую инструментальную музыку.
__________________________________________________________________________________________
Ресурсы урока:
- рабочие листы для учащихся (на каждого ученика или на пару);
- листы самооценки (на каждого ученика);
- по возможности ОУ – мультимедийная техника: компьютер, проектор.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | время | |
1 этап Орг. момент | - приветствует учащихся, просит проверить наличие учебных материалов на рабочем столе | не более 1 мин. | ||
2 этап. Мотивация | - Организует работу с живописной иллюстрацией И. Левитана «Стога. Сумерки» и фрагментом из рассказа В. Белова, (уч: стр.10), задает вопросы классу: 1.Какими знакомыми музыкальными произведениями без слов можно озвучить фрагмент из рассказа и живописный пейзаж И. Левитана? 2. Какому из определений соответствует музыка, которая прозвучала? (Приложение 1) 3. .Какими знакомыми музыкальными произведениями со словами можно озвучить фрагмент из рассказа и живописный пейзаж И. Левитана? (исполнение песен о родном крае вместо распевания) 4. Какая музыка не может существовать без литературы? Формулирование темы урока: как вы думаете, какой проблеме будет посвящен наш урок? Какой эпиграф будет соответствовать? Эпиграф: «Россия, Россия, нет слова красивей…» | - участвуют в обсуждении; - отвечают на проблемные вопросы; - формулируют предполагаемую тему урока | не более 4 мин. | |
3 этап. Актуализация знаний. | -Задает вопросы для выяснения объема знаний, имеющегося у учащихся по данной теме (проблеме): 1. Назовите самый распространенный вокальный жанр. 2. Каким образом жизнь русского человека связана с песней? . Проводит поэтапно упражнение «Спой народные песни» - Организует работу с квинтетом, исполняющим народные песни различных жанров (написанных на карточке). - Организует работу с классом по угадыванию жанра народной песни. - Организует работу с квинтетом по сочинению мелодии к тексту. - Организует оценивание по результатам упражнения, обращаясь к листу самооценки | - вспоминают нужную информацию, делают содержательные обобщения; - вспоминают, изученный ранее материал (понятия, факты), которые связаны с формулировкой проблемы (в этот момент отрабатывается минимум) | не более 5 мин. | |
4 этап. Целепола- гание и планирование | - Формулирование цели урока через виды деятельности учащихся (планируемые результаты). Планируемые результаты: после урока вы сможете - дать определение понятию «вокальная музыка»; - перечислить не менее 3-х вокальных произведений; - освоить элементы нотной грамоты; - выполнить проект по слушанию и анализу музыкального произведения. - задуматься и высказать свое мнение по поводу важности вокальной музыки в вашей жизни. - продолжить формирование умений отвечать на поставленный вопрос, анализировать и сравнивать, использовать разные источники информации для поиска ответа на вопрос; | - отвечают на вопросы «Какие знания вам нужны, чтобы понять тему урока», «Какие вопросы касаются темы вокальной музыки и могут войти в план урока?» | не более 3 мин. | |
План 1. Крупные, средние и малые жанры вокальной музыки. 2. Романс «Горные вершины» А. Варламова и А. Рубинштейна. | - задают уточняющие вопросы; - узнают последовательность учебных действий | |||
5 этап. «Открытие» нового знания (изучение новой темы) | ||||
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | время | |
1 вопрос. Крупные, средние и малые жанры вокальной музыки. | 1. Проводит поэтапно упражнение «К вокальной музыке относятся» - Организует индивидуальную работу у доски с учеником, который записывает жанры, и напевает мелодию, например, из оперы, с использованием дирижирования. - Организует работу с классом, который записывает 3 жанра в тетрадь: опера, кантата, романс 2. Организует работу с понятием «вокальная музыка» - структурирование основных признаков понятия в схему (Приложение № 2) - Организует рефлексию по результатам упражнения, обращаясь к листу самооценки | - участвуют в обсуждении, высказывают гипотезы; - сравнивают варианты ответов, делают выводы; - выбирают важные для себя компоненты знания и оформляют записи в тетрадях. | не более 5мин. не более 3 мин. | |
