Технологическая карта конструирования урока изучения новых знаний по теме "Вокальная музыка"
методическая разработка (5 класс) на тему

Заболотская Ирина Владимировна

5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vokalnaya_muzyka_5_klass_-.doc78 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ОРЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ

ПРОГРАММА «СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ОО»

И.В. Заболотская

Технологическая карта конструирования урока усвоения новых знаний.

Предмет – музыка.

Класс – 5

Тема «Вокальная музыка».

_______________________________________________________________________________________

Планируемые образовательные результаты:

1. Предметные: в результате урока учащиеся смогут

- уметь давать определение понятиям «жанры народных песен», «романс», «дуэт», «музыкальная форма»;

- перечислять жанры вокальной музыки;

- определять и соотносить различные по смыслу интонации на слух и по нотному письму (графическому изображению);

- воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе знаний основных средств музыкальной выразительности.

2. Метапредметные: в результате урока учащиеся смогут

регулятивные: формировать умения ставить учебные задачи при восприятии и исполнении музыкальных сочинений разных жанров и стилей; планировать собственные действия в процессе восприятия, исполнения, «сочинения» музыки (импровизации); в сравнении изложения одних и тех же сведений о музыкальном искусстве в разных источниках.

коммуникативные: решать задачи совместно с одноклассниками и учителем в процессе музыкальной, художественно – творческой, исследовательской деятельности; формировать адекватное поведения в различных учебных, социальных ситуациях в процессе восприятия и музицирования; в самооценке; в поиске разрешения конфликтных ситуаций. 

познавательные: находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и литературы;

- узнавать характерные черты вокальной музыки;

- наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построения музыки;

- извлекать информацию и делать логические выводы;

- ориентироваться в полученных знаниях, использовать их в жизни.

3. Личностные: в результате урока учащиеся смогут

- проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям;

- воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;

 - уметь участвовать в коллективно – творческой деятельности.

__________________________________________________________________________________________

Словарь урока:

Жанры народных песен: трудовые, колыбельные, солдатские, игровые, плясовые

Романс – лирическая песня для голоса и фортепиано (гитары)

Дуэт – ансамбль из двух человек.

Куплетная музыкальная форма — широко распространённая песенная форма в народной, академической, рок и популярной музыке, основанная на повторении одной мелодии (без изменений) с разным текстом. Схема куплетной формы А А А. Если мелодия варьируется с каждым повторением, возникает вариационно-куплетная форма. Схема вариационно-куплетной формы А1 А2 А3.

Ресурсы урока:

- учебник «Музыка 5 класс» Е.Д. Критская Г.П. Сергеева;

- листы самооценки (на каждого ученика);

- ОУ – мультимедийная техника: компьютер, проектор.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

время

1 этап

Орг. момент

- приветствует учащихся вокальными упражнениями для голоса, просит проверить наличие учебных материалов на рабочем столе

- участвуют в распевании

не более

1 мин.

2 этап.

Мотивация

- Организует демонстрацию картины художника К. Петрова-Водкина «Полдень», задает вопросы классу:

1.Звучащая ли эта картина?

2. Какие жанры вы слышите?

3. Как называется музыка, предназначенные для пения?

Формулирование темы урока: как вы думаете, какой теме будет посвящен наш урок?

- участвуют в обсуждении;

- отвечают на проблемные вопросы;

- формулируют предполагаемую тему урока;

- записывают тему урока в тетрадь

не более

2 мин.

3 этап.

Актуализация знаний

- задает вопросы для выяснения объема знаний, имеющегося у учащихся по данной теме:

1. Вспомните жанры народных песен;

2. Назовите особенности каждого жанра;

3. Напойте мелодии знакомых народных песен.

4. Какие произведения более сложного жанра тоже можно отнести к вокальной музыке? Например, «Жаворонок»? Можно ли это произведение назвать народной песней? Почему?

- отвечают на вопросы

-напевают знакомые песни «Колыбельную», «Эй, ухнем», «У зори-то у зореньки» и т.д.

4 этап. Целепола-

гание и планирование

- Формулирует цель урока через виды деятельности учащихся (планируемые результаты).

