Технологическая карта конструирования урока изучения новых знаний по теме "Вокальная музыка"
методическая разработка (5 класс) на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ОРЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ
ПРОГРАММА «СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ОО»
И.В. Заболотская
Технологическая карта конструирования урока усвоения новых знаний.
Предмет – музыка.
Класс – 5
Тема «Вокальная музыка».
_______________________________________________________________________________________
Планируемые образовательные результаты:
1. Предметные: в результате урока учащиеся смогут
- уметь давать определение понятиям «жанры народных песен», «романс», «дуэт», «музыкальная форма»;
- перечислять жанры вокальной музыки;
- определять и соотносить различные по смыслу интонации на слух и по нотному письму (графическому изображению);
- воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе знаний основных средств музыкальной выразительности.
2. Метапредметные: в результате урока учащиеся смогут
регулятивные: формировать умения ставить учебные задачи при восприятии и исполнении музыкальных сочинений разных жанров и стилей; планировать собственные действия в процессе восприятия, исполнения, «сочинения» музыки (импровизации); в сравнении изложения одних и тех же сведений о музыкальном искусстве в разных источниках.
коммуникативные: решать задачи совместно с одноклассниками и учителем в процессе музыкальной, художественно – творческой, исследовательской деятельности; формировать адекватное поведения в различных учебных, социальных ситуациях в процессе восприятия и музицирования; в самооценке; в поиске разрешения конфликтных ситуаций.
познавательные: находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и литературы;
- узнавать характерные черты вокальной музыки;
- наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построения музыки;
- извлекать информацию и делать логические выводы;
- ориентироваться в полученных знаниях, использовать их в жизни.
3. Личностные: в результате урока учащиеся смогут
- проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям;
- воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;
- уметь участвовать в коллективно – творческой деятельности.
__________________________________________________________________________________________
Словарь урока:
Жанры народных песен: трудовые, колыбельные, солдатские, игровые, плясовые
Романс – лирическая песня для голоса и фортепиано (гитары)
Дуэт – ансамбль из двух человек.
Куплетная музыкальная форма — широко распространённая песенная форма в народной, академической, рок и популярной музыке, основанная на повторении одной мелодии (без изменений) с разным текстом. Схема куплетной формы А А А. Если мелодия варьируется с каждым повторением, возникает вариационно-куплетная форма. Схема вариационно-куплетной формы А1 А2 А3.
Ресурсы урока:
- учебник «Музыка 5 класс» Е.Д. Критская Г.П. Сергеева;
- листы самооценки (на каждого ученика);
- ОУ – мультимедийная техника: компьютер, проектор.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | время | |
1 этап Орг. момент | - приветствует учащихся вокальными упражнениями для голоса, просит проверить наличие учебных материалов на рабочем столе | - участвуют в распевании | не более 1 мин. | |
2 этап. Мотивация | - Организует демонстрацию картины художника К. Петрова-Водкина «Полдень», задает вопросы классу: 1.Звучащая ли эта картина? 2. Какие жанры вы слышите? 3. Как называется музыка, предназначенные для пения? Формулирование темы урока: как вы думаете, какой теме будет посвящен наш урок? | - участвуют в обсуждении; - отвечают на проблемные вопросы; - формулируют предполагаемую тему урока; - записывают тему урока в тетрадь | не более 2 мин. | |
3 этап. Актуализация знаний | - задает вопросы для выяснения объема знаний, имеющегося у учащихся по данной теме: 1. Вспомните жанры народных песен; 2. Назовите особенности каждого жанра; 3. Напойте мелодии знакомых народных песен. 4. Какие произведения более сложного жанра тоже можно отнести к вокальной музыке? Например, «Жаворонок»? Можно ли это произведение назвать народной песней? Почему? | - отвечают на вопросы -напевают знакомые песни «Колыбельную», «Эй, ухнем», «У зори-то у зореньки» и т.д. | ||