6 этап. Включение нового знания в систему знаний. 2 вопрос Романс «Горные вершины» А. Варламова и А. Рубинштейна | 1. Читает и анализирует стихотворение М. Лермонтова «из Гете» 2. Организует работу с классом по анализу нотной записи романсов. 3. Организует самостоятельную работу в парах по прослушиванию и анализу романсов А. Варламова и А. Рубинштейна (Приложение 3) | - работают в малых группах (или парах) над проектом; - анализируют реальные социальные условия; - планируют и осуществляют учебную деятельность от постановки цели до получения и оценки результата; - проводят презентацию результатов работы групп, фиксируют итоги работы других групп, задают вопросы. | 5-7 мин. | |
- Организация проверки выполнения задания (презентация результатов работы групп). | по 2 мин. на одно выступление | |||
7 этап. Рефлексия и оценивание. | Проверяет результат: в результате урока учащиеся смогли - дать определение понятию «вокальная музыка»; - перечислить не менее 3-х вокальных произведений; - освоить элементы музыкальной грамоты - рассуждать и сравнивать средства музыкальной выразительности двух романсов - организация самооценивания или взаимооценивания (Приложение 4.) | - заполняют оценочные таблицы | 2-3 мин. | |
8 этап. Домашнее задание. | - Дает рекомендации учащимся (индивидуально) по подготовке домашнего задания к следующему уроку, предлагает на выбор по теме «Вокальная музыка» - сделать кроссворд; - исполнить композиторское вокальное произведение под минусовку; - принести на мобильном телефоне запись романса «Горные вершины» сделать анализ; | 1 мин. |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Вокальная музыка – (от итал. voce голос) — музыка, предназначенная для пения (соло, ансамблем или хором) с аккомпанементом или без сопровождения.
Инструментальная музыка — музыка, исполняемая на инструментах, без участия человеческого голоса. Различают сольную, ансамблевую и оркестровую инструментальную музыку.
Приложении 2
для пения
соло, ансамблем, хором
а капелла или
с сопровождением
Приложение 3
Алгоритм выполнения проекта.
Цель: сделайте анализ музыкального произведения
Для этого Вам необходимо:
1 шаг. Прослушать произведение и определить композитора и название.
2 шаг. Определить жанр прослушанного произведения: танец или марш, песня или романс, кантата или опера, балет или мюзикл.
3 шаг. Определить характер, лад, темп, динамику, форму, фактуру (одноголосие или многоголосие), исполнителя, образ музыкального произведения.
4. Записать ответ в тетради.
5. Подготовить устное выступление (презентацию) для остальных участников занятия. Определите выступающего (-их) от пары или группы.
Приложение 4
. Лист самооценки.
№ | Критерии оценки (базовый уровень) | выполнение | Критерии оценки (повышенный уровень) | выполнение |
1 | отвечал на поставленный вопрос (или вопросы) | конструировал вопрос (или вопросы) или сочинял мелодию к тексту | ||
2 | слушал и анализировал музыку | разбирался в нотной записи | ||
3 | исполнял песню соло, ансамблем или хором | исполнял песню с использованием танцевальных движений, ритмического сопровождения, музыкальных инструментов |
Критерии оценивания:
- 8 – 9 баллов – 5;
- 7 – 6 баллов – 4;
- 5 – 4 баллов - 3;
- Меньше 3 баллов -2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта конструирования урока открытия нового знания
Данная разработка представляет собой пример технологической карты открытого урока по английскому языку в 8 классе по теме "Условные предложения", выполненную в соответствии с требованиями ФГОС....
Технологическая карта конструирования урока изучения новых знаний по теме "Вокальная музыка"
5 класс...
Технологическая карта урока усвоения новых знаний.
Представлен материал урока для 7 класса по английскому языку. УМК "Английский в фокусе". конкурс "Современный урок." ...
Технологическая карта комбинированного урока «открытия» новых знаний и развивающего контроля .
Технологическая карта комбинированного урока «открытия» новых знаний и развивающего контроля . Starlight 8. Module 6с...
Технологическая карта конструирования урока открытия нового знания
Техника приема и передач мяча двумя руками сверху...
Технологическая карта конструирования урока изучения нового материала на тему Победа СССР в Великой Отечественной войне. Итоги
Технологическая карта конструирования урока изучения нового материала на тему Победа СССР в Великой Отечественной войне. Итоги...
Урок математики, УМК «Перспективная начальная школа», Тип урока: урок усвоения новых знаний Тема урока: «Сколько прошло времени? Солнечные и песочные часы».
Цели урока:- познакомить с песочными и солнечными часами; учить отвечать на вопрос «Сколько прошло времени?».Планируемые результаты: Предметные:- научить измерять и выражать продолжительно...