Планируемые результаты: после урока вы сможете

- охарактеризовать средства музыкальной выразительности вокального произведения - романса;

- определить, чем романс отличается от народной песни?

- послушать романсы в исполнении выдающихся певцов.

- отвечают на вопросы

«Какие знания вам нужны, чтобы понять тему урока»,

«Какие вопросы касаются темы и могут войти в план урока?»

не более

2 мин

План

1.Анализ средств муз. выразительности романса А. Варламова и А. Рубинштейна «Горные вершины», опираясь на нотную запись.

2. Жанр романса и его отличие от народной песни. Исполнение романса.

3. Прослушивание романса «Горные вершины» в исполнении сестер Лисициан и Олега Погудина

5 этап Открытие нового знания

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

время

- Задает вопрос классу:

1. Что роднит музыку с литературой? (интонация).

- Организует работу с текстом стихотворения М. Лермонтова «Горные вершины»;

- Рассказывает о жанре романса;

- Организует работу с нотной записью мелодии романса А. Варламова и А. Рубинштейна, пропевая мелодию и простукивая ритм;

-Организует прослушивание романсов в исполнении великих певцов;

- Анализирует вместе с детьми средства музыкальной выразительности двух романсов

-отвечают на вопросы;

- изучают нотную грамоту, простукивают ритм;

- сравнивают мелодии романсов

- оформляют записи в тетрадях.

не более

10 мин.

6 этап. Включение нового знания в систему знаний.

- Организует разучивание и исполнение романса «Горные вершины» А. Варламова

- исполняют романс сольно, дуэтами, трио, квартетами

10 мин.

- Организация проверки выполнения задания

по 2 мин. на одно выступление

7 этап. Рефлексия и оценивание.

Проверяет результат:

 -в результате урока учащиеся смогли

- отнести жанр романса к лирическим образам;

- высказать свое отношение к прослушанной музыке;

- высказать предположение о применении данной музыки в жизни;

- организация самооценивания или

взаимооценивания (Приложени1)

- заполняют оценочные таблицы

2-3 мин.

8 этап.

Домашнее задание.

- Дает рекомендации учащимся (индивидуально) по подготовке домашнего задания к следующему уроку, предлагает на выбор по изученной теме:

- подобрать тексты песен лирического характера о городе Орле

- распечатать фото исполнителей романсов

- нарисовать карточки с нотными знаками: восьмые, четверти, пиано, двухголосие, размер 2/4 и  4/4

1 мин.

Приложение 1

. Лист самооценки.

Критерии оценки

(базовый уровень)

выполнение

Критерии оценки

 (повышенный уровень)

выполнение

1

отвечал на поставленный вопрос (или вопросы)

конструировал вопрос (или вопросы) или сочинял мелодию к тексту

2

слушал и анализировал музыку

разбирался в нотной записи

3

исполнял песню соло, ансамблем или хором

исполнял песню с использованием танцевальных движений, ритмического сопровождения, музыкальных инструментов

Критерии оценивания:

  • 8 – 9 баллов – 5;
  • 7 – 6 баллов – 4;
  • 5 – 4 баллов  - 3;
  • Меньше 3 баллов -2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструирование урока «открытия» нового знания

“Вы не можете научить человека чему-нибудь;Вы можете только помочь ему понять это самому”Галилео Галилей ...

Технологическая карта конструирования урока открытия нового знания

Данная разработка представляет собой пример технологической карты открытого урока по английскому языку в 8 классе по теме "Условные предложения", выполненную в соответствии с требованиями ФГОС....

Приложение 1. Конструирование урока «открытия» нового знания.

Приложение 1.Конструирование урока  «открытия» нового знания....

Технологическая карта комбинированного урока «открытия» новых знаний и развивающего контроля .

Технологическая карта комбинированного урока «открытия» новых знаний и развивающего контроля . Starlight 8. Module 6с...

Технологическая карта конструирования урока открытия нового знания

Техника приема и передач мяча двумя руками сверху...

Технологическая карта конструирования урока изучения нового материала на тему Победа СССР в Великой Отечественной войне. Итоги

Технологическая карта конструирования урока изучения нового материала на тему Победа СССР в Великой Отечественной войне. Итоги...