4 этап. Целепола- гание и планирование | - Формулирует цель урока через виды деятельности учащихся (планируемые результаты). Планируемые результаты: после урока вы сможете - охарактеризовать средства музыкальной выразительности вокального произведения - романса; - определить, чем романс отличается от народной песни? - послушать романсы в исполнении выдающихся певцов. | - отвечают на вопросы «Какие знания вам нужны, чтобы понять тему урока», «Какие вопросы касаются темы и могут войти в план урока?» | не более 2 мин | |
План | 1.Анализ средств муз. выразительности романса А. Варламова и А. Рубинштейна «Горные вершины», опираясь на нотную запись. 2. Жанр романса и его отличие от народной песни. Исполнение романса. 3. Прослушивание романса «Горные вершины» в исполнении сестер Лисициан и Олега Погудина | |||
5 этап Открытие нового знания | ||||
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | время | |
- Задает вопрос классу: 1. Что роднит музыку с литературой? (интонация). - Организует работу с текстом стихотворения М. Лермонтова «Горные вершины»; - Рассказывает о жанре романса; - Организует работу с нотной записью мелодии романса А. Варламова и А. Рубинштейна, пропевая мелодию и простукивая ритм; -Организует прослушивание романсов в исполнении великих певцов; - Анализирует вместе с детьми средства музыкальной выразительности двух романсов | -отвечают на вопросы; - изучают нотную грамоту, простукивают ритм; - сравнивают мелодии романсов - оформляют записи в тетрадях. | не более 10 мин. | ||
6 этап. Включение нового знания в систему знаний. | - Организует разучивание и исполнение романса «Горные вершины» А. Варламова | - исполняют романс сольно, дуэтами, трио, квартетами | 10 мин. | |
- Организация проверки выполнения задания | по 2 мин. на одно выступление | |||
7 этап. Рефлексия и оценивание. | Проверяет результат: -в результате урока учащиеся смогли - отнести жанр романса к лирическим образам; - высказать свое отношение к прослушанной музыке; - высказать предположение о применении данной музыки в жизни; - организация самооценивания или взаимооценивания (Приложени1) | - заполняют оценочные таблицы | 2-3 мин. | |
8 этап. Домашнее задание. | - Дает рекомендации учащимся (индивидуально) по подготовке домашнего задания к следующему уроку, предлагает на выбор по изученной теме: - подобрать тексты песен лирического характера о городе Орле - распечатать фото исполнителей романсов - нарисовать карточки с нотными знаками: восьмые, четверти, пиано, двухголосие, размер 2/4 и 4/4 | 1 мин. |
Приложение 1
. Лист самооценки.
№ | Критерии оценки (базовый уровень) | выполнение | Критерии оценки (повышенный уровень) | выполнение |
1 | отвечал на поставленный вопрос (или вопросы) | конструировал вопрос (или вопросы) или сочинял мелодию к тексту | ||
2 | слушал и анализировал музыку | разбирался в нотной записи | ||
3 | исполнял песню соло, ансамблем или хором | исполнял песню с использованием танцевальных движений, ритмического сопровождения, музыкальных инструментов |
Критерии оценивания:
- 8 – 9 баллов – 5;
- 7 – 6 баллов – 4;
- 5 – 4 баллов - 3;
- Меньше 3 баллов -2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конструирование урока «открытия» нового знания
“Вы не можете научить человека чему-нибудь;Вы можете только помочь ему понять это самому”Галилео Галилей ...
Технологическая карта конструирования урока усвоения новых знаний.
Класс – 5.Тема «Вокальная музыка»...
Технологическая карта конструирования урока открытия нового знания
Данная разработка представляет собой пример технологической карты открытого урока по английскому языку в 8 классе по теме "Условные предложения", выполненную в соответствии с требованиями ФГОС....
Приложение 1. Конструирование урока «открытия» нового знания.
Приложение 1.Конструирование урока «открытия» нового знания....
Технологическая карта комбинированного урока «открытия» новых знаний и развивающего контроля .
Технологическая карта комбинированного урока «открытия» новых знаний и развивающего контроля . Starlight 8. Module 6с...
Технологическая карта конструирования урока открытия нового знания
Техника приема и передач мяча двумя руками сверху...
Технологическая карта конструирования урока изучения нового материала на тему Победа СССР в Великой Отечественной войне. Итоги
Технологическая карта конструирования урока изучения нового материала на тему Победа СССР в Великой Отечественной войне. Итоги...